УДК: 796.011.2
СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ
потенциал спорта и условия его реализации в процессе физкультурно-спортивного образования
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Загревская
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
SPORTS SOCIOCULTURAL POTENTIAL AND CONDITIONS OF ITS REALIZATION WITHIN SPORTS EDUCATION
A.I. Zagrevskaya, associate professor, Ph.D.
National research Tomsk state university, Tomsk
Key words: sport, sports values, personal sports culture, physical and sports education, students.
The paper concerns the sociocul-tural characteristics of sport that can be applied in formation of personal sports culture within physical and sports education. Culturological, personality-activity, synergetic and competence-based approaches to realization of the sociocultural potential of sport were suggested as educational conditions. On the modern stage of social development one should be deeply aware of the value of sport as a phenomenon of human culture and its genuine role in people's life activity. Sport is a specific way of life, a clear image of social and spiritual activities, meaning regularity and keeping to the common human values in everything. Man, his individual and social life, is and has always been the primary subject of the modern sport. Nowadays sport and physical culture are the common material, intellectual, emotional and psychological and spiritual values of society in general and every man in particular. Sport is one of the most efficient and interesting forms of organization of classes of physical culture at higher school, getting more important in students' lifestyle. The emotional aspect of the issue of the physical and sports activity is a significant factor for students. Sport as a sociocultural phenomenon in the modern society is a product and a factor of cultural development. The essence of the sociocultural potential is presented by the values of novations, records and aesthetic values. At the same time sport is a sphere of personal self-realization. The educational conditions of realization of sports sociocultural potential for development of personal sports culture are the use of culturological, personality activity, synergetic and competency approaches when designing the system of university physical and sports education.
Ключевые слова: спорт, ценности спорта, спортивная культура личности, физкультурно-спортив-ное образование, студенты.
Введение. На современном этапе развития общества необходимо глубоко осознать значимость спорта как феномена человеческой культуры и его подлинную роль в жизнедеятельности людей. Спорт - это определенный образ жизни, чистый образ социальной и духовной деятельности, предполагающий во всем размеренность, служение общечеловеческим ценностям. Главным предметом современного спорта был и остается человек, его индивидуальная и общественная жизнь [8].
В настоящее время спорт и физическая культура являются общепризнанными материальными, интеллектуальными, эмоционально-психологическими и духовными ценностями общества в целом и каждого человека в отдельности. Спорт - одна из наиболее эффективных и привлекательных для студентов форм организации занятий физической культурой в высшей школе - занимает все большее место в их образе и стиле жизни. Значимым фактором для студентов выступает эмоциональная сторона процесса физкультурно-спортивной деятельности, проявляющаяся в переживании чувства удовлетворенности от осязаемого положительного эффекта физкультурно-спортивной тренировки, будь то победа на соревнованиях или даже небольшая победа над собой. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что подавляющее большинство студентов хотели бы заниматься избранным видом спорта, отвечающим их интересам и способностям.
Известно, что занятия спортом могут воспитывать у детей и студенческой молодежи как позитивные качества (целеустремленность, настойчивость, силу воли и др.), так и негативные, противоречащие общекультурным ценностям (жестокость, агрессивность). Поэтому необходимо выявление педагогических условий реализации социокультурного потенциала спорта, способствующего формированию
№ 6 • 2013 Июнь | June
21
спортивном культуры личности, что и являлось целью данной статьи.
В настоящее время формируется более широкий философско-культурологический взгляд на спортивную культуру и физкультурно-спортивное образование. Это требует преодоления ограниченности методологических конструкций, связанных с неприемлемой организацией и содержанием системы физического воспитания детей и учащейся молодежи, осознанием человеком и обществом всего богатства этого социального явления, несущего в себе большой культурный потенциал [1].
Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее личностным смыслом.
Социальная необходимость развития спорта в студенческой среде определяется потребностями общества и государства иметь характерное средство воспитания психофизических способностей человека. Спорт является логическим завершением системы «физическая культура», потому что непрофильное физкультурное образование определяет лишь первоначальную основу всестороннего развития двигательных навыков и физических качеств, вырабатывает только предпосылки для их развития, а спорт открывает эти возможности молодых людей на предельных уровнях [7].
А.Г. Егоров и М.А. Захаров (2006) выделяют следующие социокультурные характеристики спорта.
• Спорт - продукт культуры. Спорт всегда испытывает на себе значительное влияние той среды, в условиях которой происходит его становление и развитие. Современный спорт - продукт современной культуры, в нем преобладают технократические ценности, связанные с достижением наивысшего результата. Проблемы спорта следует рассматривать в контексте проблем всей культуры данного общества.
• Спорт - фактор развития культуры. Спорт оказывает значительное влияние на другие социокультурные явления, в том числе на экономику, политику, искусство, язык. В середине XX в. спорт катализировал формирование единого пространства культуры, стал фактором глобализации. Спортивность вошла в моду, она стала признаком времени, а самое главное - знаком успеха. Спорт органичен в теле культуры современности. Он, как никакая другая деятельность, инициирует международные контакты, оказывает существенное влияние на жизнь и культуру людей во всем мире.
• Спорт - воплощение ценности новации. В спорте сконцентрирована ценностная ориентация постиндустриальной цивилизации на непрерывное обновление. Современному спорту свойственно непрерывное обновление спортивного результата и спортивного зрелища, равно как в науке это непрерывное обновление знания, в экономике -производство товаров и услуг.
• Спорт - сфера реализации эстетических ценностей. Одна из общекультурных ценностей спорта заключается в том, что в нем заложены огромные возможности для эстетического воздействия на человека, для воспитания способности воспринимать, чувствовать и производить прекрасное.
• Спорт - сфера самореализации личности. Спорт выступает как одна из важных сфер самореализации и самоутверждения личности. Спортсмен репрезентирует модель борьбы с собственными слабостями, с внешними препятствиями, с временными неудачами.
• Спорт - идеал справедливости. В спорте, как в гуманной игровой модели соревновательных ситуаций реальной жизни, создаются предпосылки для реализации гуманистического принципа справедливости и равенства шансов. Спорт является символом сотрудничества и понимания в мире, становясь символическим мостом для решения конфликтов.
• Спорт и ценность рекордов. Спорт - область антропомаксимологии. Спортивные рекорды позволяют выяснить, каких пределов может достичь человек, используя определенные средства для совершенствования различных качеств и способностей.
• Спорт - система знаний. Достижение высоких спортивных результатов, дальнейшее успешное развитие инфраструктуры спорта невозможны без научного знания, междисциплинарного взаимодействия спортивных и других наук.
• Спорт - квинтэссенция цивилизации, культуры и общества. Спорт является фокусом современного мира. В нем сконцентрированы все ключевые, значимые проблемы, которые актуальны для современной цивилизации [3].
Следует отметить, что выработанные в спорте и физической культуре ценности только тогда могут быть органично восприняты личностью и присвоены на личностно-смысловом уровне, когда они пережиты ею и приняты эмоционально, а не только поняты и усвоены рационально. Отличаясь по своей сути от знаний, выражая межсубъектные отношения, ценности предполагают иной способ распредмечивания -процесс духовного общения, при котором и происходит приобщение личности к тем или иным ценностям, в том числе в сфере спорта и физической культуры.
Системный подход к изучению функционирования спорта и физической культуры в высшей школе (цели, задачи, содержание, организация, технологии и т. д.) позволил спроектировать модель физкультурно-спортивного образования студентов как педагогическую систему, в рамках которой можно наиболее продуктивно реализовать социокультурный потенциал спорта и физической культуры. Целью функционирования данной педагогической системы является формирование спортивной культуры студентов. В качестве теоретико-методологической основы проектирования педагогической системы рассматриваются культурологический, личностно-деятельностный, синергетический и компетентностный подходы, которые, с одной стороны, дополняют друг друга,
22
№ 6 • 2013 Июнь | _1ипе
с другой - отражают тенденции современного высшего образования.
Культурологический подход к образованию понимается нами как культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [2]. Целью такого образовательного подхода выступает становление «человека культуры», в образе которого большое значение придается идее его целостности - чтобы в человеке нашли отражение и природные, и социальные свойства, а также свойства как субъекта культуры, при этом развитие и природных, и социальных начал представлено в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность [9].
Формирование «человека культуры» означает развитие в нем культурных способностей, их реальное использование, которые будут вести студента к формированию себя как личности. При определении целей образования его культуротворческий аспект выходит на первый план.
Культурологический подход дает возможность рассматривать спортивную культуру как общечеловеческую ценность, являющуюся содержательной основой развития личности и общества, а формирование спортивной культуры - как культурологический процесс, разворачивающийся в тесной взаимосвязи с социокультурной образовательной средой вуза. При его выделении в качестве методологического основания мы исходили из того, что освоение культурных ценностей человеком происходит в процессе образования, отражающего тенденции развития общества. При этом человек является субъектом, творцом культуры.
Культурологический подход служит важным средством гуманизации спорта и физической культуры. Проблема гуманизации физкультурно-спортивного образования остро поставила вопрос о сущности культурологического аспекта физкультурно-спортивных знаний, направленных на формирование спортивной культуры личности студентов. С позиций культурологического подхода функции физкультурно-спортивного образования должны быть переориентированы с развития только физического потенциала человека на развитие спортивной культуры личности (как цели и результата физкультурно-спортивного образования) - ее системы физкультурно-спортивных ценностей, самоактуализации, самореализации, саморазвития и опыта творческой физкультурно-спортивной деятельности. М. С. Каган (1996) акцентирует внимание на том, что ценности всегда личност-ны, они постигаются не только умом, но и теми силами человеческой психики, которые позволяют человеку выбирать соответствующее его внутреннему миру содержание культуры и через переживания становиться личностью - субъектом культуры [4].
Реализация культурологического подхода в процессе физкультурно-спортивного образования способствует приобщению студентов к спорту и физической культуре как феноменам общей
культуры: усвоению ими знаний о культуре здоровья, образе жизни, культуре двигательной деятельности, физкультурно-спортивных ценностях и гуманистических идеях олимпизма, культуре общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Физкультурно-спортивное образование в контексте культуры является средством формирования физкультурно-спортивной компетентности студентов, способом реализации их личностных физку-льтурно-спортивных потребностей.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре физкультурно-спортивного образования находится сам обучающийся - его мотивы, потребности, цели, индивидуально-психологические особенности, т. е. студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его физкультурно-спортивных знаний, состояния здоровья, физического развития и подготовленности преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно цель каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода в физкультурно-спортивном образовании формулируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.
Вторым составляющим компонентом личностно-деятельностного подхода к физкультурно-спортивно-му образованию является категория «деятельность». Применительно к осознанию содержания деятельности А. Н. Леонтьев (1975) разграничивает понятия «актуально осознаваемого» и «лишь оказывающегося» в сознании. Для анализа этой особенности любой деятельности, и физкультурно-спортивной в частности, существенным в нашем исследовании является положение о том, что актуально осознается только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта, т. е. занимает структурное место непосредственной цели внутреннего или внешнего действия в системе той или иной деятельности [6].
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию физкультурно-спортивного образования на основе субъектно-субъектного педагогического взаимодействия, которое прежде всего предполагает свободу выбора студентом вида физкультурно-спортивной деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и мотивами, а также тренера-преподавателя по виду спорта. Такой подход предусматривает, во-первых, создание условий личностной самоактуализации и личностного роста студента. Во-вторых, формирует активность самого студента, его готовность к физкультурно-спортивной деятельности, к решению проблемных учебно-тренировочных задач на основе доверительных субъектно-субъектных отношений с тренером-преподавателем. В-третьих, личностно-деятельностный подход предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним выступает мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив. В-четвертых, данный подход в контексте нашего исследования означает при-
№ 6 • 2013 Июнь | _1ипе
23
нятие учебно-тренировочной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Личностно-деятельностный подход к физкультурно-спортивному образованию означает также наличие актуальной ситуации для освоения студентами новых форм, правил, способов и средств физкультурно-спортивной деятельности, т. е. развитие не только физического потенциала студента, но и его личности в целом.
Мы считаем, что развитием спортивной культуры личности движет основное понятие синергетики - «самоорганизация», так как основные синергетические признаки: открытость, диссипативность и нелинейность - присутствуют в развитии спортивной культуры личности студента.
Современный синергетический подход рассматривает человеческую личность как относящуюся, по мысли М. С. Кагана (2005), к четвертому классу -суперсверхсложным системам, согласно процессу их самоорганизации [5]. Применительно к процессу вузовского развития спортивной культуры студентов это выглядит таким образом: введение личности студента в пространство спорта в реальности представляет введение многообразия способов самоорганизации каждой личности, поскольку, как сверхсложная система, каждая личность уникальна в безграничном многообразии конкретных модификаций. Отсюда следует, что, несмотря на спроектированную организацию развития спортивной и физической культуры личности средствами спорта, ей присуща самоорганизация, поскольку студенты как уникальные личности-субъекты воспринимают спорт и физическую культуру, все заложенные в них духовно-ценностные, эстетические, нравственные и творческие основания каждый по-своему, несмотря на общность принятия их основных позиций.
Синергетический подход к содержанию физку-льтурно-спортивного образования студентов предполагает ориентацию студента на физкультурно-спор-тивное саморазвитие и самосовершенствование в процессе освоения ценностей спорта и физической культуры в вузе.
Компетентностный подход в нашем исследовании отражает требования Государственного образовательного стандарта третьего поколения представления результатов образования, в том числе и физкультурно-спортивного, в компетенциях и компетентности. Под компетенцией мы понимаем способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на ее деятельностном аспекте. Компетенции являются основным содержанием компетентности. Они базируются на отдельных сторонах личности человека, выработанной готовности к конкретному действию, на сформированной ценностной ориентации.
Компетентность в сфере спорта и физической культуры условно названа нами «физкультурно-спортивной компетентностью», под которой мы понимаем совокупность ценностно-смысловых ори-ентаций, знаний, умений, навыков в осуществлении физкультурно-спортивной деятельности, обуслов-
ленных личным опытом субъекта. Физкультурно-спортивная компетентность - это интегративная личностная характеристика специалиста, которая складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций. На наш взгляд, в составе физкультурно-спортивной компетентности можно выделить следующие компетенции: ценностно-смысловую, здоровьесберегающую, коммуникативную, двигательную и компетенцию физкультурного самосовершенствования.
В заключение можно отметить следующее. Спорт как социокультурное явление в современном обществе представляет собой продукт и фактор развития культуры. Содержание социокультурного потенциала спорта представлено ценностями новаций, рекордов, эстетическими ценностями. Одновременно спорт выступает сферой самореализации личности. Педагогическими условиями реализации социокультурного потенциала спорта для развития спортивной культуры личности является использование культурологического, личностно-деятельностного, си-нергетического и компетентностного подходов при проектировании системы физкультурно-спортивного образования в высшей школе.
Литература
1. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону.
- 2000. - 218 с.
3. Егоров А.Г. Фэйр Плэй в современном спорте: учеб. пособие / А.Г. Егоров, М.А. Захаров. - Смоленск, 2006. - 186 с.
4. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.
5. Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс / М.С. Каган // Обсерватория культуры. - 2005. - № 2. - С. 4-10.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 275 с.
7. Лубышева Л.И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева, В.А. Романович.
- М., 2011. - 240 с.
8. Мазов Н.Ю. Спорт как социокультурное явление: автореф. дис. ... докт. филос. наук / Н.Ю. Мазов. - Уфа, 2009. - 44 с.
9. Максакова В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. - М., 2001. - 256 с.
References
1. Balsevich, V.K. Sports focused physical education: educational and social aspects / / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2003. - № 5. - P. 19-22. (In Russian)
2. Bondarevskaya, E.V. Theory and practice of person-centered education. - Rostov-on-Don. - 2000. - 218 P. (In Russian)
3. Egorov, A.G., Zakharov, M.A. Fair Play in modern sport: study guide. - Smolensk, 2006. - 186 P. (In Russian)
4. Kagan, M.S. Philosophy of culture / M.S. Kagan. - St.Petersburg: Petropolis, 1996. - 414 P. (In Russian)
5. Kagan, M.S. Personality formation as a synergetic process / M.S. Kagan // Observatoriya kul'tury. - 2005. № 2. P. 4-10. (In Russian)
6. Leont'ev, A.N. Activity, consciousness, personality. - Moscow: Politizdat, 1975. - 275 P. (In Russian)
7. Lubysheva, L.I., Romanovich, V.A. Sports culture at secondary comprehensive school. - Moscow, 2011. - 240 P. (In Russian)
8. Mazov, N.Yu. Sport as a sociocultural phenomenon: abstract of doctoral thesis (Phil.). - Ufa, 2009. 44 P. (In Russian)
9. Maksakova V.I. Educational anthropology. - Moscow. - 2001. -256 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 25.03.2013 г.
24
№ 6 • 2013 Июнь | June