Научная статья на тему 'Педагогические технологии в физкультурно-спортивной деятельности студентов'

Педагогические технологии в физкультурно-спортивной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / DISCIPLINE "PHYSICAL EDUCATION" / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITIES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилько В. Г., Шилько Т. А., Гусева Н. Л.

The methodology of organization of physical education at Tomsk State University (TSU) using sports-centered educational technologies was first proposed by us in the 90s of the last century. The purpose of the present study was to generalize the experience of sports-centered physical education of students within a big Siberian university. The main principles for the implementation of the curriculum of sports-centered physical education were set during the development, which included: the freedom to choose kind of sport and physical activity, taking into account students’ motives and interests, the use of training physical load, continuity of mandatory and optional forms of classes, compulsory (twice a year) tests of psychophysical and functional readiness of students for regular physical exercises. Proceeding from the results of the studies on the development and implementation into the system of physical education in higher school of educational technologies, the tasks of harmonious physical development of students can be effectively implemented in case of wide range of means of physical culture, rendering an optimal impact on physical and mental development, functional and psycho-emotional states, spiritual sphere, etc. So the applied educational technologies should, on the one hand, successfully meet the challenges of scientific and methodological support of the training process, and on the other, promote the real transition from mandatory physical exercises to independent forms of sports activity of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в физкультурно-спортивной деятельности студентов»

УДК: 796.078

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

технологии в физкультурно-спортивной деятельности студентов

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько Т.А. Шилько

Кандидат педагогических наук Н.Л. Гусева Томский государственный университет, Томск

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY OF STUDENTS V.G. Shil'ko, professor, Dr.Hab. T.A. Shil'ko N.L. Guseva, Ph.D. Tomsk State University, Tomsk Key words: discipline "Physical Education", educational technology, sports activities, students.

The methodology of organization of physical education at Tomsk State University (TSU) using sports-centered educational technologies was first proposed by us in the 90s of the last century.

The purpose of the present study was to generalize the experience of sports-centered physical education of students within a big Siberian university. The main principles for the implementation of the curriculum of sports-centered physical education were set during the development, which included: the freedom to choose kind of sport and physical activity, taking into account students' motives and interests, the use of training physical load, continuity of mandatory and optional forms of classes, compulsory (twice a year) tests of psychophysical and functional readiness of students for regular physical exercises.

Proceeding from the results of the studies on the development and implementation into the system of physical education in higher school of educational technologies, the tasks of harmonious physical development of students can be effectively implemented in case of wide range of means of physical culture, rendering an optimal impact on physical and mental development, functional and psycho-emotional states, spiritual sphere, etc. So the applied educational technologies should, on the one hand, successfully meet the challenges of scientific and methodological support of the training process, and on the other, promote the real transition from mandatory physical exercises to independent forms of sports activity of students.

Ключевые слова: дисциплина «Физическая культура», педагогические технологии, спортивная деятельность, студенты.

Методология построения физического воспитания в Томском государственном университете (ТГУ) с использованием спортизирован-ных педагогических технологий впервые предложена нами в 90-е гг. прошлого столетия.

Цель исследования - обобщить опыт организации спортизи-рованного физического воспитания студентов в условиях крупного сибирского вуза.

Методика и организация исследования. В процессе разработки были сформулированы основные принципы реализации учебной программы по спортивно-ориентированному физическому воспитанию, к числу которых относятся: свобода выбора вида спорта и физической активности с учетом мотивов и интересов студентов, применение физической нагрузки тренирующей направленности, преемственность обязательных и дополнительных форм занятий, обязательное (2 раза в год) тестирование уровней психофизической и функциональной готовности студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями.

На этапе разработки технологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности было определено, что его построение должно осуществляться по типу общепедагогических технологий, ориентированных на всестороннее развитие личности студента [ 4]. Предметно-содержательная часть экспериментальных технологий не ограничивалась развитием только двигательной сферы, а предлагала наряду с решением задач, связанных с физическим совершенствованием студентов, уделять достойное внимание интеллектуальному, духовному и экологическому воспитанию.

В качестве базовой технологии была выбрана комплексная личностно ориентированная технология спортивно-видовой, общеразвивающей и оздоровительной направленности, которая позволила охватить физическим воспитанием практически весь контингент студентов, независимо от состояния здоровья, физиче-

ской подготовленности и других факторов. При ее разработке наибольшая сложность состояла в распределении объема и интенсивности различных видов учебной нагрузки (в часах) по разделам учебной программы и годам обучения, исходя из трудоемкости, определенной федеральным образовательным стандартом (408 ч. -специалисты и 400 ч.- бакалавры). При наполнении педагогических технологий конкретным содержанием использовался опыт интеграции основных принципов, средств и методов спортивной тренировки в систему физического воспитания («спортизация» физического воспитания) [1].

С целью удовлетворения физкультурно-спортивных интересов студентов и повышения привлекательности учебной программы по физическому воспитанию выбирались популярные у студенческой молодежи виды спорта (спортивные игры, плавание и др.) и физической культуры (бег, ходьба на лыжах, подвижные игры, эстафеты и т.д.).

Технологизация учебно-тренировочного процесса предполагала использование информационно-технических средств, программированного обучения (освоение программ с помощью аудио-, видео-, компьютерных систем, тренажерных комплексов и т.д.) в сочетании с традиционной системой обучения (ОФП).

Оценку эффективности технологий определяли с помощью ежегодного двухразового (осень, весна) тестирования уровней общей и специальной физической подготовленности, функционального состояния студентов с последующей статистической обработкой показателей [3].

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты мониторинга подтверждают, что технологическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности в ТГУ позволяет достоверно изменять показатели мотивационной структуры (к окончанию 3-го курса в 2 и более раз возрастает количество мотиваций), стабилизировать функциональное состояние организма, повысить его работоспособность и улучшить физическое развитие. Однако отсутствие достоверных изменений показателей в воспитании таких физических качеств, как общая выносливость и силовые способности студенток 1-111 курсов, превратилось уже в застарелую проблему.

Переход вузов с 2011 г. на двухступенчатую систему образования (бакалавры, магистры) предопределил необходимость поиска дополнительных форм физического воспитания в связи с уменьшением количества часов, выделенных на дисциплину «Физическая культура».

Наряду с общественно-самодеятельной формой занятий нами разработаны и другие формы физкультурно-спортивной деятельности, практикуемые в вузе, задачей которых является массовое вовлечение студентов в самостоятельные занятия физическими упражнениями через систему добровольных спортивных обществ, групповые и индивидуальные формы физкультурно-спортивной деятельности в игровых и тренажерных залах, на стадионах, лыжных базах, в оздоровительно-спортивных лагерях в период проведения учебных практик, в студенческих строительных отрядах и т. д. [2].

Комплексное использование различных форм организации занятий физическими упражнениями в ТГУ способствовало существенному увеличению показателей двигательной активности студентов в течение учебной недели до 6-9 ч в неделю, что соответствует уровню физиологического норматива, необходимого для поддержания умственной и физической работоспособности студентов в оптимальном состоянии.

В ходе исследования нами доказано, что для приобщения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни необходимо использование комплексной технологии, в структуре которой присутствуют обязательная форма физического воспитания, спорт, различные направления физкультурной рекреации и двигательной реабилитации и общественно-самодеятельная форма физкультурно-спортивной деятельности.

Выводы. Результаты исследований по разработке и внедрению в систему физического воспитания в вузе педагогических технологий убедительно доказывают, что для успешной реализации задач гармоничного физического развития студентов необходим целый комплекс средств физической культуры, оптимально воздействующих на физическое и умственное развитие, функциональное и психоэмоциональное состояние, духовную сферу и т. д. Для этого применяемые педагогические технологии, c одной стороны, должны успешно решать задачи научно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса, а с другой - способствовать реальному переходу от обязательных форм занятий физическими упражнениями к самостоятельным формам физкультурно-спортивной деятельности студентов.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процесс физического воспитания / В.К. Бальсевич и др. // Теория и практика физ. культуры. -

1997. - № 6. - С. 15-25.

2. Гусева, Н.Л. Физическое воспитание студентов на основе организации общественно-самодеятельных форм физкультурно-спортивной деятельности / Н.Л. Гусева, В.Г. Шилько // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 4. - С . 25-28.

3. Капилевич, Л.В. Физиологический мониторинг физического воспитания студентов: монография / Л.В. Капилевич, В.Г. Шилько. - Омск: Изд-во Palmarium Academic Publishing, 2012.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование,

1998. - 256 с.

References

1. Balsevich, V.K. Conversion of the conceptual issues of the theory of sports training in the physical education process / V.K. Balsevich et al. // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1997. - № 6. - P. 15-25. (In Russian)

2. Guseva, N.L. Physical education for students based on the organization of public amateur forms of sports activities / N.L. Guseva, V.G. Shil'ko // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2011. - № 4. - P. 25-28. (In Russian)

3. Kapilevich, L.V. Physiological monitoring of physical education of students: monograph / L.V. Kapilevich, V.G. Shil'ko. - Omsk: Palmarium Academic Publishing, 2012. (In Russian)

4. Selevko, G.K. Modern educational technologies: study guide / G.K. Selevko. - Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. - 256 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 04.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.