Научная статья на тему 'Реализация вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий'

Реализация вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL PROCESS / VARIATIVE COMPONENT / FITNESS TECHNOLOGIES / YOUNG STUDENTS / PHYSICAL FITNESS / STATE OF HEALTH / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осыченко М.В., Скрипкин В.С.

The dynamic changes taking place in all spheres of social life affected the system of education too. The purpose of the study was to design and introduce into the educational complex on physical culture of variative, innovation forms of classes based on modern fitness technologies. The studies revealed the average or below average physical fitness level of students in the beginning of the experiment and determine the ways of its enhancement. The system approach to organization of educational classes of physical education, in view of the needs of physical culture and students’ interests, facilitated enhancement of the quality of education and increase students’ motor activity. As follows from the test, the female students engaged in variative forms of classes (fitness aerobics, fitness-yoga, gym workouts), improved significantly their physical fitness indices. It is to be marked that health level, regularity of classes and physical fitness are closely related with each other. The studies proved the necessity of introducing variative forms of classes into the educational process on physical culture in view of modern fitness technologies, for they not only develop physical qualities and rise the interest in classes, but are also good for health of young students. Appropriate instrumental component of this technology is the main condition of realization of variative recreational forms of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осыченко М.В., Скрипкин В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий»

УДК: 796.034.2

РЕАЛИЗАЦИЯ

вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий

Кандидат философских наук, доцент М.В. Осыченко Кандидат ветеринарных наук, доцент В.С. Скрипкин Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

REALIZATION OF VARIATIVE COMPONENT OF DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» BASED ON MODERN FITNESS TECHNOLOGIES M.V. Osychenko, associate professor, Ph.D.

V.S. Skripkin, associate professor, Ph.D.

Stavropol state agrarian university, Stavropol

Key words: educational process, variative component, fitness technologies, young students, physical fitness, state of health. The dynamic changes taking place in all spheres of social life affected the system of education too. The purpose of the study was to design and introduce into the educational complex on physical culture of variative, innovation forms of classes based on modern fitness technologies. The studies revealed the average or below average physical fitness level of students in the beginning of the experiment and determine the ways of its enhancement.

The system approach to organization of educational classes of physical education, in view of the needs of physical culture and students' interests, facilitated enhancement of the quality of education and increase students' motor activity.

As follows from the test, the female students engaged in variative forms of classes (fitness aerobics, fitnessyoga, gym workouts), improved significantly their physical fitness indices. It is to be marked that health level, regularity of classes and physical fitness are closely related with each other.

The studies proved the necessity of introducing varia-tive forms of classes into the educational process on physical culture in view of modern fitness technologies, for they not only develop physical qualities and rise the interest in classes, but are also good for health of young students.

Appropriate instrumental component of this technology is the main condition of realization of variative recreational forms of education.

Ключевые слова: учебный процесс, вариативный компонент, фитнес-технологии, студенческая молодежь, физическая подготовленность, состояние здоровья.

Актуальность. Динамические изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах жизни общества, не могли не затронуть и систему высшего образования. Высокие требования, предъявляемые на рынке трудовых ресурсов к молодым специалистам, предопределяют наличие у них достаточно высокого интеллектуального потенциала, а также хорошего здоровья и высокой работоспособности.

В современных условиях возросли требования к физическому воспитанию, как средству повышения физической подготовленности и уровня здоровья студенческой молодежи.

В последнее время система организации учебных занятий по физической культуре на практике, к сожалению, не способствовала приобщению студентов к физкультурно-спортивной деятельности в целом, а также повышению и укреплению здоровья студенческой молодежи. Кроме того, неэффективно закладывалась и база физической подготовленности для будущей профессиональной деятельности.

Реалии таковы, что важнейшим условием совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию в вузе является не только обучение умениям и навыкам физкультурной деятельности, но и творческое развитие и самовыражение студентов в различных видах физической культуры.

На современном этапе развития вузовского обучения появилась необходимость в смене устоявшихся физкультурных и спортивных направлений и внедрении новых эффективных технологий обучения в процессе освоения предмета «Физическая культура», которые призваны обеспечить повышение двигательного потенциала студентов, а следовательно, и успешное приобретение знаний. Это требует отказа от авторитарных методов учебного процесса и обращения

№ 9 • 2013 Сентябрь | September

11

к личности студента, его интересам и потребностям в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Исследования ведущих специалистов в области физической культуры показали, что традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля не отвечает современным требованиям (В.К. Бальсевич, 2003; Л. И. Лубышева, 2002; М. Я. Виленский, 2004; В. И. Столяров, 2007, и др.).

Так, В. К. Бальсевич и Л. И. Лубышева считают, что в современных условиях вузовского обучения особую значимость приобретает поиск новых эффективных методов и технологий обучения, которые призваны обеспечить повышение двигательного потенциала молодого поколения. По их мнению, необходимо отойти от общей стандартизации в организации и проведении учебных занятий по предмету «Физическая культура».

В связи с этим проблема освоения ценностей физической культуры определяется как социально значимая задача, для решения которой необходима разработка таких форм организации занятий, которые смогли бы на практике решить проблему приобщения студенческой молодежи к физкультурной деятельности.

В последнее десятилетие отмечается ухудшение состояния здоровья студенческой молодёжи.

Известно, что одной из причин, ухудшающих здоровье студентов, является гиподинамия. В связи с этим именно в студенческой среде возникает необходимость поддержания всех систем организма в оптимальном функциональном состоянии. Решить такую проблему, на наш взгляд, можно повышением двигательной активности студентов.

Прежде всего, отметим, что перед распределением студентов по группам здоровья нами изучена картина общей заболеваемости у 1704 студентов 1-го курса, поступивших в СтГАУ в 2012/13 учебном году. По данным медицинского осмотра, студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, составляют: в подготовительной группе - 21 %; в специальной медицинской группе - 17,6 % от общего числа первокурсников; освобожденные от занятий - 2 %.

В структуре общей заболеваемости наибольший процент приходится на болезни сердечнососудистой системы, удельный вес которых равняется 24,6 %. Далее идут болезни опорно-двигательного аппарата, удельный вес которых составляет 21,8 %. Третьими в структуре общей заболеваемости у обследуемых студентов являются болезни органов зрения - 19,4 %. За ними следуют болезни органов пищеварения - 13,4 %. На долю других заболеваний приходятся: заболевания почек и мочевыводящих путей - 6,1 %; заболевания органов дыхания - 3,1 %; лор-органов - 2,3 %; болезни эндокринной системы - 4,1 %; остальные - 5,2 %.

Также в сентябре 2012/13 учебного года в соответствии с разделом учебной программы «Контрольные нормативы» было проведено тестирование

уровня физической подготовленности и физического развития студентов-первокурсников основного и подготовительного отделений.

На основе комплекса исходных показателей (возраст, масса тела, рост, ЧСС в покое и при нагрузке, систолическое и диастолическое давление) были получены данные, характеризующие функциональное состояние и двигательные способности студентов, из чего определялся уровень их физического состояния в целом.

Нами было установлено, что студенты 1-го курса (47 % юношей и 39,5 % девушек) в основном имеют средний уровень физической подготовленности. При изучении отдельных показателей основных физических качеств также установлено, что практически все показатели физического развития первокурсников ниже показателей, предусмотренных программой.

Основанием для проведения нашего педагогического эксперимента послужили низкие показатели физической подготовленности и физического развития студентов-первокурсников, а также высокий процент студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В связи с этим преподавательским составом кафедры физического воспитания и спорта в полной мере использовался вариативный курс учебной программы, который предоставляет возможность педагогам самостоятельно определить содержание учебных занятий, оптимально учитывая интересы и потребности студентов.

Цель исследования - разработка и последующее внедрение в учебный процесс по физической культуре вариативных, инновационных форм занятий на основе современных фитнес-технологий.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса Ставропольского государственного аграрного университета на кафедре физического воспитания и спорта с сентября 2012 г. по май 2013 г.

В эксперименте приняли участие 68 студенток подготовительной группы в возрасте 17-18 лет. На основании проведенного мониторинга были сформированы три экспериментальные группы (ЭГ) и одна контрольная (КГ), по 17 человек в каждой.

В экспериментальные группы вошли девушки, занимающиеся в секциях по интересам: ЭГ-1 занималась оздоровительной аэробикой, ЭГ-2 посещала занятия по фитнес-йоге, ЭГ-3 занималась в тренажерном зале, а в КГ студентки занимались по стандартной программе дисциплины «Физическая культура».

Для выявления интересов учащейся молодежи к формам физкультурной деятельности был проведен социально-педагогический мониторинг, который включал:

- исходные и конечные показатели физической подготовленности у участников эксперимента;

- показатели посещаемости студентами занятий в течение эксперимента;

12

№ 9 • 2013 Сентябрь | Бер1етЬег

- данные о пропусках занятий по болезни.

Результаты исследования и их обсуждение.

Популярность фитнеса значительно возросла за последние годы. Исследования показали, что занятия фитнесом интересны всем, и особенно учащейся молодежи. В ходе мониторинга нами установлено, что 87 % студенток подготовительного отделения отдали предпочтение вариативным формам занятий по физической культуре, в частности оздоровительному фит-несу. Наибольшее предпочтение было отдано: оздоровительной аэробике - 28 %, фитнес-йоге - 22 %, занятиям в тренажерном зале - 37 %, другим формам физкультурно-оздоровительной деятельности - 13 % (рис. 1).

Анализируя результаты проведенного исследования, мы видим, что до начала эксперимента показатели физической подготовленности студенток в трех ЭГ и в КГ находились примерно на одном уровне.

Проведенное нами тестирование показало, что занятия в тренажерном зале с использованием вело-тренажеров, беговых дорожек и силовых тренажеров позволили студенткам ЭГ-3 достичь наибольшего результата в тесте «Бег на 100 м», что способствовало развитию быстроты. Прирост показателей по тесту «Бег на 100 м» составил: в ЭГ-1 - 3,8 %, ЭГ-2 - 3,3 %, ЭГ-3 - 5,2 %; в КГ - 3,1% (р>0,05).

Прирост показателей в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» составил: в ЭГ-1- 48,5 %, ЭГ-2 - 65 %, ЭГ-3 - 59,8 %; в КГ - 22 % (р<0,05).

По тесту «Упражнения на пресс за 30 с» прирост показателей увеличился: в ЭГ-1 - на 35,5 %, ЭГ-2 -на 41,8 %, ЭГ- 3 - на 37,4 %; в КГ - на 18,3 % (р<0,05).

Темп прироста показателей по тесту «Гибкость» увеличился: в ЭГ-1 - на 46,7 %, ЭГ-2 - на 54,9 %, ЭГ-3 -на 17 %; в КГ - на 16,1 % (р<0,05).

Из приведенных данных мы видим, что студентки, посещающие занятия по фитнес-йоге, достигли наибольших результатов в развитии силы и гибкости. Студентки, посещавшие занятия в тренажерном зале и секцию по аэробике, достигли наибольших результатов в развитии скоростно-силовых качеств (р<0,05).

Полученные данные позволяют сделать вывод, что под воздействием предлагаемых нами физкультурно-

оздоровительных технологий (оздоровительной аэробики, фитнес-йоги, занятий в тренажерном зале) происходит достоверное качественное и количественное улучшение большинства исследуемых параметров физической подготовленности (см. таблицу).

Также необходимо отметить, что посещаемость занятий во всех ЭГ была гораздо выше, чем в КГ, где студентки, к нашему сожалению, неохотно занимались по стандартной программе.

В ходе проведенного исследования нами было установлено, что если в начале эксперимента процент посещаемости дисциплины «Физическая культура» составлял 71 %, то к окончанию эксперимента в ЭГ-1 посещаемость повысилась до 93 %, в ЭГ-2 -до 91 %, в ЭГ-3 - до 94 %. Положительная динамика посещаемости студентами секционных занятий указывает на формирование устойчивой мотивации к избранным формам физкультурной деятельности. В КГ этот процент изменился незначительно и составил 74 % (рис. 2).

Студентки, занимающиеся в секциях по интересам (аэробика, фитнес-йога, тренажерный зал), за время проведения эксперимента практически не болели, в то время как в КГ случаев пропусков занятий по болезни было выявлено больше. Это подтверждают данные медицинского пункта: ЭГ-1 - 18 %; ЭГ-2 - 16 %; ЭГ-3 - 21 %. В КГ этот показатель составил 32 % (рис. 3).

Выводы. Результаты исследования позволили выявить средний и ниже среднего уровень физической подготовленности учащихся в начале эксперимента и определить пути его повышения.

Системный подход к организации учебных занятий по физической культуре, с учетом физкультурных потребностей и интересов студентов, позволил повысить качество обучения и увеличить двигательную активность учащихся.

Тестирование показало, что студентки, вовлеченные в вариативные формы занятий (оздоровительную аэробику, фитнес-йогу, занятия в тренажерном зале), смогли существенно повысить показатели физической подготовленности. Очень важно отметить, что между уровнем здоровья, систематичностью занятий и физической подготовленностью существует прямая зависимость.

Рис. 1. Процентное соотношение предпочтений студенток 1-го курса формам физкультурно-оздоровительной деятельности

Рис. 2. Процентное соотношение посещаемости занятий студентками 1-го курса в течение эксперимента

№ 9 • 2013 Сентябрь | Бер1етЬег

13

Результаты тестирования в контрольной и экспериментальных группах до и после эксперимента

Контрольные упражнения-тесты Группы, n-17 Статистические параметры

до эксперимента после эксперимента Абс. % t р

M±m M±m

Бег на 100 м, с ЭГ-1 16,58±0,025 15,96±0,034 0,62 3,8 15,429 >0,05

ЭГ-2 16,67±0,040 16,12±0,063 0,55 3,3 7,262 >0,05

ЭГ-3 16,62±0,036 15,77±0,040 0,85 5,2 15,930 >0,05

КГ 16,60±0,043 16,10±0,064 0,5 3,1 6,577 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, колич. раз ЭГ-1 8,353±0,226 12,41±0,243 4,05 48,5 12,221 <0,05

ЭГ-2 8,941±0,290 14,76±0,202 5,81 65 16,471 <0,05

ЭГ-3 7,944±0,228 12,70±0,256 4,75 59,8 13,873 <0,05

КГ 7,941±0,254 9,765±0,304 1,82 22,0 4,641 <0,05

Упражнения на пресс за 30 с, колич. раз ЭГ-1 16,17±0,28 21,88±0,445 5,71 35,5 10,778 <0,05

ЭГ-2 15,47±0,190 21,94±0,481 5,77 41,8 12,475 <0,05

ЭГ-3 15,87±0,256 21,81±0,421 5,94 37,4 11,694 <0,05

КГ 16,05±0,135 19,00±0,284 2,95 18,3 9,345 <0,05

Тест на гибкость, см ЭГ-1 7,412±0,228 10,88±0,331 3,46 46,7 9,300 <0,05

ЭГ-2 7,588±0,228 11,76±0,327 4,17 54,9 10,483 <0,05

ЭГ-3 7,235±0,182 8,471±0,212 1,23 17 4,415 <0,05

КГ 6,941±0,201 8,059±0,135 1,11 16,1 4,625 <0,05

Контрольная группа

Рис. 3. Пропуски занятий по болезни студентками 1-го курса в течение эксперимента

9.

// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 4. - С. 56-59. Карасева Е.Н. Физическое воспитание студенток высших учебных заведений на основе использования оздоровительных гимнастических систем: дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Карасева. - М., 2012. - 191 с.

Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 168 с.

Осыченко М.В. Фитнес-технологии как фактор повышения мотивации студентов / М.В. Осыченко // Вестник АПК Ставрополья. - 2012. - № 3 (7). - С. 9-12.

Осыченко М.В. Фитнес как главный компонент формирования здорового образа жизни студенческой молодежи / М.В. Осыченко // Вестник АПК Ставрополья. - 2012. - № 4(8). - С. 12-14. Пестова Т.Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Пестова. - Карачаевск, 2004. - 24 с.

Столяров В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во «Университетская книга», 2011. - 234 с.

£ л а

■о с

га

£

О (U ■С

Н

По результатам нашего исследования можно сделать вывод о необходимости внедрения в учебный процесс по физической культуре вариативных форм занятий на основе современных фитнес-технологий, так как они не только развивают физические качества и повышают интерес к занятиям, но и положительно влияют на состояние здоровья студенческой молодежи.

Основным условием реализации вариативных физкультурно-оздоровительных форм обучения является наличие соответствующей инструментальной составляющей данной технологии (залы, спортивные площадки, материально-техническое, программное и учебно-методическое обеспечение).

Использованная литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баринов С.Ю. Инновационная система спортивного воспитания студентов: метод. пособие для преподавателей / С.Ю. Баринов. - М.: изд-во «Университетская книга», 2009. - 182 с.

2. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.

3. Бальсевич В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева [и др.]

References

1. Barinov, S.Yu. The innovation system of sports education of students: teacher's guide / S.Yu. Barinov. - Moscow: Universitetskaya kniga, 2009. - 182 P. (In Russian)

2. Balsevich, V.K. Sports vector of physical education in Russian school: monograph / V.K. Balsevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2006. - 112 P. (In Russian)

3. Balsevich, V.K. The new vectors of modernization of systems of mass physical education of children and teenagers in comprehensive school / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta. - 2003. - № 4. - P. 56-59. (In Russian)

4. Karaseva, E.N. Physical education of higher educational institutions based on the use of recreational gymnastic systems: Ph.D. thesis / E.N. Karaseva. - Moscow, 2012. - 191 P. (In Russian)

5. Lubysheva, L.I. Sportization in comprehensive school / L.I. Lubysheva. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2009. - 168 P. (In Russian)

6. Osychenko, M.V. Fitness technologies as a factor of increase of students' motivation / M.V. Osychenko // Vestnik APK Stavopol'ya. - 2012. - № 3 (7). - P. 9-12. (In Russian)

7. Osychenko, M.V. Fitness as a key component of formation of healthy way of life of young students / M.V. Osychenko // Vestnik APK Stavopol'ya. - 2012. - № 4(8). - P. 12-14. (In Russian)

8. Pestova, T.G. Physical culture as a factor of socialization of student's personality: abstract of Ph.D. thesis / T.G. Pestova. -Karachaevsk, 2004. - 24 P. (In Russian)

9. Stolyarov, V.I. Theoretical basics of students' sports culture / V.I. Stolyarov, S.Yu. Barinov. - 2nd ed., rev. and cor. - Moscow: Universitetskaya kniga, 2011. - 234 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

osychenko.marina@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

14

№ 9 • 2013 Cентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.