Научная статья на тему 'РОЛЬ ЖЕНЩИН - ПЕРВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦ ОПЕРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЕРНОГО ИСКУССТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ(1940-1960-Е ГОДЫ)'

РОЛЬ ЖЕНЩИН - ПЕРВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦ ОПЕРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЕРНОГО ИСКУССТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ(1940-1960-Е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ИСПОЛНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муминова Х.А.

История становления и развития профессионального музыкального искусства в Таджикистане свидетельствует, что на определенном начальном этапе процесса формирования оперного искусства в нашей стране весьма существенную роль сыграли первые женщины-таджички, которые поначалу даже без специальной музыкальной подготовки готовили исполнение первых оперных партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHOWS IN FORMATION OF NATIONAL OPERA ART IN TAJIKISTAN (1940-1960- YEARS)

The history of formation and development of professional musical art in Tajikistan testifies that the first women-Tajiks played significant role on certain initial stage of process of formation of opera art in our country. It should be noted that the first women-Tajiks even worked for the first opera parties without special musical.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЖЕНЩИН - ПЕРВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦ ОПЕРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЕРНОГО ИСКУССТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ(1940-1960-Е ГОДЫ)»

Адабиёт:

1. Хдкимов А. Ик;тисодиёти миллй: асосх,ои бехатарй ва ра:кобатнопазирй. - Душанбе, 2007.

2. Хдбибов С.Х,., Ч,омидов М.Ч,. Тичорати байналмилалй. - Душанбе, 2007.

3. Фаъолияти ик;тисодии хоричии Ч,умх,урии Точикистон (мачмуаи омории Кумитаи давлатии омори Ч,Т). - Душанбе, 2000.

4. Гордов А.П. Национальный экономика. 2 изд. СПБ, 2007.

5. Ях,ёев О.З., Х,одиев Д. Ик;тисодиёт ва ичтимоиёти мехдат. - Душанбе, 2007.

6. Мух,очирати мехдатй (мачмуаи омории Кумитаи давлатии омори Ч,Т). - Душанбе, 2000.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Содикрв Музафар Сафарович

В статье автор рассматривает проблему трудовой миграции в Таджикистане. Одной из основных причин возникновения трудовой миграции в республике автор считает политический кризис 90-х годов XX века. А также местестем, параллельно с процессом миграции граждан Таджикистана в другие страны автор отражает и поступление трудовых мигрантов в республику из соседних стран.

Ключевые слова: Таджикистан, миграция, Россия, проблема, трудовые, политические.

REASONS FOR THE EMERGE OF THE LABOR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Sodiqov M. S.

The problems of labor migration in the Republic of Tajikistan are reviewed in this article. The author considers that one of the main reasons for emerge of labor migration in the country is politics crisis of 90th years of the 20th century. The author reflects the process of the immigration of the citizens of Tajikistan to other countries and entrance of labor migration to our country from neighborhood countries as well.

Key words: labor migration, reason, emerge, entrance, country, neighbourhood.

Сведения об авторе: Соди^ов Музафар Сафарович - старший преподаватель кафедры всеобщей истории, исторического факультета, Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айнй, тел.: (+992) 935-25-25-46

Information about the author: Sodiqov Muzafar Safarovich, senior lecturer, Chair of General History, History Faculty, Tajik State Pedagogical University named ifter Sadriddin Aini, tel.: (+992) 935-25-25-46

РОЛЬ ЖЕНЩИН - ПЕРВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦ ОПЕРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЕРНОГО ИСКУССТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ (1940-1960-Е ГОДЫ)

Муминова Х. А.

Таджикский государственный институт искусств

История становления и развития профессионального музыкального искусства в Таджикистане свидетельствует, что на определенном начальном этапе процесса формирования оперного искусства в нашей стране весьма существенную роль сыграли первые женщины-таджички, которые поначалу даже без специальной музыкальной подготовки готовили исполнение первых оперных партий. Необходимость такого шага было вызвано тем, что для реализации задач по созданию первых национальных оперных спектаклей, требовалось вывести на сцену талантливых певиц с национальным

колоритом голоса. Именно данный фактор способствовал тому, что героини новых опер пели в манере, несколько отличающимся от традиционной европейской, тем самым как бы сближали нового слушателя к мировому жанру оперного искусства.

Известно, что еще в довоенные годы (1940 году) для развития профессионального академического искусства был создантеатр оперы и балета. До этого периода, в 1935 году при драматическом театре им. Лахути была создана музыкальная группа, где уже участвовала молодая Туфа Фазылова. Архивные материалы свидетельствую, что в сезоне 1935-36г.г. данная группа уже насчитывало 17 человек и первая женщина-певица изчисле этой группы была Туфахон Фазылова.5 Позже в данную группу были зачислены ТутиГаффарова, ОфтобхонИсомова, Абигай Исакова и другие талантливые женщины. В числе первых постановок наряду с известными тогда музыкальными комедиями "Аршин-малалан", в исполнении группы на сцену вышли сюжеты из жизни современной женщины Таджикистана, такие как "Дохунда" (Туфа Фозылова - Гулнор), "Праздник в колхозе" (Иди колхоз).

Еще до возникновения первой таджикской оперы, в театре была поставлена знаменитая постановка - скорее большая театрализованная концертная программа под названием "Лола". Этот проект был создан по мотивам народных гуляний "Сайрилола", который был известен как в Бухаре, так и во многих ее окрестностях (Гиссаре, Исфаре и т.д.). Музыку к этому представлению написали композиторы С.Баласанян и С.Урбах. В этом спектакле в роли Кумри выступила Туфа Фазылова и впервые в сопровождении симфонического оркестра исполнила знаменитую песню "Ёримастчохи" на слова А.Лахути.6

Однако следует признать, что именно образование первого самостоятельного музыкального театра было поистине грандиозным историческим событием, ибо в культурном пространстве молодой, даже еще не укрепившейся страны создавать оперный театр, выпускать национальные спектакли было делом очень сложным в профессиональном и в организационном смысле. Характерно, что и в этом процессе наблюдается весьма активное участи женской молодежи: впервые на оперной сцене выступает знаменитая Туфа Фазылова в роли Гулизор из оперы "Восстание Восе".

В 1942 году на сцену была поставлена музыкальная комедия "Розия" (С.Баласанян и З.Шахиди) на либретто Е. Акубджанова и Н. Зелеранского. Какотмечает исследователь истории таджикского театра данного периода Н.Нурджанов, музыка С. Баласаняна и З. Шахиди оказалось несколько слабоватой и более иллюстративной. Однако что характерно, именно благодаря прекрасному голосу исполнительницы главной партии Туфы Фазыловой, спектакль во многом стал популярным. Н.Нурджанов отмечает, что "героиня спектакля была обаятельной девушкой" и что Туфа Фазылова "сочетала мягкую грацию с задорной комедийностью".7

В этом же спектакле наряду с Фазыловой,партию Розии также исполняла известная впоследствии певица, Народная артистка Таджикистана РенаГалибова, которая в отличии от Туфы Фазыловой создала образ бойкой и самоуверенной девушки-трактористки.

Таким образом, выясняется, что в первые же годы же годы своего становления , таджикский оперный театр выводил на сцену молодых и талантливых певиц, которые освоив новую манеру пения, артистизм и навыки сценического мастерства, в итоге способствовали созданию первых оперных спектаклей, вошедших в историю таджикской советской музыки.

Это событие открыло дорогу многим другим исполнителям, ибо стало известно, что оперный, точнее музыкально-драматический жанр успешно вживается в репертуаре нового оперного театра с участием местных артисток. На этом новом эстетическом и профессиональном фундаменте театр в скором времени осуществляет и другие постановки на сюжеты местных драматургов.

5 Материалы Центрального Государственного архива Таджикистана, ф.385, оп.1,д.64, лл.13-14

6 Саидмурадов С. Проба сил.- М.-Л.: «Лола», 1941, стр.10

7 Нурджанов Н. История таджикского советского театра. - Душанбе, 1990, стр.90

Однако для истории театра, для успешного продвижения процесса формирования музыкального театра нового типа, эти спектакли и конечно исполнительницы главных партий - Т.Фазылова, Ш.Мулладжанова и Р.Галибова оказали значительное влияние в развитие театрального искусства Таджикистана.

В 1944 году театр оперы и балета обращается уже к более родному сюжету, к опере "Тахир и Зухра" по либретто Мирзо Турсун-заде, где автором музыки был известный таджикский композитор, один из основоположников современной таджикской профессиональной музыки А.С.Ленский. И в этом случае основными участниками -создателями нового спектакля стали уже знаменитые Туфа Фазылова, ШоистаМулладжанова и РенаГалибова. Им было предложено дублировать исполнении партии Зухры, и вновь оказалось, что все они создавали не шаблонные, схематические образы, а каждая из этих артисток вносила свой неповторимый оттенок образа Зухры. Характерно, что здесь, в тот исторический период в состав исполнительниц женских образов включается и Ханифа Мавлянова. Она исполняла партию Махин, позже эту же партию стала исполнять и БахорМулук. Таким образом, уже в первые военные годы с укреплением репертуара и активизации деятельности оперного театра, на сцену профессионального оперного театра выходят уже окрепшие в профессиональном плане молодые певицы, что в итоге послужило творческим основанием для выработки более сложного, классического оперного репертуара из числа мировой классики.

Сегодня это может казаться фантазией, но все же можно с гордостью вспомнить, что еще в 1944-45 г.г. таджикский театр оперы и балета взялся запостанову сложнейших мировых опер - "Царской невесты" и "Евгений Онегин". Партию Марфы готовили опять же Туфа Фазылова и ШоистаМулладжанова. Это уже стало новым этапом становления национального оперного искусства, в котором существенно важную творческую лепту вложили выдающиеся исполнители - женщины Таджикистана.

Подлинным триумфом - показателем успешного участия женщин в процессе формирования новой - социалистической культуры Таджикистана можно назвать осуществление новых постановок уже классических мировых оперных спектаклей на сцене театра оперы и балета. В 1947 году усилиями известных режиссеров - Р.А.Корох, В.Рейнбах, а также дирижера В.И.Чернова на сцене театра была поставлена опера П.Чайковского "Евгений Онегин". По традиции постановщики старались привлечь для этой постановки местные кадры. Заведующий вокальной частью театра, известный педагог Е.А.Прокофьев проводил поистине важную работу с молодыми солистками, чтобы привить им навыки и вкус классического стиля пения. Так, он после изнурительных занятий добился того, что молодая Туфа Фазылова освоила партию Татьяны. Когда состоялась премьера, вся пресса и художественная критика признали тот факт, что в музыкальной культуре таджикского народа произошло важное историческое событие: впервые на профессиональной сцене таджикская певица спела труднейшую оперную партию.

Один из свидетелей успешной премьеры в своей статье, опубликованной на страницах периодической партийной печати написал следующее: "Давайте, представим на минуту: таджикская певица, выросшая на национальной музыкально-сценической основе, берется за создание одного из самых сложных образов мировых оперных шедевров... Но заставить поверить зрителя в то, что перед ним русская Татьяна Ларина!... Фазылова выдержала этот сложнейший экзамен, это испытание таланта".8

Примечательно, что год спустя партию Татьяны исполнила уже другая исполнительница, тоже из числа талантливой молодежи - Ханифа Мавлянова. Постановка оперы Чайковского в переводе на таджикский язык (автор синхронного перевода текста - М.Амин-заде) и неоднократные успешные премьеры сыграли очень существенную роль в пропаганде новых музыкальных традиций среди слушателей таджикской столицы.

8 цит. по: Нурджанов Н.Х. История таджикского советского театра, стр. 260.

Главным и решающим фактором оказалось то, что молодые таджикские солистки - Т.Фазылова, Ш.Мулладжанова и Х.Мавлянова подошли к выолнению данной сложной художественной задачи с большой ответственностью. Именно им -первооткрывателям жанра оперной музыки было суждено открыть дорогу для воспитания новых вкусов и нравов в атмосфере современного искусства в столице да и по всей молодой республике. Можно с уверенностью отметить, что в том числе и в результате этого, впоследствии появились целая плеяда талантов - исполнителей оперного искусства из числа женской молодежи.

В период функционирования оперного театра в 50-80 годы в тех же операх русской и мировой классики (Евгений Онегин, Пиковая дама, Кармен, Тоска, Чио-чио-сан, Севильский цирюльник, Травиата, Князь Игорь и др.) уже успешно выступали выпукницы Московской Государственной консерватории ЛютфиКабирова (впоследствии - Народная артистка СССР) Оят Сабзалиева (Народная артистка Таджикистана), Анна Бабаева, Рена Галибова (Народная артистка Таджикистана). Очень характерно, что эстафету по исполнению ведущих женских партий в национальных спектаклях подхватывает выпускница Московской Государственной консерватории Лютфи Кабирова. В 1958 году она выступает также в роли Гулизор из оперы "Восстание Восе" тем самым как бы придавая новую жизнь знаменитой оперы.

Среди первых корифеев оперного жанра особое место принадлежит Ханифе Мавляновой, которая затем в течении более 40 лет оставалась трудиться в этом же театре. Дело в том, что к этому времени талантливая Туфа Фазылова уже в 1950 году по причине того, что голос и ее амплуа, а также музыкально-профессиональная подготовка оперного плана не совсем соответствовали возросшим требованиям, перешла работать в Академический театр драмы им. Лахути. Здесь в этом театре в те годы также осуществлялись постановки музыкально-драматических спектаклей и талант Фазыловой пришелся очень к месту.

Что касается Ханифы Мавляновой, то она в отличии от многих своих сверстниц, с самого начала проходила профессиональную подготовку - это учеба в Ленинабадском музыкальном техникуме (ныне Колледж искусств им. Содирхона в 1929-1932, позже и педагогического техникума. Здесь, в эти годы Мавлянова выступала в различных концертах и торжественных мероприятиях и стала довольно известной. В 1943 ее пригласили в Душанбе и с ней начали работать большие профессионалы - А.Прокофьев (педагог по вокалу), Р.Корох (режиссер), Е.Жирова(концертмейстер). Как уже было отмечено, Мавлянова поначалу выступала как исполнительница главных партий в национальных спектаклях, однако именно работа с ведущими педагогами позволило ейв 1949 году выступить в труднейшем оперном спектакле - "Кармен" Ж.Бизе в роли Кармен.

По совету педагогов и по направлению правительства Таджикистана, в 1952 году Ханифа Мавлянова направляется на учебу в Московскую Государственную консерваторию, где вплоть до окончания вуза в 1959 году училась у знаменитого педагога, профессора Д.Белявской.

Ханифа Мавлянова глубоко освоила практику и тонкости русской певческой школы, следовала лучшим традициям драматичности и отражения реальных переживаний. Исторический вклад Мавляновой в современное музыкальное творчество этим не исчерпывается, ибо наряду с достижениями самых неизведанных профессиональных высот в оперном искусстве, профессор Мавлянова с особым проникновением и искренностью исполняла и макомные жанры.

В одной и сложнейшей опере из ряда мировой классики - "Аиды" Дж.Верди, Ханифа Мавлянова исполнила роль Аиды. Как отмечал театральный критик И.Нисневич "Мавлянова - интересная исполнительница "Аиды". Сила созданного ею образа заключается в том, что чем дальше разворачиваются события, тем больше все новых и новых красок находит исполнительница для воплощения характера своей героини. Именно огромный диапазон чувствований, динамика образа, богатство

интонаций в его раскрытии делает Аиду в исполнении талантливой артистки художественным образом большой силы".9

В 1968 году Мавляновав дни Новосибирских гастролей театра наряду с Л.Кабировой выступает в роли Дездемоны и з оперы "Отелло". Это был большой исторический триумф таджикских певиц оперного стиля, которые покорили очень взыскательного зрителя культурной столицы Сибири.10

Народная артистка СССР, профессор Ханифа Мавлянова стала поистине исторической личностью. Последние годы жизни она провела в городе Москве, где скончалась в 2008 году.11

На сцене оперного театра в указанный период, конечно же успешно выступали и талантливые певицы, приехавшие из Москвы, Саратова, Ленинграда и других городов Советского Союза. Поразительно, что многие русские профессиональные певицы участвовали в национальных спектаклях, разучивали свои партии на таджикском языке. Даже в знаменитой постановке оперы "Евгений Онегин" П.Чайковского в первые послевоенные годы, русские певицы - Е.Присадская, В.Леонтьева, С.Зарифьян исполняли партии на таджикском языке.12 Кроме того, в нескольких театральных сезонах в Душанбе работали известные профессиональные певицы из центральных городов Союза -Г.Лерская, Г.Бенеманская,Н.Чередникова и В.Киселева.

Впоследствии, в репертуаре театра оперы и балета "Евгений Онегин" был восстановлен повторно, уже на языке оригинала. В 1955 году в обновленном спектакле партию Татьяныисполняла молодая выпускница Московской консерватории ЛютфиКабирова. Это было уже началом нового исторического этапа освоения мировой оперной классики на таджикской сцене. Дело в том, что ЛютфиКабирова -обладательница очень сильного высокого лирического сопрано внесла в исполнительское искусство новый уровень профессионализма, максимально приближая ее степень к мировому уровню.

Эта известная опера Чайковского была поставлена на сцене театра оперы и балета в шести сценических редакциях вплоть до 1999 года. После постановок послевоенных лет вполне удачными в профессиональном плане можно считать редакцию 1986 года (дирижер - А.Ниёзмамадов), где партию Татьяны исполнила народная артистка Таджикистана Оят Сабзалиева. Ее красивый по природе голос и отличные природные данные (высокий рост, приятная артистическая внешность) способствовали созданию очень реального образа знаменитой героини Пушкина и Чайковского. В этих же редакциях партию Татьяны исполняла и заслуженная артистка Таджикистана Галина Зорина. О её выступления на гастролях театра пресса писала следующее: "В Татьяну (Г.Зорина) я поверил сразу. Полная свобода владения голосом и партией, незаурядная музыкальность сочетались у певицы с даром сценической игры, столь необходимым оперной актрисе. Это была именно та - пушкинская Татьяна, и нежная, и трепетная, и гордая. И печаль её была по пушкински светла".13

Выдающийся талант и мастерство Народной артистки СССР Ханифы Мавляновой проявился в еще одном очень сложном спектакле - в опере "Пиковая дама" П.Чайковского. Вместе с А.Бабаевой она в этом спектакле создала образ Лизы. Известный театральный критик Н.Нурджанов писал, что "Ханифа Мавлянова первая из таджикских певиц освоила русский и мировой классический репертуар. У неё было очень верное классическое представление русской песенной стихии. Оно помогает артистке добиваться естественной простоты в обрисовке образа Лизы в "Пиковой даме".14

9 см. газ. «Коммунист Таджикистана», 1964, 2 февраля.

10 Антонович А. Классика на сцене таджикского театра.- Советская Сибирь. 1968, 21 августа.

11 По указанию Президента Таджикистана Э.Рахмона, ее тело привезли и похоронили в Душанбе, в городском кладбище, рядом с супругом Д.Хусаиновым (Х.М.).

12 Нурджанов Н. Опера и балет Таджикистана. Д-2010, стр.77

13 Толумбаев В. Встреча с любимой оперой.- Комсомольское племя (г.Оренбург), 1972, 22 августа. Цит. по кн.: Н.Нурджанов. Опера и балет Таджикистана, стр.79.

14 там же, стр 83

Другая знаменитость таджикской оперной сцены - ЛютфиКабирова точно также очень профессионально выступила в роли Лизы. Известно, что опера Чайковского "Пиковая дама" в ряду всех мировых шедевров считается наиболее сложной в профессиональном плане.Как было отмечено выше, развитие оперного искусства в период ее наиболее бурного расцвета (нач. 60-х годов) было бы не возможным без наличия творческого потенциала и высокого профессионализма первой и второй поколений певиц - исполнителей оперных партий. Особенности и условности становления и формирования новых жанров профессиональной музыки как раз и заключались в том, что созданная даже очень хорошая в профессиональном плане опера без соответствующего уровня исполнениясразу бы провалилась на первой же премьере. Таким образом, можно утверждать, что и становление искусства оперного пения и процесс пропаганды мировых образцов самым существенным образом было взаимосвязано с деятельностью и профессиональным мастерством выдающихся представителей из числа женской молодежи.

Исторической заслугой наших талантливых женщин является то, что они своим трудом и талантом открыли для современных зрителей новый мир музыки - оперное искусство, которое популярно и признано во всем мире. Музыковеды считают, что появление оперного искусства в Таджикистане и в других республиках Средней Азии -это исторически важный и очень плодотворный шаг в приобщении таджикского народа к мировой культуре.

Можно с уверенностью сказать, что и дальнейшее развитие оперного искусства в Таджикистане, создание новых, уже более совершенных национальных спектаклей в оперном жанре стало возможным именно благодаря активному привлечению талантливых исполнителей из числа женской молодежи.

Литературы:

1. Материалы Центрального Государственного архива Таджикистана, ф.385, оп.1,д.64, лл.13-14

2. Саидмурадов С. Проба сил.- "Лола", М.-Л., 1941, стр.10

3. Коммунист Таджикистана" 1964, 2 февраля.

4. А.Антонович. Классика на сцене таджикского театра.- Советская Сибирь. 1968, 21 августа.

5. По указанию Президента Таджикистана Э. Рахмона, ее тело привезли и похоронили в Душанбе, в городском кладбище, рядом с супругом Д. Хусаиновым (Х.М.).

6. Нурджанов Н. Опера и балет Таджикистана. - Душанбе, 2010. - С. 77

РОЛЬ ЖЕНЩИН - ПЕРВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦ ОПЕРНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЕРНОГО ИСКУССТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ(1940-1960-Е ГОДЫ)

Муминова Хаётхон Аслоновна

История становления и развития профессионального музыкального искусства в Таджикистане свидетельствует, что на определенном начальном этапе процесса формирования оперного искусства в нашей стране весьма существенную роль сыграли первые женщины-таджички, которые поначалу даже без специальной музыкальной подготовки готовили исполнение первых оперных партий.

Ключывие слова: женщины-таджички, музыкальной подготовки, оперных партий, исполнение.

ROLE OF WOMEN AS A FIRST PERFORMERS OF OPERATIC SHOWS IN FORMATION OF NATIONAL OPERA ART IN TAJIKISTAN (1940-1960- YEARS)

Muminova Khayatkhan Aslanovna

The history of formation and development of professional musical art in Tajikistan testifies that the first women-Tajiks played significant role on certain initial stage of process of formation of opera art in our country. It should be noted that the first women-Tajiks even worked for the first opera parties without special musical.

Ксу words: Tajik - womens, musical preparation, opera parties, execution

Сведения об авторе: Муминова Хаётхон Аслоновна - Народная артистка Таджикистана, художественный руководитель Ансамбля рубабисток Таджикской государственной филармонии, аспирантка Таджикского государственного института искусств, тел: (+992) 95-144-01-85; е-mail: Sattori1990@mail.ru

Information about the author: Muminova Hayotkhon Aslonovna, People's Artist of Tajikistan, artistic director of Ensemble of Rubobplayer of Tajik State Philharmonic, the post-graduate student of the Tadjik State Institute of Art, tel.: (+992) 95-144-01-85; е-mail: Sattori1990@mail.ru

ГЕРМЕНЕВТИКА В РЕШЕНИИ ГЕНДЕРНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

Додхудоева Лола

Институт языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН РТ

С момента знакомства с западно-европейской моделью социально-политического устройства, и вплоть до сегодняшнего дня активисты борьбы за права женщин в мусульманских странах неустанно борются против асимметричности положения мусульманской женщины - гражданки светского государства, приравненной в социальных и политических правах к мужчинам (хотя и не во всех странах сразу, а в ходе постепенного нарастания демократического процесса), и той же женщины - члена семьи, живущей по нормам патриархальной традиции, безусловно ставящей ее в подчиненное мужчине положение. Главной целью этой борьбы была и остается отмена наиболее унизительных для женщины установок патриархального семейного кодекса: полигамия, «устное», а также закрепленное письменно значительно превосходящее по возможностям и результатам, право мужа на развод, несправедливое наследование, усеченное право матери опеки над ребенком в случае развода, насилие в семье и т.д.1

На протяжении более ста пятидесяти лет (!) борьба за отмену этих пунктов шариатского семейного права остается в разных мусульманских государствах в повестке дня не только секулярных, но и исламских, и исламистских феминисток, строящих свою деятельность на безоговорочном признании и защите интеллектуального наследия ислама, на неоднократно артикулированной устремленности выстраивать новую современность, опираясь только на исламские ценности. Это ли не лучшее доказательство, мягко говоря, несоответствия этих правовых установок чувству собственного достоинства женщины, стремящейся быть мусульманкой, осознающей свою самоценность и гордящейся своей религиозной принадлежностью и ответственностью полноправного гражданина страны ?!

Цель данной статьи - рассмотреть сложившийся в мусульманском мире на рубеже веков социо- религиозный феномен, получивший название «женский иджтихад», или

1 Подробно: Додхудоева Л. От ислама к секуляризму и обратно в ислам? / «Женский вопрос» в мусульманских сообществах в ХХ и XXI вв. - Ч. I. - Душанбе, 2013. - 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.