Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ АНСАМБЛЬ - СИМВОЛ НАЧИНАНИЙ ЭПОХИ'

ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ АНСАМБЛЬ - СИМВОЛ НАЧИНАНИЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ИСПОЛНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муминова Х.А.

Автор в данной статье рассказывает об истории создания женского Ансамбля рубабисток в Таджикистане. Можно констатировать, что для формирования и развития современных форм и жанров музыкального искусства Таджикистана, а также для эстетического воспитания нового поколения тогдашнего общества, имеется огромная заслуга уникального, в историческом плане, музыкального коллектива - женского Ансамбля рубабисток Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST WOMEN''S ENSEMBLE - SYMBOL ENDEAVORS ERA

The author of this article describes the history of the women's Ensemble rubabistok in Tajikistan. We can state that for the formation and development of modern forms and genres of musical art of Tajikistan, as well as for aesthetic education of a new generation of contemporary society there is great merit in the historically unique musical ensemble - women's Ensemble rubabistok in Tajikistan.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ АНСАМБЛЬ - СИМВОЛ НАЧИНАНИЙ ЭПОХИ»

ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ АНСАМБЛЬ - СИМВОЛ НАЧИНАНИЙ ЭПОХИ

Муминова Х. А.

Таджикский государственный институт искусств имени М. Турсунзаде

Известно, что на протяжении длительного исторического периода формирования и развития таджикской музыкальной культуры наблюдается довольно активное участие женщин - музыкантов, певиц и танцовщиц в процессе развития музыкальной культуры разных эпох и времен. Источники свидетельствуют, что подобная активность женщин не прекращалась даже в разные периоды правления исламского халифата, когда активность женщин в общественной жизни была значительно занижена по сравнению с доисламским периодом. Дело в том, что несмотря на всевозможные запреты на участие женщин в общественных мероприятиях, тем не менее женщины - музыканты, певицы и танцовщицы по традиции постоянно принимали участие в семейных торжествах и праздниках [18].

Кроме того, как известно, в культурной жизни далеких горных регионов влияние законов шариата было не очень строгим, а что касается крупных городов - таких как Самарканд, Бухара, Гиссар, Куляб, Ходжент, Пенджикент, Исфара, Истаравшан и др., то женщины - музыкантши и певицы (также танцовщицы) принимали здесь самое активное участие в праздниках, которые проводились в так называемых "внутренних дворах", куда доступ для мужчин был запрещен [19]. Известный исследователь культурной жизни народов Средней Азии А.Троицкая сообщает об этом в своих исследованиях, отмечая что даже во время проведения сугубо религиозных мероприятий (типа "Мушкилкушо", "Биби-сешанбе" и др.) женщины после окончания официальной части и выполнения предусмотренных обрядов, организовывали обыкновенный музыкальный и танцевальный вечер [15, 16].

Возможно, что эти традиции имеют многовековую историю, ибо в многочисленных изображениях - росписей и фресок, обнаруженные при раскопках Хулбука, Тахти Сангин, Пенджикента и Истаравшана, можно наблюдать ряд конкретных сюжетов, где изображены женщины - музыкантши в момент игры на различных инструментах или в позе оригинального танца. Самое известное во всем мире изображение арфистки в росписях древнего Пенджикента (т.н. "пенджикентская арфистка") говорит о том, что роль музыки и музыкантов, в особенности женщин в культуре древних городов Таджикистана занимала особое место [5, 22].

Проблема женского исполнительского искусства, роль женщин в организации и проведения многочисленных обрядов, а также в созидательной и творческой деятельности в прошлом, да и в настоящее время, пока изучены очень слабо. По данному вопросу имеются ряд отдельных исследований Б.Гафурова, Е.Романовской, А.Троицкой, Н.Нурджанова, М.Назарова, А.Азимовой, С.Акрамовой, З.Таджиковой, О.Данскер, А.Низамова, Н.Хакимова, Ф.Азизи и др., в которых косвенно или частично рассматриваются вопросы, связанные с участием женщин в общественной культурной и музыкальной жизни прошедших столетий [1, 6, 14].

Таким образом, можно утверждать, что таджикские женщины и в прошлом - как в далекие времена эпохи правления сасанидов и саманидов, так и в недалеком прошлом -в эпоху правления бухарского эмирата, принимали самое активное участие в музыкальной жизни, хотя, как уже было отмечено, часто в скрытых формах, в отдельности от мужских кампаний.

Историки, фольклористы и этнографы, которые обследовали горные регионы Таджикистана в начале 20-го века (М.Андреев, Г.Писарчик и др.) отмечали, что женщины в обществе горных районов более открыты, ведут себя активнее, чем в больших городах.

Таким образом, можно сказать, что к началу ХХ века, т.е. с началом культурного строительства нового времени, новые социальные политические условия да и сама

культурная жизнь выдвинули острое требование к активизации роли женщин в обществе, в том числе и в музыкально-исполнительской сфере [23].

Истоки формирования и развития современного женского профессионального музыкального искусства своими корнями уходят и в практику функционирования популярных женских ансамблей, которые именовались как "созандахо" (от "соз" -музыкальный инструмент, "созанда"-исполнитель на музыкальном инструменте, или певица.- Х.М.), которые очень широко бытовали в основном в крупных городах Средней Азии, главным образом в Бухаре и ее окрестностях [19].

Один из крупных исследователей истории музыкальной жизни Средней Азии Н.Нурджанов, пишет, что «искусство «созанда» родилось в те далекие времена, когда складывалась культура среднеазиатских городов, расцветали ремесла, возникали новые виды семейных празднеств и увеселений и соответствующие им новые общения людей... Созанда обслуживали только женскую половину дома, изолированную от мужских глаз.» [19, с. 35].

Выясняется, что женщины - "созанда" в период до начала двадцатого века являлись по существу главными участниками всевозможных свадебных торжеств, именно они украшали преимущественно все мероприятия с участием женской половины общества.

Из совсем даже недалекой истории нашего общества известно, что положение женщин - певиц и музыкантов в старину было очень трагичным. Н.Нурджанов пишет, что в прошлом веке за попытку организовать выступление перед мужской аудиторией в Бухаре даже была расстреляна молодая танцовщица по имени "Майда" (это ее прозвище, что означает "маленькая") [17, с. 15]. Однако, несмотря на это, ансамбли "созанда" в основном выступали на семейных торжествах, гуляниях с участием женской части свадебных торжеств [17, с. 12]. Он же отмечает, что "труппы состояли из трех-четырех танцовщиц и обслуживали все семейные торжества в женской половине дома... в центре их программы стоял сложный, многообразный танец с бубенчиками, требующей от исполнительницы виртуозного мастерства» [17, с. 12].

Таким образом видно, что в данном случае речь идет о функционировании своеобразного профессионального коллектива с характерным, выверенным репертуаром, а профессионализм этих женщин (певиц и танцовщиц) выражается еще и в том, что данная форма деятельности для них являлся главным источником семейного дохода, а значит и жизненного существования.

Известно, что в первые годы образования Таджикской Автономной Республики (1924г.) еще не были решены многочисленные сложные в политическом и социально -культурном плане вопросы, связанные с организацией деятельности культурно-просветительских учреждений и привлечением в них талантливой женской молодежи.

В этот период, в музыкальной жизни общества можно сказать на короткое время наступает как бы небольшая историческая пауза. Это было связано с тем, что в условиях нового, молодого государства необходимо было совершить поистине революционные шаги по раскрепощению женщин. Этот фактор был определяющим в процессе строительства новой жизни [13].

В начале ХХ в. принятые первые шаги по раскрепощению женщин были связаны с организацией движения по ликвидации безграмотности, в том числе и среди женщин, и открытию учебных заведений нового типа [23]. Характерно, что уже в этот период наряду с обычными школами по ликвидации безграмотности, в Душанбе и Ходженте были открыты и так называемые музыкальные школы. Исследователь культурной жизни Таджикистана этого периода С.Акрамова пишет, что "в 1925 году в столице Таджикистана распахнула двери первая музыкальная школа. В 1925-26 учебном году там занимались 18 учеников. Кроме того, в Душанбе работало несколько музыкальных семинарий, в которых постигали музыкальное мастерство 37 молодых людей" [3, с. 1314].

Примечательно, что даже в этот очень сложный в социально-политическом и экономическом плане времени, несмотря на имеющиеся целый ряд психологических трудностей, в 1929 году в г.Ходженте был организован первый в стране музыкальный техникум, куда были срочно приняты многочисленные девушки - будущие деятели профессионального искусства. Именно выпускницы этого техникума в 1940 году стали первыми участницами вновь созданного Ансамбля рубабисток.*

Наряду с этим, в 1930 году в Сталинабаде была создана музыкально-театральная студия, куда принимались и молодые девушки - певицы. Первым руководителем этой студии стал Али Ардобус и под его руководством в том же 1930 году участники студии показали первую музыкальную драму А.Амин-заде "Навруз и Гульчехра" в помещении Таджикского театра Наркомпроса [12, с. 52]. Дальнейшая судьба этой студии не совсем ясна, ибо как утверждают источники, в том же 1930 году студия выехала в г. Ходжент и влилась в состав педагогического коллектива вновь созданного в 1929 году музыкального техникума [12, с. 52].

Именно в составе этих и других вновь созданных творческих групп, студий и т.д. впервые в истории культурной жизни Таджикистана женщины начали выступать перед большой и (смешанной) открытой аудиторией.

Новые формы музыцирования вызывали в жизнь и новые жанры и виды творчества. Так, в репертуаре современных исполнителей жанр "лапар" стал практически сугубо женским, хотя нередко исполнялся и в пару с мужским исполнителем. Молодые исполнительницы начали осваивать также новые популярные жанры и таким образом стали пропагандировать новый образ свободной таджикской женщины. Именно из этого числа молодых талантов впоследствии вышли знаменитые деятели музыкального и театрального искуства Туфа Фазылова, Офтобхон Исамова, Тути Гафарова, Абигай Исхакова, Розия Арслонова и другие знаменитые деятели музыкального искусства.

Несмотря на тогдашние сложные исторические обстоятельства, известный таджикский драматург и один из первых организаторов театрального дела в Таджикистане - Султон Саидмурадов занимался агитацией девушек, чтобы привлечь их в театры и музыкальные кружки. Известно, например, что именно он привел однажды в состав профессионального оркестра группу девушек-музыкантов - Сабохат Низомиддиноу, Мусаллама Тошеву и Хатичу Махмудову даже без согласия их родителей [17, с. 93].

В конце 30-х годов в драматургическом контексте музыкальных спектаклей широко использовались подлинные народные ритмы и мелодии. Некоторые представления уже стали напоминать силуэты будущих музыкальных драм. Например, в спектакле "Дохунда" (1937г.) исполнялись популярные тогда народные песни "Шодухтар", "Чашмаки ман, чашмаки ту", "Дар дашту сахро", "Эй духтари Мулло Чортори", которых мастерски пели Т.Фазылова, С.Туйбаева.**

В то время в целях возрождения всех традиционных форм и жанров музыкального искусства, представители новой таджикской интеллигенции по поручению одного из руководителей страны Бободжона Гафурова организовали рабочие ознакомительные и творчески-поисковые поездки по всем регионам советского Таджикистана. Члены этих творческих групп буквально из глубин отдаленных селений находили талантливых исполнительниц, что послужило фактором успешного формирования творческого состава новых музыкальных коллективов столицы.

* Разумеется, в этом техникуме получали музыкальное образование и молодые ребята, в числе которых можно назвать имена будущих знаменитостей культуры Таджикистана - выдаюшегося симфонического дирижера И.Абдуллаева, Народного Артиста СССР Гафар Валамат-заде, композитора Фозил Солиева и др.

** Следует особо отметить, что заслуга в возрождении этих уникальных песен принадлежит устоду Айни, который в своем романе привел тексты этих песен (Х. М.)

112

На данный факт по нашему мнению, следует обратить особое внимание, ибо как известно, по итогам этих поисков в глубинах территории Таджикистана, особенно в далеких горных селениях специалисты находили очень уникальные юные таланты, которые в будущем стали корифеями таджикского музыкального искусства.

Исторически новым фактором развития музыкальной культуры становится то, что появление первых женских музыкальных профессиональных коллективов - танцовщиц, музыкантов и певиц на многочисленных представления производило огромное эстетическое и психологическое впечатление на мировоззрение и самосознание женской части общества и сыграло важную роль в процессе раскрепощения женщин, в особенности в сельской местности.

К этому времени, еще 13 августа 1937 года решением Совнаркома Таджикской ССР и Постановлением Центрального Комитета компартии Таджикистана была образована Таджикская Государственная Филармония и начиная с конца 1938 года на основании данного Постановления данная филармония начала активно функционировать [10].

Особо важным моментом создания данного музыкального учреждения является то, что в его структуру был включен Научно-исследовательский кабинет народной музыки. Сотрудники этого кабинета (Ш.Сахибов,М.Цветаев) записали (в том числе и в исполнении женщин) более 120 народных песен, которые затем были расшифрованы и вошли в репертуар новых музыкальных коллективов страны [8, 9].

Согласно сведениям хроникального издания "Музыкальная жизнь советского Таджикистана", именно в 1940 году при Таджикской госфилармонии были организованы новые творческие коллективы, в том числе и ансамбль рубабисток. Под руководством известного педагога Х.Назарова, композитора А.Ярмухаммедова и хормейстера из Москвы М.И.Нахимовского и был создан этот новый ансамбль. Первый состав участников к этому времени был уже готов - это выпускницы Ленинабадского музыкального училища под руководством известного музыканта, композитора и педагога Д.С.Айрапетянца - представителя известной династии музыкантов и педагогов в Таджикистане.

Именно в этих условиях можно сказать, появилась благоприятная платформа для создания первого в стране женского профессионального музыкального коллектива -Ансамбля рубабисток при Таджикской Государственной филармонии. Как уже отмечалось, главным требованием в процессе создания новых коллективов был вопрос о поднятии уровня профессионализма. Исходя из этого, в состав нового женского коллектива были приглашены выпускницы Ленинабадского музыкального техникума, которые еще в процессе обучения освоили европейскую нотную грамоту, а также навыки профессионального исполнения на уникальном инструменте - рубаб.

Следует особо отметить, что создатели первого женского ансамбля в качестве основного инструмента избрали именно подлинный таджикский рубаб (ныне этот инструмент часто именуется как "афганский рубаб"-Х.М.). Таким образом, вновь созданный первый женский музыкально-танцевальный ансамбль начал готовит новый репертуар для подготовки к Первой Декаде культуры и искусства Таджикистана в Москве [11].

В репертуар нового ансамбля главным образом были включены уникальные образцы таджикских народных песен в обработке для многоголосного исполнения. Несмотря на то, что они поначалу пели унисоном, тем не менее такое коллективное исполнение и сопровождении мощного инструментального ансамбля придало народным песням и вновь созданным вокальным произведениям совершенно новый облик и звучание. Так например, впервые в современной обработке звучали популярные народные песни "Кач-кач", "Ба нозам", "Донистам", "Кто знает" (Ки медонад), которых и сольным образом исполняли замечательные певицы Фотима Куинова, Барно Ахмедова, Мехри Абдуллаева и др. Это стало в принципе успешным

началом нового исторического процесса пропаганды народного музыкального творчества в исполнении женского коллектива [7].

О точной дате создания данного ансамбля имеются и некоторые противоречивые сведения в исторических источниках, касающихся точной даты образования ансамбля. Так в книге Народной артистки Таджикистана, проф. А.Азимовой сообщается, что данный ансамбль был создан в 1940 году [2, с. 39].

Примечательно, что деятельность женского ансамбля рубабисток внесла совершенно новую страницу в содержание духовной жизни столицы и районных центров. Если взглянуть на карту тогдашних гастрольных поездок этого ансамбля, то выясняется, что этот знаменитый коллектив на протяжении более чем полувековую историю существования ознакомил чуть ли не половину слушателей земного шара с новыми достижениями музыкальной культуры Советского Таджикистана. Первый женский коллектив музыкантов и певцов, созданный в новой советской республике стал олицетворением нового образа таджикской женщины, показывая при этом всему обществу тогдашнего зарубежного Востока существенно новый уровень социального развития в нашей стране.

Возможно в большей степени это касается поездок ансамбля по странам зарубежного Востока (Иран, Афганистан, Пакистан, Индия, арабские страны). С одной стороны, данные гастроли содействовали знакомству населения (в том числе и женского) вышеназванных стран с новым социальным и культурным обликом новой республики, а с другой стороны, деятели музыкального искусства Таджикистана в течении этих многочисленных поездок получали возможность самим ближе узнать о достижениях музыкального искусства Индии, Ирана и других стран, что в конечном итоге значительно обогатило и нашу музыкальную культуру. Так, проф. А.Азимова (сама являлась непосредственной участницей многих подобных поездок) сообщает, что участницы Ансамбля рубабисток в период зарубежных поездок в свободное от концертов время пытливо изучали особенности пения и танца близлежащих народов Востока [2, с. 40].

Одной из самых легендарных личностей из числа участников Ансамбля рубабисток, следует назвать знаменитую Барно Ахмедову, кавалера ордена Ленина, которая с 14 лет, совсем в юном возрасте стала артисткой этого ансамбля и участвовала в выступлениях Ансамбля в дни Декады таджикского искусства в Москве в 1941г. Она родилась в 1926 году в горном селении Навобод Варзобского района Таджикистана в семье ремесленников. В те годы судьба Б.Ахмедовой была очень трагичной - ее брата Абдулло вскоре отправили в Сибирь, она вместе с сестрой оказалась в одиночестве. Но ее спасло то, что еще в детстве, в доме брата она немного играла на дутаре. Именно поэтому руководитель вновь созданного Ансамбля рубабисток при Госфилармонии пригласил ее в свой ансамбль и так, в течении более полувека Барно Ахмедова стала активным деятелем музыкального искусства в Таджикистане. Ее творческий путь в дальнейшем был целиком связан именно с Ансамблем рубабисток, именно здесь она познакомилась с выдающимися композиторами, такими как Н.Пулатов, З.Шахиди, Ф.Солиев, Х.Абдуллаев, Ш.Бобокалонов. В процессе работы в ансамбле, особенно в период подготовки к Декаде литературы и искусства в Москве в 1941 году, Барно Ахмедова уже освоила игру на рубабе, искусству национальной хореографии и стала основной участницей всех концертных программ [4, с. 68].

В действительности, выступления Б.Ахмедовой в многочисленных концертах дней Декады в Москве поразило своей профессиональностью и она была награждена по итогам Декады Орденом Ленина. Нужно отметить, что творческий путь Ахмедовой во многом является типичным, ибо она, как и многие юные таланты, родилась в горной местности и благодаря новым условиям культурного строительства Таджикистана быстро нашла свое законное место на театральной сцене.

Многие годы этим ансамблем руководил известный композитор, отличный знаток народного музыкального искусства, устод Шариф Бобокалонов, который

одновременно являлся автором многих песен, включенных в репертуар ансамбля. Ш.Бобокалонов был поистине народным композитором, который участвовал и в составе таджикской фронтовой бригады в годы Великой Отечественной войны. Примечательно, что талантливый композитор и музыкант, большой знаток таджикской традиционной музыки, член Союза композиторов СССР Ш.Бобокалонов до конца своей жизни продолжал сотрудничать с ансамблем рубабисток.***

В 1942 году Ансамбль рубабисток выезжает на гастроли в Иран. Можно представить, что конечно же самый горячий и искренний прием репертуара наших талантливых женщин был в первую очередь обусловлен тем, что все песни исполнялись на понятном для иранцев таджикском языке, ведь иранский слушатель до того времени практически ничего не знал о музыкальной культуре современного Таджикистана. С другой стороны, песни на слова современных таджикских поэтов - М.Турсун-заде, А.Лахути, М.Рахими, М.Миршакара и др. в исполнении ансамбля сыграли немаловажную роль в укреплении духа антифашизма и объединении всех сил на борьбу против гитлеровских захватчиков [11].

Как уже было отмечено, в 1949 году в Москве состоялась Декада таджикской культуры и искусства, в которой принимали активное участие и выдающиеся женщины - исполнительницы произведений таджикских композиторов. В рамках этих мероприятий в Колонном зале Дома Союзов - самом престижном концертном дворце Москвы, состоялся концерт мастеров искусств Таджикистана.

Знаменитый Ансамль рубабисток именно в этом концерте исполнила один из шедевров нового времени в области композиторского творчества, знаменитую песню "Пиёлаи мо" (сл. М.Турсун-заде). Ш.Мулладжанова в сопровождении симфонического оркестра исполнила "Иди зафар" З.Шахиди (сл. Б.Рахим-заде), звучали и другие известные сочинения таджикских композиторов. Этот исторический триумф состоялся благодаря успешному выступлению талантливых исполнительниц, которые к тому времени были уже большими мастерами музыкального искусства [20].

Таким образом, можно констатировать, что для формирования и развития современных форм и жанров музыкального искусства Таджикистана, а также для эстетического воспитания нового поколения тогдашнего общества является огромная заслуга уникального в историческом плане музыкального коллектива - женского Ансамбля рубабисток Таджикистана. Формирование данного коллектива в условиях образования новых форм общественного строительства внесло весьма значительную коррективу в общественное сознание и в дальнейшее укрепление роли женщин в обществе.

Литература:

1. Азизи Ф. Маком и фалак как явление профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. - Душанбе, 2009.

2. Азимова А. Мастера хореографического искусства Таджикистана. - Душанбе, 1977.

3. Акрамова С. Х. Музыкальное искусство Таджикистана в 20-30-х гг.: автореф. канд. -Душанбе, 1997.

4. Ахмедова Б. Сахифахои рузгори як хунарпеша. - Душанбе, 2013.

5. Беленицкий А. М. Архитектура и скульптура древнего Пенджикента. - М., 1968.

6. Гафуров Б. Таджики. - М., 1972.

7. Киямова Л. Таджикская Ордена Трудового Красного знамени филармония. -Сталинабад, 1957.

8. Ленский А. С., Зубков Н.М. Мелодии Памира. - Ташкент-Сталинабад, 1941.

*** Композитор Ш. Бобокалонов родился в 1910г. в г. Самарканде, учился в самаркандском Институте музыки и хореографии под руководством Н. Миронова, позже закончил национальное отделение Московской Государственной консерватории. В 1934 г. был приглашен в Сталинабад, где участвовал в процессе формирования новой музыкальной культуры столицы. Совместно с С. Баласаняном в 1940 году написал оперу "Кузнец Кова". Однако в основном он работал с Ансамблем рубабисток, участницы которого его называли Устодом. Ш. Бобокалонов трижды был удостоен орденом Знак Почета. Ш. Бобокалонов умер в 1999 г. в Душанбе.

9. Ленский А. С., Зубков Н.М. Музыка таджиков. - Ташкент-Сталинабад, 1941.

10. Материалы архива Коммунистической партии Таджикистана. - Ф.3, оп.3, Д.84, лл.8-12.

11. Материалы Центрального государственного архива Таджикистана. Фонд 2024, д. №17.

12. Музыкальная жизнь советского Таджикистана. - Душанбе, 1974.

13. Набиева P. A. Роль культурно-просветительных учреждений в раскрепощении женщин-таджичек // Из истории культурного строительства в Таджикистане: (Тадж. гос. ун-т). -Вып. 4.- Душанбе, 1973. - С. 14-35.

14. Низамов А. История таджикской музыки. -Душанбе, 2014.

15. Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. -Душанбе, 2000. - 305 с.

16. Низомов А. Таърих ва назарияи Шашмаком. - Душанбе, 2005.

17. Нурджанов Н. История таджикского советского театра. - Душанбе, 1967.

18. Нурджанов Н. Созанда - танцовщицы, певицы, музыкантши // Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Cаманидов. - Душанбе, 2001. - С. 34-114.

19. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов. -Душанбе, 2001.

20. Питина С. Праздник таджикского народа // Советское искусство. - 1949. - 24 сентября.

21. Таджикская музыка (коллектив). - Душанбе, 2004.

22. Хакимов Н. Музыкальная культура раннесредневековой Уструшаны. - Худжанд, 1995.

23. Шукуров М. История культурной жизни советского Таджикистана (1917-1941). -Душанбе, 1970. - 496 с.

ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ АНСАМБЛЬ - СИМВОЛ НАЧИНАНИЙ ЭПОХИ

Автор в данной статье рассказывает об истории создания женского Ансамбля рубабисток в Таджикистане. Можно констатировать, что для формирования и развития современных форм и жанров музыкального искусства Таджикистана, а также для эстетического воспитания нового поколения тогдашнего общества, имеется огромная заслуга уникального, в историческом плане, музыкального коллектива - женского Ансамбля рубабисток Таджикистана.

Ключевые слова: женщины-таджички, музыкальной подготовки, оперных партий, исполнение.

THE FIRST WOMEN'S ENSEMBLE - SYMBOL ENDEAVORS ERA

The author of this article describes the history of the women's Ensemble rubabistok in Tajikistan. We can state that for the formation and development of modern forms and genres of musical art of Tajikistan, as well as for aesthetic education of a new generation of contemporary society there is great merit in the historically unique musical ensemble - women's Ensemble rubabistok in Tajikistan.

Key words: тajik-womens, musical preparation, opera parties, execution.

Сведения об авторе: Муминова Х. А., аспирант Таджикского государственного института искусств имени М. Турсунзаде, е-mail: hayati.man@yandex.ru

Information about the author: Muminova H. A., post-graduate student of the Tajik State Institute of Art named after M. Tursunzoda

САХ,МИ ДОНИШГО^И МИЛЛИИ ТО^ИКИСТОН ДАР ТАРБИЯИ МУТАХАССИСОНИ ХОРИ^И

Салимова М.

Донишгоуи миллии Тоцикистон

Тайи чанд соли охир Донишгох,и миллии Точикистон (ДМТ) ба маркази мух,ими тарбияи кадрх,ои баландихтисос барои кишварх,ои хоричй табдил ёфтааст. Яке аз шаклх,ои асосии тарбияи мутахассисони чавон барои кишварх,ои хоричй тах,сили онх,о дар зинах,ои гуногуни тах,силот, аз кдбили курсх,ои тайёрй, бакалаврй, магистрй, унвончуй, аспирантура, докторантура, такмили ихтисос ва гайра мебошад. Ин раванд дар ДМТ аз соли 1978 ба таври густурда шуруъ гардида, дар ин муассисаи таълимии

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.