ОСВЕЩЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ БУХАРЫ В ТРУДАХ ДОКТОРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОРА Н.Х. НУРДЖАНОВА
Раджабов Т.Х.
Российско-Таджикский (Славянский) университет
Театральная и музыкальная жизнь древнего города Бухары была объектом изучения многих исследователей. Одним из них был выдающийся таджикский учёный искусствовед Н.Х. Нурджанов. Этой важной теме он посвятил свою монографию[1, с.291], которая охватывает вторую половину XIX и первую половину XX вв. Работа была посвящена анализу отдельных видов искусства танцовщиц и танцоров, певцов-мавригихонов, театру мысли и слова, театру масхарабозов (шутников -Р.Т.), труппах музыкантов и кукольников, традиционному цирку, инструментальной и обрядовой музыке, артистическим труппам, придворному искусству и пиршеству.
Истоки искусства таджиков, имея древние корни, окончательно сформировались в период завершения процесса образования таджикского народа при правлении династии Саманидов. Эта преемственность прослеживается в театральной и музыкальной жизни таджикского народа во второй половине XIX и первой половине XX вв. на примере города Бухары и её окрестностях.
Для сбора нужного материала Н.Х. Нурджановмногократно выезжал и возглавлял искусствоведческий отряд в Бухаре «в 1958, 1960, 1961, 1962, 1990-91 гг. Материалом для исследования послужили дневники автора, а также магнитофонные записи.. .»[1, с.3].
Учёный неспроста обратил внимание на Бухару, так как ещё в своё время русский этнограф М.С. Андреев характеризовал этот город как «умственный и духовный центр Средней Азии»[2, с.170].
В данной работе Н.Х. Нурджанов уделил внимание таким важным нюансам, как неправильное толкование некоторыми исследователямипринадлежность того или иного вида искусства к представителям разных наций. Так, например он не был согласен с выводами Л.А. Перепелицыной которая писала о «Узбекском кукольном театре»[3], и выдавала аналогичные бухарский с таджикскими текстами за узбекский. С выводами Д. Авдеевой»[4] которая считала бухарский танец одним из стилей узбекской пляски. С мнением М.Х. Кадырова который в своей книге «Традиции узбекского театра»[5] одну из глав назвал «Театр бухарских масхарабозов», не упомянув ни словом о таджикском искусстве. С выводами М. Рахманова[6], который всё бухарское искусство относил к узбекскому театру.
На наш взгляд мнение Н.Х. Нурджанова имеет право на своё существование с исторической точки зрение, так как Бухарский оазис был местом проживания предков таджикского народа. И в последующем многовековой опыт таджиков в области искусства и культуры был успешно использован братским узбекским народом.
По мнению Н.Х. Нурджанова именно в Бухаре «были полностью представлены все жанры музыкального, драматического и циркового искусства, да и к тому же в развитых формах»[1,с.6], которые развивались в двух направлениях в сельской местности и в Бухаре. В городе получило своё развитие народное профессиональное художественное творчество, более совершенное по форме выражения национального духа.
На наш взгляд Н.Х. Нурджановговоря о «национальном духе» имеет в виду древнюю культуру таджиков, а в качестве примера приводитимена таких знатоках таджикско-персидской музыки как Абдурахмана Джами (1414-1492), Махмуда Хусейни (16 в.), Наджмидина Кавкаби Бухорои (ум. 1535), Хаджи Калона Хорасони (16 в.), Боки Нои (16 в.) и других.
Особенно важно отметить, что в своем работе он упоминает имя одного из бухарского музыканта, который возглавлял ансамбль и школу - Саид Ахмад ибн Мехтар Мирак Бухараи (15 в.)[7,с.21].
В своём исследование Н.Х.Нуржданов особенно подчеркивает, что «Бухарские артисты конца 19 начала 20 вв., были хранителями самобытного искусства таджикского народа», так как «музыка и традиционный театр жили в теснейшей связи с бытом, устной и письменной поэзией, с различными увеселениями и праздниками»[1, с.7].
Автор также уделил внимание такому богатейшему классическому таджикскому искусству как «Шашмаком» подчёркивая его бухарское происхождение с его первоначальными исполнителями в
лице таджикских крестьян и ремесленников на стихи классиков таджикской поэзии ХафизаШирази (1315-1390) и АбдулкадыраБедиля (1644-1720)[1, с. 8]и др.
В работе уделяется внимание творчеству певцов-любителей, которые пели на свадьбах в самых разнообразных стилях: «Сегох», «Наво», «Бает», «Талкинибаёт» и т.д., а также профессиональным певцам «Шашмакома», например, МусоходжаТуркестани (1825-1884)[8, с.28-34].
На наш взгляд ценность работы заключается в том, что Н.Х. Нурджанов упоминает имена талантливых певцов второй половины 19 века, исполнявших стиль «Шашмакома»: «Бобомулло (ум. 1875), Тиллобой (ум. 1880), Холдор (ум. 1896), Хаджи Абдулло (ум. 1902), Уста Кулдош, Гузи махин (ум. 1897)»[1,с.11]. Таким образом, благодаря учёному эти имена навсегда останутся на страницах истории музыкального искусства таджикского народа.
Н.Х. Нурджанов обращает внимание на то, что не все певцы пели разборчиво, а в качестве примера приводит певца Кори Камола (1850-1942), «который обладал прекрасным драматическим тенором и с лёгкостью захватывал высокие ноты...он пел внятно тексты песен в отличии от некоторых певцов, поющих не совсем разборчиво.. .пел осмысленно, понимая каждую строку»[1, с.12].
Учёный также уделил внимание творчеству певцов-дойристов, в качестве примера приводя их имена: «ДжалилГолиб, НаврузХоро, Кори Эргаш, Саид Кирги, ТурсунГолиб, Ходжихон»[1,с.12]. Все они были выходцами из ближайших окрестностей Бухары и часто выступали на пиршествах эмира. Также упоминает танбуристов»Кори КароматДилкаша (1851-1906) и Хазраткула»[1,с.12],которые пользовались большим успехом у народа.
В работе упомянуты певцы шашмакомисты, которые родились до октябрьской революции, но в дальнейшем их творческая деятельность относится к советскому времени. Это в первую очередь «БобокулФайзуллоев (1897-1964), Шохназар Сахибов (1903-1973) и Фазлиддин Шахобов (1911-1974)»[1,с. 13]. Несмотря на то, что они были выходцами из Бухары, их дальнейшее творчество было связано с Таджикистаном. Приехав в Душанбе в 30-40 годы 20 века, они активно пропагандировали таджикскую музыку и подготовили достойных учеников.
Об объективности и беспристрастности учёного свидетельствует тот факт, что он в своей работе упоминает вклад певцов евреев Бухары в пропаганде таджикского народного искусства. Так в работе упомянуты евреи «Довуд, Юсуф, Леви Бабаханов»[1,с.14], которые выступая на свадьбах, играли на танбурах.
Анализируя народные песни Н.Х. Нурджанов выделяет особый стиль исполнения под названием «Мавриги»[1,с.14;14] (Мервский). В этом стиле выступали небольшие ансамбли (3 - 4 певца), которые аккомпанировали себе на дойре, пели на мужских пирушках и на семейных торжествах.
Ещё одна категория, о которой писал ученый, были профессиональные и непрофессиональные певцы-масхарабозы, которые одновременно пели, шутили и танцевали, представляя своё искусство в театрализованной форме. Непрофессиональные певцы-масхарабозы только пели и танцевали. Репертуар певцов масхарабозов состоял из шуточных песен. В качестве примера упоминается имя артиста выступавшего в жанре масхарабоза и мавриги»ХакимаЛайло» (1834-1904)[1, с.15].
В работе также упоминается песенный жанр под названием «маддохбача» и «макайликгу», когда молодые юноши 15-17 лет в четверг и воскресенье пели песни перед каждой лавкой в чайханах в стиле Шашмакома,песни лирического и религиозного содержания, зарабатывая «в день 150-200 таньга»[1,с.15]. Об этом песенном жанре упоминал в своей книгеосновоположник советско-таджикской литературы С. Айни[9,с.24].
В своей работе учёный не обошел стороной такой спорный вопрос касающейся использования музыки суфийскими дервишами. Так как большинство представителей масхабов ислама считают музыку запретной. По мнению Н.Х. Нурджановапредставители суфизма «использовали музыку и танец как средство воздействия на сознание людей»[1,с.15], по этому поводу писали и учёный Е.Э.Бертельс, что «аналогичный жанр, распространен в Иране и в других странах Ближнего и Среднего Востока»[ 10].
Н.Х. Нурджановпишет, чторелигиозные представлениясуфиев проходили с полуночи до утреннего намаза, приглашались 20-30 певцов из дервишского монастыря («Хофизои хонакои»), и упоминает «бухарских певцов Абдусамадбека, Кори Наджма и Абдукаримча, выступавших в 1927
году на суфийском радении «чахр», которое состоялось в одном из мавзолеев старинного архитектурного ансамбля Самарканда - некрополя Шохизинда (Живой царь)»[1, с.16].
Что касается танцевального искусстваН.Х.Нурджанов отмечает, что оно было представлено в Бухаре различными жанрами: «бытовым, праздничным, лирическимтанцем в исполнении профессиональных танцоров и танцовщиц, шуточным в исполнении масхарабозов»[1, с.16].Также упоминает танцы с элементами циркового искусства: « «Оташбози» (игра с огнём), танец на ходулях «чуббози» (игра с палками), танцы-пантомимы с иллюстративно изобразительными элементами. И самое главное он упоминает о древнем танце «шербози» (игра льва)»[1, с.16].
Другая категория представителей танцевального искусства, о которой писал Н.Х. Нурджанов были профессиональные танцовщицы (созанда) выступавшие строго на женских собраниях, он считал это «уникальным явлением в искусстве Средней Азии»[1,с. 16].
Также учёный упомянул о труппах профессиональных юных танцоров «чувон» (юношей), которые обслуживали мужские пирушки. Судя по тексту, Н.Х. Нурджанов относился к такому жанру танцевального искусства юношей отрицательно, что можно увидеть в его намёке: «Искусство танцоров, возникшее в результате мусульманской замкнутости мужчин, потребности феодальной эпохи, развитие развлекательной культуры и новых артистических корпораций города, давно вытеснили героические, подлинно мужские танцы»[1, с.16-17].Таким образом, можно с уверенностью придти к выводу, что учёный не считал эти танцы юношей проявлением мужского героического характера. В противовес танцу «чувон» он приводит в качестве примера истинного мужского танца «Танец огня», «Танец льва» и деревенский танец «Лаклак»[1, с.17].
О танцах молодых ребят в закрытых кельях (худжра) также писали русские учёные М.С. Андреев и О.Д. Чехович[11, с.124].
Н.Х. Нурджанов также уделил внимание анализу деятельности артистов народного кукольного театра и театра масхарабозов-комедиантов, подчеркнул такой важный нюанс как объединение в кукольном театре музыкального, танцевального и драматического искусства, обращая внимание на то, что театр масхарабозов был любительским и профессиональным. Любители показывали своё искусство в сельской местности, а профессионалы выступали в городе.
Анализируя жизнь представителей народного таджикского искусства в Бухаре, Н.Х. Нурджанов приводит факты об их трудной жизни при дворе эмиров, где они прислуживали помимо своей воли. Также о нелёгкой участи представителей народного искусства таджиков Бухары писал Ахмади Дониш»[12], отрицательно относившиеся к правителям мангитской династии Бухары.
В качестве примера Н.Х. Нурджанов приводит эпизод из жизни придворного певца Мирзоабдукарима, который без разрешения ночью пошел домой навесить свою семью,за это он был заключён в тюрьму на три месяца в особую тюремную камеру «обхона» (водяная комната).
Второй пример, это смерть одно из лучших мавригихонов конца 19 века, талантливого певца Хасана Гайрали, который спел без разрешения, за что по приказу эмира «получил 75 палочных ударов, от которых скончался через три дня в возрасте 40 лет»[1, с.19].
Третий пример, трагическая «смерть от туберкулёза танбуриста Кори КароматаДилкаша (1851-1906)»[1,с.19], который шесть месяцев жил во дворце у эмира (Абдулахада (1885-1910) -Р.Т.).
Все представители народного таджикского искусства вынуждены были выступать на различных праздниках, специальных базмах, пирушках для эмира и его свиты, о чём подробно пишет в своей работе Н.Х. Нурджанов[1, с.19-25].
И только с установлением советской власти в Бухаре появилась возможность для полноценного развития народного искусства, которое влачило жалкое существование при феодальном режиме эмиров Бухары. Как отметил Н.Х. Нурджанов «сразу же после установления советской власти в городе (Бухаре - Р.Т.) возникли любительские, а вскоре и государственные театры. Их талантливые артисты принимали активное участие в создании не только нового искусства своего города, но и ведущих театров Узбекистана и Таджикистана - театра имени Хамзы в Ташкенте и театра имени Лахути в Сталинабаде (Душанбе - Р.Т.)»[1, с.33].
Как логично отметил учёный, с установлением советской власти исчез стиль певцов «макайликгу», «маддохи», восхвалявших эмиров и правителей, а также имевший религиозный подтекст,место юношей танцоров заняли молодые танцовщицы. В своей работе автор приводит их
имена: «Муллохон, Зебохон, Сайёрахон. Последняя затем стала созанда»[1,с. 33] (профессиональная танцовщицаи певица в Бухаре - Р.Т.).
С установлением советской власти такие певцы и музыканты как «УстоШоди, ЛевичБобоханов, Габриел Биньяминов, Карим Хафизов»[1, с.33]стали выступать в красных чайханах. Кроме того, «сурнайчиДаниярШахсуворов участвовал в агитбригадах разъезжая по кишлакам в период земельно-водных реформ во второй половине 20-х годов 20 века»[1, с.33].
Благодаря поддержке советской власти «певец УстоШоди в 1920 году, работал в радиокомитете Бухары и совместно с БободжалоломНасирововым и Леви Бабахановым преподавали в музыкальном техникуме»[1, с.33].
H.Х. Нурджанов упоминает таких талантливых людей, которые внесли свой вклад в развитие уже советского народного искусства. В качестве примера он пишет о танцоре Бараке Хамидове, который работал в Ташкентском узбекском музыкальном театре (1929) в качестве дойриста (бубен - Р.Т.) и нагорачи (барабанщик - Р.Т.). Затем осенью 1930 года, он поступил в Сталинабадский таджикский драматический театр, в 1934 году в Таджикский музыкальный театр. Говоря о становлении таджикского театра, Н.Х. Нурджанов справедливо упоминает имена народных музыкантов и певцов Бухары, которые внесли свою достойную лепту в развитие музыкального и театрального искусства Таджикистана «ТохираДавлатова, Бадри Наджмиддинова, Хайдара Хакимова, ЗухураБураханова, БобокулаФайзуллаева»[1, с.33].
Таким образом, все перечисленный факты неопровержимо свидетельствуют о бесценном вкладе таджикского учёного Н.Х. Нурджанова в научном исследовании истории таджикского музыкального и театрального искусства. Все его труды пронизаны внимательным отношением к исследуемой проблеме, работе с нужной литературой, документами, фотографиями, воспоминаниями, скрупулезному анализу и разбору исторических фактов касающихся истории музыки и театра таджиков, начиная с древнейших времён, средневековья, советского периода и независимого Таджикистана.
Можно с уверенностью утверждать, что Н.Х. Нурджанов занял достойное место в плеяде таджикских учёных с мировым именем.
ЛИТЕРАТУРА
I. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов / Н. Нурджанов - Душанбе, 2001.
2. Андреев М.С. Автобиографические записки. / М.С. Андреев - Памир, 1991. - №»7. - 170 с.
3. Перпелицына Л.А. Узбекский народный кукольный театр. / Л.А Перпелицына - Ташкент, 1959.
4. Авдеева Л.А. Танцевальное искусство Узбекистана. / Л.А. Авдеева - Ташкент, 1960.
5. Кодиров М. Узбек театри анъаналлари. / М. Кодиров - Тошкент, 1976.
6. Рахмонов М. Узбекский театр с древнейших времён до 1917 года. / Рахмонов - Ташкент, 1981. - 181с.
7. Зайнулобиддин Махмуди Хусайни. Конуни илми ва амалии мусики. Тахия, тахкик ва факсимилеи дастнавис ва тавзехоти Аскарали Рачабов. - Душанбе: Дониш, 1987. - 21с.
8. Рачабов А Як маъхази мухим оид ба «Шашмаком». / А.Рачабов - Известия АН Тадж. ССР, ООН, 1982. - .№4. - С.28-
34.
9. Айни С. Воспоминания. / С. Айни - М.-Л., 1960. - С.24.
10. Бертельс Е.Э., Персидский театр. / Е.Э. Бертельс - Академия, 1924;
11. Андреев М.С., Арк Бухары. / М.С. Андреев, О.Д. Чехович - Душанбе: Дониш, 1972. - 124 с.
12. Дониш А. История мангитских эмиров Бухары. - Душанбе: Дониш, 1967.
13. Низам Хабибуллаевич Нурджанов. (краткий очерк жизни и деятельности). Библиография составлена Н.Х. Нурджановым. Душанбе, 2005.
14. Нурджанов Н., Кабилова Б.Т., Мавриги. - Душанбе, 2008.
15. Шакури М., Амонов Р. Низам Хабибуллаевич Нурджанов (Краткий очерк жизни и творчества) //Низам Хабибуллаевич Нурджанов. - Душанбе, 2005.
ОСВЕЩЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ БУХАРЫ В ТРУДАХ ДОКТОРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОРА Н.Х. НУРДЖАНОВА
Данная статья рассматривает, монографию одного из виднейшего ученого, доктора искусствоведения, профессора Н.Х. Нурджанова, который внес огромный вклад в развитие научных принципов искусствоведческого исследования Таджикистана.Статья посвящена традициям исполнительского искусства таджиков Бухары.
Выдающийся таджикский учёный искусствовед Н.Х. Нурджанов посвятил свою монографию: «Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов»этой важной теме, которая охватывает вторую половину XIXu первую половинуХХвв.
В данной статье, анализируется период развития народного искусства таджиков Бухары, с его лучшими исполнителями с точки зрения Н.Х. Нурджанова.
В статье освещается анализ и выводы Н.Х. Нурджанова по отдельным видам искусства танцовщиц, танцоров, певцов-мавригихонов, театра мысли и слова, театра масхарабозов, труппах музыкантов и кукольников, традиционного цирка, инструментальной и обрядовой музыке, артистическим труппам, придворному искусству и пиршествах.
Ключевые слова: Н.Х. Нурджанов, исследователь, таджики, Бухара, этнография, экспедиция, записи, культура, искусство, театр, музыка.
ELUCIDATION OF THE THEATRICAL AND MUSICAL LIFE OF BUKHARA IN THE WORKS OF DOCTOR OF ART STUDIES, PROFESSOR N.KH.NURJANOVA
This article considers the monograph of one of the most prominent scientist, doctor of Art Studies, Professor N.Kh. Nurjanov, who made a huge contribution to the development of the scientific principles of art studies' research in Tajikistan. The article is devoted to the ancient traditions of the performance arts of Tajiks in the capital of the Samanids, Bukhara, after thousands of years.
Prominent Tajik scholar of art studies N.Kh. Nurjanov devoted his monograph to this important topic: 'Theatrical and Musical Life of the Capital of the Samanid State', the ancient Tajik city - Bukhara, which covers the second halfof the 19th and the first halfof the 20th centuries.
This article tells about the period of development of the national artistic life and professional art of the Tajiks of Bukhara, about the best traditions of performance arts and about its influence as an ancient cultural center on other regions.
The article analyzes particular types of the art ofdancers, Mavrigikhon singers, the theater of thought and speech, the theater of maskharabozes (clowns, jesters), groups of musicians and puppeteers, the traditional circus, instrumental and ritual music, artistic groups, court art and feasts.
Keywords: N.Kh. Nurjanov, researcher, Tajiks, Bukhara, ethnography, expedition, records, culture, art, theater, music.
Сведение об авторе:
Раджабов Тоджиддин Холмуродович - Соискатель Института истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша Национального академии наук Республики Таджикистана. Телефон: (+992) 930017540, E-mail- [email protected]
About the autor:
Rajabov Tojiddin Kholmurodovich - applicant for the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V. I. Akhmadi Donish of the National Academy of Sciences of Tajikistan. Phone: (+992) 930017540, E-mail- [email protected]
ТДУ 9 (092)
НАЗАРЕ БА ФАЪОЛИЯТИ СИЁСЙ ВА ИЛМИИ АКАДЕМИК БОБОЧ,ОН ГАФУРОВ
Ниёзов Д.М.
Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни
Олими барчасга, ходими намоёни сиёсй, рузноманигори варзида, аллома Бобочон Гафуров 31-уми декабри соли 1909 дар дехаи Исфисори шахри Хучанд чашм ба олами хасгй кушодаасг.
Кдоамхои нахусгини усгод Бобочон Гафуров ба арсаи таърих ба даврони баъд аз инкилоби Октябр росг меояд. Бобочон Гафуров дар лахзае ба майдони илму сиёсаг кадам гузошг ки халки точик дар бухрон ва фишори сахги сиёсиву фархангй ва икгисодй карор дошга буд. Чй гавре маълум асг, баъд аз галабаи инкилоби Окгябр дар Осиёи Миёна чараёнхои пангуркизму панисломизм пайдо шуданд, ки гаъсири манфии онхо ба халки точик расида буд ва махз бо гаъсири хамин чараёнхо дар гаксимоги соли 1924 манфиагхои халки точик ба инобаг гирифга нашуда, аз руйи кайди академик Рахим Масов дасг ба "габаргаксимкунй" заданд. Фарзандони фарзонаи миллаг ба мукобили чунин