УДК 94(3) Н.А.КЛЫЧЕВА
ББК 63.2
ТАДЖИКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО НОВЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
Многообразие таджикского народного танца: кулябские, памирские, бухарские, худжандские, каратегинские, матчинские, айнинские, гиссарские и многие другие танцы, его неповторимые особенности составляют сокровищницу танцевального искусства Республики Таджикистан. Народный танец таджиков представлен народно-характерными жанрами, танцами с бытовыми предметами (платком, кувшином, ложками, тарелочками, цветком и др.) и музыкальными инструментами (дойрой, тавлаком, наем, гиджаком, дутаром), танцами только в сопровождении ударных музыкальных - инструментов дафа, дойры («Нагорабазм», «Бозии калон», «Занг», «Ларзон», «Дашнабадский», «О джахе, джум джахала», «Пойамал») или тавлака, особенностями женского и мужского исполнительства отдельных танцоров или групп, где песни с танцами лирического, героического, комического и шуточного характера занимают ведущее место.
Развитию таджикского народного танца в его традиционных формах посвящено исследование Н.Нурджанова (21). Становление сценических форм народного танца таджиков в драматическом театре, ансамблях песни и танца Госфилармонии, балетной труппы Театра оперы и балета рассматривают А.Азимова (4,5), К.Голейзовский (16), Г.Гоян (14), Л.Киямова (17), Н.Нурджанов (22), А.Проценко (23), Б.Скворцов (24), М.Юсим (29). Описание таджикского народного танца и его методику преподавания представили Ш.Абдурахманова (1,2), Т.Ткаченко (25), А. Азимова и А.Проценко (6).
Современные формы сценического кулябского, бухарского, памирского, классического традиционного танца описывает Ф.Аюбджанова (10,11). Вопросы развития народного танца в художественной самодеятельности, в быту, по месту жительства затрагивают М.С.Андреев (8), Р.Амиров (7), Ш.Абдурахманова (1,2), Г.Гоян (14), Н.Макарихин (19) и др. (12,23). Творчество Г.Валамат-заде и государственного ансамбля танца «Лола» рассматривают М.Джурабекова (15, 20), Н.Клычева (18), Н.Нурджанов (21,22) и др. (4,5, 12, 23, 28). Творчество З.Амин - заде и ансамбля танца «Зебо» Государственного комитета телевидения и радиовещания при Правительстве РТ отражено в работе Н.Нурджанова (21).
Новые формы таджикского народного танца ещё не изучены, и исследование этого вопроса является актуальным, это связано с происходящими переменами и трансформациями традиций таджиков под натиском глобализационных процессов, происходящих в мире культуры и искусства.
Таджикский народный танец характеризуется географическими и природно-климатическими условиями, бытом и региональными особенностями его населения. В каждом регионе или местности Памира, Куляба, Хатлонской и Согдийской областей, Раштской и Гисарской долины бытует свой танцевальный, музыкальный, словесный фольклор, танцевальный костюм и прикладное искусство, они имеют отличительные и не похожи друг на друга черты.
Следует отметить, что особенности танцевальных движений, например, чарх (верчение), в разных регионах имеют свои технические приёмы исполнения, особенности ритма ходов, метро-ритмического звучания ударных инструментов и мелодий.
Танцевальный язык и лексика народного танца таджиков богаты и разнообразны. Каждое движение танца ранее несло смысл, имело своё наименование, соединяясь в композицию или танцевальную фразу, оно открывало зрителю развитие сюжета танца. Сюжеты танцев раскрывали многоликую и богатую духовную культуру народа, отражали природные явления, трудовые процессы, минуты радости и горя, любовь и героизм. Танцевальные движения народного танца таджиков воплотили в себе все оттенки жизни.
С древних времён, когда ещё не было сотворено стихосложение, человек сопровождал свои телодвижения разными голосовыми звуками. Когда появилась музыка, танец продолжал сопровождаться голосовым звуковым извлечением, которое дошло и до нашего времени. Например, «Тало, тало, тало-ло» или «О джахе, джум джахала», «Охо яке» и другие, которые поддерживают азарт и ритм в танце, подстёгивая темп исполнителей танца и вызывая этим интерес у зрителей.
Таджикский народный танец функционирует в сложной системе художественной культуры и представлен в следующих пластах: фольклоре, художественной самодеятельности и профессиональном искусстве.
Основным пластом в структуре традиционного танца таджиков искусства является фольклор, выступающий фундаментом этого построения. Танцевальный фольклор носит синкретичный характер, где народный танец, музыка, песня, слово, игра, народно-прикладное искусство раскрывает характер и особенности носителей фольклора конкретной местности, например, Гиссарской долины. Педагог, профессор ГИТИСа имени А.В.Луначарского Т.Ткаченко в книге «Народный танец» писала: «В юго-западных районах Каратегина и Гиссара танец сохранил свой чисто народный характер, свою самобытность. В нем яснее всего можно различить движения, отображающие процессы труда или явления природы, для него характерны движения, пародирующие животных и т.д.» (25, 438).
Быт определяет сознание. Изменился быт и изменилось сознание, а также отношение молодого поколения к традициям. М.С. Андреев по итогам научных экспедиций 1911 года по изучению быта таджиков писал, что уже к 1943 году от старого быта почти что ничего не осталось. Если посмотреть, исторический отрезок не так велик, какие то - 40 лет, но старый быт уходит в небытие, а новый быстро наступает и только память стариков является тем кладезем мудрости и знаний старого быта предыдущих поколений» (8.26). Искусство народного танца основано на отражении в танцевальных образах жизненных реалий, религиозных верований, фольклора каждого народа, имеющего свое историческое и этническое прошлое.
Это наблюдение ученого и предварительные результаты нашего исследования наводят на мысль, что с уходом старшего поколения уходят знания, кладезь мудрости, а также навыки и умения в таджикском народном танце.
Можно только сожалеть о том, что свадебная танцевальная практика под ритм ударных инструментов - дойры, дафа и тавлака - постепенно нивелируется, а с ними и разнообразные ритмы народных танцев таджиков. «Танцы и песни, отражающие особенности характера и быта различных национальностей, - пишет Е.Васильева, - возникали из народных игр и развлечений, тесно связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками» (13,153). В связи с этим, семейный досуг, семейные обряды и традиции в больших семьях таджиков дают надежду на сохранение и развитие традиционных ценностей танцевального искусства (7). В этом процессе значительное место занимает народная танцевальная музыка. Танцы, бытующие в настоящее время и сохранившиеся в памяти старшего поколения, исполняются в быту, на семейных праздниках.
По форме таджикский народный танец можно разделить на две основные группы: круговые и некруговые, мужские и женские танцы, в которых участвуют представители трех поколений. К круговым формам относятся танцы, когда в кругу, организованном участниками, в центре обычно танцевал один или несколько танцоров, остальные прихлопывая в ладоши, подзадоривали танцующих. Танцоры по очереди приглашали друг друга в центр круга, когда танец был в разгаре, тогда все участники принимали участие в нём. К некруговым - относятся те танцы, где исполнитель танцует один, по двое или трое, меняясь местами, выражая свое эмоциональное состояние в танцевальных движениях.
Танцевальный фольклор представляет собой импровизацию с использованием характерных движений. Как правило, таджикский народный танец не связан со строго регламентированной последовательностью движений, заранее обусловленным расположением танцевальных фигур.
Танец сопровождается песнями шуточной или любовной тематики, весьма разнообразными богатыми по содержанию, форме, темпу и другим признакам, ладовой
окраской (мажор, минор), контрастируя одна с другой своим образным содержанием, метроритмом, регистром звучания, интонацией и динамикой (громче, тише).
Танцевальные песни исполняются в подвижных, иногда очень быстрых темпах. Важную роль приобретает ясный и чёткий ритм, подчёркиваемый хлопками в ладоши и возгласами одобрения. Ритмика таджикского танца в основном строится на музыкальных размерах: 2/4;3/4; 4/4; 5/8; 6/8; 7/8 (26,443).
Танцы сопровождаются пением и игрой на музыкальных инструментах: струнных (рубаб, чанг, гиджак, сетор, дутор, афганский рубаб, кашгарский рубаб, тор); духовых (най, тутак, кушнай, нагора, сурнай, карнай); ударных (дойра, тавлак, даф, кайроки). В ХХ столетии широкое распространение получили музыкальные такие инструменты, как аккордеон, баян и гитара.
Богатство инструментария и любовь таджикского народа к музицированию основаны на исторически сложившейся устной традиции народной инструментальной музыки, пения и танца. Данная традиция стала, в свою очередь, базой для становления и развития таджикской классической музыки, которая в 50-е годы ХХ столетия получила своё письменное оформление в книге «Шашмаком», авторами которой являются Ф.Шахобов, Б.Файзуллоев, Ш.Сохибов (3).
Музыка таджикского танца обычно состоит из двух частей. Начинается медленно, постепенно ускоряется, доходит до темповой и эмоциональной кульминации. Однако встречаются трехчастные и четырехчастные танцы, например, «Чор зарб» («Четыре ритма») (музыка А.Джураева) в исполнении профессиональных и самодеятельных коллективов. Танцы «Чор зарб» («Четыре ритма») под аккомпанемент ударного инструмента дойры записаны нами в фольклорно-этнографических ансамблях «Каратаг» г.Турсун-заде и «Насими Каратаг» Шахринавского района, где четыре женщины, выходя по одной, каждая исполняла свой ритм, а в конце танцевали все вместе. Танец носит соревновательный характер, танцовщицы в нём показывают своё танцевальное мастерство и умение.
В науке о традиционном танце таджиков отсутствует аналитический подход к интерпретации содержания терминов, описывающих конкретные явления в танцевальном искусстве. Часто складывается ситуация, когда вновь возникающие феномены обозначаются уже имеющимися в арсенале теории понятиями, без какого-либо обновления их смысла или когда одно и то же явление обладает целым рядом терминологических определений.
В годы советской власти термины «ленинабадский», «согдийский», «ходжентский» использовались хореографами как синонимы наименований общего стиля традиционного танца северных районов республики. И таких примеров немало. Факт терминологической множественности профессиональной музыки устной традиции таджиков свидетельствует о неразработанности проблемы и в музыковедении, о чем пишет Ф.А.Азизи (3, 28-31). Вопросы топономии в таджикском языкознании в своем исследовании поднимает и О.О.Махмаджанов.
Неразработанность проблемы терминологии традиционного танца таджиков затрудняет его исследование. Термины «кулябский», «ходжентский», «памирский», «бухарский» приминительно к танцу используются в практике танцорами, педагогами танца, педагогами-репетиторами, балетмейстерами, учеными (1,2,4,5, 10, 15, 16,18, 21,22,23,25). Основные ярко выраженные стили традиционного таджикского танца: ходжентский, памирский, кулябский, бухарский - были определены под данными понятиями.
В 20-30-е годы ХХ века, с появлением художественной самодеятельности как нового социально-культурного явления в истории культуры таджиков, возникли новые формы таджикского народного танца. Во-первых, новое оформление танца требовало соответствия законам сценического хореографического искусства, в связи с этим появились новые формы сольных мужских, а затем женских таджикских танцев (21,22,23). Ввиду запрещения религии и ислама появления женщин с открытым лицом в публичных местах процесс формирования таджикского женского сценического танца затянулся до создания первого драматического театра в столице республики, в г. Сталинабаде (Душанбе), в 1929 году. В это время развивалась местная школьная художественная самодеятельность, а примером служили приезжие артисты со своим репертуаром - русские, татарские, азербайджанские, армянские труппы.
В середине 30-х и начале 40-х годов ХХ века большую роль сыграли русские балетмейстеры - Арусяк Исламова, А.И.Проценко, К.Голейзовский, таджикский балетмейстер Г.Валамат-заде в развитии таджикского народного танца и появлении новых форм европейского сценического искусства в Таджикистане (23, 42). К обучению танцоров балетной труппы музыкального театра (ныне Театр оперы и балета) были привлечены мастера таджикского танца, с которыми консультировался К.Голейзовский при постановке народных танцев к первому таджикскому балету «Ду гул» (музыка А.Ленского, 1940 г.).
Популярные танцоры, мастера народного таджикского танца Сангали Ходжаев иГиссари Пасаров, народно-профессионального танцевального искусства Барака Хамидов, Марям Файзибаева и Каркигиханум Хаимова являлись яркими представителями традиционной системы «Устод-шогирд» («Мастер-ученик»), у которых наряду с другими танцорами обучались балетмейстеры Арусяк Исламова, Г.Валамат-заде, А.Проценко и Азиза Азимова. В дальнейшем они в новых условиях профессиональных коллективов продолжили развитие традиций воспитания танцоров и смогли передать знания своим последователям, танцорам советского сценического хореографического искусства. Другой системы танцевального образования в республике в те годы не существовало.
Каждый из Мастеров представлял школу танцевального искусства своего региона в традиционной системе воспитания танцоров «Устод-шогирд». Например, Б.Хомидов, М.Файзибаева, К.Хаимова в этой традиционной системе представляли бухарскую школу танца. Б.Хомидов обучал танцоров таким замечательным танцам, как «Колокольчики» под звука бубна («Занг»), «Летающий» («Паррон»), «Четыре мизинца» («Чорчилик»), с кастанетами («Кайрокбози»), «Джум джахала», которые затем появились в репертуаре концертных выступлений артистов (23,63-64). С. Ходжаев был Мастером кулябской школы, он первый познакомил исполнителей с образцами кулябского и дарвазского танца. На его материале был поставлен танец аиста. Г. Пасаров - Мастер танцевального искусства Гиссарской долины. Его материал стал основой постановки танца с ножами. Различные школы таджикского танца традиционной системы «Устод-шогирд» сыграли положительную роль в становлении таджикского профессионального хореографического искусства.
В 40-50 - е годы ХХ века эти формы получили дальнейшее развитие в самодеятельном и профессиональном танцевальном искусстве (17, 21).
В 60-80- е годы ХХ столетия начался новый этап развития хореографического искусства. Он характеризуется созданием двух ансамблей нового типа для республики, ансамблей танца.
В 1965 году балетмейстер Г.Валамат-заде,нар.арт.Тадж.ССР, при Государственной филармонии организовал государственный ансамбль танца «Лола», название которого было дано в честь народного праздника «Сайри лола» и первого театрализованного праздника «Лола», показанного на Декаде таджикского искусства в Москве в апреле 1941 года (15,20.21,22).
Государственный ансамбль танца «Лола» явился феноменом танцевального искусства республики, в котором создавались новые формы танцев: мужских -«Кордбози» («Танец с ножами»), «Ракс бо тавак» («Танец с лаганом»), «Ракс бо сала» («Танец с чалмой»), «Ракс бо тавлак»(«Танец с тавлаками»), «Дашнабадский танец»; женских - «Шодиёна» («Радость»), «Шугнанка», «Змея», «Синахуруш», «О джахе, джум джахала», «Иранский танец»; совместного исполнения танцевальных номеров «Сайри лола», «Памирская свадьба», «Вохури», «Афганский танец» и др. Происходила трансформация таджикского народного танца в народно-сценическом варианте, в процессе которой появлялись ранее не виданные новые, современные формы исполнительского искусства, нового содержания танцы.
Во- первых, в республике был создан первый государственны ансамбль танца «Лола», пруставлявиши собой новый тип ансамбля, совместного танцевального коллектива из девушек и парней, в который были набраны участники различных самодеятельных коллективов, выпускники средних общеобразовательных школ.
Во-вторых, создавались новые формы соло, дуэта, трио, квартета, группового, массового народно-сценического таджикского танца, которые исполнялись под аккомпанемент оркестра народных инструментов.
В-третьих, выступления ансамбля танца «Лола» горячо принимались зрителями, особенно молодежью, репертуар ансамбля включал народно-сценические образцы не только таджикского танца, но и обогащался постановками танцев народов мира и был известен за пределами страны, отвечал духовным потребностям современного поколения.
В 1978 году при Государственном комитете телевидения и радиовещания при Правительстве республики балетмейстером З.Амин-заде, нар. арт. Тадж. ССР, был организован ансамбль танца «Зебо», ставший феноменом в танцевальном искусстве республики и получивший признание далеко за его пределами. В ансамбле были развиты лучшие традиции женского народного и классических танцев на музыку таджиков -«Шашмаком», «Чоргох» (сл. Сино, муз. классическая), танцевальная сюита «Уфари уззол» (сл. Сино, Рудаки, нар., муз. классическая), «Нагмаи ораз» (муз. класс) и созданы новые формы народно-сценического танца «Насими кухсор (муз. Муборакшо Джураева) (ансамблевый танец), «Боди сабо» - (сл. Зебуниссо, муз. класс.), «Сабзак лаби чу»; эстрадного таджикского танца «Эй, Санам!» и транслировались по телевидению.
Таким образом, в процессе развития таджикского народного танца в ХХ веке поэтапно происходили изменения, которые были обусловлены появлением художественной самодеятельности и созданием новых форм европейского сценического искусства, созданием первых в республике ансамблей танца «Лола» и «Зебо».
Этот процесс выявил новые формы мужского, женского танцев и формы танцев смешанного состава ансамбля в народно-сценическом танце государственного ансамбля танца «Лола» ; создание новых форм женского народно-сценического, классического и эстрадного танцев в ансамбле танца «Зебо» Госкомитета телевидения и радиовещания при Правительстве республики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдурахманова, Ш. Хусусияти раксхои точикй / Ш. Абдурах,монова// Паёмномаи фархднг. -2000. -№ 2.- С. 24- 28.
2. Абдурахмонова, Ш. Гулчини ракс / Ш. Абдурах,монова// Дастури методй барои даста^ои хдваскорй. -Душанбе, 2009. - 160 с.
3. Азизи, Ф.А. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков / Ф.А. Азизи.- Душанбе: Адиб, 2009. - 398 с.
4. Азимова, А. Танцевальное искусство Таджикистана/ А. Азимова. - Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957. - 47 с.
5. Азимова, А. Мастера хореографического искусства Таджикистана.(Редактор С.Ховари) / А. Азимова. - Душанбе: Ирфон,1977. - 96 с.
6. Азимова, А. Таджикский танец и методика его преподавания в учебных заведениях и коллективах художественной самодеятельности/ А. Азимова., А. Проценко. - Душанбе: Маориф,1982.- 87 с.
7. Амиров, Р. Пути педагогического руководства внеклубными формами самодеятельного художественного творчества: авторефер. дис... канд. пед. наук/ Р. Амиров.- Л., 1982. - 16 с.
8. Андреев, М.С. По этнографии таджиков / М.С. Андреев.//Таджикистан. - Ташкент, - 1925. - С.164.
9. Ах,мад, Р. Фархднги мардуми диёри Турсун-зода-/ Р.А^мад, Д.Ра^имов.- Д., 2012.- 172 с.
10.Аюбджанова, Ф. Традиционные таджикские танцы/ Ф. Аюбджанова. - Х., 2000.- 95 с.
11. Аюбч,онова, Ф. Раксхои анъанавии точ,икон.(Мухдррир Н. Х,акимов.)/ Ф. Аюбчонова.-Хучанд, 2001.- 84 с.
12.Валамат-заде, Г. Слово о танце. О некоторых вопросах дальнейшего развития таджикского хореографического искусства/ Г.Валамат-заде//Коммунист Таджикистана. -1983.- 28 апреля.
13.Васильева, Е. Танец / Е. Васильева. Москва: Искусство. - 1968. - 247 с.
14.Гоян, Г. Театр, рожденный Октябрем/ Г. Гоян. -Сталинабад, 1943, -С. 96.
15.Джурабекова, М. Как зажигались звезды/ М. Джурабекова.-Душанбе: Ирфон, 1986.- 144 с.
16.Голейзовский, Касьян. Жизнь и творчество/ Г. Касьян. - Москва: Всероссийское театральное общество, 1984.- 575 с.
17.Киямова, Л. Таджикская Государственная Ордена Трудового Красного Знамени Филармония / Л. Киямова.- Сталинабад: Таджикгосиздат,1957.-35 с.
18.Клычева, Н.А. Проблемы постановки народного танца на профессиональной сцене /Н.А. Клычева//Современный танец постсоветского пространства: сборник статей. - Москва, 2013.- С.214-224.
19.Макарихин, Н. Художественная самодеятельность в Таджикистане / Н. Макарихин. -Сталинабад: Таджгиз, 1934, С. 3-10.
20.Маликаи Чурабек, Шохини хунар/ М. Ч,урабек.- Душанбе: Адиб.- 2006.- 145 с.
21.Нурчонов, Н. Олами беканори ракси точик (очерки таърихй-назарй)/ Н. Нурчонов.-Душанбе, 2004. - 337 с.
22.Нурджанов, Н. Опера и балет Таджикистана/ Н. Нурджанов.-Душанбе, 2010.- 424 с.
23.Проценко, А.И. Танцевальное искусство Таджикистана/ А.И. Проценко.-Душанбе: Ирфон. -1979. - 104 с.
24. Скворцов, Б. Таджикистан /Б. Скворцов. //Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество/ Г. Касьян. - Москва: Всероссийское театральное общество,1984.- 575 с.
25.Таджикский танец /Консультанты А.Азимова, А.Исламова, Т.Ткаченко// Народный танец. -М.:Искусство,1954. -С.433- 476.
26. Таджикова, З. Традиционная музыка/ З. Таджикова.//Таджикская советская энциклопедия. -Душанбе, 1980. - С. 443.
27. Уральская, В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материале хореографии) - автореф. дис...канд. / В.И. Уральская.- М.,1969.-16 с.
28. Сулаймонй, Хабиб. Ифтихори миллат/ X. Сулаймонй., М. Нуров. -Душанбе: Эчод, 2009. - 280 с.
29. Юсим, М. Ду гуль/М. Юсим.//Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество/ Г.Касьян. Москва: Всероссийское театральное общество, 1984.- 575 с.
REFERENCES:
1.Abdurahmanova, Sh. Specifications of the Tajik dances / Sh. Abdurahmanova // Payomnomai Farhang. -Dushanbe, - 2000. - № 2.-P. 24-28.
2. Abdurahmonova, Sh. Selection of dances / Sh. Abdurahmanova // Manual for dance groups.-Dushanbe, 2009. - 160 p.
3. Azizi, F. Makom and Falak as a phenomenon of professional traditional musical creativity of Tajiks / F. Azizi- Dushanbe: Adib, 2009. - 398 p.
4. Azimova, A. Dance art in Tajikistan / A. Azimova. -Stalinabad: Tadzhikgosizdat,1957. - 47 p.
5. Azimova, A. Masters of choreographic art of Tajikistan(Editor S.Hovari)/ A. Azimova -Dushanbe: Irfon,1977. - 96 p.
6. Azimova, A. Tajik dance and methodology of its teaching in the schools and art amateur collectives/ A. Azimova., Protsenko, A. - Dushanbe: Maorif, 1982.- 87 p.
7. Amirov, R. The ways of pedagogical management in popular forms of amateur art collectives. autoreferat of candidate pedagogical science: R. Amirov. - L., 1982. - 16 p.
8. Andreev, M.S. On ethnography of the Tajiks / M.S. Andreev.// Tajikistan. - Tashkent.,1925. - p. 164.
9. Ayubjanova, F. Traditional Tajik dances/ F. Ayubjanova . - Khujand, 2000. - 95 p.
10. Ayubjanova, F. Traditional dances of Tajiks. ( Ed. N. Khakimov) /F. Ayubjanova - Khujand, 2001. - 84 p.
11. Valamat-zade, G. Some words on dancing. On some issues of further development of the Tajik choreographic art / G. Valamat-zade // Communist of Tajikistan, 1983, April 28.
12. Vasilieva, E. Dance/ E. Vasiliev- Moscow: Art, 1968. - 247 p.
13 Goian, G., The theater, born by October Revolution/ G. Goian- Stalinabad, 1943, p. 96.
14. Djurabekova, M. As the stars lit / M. Djurabekova.- Dushanbe: Irfon, 1986. - 144 p.
15. Goleyzovsky, Kasian. Life and art/ K. Goleyzovsky. - Moscow: All-Russian Theatrical Society, 1984. - 575 p.
16. Kiyamova, L. Tajik National Philharmonic with title Order of Red Banner of Labor / L. Kiyamova.- Stalinabad: Tadzhikgosizdat, 957.-35p.
17. Klycheva, N.A. Problems folk dance performances on the professional scene / N.A. Klycheva // Modern dance post-Soviet space: a collection of articles. - Moscow, 2013. -321 p. - S.214-224.
18. Klycheva, N. History of the choreographic art of Tajikistan: Essays/ N.Klycheva, Z.Kazakova. -Dushanbe: Adabiyoti bachagona, 2014. -368 р.
19. Makarikhin, N. Amateur Art in Tajikistan / N. Makarikhin - Stalinabad, Tadzhgiz, 1934, -p. 310.
20. Malikai Jurabek, Falcon of Art/ Malikai Jurabek.- Dushanbe: Adib.- 2006.- 145 p.
21. Nurjonov, N. The World of Tajik dance (Historical and theoretical essays) / N. Nurjonov .Dushanbe, 2004. - 337 p.
22. Nurdzhanov, N. Opera and Ballet in Tajikistan/ N. Nurjonov.-Dushanbe, 2010. - 424 p.
23. Protsenko, A.I., Dance art in Tajikistan / A.I. Protsenko. -Dushanbe: Irfon, 1979. - 104 p.
24. Skvortsov, B. Tajikistan / B. Skvortsov. // Goleyzovsky, Kasian. Life and art/ K. Goleyzovsky. -Moscow: Russian Theatrical Society, 1984. - 575 p.
25. Tajik dance / Consultants Azimov, A.Islamova // Tkachenko T. Folk dance. M.: Iskusstvo,1954. P.-433- 476
26. Tadzhikova, Z. Traditional Music / Z. Tadzhikova // Tajik Soviet Encyclopedia. - Dushanbe. - 1980. -. 443 p.
27. Sulaymoni, H. The proud of nation/ H. Sulaymoni, Nurov M. .- Dushanbe: Ejod. 2009. - 280 p.
28. Yuseem, M. Two flowers / M. Yuseem. // Goleyzovsky, Kasian. Life and art/ K. Goleyzovsky. Moscow: Russian Theatrical Society. - 1984. - 575 p.
Таджикский народный танец и его новые современные формы
Ключевые слова: народный танец, форма, традиция, ансамбль, искусство, музыка, ритм.
Автор поэтапно освещает исследование таджикского народного танца и трансформацию его форм и жанров в фольклоре, развитие круговых и некруговых форм таджикского народного танца в семейных традициях, исчезновение некоторых танцев с предметами и появление эстрадных танцев. В статье впервые рассматриваются вопросы становления новых форм народно-сценического танца в ансамблях танца «Лола» и «Зебо» в 60-80- е годы, как новаторское творчество балетмейстеров Г.Валамат-заде и З.Амин-заде, использовавшие наработанный опыт, включающий традициии таджикского танца и европейские сценические формы в танцевальном искусстве таджиков в 30-50-е годы ХХ века.
Tajik folk dance and its new modern forms Keywords: folk dance, form, tradition, ensemble, art, music, rhythm.
Author highlights researches done on the Tajik folk dances and the transformation of its forms and genres of folklore, the development of circular and non-circular shapes of the Tajik folk dance in the family tradition, the disappearance of some dances with objects and the emergence of pop dance. The article deals with the first issues offormation of new forms of character dance in the ensemble "Lola" and "Zebo" dance in 1960-80-s as a pioneering work of choreographers G.Valamat-zade and Z.Amin-zade, who used the accumulated experience, includes dance traditions of Tajik and European theatrical forms in the dance art of Tajiks in the 30-50-ies of XX century.
Сведения об авторе:
Клычева Назокат Аминовна, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института культуры и информации Таджикистана (Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail:[email protected].
Information аbout the author:
Klycheva Nazokat Aminovna, Head of the Department of Folk culture of the Research Institute of Culture and Information of the Ministry of Culture of RT (Republic Tajikistan, Dushanbe), E-mail: [email protected]