Научная статья на тему 'САДРИДДИН АЙНИ - ЗНАТОК И ЛЮБИТЕЛЬ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ'

САДРИДДИН АЙНИ - ЗНАТОК И ЛЮБИТЕЛЬ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МУЗЫКА / ТВОРЧЕСТВО / МАСТЕРСТВО / ОПИСАНИЕ / ИСТОРИЯ / НАРОД / ВКЛАД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каримов Олимхужа Исломович

В данной статье показывается значение вклада великого поэта и писателя С. Айни в развитие музыки и музыковедения. Также предоставленной им исторической информации о представителях искусства, которые жили и трудились на благо развития культуры музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САДРИДДИН АЙНИ - ЗНАТОК И ЛЮБИТЕЛЬ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ»

САДРИДДИН АЙНИ - ЗНАТОК И ЛЮБИТЕЛЬ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ Каримов О.И.

Каримов Олимхужа Исломович - старший преподователъ,

кафедра музыки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье показывается значение вклада великого поэта и писателя С. Айни в развитие музыки и музыковедения. Также предоставленной им исторической информации о представителях искусства, которые жили и трудились на благо развития культуры музыки. Ключевые слова: культура, музыка, творчество, мастерство, описание, история, народ, вклад.

Музыкальное искусство и литература как две стороны одной культуры народа, как зеркало, отражает его быт, обычаи, обряды и в целом, его жизнь. Другими словами, она является хранителем культурных ценностей, чем определяется его величие.

Садриддин Айни (1878—1954) - писатель, ученый и общественный деятель узбекской и таджикской литературы 20 века. Айни вел научно-исследовательские работы в узбекской и таджикской литературе как историк, литератор и ученый. Написал научные романы о великих поэтах и ученых как Рудаки, ибн Сина, Саъди, Васфий, Бедиль, Навои, Ахмад Даниш.

Вклад великого поэта и писателя С.Айни в развитии музыки и музыковедения неоценимо велик, о чем свидетельствуют его труды:

Произведения, в которых он собрал и художественным стилем толковал сведения о первых представителях музыкально-поэтического творчество, а также знаменитых певцах произведений устного народного творчества. В том числе, о хофизах (певцы) Ота Жалол (Бобо Жалол), Ота Гиес (Мирза Гиес), Ходжа Абдулазиз, Кори Камол, Кори

Нажим, Миратожон танвурнавоз (национальный музыкальный инструмент, на котором он играл). «Тиллонохун» («Золотые ногти»), что составляет золотой фонд истории музыковедения.

По словам С.Айни, который всем существом любил музыку, он дважды встречался с Хожа Абдулазиз Самарканди. Их первая встреча состоялась в Бухаре, а вторая - в Самарканде. Поэт о своей первой встрече написал статью и опубликовал в журнале "Куллиёт" (том.7.с.322-337), краткое содержание которой сводится к следующим: распространилось сообщение о том, что у одного Бухарского состоятельного чиновника высокого ранга на днях состоится свадьба, на которую приглашен певец (хофиз) Хожа Абдулазиз.

Наконец-то хофиз Хожа Абулазиз приедет в Бухару и обрадует народ своим талантом певца с золотым голосом. На свадьбе С.Айни находился в одном ряду с "Дойрахабарон" (дойра - музыкальный инструмент, дойрахбарон -музыканты-глашатаи). Он, находясь в далеке от певца, с удовольствием слушал его песни и был неописуемо счастлив. Слушая певца, у С.Айни и его однокурсников (он учился в медресе) появляется желание пригласить Хожа Абдулазиза к себе в худжру (комнату в медресе). С помощью Ашрафджон сандуксоз (сандук - на подобие ящик, в котором держали ценные ожерелья и материалы) им удалось пригласить певца к себе в гости. Уважаемого гостя с великой радостью встретили все учащиеся медресе во главе с Кори Камол и Кори Нажм, где продолжили музыкальный вечер, начатый на свадьбе. Хотя Абдулазиз пел песни, слова которых принадлежат поэтам-классикам, что доставило огромное удовольствие всем слушателям. По словам С.Айни, музыка и песня осветила не только их души, но и в худжрах стало светло как яркий, солнечный день. Позднее, С.Айни вспоминая эту встречу, констатирует песни в исполнении Абдулазиза, слова которых принадлежали А.Бедил (газель "Ноз") и Камолу Хужанди (газель "Натавон кард").

Вторая встреча поэта с хофизом состоялась в июне 1917 года на сцене пруда Шакардиза города Самарканда. В этом году он только переехал из Бухары в Самарканд, в целях исцеления после побоев его эмиром Бухарским (75 ударов даррой - это специальное приспособление из жесткого кожаного ремня). Мы втроем направились в сторону Шакардиза. Я несмотря на тяжелое свое состояние после побоев, медленно шаг за шагом вместе с друзьями шел слушать задушевную классическую музыку и песни Хожа Абдулазиз Хофиза.. По дороге один из моих друзей с воодушевлением старался петь песни хофиза, слушая которых я не заметил как прошел путь от Суйфирозак до Шакардиза(2,398). С.Айни с двумя его друзьями посчастливилось присутствовать на концерте Хожа Абдулазиза Хофиза, музыка и песни которого оставили в душе поэта огромные впечатления, о чем он писал в своих мемуарах: Я люблю музыку, захватывает мой дух звуки дутара и танбура. Музыка Хофиза, исполненная при помощи ногтей, в сопровождении пением лирических песен берет за душу и красной нитью проходит перед глазами вся душевная боль моя, подобно нераскрытый бутончик тюльпана (2, 399).

Песни и музыка Хожа Абдулазиз Хофиза, исполненные на сцене пруда Шакардиза помогли С.Айни избавится не только от телесных, но и от душевных недугов. Они подействовали на него как мумия исселения. Уместно отметить и то, что поэт одним из первых указал на львиную долю Абдулазиза в создании "Шашмакома" (классическое направление музыки).

82-летний Хожа Абдулазиз попрощавшись с Айни и его друзьями умер 10 января 1936 года. Об этом С.Айни пишет: В целях увековечения имя Хожа Абдулазиз Хофиза в 1954 году в газете «Кизил Узбекистон» (Красный Узбекистан) опубликовал статью «Самаркандий Хожа Абдулазиз билан дастлабки учрашганим» (Первая встреча с Хожа Абдулазиз Самарканди).

С. Айний ограничиваясь малыми сведениями преподносит читателям большую историческую информацию и о других представителях искусства, которые жили и трудились на

благо развития культуры музыки, к числу которых относятся Кори Камол, Кори Нажм, Кори Каромат и Кори Дилкаш Танбури. Кори Каромати Дилкаш - основоположник «Шашмакома» и близкий друг Ахмада Дониш. В подтверждении сказанного приведем небольшой отрывок из произведения С.Айни: Дом Кори Камол Хофиза был расположен на этой улице. Он после гостеприимства приходил в Медресе и своими песнями, задушевной музыкой радовал друзей. Иногда его сопровождали Кори Нажм, Мулло Хомид Савтий Гиждувони. С их приходом место вечера «Шашшоклик базми» занимал вечер «Жамшид базми».

Подведя итог, хотелось бы отметить, что С.Айни всем существом своим любил музыку, ибо она является частью бессмертной культуры народа. У узбеков есть такая притча. Бог создал людей из глины и приказал душе войти в это безжизненное существо, но она никак не входила в тело. Тогда бог просил сыграть музыку душевную, благодаря которой душа вселилась в тело человека. Выше приведенные труды С.Айни непременно послужили толчком в становление и развитие музыкального исскуства и музыковедения.

Список литературы

1. Айни С. Куллиёт. Ч. 7. Душанбе: «Ирфон», 1962. С. 331.

2. Айни С. Куллиёт. Ч. 11. Китоби дуюм. Душанбе: "Ирфон", 1964. С. 436.

3. Абдуллаев К.Ф. Мыслители востока о педагогической профессии // Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития, 2020. С. 117-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.