Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТАДЖИКИСТАНА В 2001-2011 ГГ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТАДЖИКИСТАНА В 2001-2011 ГГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / КОНЦЕРТЫ / РЕПЕРТУАР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанова Манзура

В статье рассматривается музыкальная жизнь Таджикистана с 2001 по 2011 годы. Этот период знаменателен тем, что появляется ряд указов Президента страны и решений правительства, которые сыграли важную роль в развитии музыкальной культуры Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIKAL LIFE OF TAJIKISTAN IN 2001-2011

Тhe article deals with musical life in Tajikistan from 2001 to 2011. This period is notable for the fact that there is a number of decisions and decrees of the Government and the President of Tajikistan, which played an important role in the development of musical culture of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТАДЖИКИСТАНА В 2001-2011 ГГ»

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА И ПРЕДПОСЫЛКИ

ИСКАНДЕРКУЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

В данной статье автором рассмотрены политическое положение и предпосылки Искандеркульской экспедиции на верховье Зеравшана. Проанализированы характерные особенности грамматического способа толкования, использование в процессе такого толкования различных методов исторического и политического анализа (на примере бекского положение Кухистана).

Ключевые слова: политика, экспедиция, сад, бекство, Кухистан, изучение Средней Азии, верховьев Зеравшана.

POLITICAL SITUATION HORSE ZERAVSHAN AND ISKANDERKULSKOY BACKGROUND

MISSION

This article describes the political situation and conditions in the upper reaches of the Iskanderkul expedition. It analyzed the characteristics of the grammatical methods of interpretation, the uses of such as an interpretation in the various methods of historical and political analysis (for example, the position of Kogistana bek).

Keywords: politics, expedition, the garden bekstva, Kogistan, the studies of Central Asia, Zarafshan's headwaters.

Сведения об авторе: Одинаев Абдумавлон Назирович, аспирант Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, е-mail: abdumavlon1987@gmail.com

Аbout author: Odinaev Abdumavlon Nazirovich, post-graduate student of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТАДЖИКИСТАНА В 2001-2011 гг.

Хасанова М.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан

В рассматриваемом периоде (2001-2011гг.) музыкальная жизнь Таджикистана стала насыщенней по сравнению с предыдущим десятилетием. Это было связано, прежде всего, со стабилизацией политической обстановки в республике, хотя основные проблемы касающиеся культуры оставались актуальными и для этого периода. Принятие ряда указов Президентом и решений Правительства Таджикистана, сыграли важную роль в дальнейшем развитии музыкальной культуры республики. Так, в 2000г. был издан Указ за номером 294 Президента РТ Э. Рахмонова «О дальнейшем развитии музыкального искусства Шашмаком в Республике Таджикистан». 12 мая был объявлен Днём Шашмакома [5]. После принятия данного Указа в республике повсеместно стали открываться детские школы - студии, ансамбли макома. В 2003г. была образована Академия макома, которой по настоящее время руководит народный артист Таджикистана, кандидат искусствоведения А.Абдурашидов. В 2005г. была открыта детская музыкальная школа Шашмакома при вышеназванной Академии. Эти меры были приняты, прежде всего, для того, чтобы привлечь молодые таланты к изучению культурного наследия таджикского народа «Шашмаком», дальнейшего его развития и популяризации в мировом сообществе. Ежегодно 12 мая в День Шашмакома проводятся концерты, конкурсы, фестивали, а также научные конференции, симпозиумы, заседания «круглого стола», посвященные проблемам истории, теории и современной музыки.

Особое значение для таджикской культуры имел Международный семинар, проведенный 2-4 декабря 1999 г. на тему «Таджикская музыкальная культура 21 века: приоритеты развития» [3], на котором были рассмотрены вопросы профессионального музыкального образования в Таджикистане в начале 21 века. Обращение всех участников семинара к Президенту страны явилось одним из оснований для Постановления Правительства РТ от 10 мая 2003г. «О создании Таджикской

национальной консерватории» [8]. Образованная на базе исполнительского факультета Таджикского государственного института искусств им. М.Турсун-заде, консерватория на протяжении последних лет стала не только центром воспитания музыкальных кадров республики, но и местом проведения различных сольных и камерных концертов, музыкальных фестивалей и конкурсов. С 2007 года Консерватория носит имя таджикского композитора Талабшо Сатторова, который был ее первым ректором.

Начиная с 2007 по 2011гг., Таджикская национальная консерватория и министерство культуры Таджикистана при финансовой поддержке таджикского филиала Фонда Сороса проводила Международный фестиваль музыки «Бахористон», в котором принимали участие музыканты стран Центральной Азии и России. Первый фестиваль привлек ректоров, педагогов и студентов национальных консерваторий Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России и Таджикистана.

В 2008 г. на фестиваль собрались камерные оркестры консерваторий этих стран. Тогда же был создан объединённый симфонический оркестр.

В 2009 г. на III Международном фестивале профессионального музыкального искусства «Бахористон» приняли участие пианисты Дэвид Кореваар (США), Зайтуна Нарынбаева и Гульшан Конушева (Кыргызстан), Сергей Ким (Казахстан), а также представители России Валерий Шкарупа и Вазген Вартанян.

В 2010 г. Международный фестиваль «Бахористон» был посвящен 200-летию со дня рождения выдающихся композиторов - романтиков Ф.Шопена и Р.Шумана.

В 2011г., когда отмечалось 20-летие независимости Республики Таджикистан, «Бахористон» был посвящен музыкантам - соотечественникам, ныне проживающим и работающим за пределами Таджикистана, в числе которых композиторы П.Турсунов, П.Тураби, А.Бакаев, Б.Юсупов, скрипачка С.Кашгарова, пианисты В.Шкарупа, Г.Иноятова и др. Этот фестиваль заметно оживил музыкальную жизнь Таджикистана.

В этот период композитор Т.Шахиди продолжает свою активную деятельность по пропаганде музыкального искусства. Организованный им камерный оркестр «Гармония мира», как и прежде, знакомит слушателей с классической и современной музыкой, в том числе таджикской. Причем выступления проходили не только в столице, но и в других городах и районах республики, порой и в полевых условиях. Так, в 2001г. был дан концерт в женской тюрьме Худжанда, на котором были исполнены произведения И.Баха, С. Рахманинова, А.Одинаева, А.Бабаева и Т.Шахиди [2]. Т.Шахиди был также организатором концертов в Душанбе Валерия Шкарупы, лауреата Международных конкурсов им. Ф.Листа в Будапеште и им. С.Рахманинова в Москве, Заслуженного артиста РФ, профессора Екатеринбургской консерватории им. М.Мусоргского. Выпускник Таджикской республиканской средней специальной музыкальной школы им. З.Шахиди, В. Шкарупа приезжает ежегодно в Душанбе с концертами, в программу которых обязательно включает произведения таджикских композиторов: Т.Шахиди, З.Миршакар, Т.Сатторова, Л.Толис и др. В настоящее время В.Шкарупа является ректором Екатеринбургской консерватории.

Один из последних концертов цикла «Классика и современность», инициатором которого был Т.Шахиди, состоялся в сентябре 2011 г. в Таджикской национальной консерватории им. Т.Сатторова. В программу были включены произведения композиторов В.А.Моцарта, А.Бабаджаняна, Ю.Тер-Осипова, Л.Толис и Т.Шахиди [7].

Указом Президента РТ от 8 августа 2007г. «О Дне Фалака» [5], этот древний музыкальный жанр получил новый импульс для дальнейшего развития и популяризации. В советские годы Фалак был незаслуженно обойден вниманием музыковедов и исполнителей и не получил должного освещения и распространения. В рассматриваемый автором статьи периоде в Душанбе и Кулябе были открыты школы Фалака, инициатором которых стал народный артист Таджикистана Д.Холов. В Таджикской национальной консерватории также была открыта кафедра Фалака. Стали проводиться фестивали и конкурсы Фалака. Так, в 2004 и 2009гг. в Душанбе, а в 2006г. в Кулябе были проведены Международные фестивали-симпозиумы «Фалак», которые привлекли известных исполнителей и искусствоведов из Афганистана, Ирана, Узбекистана, Индии и Таджикистана. Фалак стал предметом пристального изучения музыковедов. К примеру, в 2009г. музыковед Ф.Азизи защитила докторскую диссертацию на тему «Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков».

Композиторы Таджикистана продолжают создавать преимущественно вокальную и камерно-инструментальную музыку. Крупные же произведения из-за неукомплектованного симфонического оркестра и отсутствия профессионального дирижера в Таджикистане чаще всего исполняются за пределами республики. Например, на авторском концерте Т. Шахиди, которой состоялся в 2006г. в Концертном зале им. П.Чайковского в Москве, под управлением известного дирижера В.Гергиева, были исполнены поэмы композитора для большого симфонического оркестра «Празднество», «Садо» и «Поэма для оркестра» [4].

Таджикской государственный театр оперы и балета им. С.Айни по прежнему является средоточием музыкальной жизни республики. Несмотря на огромные сложности, театр продолжает выполнять свою основную задачу - быть центром эстетического воспитания и духовного обогащения жителей республики. Одной из основных проблем театра является восстановление разностороннего репертуара, который был, создан еще в 70-80-е годы прошлого столетия и когда каждый вечер в театре шли оперные или балетные спектакли. Для решения этой проблемы нужна, прежде всего, финансовая поддержка правительства с тем, чтобы привлечь высококвалифицированные кадры - солистов оперы и балета, хора, кордебалета, музыкантов оркестра, режиссеров, художников, балетмейстеров, хормейстеров, дирижеров. Показательным в этом плане стал 2009г., когда в Душанбе был приглашен итальянский дирижер Жерардо Колелла, который проработал в театре год. С его приходом коллектив театра добился больших успехов. Благодаря его требовательности и огромному труду всего коллектива профессионализм солистов и оркестра возрос настолько, что дало возможность проводить симфонические концерты и музыкальные спектакли на очень высоком профессиональном уровне. Колелла осуществил на сцене Таджикского театра постановку оперы Дж.Верди «Аида». В рассматриваемом в статье десятилетии в Таджикском театре оперы и балета состоялась премьера новой оперы М. Бафоева «Шайхурраис Ибн Сино» (2011г.) либретто К. Олимова по пьесе М. Бехбуди и М. Фархата.

Несмотря на все трудности, солисты театра оперы и балета им. С.Айни продолжают активно участвовать в музыкальной жизни республики. Наряду с уже известными солистами, такими как Б. Маматкулов, А. Мирраджабов, С. Нуруллаев, на сцене театра появилась и одаренная молодежь. Ярким дарованием отличается Ш. Усманова - выпускница Национальной консерватории Таджикистана им. Т. Сатторова, класс Б. Маматкулова, лауреат международных конкурсов. Как солистка театра оперы и балета им. С.Айни она спела ведущие партии в операх «Золотой кишлак» Д. Дустмухамедова (Лайли), «Рудаки» Ш. Сайфиддинова (Нигина), «Аида» Дж.Верди (Великая жрица) «Кармен» Ж.Бизе (Кармен).

Важными событиями в музыкальной жизни республики стало проведение Дней культуры различных стран, в которых принимали участие ведущие творческие коллективы и исполнители. Так, в апреле 2004 г. и в октябре 2010 г. состоялись в Таджикистане Дни культуры Российской Федерации. Ранее, в 2005 году, в Москве проходили Дни культуры Таджикистана. Дни культуры Таджикистана в Российской Федерации были проведены и в 2011году. В разные годы также в Таджикистане были проведены Дни культуры Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, КНР, Индии в Таджикистане и Дни таджикской культуры соответственно в этих странах.

После определенного «затишья» в музыкальной жизни Таджикистана, особенно середины 90-х годов, в республику стали приезжать с гастролями солисты и музыкальные коллективы из других стран Содружества, а также дальнего зарубежья. Так, осенью 2004 года, когда в Таджикистане отмечалось 80-летие города Душанбе, в столице республики прошли гастроли Большого театра с участием ведущих солистов оперы и балета и симфонического оркестра под управлением Александра Титова. Москвичи показали фрагменты из балетов «Спартак» А.Хачатуряна, «Дон-Кихот» Л.Минкуса, опер «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Фауст» Ш. Гуно. Гала-концерты начинались с увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», а второе отделение - полонезом из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» [1].

18-19 сентября 2008 года в Душанбе прошел III Форум творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ. В рамках его культурной программы выступил известный пианист Денис Мацуев с Молодежным симфоническим оркестром

СНГ под управлением Юрия Симонова. В программе концерта прозвучали Увертюра к «Эгмонту» Бетховена, Второй фортепианный концерт С. Рахманинова.

В эти годы широко был представлен популярный жанр эстрадной музыки. Так, дважды подряд, в 2010 и 2011гг. в Душанбе был проведен Международный музыкальный фестиваль «Небо Содружества», на котором выступили молодые эстрадные певцы из стран СНГ.

В разные годы в Душанбе приезжали с концертами российские звезды и эстрадные группы, в том числе группа «На-на», руководитель Б.Арибасов (1999 г.), О. Газманов, Лада Дэнс, Д. Маликов, группа «Блестящие» (2000г.); Авраам Руссо, Жасмин ( 2004г.). И.Кобзон ( 2007г.) и др.

С обретением суверенитета Таджикистан стал укреплять культурные связи с Исламской Республикой Иран, с которым связывают общие история, язык, литература и искусство. Появилась возможность услышать иранских музыкантов и певцов у нас в республике. Так, в разные годы с концертами сюда приезжали иранские певцы Саттор, Муин, Лайло Фурухар, Анди, Мансур и др. В то же время многие известные таджикские исполнители и педагоги стали ездить с гастролями по городам Ирана, знакомя их жителей с таджикским искусством, а также делясь своим преподавательским опытом. На протяжении нескольких лет в Тегеране проживала и успешно занималась исполнительской и преподавательской деятельностью известная пианистка, выпускница Московской консерватории им. П.Чайковского Дильбар Хакимова, воспитавшая немало талантливых учеников.

Музыковедение Таджикистана, также как и все другие отрасли искусства в 90-х годах прошлого столетия, пребывало в глубоком кризисе. Многие музыковеды покинули республику и успешно работают в других странах, а те, кто остался, пытаются по мере возможности не прекращать своей деятельности. К сожалению, в последнее время в средствах массовой информации республики почти не встретить рецензий на то или иное музыкальное произведение или концерт. Тем не менее, в этот период появляются в свет работы музыковедов Ф.Азизи, А.Низамова, Б.Кабиловой, Л.Назаровой, Н.Хакимова, Ф. Ульмасова и др., посвященные различным проблемам истории и теории таджикской музыки. Так, в указанный период были изданы фундаментальные работы по материалам искусствоведческих экспедиций Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Таджикистана 50 - 80 годов ХХ столетия: «Музыкальное искусство Памира» (3 книга), в соавторстве Ф.Кароматова, Н.Нурджанова, Б.Кабиловой, «Мавриги» Н.Нурджанова, Б.Кабиловой. Благодаря этим трудам сохранена самобытность музыкального искусства таджикского народа в своем первозданном виде.

В эти годы были защищены диссертации по проблемам истории и теории таджикской музыки. В их числе докторские диссертации А.Низомова «Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии» (1998г.) и Ф.Азизи «Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков» (2009г.); кандидатские диссертации А. Абдурашидова «Танбур и его функции в изучении ладовой системы Шашмакома» (1991г.), С.Худойбердыева «Функциональные особенности традиционного дутара в музыкальной системе таджиков и узбеков» (1995г.), Б. Кабиловой «История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане» (2005г.), А.Зубайдова «История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30 - 80-е годы ХХ века» (2005г.), А.Галиахметовой «Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана» (2011г.).

Оценивая результаты музыкальной жизни Таджикистана первого десятилетия ХХ1 в., можно отметить вполне реальные достижения. Композиторы Таджикистана продолжают создавать оперы, балеты, симфонические и камерные произведения, песни и романсы, инструментальную и сценическую музыку. Между тем, одна из важнейших задач на сегодняшний день - добиться того, чтобы по возможности большее число вновь появляющихся произведений получало настоящий художественный и общественный резонанс, как это было в советские годы, когда в республике полноценно функционировал симфонический оркестр, который на высоком профессиональном уровне исполнял такие произведения.

Литература:

1. Большой театр в Таджикистане // Народная газета, 2004, 7 ноября.; Театри калони Русия дар Точикистон // Адабиёт ва санъат, 2004, 25 ноябр.; Браво, Россия! // АSIA-Plus, 2004, 25 ноября.

2. Ленинабадская правда». 2001, 24 октября.; Р. Муъминова. Савту суруд дар махкамаи занон // Х,ак;ик;ати Ленинобод, 2001, 12 декабря.

3. Международный семинар: Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития». Душанбе. 1999г.

4. Музыка Т. Шахиди прозвучала в концертном зале им. П.Чайковского // Народная газета, 2006, 14 июня.

5. Указ Президента Республики Таджикистан №299 «О Дне фалака» от 8 августа 2007г. // Ч,авонони Точикистон, 15 августа.

6. Указ Президента Республики Таджикистан № 294 от 12 мая 2000г.//ь Ч,умхурият, 2000, 20 мая .

7. Программка концерта. 2011, 30 сентября.

8. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Таджикской национальной консерватории» от 10 мая 2003г. // Ч,умхурият, 2003, 17 мая.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТАДЖИКИСТАНА В 2001-2011 гг.

В статье рассматривается музыкальная жизнь Таджикистана с 2001 по 2011 годы. Этот период знаменателен тем, что появляется ряд указов Президента страны и решений правительства, которые сыграли важную роль в развитии музыкальной культуры Таджикистана.

Ключевые слова: музыкальная жизнь, концерты, репертуар, композитор, произведения.

MUSIKAL LIFE OF TAJIKISTAN IN 2001-2011

^e article deals with musical life in Tajikistan from 2001 to 2011. This period is notable for the fact that there is a number of decisions and decrees of the Government and the President of Tajikistan, which played an important role in the development of musical culture of Tajikistan. Keywords: music life, concerts, repertoire, composer of the work.

Сведение об авторе: Хасанова Манзура, соискатель Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: kamila_rose@mail. ru

About author: Khasanova Manzura, post-graduate student of the Institute of history archaeology, ethnography named after A. Donisha of the Academy of science of the Republic of Tajikistan

ЧДХРЛАТИ ДАХШАТАНГЕЗИ ТЕМУРЛАНГ АЗ НИГО^И ФОМА МЕТСОПСКИ

Муродов А.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айни

Манобеи асримиёнагй дар омузиши таърихи халки точик чун сарчашмаи мухими таърихй мавриди истифода карор мегиранд. Яке аз чунин манбаъи мухими таърихй асари «Таърихи Темури ланг ва ворисони у»-и муаллифи арманй Фома Метсопски махсуб меёбад [6].

Фома Метсопски дар оилаи ашрофи диндор дар нимаи дуюми асри XIV дар дехаи Агновити вилояти Васпуракан ба дунё омада, 12 сол дар мактаби Месоп тахсил намудааст.У хамагй 60 сол умр ба сар бурдааст. Фома Метсопски харчанд аз шахри худ берун нашудааст, вале шохиди бевоситаи вокеахои дахшатовари таърихй, аз чумла вахшонияти Темур дар Шарки Наздик, бахусус дар Кавказ буд. У дар бораи хаводиси ин давра ва вахшониятхои Темур ва ворисонаш дар асари таърихии худ «Таърихи Темури ланг ва ворисони у» ба тафсил накл менамояд.Асари мазкур толи 1957 аз тарафи Т.И.Тер-Григорян аз забони арманй бо забонхои озарй ва русй тарчума шуд ва дар Боку аз чоп баромад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.