07.00.00.илм^0и ТАЪРИХ ВА БОСТОНШИНОСИ О7.ОО.ОО.ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 07.00.00.HIST0RICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY
07.00.02. ТАЪРИХИ ВАТАН 07.00.02. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02. HOME HISTORY
УДК 327 с ББК 66.75
СА$МИ БОБОЦОН РАФУРОВ ДАР ТАЙЁР КАР ДАНИ МУТАХАССИСОНИ БАЛАНДИХТИСОСИ ЭЦОДКОРИ ТОЦИК ДАР МУАССИСА^ОИ ТАЪЛИМИИ ФЕДЕРАТСИЯИ РУСИЯ
ВКЛАДБОБОДЖОНА ГАФУРОВА В
ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТАДЖИКСКИХ ТВОРЧЕСКИХ КАДРОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
BOBOJON GAFUROV S CONTRIBUTION INTO THE PREPARATION OF HIGHLY
QUALIFIED TAJIK CREATIVE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIAN FEDERA TION
Набиев Ва^^об Машрафович, доктори илмуои таърих, профессори кафедраи таърихи ватан ва археологияи МДТ «ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров»(Тоцикистон, Хуцанд)
Набиев Вахоб Машрафович, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и археологии ГОУ «ХГУ имени акад. Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)
Nabiev Vahob Mashrafovich, Dr. of History, Professor of the department of home history and archeology under the State Educational Institution "KhSU named after acad.B. Gafurov "(Tajikistan, Khujand) E-mail: v.m.nabiev@mail.ru
Вожа^ои калиди: ходими давлатй, Б.Гафуров, эцодкорони цавон, гамхорй ба донишцуён, муассисауои таълимй, студияи миллй, мактаби хореографй
Дар мацола сауми ходими барцастаи давлатй, олими тавоно Бобоцон Гафуров дар тайёр кардани мутахассисони эцодкори тоцик мавриди барасй царор гирифтааст. Муаллиф дар заминаи маводи муътамад нацши роубари сиёсии цумуурй- Котиби якуми Хизби коммунистии Тоцикистон Бобоцон Гафуровро дар интихоб ва ба мактабуои олии эцодии Федератсияи Россия сафарбар намудани цавонони соуибистеъдод нишон додааст. Таваццууи хоса ба баррасии масъалаи гамхории уамацонибаи Бобоцон Гафуров ба донишцуён равона шудааст. Дар мацола уамчунин сауми Донишкадаи давлатии умумииттифоции уунари театрии ба номи А.В.Луначарский, Донишкадаи давлатии умумииттифоции кинематография, Донишкадаи давлатии кинематографии Ленинград, Омузишгоуи хореографии Ленинград ба номи Ваганова дар тайёр кардани кадруои эцодкори тоцик инъикос ёфтааст.
Ключевые слова: государственный деятель, Б.Гафуров, творческая молодежь, забота о студентах, учебные заведения, национальные студии, хореографическая школа.
В статье рассматривается вклад выдющегося государственного деятеля, великого ученого Бободжона Гафурова в подготовку таджикских творческих кадров. Автор на основе достоверных материалов показывает роль политического лидера республики -Первого секретаря Коммунистической партии Таджикистана Бободжона Гафурова в подборе и направлении талантливой молодежи в творческие учебные заведения Российской Федерации. Особое внимание уделяется всесторонней заботе Бободжона Гафурова о студентах. Освещается вклад Государственного института театрального искусства им.А.В.Луначарского, Всесоюзного государственного института кинематографии, Ленинградского института кинематографии, Хореографического училища Ленинграда им.Вагановой в деле подготовки таджикских творческих кадров.
Key words: statesman, outstanding B.Gafurov youth, care for students, educational establishments, national studios, choreographic school
The article dwells on the contribution of the outstanding statesman, the great scientist Bobojon Gafurov, in the preparation of Tajik creative cadres.Designing on the premise of reliable materials, the author shows the role of the political leader of the republic, the _ first Secretary of the Communist Party of Tajikistan Bobojon Gafurov, in the selection and referral of talented youth to creative educational institutions of Russian Federation. Particular attention is paid to the comprehensive care of Bobojon
Gafurov paid to the students. The article also highlights the contribution of the State Institute of Theatrical Art named after A.V. Lunacharsky, the All-Union State Institute of Theatre, Music and Cinematography, Leningrad Institute of Cinematography, Choreographic School named after A.Ya. Vaganova into the preparation of Tajik creative human resources.
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, выступая на торжественном собрании в честь 100-летия со дня рождения академика Бободжона Гафурова, отметил: «Сегодня, в период, когда Родина великого учёного Гафурова - Таджикистан, является независимым государством, десятикратно возросли значение жизни, деятельности и произведений Гафурова, равно как других выдающихся сынов нации, и их роль - в росте чувств патриотизма, самопознания, самосознания и национальной гордости народа Таджикистана и, прежде всего, его достойного молодого поколения» (2).
Будучи дальновидным государственным деятелем, выдающимся политиком и талантливым ученым, Б.Гафуров благодаря знаниям, исключительной мудрости и высоким организаторским навыкам сыграл уникальную роль в построении новой жизни и развитии различных отраслей экономики и социальной сферы Таджикистана.
Большой организаторский талант, принципиальность, умение работать с людьми в полной мере раскрылись у Б.Г.Гафурова на посту Первого секретаря ЦК Компартии Таджикистана. Он уделял огромное внимание развитию и расцвету культуры Таджикистана.
После победоносного завершения Великой Отечественной войны, с первых дней мирной жизни Б.Гафуров занимался подготовкой и воспитанием молодых творческих специалистов.
Учитывая то, что в тот период в Таджикистане отсутствовали высшие творческие учебные заведения,Б.Гафуров в первую очередь опирался на дружескую и творческую помощь союзных республик. Целесообразно отметить, что изучение истории новейшего времени немыслимо без изучения проблем дружбы и братства всех наций и народностей СССР, культуры межнационального общения. «...Историческое прошлое наших народов, - пишет Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон, - дружба и взаимопомощь, межгосударственные связи, несмотря на распад СССР и другие возможные катаклизмы, от которых никто не застрахован, не должны быть преданы забвению, не должны отдаляться друг от друга, подобно тому, как не могут разойтись притоки могучей реки, берущие начало в вечных горных ледниках» (8,237). В подготовке таджикских творческих кадров особое место занимает г.Москва. Именно по инициативе Б.Гафурова Правительство Республики Таджикистан в августе 1946 г. направил Ханифу Мавлонову, Ходжи Ахмедова, Анвера Муллокандова, Мулук Бахора на вокальное отделение, Зиёдулло Шахиди, Фозила Солиева, Шарифджона Бобокалонова, Насимджона Пулатова - на композиторское отделение Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Шамси Киямова - на режиссерское отделение, Азизу Азимову и Гаффора Валамат-заде - на балетмейстерское отделение Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарско го.Б.Гафуров также направил в дирижерский класс симфонического оркестра национального отделения Московской консерватории фронтовика, скрипача Ибодулло Абдуллоева (10,21).В 1947 г. Шарофиддин Сайфиддинов стал студентом Московской государственной консерватории им. П.М.Чайковского (5, 201).Политический руководитель Таджикский ССР Б.Гафуров, уделяя особое внимание московским студентам, заботился о них, помогал и материально, и морально.«Зимой того года (1946 - В.Н.), -вспоминает Народный артист Таджикистана Шамси Киямов, - Б.Гафуров и другие депутаты приехали на сессию Верховного Совета СССР. Найдя час времени, он пригласил нас в свой номер в гостинице «Москва». Мы, его посланники, с воодушевлением в указанное время пришли к нему. Там же присутствовал Постоянный представитель республики. Б.Гафуров интересовался нашими делами, учебой, нашими отношениями с преподавателями и др., каждый из нас рассказывал о себе. Он, внимательно слушая нас, обратил внимание на нашу одежду и сказал: «Их одежда не пригодна в эту погоду. Прощу для каждого из них купить зимнее теплое пальто. Кроме того, каждому дайте по тысячу рублей, чтобы они не нуждались, занимались только учебой». Затем Б.Гафуров, обращаясь к нам, сказал: «Учитесь, все, что сможете, получите от преподавателей и наставников. Став настоящим специалистом, возвращайтесь в республику. Впереди много работы. Народ ждет вас» (4, 133-134).
Летом 1950 г. в концертном зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского выпускник дирижёрского класса симфонического оркестра национального отделения Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Ибодулло Абдуллаев выступил в качестве дирижёра. Из всех выпускников национального отделения был только он и еще один из русского отделения. На концерте присутствовали Первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана Б.Гафуров и Председатель Совета Министров республики Дж.Расулов. Они восхищались выступлением обнадёживающего дирижёра и поздравили
его.Народный артист Таджикистана Ибодулло Абдуллаев в своих воспоминаниях пишет: «Я не знал об их присутствии на концерте. Затем Б.Гафуров, повернув лицо к Джаббору Расулову, сказал: «Он до возвращения в Таджикистан должен отдохнуть». По поручению Бободжона Гафурова мне выделили путевку и денежное средство. Также выделили деньги для приезда с Черного моря в Сталинабад» (10, 21).
Уместно отметить, что студенты творческих профессий, особенно будущие композиторы, в целях своего материального обеспечения продавали свои удачные произведения Союзу композиторов Таджикистана.
Вспоминая свои студенческие годы, Народный артист Таджикской ССР Шарофиддин Сайфиддинов пишет: «Моим первым наиболее крупным произведением студенческих лет стала кантата «Цветы Таджикистан» в пяти частях для солистов хора и большого симфонического оркестра на слова Георгия Фере. Таджикский текст принадлежал моему брату М. Сайфиддинову, впоследствии ставшему драматургом. Это произведение я хотел посвятить 25-летию родной республики. Когда кантата была закончена и одобрена моими руководителями по консерватории, я решил утвердить также текст этого произведения. С этой просьбой я обратился к члену Правления Союза писателей Таджикистана, известному поэту Аминджону Шукухи, находившемуся в те годы в Москве. Получив добро авторитетного поэта, решил на летние каникулы обязательно поехать в Душанбе, чтобы ознакомить с этим произведением своих коллег в Союзе композиторов Таджикистана. Это было примерно в 1954 году, когда в очередной раз прибыл из Москвы в Душанбе, окрылённый своим первым крупным произведением. И вот наступил тот день, на который я возлагал такие большие надежды: день прослушивания моей кантаты. Увы, для меня этот день оказался злополучным. Все композиторы, присутствовавшие на прослушивании, одобрительно отнеслись к моему произведению. И только председатель Правления Союза композиторов Таджикистана Александр Степанович Ленский заявил, что моя кантата, к большому сожалению, вышла во всех отношениях слабой, неинтересной, в особенности неумело использован хор, поэтому он высказался решительно против исполнения моего произведения. Таким образом, моя кантата была отклонена. Автору был нанесен мощнейший удар, не только моральный, но и материальный. Судьба моей дальнейшей учебы в Московской консерватории повисла на волоске.К счастью, мой приезд в Душанбе совпал с проведением очередного Пленума Правления Союза композиторов Таджикистана, на котором намечалось присутствие высоких гостей: известного московского музыковеда Виктора Виноградова, композиторов Мухтара Ашрафи из Узбекистана, Вели Мухтарова из Туркмении и др.Пленум проходил в верхнем зале Театра оперы и балета им. С.Айни. К моему большому удивлению, когда председатель Правления Союза композиторов Таджикистана выступил с докладом, в нем моя кантата получила совершенно противоположную оценку: произведение хорошее, удачное, это большой успех молодого композитора...
Во время очередного перерыва ко мне подходит бывший директор Театра оперы и балета Александр Михайлович Арзов и шепотом говорит: «Тебя срочно в 9 часов вечера вызывает Бободжон Гафуров»...Ровно в 9 часов я был в приемной Первого секретаря ЦК КП Таджикистана Б.Г.Гафурова. С большим страхом зашел я в его кабинет, и увидел перед собой доброго, спокойного, чуть улыбающегося, дружелюбно настроенного человека, о котором в народе говорили так много хорошего. Б.Гафуров заговорил спокойно, неторопливо, подчеркивая каждое сказанное слово, смысл сказанного сводился к следующему: «Я слышал, что вы написали объемное, хорошее произведение, посвятили его юбилею республики, но произошло какое-то недоразумение, и оно почему-то не было принято. Я заверяю вас, что все уладится. Только не вздумайте бросать учебу. Кантата будет принята, и вы обязательно получите за нее гонорар. Спокойно возвращайтесь в Москву, продолжайте учебу» (9). Вскоре кантата «Цветы Таджикистан» была принята, исполнена солистами, хором и Большим симфоническим оркестром и записана в фонд всесоюзного радио.Кантата «Цветы Таджикистан» была издана всесоюзным издательством «Музыка». Произведение Шарофиддина Сайфиддинова «Цветы Таджикистана» в 1957 году в дни Декады таджикской литературы и искусства была исполнена в Большом зале Московской консерватории под руководством выдающегося дирижера Геннадия Рождественского.
Именно в период руководства Б.Гафурова в 1954 г. Б.Сабзалиев, Дж.Саидмуродов, С.Джураева, М.Муллоджонов, О.Турсунова поступили на актерский факультет Высшего театрального училища им.М.С.Щепкина города Москвы (6,88).
В 1955 г. Правительство Таджикской ССР послало группу одаренной молодежи во вторую таджикскую студию Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского. Среди них были Х. Абдуразаков, Х. Абдурахманов, Т. Абдушукурова, Г.Алиева, Т. Ахмадхонов, М. Вахидов, Х. Гадоев, М. Ганиев, С. Гуломова, Ф. Гуломова, Н.
Дустматов, М. Исаева, А. Кадыров, М. Камалова, А. Куддусов, М. Мамадзакиров, К. Мирзоев, К. Назиров, Б. Сангмамадова, Н. Хасанов (3,162).
В целях обеспечения киностудии «Таджикфильм» творческими кадрами руководство студии и Министерство культуры республики предприняли ряд мер по отправке в центральные вузы таджикской молодежи. Так, в 1956 г. на учебе во Всесоюзном государственном институте кинематографии и Ленинградском институте кинематографии находилось 8 человек. Было обращено внимание и на повышение квалификации-для кинематографов устраивались курсы и семинары в Москве и других городах (1,89).
В начале 50-х годов Б.Гафуров организовал республиканский конкурс одаренных школьников 8-10-летнего возраста для подбора кандидатур в хореографическое училище им. Ваганова в Ленинграде. «Нельзя не вспомнить, - пишет Заслуженный деятель науки Республики Таджикистан, доктор медицинских наук, профессор А.М. Пулатов, - этих талантливых звезд хореографии, ставших в последующем жемчужинами международного класса. Таких как Малика Сабирова, Сталина Азаматова, Бозгул Исаева, Музаффар Бурханов и Курбон Холов, а несколько позже Фаррух Рузиматов. Их гастроли на лучших театральных сценах Союза ССР, Азии и Европы, а также Америки прославляли хореографическое искусство Таджикистана» (7, 14).Таким образом, выше приведённые примеры свидетельствуют о значительном вкладе академика Б.Г.Гафурова в подготовку профессиональных творческих кадров для Республики Таджикистан.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахроров,А.Таджикское кино (1929-1969 гг.) / А.Ахроров. - Душанбе: Дониш, 1971. - 228 с.
2. Бободжон Гафуров и национальное самосознание: Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон на торжественном собрании в честь 100-летия со дня рождения академика Б.Гафурова // Народная газета. - 2009. - 1 января.
3. Браславская, О. Национальные студии ГИТИСа / О.Браславская // Воспитание актеров в национальных студиях. Сб.статей. - М., 1979. - С.138-174.
4. Киёмов, Ш. Рохбаре, ки либосамон харид... / ШДиёмов // Мухторов А. Бобочон Fафуров (Хотирахо). - Душанбе: Дониш, 1992. - С.133-134.
5. Набиев,В.Бузургони миллат дар шохрохи таърих/В.Набиев.-Хучанд: Меъроч, 2014. - 252 с.
6. Неккадамов, Т.Дурахши кинои точик / Т.Неккадамов. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 304 с.
7. Пулатов, А.М. Академик Гафуров - гордость нации, факел знания / А.М.Пулатов -Душанбе: Ирфон, 1998. - 48 с.
8. Рахмонов,Э.Таджики в зеркале истории.Кн.первая.От арийцев до Саманидов/ Э.Рахмонов. -Лондон, 1999. - 238 с.
9. Сайфиддин-Худжанди, Ш. Я признателен Бободжону Гафурову/Ш.Сайфиддинов-Худжандй// Народная газета. - 2008. - 24 декабря.
10.Шарифов, Х. Ахтарон / Х.Шарифов. - Душанбе: Шар;и озод, 2004.- 337 с.
REFERENCES:
1. Akhrorov, A. Tajik Cinema (1929-1969) / A. Akhrorov. - Dushanbe: Knowledge, 1971. - 228 p.
2. Bobojon Gafurov and National Identity: Speech of the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon at the Solemn Assembly in Honor of the 100th Anniversary of academician B. Gafurov // Narodnaya Gazeta (People's Newspaper). - 2009. January 1.
3. Braslavskaya, O. National Studios of SITA / O. Braslavskaya // Education of Actors in National studios. Collection of Articles. - M., 1979. - P. 138 - 174.
4. Kiyomov, Sh. Leader who Buys Attires for us / Sh. Kiyomov // Mukhtorov A. Bobojon Gafurov (Khotiraxo). - Dushanbe: Knowledge, 1992. - P. 133 - 134.
5. Nabiev,V.The Great Nation of the Highway of History /V.Nabiev. - Khujand: Ascension 2014. -252 p.
6.Nekqadamov,T.Stars of Tajik Cinema/T.Nekqadamov.-Dushanbe:Cognition, 2011. - 304 p.
7.Pulatov, A.M. Academician Gafurov - Pride of the Nation, Torch of Knowledge / A.M.Pulatov -Dushanbe: Cognition, 1998. - 48 р.
8.Rakhmonov, E. Tajiks in the Mirror of History. The first book. From Aryans to Samanids/E.Rakhmanov. - London, 1999. - 238 p.
9.Sayfiddin-Khujandi, Sh. I am Grateful to Bobojon Gafurov/ Sh. Sayfiddin-Khujandi // Narodnaya Gazeta. - 2008. - December 24.