Научная статья на тему 'Свежие постановочные решения в Татарском оперном театре'

Свежие постановочные решения в Татарском оперном театре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА / БАЛЕТ / ТЕАТР / СЦЕНА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / РЕЖИССЁР / КОНЦЕПЦИЯ / СПЕКТАКЛЬ / ЗРИТЕЛЬ / ДИРИЖЁР / СОВРЕМЕННОСТЬ / СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР / СИМВОЛ / СОВРЕМЕННЫЙ / ВИДЕНИЕ / ЖАНР / ОПЕРНЫЙ СТИЛЬ / СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬ / OPERA / ITALIAN OPERA / BALLET / THEATRE / SCENE / MUSIC THEATRE / PRODUCER / CONCEPTION / SPECTACLE / SPECTATOR / CONDUCTOR / CONTEMPORARY / SYMPHONIC ORCHESTRA / SYMBOL / MODERN / VISION / GENRE / OPERA STYLE / NEW STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Файзулаева М. П.

В статье анализируются новые инновационные подходы к постановке классических произведений итальянского музыкального искусства. Рассматривается редкое явление превращения популярной итальянской оперы в современный балет аналогичного содержания. Автор также выявляет современные черты оперного спектакля 2010 года «Лючия ди Ламмермур» в режиссуре Михаила Панджавидзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRESH PRODUCTION SOLUTIONS OF THE TATAR OPERA

The article «New staging decisions in Tatar opera theatre» analyses new innovational approaches to the staging of the classical italian musical works. It studies the rare case of transformation of a popular Italian opera into modern ballet with the same contents. The author discloses the modern traits of «Luchiya di Lammermur» opera by Mickhail Pandzhavitze.

Текст научной работы на тему «Свежие постановочные решения в Татарском оперном театре»

УДК 18.45.45

М.П. Файзулаева

СВЕЖИЕ ПОСТАНОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ В ТАТАРСКОМ ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ

В статье анализируются новые инновационные подходы к постановке классических произведений итальянского музыкального искусства. Рассматривается редкое явление превращения популярной итальянской оперы в современный балет аналогичного содержания. Автор также выявляет современные черты оперного спектакля 2010 года «Лючия ди Ламмермур» в режиссуре Михаила Панджавидзе.

Ключевые слова: опера, итальянская опера, балет, театр, сцена, музыкальный театр, режиссёр, концепция, спектакль, зритель, дирижёр, современность, симфонический оркестр, символ, современный, видение, жанр, оперный стиль, современный стиль.

M.P.Faizulayeva..FRESH PRODUCTION SOLUTIONS OF THE TATAR OPERA

The article «New staging decisions in Tatar opera theatre» analyses new innovational approaches to the staging of the classical italian musical works. It studies the rare case of transformation of a popular Italian opera into modern ballet with the same contents. The author discloses the modern traits of «Luchiya di Lammermur» opera by Mickhail Pandzhavitze.

Key words: opera, italian opera, ballet, theatre, scene, music theatre, producer, conception, spectacle, spectator, conductor, contemporary, symphonic orchestra, symbol, modern, vision, genre, opera style, new style.

В 2010 году в Татарском оперном театре прошли две оригинальные премьеры в жанре оперы и балета. Признанные классические шедевры получили новую жизнь на театральной сцене. Они выделяются свежестью постановочных решений и концептуальной новизной.

Бессмертный сюжет по роману Дюма-сына «Дама с камелиями» вновь обрёл жизнь на театральной сцене. Скандальная и, одновременно, трогательная история любви известной в Париже куртизанки и сына популярного французского писателя рассказана свежо и талантливо. История знает массу примеров воплощения этого романтического сюжета на протяжении более полутора столетия в разных областях искусства: опере, балете, на драматической сцене и в кинематографе. Наиболее известный из них - штатовский фильм «Дама с камелиями», получивший Оскара, с киноактёрами Гретой Гарбо и Робертом Тейлором. Как говорил сам драматург: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её». Действительно, «Травиата» -самая репертуарная опера в мире. Думается, что премьерный спектакль в Татарском Академическом государственном театре оперы и балета составит в будущем конкуренцию классическим балетам Чайковского, Прокофьева, Адана и Минкуса. Новый балет имел бешеный успех у публики на премьерных показах в июне 2010 года. Лучшие страницы гениальной музыки «Травиаты» украсили казанскую «Даму с камелиями». Так же обогатили балетную партитуру яркие фрагменты из других вердиевских опер: «Бал - маскарад», «Луиза Миллер», «Макбет», «Сицилийская вечерня», «Атилла» и др., благодаря точной профессиональной работе постановщиков: хореографа Александра Полубенцева, дирижёра Андрея Аниханова и музыкального консультанта, композитора Геннадия Банщикова (вся команда из Санкт-Петербурга). Соединение разностильных отрывков получилось однородным и органичным.

Ведущий в этом тандеме - известный в мире хореограф Александр Полубенцев, поставивший шестнадцать балетов на музыку, в основном, современных композиторов, в России и за рубежом. Он -признанный мастер хореографической миниатюры, автор более шестидесяти хореографических номеров в операх, мюзиклах и опереттах. С 2006 года сотрудничает с Казанским хореографическим училищем. Юношеская аудитория с восторгом принимает его волшебные балеты - сказки «Снежную королеву», «Морозко» и «Щелкунчика». А новые постановки «Травиаты» и «Риголетто» в Казани стали интереснее и привлекательнее с новыми танцевальными номерами этого талантливого хореографа.

Достоинством нового балета является полное слияние музыки с танцем. Авторский хореографический язык Александра Полубенцева основан на классике с гибким «деликатным» использованием элементов современного танца. Такой синтез балетной классики и модерна придали особый шарм «Даме с камелиями» и внесли современный колорит в прочтение давно знакомого сюжета.

Балет включает 3 действия и 10 картин. Основное развитие сюжета аналогично «Травиате». Постановщики использовали приём ретроспективы действия. Пролог начинается со сцены похорон куртизанки. Её возлюбленный Арман рыдает на могиле, его жизнь утратила всякий смысл. Молодой человек в воспоминаниях восстанавливает печальную историю своей любви... В балете введён новый персонаж нищенки, издали наблюдающей за перипетиями сюжета, сочувствующей и предсказывающей судьбу главных героев.

Новый балет поражает своей эстетикой: он удивительно красив и изыскан. Красота проявляется в

выразительном языке танца, в хореографической пластике, жестах, в богатой палитре эмоциональных чувств. Сценическая красота гармонирует с эстетикой душевного мира Маргариты Готье и Армана. Александр Полубенцев проявил недюжинную хореографическую фантазию, чтобы увлечь зрителя. Каждая из 10 картин: «Бал», «Улица», «Комната Маргариты», «В деревне», «Бордель», «Бал - маскарад» или сцена смерти неповторима по танцевальному рисунку и психологии взаимоотношений влюблённых с обществом «полусвета».

Трудно выделить по яркости какую-либо одну из картин. Все они хороши. Лирические дуэтные сцены Маргариты и Армана решены хореографическим языком классики. Дуэт Армана с отцом являет пример оригинального динамичного современного танца. В массовых сценах бала (в 1 картине завязки драмы и кульминационной 9 картине бала - маскарада) мы наблюдали всплеск творческой фантазии

А.Полубенцева. Массовые сцены в балльных картинах поражают изобретательностью, потрясающей динамикой и совершенством балетного действия. В нём синтезированы всевозможные виды хореографической техники, вклю-чая элементы пантомимы, художественной гимнастики и спортивного танца с эффектными растяжками в танцах и феерическим шпагатом.

Музыкальный руководитель и дирижёр постановки - Андрей Аниханов усилил лирическую линию в балете через утончённую приглушённую звукопись в оркестре. Весьма одарённый музыкально, дирижёр продемонстрировал тончайший вкус в прочтении партитуры, не форсируя динамику оркестрового звучания, даже в трагических моментах исповеди. Оркестр под управлением Андрея Аниханова отразил роскошь музыки Верди во всём блеске и очаровании.

Казанский оперный театр известен замечательной балетной труппой. Достойный состав солистов подобран в «Даме с камелиями». На партию Маргариты заявлены А.Суродеева, А.Елагина, Ю.Позднякова, А.Кудинова, на роль Армана - Н.Канетов, М.Тимаев, А.Белов, Р.Савденов. Мне удалось увидеть восхитительную пару: Александру Елагину и Нурлана Канетова. Это был истинный союз двух любящих сердец, настолько глубоко было их вхождение в образ. Исполнение данных солистов отличалось аристократичностью, подлинным вкусом и виртуозной танцевальной техникой. В «Даме с камелиями» стёрлась грань между главными и второстепенными персонажами. Высокий уровень исполнительства присутствовал в партиях второго плана: Нищенки - Рузалии Фатхутдиновой, хозяйки борделя мадам Жорж - Станислава Сырадоева, Гастона - Антона Полодюка, лакеев - Н.Батуллина, Д.Прусакова, И.Троилова, А.Чернова. Светскость и лоск передала Алины Штейнберг в исполнении эффектной роли Олимпии. На сцене ощущалось всеобщее упоение солистов и кордебалета восхитительной музыкой и хореографией нового балета.

Красоту и гармонию на сцене создали художник - постановщик - Владимир Самохин (Казань), художник по костюмам - Ирина Кустова (Санкт-Петербург) и художник по свету - Сергей Шевченко из Большого театра России (Москва). Выполненное с большим вкусом лаконичное изящное художественное оформление В.Самохина дополнялось ослепительным светом в сценах бала и мягкими приглушёнными тонами в драматических эпизодах балета. На высоком художественном и стилистическом уровне выполнены Ириной Кустовой блестящие костюмы героев, соответствующие духу аристократического французского общества XIX столетия.

Казанская «Дама с камелиями» оставила прекрасное впечатление. Верится, что со временем новый балет станет так же любим публикой, как и «Травиата» Верди.

Парафраз на тему о любви и смерти

Очарование романтической оперы Доницетти со временем ничуть не тускнеет и воздействует на нас с новой силой. «Лючия ди Ламмермур» наряду с «Доном Паскуале» и «Любовным напитком» наиболее репертуарна в России. За рубежом этот список дополнен операми «Дочь полка», «Лукреция Борджа», «Фаворитка» и др.

Четыре патриарха итальянской музыки XIX столетия Россини, Беллини, Доницетти и Верди, жившие приблизительно в одно время, значительно обогатили мир оперы. Каждый из них внёс в мировое оперное искусство свои неповторимые черты. Известно, что Беллини оказал определённое влияние на Доницетти. Тем не менее последний имел свой индивидуальный стиль. А взаимное обогащение в оперном жанре помогло обоим найти свою дорогу. Гаэтано Доницетти всегда привлекали романтические волнующие сюжеты, в которых он умел соединить реальное с идеальным. Поэмой о любви и смерти стала его бессмертная «Лючия ди Ламмермур» на сюжет увлекательного романа английского писателя Вальтера Скотта. Со временем она взошла на пьедестал мирового романтического оперного искусства.

Богато драматическими событиями либретто С.Каммарано. Сложные человеческие отношения складываются между представителями двух старинных родов. Страстной любовью охвачены Эдгар и Лючия, вынужденные скрывать свои чувства в силу непримиримости их враждебных кланов. Печальна

судьба Лючии, вынужденной по настоянию брата выйти замуж за нелюбимого человека, которого она убивает в порыве безумия и в результате лишается рассудка. С именем Эдгара на устах Лючия умирает. Узнав о трагедии, Эдгар Равенсвуд расстаётся с жизнью у могилы предков, проклиная враждебный род и оплакивая любимую Лючию.

Режиссёр-постановщик Михаил Панджавидзе (Москва), сохранив логику взаимоотношений героев романа В.Скотта, перенёс действие в XXI век - век жестокости, насилия, беспощадной борьбы за власть политических партий и жестокой конкуренции олигархов.

В конце XX века «Лючия ди Ламмермур» была представлена казанскому зрителю в концертном исполнении в постановке французского режиссёра Жаннет Астер (сценографическое решение театрального художника Игоря Гриневича). В новой постановке режиссёр Михаил Панджавидзе оставляет прежнюю сценографию. В одном из своих интервью в периодической печати («Вечерняя Казань», 2010, 21 сентября) М.Панджавидзе раскрывает суть сценографического решения оперы. «Модель организации сценического пространства, предложенная Игорем Гриневичем, очень интересна. Декорации в спектакле являются метафорой мира как «большого офиса», где нет места живым чувствам, где действуют расчёт и борьба за власть, где любовь чаще всего приносится в жертву коммерческим интересам. Это мир банковского капитала - роботизированный, механистичный и конструктивный. В нём не осталось ничего живого. Даже в интерьерах нет ни растений, ни животных. Только компьютеры, офисная мебель, стекло, пластик, металл, бетон.»

Металлическая конструкция в виде вращающейся высотной лестницы с банковским офисом наверху умело используется постановщиками в самых драматичнейших кульминационных эпизодах оперы. Это сцена жестокого избиения Эдгара наёмными байкерами и убийство главного героя в финале оперы, где Эдгар получает пулю в лоб и скатывается вниз по лестнице в пропасть... Жанр романтической оперы постепенно сгущается и доводится до уровня криминальной драмы с участием отморозков, приступных группировок, байкеров, разъезжающих на суперсовременных мотоциклах по сцене, а также наглых бэтманов в кожаных пиджаках, банковских клерков и представителей политического лобби.

Интересно переосмыслена сцена в саду у фонтана, где Лючии чудится призрак женщины, убитой мужем-ревнивцем из давней истории рода Равенсвудов. В современной версии Лючия наблюдает дивный сад с фонтаном на экране телевизора, находясь у стойки бара в захудалом дешёвом кафе, где назначено её свидание с Эдгаром. Придуманный режиссёром мир банковского капитала и политической борьбы за власть, к которому принадлежат противоборствующие стороны банкир Генри Эштон (Энрике) и Эдгар Равенсвуд, не заслонил сюжета «Лючии», а вдохнул современную атмосферу в действие оперы первой половины XIX века. Современна и сама концепция спектакля, доступно излагающая главную мысль: любовь в мире олигархов беззащитна и обречена на гибель. Жертвенной и трагичной оказалась судьба главной героини оперы, прошедшей по воле обстоятельств все круги ада и погибающей на руках у возлюбленного. Жёсткий характер постановки, насыщенной ярко театрализованным динамичным действием и, леденящими душу мизансценами, оказывает большое воздействие на слушателя. Захватывающими получились сцена сумасшествия Лючии и два эпизода насилия над Эдгаром, упомянутые ранее.

Ценный момент в режиссёрской работе Михаила Панджавидзе - предельное внимание к гениальной музыке Доницетти, одухотворённой, нежной и трепетной, истощающей аромат молодости и истинных душевных переживаний. «Воплотить в мелодиях бред, безумие, не допустив при этом ничего лишнего и неприятного, а вызвав только огромную жалость - вот чудо, сотворённое композитором» (Джуллиано Донати - Петтени. Гаэтано Доницетти).

Это чудо вызывает восторг и слёзы зрителей в кульминациях оперы, включая сцену безумия Лючии, взывающей к Эдгару: «Придут к тебе в златые дни мои пылкие вздохи».

К весьма успешному тандему Панджавидзе - И.Гриневич примыкают художник по свету Сергей Шевченко (Москва) и специалист в области компьютерных видеопроекций Павел Суворов (Москва), проявившие немало фантазии в создании красок световой партитуры.

«Лючия ди Ламмермур» имела подлинный успех у публики. Музыкальный руководитель постановки, главный режиссёр театра Ренат Салаватов - вдумчивый, тонкий музыкант с большим опытом работы в театральном и симфоническом оркестрах. Изумительная музыка оперы, где мелодия господствует от начала до конца, нашла гибкое воплощение в трактовке дирижёра. Ренату Салаватову удалось достичь объёмного, пространственного звука, выразившего красоту мелодического стиля Доницетти.

«Лючие» повезло с актёрским составом. На премьерных показах участвовали вокалисты российского и международного уровня, в том числе и солисты оперного театра Казани. Более цельным

по ансамблевому и стилистическому звучанию оказался первый премьерный показ 20 сентября 2010 года. Три главных действующих лица - Лючия (Ирина Гагитэ, Германия), Эдгар (Чингис Аюшеев, МАМТ им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко) и банкир Генри Эштон (Энрике) (Юрий Ившин, Санкт-Петербург, Михайловский театр, ТАГТОиБ им. М.Джалиля) продемонстрировали блестящее владение стилем бельканто, который требует от певца певучести вокального исполнения. Ирина Гагитэ и Чингис Аюшеев составили замечательный дуэт любящих сердец, трогающий душу прекрасным и гармоничным пением. Характеры Лючии и Эдгара были прочувствованы актёрами, пережиты и доведены до трагического финала. Хорошая вокальная школа засл. артиста Татарстана Владимира Васильева в партии священника также покорила публику.

Во второй премьере выступили Альбина Шагимуратова (Metropolitan Opera, США, ТАГТоБ им. М. Джалиля) - Лючия; Игорь Борко (Национальная Опера Украины им. Т. Шевченко, Киев) - Эдгар; Станислав Трифонов (Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь) - банкир Генри Эштон (Энрике); Сергей Балашов (МАМТ им. К.Станиславского и

В.Немировича-Данченко) в партии главы банковской корпорации Артура Бэклоу и др. Два вечера мы наблюдали разные трактовки образов главных героев. Если Ирине Гагитэ ближе внутренний сдержанный драматизм переживаний, то в голосе Альбины Шагимуратовой бушевал океан страстей и высочайший накал экспрессии. Обидно, что такой прекрасной певице не нашлось достойной пары в партии Эдгара. Их голоса не сливались в единое целое, так как вокальная природа у них совершенно разная. А в ансамблевых сценах (секстете и др.) эти особенности, к счастью, нивелировались в общем звуковом потоке, таким образом, редкие по мелодической красоте ансамбли в «Лючии» прозвучали на достойном уровне.

Хор в «Лючии ди Ламмермур» комментирует стремительно развивающиеся события, сочувствует, негодует и страдает вместе с героями трагедии. Актёрское мастерство хоровой группы было на высоте, а исполнительский уровень оставил желать лучшего: хоровая партитура «Лючии» не доведена ещё до совершенства.

Вскоре после премьеры Казанская опера выехала на гастроли в Голландию. С 4 октября по 20 ноября 2010 г. жители Амстердама, Гааги, Роттердама, Дронтена познакомились с шедеврами итальянского оперного искусства «Лючией ди Ламмермур» Доницетти и «Трубадуром» Верди. К названным в премьерных спектаклях солистам, присоединились певцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины и Казахстана.

Казанская постановка «Лючии ди Ламмермур» выдвинута в 2012 году на престижную театральную премию «Золотая маска» в четырех номинациях: работа режиссера М.Панджавидзе, сценография И. Гриневича, исполнительница главной партии Лючии ди Ламмермур А.Шагимуратова и оперный спектакль в целом. 2 апреля с этим спектаклем познакомились экспертный совет и столичные критики, были подведены итоги работы жюри престижного театрального фестиваля на присуждение премии «Золотая маска». Вокальное мастерство Альбины Шагимуратовой было оценено экспертной комиссией. Певица получила «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль» за исполнение партии Лючии ди Ламмермур. Альбина Шагимуратова намерена выступить в роли Лючии в Ла Скала, Метрополитен Опера и Ковент Гардене в ближайшем будущем.

Таким образом, репертуар театра оперы и балета им. М.Джалиля пополнился двумя оригинальными, свежими театральными постановками, соответствующими духу нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.