ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
© 2010
С. В. Иванова
ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЖЕНЩИН-КОМПОЗИТОРОВ XVIII ВЕКА
Статья посвящена обзору оперного творчества женщин-композиторов XVIII века. Сочинительницы внесли весомый вклад в развитие оперного театра XVIII века, а созданные ими оперы занимали важное место в музыкальной жизни того времени. Социокультурная роль женщин-композиторов данного периода многогранна и складывается из разных сторон их музыкальной и общественной деятельности, направленной на развитие оперного искусства.
Ключевые слова: женщины-композиторы XVIII века, опера, оперетта.
XVIII столетие ознаменовалось привлечением зарубежных женщин-композиторов в оперный театр и освоением ими различных оперных жанров: оперы-балета, оперы-seria, оперы-баллады, комической оперы. Можно назвать примерно 40 опер, созданных женщинами в тот период. Примечательно, что произведения сочинительниц часто ставились на лучших театральных подмостках.
Первые женские оперы появились в самом начале XVIII века. Так, Королева Пруссии София Шарлотта (1668-1705) вошла в историю как автор двух опер. Информации об этой сочинительнице очень мало. Известно лишь, что 6 июля 1700 года во дворце Литценбург в Шарлоттенбурге состоялась премьера её оперы «Ати», написанной на либретто Аббе Мауро совместно с Аттилио Ариости. Спустя два года, 12 августа 1702 года там же была поставлена другая её опера «Торжество Парнаса» («Театральный фестиваль»)1.
Автором другой женской оперы, появившейся в начале XVIII века, стала итальянка Антония Бембо (р. 1669). Она происходила из старейшей венецианской семьи, а музыкальное образование получила у композитора и органиста Легрен-цо, маэстро ди капелла в соборе святого Марка.
В 1690-1695 годах она покинула родительский дом, чтобы последовать во Францию ко двору Людовика XIV. Испытывая нужду, Антония обратилась с прошением о помощи к Людовику XIV, который был знаком с ее произведениями. Король поместил даму в качестве пансионерки в женский монастырь Нотр-Дама. Он также обеспечил Бембо пожизненную пенсию, на которую она могла позволить себе жизнь в монастыре и без забот об общественном успехе, продолжая сочинять музыку в традиции венецианской композиторской школы (в том числе устаревающей традиции придворных блестящих опер)2.
1 Stieger 1982, 276.
2 Weissweiler 1981, 106-107.
За годы пребывания во Франции Антонией Бембо было создано около 35 сочинений, среди которых — опера «Влюблённый Геркулес». Она была написана в 1707 году, а издана тремя годами позже. Однако это сочинение не имело успеха, и причина была связана с неудачным либретто, в соответствие с которым старый и больной Людовик XIV должен был изображать молодого влюблённого Геркуле-
3
Позже и в других европейских странах всё чаще стали появляться оперы женщин-композиторов. Спустя 20 лет после создания «Влюблённого Геркулеса» Бембо в 1731 году в Ливорно состоялась премьера первой оперы итальянского композитора Дионисии Зампарелли (р. в Неаполе) под названием «Артаксеркс» на текст П. Метастазио4.
В 1736 году была написана опера-балет «Гении, или Характеры любви» в 4-х актах популярной французской певицы и композитора мадемуазель Дюваль (ум. 1769, Париж). Примечательно, что эта работа стала первым музыкально-театральным произведением, написанным женщиной и поставленным на сцене Королевской Академии музыки в Париже. В том же, 1736 году сочинение было опубликовано издательским домом Балларда5.
Примерно в это же время — в конце 30-х годов XVIII века — в Англии Элизабет Бойд написала оперу-балладу «Дон Санчо или студенческий каприз» в 2-х актах (с выходом Миневры), либретто которой было напечатано автором в 1739 году6.
Помимо таких композиторов, как Бембо, Дюваль, Бойд, единожды обращавшихся в своём творчестве к оперному жанру, известны примеры сочинительниц XVIII века, тяготевших к амплуа «оперного композитора» и написавших несколько оперных произведений.
К подобным авторам относится вышеупомянутая Дионисия Зампарелли, которую можно считать крупным оперным композитором XVIII столетия. Она является автором четырёх опер, которые были написаны в жанре 3-актовых трагедий. Вторая опера композитора, «Зое», на текст Ф. Сильвестри была поставлена в Ливорно в 1746 году — спустя 15 лет после премьеры её «Артаксеркса». Там же в 1753 году прошла премьера третьей оперы «Тезон» на текст А. Цено. Четвёртая опера «Рим, освобождённый от власти царей» (либретто Дж. Б. Монтекатини) была поставлена в Лючче в 1760 году7.
Сочинившая несколько опер-seria Мария Тереза д'Аньези-Пиноттини (1720, Милан — 1795, там же) также вошла в историю как значительный оперный композитор. Она написала четыре оперы: «Чиро в Армении» в 3-х актах, «Софо-нисба» в 3-х актах, «Утешительница из Ломбардии» в 2-х актах и «Никотри» в 3-х актах. Известно, эти сочинения д'Аньези-Пиноттини ставились с успехом в Милане, Неаполе, Вене и Дрездене.
Так, в 1753 году в Милане состоялась премьера «Чиро в Армении»8. Другая ее опера «Утешительница из Ломбардии» исполнялась во время празднования по-
3 Там же, 108; Rokseth 1937.
4 Cohen 1987, 514.
5 Там же, 140.
6 Там же, 69.
7 Там же, 514; Stieger 1978, 1182.
8 Stieger 1978, 7.
молвки эрцгерцога Фердинанда и принцессы Марии Рикарды Беатриче Миден-ской. Предположительно, была поставлена и опера «Софонисба», которую, следуя традиции того времени, Мария Тереза посвятила императору Иосифу II9.
В наши дни заслуги композитора оценены по достоинству, — её портрет висит в театральном музее Ла Скала10.
В то время многие аристократки занимались сочинением оперной музыки в качестве любителей, просвещённых дилетантов. Музыкальные занятия представляли собой способ благонравного времяпрепровождения и «галантного» воспитания. Поскольку многие знатные женщины той поры обучались у выдающихся композиторов, можно говорить о высокой профессиональной подготовке сочинительниц-дилетантов XVIII века.
Аристократка-сочинительница, дочь Фридриха Вильгельма I и сестра Фридриха Великого, принцесса Прусская и маркграфиня Байретская Вильгель-мина София Фридерика (1709, Берлин — 1758, Байрет) сочинила оперу «Ар--дженоре» и «Шесть арий Л'Хуомо» для музыкального театра. К историческим заслугам Вильгемины Софии Фридерики относится и то, что она оказала огромное влияние на Байретскую оперу11.
В наши дни трудно себе представить певицу, сочиняющую оперы, а в XVIII веке укрепился появившийся ещё в эпоху Возрождения именно такой профессиональный тип — «певица-композитор». В некоторых случаях певицы сочиняли оперы для своих собственных выступлений, в расчёте на возможности своего голоса.
Это можно обнаружить в творческой биографии дочери Карла VII, принцессы Баварской, курфюстины Саксонской Марии Антонии Вальпургис (1724, Мюнхен — 1780, Дрезден). Она начала обучаться музыке в раннем возрасте. Игре на фортепиано Мария училась у Джованни Ферандини в Мюнхене, а после свадьбы с Электором Фридрихом Кристианом Саксонским — брала уроки пения и ком -позиции у самого Николо Порпоры и Иоганна Адольфа Хассе в Дрездене.
Мария Антония Вальпургис — автор трёх опер, на премьерах которых она выступила как исполнительница главных партий. Первая — «Триумф верности» представляет собой коллективный труд нескольких авторов: композиторы Хассе, Фридрих II, Граун и Бенда приняли участие в сочинении интермедий этой оперы. Позже последовали ещё две оперы сочинительницы — «Лавиния и Турно» и «Та-лестри — королева Амазонок» (1763).
Известно, что у Марии Антонии Вальпургис был от природы слабый, хотя и чистый голос. Однако отсутствие больших вокальных данных не помешало ей выступать в своих собственных операх в качестве певицы.
Трудно переоценить значение Марии Антонии для развития немецкой музыки. Будучи известной покровительницей искусств, она аккумулировала вокруг себя активную творческую жизнь, в которой принимали участие талантливые люди того времени. Вальпургис вдохновила многих музыкантов на творчество, и известно много музыкальных произведений, ей посвященных12.
9 Cohen 1987, 5.
10 A Guide to Piano Music by Women Composers 1900, 2-3.
11 Cohen 1987, 502.
12 Weissweiler 1981, 111.
Она также была автором литературных текстов, и многие из которых были положены на музыку такими известными композиторами, как Граун, Феррандини, Ристери и Науман. Но, пожалуй, самым важным является участие Марии Антонии в судьбе Глюка. Так, именно по ее инициативе опера «Орфей и Эвридика» была поставлена в Мюнхене, что послужило началом оперной реформы того времени13.
Ярким представителем типа сочинителя — просвещённого дилетанта стала и Анна Амалия, герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская (урожд. принцесса Брауншвейгская) (1739, Брауншвейг, Вольфенбюттель — 1807, Веймар). Она вошла в историю как видный общественный деятель своего времени, композитор и покровительница искусств14. В Веймаре она окружила себя крупными поэтами, музыкантами и учеными. Среди них были Кристоф Мартин Виланд, Иоганн Гот-фрид Гердер и Иоганн Вольфганг Гёте. Герцогиня принимала активное участие в светской музыкальной жизни.
Анна Амалия получила прекрасное музыкальное образование и в совершенстве владела игрой на клавесине, флейте, гитаре и арфе, а также сочиняла музыку.
Она написала несколько произведений для музыкального театра: это оперетта «Эрвин и Эльмира» на слова Гёте (1776), «Ярмарочный праздник на барахолке» на слова Гёте (1778), «Цыгане» по мотивам «Лесной драмы» К. С. Айнзиделя. По мнению Вайсвалер, сочинения герцогини сегодня представляет ценность, скорее, как культурно-исторические документы15.
К сочинению музыке в XVIII веке обращались и женщины — профессиональные музыканты-исполнители, для которых, в отличие от аристократов — просвещённых любителей музыки, музыка была источником заработка.
Среди них — композитор и пианистка Мария Терезия фон Паради (1759,Вена — 1824, там же). Главной трагедией в жизни этого композитора было то, что в возрасте трех лет она потеряла зрение. Однако это никаким образом не отразилось на ее творческой деятельности — не стало препятствием для ее музыкальных занятий, сочинения музыки и для концертной, педагогической, общественной жизни.
Как и многие женщины-композиторы того времени Паради была разносторонним музыкантом: она играла на органе и клавире, пела и, конечно, сочиняла музыку16.
Оперные сочинения Марии Терезии неоднократно с успехом ставились в Вене и в Праге. В 1791 году в театре замка Лаксенбург в Вене состоялась премьера ее 1-актной музыкальной драмы «Ариадна и Вакх» («Ариадна на Наксосе») на либретто Рейдингера. В 1792 году состоялась премьера ее зингшпиля «Кандидат в школу» (либретто Баско) в театре Маринелли в Вене. Имеются сведения, что каждая из этих опер исполнялась примерно по шесть раз. Ее третья опера «Ринальдо и Альцина» (либретто Баско) была поставлена в 1796 году в Праге и имела меньший успех, что сыграло отрицательную роль и стало поворотным моментом в творческой судьбе композитора17.
13 Drewes 1934; Cohen 1987, 299.
14 Heuschele 1947.
15 Weissweiler 1981, 111, 132, 142.
16 Matsushita 2004.
17 Stieger 1978, 824.
Отдельно стоит упомянуть о женщинах-композиторах Франции, которые внесли особенно большой вклад в развитие жанра комической оперы.
Анриэтта-Аделаида Виллар де Бомениль (1748, Париж — 1813, там же) была композитором и одной из ведущих певиц Гранд Опера до 1774 года. Закончив карьеру певицы, она стала сочинять собственные оперы. Ей принадлежат шесть опер: «Анакреон» (1781), «Израильтяне фараона» (1784), опера-балет «Тибул и Делия, или Сатурналии» (1784), «Греческие и римские праздники» (1792), «Законодательницы» (1792) и «Нравиться — это повелевать» (1792). Известно, что её первая опера «Анакреон» была исполнена и с энтузиазмом принята публикой в 1784 году18.
Дочь бельгийского композитора Андре Эрнеста Модеста Гретри, Анжелика Дороти Люси Гретри (1770? 1772? 1773?, Париж — 1790? 1790? 1793? 1794?, там же) — автор четырёх комических опер: это 1-актная «Женитьба Антуана» (1786), «Первые дни весны», «Ошибка добровольца» и <Антуанетта и Луи» в 2-х актах (1787). Она училась музыке у своего отца и уже в 14 лет (!) написала свою первую оперу «Женитьба Антуана», которая успешно исполнялась в Париже в театре итальянской комедии. К сожалению, композитор умерла в молодом возрасте19.
Имя французской певицы, арфистки и композитора Амели Жюли Кандайль (1767, Париж — 1834, там же) также связано с успехами в жанре комической оперы. Первые уроки музыки она получила от своего отца, композитора П. Г. Кандай-
Помимо внушительного количества камерной музыки Амели Кандайль написала две оперы — «Катерина, или Красивая фермерша» на собственное либретто (1792) и «Ида, или Берлинская сиротка» (1807) — и музыкальную комедию «Батильд, или Герцог» (1793)20.
Известно, что она как актриса выступала на сцене французского комедийного театра с 1783 по 1796 год, а исполнительская и композиторская карьера Кандайль складывалась удачно. Её оперетта «Катерина или красивая фермерша» с успехом шла на сцене французского комедийного театра. Амели Кандайль была постановщиком спектакля и пела в главной роли. Эта оперетта была поставлена 154 раза (!) и задержалась в репертуаре театра на 35 лет! Также текст оперы был переведён на несколько языков21.
Приведём и другие примеры женского оперного творчества. Так, французская клавесинистка и композитор, маркиза де ла Мизангере (1693-1779) написала оперу «Тайный союз». Примечательно, что позже австрийская арфистка, певица и композитор Иоанна Мюльнер (р. 1769? 1770?, Вена) сочинила оперу под таким же названием и на тот же сюжет. В 1776 году в Париже в итальянском театре состоялась премьера 2-актной комической оперы Марии-Эммануэль Байон-Луи (мадам Луи) «Цветочный шип». Комическая опера мадемуазель Каролины «Счастливая уловка» была поставлена в 1786 году в Париже в театре Божоле22.
18 Cohen 1987, 44; Stieger 1982, 117.
19 Cohen 1987, 194.
20 Stieger 1982, 100.
21 A Guide to Piano Music by Women Composers 1900, 54-55; Cohen 1987, 87.
22 A Guide to Piano Music by Women Composers 1900, 18; Cohen 1987, 319, 327, 90.
Таким образом, очевидно, что женщины-композиторы внесли весомый вклад в развитие оперного театра XVIII века, а созданные сочинительницами оперы занимали важное место в музыкальной жизни того времени. Однако социокультурная роль женщин-композиторов данного периода заключается не только в создании значительного количества произведений для музыкального театра; она многогранна и складывается из разных сторон их музыкальной и общественной деятельности, направленной на развитие оперного искусства.
БИБЛИОГРАФИЯ
A Guide to Piano Music by Women Composers 1900: Vol. 1. Composers Born Before. Pamela Youngdahl Dees.
Cohen A. I. 1987: International Encyclopedia of Women Composers. New York.
Drewes H. 1934: Maria Antonia Walpurgis als Komponistin. Leipzig.
Heuschele O. 1947: Herzogin Anna Amalia. Munich.
Matsushita H. 2004: Maria Theresia von Paradis (1759-1824) // New Historical Anthology of Music by Women. — Ed. by James R. Briscoe. — Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis. James R. Briscoe. 121-125.
Rokseth Y. 1937: Antonia Bembo, Composer to Louis XIV // The Musical Quarterly XXIII. P. 303-309.
Stieger F. 1982: Opernlexikon. T. IV Nachträge. Bd. 1. — Verlegt bei Hans Scheider: Tutzing.
Stieger F. 1978: Opernlexikon. Komponisten. T. II. Bd. 3. — Verlegt bei Hans Scheider: Tutzing.
Weissweiler E. 1981: Komponistinnen aus 500 Jahren. Eine Kultur und Wirkungsgeschichte in Biographien und Werkbeispielen. — Fischer Taschenbuch Verlag.
THE OPERA OF WOMAN-COMPOSERS OF THE 18th C.
S. V. Ivanova
This is a survey of the 18th c. opera of women-composers that made a notable contribution to the opera of the time. Their operas ranked high in the musical life of the period; and their sociocultural role was many-sided comprising different aspects of their musical and social activity aimed at opera development.
Key words: women-composers of the 18th century, opera, operetta.