Научная статья на тему 'Неизвестные страницы женского композиторского творчества в России (18-19 века)'

Неизвестные страницы женского композиторского творчества в России (18-19 века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
534
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЛЕТАНТЫ / КОМПОЗИТОРЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ / РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ-КОМПОЗИТОРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Светлана Вячеславовна

В статье обзорно показан малоизвестный аспект отечественной музыкальной культуры 18-19 столетий: вокальная и оперная музыка русских женщин-композиторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неизвестные страницы женского композиторского творчества в России (18-19 века)»

№ 5 (34), 2009

"Культурная жизнь Юга России" ^

с Доном, и 11 сентября в разделе «Театр и музыка» была опубликована информация: «Маленькая деталь к напечатанной у нас вчера биографии на днях скончавшегося известного малорусского актера и драматурга И. К. Карпенко-Карого <...> в 1884 г. он был выслан в Новочеркасск, где и провел несколько лет и написал, между прочим, популярные пьесы "Бесталанна", "Бондаривна" и "Мартын Боруля"» [11].

Затем вышла еще одна заметка. В ней подробно рассказывалось о похоронах драматурга. Отмечалось, что на границе вдову с телом покойного встретил и сопровождал далее А. К. Саксаганский [12].

Добавим, что Софья Витальевна послала Афанасию Карповичу из Берлина телеграмму, в которой сообщала о смерти мужа, просила выехать ей навстречу и захватить с собой 300 рублей, так как денег не хватало. Эту телеграмму он получил перед последним актом спектакля «Хозяин», который его труппа играла в Чернигове.

В поезд, в котором везли тело Карпенко-Карого, на всех остановках садились поклонники его творчества. На конечном пункте, помимо детей драматурга и его братьев, процессию встречала «масса народа, запрудившего всю станцию». Жители соседних хуторов сопровождали процессию. Выдающийся деятель украинского театра был похоронен в Курлюшино - родном селе Тобилевичей, рядом со своим отцом [13].

Такое внимание к кончине украинского драматурга доказывает, что его знали и помнили в России, в том числе в провинции, что его вклад в развитие театра получил высокую оценку не

только на его малой родине, но и в регионах, где особенно тесно происходило соприкосновение русской и украинской культур.

Литература

1. Саксаганский П. К. Из прошлого украинского театра. М.; Л., 1938. С. 164.

2. Вареник Н. Дом Тобилевичей // Зеркало недели / Человек. № 48 (627). 2006. 16-22 дек. URL: http://www.zn.ua/3000/3760/55369

3. Г. Три пьесы Ив. Карого // Киевская старина. 1887. Февр. С. 342.

4. Там же. С. 343.

5. Иг. Ж. «Збирнык творив» и «Наймычка» Карпенко-Карого // Киевская старина. 1888. Сент. С. 65-68.

6. Лирнык К. (Злинченко К.) Несколько слов об артистах украинского театра // Отклики Кавказа. 1914. № 40.

7. Цит. по: Лемещенко А. Жизнь актера и драматурга, отданная Мельпомене: К 160-летию со дня рождения новатора украинской драмы Ивана Кар-пенко-Карого // Киевский телеграф: общественно-политический еженедельник. URL: htth://telegrafua. com/280/culture/4779

8. Там же.

9. Театр и музыка. Смерть И. К. Карпенко-Каро-го // Приазовский край. 1907. 7 сент. № 237.

10. И. К. Тобилевич (Карпенко-Карый) // Там же. № 239.

11. Театр и музыка // Там же. № 240.

12. Театр и музыка. Похороны Ив. Карп. Тобиле-вича (Карпенко-Карого) // Там же. № 246.

13. Там же.

T. YU. FEDINA. I. K. KARPENKO-KARIY IN ARTISTIC LIFE OF SOUTH OF RUSSIA

The author deals with artistic activity of Ukrainian playwrighter and actor I. K. Karpenko-Kariy in the aspect of Russian-Ukrainian relations in Artistic life of South of Russia for the first time.

Key words: I. K. Karpenko-Kariy, Russian-Ukrainian relations, Artistic life of South of Russia.

с. В. ИВАНОВА

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ЖЕНСКОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИИ

(XV1П-Х1Х века)

В статье обзорно показан малоизвестный аспект отечественной музыкальной культуры XVШ-XIX столетий: вокальная и оперная музыка русских женщин-композиторов.

Ключевые слова: дилетанты, композиторы-исполнители, русские женщины-композиторы.

Становление традиции любительского музицирования послужило стимулом для развития женского музыкального творчества в России XIX века, когда в среде светских музыкальных кружков постепенно сформировался тип свободного артиста-аристократа. Среди просвещенных диле-

тантов - исполнителей, композиторов, занимавшихся творчеством на профессиональном уровне своего времени, но лишь ради собственного удовольствия, - были как мужчины, так и женщины.

О русских сочинительницах музыки известно немного. Отечественные музыковеды до недавне-

"Культурная жизнь Юга России" № 5 (34), 2009

го времени не проявляли интереса к данной теме, но в трудах зарубежных историков представлены важные сведения, которые подтверждают музыкально-творческую активность русских женщин-композиторов. В частности, одним из основных источников информации по данному вопросу является «Интернациональная энциклопедия женщин-композиторов» Аарона Коэна [1], где приведены данные о двадцати женщинах-композиторах из России (в основном сведения о созданных ими произведениях и публикациях музыки). К сожалению, имена и отчества некоторых упомянутых Коэном сочинительниц не известны, и требуется еще большая поисковая работа для уточнения этих данных.

В условиях отсутствия какой бы то ни было информации о женщинах-творцах одним из немногих исследовательских методов является реконструкция картины женского композиторского творчества на основе сохранившихся нотных сборников или учетных записей издателей музыки. Ценным источником информации о некоторых русских сочинительницах стали также фундаментальные труды, посвященные творчеству Пушкина и Тютчева: женщины-авторы часто обращались к поэзии своих великих современников, что нашло отражение в лично-именных указателях и разделах о публикации положенных на музыку стихотворений этих поэтов.

История женского композиторского творчества в России берет свое начало в XVIII веке. К этому времени относится появление музыкальных произведений первой русской женщины-сочинительницы - княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожд. графини Воронцовой (1743? 1744? - 1810). В 1777 году в Эдинбурге Ж. Джонсоном было издано собрание ее арий [2]. Творчество Дашковой - единственный известный нам пример обращения русской женщины к музыкальной композиции в XVIII столетии. Однако уже в XIX веке количество сочиняющих женщин-музыкантов в России значительно возросло. Известно около тридцати имен, в большинстве своем эти дамы-музыканты - пианистки, певицы, скрипачки - принадлежали к типу композиторов-исполнителей или сочиняющих исполнителей. Приоритетным направлением их творчества была камерная музыка, что обусловливалось традициями домашнего музицирования и уровнем сочинительского профессионализма авторов.

К первым русским женщинам-композиторам причисляют Ольгу Васильевну Смирнитскую (1837 - ?). Она писала романсы на стихи Лермонтова, Пушкина, Фета. Например, известно, что в 1856 году в Петербурге М. Бернардом был издан ее романс ор. 9 «Если жизнь тебя обманет» на стихи Пушкина [3]. К концу 1850-х годов Смир-нитская была уже автором нескольких опубликованных романсов, и некоторые из них сопровождались посвящениями великим европейским знаменитостям. Показательно, что спустя почти полвека после смерти Ольги Васильевны ее произведения все еще включались в модные сборни-

ки романсов, что свидетельствует о популярности музыки композитора [4].

Софья Александровна Зыбина, урожд. Аледин-ская (? - 1897), была хорошо известна в великосветских кругах середины XIX века как одаренная певица, пианистка и незаурядная сочинительница романсов. Она брала уроки музыки у М. И. Глинки [5]. Дом С. А. Зыбиной в Петербурге посещали видные деятели культуры того времени, среди которых были Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, А. Н. Яхонтов, Ф. Лист и великий князь Константин Романов. В 1861 и 1862 годах в Петербурге М. Бернард издал два сборника романсов С. А. Зыбиной [6].

Имеются сведения, подтверждающие музыкально-творческую деятельность дочери С. А. Зы-биной - Екатерины Кирилловны Зыбиной, в замужестве Остен-Сакен (1845-1923). Известно, что Е. К. Зыбина со своими сочинениями выступала в Петербурге, в музыкальной гостиной Елены Карловны Богдановой [7]. В 1880 году в петербургской типографии Ф. Т. Стелловского вышел в свет сборник романсов и песен сочинительницы [8].

В. Данилевская также писала вокальную музыку. Ее песни были напечатаны Юргенсоном, а 22 романса опубликовал издатель Соколов. Среди произведений композитора - песни «Дни и ночи», «Еврейская мелодия», «Матушка милая», «Ни отзыва, ни слова», «Счастье». Кроме того, она автор кантат для смешанного хора «Христос с тобой» и «Боже тебя спаси» (1888) [9].

Юргенсоном также были изданы сочинения А. Чертковой (собрание из 30 песен) и М. Воронцовой (песни «Если жизнь тебя обманет», «Еще томлюсь», «Мне твердили, напевая: полюби, плутовка», «То были времена чудес», «Ты всегда хороша несравненно», «Я не могу не произнести») [10].

Известно о публикациях вокальных сочинений и других русских женщин-композиторов - Надежды Федоровны Самсоновой, Ольги Христофоровны Агреневой-Славянской, Эмилии Дельвиг, Софьи Тернер (урожд. Фольборт), Ольги фон Радеки, А. Безобразовой, О. Домашне-вой, М. Вохиной и А. Толстой [11].

Русские сочинительницы часто обращались к жанру фортепианной музыки. Дочь императора Павла I, герцогиня Веймарская Мария Павловна (1786-1859) известна как пианистка и композитор. Она сочиняла пьесы для фортепиано и училась игре на рояле у Листа (Ференц Лист использовал одну из ее тем для своего произведения «Утешение») [12]. Среди других авторов фортепианных сочинений - Мария Дюпор, А. Горянова, Елизавета Адамович, Елизавета Якубович [13].

Одним из редких примеров обращения русских сочинительниц к жанру оркестровой музыки стало произведение Феодосии Чичериной. Ее праздничный марш для большого оркестра был сыгран на 25-й годовщине коронации императора Александра II. Это сочинение издано в Лейпциге Ф. Кистнером [14].

Более разноплановым можно назвать музыкальное творчество великой княгини Александры

№ 5 (34), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

Иосифовны Романовой (урожд. Александра Фри-дерика Генриетта Паулина Марианна Элизабет, 1830-1911), жены великого князя Константина Николаевича Романова. Она сочиняла оркестровые пьесы, фортепианные произведения (в том числе «Болеро» в 4 руки, «Дефиле-марш» в 4 руки, ноктюрн, марш для кавалеристов королевской прусской армии № 73), церковную и духовную музыку (например, псалмы для солистов, смешанного хора и оркестра). Многие произведения композитора были изданы при ее жизни. Иоганн Штраус посвятил ей два произведения -вальс «Великой княгине Александре» и кадриль «Терраса Стрельны» [15].

Некоторые из наших талантливых соотечественниц обращались и к крупным музыкальным формам. Яркий пример тому - такая оперная сочинительница, как Зинаида Александровна Волконская (1792-1862). Эта блистательная аристократка была выдающейся певицей и талантливой писательницей. В 1821 году княгиня З. А. Волконская в содружестве со скульптором С. И. Гальбергом перевела с немецкого языка на итальянский пьесу Шиллера «Жанна д'Арк». Как сообщается в «Библиографическом словаре русских писательниц» Н. Н. Голицына, составленное на этой основе либретто одноименной оперы было издано в Риме в августе 1821 года [16]. По некоторым сведениям, премьера оперы (музыкальной драмы) «Жанна д'Арк» состоялась в 1821 году в Италии, в домашнем театре на вилле Волконской. Партию Жанны пела сама княгиня. Предположительно в том же году «Жанна д'Арк» была исполнена и в Париже. Исследователи творчества Волконской предполагают, что в период между 1824 и 1829 годами эта опера или арии из нее неоднократно звучали и в московском салоне Волконской на Тверской улице [17].

Безусловно, опера З. А. Волконской «Жанна д'Арк» представляет собой знаменательное явление в истории женского композиторского творчества в России. Важно, что женщины-аристократки могли в салонной атмосфере сочинять музыку, не опасаясь негативной реакции общества, имели возможность представлять свои сочинения в домашних концертах. К сожалению, помимо сведений об этой опере в истории сохранилось упоминание только об одном сочинении Волконской - «Кантате памяти Александра Первого» [18].

Композитор, пианистка и этномузыковед Элла (Елизавета) Шульц (псевд. Адаевская) (18481926) училась в Петербургской консерватории по классу фортепиано у Хенселота и Рубинштейна, по классу композиции - у Зарембы и Фомина. С 1882 года Адаевская жила в Венеции, а в 1909-м она переехала в Германию, где продолжала музыкальную деятельность до самой смерти.

В ее композиторском творчестве представлены различные жанры. В 1870-е годы Адаевская сочинила несколько хоров для придворной капеллы. В 1873-м написала комическую оперу «Непригожая, или Соломонида Сабурова» («Дочь

боярина»), которая не ставилась, хотя ее либретто тогда было издано. В 1881 году появилась опера «Заря свободы» в четырех актах, посвященная царю Александру II. Сочинение было запрещено к постановке цензурой из-за сцены крестьянского восстания.

На протяжении всей жизни Адаевская писала фортепианную музыку: прелюдии и пьесы. Ее ария рококо была опубликована издательством Тишер & Ягенберг. Среди вокальных произведений композитора - хоралы, песни, 24 прелюдии для голоса с фортепиано на стихи Бено Гайгера, изданные в Лейпциге Кантом (1912).

Одно из новаторских камерных сочинений Адаевской возникло под влиянием музыки Древней Греции и славянского народного музыкального фольклора: в 1881 году она написала «Греческую сонату» для кларнета и фортепиано, в которой использовала четвертитоновые интервалы [19].

Среди первых русских женщин, получивших профессиональное музыкальное образование, была жена Н. А. Римского-Корсакова, Надежда Николаевна Римская-Корсакова (урожд. Пур-гольд) (1848-1919).

3 февраля 1882 года в Петербурге, в зале Демута, состоялась премьера оперы М. Вохиной «Ундина» в двух действиях (по одноименной повести Ф. де Ламотт-Фуке, автор либретто - В. С. Лихачев). Постановка была осуществлена силами участников Санкт-Петербургского музыкально-драматического кружка. Либретто оперы издано в Петербурге типографией М. Эттингера (1881) [20].

Пожалуй, самой яркой фигурой в истории женского композиторского творчества в России является Валентина Семеновна Серова, урожд. Бергманн (1846-1924) [21]. В 1862 году Русское музыкальное общество направило ее в качестве своей стипендиатки в Петербургскую консерваторию (класс А. Г. Рубинштейна). Через год она вышла замуж за музыкального критика, педагога и композитора Александра Николаевича Серова и оставила учебу, так и не получив в дальнейшем фундаментального образования. Основное направление ее музыкального творчества - оперная музыка. Серова написала пять опер: «Уриэль Акоста» (по драме К. Гуцкова в переводе П. Вейнберга), «Мироед» (по повести А. Потехина «Хай-девка»), «Илья Муромец», «Мария д'Орваль» и «Встрепенулись» (все - по собственным либретто). Последняя опера посвящена революционным настроениям крестьян.

Знаковым событием стала премьера ее оперы «Уриэль Акоста» (соавтор либретто - П. И. Блам-берг) 15 апреля 1885 года в Москве в Большом театре. Декорации 4-го и 5-го действий были выполнены по эскизам В. Д. Поленова. Премьерным спектаклем дирижировал И. К. Альтани, партии исполняли Р. В. Василевский, А. П. Крутикова, Б. Б. Кирсов, Д. А. Устатов, А. В. Светловская и др. Позже опера с успехом прошла в Киеве, менее успешно - в Петербурге. Суждения критиков и композиторов-современников оказались не очень

"Культурная жизнь Юга России" № 5 (34), 2009

лестными для В. С. Серовой, хотя и отмечали музыкальную одаренность автора. Либретто «Уриэ-ля» издано в 1883 году в Петербурге, клавир - в 1892-м в издательстве А. Б. Гутхейля [22].

Позже на сцене Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова осуществилась постановка другой работы Серовой - «Илья Муромец» [23]. Спектакль был освистан. Остальные оперы Серовой не имели широкого успеха и не появились на больших сценах. Быть может, активная общественная деятельность этой женщины помешала ей достичь профессиональных высот на композиторском поприще. Вместе с мужем она издавала журнал «Музыка и театр», в котором публиковались их теоретические работы. Позже Серова увлеклась благотворительностью и идеей пропаганды музыкального искусства в деревне. Этой деятельности Валентина Семеновна отдала 30 лет своей жизни [24].

13 апреля 1912 года в Петербурге в Мариин-ском театре состоялась премьера оперы «Призрак» М. А. Данилевской (1847 - ?) на текст, написанный самим композитором по поэме А. Н. Апухтина «Год в монастыре». Дирижировал Н. А. Малько, партии пели Е. Н. Николаева, Н. В. Андреев, Н. А. Большаков, Д. Ф. Захарова и др. Либретто оперы вышло в свет в типографии Главного управления уделов Санкт-Петербурга (1912) [25].

В 1900-е годы в Санкт-Петербурге издательство Г. Шмидта выпустило литографию клавира детской оперы Лидии Михайловны Фетисовой «Волшебный сон» («Ангел-хранитель») из трех картин с прологом. Фетисова выступила и в роли либреттиста [26]. Спустя 10 лет появились две другие детские оперы. В 1912 году издатель Г. Шмидт (Петербург) сделал литографии клавиров одноактных опер композитора А. С. Логиновой «Весенний сад» и «Мышка-белянка» (обе - на тексты автора) [27].

Основываясь на сохранившихся документах, а также исторических свидетельствах, можно утверждать, что женщины-композиторы принимали активное участие в культурной жизни России XIX века и их роль в становлении профессионального музыкального искусства была весьма значительной. Эти обстоятельства открывают новые горизонты исследований перед историками русской музыки.

Литература и примечания

1. Cohen A. I. International Encyclopedia of Women Composers. N. Y., 1987.

2. Там же. С. 120; ПряшниковаМ. П. Е. Р. Дашкова и музыка. М., 2001.

3. Межов В. И. Puschkiniana. СПб., 1886. С. 272.

4. Подробнее о Смирнитской см.: Айгнер Т. Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская. 100 писем о любви. М., 2005.

5. См.: Усадьба Остен-Сакена - наследие Земли Псковской. URL: http://www.culture.pskov.ru/ru/ objects/object/284

6. Межов В. И. Puschkiniana ... С. 275-276.

7. См.: Чагин Г. В. Женщины в жизни и поэзии Ф. И. Тютчева. URL: http://www.tyutchev.ru/ t18.html

8.Межов В. И. Puschkiniana ... С. 291.

9. Cohen A. I. International Encyclopedia . Р. 120.

10. Там же. С. 98-99, 486.

11. Межов В. И. Puschkiniana ... С. 300, 271, 282, 269, 270, 278; Cohen A. I. International Encyclopedia ... Р. 376, 431.

12. Cohen A. I. International Encyclopedia . Р. 300.

13. Там же. С. 139, 190, 511.

14. Там же. С. 468.

15. Там же. С. 8; Пчелов Е. В. Романовы. История династии. М., 2004.

16. Голицын Н. Н. Библиографический словарь русских писательниц. СПб., 1889. С. 56-59.

17. См.: Блинова Е. В. «Жанна д'Арк» З. А. Волконской: Страницы истории оперы // Метафизика музыки и музыка метафизики: сб. ст. / под ред. Т. А. Апикян и К. С. Пигрова. СПб., 2007. С. 111-121.

18. Подробнее см.: ГаррисМ. А. Зинаида Волконская и ее время. М., 1916.

19. HüskenR. EllaAdai'ewsky (1846-1926). Pianistin - Komponistin - Musikwissenschaftlerin. Köln, 2005; Cohen A. I. International Encyclopedia . Р. 4.

20. Бернандт Г. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736-1959). М., 1962. С. 313.

21. Зильберштейн И. С., Самков В. А. Валентина Семеновна Серова. Ее музыкальная, литературная и общественная деятельность // Серова В. С. Как рос мой сын / сост. И. С. Зильберштейн. Л., 1968. С.15-50.

22. Бернардт Г. Словарь опер ... С. 314.

23. Там же. С. 24.

24. Подробнее см.: Клеянкин А. Свет людям. Документальный очерк о просветительской деятельности В. С. Серовой среди крестьян села Судосево. Саранск, 1968.

25. Бернардт Г. Словарь опер . С. 234.

26. Там же. С. 62.

27. Там же. С. 55, 190.

S.V. IVANOVA. UNKNOWN PAGES OF WOMAN COMPOSING WORK IN RUSSIA (XVIII-XIX centuries)

The article deals with little known aspect of home musical culture of XVIII-XIX centuries: vocal and opera compositions of Russian women-composers.

Key words: amateurs, composers-performers, Russian women-composers.

№ 5 (34), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

^^^^^^^^^^^^^^^^ 83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю. Е. АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТЕАТРЫ КУБАНИ И ИХ РОЛЬ В ПРОПАГАНДЕ ИСКУССТВА НА СЕЛЕ

В советское время одной из форм повышения культуры сельского населения Кубани были шефские спектакли, концерты, творческие встречи деятелей культуры и искусства с колхозниками. Это сотрудничество со временем переросло в общественное движение «Город - селу».

Ключевые слова: театры Кубани, шефская помощь селу.

Творческое содружество людей труда и деятелей культуры и искусства сложилось на Кубани в советский период, в первые послевоенные годы. Уже тогда у театральных подъездов можно было увидеть грузовые машины - на них сельских жителей привозили в город, чтобы они могли посмотреть новый спектакль или послушать концерт. В свою очередь, и театральные коллективы выезжали в станицы, чтобы выступить перед сельскими тружениками в поле, на производственных участках. Сотрудничество в этой сфере постепенно оформилось в шефство театров над селом, которое в дальнейшем переросло в общественное движение «Город - селу».

Работники культуры и искусства регулярно выступали и на сценах сельских клубов, и на фермах, и в бригадах. Они проводили также беседы со зрителями, в ходе которых последние могли высказать свое мнение о спектакле, концерте, отдельном музыкальном произведении и т. д.

Большую шефскую помощь селу оказывали: Краснодарская, Сочинская и Адыгейская филармонии, краевые отделения творческих союзов -писателей, художников, композиторов, хоровое общество Кубани, учебные заведения, а также лучшие городские самодеятельные коллективы. Только в годы последней пятилетки профессиональные театральные коллективы края показали на селе 7028 спектаклей, причем 518 было сыграно помимо запланированных. Отметим, что каждый третий спектакль кубанских театров исполнялся на селе [1]. Богатый опыт учреждений культуры и искусства края в шефской деятельности позволил Управлению культуры крайисполкома сделать определенные выводы и обобщения по дальнейшему развитию культурного сотрудничества города и села.

Долгое время среди работников искусства бытовало мнение, что совсем не обязательно показывать на селе то, что они играют на стационарной сцене. Одни деятели театра предлагали мобильное оформление спектаклей, другие - их сокращение по времени, третьи считали, что на сельской сцене можно играть без особых затрат творческой энергии и сил.

Так, например, иногда на выездных спектаклях Краснодарского театра оперетты единственное в клубе пианино подменяло оркестр, а небольшая группа хористов - целый хор. Практиковалась также замена солистов оперетты артистами, которые в эти дни не были заняты на основной сцене. Все это приводило к тому, что спектакли проходи-

ли на низком профессиональном уровне и не вызывали интереса у сельских жителей.

Безответственный подход к эстетическому воспитанию населения был подвергнут строгой критике со стороны партийных и советских организаций края. Краснодарский крайком КПСС поставил перед театрами задачу повысить исполнительский уровень спектаклей на селе настолько, чтобы каждое выездное выступление творческого коллектива было равносильно выступлению его на основной сцене. Кроме того, спектакли на селе следовало включать в общий репертуарный план театра [2].

Хороший пример в организации культурного обслуживания сельских тружеников продемонстрировал коллектив краевого театра драмы им. М. Горького. Регулярными были выезды труппы в сельские дома культуры и показ там спектаклей, включенных в репертуар (среди них - «Незабываемые годы», «Васса Железнова», «Солдатская вдова», «Чти отца своего» и др.). Этот коллектив первым на Кубани стал открывать театральный сезон не на основной сцене, а в сельских районах края. Так, в 1971 году театр показал на селе более 70 спектаклей, в том числе премьеры - «Трибунал» А. Макаенка и «Поздняя любовь» А. Островского [3].

Опыт сотрудничества театра драмы имени М. Горького с сельскими тружениками переняли коллективы Краснодарского театра оперетты, Краевого театра кукол, Майкопского и Армавирского драматических театров. Настоящим праздником театрального искусства стала премьера музыкальной комедии В. Соловьева-Седого «Свадьба с приданым», сыгранная коллективом театра оперетты на сцене Староминского районного Дома культуры 21 февраля 1976 года [4]. Зрительный зал РДК не смог вместить всех желающих посмотреть новую работу краевого театра, с которой еще не был знаком городской зритель.

Отметим, что организация таких спектаклей на сельской сцене всегда связана с большими трудностями, поскольку кроме основного состава необходимо доставить хор, балетную труппу и оркестр театра. Поэтому таким важным событием в культурной жизни староминчан стало последующее открытие в РДК постоянно действующего филиала театра оперетты.

Интересной формой общения театральных коллективов Кубани с сельскими жителями были творческие отчеты ведущих артистов и театральной молодежи. Они вызывали широкий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.