Мастер-класс
Автор делится размышлениями о том, что может дать школьнику интеграция предметных областей в аспекте развития у учащихся духовности, эмоциональности, восприятия искусства и литературы. Автор показывает, какой может быть связь между ключевыми понятиями и каким может быть эмоциональный старт в постижении поэтического слова?
Анушкевич Ирина Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина
Роль земской школы в образовании С.А.Есенина
Что может дать интеграция предметных областей в раскрытии связей между понятиями: история и литература; образование и искусство; азбука и поэзия?
Ключевые слова: поэтические строки, эмоциональная идея, поэтическая страничка, информация, отбор главного.
2010 год - особенный год для нас, для учителей и учеников Центра образования № 641 имени Сергея Есенина: 3 октября вся страна праздновала 115-летие поэтического гения России С.А.Есенина, чье имя вот уже 15 лет носит наша школа.
О чем писал Есенин? О родине, о природе, о красоте мироздания, о любви... «Каждый стих мой душу зверя лечит», и, действительно, слово поэта обладает магией и волшебством: мы откликаемся на него, ощущая божественную сладость или тоскующую боль. А с чего начинается поэзия? Когда и как обыкновенные слова вдруг превращаются в словесное совершенное кружево, завораживающее читателя и слушателя таинственными небесными звуками? Можно ли определить ту точку отсчета, с которой и начинается поэтическое творчество?
Конечно же, истоки поэтического слова - в детстве, в первых строчках, исписанных неумелой детской рукой, в витиеватых буквах русского алфавита. Вот почему важно обратиться к началу начал - к первым урокам Есенина, когда он только начинал постигать мир, учился читать и красиво выводить пером важные родные слова: добро, мама, земля. Поэтому возникла идея подготовить занятие о начальной ступени в образовании Сергея Александровича.
Он в жизнь вбегал рязанским простаком, Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и веселым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком.
Каким был Есенин-школьник? Где учился и как? Чем интересовался? Что читал? - эти вопросы интересуют учащихся. Они находят материал в книгах о жизни С.А.Есенина, используют интернет-ресурсы, общаются с руководителем школьного музея «Тропа к Есенину», членом всероссийского общества «Радуница» Приваловой Тамарой Ивановной, которая увлеченно, просто, исчерпывающе отвечает на любой вопрос о жизни и творчестве любимого поэта. Кроме того, мы с семиклассниками за три года пять раз побывали на родине Есенина. Об этом рассказывает фотовыставка «Мы сидели за партой Есенина». И то, что дети узнали о земских школах, они постарались воссоздать на проектном занятии.
Нетрудно собрать нужный материал, несложно подготовить презентацию - этому даже семиклассники уже подготовлены не только на уроках ИКТ, но и всем ходом учебного процесса, ведь часто, готовясь к проблемным занятиям по любому предмету, они использовали умения и навыки по информационным технологиям.
Трудности в другом: как объединить то, что дети собрали, как из многообразия информации отобрать главное, с помощью каких средств создать незабываемую атмосферу старины, поэтичности и дружеской сопричастности-соучастия происходящему?
Нам вспомнились поэтические строки Беллы Ахмадулиной, которые и явились прологом нашего занятия:
Всего-то, чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая Так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.
И Пушкин ласково глядит.
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи Так чисто губы холодит.
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
77
Мастер-класс
И вот уже эмоциональная идея занятия готова к воплощению. Для нас важны были старинные книги той далекой эпохи, когда жил и творил поэт Есенин. Их мы искали у знакомых, в личных библиотеках учащихся и преподавателей. Эти старые учебники, истрепанные сборники стихотворений, изданные в начале 20-го века, хранили тепло многих рук, они явились нитью, объединившей читателей разных поколений. Эмоциональный всплеск на занятии вызвало задание при свете керосиновых ламп, как в земских школах, писать в прописях старославянские буквы перьями, окуная их в чернила. Это, а также оформление кабинета и костюмы ведущих и учительницы создавало колорит эпохи, волновало воображение присутствующих и заставляло отзываться сердцем на то действо, которое происходило в классе, будь то рассказ учеников о жизни поэта, решение лингвистических задач, прослушивание молитвы «Отче наш» в исполнении хора Турецкого или игра на аккордеоне.
Урок прошел быстро, но нам было важно, чтобы те, кто был на нашем занятии, поняли, что процесс образования человека не заканчивается со звонком с урока, как было и в жизни С.А. Есенина: помимо школьных, университетских занятий, он занимался самообразованием, много читал. Нам хотелось, чтобы события столетней давности встревожили души современных учеников, вызвали отклик в их сердцах, чтобы ребята и в дальнейшем небезучастно относились к есенинскому слову. Ведь именно Есенин сможет ввести читателей в храм народной мудрости, научить читать забытые знаки, указать на их взаимосвязь и многозначность.
Конспект занятия
«В начале жизни школу помню я...»
(Роль земской школы в образовании С.А.Есенина)
Цель: дать понятие о земской школе как об учреждении начального образования в России в начале 19 века, как о начальной ступени в образовании великого русского поэта С.А. Есенина.
Задачи:
• Познакомить с основными образовательными принципами земских школ в России; рассказать об учебе поэта С.А. Есенина в Константиновском земском народном училище;
• Через ознакомление с правилами русской письменности в начале 19 века развить интерес к прошлому своей страны, к слову, к русскому языку; через обращение к этапам жизненного пути Есенина заинтересовать творчеством поэта, попытаться понять истоки его творчества;
• Воспитать чувство уважения к истории страны, показать роль знаний в жизни человека, вызвать эмоциональный отклик на поэтические строки.
План занятия (время действия - 30 мин):
1. Эмоциональный старт.
2. Историческая справка.
3. «Урок письма».
4. Поэтическая страничка.
5. Музыкальный финал.
Оформление:
перед кабинетом - забор, искусственное дерево - имитация деревенского колорита, вывеска «Константиновское четырехгодичное земское училище» и название проекта «В начале жизни школу помню я...»;
в кабинете - стол, лавки, на столе - керосиновые лампы, перьевые ручки, прописи на каждого участника проекта, «Азбука церковно-славянского языка».
Старинные книги:
1. «Молитвы, заповеди и Символ веры с объяснением» (Курс начальных училищ), Петроград, типография А.Бенке, 1915 год.
2. Гербач В. «Русские прописи, составленные согласно указаниям училищного при святейшем синоде совета», С.-Петербург, издание Н-ков В.С.Гербача, 1914.
3. «Учебник русской истории с рисунками, картами, таблицами и вопросами для повторения. Элементарный курс. Для средних учебных заведений и городских училищ», С.-Петербург, типография Тренке и Фюсно, 1905.
4. «Библиотека для классных и внеклассных бесед», Москва, ипография т-ва И.Д. Сытина, 1915.
5. Стихи и поэмы М.Ю. Лермонтова, «Молод», 1949.
Фотовыставка «Мы сидели за партой Есенина» (фотоотчет 7в класса об экскурсиях по есенинским местам: в Константиново и Спас-Клепики).
78
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
Мастер-класс
На доске - портреты императора и императрицы, икона Божьей матери.
Подготовлена презентация «Обучение детей в земских школах».
Использован видеоролик «Молитва Отче наш» (в исполнении хора Турецкого)
Ученик в русском костюме: (на фоне презентации «В начале жизни школу помню я...»
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.. .Ученица в русском костюме: так писал любимый поэт Сергея Есенина - А.С.Пушкин. Сам Пушкин в возрасте 10 лет был отдан в Царкосельский Лицей, где получил блестящее образование. А каково было первоначальное образование поэта Сергея Есенина?
Ученик в русском костюме: Почти столетие отделяет двух русских поэтов, различное у них и происхождение: Пушкин - дворянин, Есенин - крестьянский сын. Вряд ли в пушкинские времена ребенок из крестьянской семьи мог получить образование. Но Есенин родился в конце 19 века, и благодаря своему желанию и стремлению учиться он стал образованным человеком. С.А.Есенин закончил Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу, в 1913 году поступил в Московский Городской народный университет имени А.Л.Шанявского. А начальной ступенью его образования стала учеба в Константиновском четырехгодичном земском
народном училище. Приглашаем вас на урок в эту школу. (звенит звонок).
Входит учительница. Земские школы просуществовали в России чуть больше сорока лет. Есенин обучался в земской школе с 1904 по 1909 гг.
Чему обучали девятилетних ребятишек в начале 20 века? Письму - главному предмету, как и в современной начальной школе, чтению, русской истории и, конечно, Закону Божию. В классе в красном углу или над доской висела икона. Обязательно присутствовали портреты императора и его супруги. Каждый урок начинался с молитвы. С нее мы и начнем урок письма. (Видеоролик «Молитва Отче наш»).
С.А.Есенин, как и другие ученики той эпохи, обучались по старому, дореформенному алфавиту.
Как вы думаете, что общего и чем отличается алфавит от азбуки? (Общее - происхождение слов: от названия первых двух букв греческого алфавита: «альфа» и «вита»- и названия первых букв церковнославянского алфавита: «аз» и «буки». Азбука - это книга, которая знакомит читателя с буквами: рассказывает о их произношении, дает понятие о самых простых правилах русского языка. Слово «алфавит» -греческое, располагает буквы в строго определенном порядке.)
В церковнославянском алфавите каждая буква имеет свое имя: аз, буки, веди, глагол, добро, есть. А как называлась буква Л, Н, М? Давайте некоторые из них пропишем в строчки.
Многие буквы сохранились в современном языке, только называем мы их по-другому. Некоторые буквы утратили свои первоначальные функции. Так, например, Ъ писали на конце слов после твердых согласных: дом Ъ.
А некоторые буквы исчезли из языка. Такая участь постигла букву «ять».
(Ученики работают в прописях - пишут перьями, обмакивая их в чернила.)
Задание № 1
Буква «ЯТЬ» сохранялась в русской орфографии до реформы 1918 года вместе с «Е». Задание: даны слова в русской орфографии:
Б.. .лить - медок (мЁд)
Д.. .льный - щека (щЁчка)
Р.ека - селить (сЁла)
Сн.г - плеть (плЁтка)
Употребление букв ЯТЬ и Е в этих словах описывается достаточно простым правилом. Сформулируйте это правило и напишите в старой орфографии слова:
верить, весна, ель, светлый.
(Если в родственных словах появляется Ё вместо е, то пишется е. )
Эксперимент и инновации в школе 2011/2
79
Мастер-класс
Задание № 2
В древнерусском языке были две редуцированных, или сверхкратких гласных - Ъ —«ер», Ь - «ерь»: мЪло-дежь, чЬловек. Наследие редуцированных в современном русском языке — беглые гласные: сон — сЪна (о//нуль звука).
Запишите примеры слов, в которых происходит данное чередование.
Задание № 3
Названия букв старого, дореформенного алфавита получили отражение в пословицах и поговорках. Назовите их.
• Стоять фертом — наподобие буквы Ф — уперев руки в бока, подбоченившись. Похоже на щеголеватого молодца. В старину на Руси щёголя называли «ферт»
• От аза до ижицы — желание подчеркнуть все-охватность, универсальность чего-либо.
• Дошли до ижицы — окончили что-нибудь, какое-то дело.
• Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет.
• Что было муки, а ни аза, ни буки.
• Не знать ни аза.
• Прописать ижицу — нарисовать на теле ижицу, т.е. выпороть (сохранилось из школьного жаргона).
Ученики: Сергею Есенину, наверное, часто прописывали ижицу, потому что был он шалун и заводила проказ. «Есенин, — как вспоминал один из его товарищей по училищу, — уже тогда выделялся среди нас. И учителя, и ученики любили его за прямоту нрава и веселый нрав. Был он первый заводила и драчливый, как петух.. .Одарен был ясным умом. Отвечал на уроках бойко. Особенно, когда читал стихи Некрасова, Кольцова и других поэтов.».
Учителями Есенина были Иван Матвеевич и Лидия Ивановна Власовы, которые любили его, хотя частенько наказывали и ставили в угол. Учился Есенин
отлично, но за баловство был оставлен на второй год в третьем классе.
Худощавый и низкорослый Средь мальчишек всегда герой Часто-часто с разбитым носом Приходил я к себе домой...
Большое влияние на духовное становление будущего поэта оказал сельский священник отец Иоанн (в миру Иван Яковлевич Смирнов). Он служил в Константиновской церкви и преподавал в школе уроки закона Божьего.
Отец Иоанн много читал, из года в год выписывал «Ниву» с литературными приложениями и газету «Русское слово». У него была хорошая библиотека, которой и пользовался будущий поэт. А читал он запоем, вспоминают одноклассники, «если книжки нет, он и учиться не хочет. Тут и наука ему в голову не идет. А получит книгу — расцветет весь, как красное солнышко».
Очень рано проявилась у Есенина любовь к слову, но попытки выразить себя рифмованным словом удивляли, забавляли окружающих, но редко встречали понимание.
Тогда впервые с рифмой я столкнулся.
От сонма чувств вскружилась голова.
И я сказал: коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.
Выпускные экзамены в мае 1909 года Есенин сдал на «пять». За отличные успехи он был награжден похвальным листом и Евангелием. 14-летним подростком поэт расстается со школой, со старыми друзьями. Но уроки, полученные в Константиновской земской школе, прочитанные книги, а также уроки пения, посещение хора оставили след в его душе навсегда.
Музыкальный ФИНАЛ — аккордеон. (Звучит звонок). Заключительное слово учительницы.
Литература
1. Абрамова Т.А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — №5.
2. Анушкевич И. Г. Летопись человеческого сердца // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2008. — №4.
3. Анушкевич И.Г. Работа над изданием литературного альманаха в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2008. — №3.
4. Сатушева Т.Г., Соловьева ГВ. Бинарный урок (история, литература) // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — №1.
5. Судакова К. и др. Пушкин и Тютчев: литературные связи и эстетический диалог // Эксперимент и инновации в школе. — 2009. — №3.
80
Эксперимент и инновации в школе 2011/2