Научная статья на тему 'С. А. Есенин как последователь Л. Н. Толстого: педагогический аспект'

С. А. Есенин как последователь Л. Н. Толстого: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1009
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. ЕСЕНИН / РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО / ШКОЛА ГРАМОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / Л.Н. ТОЛСТОЙ / SERGEI YESENIN / EARLY LYRICS / TEACHER TRAINING SCHOOL / PEDAGOGICAL LITERATURE / LEO TOLSTOY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евдокимова В. Ю.

В статье с привлечением новых архивных источников анализируется вопрос о влиянии философско-эстетических и педагогических взглядов Л.Н. Толстого на раннее творчество (1910-1916) С.А. Есенина. Опыт Л.Н. Толстого был изучен и переработан Есениным за годы учебы в Спас-Клепи-ковской второклассной учительской школе. Как отмечали современники поэта, в этот период он находился под влиянием педагогических взглядов и произведений писателя, в том числе предназначенных для занятий с детьми в начальной школе. Творчество Толстого начиная с момента обучения в земской школе постоянно входит в круг чтения поэта, что позволяет говорить о близости мировоззрения того периода рязанского лирика и автора романа «Война и мир». Анализируются произведения С.А. Есенина, которые были включены составителями в педагогическую литературу при жизни поэта. Отмечается их связь с рассказами для детей яснополянского автора, подчеркивается их сходная тематика: акцент на описании природных явлений, сельской жизни, крестьянского труда, что позволяет по-новому оценить ранние стихотворения Есенина. Особое внимание уделяется изучению одной из книг библиотеки, принадлежащей С.А. Есенину и предназначенной для начальной школы как руководство для поэта учителя Спас-Клепиковской школы грамоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERGEI YESENIN AS LEO TOLSTOY'S FOLLOWER: A PEDAGOGICAL ASPECT

The article analyzes new archival materials to investigate the influence Leo Tolstoy's pedagogical, philosophical and aesthetical views produced on Sergei Yesenin's early works (1910-1916). Sergei Yesenin first became acquainted with Leo Tolstoy's ideas and views when he studied at Spas-Klepiki teacher training school. The poet's contemporaries believed that Yesenin was greatly influenced by Tolstoy's works, including those that were meant for junior school children. The young Ryazanian poet being infatuated with Tolstoy's works, his picture of the world was greatly influenced by that of the famous author of “War and Peace”. The article analyzes Sergei Yesenin's works that were used for educational purposes during the poet's life. The article maintains that in their works for children both authors focus on similar themes, such as nature, rural life, peasant labor. The article presents a new interpretation of Yesenin's early lyrics. And a special emphasis is laid on a primary school book from Yesenin's library.

Текст научной работы на тему «С. А. Есенин как последователь Л. Н. Толстого: педагогический аспект»

УДК 821.161.1.09"19":37

B.Ю. Евдокимова

С.А. ЕСЕНИН КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ Л.Н. ТОЛСТОГО: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье с привлечением новых архивных источников анализируется вопрос о влиянии философско-эстетических и педагогических взглядов Л.Н. Толстого на раннее творчество (1910-1916) С.А. Есенина.

Опыт Л.Н. Толстого был изучен и переработан Есениным за годы учебы в Спас-Клепи-ковской второклассной учительской школе. Как отмечали современники поэта, в этот период он находился под влиянием педагогических взглядов и произведений писателя, в том числе предназначенных для занятий с детьми в начальной школе. Творчество Толстого начиная с момента обучения в земской школе постоянно входит в круг чтения поэта, что позволяет говорить о близости мировоззрения того периода рязанского лирика и автора романа «Война и мир». Анализируются произведения С.А. Есенина, которые были включены составителями в педагогическую литературу при жизни поэта. Отмечается их связь с рассказами для детей яснополянского автора, подчеркивается их сходная тематика: акцент на описании природных явлений, сельской жизни, крестьянского труда, что позволяет по-новому оценить ранние стихотворения Есенина. Особое внимание уделяется изучению одной из книг библиотеки, принадлежащей С.А. Есенину и предназначенной для начальной школы как руководство для поэта — учителя Спас-Клепиковской школы грамоты.

С.А. Есенин, раннее творчество, школа грамоты, педагогическая литература, Л.Н. Толстой.

Произведения Л.Н. Толстого входили в круг чтения Есенина с детских лет. Однако вопрос о влиянии философско-эстетических и педагогических взглядов Л.Н. Толстого на раннее творчество С.А. Есенина (1910-1916 гг.) до сих пор малоизучен. Работа по анализу влияния творчества Л.Н. Толстого на мировоззрение и творчество С.А. Есенина проводилась в 1990-х годах Л.А. Архиповой, главным хранителем музея-заповедника С.А. Есенина \ В эти же годы в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН велась подготовка Полного собрания сочинений поэта, в процессе которой были изучены как государственные архивные фонды, связанные с Есениным и его окружением, так и есенинские материалы в доступных исследователям частных собраниях. Это позволило в том числе проанализировать влияние творчества Толстого на начинающего поэта.

В дальнейшем работа по изучению библиотеки Есенина была продолжена. В статье

C.И. Субботина «Библиотека Сергея Есенина» есть упоминание о сборнике Л.Н. Толстого «Круг чтения», неоднократно переиздававшегося в начале ХХ века 2. Но поскольку часть материалов есенинской библиотеки осталась неохваченной, то не было достаточно полно изучено влияние Л.Н. Толстого на С.А. Есенина в период его обучения в Константиновской школе и Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, где Есенин получал профессию учителя средней школы.

В настоящей статье вводятся в научный оборот новые архивные данные о комплектовании школьной библиотеки литературой, с которой юный поэт мог познакомиться в период обучения в Константиновской школе. Согласно материалам о книжном фонде школьной библиотеки, копии которых в настоящий момент составляют часть фонда Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, книжные издательства и уездные управы неоднократно предлагали книги Л.Н. Толстого для пополнения фонда библиотеки земского училища. Изучение этих книг не было ранее предметом внимания исследователей.

1 Архипова Л.А. Из круга чтения С.А. Есенина // Есенинский вестник / Гос. музей-заповедник С.А. Есенина. Рязань, 1994. С. 6.

2 Субботин С.И. Библиотека Сергея Есенина // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 110-летию со дня рождения С.А. Есенина. М.; Константиново; Рязань, 2006. С. 331-354.

© Евдокимова В.Ю., 2016

Впервые анализируется также принадлежавшая Есенину книга В.А. Мартыновского, переданная в фонд музея С.П. Есениной (Митрофановой) и определена как книга из библиотеки поэта. Изучение опубликованных в данном издании произведений существенно уточняет и расширяет наши представления о Есенине как последователе Л.Н. Толстого в период творческого становления поэта. Они позволяют говорить не только об общих направлениях в творчестве двух писателей, но и о продолжении Есениным работы над произведениями для детей, чему Толстой уделял значительное внимание.

Активное знакомство с творчеством, биографией и мировоззрением, даже подражание Л.Н. Толстому, были особенно свойственны Есенину в юношеские годы. Один из знакомых поэта, Г.Л. Черняев, вспоминал: «Наш кружок у Панфилова образовался почти стихийно. Потом, когда ближе узнали друг друга, мы в наших беседах и спорах стали касаться вопросов тогдашней общественной жизни. Читали и обсуждали роман Л. Толстого "Воскресение", его трактат "В чем моя вера?" и другие книги писателя. Мечтали побывать в Ясной Поляне (поездка не состоялась из-за денежных затруднений). Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина» 3.

Основываясь на воспоминаниях современников, программах учебных заведений, мы можем сделать вывод, что уже в школе Есенин становится активным читателем школьной библиотеки, в которой были в том числе и книги Л.Н. Толстого. Одноклассник Есенина, К.П. Воронцов, вспоминал: «Увлекаясь разными играми и драками, он [Есенин] в то же время больше интересовался книгами. В последнем классе сельской школы была у него масса прочитанных книг. Если он у кого-нибудь увидит еще не читанную им книгу, то никогда не отступится. Обманет — так обманет, за конфеты — так за конфеты, но все же выманит» 4. В автобиографии, записанной И.Н. Розановым, сам Сергей Есенин отмечал: «Книга не была у нас совершенно исключительным и редким явлением, как во многих других избах. Насколько я себя помню, помню и толстые книги, в кожаных переплетах» 5.

Эти сведения дают нам основание утверждать, что уже с ранних лет Сергей Есенин начинал знакомиться с творчеством и биографией Толстого.

В каталоге книг и учебных принадлежностей за 1905 год, который был составлен Рязанской уездной управой для передачи в Константиновскую школу, среди прочих изданий в списке значатся: «Толстой Л. Первый и второй сб. рассказов» (ред. Д. Тихомирова), Борин Я. «Сказки и были Л.Н. Толстого» (изд. Сытина), а также «Великий писатель земли русской — Л.Н. Толстой» (изд. Семьи и шк.) 6.

Кроме того, в фонде музея хранятся составляемые сначала преподавателями, а потом и управой списки книг, запрашиваемых в книжных магазинах. Фотокопия одного из таких списков, составленная агентом по надзору за школами за подписью председателя управы для магазина «Новое время» А.С. Суворинова, находится в фондах музея. Благодаря этим данным, мы узнаем, что в 1909 году (год окончания Сергеем Есениным Константиновской земской школы) «Управа просит магазин выслать книги для библиотек» 7. В числе изданий есть и произведения Л.Н. Толстого: «Бог правду видит», «Где любовь, там и Бог», «Много ли человеку земли нужно», «Три смерти», «Упустишь огонь — не потушишь», «Чем люди живы» издательства «Посредник» 8, которое возникло благодаря инициативе Л.Н. Толстого и ставило своей задачей выпускать издания нравоучительной и художественной направленности, доступные по цене для народа. Практически все эти произведения входили в цикл «народных рассказов» и были написаны Л.Н. Толстым в разное время, начиная с 1858 года.

Часть приведенных выше рассказов пользовалась большой популярностью, выпускалась отдельными брошюрами и по нескольку раз переиздавалась. Работая над каждым из рассказов, писатель особенно стремился усилить воспитательную направленность и приблизить повествование к эстетическим вкусам народного читателя. З.А. Кущенко в статье, посвященной рассказам писателя о Боге, отмечал: «...не находя в реальной жизни того, что он считал «должным», Толстой связывал

3 Прокушев Ю.Л. Юность Есенина. М.: Московский рабочий, 1963. С. 84-85.

4 Воронцов К.П. О Сергее Есенине // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. / вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. С. 126.

5 Есенин С.А. Автобиография // Полн. собр. соч. : в 7 т. : 9 кн. / Ин-т мировой литературы. РАН / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. Т. 7. Кн. 1 / сост. и коммент.: С.П. Кошечкин, Н.Г. Юсов. М.: Наука: Голос, 1996. С. 343-344.

6 Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 39. Д. 250. Л. 18, 34.

7 ГАРО. Ф. 39. Д. 250. Л. 26.

8 Там же. Л. 81, 82 об.

будущее с нравственным воскресением русского народа, а затем — и всего человечества в духе

9

«истинного христианства» .

Л.Н. Толстой стремился наполнить рассказы бытовыми подробностями, которые были бы понятны ребенку. В произведении «Упустишь огонь — не потушишь», он воссоздает ситуацию, характерную для русской деревни, используя в тексте даже разговорную речь яснополянских крестьян. Неслучайно учителя выбирали в первую очередь именно такие народные рассказы для школьных библиотек, что было усвоено и Есениным и соотносилось в целом с преподаванием русского языка в школе, в частности с написанием сочинений на темы из народной жизни.

Изучение творчества Л.Н. Толстого, чтение его произведений, без сомнения, помогало Есенину во время учебы в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, а в последний год обучения — в преподавании в школе грамоты. Эти сведения содержатся в еженедельнике «Церковные ведомости», который приводит учебный план данных образовательных учреждений: «На практические занятия в образцовой школе планировалось каждую неделю по 5 часов учебного времени» 10. Е.М. Хитров, преподаватель русского языка и литературы Спас-Клепиковской второклассной учительской школы, отмечая любовь начинающего поэта к русской литературе, в своих воспоминаниях пишет: «...главные свои занятия по литературе и стилистике я относил к третьему году обучения. Вот тогда Есенин и выдвинулся среди других школьных стихотворцев. Он стал особенно усердно заниматься литературой. Занятия его были шире положенной программы. Он много читал» 11. В значительной мере занимал Сергея Есенина и вопрос преподавания данной дисциплины. Как подчеркивал сам Е.М. Хитров, Сергей Есенин не только читал, но и разбирал со своими воспитанниками в школе грамоты, где он преподавал, различные произведения русской литературы, рекомендовал им издания для занятий с детьми, в числе которых была «Азбука» Л.Н. Толстого и другие его произведения для детей, уже известные начинающему поэту со времени обучения в земской школе 12. Об усилившемся интересе к Толстому вспоминал и Н.А. Сардановский: «В 1911 и 1912-м году он [Есенин] проявлял себя как рьяный вегетарианец и толстовец. <...> Его общественные убеждения до 1913 года заключали в себе значительную долю толстовства с его преклонением перед образом русского крестьянина» 13. Исходя из этого, можно предположить, что влияние Л.Н. Толстого как педагога на Есенина также было значительным, а значит поэт мог использовать в своих занятиях рекомендации последнего по обучению крестьянских детей. В своей автобиографии Есенин отмечал: «Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет я должен был поступить в Московский учительский институт» 14

Интересен тот факт, что среди сохранившихся книг из библиотеки С.А. Есенина была хрестоматия «Русские писатели в выборе и обработке для школ: с ударениями» автора-составителя В.А. Мартыновского (одобрена Ученым комитетом Министерства народного просвещения в качестве классной хрестоматии) 15. В публикациях, посвященных изучению личной библиотеки С.А. Есенина, эта книга ранее не была отмечена исследователями в составе личной библиотеки поэта. В процессе работы над научной темой она была обнаружена нами в архиве Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

На наш взгляд, данное издание, подготовленное для школ, представляет большой интерес. В числе авторов, произведения которых включены для изучения, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, А.В. Кольцов, Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой.

Большинство произведений упомянутых в хрестоматии авторов входили в круг чтения С.А. Есенина начиная с детских лет.

Хрестоматия «Русские писатели в выборе и обработке для школ: с ударениями» В.А. Мартыновского была выпущена в 1906 году в Тифлисе, но установить, когда именно ее приобрел

9 Кущенко З.А. «Где любовь, там и Бог» // Л.Н. Толстой: энцикл. / сост. и науч. рук. Н.И. Бурнашева. М.: Просвещение. 2009. С. 49.

10 Церковные ведомости. СПб, 1902. № 50, 14 дек. С. 381.

11 Хитров Е.М. В Спас-Клепиковской школе // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 142.

12 В дальнейшем «Азбука», дополненная и переработанная Л.Н. Толстым, была названа «Новая азбука». Книга получила высокую оценку Министерства народного образования и была рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки». К 1910 году «Новая азбука» выдержала около 30 переизданий (Л.Н. Толстой: энцикл. / сост. и науч. рук. Н.И. Бурнашева. М.: Просвещение, 2009. С. 12.)

13 Сардановский Н.А. Из моих воспоминаний о Сергее Есенине // Рукописный отдел ИМЛИ имени Горького.

14 Есенин С.А. Автобиография. С. 9.

15 Государственный музей-заповедник С.А. Есенина (ГМЗЕ). ОНФ 4350/3.

С.А. Есенин, в настоящее время не представляется возможным. Тем не менее, данная книга удобна для подготовки занятий в школах первой ступени, а значит могла быть использована для подготовки уроков будущим поэтом, ведь к этому времени, как он сообщает в своих письмах, активно приобретал книги. Так, в письме к Г.А. Панфилову читаем: «Я был в Москве одну неделю, потом уехал. <.> Купил себе книг штук 25» 16.

На обложке хрестоматии указано, что она предназначена для занятий по отечественному языку в приготовительном I и II классах средне-учебных заведений, в городских и уездных училищах, к тому же ее автор-составитель — Виктор Антонович Мартыновский — бывший директор Тифлисской 3-й гимназии.

Современники поэта в воспоминаниях неоднократно приводили высказывания Есенина о русских писателях и его отношении к ним. Кроме того, многочисленные работы исследователей подчеркивали влияние поэтов и писателей ХУШ-Х1Х веков на отдельные произведения Есенина. Так, например, Н.И. Шубникова-Гусева в своем труде «Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Черного человека» указывала на многочисленные отсылки в лирике поэта к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, творчеству Ф.М. Достоевского, «Евгению Онегину» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, отдельным стихотворениям М.Ю. Лермонтова 17.

Реминисценции произведений А.С. Пушкина в творчестве Есенина отмечал Ю.Л. Прокушев 18,

A.З. Жаворонков 19. Анализируя образные параллели в произведениях поэта, О.Е. Воронова в своей работе «Сергей Есенин и русская духовная культура» отмечала «роль пушкинского художественного опыта в становлении образной индивидуальности Есенина» 20. В 2000 году выходит сборник по итогам Международной научной конференции «Пушкин и Есенин».

Влияние произведений М.Ю. Лермонтова на творчество Есенина, которое просматривается уже в ранних, неопубликованных стихотворениях поэта, изучал В.А. Сухов: «Поэтика контрастов, характерная для романтизма, отражение извечной борьбы божественного и демонического начал в душе человека с юных лет влекли Есенина к лермонтовскому творчеству» 21. Близость поэтики Есенина и Достоевского отмечали в своих работах А.М. Марченко 22, Н.А. Еременко 23 и др. Каждый из русских классиков в той или иной мере стал учителем для С.А. Есенина, как и Л.Н. Толстой.

Анализируя включенные в хрестоматию В.А. Мартыновского произведения, можно заметить, что большинство из них были тематически близки Сергею Есенину: о крестьянском быте, истории России, животных, дополнительных полезных для ребенка знаний. Так, например, из творчества С.Т. Аксакова автор-составитель выбрал отрывок «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», отрывки из повести Д.В. Григоровича «Деревня», рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», рассказы И.С. Тургенева «Перепелка», отрывки из «Записок охотника, а в предисловии к рассказу И.С. Тургенева «Прекрасный июльский день»

B.А. Мартыновский написал, что автор «вводит нас в мир крестьянских детей и знакомит с

24

понятиями, на которых они воспитываются» .

Отдельное внимание В.А. Мартыновский уделил басням И.А. Крылова. Он включил в хрестоматию не только значительный биографический очерк о писателе, привел тексты басен, дал их классификацию, но и постарался в доступной форме передать мораль почти каждой басни, расскать предысторию ее написания.

Больше всего страниц в книге отведено произведениям А.С. Пушкина: стихотворения «Деревня», «Боже, царя храни!», «Осень», «К няне», «Зимний вечер», поэмы «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» (отрывки), «Цыганы», «Кавказский пленник».

16 Есенин С.А. Автобиография. С. 8-9.

17 Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Черного человека»: творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. 688 с.

18 Прокушев Ю.Л. Два гения России (К постановке проблемы. Литературные заметки и мысли вслух) // Пушкин и Есенин. Есенинский сборник. Вып. 5: Новое о Есенине. М., 2001. С. 15.

19 Жаворонков А.З. С.А. Есенин и A.C. Пушкин // Ученые записки Новгородского пединститута. 1963. Т. 9. Вып. 1. С. 27-32.

20 Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура : моногр. Рязань : Узорочье, 2002. 520 с.

21 Сухов В.А. Лермонтовские демонические мотивы в творчестве Есенина и поэтов-имажинистов // Сергей Есенин: диалог с XXI веком: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч. симпозиума, посвящ. 115-летней годовщине со дня рождения С.А. Есенина. Рязань, 2011. С. 373-383.

22 Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель. 1989. 302 с.

23 Еременко Н.А. Американская тема в творчестве С.А. Есенина: поэтика и контекст: дис. ... канд. филол. наук / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. М., 2015. 203 с.

24 ГМЗЕ. ОНФ 4350/3. С. 276.

Рассказ о В.А. Жуковском наполнен как стихами самого Жуковского, так и его переводами из Гёте «Лесной царь», из Гебеля «Утренняя звезда», которые до сих пор считаются одними из лучших, что давало возможность детям познакомиться не только с творчеством поэта, но и с произведениями мировой литературы, переведенными мастером.

Очевидно, именно тогда, в юности, после чтения стихотворений немецкого поэта в переводах В.А. Жуковского, вероятнее всего из хрестоматии В.А. Мартыновского, И. Гебель стал для Есенина одним из любимых лириков, хотя непосредственный источник, из которого Есенин впервые познакомился с творчеством Гебеля, неизвестен. Интерес к творчеству этого поэта отмечался современниками С.А. Есенина и исследователями его творчества. Поэт И. Грузинов вспоминал: «Беседуем с Есениным о литературе. — Знаешь ли, — между прочим сказал Есенин, — я очень люблю Гебеля. Гебель оказал на меня большое влияние» 25.

Уже в ранних стихах поэта слышны отголоски творчества Гебеля. Так, например, одно из ранних стихотворений поэта «Молотьба» напоминает нам «Утреннюю звезду» немецкого автора:

Есенин

Гебель

Вышел зараня дед На гумно молотить: «Выходи-ка, сосед, Старику подсобить».

Положили гурьбой Золотые снопы. На гумне вперебой Зазвенели цепы 26.

Откуда, звездочка-краса? <...>

Ты скажешь: встала раньше нас? Ан нет! мы жнем уж целый час; Не счесть накиданных снопов. Кто встал до дня, тот днем здоров; Бодрей глядит на Божий свет; Ему за труд вкусней обед 27.

В обоих произведениях описываются близкие Есенину крестьянский труд и малая родина, которая только и могла дать право поэту быть поэтом. В этом заключается общность всех поэтов на земле. Не случайно и сам В.А. Жуковский приводит отзыв Гете о сти-хах Гебеля: «Во всем, — и на земле и на небесах, — он видит своего сельского жителя; с пленительным простосердечием описывает он его полевые труды, его семейственные радости и печали» 28. И Есенин в статье «Ключи Марии» (1918) называет И. Гебеля среди художников слова, в которых жила «узловая

29

завязь самой природы» .

В.А. Молчановский в первую очередь отбирает для хрестоматии такие стихотворения поэтов, в которых представлена жизнь на Руси (А.В. Кольцов «Урожай», «Песня пахаря», «Крестьянская пирушка»; А.Н. Майков «Времена года», «Мать и дети», «Пастух»; И.С. Никитин «Русь», «Соха», «Нищий»).

По возможности он помещает в хрестоматию произведения из русской истории (А.Н. Майков «Битва на Куликовом поле», «Покорение Казани и Астрахани», С.М. Соловьев «Летопись для первоначального чтения»), каждое из которых раскрывает перед ребенком мир русской литературы, русской истории, жизнь русского человека, способствуя лучшему восприятию самобытной национальной культуры.

К моменту обучения С.А. Есенина в Спас-Клепиковский второклассной учительской школе и биография, и произведения Л.Н. Толстого были изъяты из учебной программы указанного заведения. Для начинающего поэта, увлекшегося трудами Толстого, приведенные в книге биографические сведения, как и отрывки из его сочинений, были важны для изучения и понимания личности писателя.

Раздел, посвященный Л.Н. Толстому, открывается фотографическим портретом писателя и биографической справкой об авторе. В конце биографической справки сообщается, что, вернувшись в свое имение «Ясная Поляна», Толстой устраивает школу и издает журнал с

25 Грузинов И.В. С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 364. (Подробнее см.: Воронова О.Е. Немецкий народный поэт И.-П. Гебель в творческом восприятии С.А. Есенина (к проблеме русско-германских литературных связей) // Современное есениноведение. 2008. № 9. С. 5965.)

26 Есенин С.А. Молотьба // Полн. собр. соч. М.: Голос. 1996. Т. 4. С. 91.

27 ГМЗЕ. ОНФ 4350/3. С. 103.

28 Жуковский В.А. Овсяный кисель // Полн. собр. соч.: в 3 т. СПб., 1906. Т. 1. С. 565-566.

29 Есенин С.А. Ключи Марии // Полн. собр. соч. 1 Т. 5. 997. С. 427.

одноименным названием, где был помещен, «между прочим, рассказ «Кавказский пленник». В сноске Мартыновский уточняет: «.этот рассказ писан гр. Толстым для крестьянских детей» 30. Далее приводится текст указанного произведения, разделенного на главы. Интересно, что особенно сложные, по мнению автора, слова даны в сносках с толкованием их значений.

Вторым произведением в первом томе стал отрывок из романа «Детство. Отрочество. Юность». Перед текстом В.А. Мартыновский дает небольшой комментарий к произведению Л.Н. Толстого, в котором указывает, что, несмотря на сходность описания жизни главного героя с жизнью самого писателя, тем не менее, «лица в повести вымышленные, но под ними надо разуметь вообще русских знатных дворян старого времени» 31.

В хрестоматии «Русские писатели в выборе и обработке для школ.» даются только отрывки из глав, озаглавленные самим Мартыновским. Так, он включает несколько частей повести из «Отрочества» для использования преимущественно на занятиях. Эти сведения, на наш взгляд, были полезны и С.А. Есенину в годы обучения в учительской школе.

Во втором томе издания В. Мартыновский для ознакомления предлагает «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Предваряя непосредственно сам текст, он дает к нему пояснения: «Для понимания «Севастопольских рассказов» нужны следующие сведения из русской истории.». И далее приводит все те основные события истории государства, которые предшествовали обороне Севастополя, сведения о которых, как отмечено в издании, взяты из книги «Краткие очерки русской истории» Д. Иловайского.

Таким образом, можно заключить, что составитель хрестоматии выбирал для учащихся те произведения писателя, которые были доступны их возрасту и направлены на формирование чувства патриотизма, любви к родине и понимания тяжестей и ужасов войны; воспитание любви к знаниям и стремления учиться.

Несмотря на то, что сам Есенин считал, что он «.плохим бы . был учителем» 32, в течение почти всей жизни уделял внимание литературному воспитанию детей, в том числе и своих сестер. В.Ф. Наседкин вспоминал: «.от некоторых его (Л.Н. Толстого. — В.Е.) художественных произведений приходил в восторг, рекомендуя сестрам "обязательно прочитать" "Казаки" и "Хаджи-Мурат"» 33. Уже взрослым поэтом для своих детей он напишет «Сказку о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве». К.С. Есенин, сын С.А. Есенина, вспоминал об этом так: «Есенин сел с нами за прямоугольный детский столик, говорил он, обращаясь по большей части к Тане. После первых слов, что давно забыты, он начал расспрашивать о том, в какие игры играем, что за книжки читаем. Увидев на столе какие-то детские тоненькие книжицы, почти всерьез рассердился.

— А мои стихи читаете?

Помню общую нашу с сестрой растерянность. И наставительное замечание отца:

— Вы должны читать и знать мои стихи...

Потом, когда появились обращенные к детям стихи "Сказка о пастушонке Пете", помню слова матери о том, что рождение их связано именно с этим посещением отца, который приревновал своих детей к каким-то чужим, не понравившимся ему стихам. Да, наверно, это было

34

так» .

Не случайно и то, что первые поэтические опыты Есенина были обращены к детям. В некотором роде они стали продолжением трудов по педагогике яснополянского автора.

Одновременно с подготовкой сборника «Радуница» Есенин вел работу по созданию сборника для детей «Зарянка» (1916), который остался неопубликованным. Первые напечатанные стихотворения были помещены в детских изданиях: «Мирок», альманах «Творчество», «Проталинка», «Доброе утро», «Парус», «Задушевное слово». И почти сразу стали востребованы составителями. Так, журнал «Мирок» на протяжении 1914 года, в номерах № 1-4, 7, 12 помещает стихотворения поэта «Береза», «Пороша», «Воробышки», «Село», «Пасхальный благовест», «С добрым утром!», «Сиротка» 35. В следующем году был подготовлен неподписанный в печать обзор журналов для детского чтения за 1914 год «Солнышко» и «Проталинка», в котором авторы

30 ГМЗЕ. ОНФ 4350/3. С. 353.

31 ГМЗЕ. ОНФ 4350/3. С. 364.

32 Есенин С.А. Автобиография. С. 344.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Наседкин В.Ф. Последний год Есенина. Челябинск: Форум-издат, 1992. С. 32.

34 Есенин К.С. Об отце // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 275.

35 Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т.: 7 кн. / Ин-т мировой лит. РАН. Т. 1 / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 703 с.

упоминали С.А. Есенина, написавшего стихотворение «Молитва матери» — «отклик на войну и связанные с ней переживания. а также обращение к детям — посильно отозваться на общее

горе» 36.

В дальнейшем стихотворения часто включались в хрестоматии для детей как лучшие образчики народной поэзии, в особенности произведения о природе. В первые годы публикаций стихи рязанского лирика, предназначенные для детского чтения, издавались в небольших брошюрах для детского чтения. В педагогическую литературу они впервые были включены практически сразу после революции. Сборник «Урожай. Вторая после азбуки книга для чтения» 37 выпущен в 1918 году в Петрограде культурно-просве-тительским кооперативным товариществом «Начатки знаний». Книга была составлена педагогом, писателем и публицистом Н.В. Казми и включала есенинское стихотворение «Поет зима — аукает.» под заглавием «Воробышки». Об этом писал Н.Г. Юсов в своей статье «Прижизненные публикации стихов Есенина в

38

педагогической литературе» .

Подобные издания в основном предназначались в качестве учебных пособий для трудовых школ I и II ступени, то есть для учеников с первого по восьмой годы обучения. Так, в 1923 году выходит хрестоматия для школ рабочей молодежи, профсоюзной школы, техникумов и рабфаков 39. Составители Летописи жизни и творчества поэта неоднократно на страницах издания приводят сведения о включении стихотворений Есенина в педагогическую литературу 40. Например, в сборник «Жизнь и труд: первая книга для взрослых», составленный Л. Булгаковой и Е. Голанд, вошли стихотворения «Пастух» и «В хате». Большим вниманием со стороны учителей и составителей сборников для учащихся по-прежнему пользуется стихотворение «Воробышки». Но постепенно, особенно хорошо это заметно в изданиях 1923-1925 годов, тематика публикаций расширяется, приводятся краткие биографические сведения о Есенине с указанием опубликованных книг 41.

Близкие Сергея Есенина писали о любви поэта к детям и животным 42. Н.Н. Бессонова в своем исследовании отмечает: «Есенин знал колыбельные песни еще до рождения сына, пробовал себя в их сочинении. Отрывок из детского стишка «Гуси» сохранился в воспоминаниях Н.А. Сардановского» 43. Стихотворение «Будь Юрием, москвич. », отмечает Н.Н. Бессонова, поэт посвятил своему первенцу. Но не только своим детям посвящает стихотворения Есенин, но и детям своих знакомых, например стихотворение «Голубая да веселая страна», напечатанное в газете «Бакинский рабочий», он посвятил Гелии Николаевне Чагиной.

Обращает на себя внимание также и тот факт, что примерно во время работы Сергея Есенина корректором в типографии И.Д. Сытина был подготовлен к печати и выпущен в свет четырнадцатый том Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого 44, целиком адресованный детям. Книга делилась на две части: в первой — статьи писателя о воспитании и образовании ребенка, в том числе «Мысли о воспитании», «О знании книг», во второй — различные произведения для детского чтения, в том числе и написанные самим Л.Н. Толстым. В одной из глав указанного издания Л.Н. Толстой, работая с былиной о Святогоре-богатыре, делает «попытку соединения разных вариантов былин в одну и изложения их правильным языком». С.А. Есенин примерно в это же время создает свой вариант фольклорного произведения «Сиротка».

В целом в собранных в этом томе рассказах Л.Н. Толстого в первую очередь дается описание знакомых и понятных детям природных явлениях, событий из крестьянской жизни, сюжетов, связанных с животными. Можно отметить общую идейную направленность рассказа «Старая лошадь» Л.Н. Толстого и стихотворения «Поет зима — аукает.» С.А. Есенина, авторы которых учат детей состраданию и сочувствию. Обращает на себя внимание одно из заключительных произведений

36 Есенин С.А. Молитва матери // Полн. собр. соч. Т. 4. С. 361-362.

37 Урожай. Вторая после азбуки книга для чтения / Культурно-просветительский кооперативное товарищество «Начатки знаний». Пг., 1918.

38 Юсов Н.Г. Прижизненные публикации стихов Есенина в педагогической литературе // Известный и неизвестный Есенин. С. 235-239.

39 Юсов Н.Г. Известный и неизвестный Есенин. М.: Новый индекс, 2012. С. 236.

40 Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. в 5 т. : 7 кн. / Ин-т мировой лит. РАН. Т. 4 / гл. ред. Н.И. Шубникова-Гусева. М.: ИМЛИ РАН. 2010. 736 с.

41 Зарницы: чтец-декламатор для детей / сост. Н. Ашукин. М.: Изд-во т-ва «В.В. Думнов, насл. бр. Салаевых»,

1923.

42 Есенин С.А. Письмо С.А. Есениной-Толстой — О.К. Толстой // Полн. собр. соч. Т. 5. С. 387.

43 Бессонова Н.Н. Сергей Есенин и дети // Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки: статьи и материалы науч. конф., посвящ. 106-летию С.А. Есенина. Рязань, 2002. С. 280.

44 ГМЗЕ. ОНФ 599.

раздела книги Толстого «Черемуха», где приведено описание этого дерева: «Одна черемуха выросла на дорожке орешника. черемуха эта росла не кустом, а деревом.вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом.» 45. Невольно на память приходят есенинские строчки:

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.

Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. 46.

Кроме того, в сытинской типографии в период работы поэта было издано несколько книг, которые могли привлечь внимание Есенина и дать начало работе над детскими стихотворениями.

Таким образом, можно сделать вывод, что близость Л.Н. Толстого и С.А. Есенина прослеживается не только в тематике их произведений и эпистолярном наследии, но и в педагогической направленности их творчества. И это не случайно — оба писателя определенный отрезок жизни проводили с детьми занятия в начальной школе, а значит для Есенина, как молодого педагога, рекомендации учителя-писателя, чье мировосприятие наиболее совпадало с его творческими исканиями в клепиковский период жизни, стали наиболее значимыми. Поэт обращался не только к публицистическому наследию яснополянского учителя, но и к его художественным произведениям, написанным для детей, и считал, как и Толстой, что это наиболее правильный путь передачи знаний ребенку. По этой же причине Есенин и сам создает в раннем творчестве произведения, которые наиболее отвечают детскому возрасту для изучения в школе, и даже готовит специально для детского чтения отдельный сборник, тематически близкий произведениям Толстого, как в свое время поступил яснополянский автор, выпустивший «Азбуку».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова, Л.А. Из круга чтения С. А. Есенина [Текст] // Есенинский вестник / Гос. музей-заповедник С.А. Есенина. — 1994. — Вып. 3. — С. 6.

2. Бессонова, Н.Н. Сергей Есенин и дети [Текст] // Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки : статьи и материалы научной конференции, посвященной 106-летию С.А. Есенина. — Рязань, 2002.

— С. 279-283.

3. Воронова, О.Е. Немецкий народный поэт И.-П. Гебель в творческом восприятии С.А. Есенина (к проблеме русско-германских литературных связей) [Текст] // Современное есениноведение. — 2008. — № 9.

— С. 59-65.

4. Воронова, О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура [Текст] : моногр. — Рязань : Узорочье, 2002. — 520 с.

5. Воронцов, К.П. О Сергее Есенине [Текст] // С.А. Есенин в воспоминаниях современников : в 2 т. / вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. — М. : Художественная литература, 1986. — Т. 1. — С. 126129.

6. Государственный архив Рязанской области. Ф. 39. — Д. 250. — Л. 18, 26, 34, 81, 82 об.

7. Грузинов, И.В. С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве [Текст] // С.А. Есенин в воспоминаниях современников : в 2 т. / вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. — М. : Художественная литература, 1986. — Т. 1. — С. 364-380.

8. Есенин, С.А. Полн. собр. соч. [Текст] : в 7 т. : 9 кн. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. — М. : Наука : Голос, 1995-2002. — Т. 4 : Стихотворения. — 1996. — 544 с. ; Т. 5 : Проза. — 1997. — 560 с. ; Т. 6 : Письма. — 1997. — 816 с. ; Т. 7 : Кн. 1 : Автобиографии. Дарственные надписи. — 1999. — 560 с.

9. Еременко, Н.А. Американская тема в творчестве С.А. Есенина: поэтика и контекст [Рукопись] : дис. ... канд. филол. наук / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. — М., 2015. — 203 с.

10. Жаворонков, А.З. С.А. Есенин и A.C. Пушкин [Текст] // Ученые записки Новгородского педагогического института. — Новгород, 1963. — Т. 9. — Вып. 1. — С. 27-32.

11. Жуковский, В.А. Полн. собр. соч. [Текст] : в 3 т. — СПб. : Изд. А.Ф. Маркса, 1906. — Т. 1. — 587

с.

45 Толстой Л.Н. Черемуха // Полн. собр. соч. Т. 14. С. 128-129.

46 Есенин С.А. Черемуха // Полн. собр. соч. Т. 4. С. 98.

12. Зарницы: чтец-декламатор для детей [Текст] / сост. Н. Ашукин. — М. : Изд-во т-ва «В.В. Думнов, насл. бр. Салаевых», 1923. — С. 19-20.

13. Кущенко, З.А. «Где любовь, там и Бог» [Текст] // Л.Н. Толстой : энцикл. / сост. и науч. рук. Н.И. Бурнашева. — М. : Просвещение, 2009. — С. 49.

14. Л.Н. Толстой : энцикл. [Текст] / сост. и науч. ред. Н.И. Бурнашева. — М. : Просвещение, 2009.

— 847 с.

15. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина [Текст] : в 5 т. : 7 кн. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев [и др.].

— М. : ИМЛИ РАН, 2003. — T. 1. — 703 с.

16. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина [Текст] : в 5 т. : 7 кн. / гл. ред. Н.И. Шубникова-Гусева [и др.]. — М. : ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 4. — 736 с.

17. Марченко, А.М. Поэтический мир Есенина [Текст] : моногр. — М. : Советский писатель, 1989. —

302 с.

18. Наседкин, В.Ф. Последний год Есенина [Текст] : моногр. — Челябинск, 1992. — 40 с.

19. Прокушев, Ю.Л. Юность Есенина [Текст] : моногр. — М. : Московский рабочий, 1963. — 192 с.

20. Прокушев, Ю.Л. Два гения России (К постановке проблемы. Литературные заметки и мысли вслух) [Текст] // Пушкин и Есенин. Есенинский сборник / ИМЛИ РАН. — М. : Наследие, 2001. — Вып. 5 : Новое о Есенине. — С. 7-28.

21. Русские писатели в выборе и обработке для школ: с ударениями [Текст] / сост. В.А. Мар-тыновский.

— Тифлис, 1906. // Государственный музей-заповедник С.А. Есенина (ГМЗЕ ОНФ). 4350/3.

22. Сардановский, Н.А. Из моих воспоминаний о Сергее Есенине / ИМЛИ РАН. Рукописный отд.

23. Список книг для магазина «Новое время» А.С. Суворинова // Государственный архив Рязанской области. Ф. 39. — Д. 250. — Л. 18, 26, 34, 81, 82 об.

24. Субботин, С.И. Библиотека Сергея Есенина [Текст] // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 110-летию с дня рождения С.А. Есенина. — М. ; Константиново ; Рязань : Пресса, 2006. — С. 331-354.

25. Сухов, В.А. Лермонтовские демонические мотивы в творчестве Есенина и поэтов-имажинистов [Текст] // Сергей Есенин: диалог с XXI веком : сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч. симпозиума, посвящ. 115-летней годовщине со дня рождения С.А. Есенина / Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. — Рязань, 2011. — С. 373-383.

26. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч. [Текст] : в 24 т. — Т. 14. — М., 1914. (Тип. т-ва И.Д. Сы-тина).— 240

с.

27. Урожай. Вторая после азбуки книга для чтения [Текст] / сост. Н. Казьмин-Вьюгов / Культурно-просветительский кооперативное товарищество «Начатки знаний». — Пг., 1918. — 104 с.

28. Хитров, Е.М. В Спас-Клепиковской школе [Текст] // С.А. Есенин в воспоминаниях современников : в 2 т. / вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. — М. : Художественная литература, 1986. — Т. 1. — С. 141-144.

29. Церковные ведомости [Текст]. — СПб, 1902. — № 50, 14 дек. — С. 381.

30. Шубникова-Гусева, Н.И. Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Черного человека»: творческая история, судьба, контекст и интерпретация [Текст] : моногр. / ИМЛИ РАН. — М. : Наследие, 2001. — 688 с.

31. Юсов, Н.Г. Известный и неизвестный Есенин [Текст] : моногр. — М. : Новый индекс, 2012. —

658 с.

REFERENCES

1. Arhipova, L.A. Iz kruga chteniya S. A. Esenina [Text] // Eseninskij vestnik / Gos. muzej-zapovednik S.A. Esenina. — 1994. — Vyp. 3. — S. 6.

2. Bessonova, N.N. Sergej Esenin i deti [Text] // Novoe o Esenine. Issledovaniya, otkrytiya, nahodki : stat'i i materialy nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 106-letiyu S.A. Esenina. — Ryazan', 2002. — S. 279-283.

3. Voronova, O.E. Nemeckij narodnyj poeht I.-P. Gebel' v tvorcheskom vospriyatii S.A. Esenina (k probleme russko-germanskih literaturnyh svyazej) [Text] // Sovremennoe eseninovedenie. — 2008. — № 9. — S. 59-65.

4. Voronova, O.E. Sergej Esenin i russkaya duhovnaya kul'tura [Text] : monogr. — Ryazan' : Uzoroch'e, 2002. — 520 s.

5. Voroncov, K.P. O Sergee Esenine [Text] // S.A. Esenin v vospominaniyah sovremennikov : v 2 t. / vstup. st., sost. i komment. A.A. Kozlovskogo. — M. : Hudozhestvennaya literatura, 1986. — T. 1. — S. 126-129.

6. Gosudarstvennyj arhiv Ryazanskoj oblasti. F. 39. — D. 250. — L. 18, 26, 34, 81, 82 ob.

7. Gruzinov, I.V. S. Esenin razgovarivaet o literature i iskusstve [Text] // S.A. Esenin v vospominaniyah sovremennikov : v 2 t. / vstup. st., sost. i komment. A.A. Kozlovskogo. — M. : Hudozhestvennaya literatura, 1986.

— T. 1. — S. 364-380.

8. Esenin, S.A. Poln. sobr. soch. [Text] : v 7 t. : 9 kn. / gl. red. Yu.L. Prokushev. — M. : Nauka : Golos, 1995-2002. — T. 4 : Stihotvoreniya. — 1996. — 544 s. ; T. 5 : Proza. — 1997. — 560 s. ; T. 6 : Pis'ma. — 1997.

— 816 s. ; T. 7. Kn. 1 : Avtobiografii. Darstvennye nadpisi. — 1999. — 560 s.

9. Eremenko, N.A. Amerikanskaya tema v tvorchestve S.A. Esenina: poehtika i konText [Rukopis'] : dis. ... kand. filol. nauk / Institut mirovoj literatury im. A.M. Gor'kogo RAN. — M., 2015. — 203 s.

10. Zhavoronkov, A.Z. S.A. Esenin i A.C. Pushkin [Text] // Uchenye zapiski Novgorodskogo pedagogicheskogo instituta. — Novgorod, 1963. — T. 9. — Vyp. 1. — S. 27-32.

11. Zhukovskij, V.A. Poln. sobr. soch. [Text] : v 3 t. — SPb. : Izdanie A.F. Marksa, 1906. — T. 1. — 587 s.

12. Zarnicy: Chtec-deklamator dlya detej [Text] / sost. N. Ashukin. — M. : Izd-vo t-va «V.V. Dumnov, nasl. br. Salaevyh», 1923. — S. 19-20.

13. Kushchenko, Z.A. «Gde lyubov', tam i Bog» [Text] // L.N. Tolstoj : ehncikl. / sost. i nauch. ruk. N.I. Burnasheva. — M. : Prosveshchenie, 2009. — S. 49.

14. L.N. Tolstoj : ehncikl. [Text] / sost. i nauch. red. N.I. Burnasheva. — M. : Prosveshchenie, 2009. —

847 s.

15. Letopis' zhizni i tvorchestva S.A. Esenina [Text] : v 5 t. : 7 kn. / gl. red. Yu.L. Prokushev [i dr.]. — M. : IMLI RAN, 2003. — T. 1. — 703 s.

16. Letopis' zhizni i tvorchestva S.A. Esenina [Text] : v 5 t. : 7 kn. / gl. red. N.I. SHubnikova-Guseva [i dr.]. — M. : IMLI RAN, 2010. — T. 4. — 736 s.

17. Marchenko, A.M. Poehticheskij mir Esenina [Text] : monogr. — M. : Sovetskij pisatel', 1989. — 302

s.

18. Nasedkin, V.F. Poslednij god Esenina [Text] : monogr. — Chelyabinsk, 1992. — 40 s.

19. Prokushev, Yu.L. Yunost' Esenina [Text] : monogr. — M. : Moskovskij rabochij, 1963. — 192 s.

20. Prokushev, Yu.L. Dva geniya Rossii (K postanovke problemy. Literaturnye zametki i mysli vsluh) [Text] // Pushkin i Esenin. Eseninskij sbornik / IMLI RAN. — M. : Nasledie, 2001. — Vyp. 5 : Novoe o Esenine. — S. 7-28.

21. Russkie pisateli v vybore i obrabotke dlya shkol [Text] : s udareniyami / sost. V.A. Martynovskij. — Tiflis, 1906 // Gosudarstvennyj muzej-zapovednik S.A. Esenina (GMZE ONF). 4350/3.

22. Sardanovskij, N.A. Iz moih vospominanij o Sergee Esenine // IMLI RAN. Rukopisnyj otd.

23. Spisok knig dlya magazina «Novoe vremya» A.S. Suvorinova // Gosudarstvennyj arhiv Ryazanskoj oblasti. F. 39. — D. 250. — L. 18, 26, 34, 81, 82 ob.

24. Subbotin, S.I. Biblioteka Sergeya Esenina [Text] // Esenin na rubezhe ehpoh: itogi i perspektivy : materialy Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 110-letiyu s dnya rozhdeniya S.A. Esenina. — M. ; Konstantinovo ; Ryazan' : Pressa, 2006. — S. 331-354.

25. Suhov, V.A. Lermontovskie demonicheskie motivy v tvorchestve Esenina i poehtov-imazhinistov [Text] // Sergej Esenin: dialog s XXI vekom : sb. nauch. tr. po itogam Mezhdunar. nauch. simpoziuma, posvyashch. 115-letnej godovshchine so dnya rozhdeniya S.A. Esenina / Gosudarstvennyj muzej-zapovednik S.A. Esenina. — Ryazan', 2011. — S. 373-383.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Tolstoj, L.N. Poln. sobr. soch. [Text] : v 24 t. — T. 14. — M., 1914 (Tip. t-va I.D. Sytina). — 240 s.

27. Urozhaj. Vtoraya posle azbuki kniga dlya chteniya [Text] / sost. N. Kaz'min-V'yugov / Kul'turno-prosvetitel'skij kooperativnoe tovarishchestvo «Nachatki znanij». — Pg., 1918. — 104 s.

28. Hitrov, E.M. V Spas-Klepikovskoj shkole [Text] // S.A. Esenin v vospominaniyah sovremennikov : v 2 t. / vstup. st., sost. i komment. A.A. Kozlovskogo. — M. : Hudozhestvennaya literatura, 1986. — T. 1. — S. 141144.

29. Cerkovnye vedomosti [Text]. — SPb., 1902. — № 50, 14 dek. — S. 381.

30. Shubnikova-Guseva, N.I. Poehmy Esenina: ot «Proroka» do «Chernogo cheloveka»: tvorcheskaya istoriya, sud'ba, kontext i interpretaciya [Text] : monogr. / IMLI RAN. — M. : Nasledie, 2001. — 688 s.

31. Yusov, N.G. Izvestnyj i neizvestnyj Esenin [Text] : monogr. — M. : Novyj indeks, 2012. — 658 s.

V.Yu. Yevdokimova

SERGEI YESENIN AS LEO TOLSTOY'S FOLLOWER: A PEDAGOGICAL ASPECT

The article analyzes new archival materials to investigate the influence Leo Tolstoy's pedagogical, philosophical and aesthetical views produced on Sergei Yese nin's early works (1910-1916). Sergei Yesenin first became acquainted with Leo Tolstoy's ideas and views when he studied at Spas -Klepiki teacher training school. The poet's contemporaries believed that Yesenin was greatly infl uenced by Tolstoy's works, including those that were meant for junior school children. The young Ryazanian poet being infatuated with Tolstoy's works, his picture of the world was greatly influenced by that of the famous author of "War and Peace". The article analyzes Sergei Yesenin's works that were used for educational purposes during the poet's life. The article maintains that in their works for children both authors focus on similar themes, such as nature, rural life, peasant labor. The article presents a new interpretation of Yesenin's early lyrics. And a special emphasis is laid on a primary school book from Yesenin's library.

Sergei Yesenin, early lyrics, teacher training school, pedagogical literature, Leo Tolstoy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.