Мастер - класс
Анушкевич Ирина Геннадьевна
учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина г. Москва, Россия E-mail: mig641@yandex.ru, Куприянова Людмила Владимировна учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина г. Москва, Россия E-mail: zuluv641@yandex.ru
J ^
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Ц__________________________________________г
Аннотация. Авторы делятся размышлениями о том, что может дать школьнику интеграция предметных областей в аспекте развития у учащихся духовности, эмоциональности, творческого восприятия искусства и литературы. Авторы показывают, какой может быть связь между ключевыми понятиями и каким может быть эмоциональный старт в постижении поэтического слова.
Ключевые слова: поэтические строки, эмоциональная идея, поэтическая страничка, информация, отбор главного.
Известно, что только процесс взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности и только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека [4, 8]. Чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога, и для учащихся, мы предлагаем интерактивные приемы не только в обучении, но и во внеклассной деятельности. Чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик на поэтические строки, заинтересовать творчеством поэта, попытаться понять истоки его творчества, мы организовывали самостоятельный поиск учащимися вариантов решения поставленной задачи; создавали необычные условия работы; реализовывали активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Так, например, в шестом классе после уроков по творчеству Есенина мы на внеклассном занятии решили познакомить учащихся с земскими школами в России, рассказать об учебе поэта С. А. Есенина в Константиновском земском народном училище [1, 5]..
С чего начать такое занятие? Подготовка началась с поиска ответов на вопрос: о чем писал Есенин? О родине, о природе, о красоте миро-
здания, о любви... «Каждый стих мой душу зверя лечит», и, действительно, слово поэта обладает магией и волшебством: мы откликаемся на него, ощущая божественную сладость или тоскующую боль. А с чего начинается поэзия? Когда и как обыкновенные слова вдруг превращаются в словесное совершенное кружево, завораживающее читателя и слушателя таинственными небесными звуками? Можно ли определить ту точку отсчета, с которой и начинается поэтическое творчество? Конечно же, истоки поэтического слова - в детстве, в первых строчках, исписанных неумелой детской рукой, в витиеватых буквах русского алфавита. Вот почему важно обратиться к началу начал - к первым урокам Есенина, когда он только начинал постигать мир, учился читать и красиво выводить пером важные родные слова: добро, мама, земля. Поэтому возникла идея подготовить занятие о начальной ступени в образовании Сергея Александровича.
Каким был Есенин-школьник? Где учился и как? Чем интересовался? Что читал? - эти вопросы интересуют учащихся. Они находят материал в книгах о жизни С. А. Есенина, используют интернет-ресурсы, общаются с руководителем школьного музея «Тропа к Есенину», членом всероссийского обще-
46
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
Мастер - класс
ства «Радуница» Приваловой Тамарой Ивановной, которая увлеченно, просто, исчерпывающе отвечает на любой вопрос о жизни и творчестве любимого поэта. Кроме того, мы с семиклассниками за три года пять раз побывали на родине Есенина. Об этом рассказывает фотовыставка «Мы сидели за партой Есенина». И то, что дети узнали о земских школах, они постарались воссоздать на проектном занятии. Нетрудно собрать нужный материал, несложно подготовить презентацию - этому даже семиклассники уже подготовлены не только на уроках ИКТ, но и всем ходом учебного процесса, ведь часто, готовясь к проблемным занятиям по любому предмету, они использовали умения и навыки по информационным технологиям [2,3,6,7,8].
Трудности в другом: как объединить то, что дети собрали, как из многообразия информации отобрать главное, с помощью каких средств создать незабываемую атмосферу старины, поэтичности и дружеской сопричастности-соучастия происходящему?
Нам вспомнились поэтические строки Беллы Ахмадулиной, которые и явились прологом нашего занятия: «Всего-то, чтоб была свеча,/Свеча простая, восковая,/И старомодность вековая/Так станет в памяти свежа...»И вот уже эмоциональная идея занятия готова к воплощению. Для нас важны были старинные книги той далекой эпохи, когда жил и творил поэт Есенин. Их мы искали у знакомых, в личных библиотеках учащихся и преподавателей. Эти старые учебники, истрепанные сборники стихотворений, изданные в начале 20-го века, хранили тепло многих рук, они явились нитью, объединившей читателей разных поколений. Эмоциональный всплеск на занятии вызвало задание при свете керосиновых ламп, как в земских школах, писать в прописях старославянские буквы перьями, окуная их в чернила. Это, а также оформление кабинета и костюмы ведущих и учительницы создавало колорит эпохи, волновало воображение присутствующих и заставляло отзываться сердцем на то действо, которое происходило в классе, будь то рассказ учеников о жизни поэта, решение лингвистических задач, прослушивание молитвы «Отче наш» в исполнении хора Турецкого или игра на аккордеоне. Урок прошел быстро, но нам было важно, чтобы те, кто был на нашем занятии, поняли, что процесс образования человека не заканчивается со звонком с урока, как было и в жизни С. А. Есенина: помимо школьных, университетских занятий, он занимался самообразованием, много читал. Нам хотелось, чтобы события столетней давности встревожили души современных учеников, вызвали отклик в их сердцах, чтобы ребята и в дальнейшем небезучастно относились к есенинскому слову. Ведь именно Есенин сможет ввести читателей в храм народной мудрости, научить читать забытые знаки, указать на их взаимосвязь и многозначность.
Чтобы интерактивное занятие прошло с пользой для учеников, важно уже с пятого класса включать школьников в исследовательскую и проектную деятельность. Ученики, занимающиеся литературным исследованием, коммуникативные, они увереннее чувствуют себя на уроках, активнее работают, самостоятельно и грамотно умеют задавать вопросы. Но на уроках не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. И важную роль в литературных исследованиях занимает внеклассная работа. Так, после изучения творчества Сергея Есенина в 11 классе мы отправляемся в заочное путешествие вслед за Есениным в Европу и Америку. Что нового могут узнать ученики школы, которая носит имя поэта, в этом путешествии? Из учебников литературы они уже знают, что Есенин почти ничего не написал в эти полтора года. А, кроме того, из других источников многие ученики больше узнали негативного, чем положительного. Какую же роль сыграла заграница в жизни Есенина - такова наша задача. Чтобы «путешествие» было познавательным и интересным, необходимо продумать задания и виды исследовательской деятельности. Как включить в работу весь коллектив? Описательно-оценочное исследование можно предложить первой и второй группам. У них самая трудная задача: первой группе надо проследить путь Есенина и подготовить карту-схему, на которой государства и города, где побывал Есенин, показаны без названия, чтобы ребята смогли во время их рассказа отметить фломастерами путь и подписать название города. Вторая группа готовила презентацию, которая показала бы Есенина, его встречи и места, где он бывал. Переделав карту путешествий Маяковского с помощью компьютера, ребята получили карту-схему путешествий Есенина. Третьей группе предложено аналитическое исследование: встречи Есенина за границей: в Берлине, Париже, Америке. Индивидуальные задания получили ученики четвертой группы, которые готовили чтение наизусть и танец Айседоры Дункан. Что готовила каждая группа, остальные ребята не знали. Просто слушателей не было, потому что в течение рассказа «экскурсоводов» всем остальным путешественникам надо было чертить путь на карте и подписывать города, где останавливался Есенин. Что же рассказали ребята? Возможно, никогда не смог бы посетить Есенин ни одного заграничного города, если бы не Айседора Дункан, жена поэта. Их встреча была предрешена. Айседора стала инициатором их заграничного путешествия. 11 мая 1922 года Сергей Есенин-Дункан и Айседора Дункан-Есенина (такие фамилии они получили после регистрации) вылетают из Москвы в Германию. На презентации показан Берлин 20-х годов ХХвека. Удивительно, но один
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
47
Мастер - класс
из учеников узнал этот город, хотя трудно увидеть в нем современный Берлин. Здесь в «Русском Универсальном Издательстве» была издана поэма «Пугачев», монолог Хлопуши из которой и читал Есенин Горькому во время их знаменитой встречи в этом городе. (На презентации портрет М. Горького) Два ученика читают монолог и «Песнь о собаке».«Я почувствовал,- рассказывает ученик от имени Горького,- что Есенин читает потрясающе... Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось».
Есенин объехал всю Германию. В Кельне получив пропуск бельгийского консульства, он по железной дороге едет в Брюссель, откуда пишет своему другу поэту Мариенгофу в Москву о том, что очень хочется «из этой кошмарной Европы обратно в Москву». А ведь путешествие его только началось. Когда на презентации появилась Эйфелева башня, «путешественники» в один голос выдохнули: «Париж!» В Париже выходит книга Есенина «Исповедь хулигана» на французском языке благодаря Францу Элленсу, поэту и переводчику, который обожал Есенина и всячески поддерживал его за границей. Когда он услышал, как читает Есенин, воскликнул: «... Эта декламация во всей полноте передавала его стиль: он пел свои стихи, он вещал их, выплевывал их, он то ревел, то мурлыкал со звериной силой и грацией, которые пронзали и околдовывали слушателя». Полюбовавшись достопримечательностями Парижа, Есенины-Дункан отправились в Италию, затем вновь Франция, чтобы из Гаврской гавани на пароходе «Париж» отплыть в Америку. Этот многопалубный корабль был «Титаником» своей эпохи. «Путешественники» смотрят на корабль, слушают звуки фокстрота и под эти звуки ученик читает из «Железного Миргорода»: «Через час моим глазам предстал Нью-Йорк. (Небоскребы США на презентации узнали сразу все ребята) Мать честная! Разве можно выразить эту железную и гранитную мощь словами?! Это поэма без слов. Рассказать ее будет ничтожно.» В первые дни жизни в Нью-Йорке Есенин пытается, как и в Берлине, заняться издательскими делами, ради которых и приехал в Америку и Европу. Встречается с переводчиком А. Ярмолинским и делает ему предложение об издании в его переводах сборника стихов и поэм.
Абрам Ярмолинский удивился этому предложению. Он не предполагал, что поэт так наивен и не знает, что никакая книга стихотворений не будет иметь ни успеха, ни спроса в Америке. И очень скоро это понял и сам Сергей Александрович. Он потерял интерес и к этой затее, и к Ярмолинскому, и к Америке вообще. Чем больше видел Есенин, тем больше он разочаровывался в Америке. Позднее он напишет в «Железном Миргороде»: « Американец всецело погружается в «business' и остального знать не желает.» С такими мыслями возвращался Есенин на свою любимую родину. Американского «железного рая» ему не хотелось. На этом путешествие заканчивается, но для всех ребят есть ещё одно задание: переверните свои карты-схемы, вы видите стихотворение Есенина на немецком, французском и английском языках. Если вы переведете, то узнаете, что это за стихотворение. Перевели. «До свиданья, друг мой, до свиданья.». И мы говорим дружно: «До свиданья, Сергей Александрович!»
Литература
1. Баранов В. Сергей Есенин, М.: Радуга, М. 2003.
2. Горбунова Т. С. Развитие творческой активности в процессе обучения геометрии на внеклассных занятиях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 56-60.
3. Кочухова И. М. Использование цифровых образовательных ресурсов во внеклассной работе по математике. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 3.С. 63-72.
4. Кульневич С. В., Современный урок в 3ч., М.: Учитель, 2004.
5. Кульняев С. Сергей Есенин, М.: Молодая гвардия, М. 2006.
6. Новикова Т. Г., Новиков А. Е. Роль объединений, общественных организаций, союзов и ассоциации в повышении инновационной активности в образовании. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 6. С. 53-58.
7. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. //Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.
8. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1.С.42-46.
48
Эксперимент и инновации в школе 2013/6