4. Rubekina I. V. Vospitatel'nyi potentsial teatralizatsii [Educational potential of theatrical performance]. Cultural & Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2014, no. 2 (13), pp. 40-44.
5. Skiperskih A. V. Political performance art group "23:59" in the discourse of literary texts. Proceedings of Voronezh State University. Series: History. Political Science. Sociology. 2014, no. 2, pp. 180-185.
6. Stolyarov A. A. The practicies of modern art in Russian street protests. Political linguistics. 2014, no. 2, pp. 180-185. (In Russian)
7. Suminova T. N. Intertext and hypertext text of a work of art culture: the nature and problems of interaction. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 45-52. (In Russian)
8. Tikhonova V. A. Globalization and geopolitics: spiritual and value basis of contradictions. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 45-50. (In Russian)
9. Chizhikov V. V. The space consumption is from the objective to the subjective. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 52-57. (In Russian)
10. Chistyakova M. G. Action art: philosophical and anthropological meanings. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Philosophy. 2010, no. 3, pp. 105-109. (In Russian)
11. Shteynman M. A. Anatomy of protesting mask: communicative aspect. RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations. Area Studies. Oriental Studies" Series. 2013, no. 1 (102), pp. 74-85. (In Russian)
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
В данной статье рассматривается роль ЮНЕСКО как одной из крупнейших межправительственных организаций современности, раскрывается значимость и специфика сотрудничества государств в рамках ЮНЕСКО, в том числе механизм взаимодействия России и ЮНЕСКО. Анализ основных направлений деятельности данной организации (образование, наука, культура и коммуникации) позволяет говорить о важности расширения международного сотрудничества в целях поддержания мира и стабильности. Реализация проектов организации способствует расширению связей и со странами СНГ, что особенно важно для России. Демонстрируются уникальные возможности взаимодействия ЮНЕСКО в культурно-гуманитарной области, что повышает роль организации в современных политических и социокультурных условиях.
Ключевые слова-. ЮНЕСКО, культурно-гуманитарный, цивилизация, механизм взаимодействия, сотрудничество, межправительственная организация, памятники материальной культуры, глобализация, образование, культура, коммуникации, социогуманитарный фактор.
This article examines the role of UNESCO, as one of the largest intergovernmental organizations of today, reveals the importance and specificity of cooperation of the states in the framework of
АРСАНОВА ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА — старший преподаватель кафедры арабской филологии филологического отделения Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
ОЛЬ ЮНЕСКО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 008:327.7 Т. Е. Арсанова
T. E. Arsanova
Lomonosov Moscow State University, The Russian Government, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991
UNESCO'S ROLE IN MODERN CONDITIONS
ARSANOVA TATYANA EVGENYEVNA - senior teacher of Department of Arabic philology, Philological Section, The Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
e-mail: [email protected] © Арсанова Т. Е., 2016
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 5 (73) сентябрь - октябрь =
UNESCO, including the mechanism of cooperation between Russia and UNESCO. An analysis of the main activities of the organization (education, science, culture and communication) allows us to speak about the importance of enhancing international cooperation in order to maintain peace and stability. Implementation of project organization and contributes to the expansion of relations with the CIS countries, which is especially important for the Russian Federation. Demonstrates the unique capabilities of UNESCO cooperation in the cultural and humanitarian field that enhances the role of the organization in the current political and social and cultural conditions.
Keywords: UNESCO, cultural and humanitarian, civilization, the mechanism of interaction, cooperation, inter-governmental organization, artefacts, globalization, education, culture, communication, social and humanitarian factor.
Организация ЮНЕСКО (UNESCO -United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) была создана 16 ноября 1945 года. Сегодня в состав ЮНЕСКО входят 195 государств-членов и 10 ассоциированных членов, ЮНЕСКО превратилась в одну из крупнейших межправительственных организаций. 177 государств имеют национальные комиссии, объединяющие представителей образования, науки и культуры. Также существует сеть организаций, являющихся ассоциированными членами ЮНЕСКО: существует более 3 200 ассоциированных школ ЮНЕСКО, занимающихся воспитанием молодёжи, и более 4 800 центров, ассоциаций и клубов ЮНЕСКО. Также ЮНЕСКО поддерживает тесные связи с ООН и её специальными учреждениями, имеет договорные отношения с ведущими межправительственными организациями, такими как ОЭСР, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ и другими. С ЮНЕСКО активно сотрудничают свыше 600 международных неправительственных организаций: образовательных, научных, культурных, молодёжных, женских, религиозных и других. Эти данные свидетельствуют о широте, хотя бы географических, возможностей рассматриваемой организации.
Наша страна вступила в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 года - во времена «холодной войны» и жесточайшей идеологической конфронтации.
Вступление следует интерпретировать как важное политическое решение нашего государства, следствием чего можно считать открывшиеся возможности выхода на международную арену нашим достижениям в области культуры, науки и образования. Следует отметить, что на протяжении всего последующего периода это направление считалось важным во внешней политике нашего государства.
Основной уставной задачей ЮНЕСКО является содействие укреплению мира и международной безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религии.
Современное взаимодействие государств, двусторонние и многосторонние связи между ними в различных областях, сотрудничество и соперничество вплоть до конфликтов, которые зачастую перерастают в войны, - всё это существенным образом влияет на международную политику. В формировании международной среды более значимую роль начинают играть так называемые нетрадиционные акторы, которые не вытесняют государство как главного участника международных отношений. Мировое сообщество серьёзно озабочено ростом террористической активности, многочисленностью жертв, расширяющейся географией дея-
тельности террористов - сегодня это и Россия, США, Япония, Пакистан, Алжир, Израиль, Египт, Турция, Албания, Индия и т.д. Отмечая взаимодействие международных террористических центров и организаций, мы ищем ответ на вопрос: почему это стало возможным и как этому противостоять? Сегодня радикальные исламисты устраивают массовые расстрелы, грабят и уничтожают историческое наследие Ближнего Востока, пытаясь переписать историю и скрыть её доисламский период. Так, по данным ЮНЕСКО, за последние десять лет более 15 значительных памятников материальной культуры были уничтожены из-за военных действий или напрямую разрушены боевиками. По этой причине выдвигается задача сохранения и защиты культурных ценностей на всём мировом пространстве.
Поэтому в условиях глобализации следует рассматривать роль ЮНЕСКО как возрастающую.
Основу деятельности ЮНЕСКО составляет равноправие всех государств, уважение существующего многообразия культур, а единственным путём решения возникающих проблем является диалог, переговорный процесс.
Основными направлениями уставной деятельности ЮНЕСКО принято считать четыре направления: образование, науку, культуру и коммуникации.
ЮНЕСКО остаётся в современных условиях единственной межправительственной организацией системы ООН, которая, обладая специфическим инструментом и уникальной возможностью взаимодействия в культурно-гуманитарной области, может существенным образом влиять на концептуальное содержание и механизм культурно-гуманитарного сотрудничества, что, в свою очередь, будет положительно отражаться на развитии отношений и контактов между странами.
Анализ современных тенденций глобального развития показывает, что рассматривать их исключительно в финансовой и экономической сферах было бы совершенно неправильно, сегодняшний анализ невозможен без учёта социально-культурного фактора в глобализации. Исследование любой области без указанного фактора не даёт комплексного представления о происходящем. Решение глобальных задач, которые стоят перед человечеством, также во многом зависит от культурно-гуманитарных связей между народами.
Поддержание и стабильность мира, противостояние многим вызовам XXI века сегодня во многом зависят от международного сотрудничества в интеллектуальной сфере, построенного на цивили-зационных основах человечества. Анализ социогуманитарного аспекта деятельности ЮНЕСКО показывает взаимосвязь интеллектуального и ценностного в жизнедеятельности обществ различных стран, отсутствие культурных границ и существенных отличий.
В советский период развития нашего государства возможности сотрудничества в рамках ЮНЕСКО активно использовались для укрепления авторитета СССР на международной арене, особенно для развития культурного сотрудничества с развивающимися странами.
Сегодня сотрудничество Российской Федерации с ЮНЕСКО осуществляется путём практического взаимодействия в трёх структурах - Бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Российской Федерации и Постоянного представительства России при ЮНЕСКО в Париже. Следует отметить, что Бюро ЮНЕСКО в Москве осуществляет свою программную деятельность совместно с агентствами ООН, работающими в тех странах региона, на терри-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 5 (73) сентябрь - октябрь =
тории которых ЮНЕСКО не имеет своих представительств. Ещё одной важной особенностью деятельности Бюро является тесное сотрудничество с представителями бизнеса и гражданского общества.
В связи с этим и нашей стране необходимо использовать каналы ЮНЕСКО для формирования положительного образа России на международной арене, для развития международных отношений, особенно в условиях санкций.
Так, необходимо использовать демонстрацию наших достижений в области компетенции ЮНЕСКО как инструмент для формирования и повышения имиджа Российской Федерации и её регионов. Несмотря на особенности современного развития, взаимоотношения России с другими странами сегодня во многом схожи с этапом вступления СССР в ЮНЕСКО, поэтому изучение исторического опыта с учётом особенностей современных политических процессов может стать основой концепции сотрудничества нашего государства с организацией на данном этапе.
Формирование привлекательного образа страны будет автоматически способствовать формированию комфортного инвестиционного климата, а значит, способствовать развитию нашей национальной экономики. Поэтому России необходимо поддерживать инновационные проекты, использовать ЮНЕСКО как инструмент для укрепления компонентов «мягкой» силы России на международной арене.
Следует указать, что в рамках социально-гуманитарной деятельности осуществляется ряд проектов, способствующих формированию и развитию специального междисциплинарного подхода к разрешению морально-этических проблем, с которыми столкнулось человечество в результате новейших биотехнологических и биомедицинских достижений.
Важнейшим направлением деятельности ЮНЕСКО является образовательное. ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты, как глобального, так и регионального характера, активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования. Нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована:
• на обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;
• на создание условий для расширения сотрудничества народов в области образо-вания,науки и культуры;
• на вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;
•на исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; на прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;
• на пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;
• на сбор и систематизацию отчётов государств о состоянии образования на каждый год.
Опубликованные за годы деятельности отчёты ЮНЕСКО в области образования свидетельствуют о том, что данное направление в работе организации остаётся приоритетным, одновременно подчёркивая значимость образовательной составляющей для социально-экономического и культурного развития любого государства. Это подтверждает контент-анализ опубликованных отчётов, среди которых следует назвать такие, как «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (1960), «Конвенция о правах ребёнка» (1989), «Конвенция о техническом и профессиональном образо-
вании» (1989), «Конвенция о признании учебных курсов, дипломов, свидетельств, учёных степеней для районов Средиземноморья, арабских государств, Африки, Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона» (1970), «Рекомендации о положении учителей» (1966), «Рекомендации о развитии образования взрослых» (1976), «Рекомендации по политике в области мобильного обучения» (2015) и другие.
Современное мировое образование характеризует несколько важных тенденций: первая из них - это переход большинства стран от элитного образования к высококачественному образованию для всех; вторая - расширение межгосударственного сотрудничества в образовательной сфере, третья тенденция - возрастающая роль в мировом образовании гуманитарной составляющей, чему способствовало введение таких учебных дисциплин, как политология, социология, культурология, психология, экология, экономика; четвёртая тенденция - сочетание сохраняющихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов с нововведениями. Всё это делает образовательное пространство социально ориентированным и поликультурным.
Рассматривая образовательное пространство ЮНЕСКО в России, нужно отметить, что стратегия организации по данному направлению разрабатывается в соответствии с глобальными задачами человеческого развития, определяя образование в качестве приоритетного для развития человеческого капитала. Этому способствует множество реализуемых программ и проектов. Среди них можно назвать «Образование для всех» (ОДВ), «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ), «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» и другие.
Продвижение инклюзивного образования является важным вектором в деятель-
ности ЮНЕСКО. Такое образоваание, в частности, направлено на развитие профессионально-технического образования и на поддержку образовательных программ для коренных народов Российской Федерации (Чеченской Республики, народов Севера). Проводимые мероприятия имеют своей целью повышение качества образования и расширение использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, культурного и языкового разнообразия.
Расширение образовательных связей российских образовательных учреждений и международных обменов, привлечение на учёбу в российские вузы иностранных студентов, создание филиалов российских вузов за рубежом, развитие гуманитарного сотрудничества - всё это обеспечит расширение сферы влияния России на зарубежье, интеграцию нашей страны в мировое образовательное пространство, будет способствовать сохранению и распространению русского языка, что в целом расширит российское влияние на зарубежное население.
Продолжительные традиции культурного взаимодействия народов СССР сформировали ещё одно направление - сохранение за Россией роли лидера на постсоветском образовательном пространстве. Так, например, в настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ, что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.
Приоритетным остаётся направление по осуществлению защиты прав человека и выработки рекомендаций по совершенствованию политики в этой области. Данная работа обеспечивается взаимодействием многих участников, среди которых кафедры ЮНЕСКО, институты уполномоченных по правам человека, межправительственные организации, международ-
ISSN 1997-Q8Q3 t Вестник МГУКИ t 2Q16 t 5 (УЗ) сентябрь - октябрь ^
ные неправительственные организации, различные научно-исследовательские центры, органы законодательной, исполнительной и судебной власти и другие структуры, осуществляющие защиту прав человека на национальном и местном уровнях. Среди проектов этого направления можно назвать Программу ЮНЕСКО «Управление социальными преобразованиями» МОСТ (MOST - Management of Social Transformation), которую принято считать первой межправительственной инициативой в рамках ООН. В период с 1994 по 2003 год программа была рассчитана на международные исследования. В современных условиях её главный акцент направлен на расширение связей учёных и экспертов с международными общественными организациями, на формирование воздействия политического характера исследований.
В этой сфере Бюро ЮНЕСКО в Москве сосредоточило свою деятельность на программе «Международная миграция». Её основной целью является обеспечение уважения прав мигрантов и их успешной социально экономической адаптации.
Итак, деятельность Российской Федерации как члена ЮНЕСКО позволяет,
с одной стороны, знакомиться с опытом других стран, получать научно-практическую информацию и помощь, а с другой - влиять на формирование международной стратегии в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации, на решение актуальных проблем глобального характера, что требует оптимизации участия России в проектах ЮНЕСКО. Следует также отметить необходимость активизации и самой организации ЮНЕСКО, концептуального обновления содержания её деятельности для эффективного достижения уставных и иных целей. Образовательная деятельность ЮНЕСКО подтверждает международное значение образования как важнейшей составляющей в экономическом, социальном и культурном развитии современных обществ, способствует глобализации современного образования и объединению усилий по решению глобальных проблем современности. ЮНЕСКО представляет собой уникальный инструмент взаимодействия в культурно-гуманитарной области, может и должна существенным образом влиять на концептуальное содержание и механизм сотрудничества государств.
Примечания
1. Дубинин Ю. В. Амбахадор! Амбахадор! : записки посла в Испании. Москва : РОССПЭН, 1999. 359 с.
2. Дубинин Ю. В. Дипломатическая быль : Записки посла во Франции. Москва : РОССПЭН, 1997. 326 с.
3. Устав ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/ history/constitution/
4. What UNESCO for the future? Forum of reflections. UNESCO; Coordinated by Pierre Sane. Paris: UNESCO Publishing, 2006.
References
1. Dubinin Yu. V. Ambahador! Ambahador!: Zapiski posla v Ispanii [Ambahador! Ambahador!: notes of an Ambassador to Spain]. Moscow, ROSSPEN Publishers, 1999. 359 p.
2. Dubinin Yu. V. Diplomaticheskaja byl' (zapiski posla vo Francii) [Diplomatic event (notes of an Ambassador to France)]. Moscow, ROSSPEN Publishers, 1997. 326 p.
3. The Constitution of UNESCO. Available at: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/ history/constitution/
4. What UNESCO for the future? Forum of reflections. UNESCO; Coordinated by Pierre Sane. Paris: UNESCO Publishing, 2006.