Научная статья на тему 'Россия и юнеско: основные направления сотрудничества'

Россия и юнеско: основные направления сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9270
887
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮНЕСКО / ООН / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / UNESCO / UN / EDUCATION / SCIENCE / CULTURE / COMMUNICATIONS / INTERNATIONAL HUMANITARIAN COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родионова Виктория Олеговна

Данная статья посвящена взаимодействию и сотрудничеству между ЮНЕСКО и Россией, что благоприятно сказывается на международном имидже России, вносит неоспоримый вклад в укрепление компонентов «мягкой» силы в ее внешней политике и международных отношениях в целом. В статье делается вывод о необходимости дальнейшего развития отечественной публичной дипломатии, связанной с активным сотрудничеством с ЮНЕСКО и его использованием для решения важных российских внутриполитических задач утверждения демократии, формирования правового государства, профилактики этнических и социальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and UNESCO: Cooperation Guidelines

The article deals with UNESCO and Russia interacting. It is shown that the cooperation with UNESCO is favorably affecting an international image of Russia, and the fact contributes to strengthening conclusively the components of the Russia’s soft power. The author also concludes that it is necessary to go on with the formation of a national public diplomacy. An active cooperation with UNESCO certainly helps with achievement of the goal. It can be more actively used to solve important domestic political tasks as well: the establishment of democracy, the formation of the rule of law, the prophilaxis of ethnic and social conflicts.

Текст научной работы на тему «Россия и юнеско: основные направления сотрудничества»

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

Россия и ЮНЕСКО: основные направления сотрудничества

В.О. Родионова

Данная статья посвящена взаимодействию и сотрудничеству между ЮНЕСКО и Россией, что благоприятно сказывается на международном имидже России, вносит неоспоримый вклад в укрепление компонентов «мягкой» силы в ее внешней политике и международных отношениях в целом. В статье делается вывод о необходимости дальнейшего развития отечественной публичной дипломатии, связанной с активным сотрудничеством с ЮНЕСКО и его использованием для решения важных российских внутриполитических задач - утверждения демократии, формирования правового государства, профилактики этнических и социальных конфликтов.

Сегодня сотрудничество России с ЮНЕСКО представляет значительный интерес для обеих сторон, хотя изначально отношение к данной организации было весьма неоднозначным1. Вплоть до середины 1950-х гг. Советский Союз сдержанно относился к участию в деятельности ЮНЕСКО, мотивируя свою позицию ее «чрезмерной политизацией». Однако официальное вступление СССР в ЮНЕСКО в 1954 г. в условиях «холодной войны» и идеологической конфронтации открыло широкие возможности выхода на международную арену советским деятелям культуры, науки, образования2. Советский Союз внес существенный вклад в программную деятельность организации и разработку документов, оказавших плодотворное воздействие на активизацию меж-культурного диалога. Сотрудничество с ЮНЕСКО способствовало закреплению за СССР репутации одного из наиболее значимых центров мировой культуры, а также расширению его взаимоотношений с развивающимися странами. После распада Советского Союза этот курс был продолжен Российской Федерацией.

В реализации внешнеполитической стратегии России, направленной на укрепление ее международных позиций и обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны, безусловно, особая роль принадлежит культуре, науке и образованию - областям прямой компетенции ЮНЕСКО. Сотрудничество с ЮНЕСКО благоприятно

сказывается на международном авторитете России. Используя трибуну крупнейшей гуманитарной организации мира и активно участвуя в ее деятельности, страна имеет весьма ценную и ничем не заменимую возможность прямого воздействия на международное сообщество и продвижения своих взглядов.

На сегодняшний день сотрудничество с ЮНЕСКО развивается в рамках трех структур - Бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальной комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Постоянного представительства России при ЮНЕСКО в Париже.

Деятельность Бюро ЮНЕСКО в Москве

Бюро ЮНЕСКО в Москве основано в 1994 г., его работа первоначально ограничивалась исключительно сотрудничеством с Российской Федерацией3. Однако в 2002 г., по настоянию ряда государств-членов, выступавших за более тесное и активное сотрудничество с ЮНЕСКО, и следуя политике организации по децентрализации, сфера деятельности бюро была расширена как технически, так и географически. Сегодня деятельность бюро включает в себя полный спектр программной деятельности ЮНЕСКО (образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникации и информация) и распространяется на Азербайджан, Армению, Беларусь и Республику Молдова. Бюро ЮНЕСКО

Родионова Виктория Олеговна - магистр по направлению «Международные отношения» МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

в Москве является единственным кластерным офисом организации в Европе.

Основываясь на концептуальной основе и руководящих принципах, содержащихся в «Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2008-2013 гг.» и «Программе и бюджете ЮНЕСКО на 2012-2013 гг.», одобренных Генеральной конференцией, бюро разрабатывает и реализует двухлетний рабочий план и проекты для стран, на территории которых оно работает в тесном сотрудничестве с национальными комиссиями. Чтобы сделать свою работу максимально эффективной, Бюро ЮНЕСКО в Москве осуществляет совместную программную деятельность с агентствами ООН, работающими в тех странах региона, на территории которых ЮНЕСКО не имеет своих офисов. Бюро также тесно сотрудничает с представителями частного сектора и гражданского общества.

Высокая квалификация работающих в системе ООН и знакомых с местными проблемами специалистов позволяет им эффективно решать задачи, стоящие перед ЮНЕСКО. Для кластерных стран Бюро ЮНЕСКО в Москве служит лабораторией идей и центром распространения информации обо всех аспектах программной деятельности ЮНЕСКО. Офис вносит свой вклад в наращивание потенциала кластерных стран и поощрение международного сотрудничества. Помимо прочего, бюро стремится улучшить управление проектами в кластерных странах, уделяя большее внимание действиям, ориентированным на достижение конкретных результатов. Чтобы результативно использовать ресурсы и компетенцию ЮНЕСКО в кластерных странах, Бюро ЮНЕСКО вместе с другими агентствами ООН принимает участие в подготовке таких документов, как Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ/ UNDAF), а также Общая страновая оценка (CCA)4.

Бюро стремится к тому, чтобы осуществление программ было качественным и эффективным с финансовой точки зрения. Необходимым условием улучшения качества любого проекта является наличие результата, а также существование индикаторов, с помощью которых можно оценить уровень воздействия проекта. Преимущество такой стратегии ЮНЕСКО видит в возможности оценить значимость программ, количественно измерить результаты их реализации, усилить влияние деятельности ЮНЕСКО на местном и государственном уровне и укрепить сотрудничество между агентствами ООН, работающими на территории кластерных стран. Для реализации этой стратегии Бюро ЮНЕСКО в Москве концентрирует свои усилия на развитии как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества. С этой целью бюро стремится к поиску новых форм сотрудничества с «членами семьи ЮНЕСКО»: национальными комиссиями, государственными комитетами межправительственных программ ЮНЕСКО, кафедрами и ассоциированными школами ЮНЕСКО.

Деятельность Бюро ЮНЕСКО в Москве организуется по секторам.

Сектор образования. В странах своего кластера Бюро ЮНЕСКО в Москве играет ключевую роль в реализации программы «Образование для всех» (ОДВ), достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ), а также решении других глобальных задач в области развития, подчеркивая вклад образования, прямой или опосредованный, в обеспечение устойчивого развития. Разрабатывая Национальную стратегию поддержки образования (ЮНЕСС) в кластерных странах, Бюро ЮНЕСКО в Москве составляет план мероприятий с учетом выявленных потребностей и приоритетов стран-членов, их приоритетов в области развития образования в тесном взаимодействии с агентствами системы ООН и другими учреждениями, занимающимися вопросами развития. Мероприятия сектора образования Бюро ЮНЕСКО направлены на поддержку усилий стран по улучшению качества ОДВ с акцентом на расширение доступа к высококачественному воспитанию и образованию детей младшего возраста (ВОДМ); развитию потенциала и разработке политики по вопросам инклюзии и повышения качества образования5. Усилия Бюро ЮНЕСКО в сфере продвижения инклюзивного образования направлены на поддержку образовательных программ для коренных народов Севера Российской Федерации, а также на развитие образования, тесно связанного с профессиональной деятельностью и жизненными навыками. Бюро ЮНЕСКО в Москве активно способствует превращению школ - участниц проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в инновационные образовательные центры и «школы будущего», а также выступает за более активное участие кафедр ЮНЕСКО и сетей ЮНИТВИН в работе, направленной на достижение ЦРТ и целей ОДВ.

Кроме того, сектор образования уделяет внимание вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа через образование, использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, культурного и языкового разнообразия, удовлетворения образовательных потребностей коренных народов, а также восстановления системы образования в постконфликтных условиях. За пределами своего кластера Бюро ЮНЕСКО в Москве также занимается вопросами развития системы профессионально-технического образования и устойчивого развития в странах СНГ.

Сектор естественных наук. Бюро ЮНЕСКО в Москве осуществляет деятельность, направленную на обеспечение безопасности окружающей среды, включая управление и устойчивое использование природных ресурсов, а также поддержку фундаментальных и прикладных наук. Приоритетом является поддержка устойчивого развития посредством реализации ряда программ. Мероприятия бюро способствуют укреплению научного потенциала, созданию сетей и международному сотрудничеству в области гидрологии, экологии и наук о Земле.

Охрана ресурсов пресной воды является важным направлением деятельности Бюро ЮНЕСКО в Москве. Проводимые мероприятия способствуют

устойчивому управлению водными ресурсами и сохранению водно-болотных и связанных с ними экосистем. Таким образом, бюро акцентирует свою работу на укреплении потенциала, развитии сетей и регионального и международного сотрудничества в области пресной воды. В этой сфере Бюро ЮНЕСКО в Москве тесно сотрудничает с Международной гидрологической программой (МГП). В частности, в рамках совещания представителей национальных комитетов стран СНГ по МГП, прошедшего в 2008 г. (Санкт-Петербург, Российская Федерация), были сформулированы важные рекомендации и рабочий план, отражающие первоочередные цели и приоритеты стран СНГ в седьмой фазе МГП6.

Также в структуре седьмой фазы МГП были определены основные темы, имеющие научный и практический интерес для всех стран СНГ. Влияние изменения климата и хозяйственной деятельности на гидрологический цикл и водные ресурсы, особенности управления водными ресурсами, трансграничный перенос воды и загрязняющих веществ, изменение состояния грунтовых вод в ответ на глобальные изменения, улучшение гидрологической партнерской сети и т.д. входят в список наиболее важных проблем, требующих вмешательства.

Кроме того, Бюро ЮНЕСКО в Москве способствует развитию интегрированного управления водными и земельными ресурсами. Особое внимание направлено на ускорение принятия экологических мер по защите и восстановлению естественных водосборных процессов в регионе Восточного Полесья (Беларусь/Россия) и бассейна реки Прут (Республика Молдова). Значительная часть мероприятий в области пресноводных ресурсов реализуется в рамках программы «Живая Волга». Программа вносит свой вклад в охрану водно-болотных экосистем и способствует усилению экологического образования и осведомленности в регионе бассейна Волги.

Также Бюро ЮНЕСКО в Москве занимается укреплением и использованием Всемирной сети биосферных заповедников для распространения принципов устойчивого развития в странах кластера и содействует осуществлению Мадридского плана действий. Бюро оказывает содействие созданию новых биосферных заповедников (включая трансграничные) и функциональному совершенствованию уже существующих в рамках кластера. Работа бюро вносит вклад в развитие программы «Человек и биосфера» (МАБ), и в этой связи установлено тесное сотрудничество с Национальным комитетом МАБ7.

В области фундаментальных и прикладных наук Бюро ЮНЕСКО в Москве концентрирует свои усилия на развитии естественных и прикладных наук и укреплении потенциала в сфере науки и технологии как необходимых условиях устойчивого развития стран кластера. Также важная роль отводится укреплению человеческого и институционального потенциала в области инженерных наук с акцентом на образовании в области возобновляемых и альтернативных источников энергии.

Важной ролью ЮНЕСКО является инициирование новых подходов к развитию политики, активное содействие проведению реформ и внедрению инноваций, а также развитие международного сотрудничества в области естественных наук. Бюро ЮНЕСКО в Москве оказывает содействие странам своего кластера в реализации действий и рекомендаций, содержащихся в Декларации и Рамках действий Всемирной конференции по науке, в которых рассматриваются вопросы научной политики.

Сектор социальных и гуманитарных наук. Основная цель сектора заключается в поддержке государственных инициатив, направленных на развитие в кластерных станах этики как части устойчивого развития, в том числе биоэтики, этики окружающей среды, а также включении гендерных вопросов и вопросов миграции в планирование политики. Сектор содействует странам кластера по осуществлению следующих программ: «Биоэтика», «Этика науки и технологии», «Права человека», «Гендерное равенство и развитие» и «Международная миграция и социальная интеграция».

В свете недавних научных открытий и их серьезных последствий для общества мандат ЮНЕСКО в области этики приобретает все большее значение. Этот мандат зиждется на убежденности в том, что не может быть мира без интеллектуальной и моральной солидарности человечества, и сегодня Бюро ЮНЕСКО в Москве стремится привлечь все страны кластера, а также страны СНГ к обсуждению проблем этики, которые по своей природе не знают государственных и культурных границ8.

Также приоритетом для бюро является развитие исследовательской сети, направленной на изучение препятствий на пути осуществления прав человека и выработку рекомендаций по совершенствованию политики в этой области в странах кластера. Исследовательская сеть обеспечивает взаимодействие всех участников: кафедр ЮНЕСКО, научно-исследовательских центров, учебных заведений, институтов уполномоченных по правам человека, межправительственных организаций, международных и национальных неправительственных организаций, а также органов законодательной, исполнительной и судебной власти и других структур, связанных с вопросами осуществления прав человека на национальном и местном уровнях.

Программа ЮНЕСКО «Управление социальными преобразованиями» МОСТ (MOST - Management of Social Transformation) - первая межправительственная инициатива в рамках ООН. С 1994 по 2003 г. она была ориентирована на международные исследования. Сегодня же главный акцент делается на усиление политического воздействия этих исследований. В ближайшие годы (до 2013 г.) усилия будут направлены в первую очередь на то, чтобы установить связь между сетью международных общественных организаций и сетью организаций ученых и экспертов. В этой сфере Бюро ЮНЕСКО в Москве сосредоточило свою деятельность на программе «Международная миграция». Ее основной целью является обеспечение уважения прав мигрантов и их успешной социально-экономической

интеграции в общество. Бюро ЮНЕСКО в Москве проводит тренинги и семинары по этим вопросам, выпускает образовательные материалы и другие публикации.

Сектор культуры. Деятельность Бюро ЮНЕСКО в Москве в сфере культуры направлена на поддержку и поощрение культурного разнообразия в странах кластера как основного фактора устойчивого развития. При этом существенное внимание уделяется охране материального и нематериального культурного наследия, включая сохранение языков, находящихся под угрозой исчезновения, как, например, языки коренных народов Севера Российской Федерации. Существенное внимание уделяется разработке и применению нормативных актов в области культуры. Бюро ЮНЕСКО в Москве инициировало проведение ряда международных и региональных консультативных встреч, в результате которых были выработаны рекомендации по сохранению культурного и природного наследия в странах кластера и гармонизации национальных законодательств в области культуры с нормативными инструментами ЮНЕСКО.

Одна из задач сектора культуры ЮНЕСКО -укреплять связи между культурой и развитием. В своей деятельности Бюро ЮНЕСКО в Москве стремится показать, что ресурсы культуры имеют огромное значение для устойчивого развития и социального согласия9. В кластерных странах бюро развивает различные виды индустрии культуры, такие, как ремесла и культурный туризм, которые служат важными факторами развития и обеспечения социальной сплоченности. В связи с этим Бюро ЮНЕСКО в Москве способствует продвижению в кластерных странах Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.) и разработке необходимых мер для охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения.

Основным проектом в области художественного образования является совместный пилотный проект ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ (МФГС)10 - «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке». Основной целью проекта является содействие развитию культурной и образовательной политики в сфере художественного образования, а также усиление взаимодействия между министерствами культуры и министерствами образования стран СНГ посредством проведения аналитических исследований в области художественного образования в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Российской Федерации, Таджикистане, Украине и Узбекистане. Результаты проекта будут содействовать развитию и совершенствованию национальных стратегий стран СНГ в области художественного образования.

Также наиболее актуальным в данный момент является проект «Управление музеем - XXI век»11. Основные цели проекта - усиление социальной, экономической и образовательной ролей музеев в качестве вектора устойчивого развития; повыше-

ние потенциала музейных работников в странах СНГ в области управления музеями и сохранения музейных коллекций; наделение инструкторов необходимыми знаниями и навыками для проведения национальных семинаров на базе пакета обучения музейному делу ЮНЕСКО/ИКОМ в их соответствующих странах; укрепление контактов между работниками музеев стран СНГ. Проект уже внес значительный вклад в совершенствование культурной политики в области управления музеями и охраны культурного наследия. Он повысил национальный и международный статус многих музеев стран СНГ и способствовал их дальнейшему развитию.

Сектор коммуникации и информации. Усилия сектора сосредоточены на поддержке свободы печати и свободы выражения мнений в кластерных странах, а также на содействии укреплению потенциала общинных средств информации. Среди приоритетов Бюро ЮНЕСКО в Москве - вопросы многоязычия и культурного разнообразия в киберпространстве и в средствах массовой информации. Большое внимание уделяется вопросам создания образовательных курсов на факультетах журналистки Университетов стран кластера, а также сохранению документального наследия и укреплению сотрудничества между библиотеками, архивами и музеями.

Бюро ЮНЕСКО в Москве активно работает в кластерных странах с целью широкого распространения идеи универсального доступа к информации и знаниям, формирования информационной культуры личности и перехода на цифровые технологии и его влияния на будущее общественного вещания. Также бюро уделяет особое внимание продвижению ИКТ для групп с ограниченными возможностями и молодежи в Армении, Беларуси и Республике Молдова. Наращивание потенциала и оказание поддержки людям с ограниченными возможностями является одной из основных целей агентств ООН, работающих на территории Российской Федерации.

Особое внимание уделяется роли средств массовой информации, развивающих диалог и взаимопонимание между группами и народами разного культурного, религиозного и социального происхождения, включая наращивание потенциала работников средств информации для создания материалов разнообразного содержания в неосвещенных или недостаточно освещенных сферах. Проект, направленный на обучение коренных народов Сибири навыкам самодокументирования, является одним из проектов, реализованных Бюро ЮНЕСКО в Москве, которые призваны сохранить культурное наследие коренных народов Севера России. Бюро содействует реализации инициатив, направленных на перевод в цифровой формат архивных материалов, отражающих культурное наследие коренных народов Российской Федерации, живущих в Республике Бурятия, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Саха (Якутия) и др.

Инициатива «Единство действий», стартовавшая в 2007 г. в восьми пилотных странах по всему миру, стала одним из основных принципов работы Бюро ЮНЕСКО в Москве12. Несмотря на то что в

четырех из пяти стран кластера ЮНЕСКО не имеет постоянного представительства, бюро участвовало в работе Страновой команды ООН во всех этих странах. Выполнение совместных проектов и мероприятий, проведенных при поддержке ЮНЕСКО, было скоординировано с партнерами и в рамках ЮНДАФ.

Во всех странах кластера Бюро ЮНЕСКО в Москве принимает участие в работе Объединенной группы ООН по ВИЧ и СПИДу. ЮНЕСКО оказывает содействие сфере образования в разработке всеобъемлющих ответных мер на эпидемию ВИЧ и мобилизует культуру, социальные науки, гражданское общество и средства массовой информации на борьбу с распространением вируса среди молодежи и наиболее уязвимых групп населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что Бюро ЮНЕСКО в Москве следует общим приоритетам, принципам и политике ЮНЕСКО, а также действует в рамках основополагающей концепции реформы системы Организации Объединенных Наций

- «Единая ООН». Следуя основным целям центра, бюро также работает в интересах государств кластера, не отдавая предпочтение ни одному из них, что в очередной раз подтверждает универсальный и демократический характер организации. К каждой из стран, в зависимости от того, какие сферы являются наиболее слабыми, кластерный офис применяет индивидуальный подход. Все эти факторы способствуют оптимизации работы Бюро ЮНЕСКО в Москве и делают ее более эффективной.

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Сеть национальных комиссий по делам ЮНЕСКО является составным элементом организации и уникальным образованием в системе ООН. Деятельность каждой такой комиссии направлена на содействие установлению контактов и развитие взаимодействия между государствами-членами и интеллектуальными и профессиональными сообществами в каждой из стран в целях формирования более широких альянсов, а также расширения сферы деятельности ЮНЕСКО в каждом государстве-члене13.

Национальные комиссии вносят существенный вклад в достижение целей организации и концептуальную разработку, осуществление и выполнение ее программ на региональном, субрегиональном и национальном уровнях. ЮНЕСКО использует национальные комиссии для выполнения программ, коммуникации, установления партнерских связей, привлечения внебюджетных средств и управления ими, а также усиления сетевого взаимодействия и сотрудничества между ними для расширения их мероприятий.

Национальная комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО является правительственным координационным органом, обеспечивающим сотрудничество Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, а также ученых и специалистов с ЮНЕСКО. Комиссия руководствуется в своей

деятельности как законами Российской Федерации, так и Уставом ЮНЕСКО. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации, расходы на финансирование комиссии включены в бюджет МИДа14. Председатель комиссии назначается Правительством Российской Федерации, и на данный момент им является министр иностранных дел РФ С.В. Лавров. Он осуществляет общее руководство деятельностью комиссии и ее президиума; утверждает руководителей комитетов и рабочих групп и представителей Российской Федерации в руководящих органах ЮНЕСКО, ее проектах и программах.

В состав комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, а также ученые и специалисты, пользующиеся признанным авторитетом в сфере деятельности ЮНЕСКО. Высшим органом комиссии является общее собрание ее членов, которое проводится не реже одного раза в год и определяет основные направления деятельности комиссии, формирует состав президиума комиссии и утверждает регламент ее деятельности.

В период между заседаниями общего собрания высшим органом является президиум комиссии, который состоит из председателя, его заместителей, ответственного секретаря и иных членов комиссии, избранных общим собранием. Президиум принимает решения между заседаниями общего собрания по текущим вопросам деятельности15.

Рабочим органом комиссии является секретариат, который входит в структуру Министерства иностранных дел Российской Федерации. Секретариат возглавляет ответственный секретарь комиссии, назначаемый председателем комиссии, на данный момент им является Г.Э. Орджоникидзе. Ответственный секретарь представляет комиссию во всех организациях, а также принимает оперативные решения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии.

Комиссия имеет право привлекать к работе представителей федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, ученых и специалистов, пользующихся признанным авторитетом в сфере деятельности ЮНЕСКО, а также создавать комитеты и рабочие группы по отдельным направлениям сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО. В рамках своей компетенции комиссия выполняет следующие задачи:

- содействует участию федеральных органов РФ и организаций, а также ученых и специалистов в мероприятиях и программах, проводимых по линии ЮНЕСКО;

- обеспечивает осуществление международноправовых обязательств, вытекающих из членства России в ЮНЕСКО;

- распространяет информацию о ЮНЕСКО и ее программной деятельности;

- участвует в подборе кандидатов для работы в Постоянном представительстве Российской Федерации при ЮНЕСКО, секретариате ЮНЕСКО, а также для работы по проектам ЮНЕСКО в различных государствах16.

Основные направления деятельности комиссии определяются решением общего собрания, на котором также подводятся итоги деятельности комиссии за год; выдвигаются проектные предложения российских организаций и ведомств; высказываются компетентные оценки состояния сотрудничества России с ЮНЕСКО. В ходе последних общих собраний в повестку дня включались следующие вопросы:

- продвижение и укрепление позиций русского языка в ЮНЕСКО;

- привлечение к программной деятельности организации гражданского общества;

- повышение внимания к сохранности российских объектов всемирного наследия;

- сотрудничество со странами СНГ и Балтии по линии юнесковских программ;

- реализация проекта по восстановлению православных святынь Косово (Республика Сербия)17.

Также деятельность комиссии предусматривает активную совместную с организацией работу по совершенствованию профессионально-технического и инклюзивного образования, внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В области науки усилия сосредоточены на проектах, связанных с управлением водными ресурсами, сохранением биоразнообразия, продвижением биоэтики. Одновременно значительное внимание уделено вопросам укрепления сетевого партнерства в области прав человека, противодействия расизму и дискриминации, межкультурному диалогу, сохранению культурного и природного наследия, обмену опытом в организации музейного дела.

Большое значение имеет наращивание кооперации с ЮНЕСКО на уровне российских регионов. Целый ряд из них, в том числе Башкортостан, Татарстан, Югра, Саха (Якутия), Ярославская область, уже накопили богатый опыт, который будет полезен и другим субъектам Российской Федерации18.

Одним из наиболее важных достижений комиссии является Международная программа по фундаментальным наукам (МПФН), которая была учреждена по инициативе Российской Федерации в 2003 г.19. 35-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО высказалась за укрепление с помощью МПФН:

- естественно-научного образования;

- деятельности по созданию человеческого и институционального потенциала в области фундаментальных наук;

- создание потенциала и внедрение инноваций в области инженерных наук;

- разработку политики в области возобновляемых и альтернативных источников энергии.

Генеральная конференция поддержала инициированный Россией проект создания научно-образовательного спутника ЮНЕСКО, запуск которого состоялся в год 50-летия полета в космос первого человека - Юрия Гагарина. Научный совет МПФН включил в программу российское проектное предложение «Фундаментальные проблемы физики и технологии плазмы». В России действует нацио-

нальный комитет МПФН, возглавляемый профессором А.Д. Хамзаевым (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО). Также в 2008 г. в Москве создан Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО — первый юнесковский институт категории II в нашей стране.

Создание в ЮНЕСКО Международной программы по фундаментальным наукам способствует дальнейшей интеграции нашей страны в мировое научное сообщество, укреплению национального потенциала для исследований и подготовки кадров, активизации обменов и совместного использования информации и достижений в области науки, а также предотвращению «утечки умов». Россия предоставляет имеющиеся в стране центры передового научного опыта для реализации корпоративных международных проектов за счет привлеченных финансовых средств.

Стоит отметить высокий уровень представительности России в межправительственных органах ЮНЕСКО. В 2009 г. Российская Федерация избрана в состав Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО сроком на 4 года, а в 2011 г. на пост председателя комитета был избран представитель России - Э.В. Митрофанова20.

Комитет всемирного наследия состоит из представителей 21 государства, являющихся членами Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.). Данная конвенция является одним из наиболее эффективных международно-правовых документов ЮНЕСКО и объединяет на сегодняшний день 187 стран. На сессиях комитета утверждаются заявки о включении новых номинаций в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (сейчас в списке - 936 объектов), рассматриваются доклады государств-членов о состоянии сохранности культурных и природных объектов, а также другие вопросы, связанные с реализацией конвенции. От Российской Федерации в данный охранный список включены 24 объекта культурного и природного наследия21.

Избрание России в состав Межправительственного совета ПИДВ в 2009 г. дало новый импульс нашему сотрудничеству с ЮНЕСКО в области информации22. Координатором деятельности в России на этом направлении стал созданный при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Российский комитет программы «Информация для всех» (РК ПИДВ). В рамках ПИДВ при участии экспертов ЮНЕСКО организован целый ряд международных конференций по вопросам формирования национальной и международной информационной политики, проблемам доступа к информации, этическим и правовым аспектам использования Интернета. Благодаря участию России в Межправительственном совете ПИДВ российский опыт по созданию системы доступа населения к правовой информации получил международную известность и признание. В целом можно сказать, что взаимодействие России и ЮНЕСКО в области коммуникации и информации успешно развивается и приобретает форму взаимовыгодного сотрудничества, потенциал которого

тем не менее далеко не исчерпан.

Россия также входит в состав Совета Международного бюро просвещения, Межправительственный комитет по биоэтике (МПКБ), в области естественных наук Россия представлена в Исполнительном совете Межправительственной океанографической комиссии (МОК), Межправительственном совете Международной гидрологической программы (МГП), Международном координационном совете программы «Человек и биосфера» (МАБ).

Повышению результативности сотрудничества комиссии с ЮНЕСКО служат контакты по линии гражданского общества. Важное место во взаимодействии с «дипломатией мягкой силы» следует отводить и российским бизнес-структурам, причем отнюдь не только в расчете на спонсорство и меценатство, но и на имиджевое инвестирование в разного рода интеллектуальные проекты23.

В целом требуется усиление системного, планового подхода к сотрудничеству с ЮНЕСКО. Не вызывает сомнений, что, опираясь на деятельность существующих при комиссии профильных комитетов, российские участники сотрудничества с ЮНЕСКО могут успешно решать проблему долгосрочного планирования своего взаимодействия с организацией, его финансового и кадрового обеспечения.

Постоянное представительство России при ЮНЕСКО в Париже

Одним из наиболее эффективных механизмов взаимодействия России и ЮНЕСКО является Постоянное представительство страны в Париже. Указом Президента в 2009 г. Постпредом РФ при организации была назначена Э.В. Митрофанова24. В том же году пост Генерального директора ЮНЕСКО заняла И. Бокова, которая свободно владеет русским языком: обучалась в Советском Союзе. И это, несомненно, придает особый характер взаимоотношениям с представительством России в ЮНЕСКО и страной в целом. Это обеспечивает некоторое преимущество России в деле укрепления позиции Российского государства в ЮНЕСКО. В связи с этим между нашей страной и организацией установилось прочное взаимопонимание, это преимущество все более энергично задействуется обеими сторонами.

Интенсификация сотрудничества также вызвана тем, что 23 ноября 2009 г. в ходе 183-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО впервые в истории наших отношений на пост его председателя был избран российский представитель - Э. В. Митрофанова. Это обеспечило лидерство нашей страны в деятельности организации по всей повестке ее работы. В ноябре 2011 г. завершилось двухлетнее российское председательство в Исполнительном совете. В рамках председательства Россия проводила четкую объединительную линию, предпринимала шаги по приданию дополнительной динамики юнесковской деятельности, совершенствованию координации в процессе работы на приоритетных направлениях, в продвижении реформенных процессов. Одной из

ключевых задач российского председательства стала подготовка мощных интеллектуальных импульсов, реально содействующих эффективному управлению ЮНЕСКО через выработку нового видения ее роли в международных гуманитарных делах, повышению эффективности осуществления программной деятельности, в том числе за счет оптимизации финансовых и экспертных ресурсов.

Эффективное руководство Исполнительным советом позволило повысить внимание государств-членов к голосу России по всем обсуждаемым современным гуманитарным проблемам. Именно оно привлекло особое внимание к инициативе проведения тематической дискуссии на 185-й сессии Совета по вопросам межкультурного диалога в 2010 г., посвященной теме переосмысления политики в контексте культуры мира25. Кроме того, на площадке ЮНЕСКО по предложению российской стороны обсуждалась проблематика:

- роли международных организаций в предотвращении войн;

- мирного использования космического пространства на благо образования, науки и культуры;

- диалога культур и партнерства цивилизаций в условиях глобализации.

Исполнительный совет ЮНЕСКО активно поддержал проведение совместных мероприятий в рамках Международного года сближения культур-2010, Международного года молодежи 2010-2011 и Международного года химии-2011. Особое внимание со стороны российского председательства было уделено вопросам координации усилий, направленных на достижение целей Декларации тысячелетия, прежде всего продвижения программы «Образование для всех», а также других юнесковских гуманитарных инициатив в контексте обеспечения устойчивого развития, в повестку «большого ООН».

На самый высокий уровень в период российского председательства вышли политические контакты с ЮНЕСКО - в сентябре Президент России Д.А.Медведев встретился с Гендиректором И. Боковой, которая принимала участие в Мировом политическом форуме в Ярославле.

Председательство России в Исполнительном совете позволило значительно усилить «визуализацию» российского присутствия в организации, провести ряд важных мероприятий, среди которых:

- торжественное празднование 65-летия Великой Победы с участием Молодежного симфонического оркестра стран СНГ под управлением В.Т. Спивакова;

- 50-летие полета Ю.А. Гагарина в космос при поддержке Роскосмоса и участии российских космонавтов В.В. Терешковой, Г.М. Гречко, А.А. Сереброва и С.К. Крикалева, а также исследователей космического пространства из США, Франции, Польши, Германии, Индии, Нигерии и других стран мира26;

- «на высокой ноте» прошло представление 1000-летия Ярославля;

- экспозиция выставки «Диалог культур в пространстве академической школы» Российской академии художеств;

- показ деятельности музея-заповедника «Коломенское»;

- демонстрация оригинальной художественной киноверсии романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (Россия выступила инициатором);

- празднование в ЮНЕСКО по инициативе России Дней славянской письменности и культуры (во взаимодействии с Форумом славянских культур -май-июнь 2010-2011 гг.);

- участие большой группы иностранных постоянных представителей при ЮНЕСКО в X Международных Лихачевских научных чтениях по теме «Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры» (Санкт-Петербург

- май 2010 г.).

В ходе 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО российское председательство представило отчет о своей многоплановой работе в Исполнительном совете, который получил высокую оценку Гендиректора И. Боковой и всех выступивших в ходе общеполитической дискуссии делегаций стран-членов ЮНЕСКО. По итогам была принята специальная резолюция с выражением признательности Постоянному представителю России при ЮНЕСКО Э.В. Митрофановой за неизменную приверженность идеалам организации и значительный личный вклад в достижение высоких целей. Успешная деятельность российского председателя во многом обеспечила переизбрание России в новый состав Исполнительного совета ЮНЕСКО на 2011-2015 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в качестве достижений председательства России в Исполнительном совете можно рассматривать избрание Э.В. Митрофановой на пост председателя Комитета всемирного наследия с получением права проведения 36-й сессии этого важного органа в Санкт-Петербурге в июне 2012 г.27.

И. Бокова позитивно восприняла решение о проведении сессии в г. Санкт-Петербурге. Она выразила готовность предоставить возможности организации в подготовке к проведению в России таких крупных международных спортивных мероприятий, как летняя Универсиада в Казани в 2013 г. и зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 г. Гендиректор организации заявила в этой связи: «ЮНЕСКО могла бы выступить в качестве флагманской организации по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, содействию культурному разнообразию, борьбе с распространением допинга в спорте28.

На данный момент к приоритетным направлениям деятельности Постоянного представительства РФ при ЮНЕСКО относятся выдвижение предложений по демократизации механизмов функционирования созданной при Генеральном директоре ЮНЕСКО Группы высокого уровня по вопросам мира и диалога культур, а также более предметное обсуждение вопроса о налаживании контактов ЮНЕСКО с Русской православной церковью в целях обогащения содержания межкультурного диалога.

Для руководства любого государства улучшение имиджа страны в глазах мирового сообщества остается одной из наиболее приоритетных задач. Привлекательный образ страны автоматически содействует формированию комфортного инвестици-

онного климата и в той или иной мере способствует развитию национальной экономики. Работа в этом направлении представляется вкладом в формирование имиджа России с точки зрения инновационных достижений в СНГ. Поддержка и развитие подобных инновационных наукоемких проектов — это неоспоримый вклад в укрепление компонентов «мягкой», даже скорее «умной», силы России.

Проблема формирования национальных арсеналов «мягкой силы» непосредственно затрагивает фундаментальные вопросы российской политической, социально-экономической и культурной действительности, решение которых может способствовать дальнейшему формированию отечественной публичной дипломатии29. Российской Федерацией предпринят ряд шагов, обуславливающих структурный подход к решению данной задачи. Президентом Российской Федерации подписаны распоряжения о создании Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и Российского совета по международным делам (РСМД). Важной вехой в развитии публичной дипломатии стал первый в истории России документ, регламентирующий данное направление международных отношений — 18 декабря 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества».

В современных условиях диалог России с мировым сообществом и трансляция собственных взглядов, ценностей и убеждений открывается через международно признанные сети культурного сотрудничества, в частности в расширении и совершенствовании партнерства и развития направлений взаимоотношений с ЮНЕСКО. В основе такого сотрудничества заложен огромный потенциал. Россия занимает в ЮНЕСКО особое положение - она одновременно является и крупным государством-донором, и страной, которая сама нуждается в средствах на нужды образования, науки и культуры30.

Анализируя мнения российских экспертов по поводу миссии ЮНЕСКО в современном мире, основная позиция может быть сформулирована следующим образом: Россия хотела бы видеть ЮНЕСКО организацией международного гуманитарного сотрудничества на деполитизированной основе, действующей в интересах закрепления, как справедливо отметил в своей статье С.В. Лавров, «нарождающейся многополярности»31, утверждения многообразия культур, недопущения доминирования или диктата одной из них, формирования взаимозависимой и поликультурной архитектуры.

Участие российских экспертов в различных специализированных органах и программах ЮНЕСКО позволяет не только получать ценную научно-практическую информацию и перенимать опыт других стран, но и оказывать влияние на формирование международной стратегии в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации, на решение актуальных проблем глобального характера.

Сотрудничество с ЮНЕСКО может более активно использоваться и для решения важных

внутриполитических задач утверждения демократии, формирования правового государства, профилактики этнических и социальных конфликтов. По существу, речь идет о формировании широкого общественного движения на базе нравственных идеалов ЮНЕСКО, таких, как терпимость, взаимное уважение и диалог культур и т. д. При этом важное значение имеет традиционно высокий авторитет, привлекательный образ организации, укрепившийся в России.

ЮНЕСКО стремится к взаимодействию с международными НПО, активно вовлекая их в реализацию своей программной деятельности по самым различным направлениям международного гуманитарного сотрудничества. Организация уже имеет ряд российских НПО в качестве постоянных партнеров, и необходимо расширять этот положительный опыт. При этом надо иметь в виду, что такое взаимодействие обусловлено не национальным, а действительно международным характером общественной деятельности.

------------ Ключевые слова ---------------------

ЮНЕСКО, ООН, образование, наука, культура, коммуникации, международное гуманитарное сотрудничество.

Углубление сотрудничества России с ЮНЕСКО позволит еще успешнее решать комплексные задачи, совершенствуя формы и методы взаимодействия, нацеленные на выработку умений по созданию инновационных подходов к реагированию на вызовы современности.

Rodionova V.O. Russia and UNESCO: the Cooperation Guidelines.

Summary: The article deals with UNESCO and Russia interacting. It is shown that the cooperation with UNESCO is favorably affecting an international image of Russia, and the fact contributes to strengthening conclusively the components of the Russia’s soft power. The author also concludes that it is necessary to go on with the formation of a national public diplomacy. An active cooperation with UNESCO certainly helps with achievement of the goal. It can be more actively used to solve important domestic political tasks as well: the establishment of democracy, the formation of the rule of law, the prophilaxis of ethnic and social conflicts.

------------- Keywords -------------

UNESCO, UN, education, science, culture, communications, international humanitarian cooperation.

Примечания

1. Выступление Гендиректора ЮНЕСКО К. Мацууры в ходе официального визита в Россию. Москва. 31 июля 2000.

2. ЮНЕСКО: цели, структуры, деятельность / Под ред. В.Ройтера, К.Хюфнера. М., 2002.

3. Официальный сайт Бюро ЮНЕСКО в Москве - http://www.unesco.org/new/ru/moscow/

4. Официальный сайт Бюро ЮНЕСКО в Москве - http://www.unesco.org/new/ru/moscow/

5. Бюро ЮНЕСКО в Москве. Доклад о деятельности 2010-2011. М., 2011.

6. http://www.ihp-russia.ru/

7. ЮНЕСКО: цели, структуры, деятельность / Под ред. В.Ройтера, К.Хюфнера. М., 2002.С.295.

8. http://www.bioethics.ru

9. Harrison L.E., Huntington S.P. Culture Matters. How Values Shape Human Progress. N.Y. 2000. P. 12.

10. Абашидзе А.Х. , Урсин Д.А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002. С. 96.

11. Официальный сайт Бюро ЮНЕСКО в Москве - http://www.unesco.org/new/ru/moscow/

12. Бюро ЮНЕСКО в Москве. Доклад о деятельности 2010-2011. М., 2011.

13. ЮНЕСКО: цели, структуры, деятельность / Под ред. В. Ройтера, К. Хюфнера. М., 2002.

14. Официальный сайт Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО - http://www.unesco.ru/ru/

15. Россия-ЮНЕСКО. Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. М., 2005.

16. Россия-ЮНЕСКО. Комиссия РО по делам ЮНЕСКО. М., 2005.

17. http://www.unesco.mid.ru

18. Официальный сайт Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО - http://www.unesco.ru/ru/

19. Официальный сайт Международной программы по фундаментальным наукам (МПФН) - http://www.unesco-ibsp.ru/

20. http://www.unesco.mid.ru

21. http://heritage.unesco.ru/index.php?id=44&L=9

22. http://www.ifapcom.ru/

23. Аллак Ж. Отстаивая общие интересы //Курьер ЮНЕСКО. 2000. Ноябрь. С.15.

24. Официальный сайт Постоянного представительства Российской Федерации при ЮНЕСКО в Париже - http://www.unesco.mid.ru/

25. Там же.

26. Там же.

27. Там же.

28. Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на Общем собрании Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, 23 марта 2011 г.

29. Leonard M., Stead С., Smewing С. Public Diplomacy. // London: The Foreign Policy Centre, 2002.

30. Аллак Ж. Отстаивая общие интересы //Курьер ЮНЕСКО. 2000.Ноябрь. С.15.

31. С.В. Лавров. Выступление и ответы на вопросы СМИ на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2006 году. 20 декабря 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.