Научная статья на тему 'Образование в арабских странах как фактор стабильного развития'

Образование в арабских странах как фактор стабильного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсанова Татьяна Евгеньевна

Аннотация В современных противоречивых условиях развития возрастает роль взаимодействия цивилизаций и в этой связи образования как основы понимания и инструмента формирования человеческого капитала. В статье рассматривается потребность формирования и реализации образовательных проектов в арабских странах как необходимого условия их стабильного социально-экономического и политического развития, показана необходимость разработки качественных программ развития систем образования и механизмов их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN ARAB COUNTRIES AS A FACTOR OF STABLE DEVELOPMENT

Abstract In modern contradictory conditions of development, the role of interaction between civilizations and, in this connection, education, as the basis for understanding and the tool for forming human capital, is growing. The article discusses the need of forming and realization of educational projects in Arab countries as a prerequisite for stable socio-economic and political progress. The necessity to work out high-quality programs of educational system development is shown. The mechanisms for their realization are also metioned.

Текст научной работы на тему «Образование в арабских странах как фактор стабильного развития»

УДК 327 Арсанова Т.Е.

Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1, Российская Федерация

ОБРАЗОВАНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

аннотация

В современных противоречивых условиях развития возрастает роль взаимодействия цивилизаций и в этой связи образования как основы понимания и инструмента формирования человеческого капитала. В статье рассматривается потребность формирования и реализации образовательных проектов в арабских странах как необходимого условия их стабильного социально-экономического и политического развития, показана необходимость разработки качественных программ развития систем образования и механизмов их реализации.

ключевые словА:

ЮНЕСКО, цивилизация, устойчивое развитие, образовательный уровень, политические последствия, человеческий капитал.

T. Arsanova

Lomonosov Moscow State University, Institute of Asia and Africa 11 build. 1 ulitsa Mokhovaya, Moscow 125009, Russian Federation

EDUCATION IN ARAB COUNTRIES AS A FACTOR OF STABLE DEVELOPMENT

abstract

In modern contradictory conditions of development, the role of interaction between civilizations and, in this connection, education, as the basis for understanding and the tool for forming human capital, is growing. The article discusses the need of forming and realization of educational projects in Arab countries as a prerequisite for stable socio-economic and political progress. The necessity to work out high-quality programs of educational system development is shown. The mechanisms for their realization are also metioned.

KEY woRDs

UNESCO, civilization, sustainable development, educational level, political consequences, human capital.

В современных условиях, когда базисные и надстроечные институты трансформируются, формируется новый мировой порядок, развиваются международные информационные коммуникации, существенно возрастает роль взаимодействия цивилизаций как базового принципа международной жизни [6]. В основе взаимодействия, взаимного уважения и понимания наций и религий лежит определённый уровень образования населения стран [1].

Приоритетной целью любого государства является сохранение суверенитета и условий стабильного и безопасного развития. При высокой оценке роли человеческого капитала в данном процессе совершенно очевидно значение образования как важнейшего фактора для достижения данной цели. Для превращения концепции устойчивого развития в потребность необходимы её понимание и принятие умами миллионов, что требует определённого образовательного уровня, причём чем выше этот уровень, тем качественнее получаемый инструмент реализации концепции в любой сфере жизнедеятельности. Таким образом, образование является механизмом формирования самого эффективного и мощного ресурса - человеческого капитала, что важно для любой страны [3].

В современных условиях развития ЮНЕСКО остаётся единственной межправительственной организацией системы ООН, которая, обладая специфическим инструментом и уникальной возможностью взаимодействия в культурно-гуманитарной области, может существенным образом влиять на концептуальное содержание и механизм культурно-гуманитарного сотрудничества, на развитие системы образования, что, в свою очередь, отражается на развитии отношений и контактов между странами.

Организация ЮНЕСКО была создана 16 ноября 1945 г. Сегодня ЮНЕСКО, в которую входят 195 государств-членов и 10 ассоциированных членов, превратилась в крупнейшую межправительственную организацию [7]. 177 государств имеют национальные комиссии, объединяющие представителей образования, науки и культуры. Существует также сеть организаций, являющихся ассоциированными членами ЮНЕСКО: более 3200 ассоциированных школ ЮНЕСКО, занимающихся воспитанием молодёжи, и более 4800 центров, ассоциаций и клубов ЮНЕСКО. ЮНЕСКО также поддерживает тесные связи с ООН и её специальными учреждениями, имеет договорные отношения с ведущими межправительственными организациями, такими как ОЭСР, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ и др. С ЮНЕСКО активно сотрудничают свыше 600 международных неправительственных организаций: образовательных, научных, культурных, молодёжных, женских, религиозных и др. Эти данные свидетельствуют о широте хотя бы географических возможностей рассматриваемой организации.

Приоритетами в деятельности ЮНЕСКО являются: развитие африканского континента; достижение гендерного равенства; свободный доступ к образованию и возможность получать новые знания вне зависимости от возраста [8].

В целях решения глобальных задач для обеспечения устойчивого развития в странах своей деятельности ЮНЕСКО разрабатывает и реализует различные программы, например «Образование для всех» (ОДВ), Цели развития тысячелетия (ЦРТ), 0бразование-2030 и др. План необходимых мероприятий формируется с учётом выявленных потребностей и приоритетов стран-членов в области развития образования, во взаимодействии с другими структурами и учреждениями ООН, в сферу деятельности которых входят вопросы развития. Главная цель реализуемых проектов - борьба с нищетой и выравнивание образовательного уровня в странах. Известно, что примерно каждый пятый человек в развивающихся странах живёт на сумму менее 1,25 доллара в день. Подавляющее большинство людей, живущих на сумму менее 1,25 доллара в день, приходится на два региона — Южную Азию и страны Африки к югу от Сахары.

Всемирный банк публикует данные о бедности в арабских странах. Возьмём показатель численности населения, живущего менее чем на 1,9$ в день. Статистика по данному показателю приведена только для 7 арабских стран за разные годы: Иордании (0,13% в 2010 г.), Туниса (2% в 2010 г.), Марокко (3,12% в 2007 г.), Мавритании (10,9% в 2008 г.), Коморы (13,5% в 2004 г.), Судана (15% в 2009 г.), Джибути (18,3% в 2012 г.). В среднем для приведённых стран этот показатель равен 9, что превышает среднемировой показатель 12,7%. Наименьшие показатели у Иордании, Туниса и Марокко. Остальные страны имеют показатель выше среднего и характеризуются очень высоким уровнем бедности. В то же время необходимо помнить, что к рассматриваемому региону традиционно относят 22 государства с населением примерно 330 млн. человек, здесь производится 2,7% мирового валового продукта, сосредоточено 65% мировых запасов нефти и 21% газа.

Образование играет ведущую роль в становлении человека, обеспечивая экономическое благополучие и установление социальных связей. ЮНЕСКО, сотрудничая с правительственными органами стран-участниц и частным сектором, создаёт необходимые условия для доступности образования всех социальных групп, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания.

В этой связи представляется небезынтересным рассмотрение Ичхон-ской декларации по образованию [2]. В 2015 г. состоялся Всемирный форум по образованию в Инчхоне (Республика Корея), участниками которого стали 1600 человек из 160 стран, которые объединились с общей целью - для обеспечения к 2030 г. «всеохватного и справедливого качественного образования и возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». По мнению Ирины Боковой, Генерального директора ЮНЕСКО, «при сохранении нынешних тенденций к 2030 г. только 70% детей в странах с низким уровнем дохода будут иметь законченное начальное образование - целевой показатель, который планировалось достигнуть ещё в 2015 г.» [2].

Следует отметить ещё одно важное положение рассматриваемой декларации: в ней содержится призыв в течение следующих 15 лет представить во Всемирном докладе по мониторингу образования результаты независимого эффективного мониторинга и достоверной отчётности о прогрессе в достижении цели в области устойчивого развития в части образования. Фундаментальным в декларации стал тезис о том, чтобы никто не оказался забытым.

Новые цели в образовательной сфере в современных условиях развития были определены на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций в сентябре 2015 г. в рамках новой глобальной повестки в области развития «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.». Всего этих целей 17 в области устойчивого развития, в числе них четыре - образовательные. Именно эти цели и определяют основные и первоочерёдные задачи в области развития на период до 2030 г. [4].

Всемирный доклад по мониторингу образования 2016 г. «Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех» анализирует взаимосвязь образования и устойчивого развития. Мониторинг охватывает многие сферы человеческой и государственной деятельности, подтверждая прямую взаимозависимость с образованием. Это и экономическая сфера, и политическая, и социальная, и экологическая; также рассматривается сложная взаимосвязь образования и конфликтов; роль образования в урбанизационных, миграционных, демографических процессах; значение образования и обучения в течение жизни для создания окружающей социальной среды.

Данные мониторинга утверждают, что к 2020 г. дефицит специалистов с высшим образованием и необходимой квалификацией во всём мире составит 40 млн. человек.

Исследуя взаимосвязь образования и экономического сектора, мы отмечаем потребность в качественном образовании и высококвалифицированных специалистах, от чего зависят технологический и экономический рост. Современные государства отличаются системами образования, качеством образования и инвестициями в образование. Общий экономический уровень развития государства напрямую влияет на образовательную сферу, а образование остаётся необходимым фактором экономического роста. В качестве примера можно привести страны Африки к югу от Сахары, где показатель охвата высшим образованием в 2014 г. составил всего 8%.

В последнее десятилетие страны Ближнего Востока и Северной Африки инвестируют значительные ресурсы и политический капитал для привлечения большего числа детей в школы. Но и сегодня впечатляющим является тот факт, что доля детей, не посещающих школы, всё ещё велика в странах рассматриваемого региона, в начальных школах доля обучающихся снизи-

лась практически в два раза. В последние годы прогресс существенно замедлился. 4,3 млн. детей начальной школы и 2,9 млн. детей младшего среднего возраста до сих пор не посещают школы. Если мы включим год дошкольного образования, который является фундаментом, на котором будет построено будущее обучение ребёнка, получаем ошеломляющие цифры - 12,3 млн. детей в 20 странах.

Кто эти дети? В целом они являются самыми бедными мальчиками и девочками, которые живут в сельских районах, это те, кто живёт в общинах национальных меньшинств. Это миллионы детей, чьи жизни были разорваны на части, а их школы были разрушены конфликтами. Это большое количество детей младшего и среднего возраста, в основном мальчиков, которые ежегодно бросают школу. Причины происходящих процессов имеют социально-экономический характер. Почему дети не ходят в школу? Иногда это нищета и плохая инфраструктура - бедные семьи не могут позволить себе отправлять своих детей в школу, или школы слишком далеко, или образование в них низкого качества, плохо подготовленные учителя. Иногда дети бросают школу из-за телесных наказаний в классе, языковых трудностей или дискриминации. И ещё одна не менее важная причина заключается в том, что иногда семьи не признают ценности образования, особенно для их дочерей. Результаты проведённых в девяти странах исследований МЕЫА в рамках Инициативы ЮНЕСКО в отношении детей, не посещающих школы, показывают сложный спектр накладывающихся друг на друга проблем, которые требуют от всех - от правительств, ООН, НПО и международного сообщества, а также от специалистов в области образования, здравоохранения и социального обеспечения детей - совместной и системной работы, чтобы выдвинуть новые и инновационные идеи для привлечения большего числа детей в школы.

Гендерный аспект остаётся значимой проблемой в рамках решения образовательных задач. Так, считается, что мировому сообществу сегодня удалось достичь в этом вопросе паритета на разных ступенях средней школы. Однако в некоторых странах, особенно рассматриваемого региона, гендер-ный паритет отсутствует. Оперируя цифрами, следует иметь в виду, что национальные статистики часто скрывают данные реальные показатели. Например, в странах Африки к югу от Сахары среди учащихся, окончивших начальную школу, гендерный паритет присутствует у детей из 20% самых богатых семей, а вот у детей из 20% самых бедных семей иная статистика - на каждых 100 мальчиков приходится 83 девочки. Ещё большую диспропорцию наблюдаем при сравнительном анализе различных уровней образования, это неравенство является более заметным. Информативной в этой связи представляется приведённая ниже общая статистика усреднённых показателей [5] (см. табл. 1).

Таблица 1

Индекс гендерного паритета в разбивке по регионам и группам стран с

сопоставимым уровнем дохода, 2014 г.

Начальное образование Неполное среднее образование Полное среднее образование

Индекс гендерного паритета Страны, достигшие гендерного паритета (%) Индекс гендерного паритета Страны, достигшие гендерного паритета (%) Индекс гендерного паритета Страны, достигшие гендерного паритета (%)

Глобальный показатель 0,99 64 0,99 46 0,98 23

Низкий уровень дохода 0,93 31 0,86 9 0,74 5

Уровень дохода ниже среднего 1,02 52 1,02 33 0,93 17

Уровень дохода выше среднего 0,97 68 1,00 60 1,06 22

Высокий уровень дохода 1,00 83 0,99 59 1,01 37

Кавказ и Центральная Азия 0,99 100 0,99 83 0,98 29

Восточная и Юго-Восточная Азия 0,99 93 1,01 57 1,01 37

Европа и Северная Америка 1,00 86 0,99 67 1,01 31

Латинская Америка и Карибский бассейн 0,98 48 1,03 39 1,13 19

Северная Африка и Западная Азия 0,95 56 0,93 46 0,96 33

Тихий океан 0,97 67 0,95 44 0,94 0

Южная Азия 1,06 29 1,04 25 0,94 38

Африка к югу от Сахары 0,93 38 0,88 19 0,82 6

Источник: [5]

ЮНЕСКО реализует свои программы там, где они наиболее необходимы, особенно среди наиболее уязвимых и маргинализированных групп. Организация выступает за наиболее эффективную государственную политику и правовые изменения на национальном уровне [9].

Среди проектов ЮНЕСКО также следует назвать и проект в области мобильного обучения на Ближнем Востоке и в Африке (АМЕ). Во-первых, в регионе проводится ряд мероприятий на основе проектов, многие из которых

являются мелкомасштабными и экспериментальными в своей области. Во-вторых, недавние социальные движения в АМЕ были обусловлены широким использованием мобильных телефонов и социальных сетей. В-третьих, потребители выделили мобильные телефоны для различных индивидуальных, персонализированных целей. Мобильное обучение направлено на расширение образовательных возможностей в отдалённых районах. Мобильное обучение позволяет повысить качество образования, открывая новые возможности для неформального, индивидуального и ситуативного обучения.

Успех реализации образовательных проектов ЮНЕСКО зависит от рациональной политики государств, от наличия эффективных механизмов её осуществления, поэтому организация выступает за увеличение государственных расходов на образование: не менее 4-6% валового внутреннего продукта и/или не менее 15-20% общих государственных расходов, отмечая при этом необходимость сотрудничества в области образования.

Опубликованные за годы деятельности отчёты ЮНЕСКО в области образования свидетельствуют о том, что данное направление в работе организации остаётся приоритетным, одновременно подчёркивая значимость образовательной составляющей для политического, социально-экономического и культурного развития любого государства. Это подтверждает и контент-анализ опубликованных отчётов.

Таким образом, главной целью образования является формирование человеческого капитала, интеллектуального потенциала общества, что определяет его как мощный инструмент в решении национальных стратегических задач. Именно образование обеспечивает развитие науки, техники, культуры, производительных сил, служит укреплению национальной безопасности.

Социально-политические последствия реализации образовательных проектов в условиях быстро развивающегося мира, информационно-коммуникационных технологий имеют большое значение для стабильного развития стран рассматриваемого региона. В этой связи можно утверждать, что ЮНЕСКО, которая по уставу не является политической организацией, выполняет важную политическую функцию на современном этапе: путём сотрудничества с правительственными органами стран-участниц организации ЮНЕСКО формирует условия доступности образования вне зависимости от пола, национальной, конфессиональной и социальной принадлежности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альянс цивилизаций: доклад Группы высокого уровня [Электронный ресурс]. [13.11.2006]. 1Ж1-: https://www.unaoc.org/repository/HLG_report_ RU.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

2. Инчхонская декларация «Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения

на протяжении всей жизни» [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0023/002331/233137r.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

3. Кулешова Н.С. Население современной России: этносоциокультурный подход. М.: Ключ-С, 2011. 304 с.

4. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

5. Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех: резюме Всемирного доклада по мониторингу образования 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002457/245745r.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

6. Теория международных отношений: хрестоматия / сост., науч. ред., комм. П.А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2002. 400 с.

7. Устав ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО: [сайт]. URL: http:// www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history/constitution (дата обращения: 08.02.2018).

8. ЮНЕСКО. Цели, структуры, деятельность : Хроника, факты и цифры / ред.-сост. В. Ройтер, К. Хюфнер; пер. с англ. Б.А. Борисова, А.В. Дроздова, О.Л. Нефедовой. М.: Рудомино, 2002. 398 с.

9. What UNESCO for the future? Forum of reflections / coord. P. Sane [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001455/145580e. pdf (дата обращения: 08.02.2018).

REFERENCES

1. Al'yans tsivilizatsii: doklad Gruppy vysokogo urovnya [The Alliance of civilizations: The report of the High Level Group], 13.11.2006. Available at: https://www.unaoc.org/repository/HLG_report_RU.pdf (accessed: 08.02.2018).

2. Inchkhonskaya deklaratsiya "0brazovanie-2030: obespechenie vseobshchego inklyuzivnogo i spravedlivogo kachestvennogo obrazovaniya i obucheniya na protyazhenii vsei zhizni" [Incheon Declaration "Education-2030: ensuring universal, inclusive and equitable quality of education and training throughout the whole life"]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0023/002331/233137r.pdf (accessed: 08.02.2018).

3. Kuleshova N.S. Naselenie sovremennoj Rossii: ehtnosociokul'turnyj podhod [Population of modern Russia: ethnosociocultural approach]. Moscow, Klyuch-S Publ., 2011. 304 p.

4. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej OON 25 sentyabrya 2015 goda [Resolution adopted by the UN General Assembly on September 25, 2015]. Available at: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ ares70d1_ru.pdf (accessed: 08.02.2018).

5. Obrazovanie v interesakh lyudei i planety: postroenie ustoichivogo budushchego dlya vsekh: rezyume vsemirnogo doklada po monitoringu obrazovaniya 2016 [Education in the interests of people and the planet: building a sustainable future for everyone: Summary of the world report on monitoring education 2016]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002457/245745r.pdf (accessed: 08.02.2018).

6. Tsygankov P.A., comp., ed., comm. Teoriya mezhdunarodnykh otnoshenii [Theory of international relations]. Moscow, Gardariki Publ., 2002. 400 p.

7. [The UNESCO Charter]. In: YUNESKO [UNESCO]. Available at: http://www. unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history/constitution (accessed: 08.02.2018).

8. Roiter W., Hufner K., eds. YUNESKO. TSeli, struktury, deyatel'nost' : Khronika, fakty i tsifry [UNESCO. The goals, structure, activities : Chronicle, facts and figures]. Moscow, Rudomino Publ., 2002. 398 p.

9. Sane P., ed. What UNESCO for the future? Forum of reflections. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001455/145580e.pdf (accessed: 08.02.2018).

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию 30.03.2018 Статья размещена на сайте: 18.05.2018

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Арсанова Татьяна Евгеньевна - старший преподаватель кафедры арабской филологии Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

Tatjana E. Arsanova - Senior Lecturer at the Department of Arabic Philology, Institute of Asia and Africa, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Арсанова Т.Е. Образование в арабских странах как фактор стабильного развития // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru.

Arsanova T.E. Education in Arab countries as a factor of stable development. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2018, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.