Научная статья на тему 'Конструктивная роль юнеско на Ближнем Востоке'

Конструктивная роль юнеско на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсанова Татьяна Евгеньевна

В статье на основе изучения нормативно-правовой базы ЮНЕСКО, отчетной документации и статистики анализируется деятельность ЮНЕСКО в современных политических условиях. Автор ставит целью оценить роль организации в системе современных международных отношений. Проведенный анализ основных направлений деятельности ЮНЕСКО на примере арабских стран подтверждает ее чрезвычайно важную роль, а используемые в исследовании системный, политологический, исторический и другие подходы позволяют утверждать, что организация через cвои проекты решает политическую задачу по формированию диалоговой основы международного сотрудничества, поддержания мира и стабильности; выступает конструктивной площадкой для взаимодействия государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE ROLE OF UNESCO IN THE MIDDLE EAST

This article examines the activity of UNESCO in the current political environment on the basis of research into the legal framework of UNESCO, its documentation and statistics. The author aims to identify the constructive role of the organization in the system of contemporary international relations. An analysis of the main activities of UNESCO, which was conducted using the example of Arab countries, confirms its extremely important role. The approaches used in the study (systemic, political, historical, etc.) suggest that, through its projects, the organization carries out the political agenda of forming a foundation for the dialogue within the framework of international cooperation, maintaining peace and stability; it acts as a constructive platform for the interaction between states.

Текст научной работы на тему «Конструктивная роль юнеско на Ближнем Востоке»

УДК 327.33; 327.36

DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-193-201

КОНСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ЮНЕСКО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Арсанова Т. Е.

Институт стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, Российская Федерация

Аннотация. В статье на основе изучения нормативно-правовой базы ЮНЕСКО, отчетной документации и статистики анализируется деятельность ЮНЕСКО в современных политических условиях. Автор ставит целью оценить роль организации в системе современных международных отношений. Проведенный анализ основных направлений деятельности ЮНЕСКО на примере арабских стран подтверждает ее чрезвычайно важную роль, а используемые в исследовании системный, политологический, исторический и другие подходы позволяют утверждать, что организация через cвои проекты решает политическую задачу по формированию диалоговой основы международного сотрудничества, поддержания мира и стабильности; выступает конструктивной площадкой для взаимодействия государств.

Ключевые слова: ЮНЕСКО, цивилизация, международные отношения, устойчивое развитие, образовательный уровень, человеческий капитал.

CONSTRUCTIVE ROLE OF UNESCO IN THE MIDDLE EAST

T. Arsanova

Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University 11 ul. Mokhovaya, Moscow 125009, Russian Federation

Abstract. This article examines the activity of UNESCO in the current political environment on the basis of research into the legal framework of UNESCO, its documentation and statistics. The author aims to identify the constructive role of the organization in the system of contemporary international relations. An analysis of the main activities of UNESCO, which was conducted using the example of Arab countries, confirms its extremely important role. The approaches used in the study (systemic, political, historical, etc.) suggest that, through its projects, the organization carries out the political agenda of forming a foundation for the dialogue within the framework of international cooperation, maintaining peace and stability; it acts as a constructive platform for the interaction between states.

Keywords: UNESCO, civilization, international relations, sustainable development, educational level, human capital.

Сегодня обостряются многие политические противоречия, появляются новые вызовы и угрозы, новые акторы международных отношений, что существенно затрудняет решение многих проблем и социально-экономическое развитие в

© CC BY Арсанова Т. Е., 2019.

целом. Осложняется ситуация с переформатированием самого глобального миропорядка, что подтверждается образованием новых центров силы. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о механизмах обеспечения баланса сил на международной арене. Все чаще признается неконструктивность многих существующих политических институтов, международных организаций. Так, подвергаются критике деятельность ООН и ее структур на современном этапе.

Отмечая существенное значение для нашего исследования работ в области международных отношений, следует назвать ряд советских и российских ученых, которые систематически занимались исследованием проблем деятельности ООН как международной организации: Л. Е. Гриша-еву [2; 3], В. И. Маргиева [6], Г. И. Морозова [7], Е. А. Шибаеву [11], а также Г. М. Вельяминова, Э. С. Кривчикова, А. Е. Никитина, В. Г. Шкунаева. Из зарубежных ученых можно выделить работы Томаса Вейсса [14; 15], Иоахима Мюллера [12], Маррака Гулдинга [4]. Однако исследование ЮНЕСКО как структурного подразделения ООН не отличается подобной системностью и комплексностью: в работах современных авторов нашли отражение отдельные аспекты многосторонней деятельности организации1. Еще в советское время был опубликован юбилейный очерк о ЮНЕСКО Г. В. Уранова [10]. Роль ЮНЕСКО в условиях современных глобальных процессов обобщена

1 В их числе Л. В. Андреев, Ю. К. Бабанский, В. Н. Большаков, Ф. И. Гиренок, Ю. Е. Карлов, З. А. Малькова, Н. Н. Моисеев, Г. А. Можаев, А. Ф. Никитин, А. В. Петровский, В. М. Пивоваров, И. Т. Суравегина, Г. А. Ягодин и др.

в материалах о видении будущего этой организации, в сборнике так называемого «форума размышлений» (Forum of Reflexion, 2004-2005 гг.) [13]. В нем представлен анализ практики и теоретической основы деятельности за 60 лет, а также дается их прогноз. Общие подходы к современным проблемам и новым тенденциям в международных отношениях рассмотрены в работе авторских коллективов университета МГИМО [5; 9].

В нашем исследовании предпринята попытка на основе нормативно-правовой базы ЮНЕСКО, отчетной документации и статистики рассмотреть основные направления деятельности ЮНЕСКО, оценить ее роль в странах Ближнего Востока, используя системный, политологический, исторический подходы.

Кризис состояния международных отношений подтверждает необходимость поиска новой основы международных взаимодействий, которая способствовала бы сотрудничеству, диалогу государств. Нельзя не отметить, что в современных условиях сфера международного гуманитарного сотрудничества демонстративно превалирует в международных отношениях. Современная глобализация проявляется и в нарастающем взаимообогащении культур. Культура занимает прочное место в стратегии стабильности и развития любого государства. Межкультурное взаимодействие, в основе которого находится диалог цивилизаций, способствует формированию у государств соответствующей модели поведения. Только признание паритетности культур, их многообразия способствуют пониманию необходимости международного консенсуса.

Многообразие культур современного мира предполагает их сохранение и развитие на основе преемственности бытия народов, обеспечение передачи накопленных этносами достижений в материальной и духовной культуре от поколения к поколению и от народа к народу. От этого зависит будущее человечества. Сложные условия современного развития определяют подходы на основе культурного плюрализма и межкультурного взаимодействия к решению общечеловеческих проблем. В этой связи так важна фундаментальная идея ЮНЕСКО об укреплении мира в умах людей1.

ЮНЕСКО принадлежит культурно-дипломатическая роль в поддержании глобальной безопасности. Уставная деятельность организации, ее политика, различные формы научной, экспертной, методологической, образовательной поддержки имеют стабилизирующее значение в конфликтных ситуациях межкультурного и межрелигиозного содержания. Деятельность ЮНЕСКО содействует укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения и справедливо-сти2. ЮНЕСКО остается единственной межправительственной организацией

1 См. Ичхонскую декларацию Всемирного форума по вопросам образования 2015 г. «Образование - 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни»; URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0023/002331/233137r.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

2 См. Устав ЮНЕСКО. URL: http://www. unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/history/constitution/ (дата обращения: 10.01.2019).

ООН в сфере международного культурного сотрудничества. Поэтому так важны использование существующих и разработка новых механизмов воздействия и влияния в интересах сохранения мира и стабильного развития. ЮНЕСКО через свои проекты решает политическую задачу по формированию диалоговой основы международного сотрудничества, поддержания мира и стабильности; выступает конструктивной площадкой для взаимодействия государств.

ЮНЕСКО сегодня объединяет 193 государств-членов и 11 ассоциированных членов. 177 государств имеют национальные комиссии, объединяющие представителей образования, науки и культуры. Также существует сеть организаций, являющихся ассоциированными членами ЮНЕСКО: существует более 3200 ассоциированных школ ЮНЕСКО, занимающихся воспитанием молодежи, и более 4800 центров, ассоциаций и клубов ЮНЕСКО. Также ЮНЕСКО поддерживает тесные связи с ООН и ее специальными учреждениями, имеет договорные отношения с ведущими межправительственными организациями, такими как ОЭСР, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ и другими. С ЮНЕСКО активно сотрудничают свыше 600 международных неправительственных организаций: образовательных, научных, культурных, молодежных, женских, религиозных и др. ЮНЕСКО выделяет в своей деятельности четыре основные направления: образование, наука, культура и коммуникации. Организация имеет региональные структурные подразделения: 4 бюро по связям, расположенные в Женеве, Брюсселе, Нью-Йорке и Аддис-Абебе; 13 региональных бюро: 5 - в Африке,

2 - в арабских странах, 2 - в Азии, 3 -в Латинской Америке и 1 - в Европе; двадцать семь кластерных бюро, через которые осуществляется взаимодействие между странами-членами по общим приоритетным направлениям в международном обществе, с другими специальными подразделениями ООН1.

Фундаментальная задача ЮНЕСКО - это укрепление мира в умах людей, что должно способствовать формированию новой культуры мира, основанной на культурном плюрализме и межкультурном взаимодействии2. Сегодня социокультурная сфера активно превращается в инструмент для достижения политических целей. Крайне важно это понимать и не допускать подобного влияния.

Взаимодействие, взаимное уважение и понимание наций и религий могут быть достигнуты только при определенном уровне образования народов. В целях сохранения диалога ци-вилизациий и дальнейшей солидарности человечества еще в декабре 2006 г. была ратифицирована Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. По мнению бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в основе ци-вилизационных столкновений лежат искаженные представления и стереотипы: «находясь во власти которых некоторые группы страстно хотят новой войны религий, теперь уже в глобальном масштабе, причем бесчувственное или даже пренебрежительное отношение других к их вере или священным

1 Официальный сайт ЮНЕСКО (URL: https://ru.unesco.org/countries)

2 См. ссылку выше на Ичхонскую деклара-

цию.

символам помогает им в этом»3, что также свидетельствует о недостаточном уровне образования.

Очевидно, что в современных противоречивых условиях развития возрастает роль системы образования как основы понимания цивилизационных основ развития и формирования современного человеческого капитала. Образовательная политика сегодня как часть государственной политики представляет собой не только гарантию обеспечения основных прав и свобод гражданина, но и является инструментом повышения темпов социально-экономического развития любого государства. Сегодня образование в сочетании с продуманной государственной политикой в этой сфере представляет собой огромнейший потенциал развития любого общества и основу успешной реализации проводимых реформ [8].

Трудовым потенциалом любого государства является совокупность реальных и предполагаемых трудовых возможностей, характеристика которых определяется количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем, а также другими качественными характеристиками.

Современными исследователями проблематики народонаселения планеты создан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается на основании учета свыше ста различных показателей, на основании которых в течение ряда

3 Ист.: Выступление бывшего Генерального секретаря Кофи Аннана в связи с получением доклада, озаглавленного «Альянс цивилизаций» 13 ноября 2006 года. URL: http://www. un.org/ru/sg/annan_messages/2006/sg_alliance. shtml (дата обращение: 10.01.2019).

лет выявляются тенденции изменения развития человеческого капитала в той или иной стране. Начиная с 1990 г. международное сообщество публикует Индекс развития человеческого потенциала всех стран, входящих в ООН. Этот комплексный сравнительный показатель качества жизни населения, разработанный на основе учета более ста характеристик (продолжительность жизни, уровень образования и численность обучающихся, доходы человека, реальный ВВП на душу населения и пр.) позволяет выявить ряд значимых индексов, значение которых выражается в пределах от 0 до 1. На этом основании рассчитывается рейтинг группы стран с высоким (от 1 до 0,8), средним (от 0,8 до 0,5) и низким (от 0,5 до 0) уровнем развития человеческого потенциала. Этот показатель подсчитывается и публикуется в официальных изданиях ООН как меняющийся рейтинг по индексу человеческого развития стран, входящих в ООН.

Радикальные социально-политические изменения в арабских странах, превращение большинства из них из стабильных обществ в общества высоких социальных рисков и хаотической нестабильности во всех сферах социальной практики, существенным образом повлияли на рейтинг стран по индексу человеческого развития (ИЧР). Так, например, по последним данным, Ливия была отнесена к странам с высоким уровнем индекса человеческого развития (см. табл.), занимает 64 место с индексом 0,769, а Сирия - со среднем уровнем индекса человеческого развития, занимает 116 место и ее индекс равен 0,648. Но сравнение с результатами доклада 2010 г. показывает: Ливия

занимала 53 место (ИЧР 0,755), Сирия - 111 (0,589), Тунис - 81 (0,683), Египет - 101 место (0,620). Таким образом, четко видно снижение такого важного показателя, как ИЧР, который, как известно, является совокупным показателем, уровня развития человека в стране, что позволяет нам говорить о снижении качества или уровня жизни во всех рассмотренных странах.

Таблица

Индекс человеческого развития стран мира

Место Страна ИЧР

64 Ливия 0.769

76 Иран 0,742

94 Тунис 0,712

112 Египет 0,662

116 Сирия 0,648

131 Ирак 0,59

Ист.: [1]

Социально-экономические успехи государств, сохранение и развитие человеческого капитала напрямую связаны с тенденциями в образовательной и культурной областях. Образование выполняет при этом важную стратегическую функцию. Развитие образовательной сферы, образовательная политика составляют основу национальной стратегии для устойчивого стабильного развития государства. Так, образовательная политика арабских государств, разработка и реализация образовательных программ и проектов в арабских странах - это необходимое условие их стабильного социально-экономического и политического развития.

Образовательные проекты ЮНЕСКО (например, мобильного обучения) направлены на расширение возможностей для обучения в отдаленных районах, для поддержания расширения доступа к образованию1. Проекты представляют новые формы обучения. Необходимо отметить взаимосвязь образовательного уровня населения и социальных процессов. Так, упоминаемый проект мобильного обучения среди молодежи связывают c социально-политическими движениями, возникшими в Северной Африке и на Ближнем Востоке в 2011 г. Возможно, «Арабская весна» относится к числу наиболее значимых неформальных явлений мобильного обучения в 2011 г. Тысячи молодых людей использовали социальные сети, доступ к которым осуществляется через мобильные телефоны, в качестве пространства для самоидентификации, самоутверждения, оспаривания и мобилизации вокруг демократии, прав человека и гражданских свобод. Анализ произошедших событий также выявил свидетельства того, как молодые люди в регионе определяют свою личность посредством интеграции мобильных телефонов в свою повседневную жизнь. Таким образом, развитие мобильного обучения можно охарактеризовать как политическое последствие в условиях быстро развивающейся среды.

Политическая нестабильность Арабского региона еще более актуализирует предложенную к рассмотрению проблему. Страны Ближнего Востока и

1 См. резюме Всемирного доклада по мониторингу образования 2016 г. «Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех». URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0024/002457/245745r.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

Северной Африки инвестируют значительные ресурсы и политический капитал в образовательные проекты. Но все еще большое количество детей данного региона не посещают школу. Так, например, численность обучающихся в начальных школах уменьшилась вдвое; 2,9 миллиона детей младшего среднего возраста до сих пор не посещают школу. Если мы включим год дошкольного образования, который является фундаментом, на котором будет построено будущее обучение ребенка,

- то получаем ошеломляющие цифры

- 12,3 миллиона детей в 20 странах не получают образование, что является серьезной проблемой не только самих стран, но и имеет глобальное значение. В этой связи очевидно, что социально-политические последствия реализации образовательных проектов ЮНЕСКО в условиях быстро развивающегося мира, информационно-коммуникационных технологий имеют большое значение для стабильного развития стран рассматриваемого региона.

Также большое значение имеет научно-технический потенциал страны. Научные ресурсы, под которыми принято понимать научно-технический потенциал, в сочетании с наукой определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, для чего необходимы прочная образовательная основа, финансовые ресурсы, материально-техническое обеспечение и ряд дополнительных качественных факторов2.

2 См. резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». URL: https:// unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

Также необходимо помнить, что система образования является основным институтом социализации личности, начиная примерно с 6-7 лет и до 18-25 лет. В это время человек развивается умственно, формируются его основные социальные качества.

Следует отметить, что среди многих функций образования, наряду с важностью гносеологической, прогностической и другими, мы выделяем мировоззренческо-ценностную, которая формирует у личности соответствующую позицию и ценностное отношение к происходящим явлениям. Страны Арабского региона имеют особенность, которую следует учитывать: специфика арабской ментальности обусловлена тем, что на исламских ценностях строятся все аспекты жизнедеятельности, что превращает ислам в комплекс «религия-идеология-политика», которые структурируют содержательно и функционально все системы бытия; роль ислама в образовании сложно переоценить.

Следует также обратить внимание, что глобализация в сфере культуры ведет к существенным изменениям мировосприятия на глубинном уровне, способствует формированию у различных народов общего видения процессов, общих интересов. Однако мы можем наблюдать и обратный процесс, направленный на локализацию и превалирование собственных националь-

ных интересов, культурных и моральных ценностей.

В этой связи можно говорить о том, что предпринимаемые ЮНЕСКО меры направлены на реализацию важнейшей политической задачи современности - предотвращение цивилизацион-ного раскола мира путем свободного диалога между культурами и цивилизациями. Роль ЮНЕСКО в решении задач в сфере образования, науки, коммуникаций, культуры представляется важной и конструктивной в системе современных международных отношений.

Таким образом, изучение институциональных и функциональных аспектов деятельности ЮНЕСКО в контексте социально-политических функций образования в условиях современных международных отношений позволяет утверждать, что деятельность ЮНЕСКО влияет или может влиять на формирование нового миропорядка, на обеспечение баланса сил, на устойчивое развитие государств. Актуальным в контексте современных международных отношений представляется сотрудничество ЮНЕСКО с арабскими странами, использование потенциала ЮНЕСКО для расширения политического влияния по формированию диалоговой основы международного сотрудничества, поддержания мира и стабильности.

Статья поступила в редакцию 31.01.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсанова Т. Е., Кулешова Н. С. Молодежный фактор в арабских странах // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2014. № 3. С. 44-55.

2. Гришаева Л. Е. ООН вступает в восьмое десятилетие // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2017. № 4 (28). С. 87-96.

3. Гришаева Л. Е. ООН: новый генсек, старые проблемы // Вестник Дипломатической академии МИД РФ. 2017. № 1. С. 9-24.

4. Гулдинг М. Организация Объединенных Наций: лидерство, реформы и миротворчество. М.: Московский Центр Карнеги, 2007. 16 с.

5. Культура толерантности и опыт дипломатии / под ред. И. Г. Тюлина. М.: МГИМО -Университет, 2004. 302 с.

6. Маргиев В. И. Международные организации: теоретические аспекты. Майкоп: Адыгея, 2001. 475 с.

7. Морозов Г. И. ООН на рубеже XXI века (кризис миротворчества ООН). М.: Институт Европы РАН, 1999. 95 с.

8. Рудской А. И., Окрепилов В. В., Оводенко А. А. Реализация приоритетных направлений ЮНЕСКО в области управления качеством образования в интересах устой-чевого развития // Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО по управлению качеством образования в интересах устойчивого развития: сборник докладов секции Санкт-Петербургского международного экономического форума. СПб.: Политехнический ун-т, 2018. С. 7-10.

9. Современные международные отношения и мировая политика: учебник для вузов / отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Просвещение, 2004. 990 с.

10. Уранов Г. В. ЮНЕСКО (К 40-летию деятельности). М.: Международные отношения, 1986. 123 с.

11. Шибаева Е. А. Специализированные учреждения ООН. М.: Международные отношения, 1966. 112 с.

12. Müller J. Reforming the United Nations: A Chronology. Leiden: Brill, 2016. 428 p.

13. What UNESCO for the future? Paris: UNESCO Publishing, 2006. 182 р.

14. Weiss T. G. The Illusion of UN Security Council Reform // The Washington Quarterly. 2003. № 26. Р. 147-161.

15. Weiss T. G., Daws S. The Oxford Handbook on the United Nations. L.: Oxford University Press, 2009. 848 p.

REFERENCES

1. Arsanova T. E., Kuleshova N. S. [The youth factor in Arab countries]. In: Vestnik Moskovsko-go universiteta. Seriya 13: Vostokovedenie [Bulletin of Moscow University. Series 13: Oriental Studies], 2014, no. 3, pp. 44-55.

2. Grishaeva L. E. [The UN entering its eighth decade]. In: Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Historical Sciences], 2017, no. 4 (28), pp. 87-96.

3. Grishaeva L. E. [The UN: a new Secretary-General, old problems]. In: Vestnik Diplomat-icheskoi akademii MID RF [Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation], 2017, no. 1, pp. 9-24.

4. Gulding M. Organizatsiya OV'edinennykh Natsii: liderstvo, reformy i mirotvorchestvo [The United Nations: leadership, reforms and peacemaking]. Moscow, Carnegie Moscow Center Publ., 2007. 16 p.

5. Tyulin I. G. ed. Kul'tura tolerantnosti i opyt diplomatii [A culture of tolerance and the experience of diplomacy]. Moscow, MGIMO - University Publ., 2004. 302 p.

6. Margiev V. I. Mezhdunarodnye organizatsii: teoreticheskie aspekty [International organizations: theoretical aspects]. Maykop, Adygeya Publ., 2001. 475 p.

7. Morozov G. I. OON na rubezhe XXI veka (krizis mirotvorchestva OON) [The UN at the turn of the 21st century (crisis of UN peacekeeping)]. Moscow, Institut Evropy RAN Publ., 1999. 95 p.

8. Rudskoi A. I., Okrepilov V. V., Ovodenko A. A. [The implementation of UNESCO's priorities in the field of education quality management in the interest of sustainable development].

In: Vzaimodeistvie kafedr YUNESKO po upravleniyu kachestvom obrazovaniya v interesakh ustoichivogo razvitiya: sbornik dokladov sektsii Sankt-Peterburgskogo mezhdunarodnogo eko-nomicheskogo foruma [The interaction of UNESCO Chairs in the field of education quality management in the interest of sustainable development: a collection of section reports from the St. Petersburg International Economic Forum]. St. Peterburg, Politechnical University Publ., 2018, pp. 7-10.

9. Torkunov A. V., ed. Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika: uchebnik dlya vuzov, [Modern international relations and world politics: a university textbook]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2004. 990 p.

10. Uranov G. V. YUNESKO (K40-letiyu deyatel'nosti) [The 40th anniversary of UNESCO]. Moscow, International relationships Publ., 1986. 123 p.

11. Shibaeva E. A. Spetsializirovannye uchrezhdeniya OON [The UN specialized agencies]. Moscow, International relationships Publ., 1966. 112 p.

12. Müller J. Reforming the United Nations: A Chronology. Leiden, Brill, 2016. 428 p.

13. What UNESCO for the future? Paris, UNESCO Publishing, 2006. 182 p.

14. Weiss T. G. The Illusion of UN Security Council Reform. In: The Washington Quarterly, 2003, no. 26, pp. 147-161.

15. Weiss T. G., Daws S. The Oxford Handbook on the United Nations. Oxford, Oxford University Press, 2009. 848 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Арсанова Татьяна Евгеньевна - старший преподаватель кафедры арабской филологии Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: tat.evg.iaas@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana E. Arsanova - Senior Lecturer at the Department of Arabic Philology Institute Asia and Africa Studies, Lomonosov Moscow State University; e-mail: tat.evg.iaas@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Арсанова Т. Е. Конструктивная роль ЮНЕСКО на Ближнем Востоке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. C. 193-201. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-193-201

FOR CITATION

Arsanova T. Constructive Role of UNESCO in the Middle East. In: Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: History and Political Sciences, 2019, no. 2, pp. 193-201. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-193-201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.