Научная статья на тему 'Взаимодействие Российской Федерации с ЮНЕСКО как один из приоритетов внешней политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества'

Взаимодействие Российской Федерации с ЮНЕСКО как один из приоритетов внешней политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2225
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮНЕСКО / КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ / КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CULTURAL AND HUMANITARIAN COOPERATION / INTERNATIONAL NORMATIVE LEGAL ACTS / UNESCO ACTIVITY / CULTURAL CONTACTS / CULTURAL ORIGINALITY / CULTURAL HERITAGE / CULTURAL SELF-EXPRESSION / GLOBALIZATION / FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демина С. А., Валеев Р. М.

Данная статья рассматривает основные особенности и направления внешней политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества как государства-участника ЮНЕСКО. Рассмотрено соответствие внешней политики Российской Федерации и основных международных нормативно-правовых актов ЮНЕСКО. Обозначено участие Российской Федерации в международных процессах, проектах и программах ЮНЕСКО. Выявлено значение грамотной внешней политики России для решения важнейших внешнеполитических и общемировых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH UNESCO AS ONE OF THE FOREIGN POLICY PRIORITIES IN THE SPHERE OF INTERNATIONAL CULTURAL AND HUMANITARIAN COOPERATION

This article considers the main features and the directions the Russian Federation foreign policy in the sphere of international cultural and humanitarian cooperation as UNESCO participant. Compliance of foreign policy of the Russian Federation and the main international normative legal acts of UNESCO are considered. Participation of the Russian Federation in the international processes, projects and UNESCO programs is designated. The competency of Russian foreign policy is revealed

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Российской Федерации с ЮНЕСКО как один из приоритетов внешней политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества»

УДК 13

САДемина, Р.М.Валеев

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЮНЕСКО КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

Данная статья рассматривает основные особенности и направления внешней политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества как государства-участника ЮНЕСКО. Рассмотрено соответствие внешней политики Российской Федерации и основных международных нормативно-правовых актов ЮНЕСКО. Обозначено участие Российской Федерации в международных процессах, проектах и программах ЮНЕСКО. Выявлено значение грамотной внешней политики России для решения важнейших внешнеполитических и общемировых задач.

Ключевые слова: культурно-гуманитарное сотрудничество, международные нормативно-правовые акты, деятельность ЮНЕСКО, культурные контакты, культурное своеобразие, культурное наследие, культурное самовыражение, глобализация, внешняя политика Российской Федерации.

SADemina, R.M.Valeev INTERACTION OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH UNESCO AS ONE OF THE FOREIGN POLICY PRIORITIES IN THE SPHERE OF INTERNATIONAL CULTURAL AND HUMANITARIAN COOPERATION.

This article considers the main features and the directions the Russian Federation foreign policy in the sphere of international cultural and humanitarian cooperation as UNESCO participant. Compliance of foreign policy of the Russian Federation and the main international normative legal acts of UNESCO are considered. Participation of the Russian Federation in the international processes, projects and UNESCO programs is designated. The competency of Russian foreign policy is revealed.

Keywords: cultural and humanitarian cooperation, international normative legal acts, UNESCO activity, cultural contacts, cultural originality, cultural heritage, cultural self-expression, globalization, foreign policy of the Russian Federation.

Основным документом, регламентирующим содержание, принципы и основные направления деятельности современной России в сфере международного культурного сотрудничества, является концепция политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Концепция внешней политики, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года, рассматривает международное культурно-гуманитарное сотрудничество как единство многообразия связей в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма.

Один из приоритетов политики России в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества является развитие эффективного взаимодействия с ЮНЕСКО с целью решения глобальных проблем в сфере культуры, науки и образования, таких как, например, преодоление разобщенности народов, равноправие государств, уважение многообразия культур, демократическое мироустройство и многих других.

Концепция внешней политики России настаивает на необходимости «добиваться совершенствования содержания, форм и географии присутствия ЮНЕСКО в Российской Федерации с целью поддержки отечественной культуры, науки и образования». Решению данной задачи могут способствовать, например, создание общественных организаций на основе ценностей, отраженных в уставе ЮНЕСКО, и привлечение большого числа активных и думающих людей в них.

Безусловно, большое значение для эффективного взаимодействия России с ЮНЕСКО является налаживание многосторонних культурных контактов, ведение культурного диалога с различными государствами, участие России в деятельности международных организаций, сотрудничество с международными и региональными интеграционными объединениями государств, совместная организация и проведение многосторонних культурных акций, международных фестивалей, конференций и симпозиумов.

Выше обозначенные приоритетные направления внешней политики Российской Федерации согласуются с целями ЮНЕСКО, изложенными в Уставе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Поскольку, во-первых, большое значение придается сотрудничеству народов в области интеллектуального обмена, в частности, международного обмена лицами, работающими в области образования, науки и культуры, произведениями искусства, полезной документацией и лабораторным оборудованием. Во-

вторых, важная роль отводится независимости государств-членов ЮНЕСКО в вопросах сохранения их культурного своеобразия и ведения внутренней политики.

В Уставе ЮНЕСКО четко обозначены две основные задачи организации: «обеспечить государствам-членам сохранение своеобразия их культуры» и «способствовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем». Решение данных глобальных задач возможно только при условии создания благоприятного международного климата, основанного на равенстве всех культур, уважении культурных прав, поощрении межкультурного диалога и защите культурного наследия [9].

Именно поэтому, будучи частью мирового сообщества, Россия активно участвует в мировых процессах, расширяет международные контакты в сфере бизнеса, устанавливает партнерские взаимоотношения с различными странами. Все эти процессы, безусловно, способствуют, развитию толерантности и принятию культурных традиций, с одной стороны, и сближению в сфере культуры, налаживанию международных культурных контактов - с другой.

Следует отметить, что международное сотрудничество России и ЮНЕСКО осуществляется в условиях существования противоположных тенденций современного мира, в частности, активного сближения стран, с одной стороны, и противостояния глобализации культуры - с другой. Разрешению данного конфликта приурочено создание целого ряда международных нормативно-правовых документов ЮНЕСКО в контексте их важности для развития отдельных государств и для гармоничного сосуществования представителей различных культур.

Одним из таких международных актов является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, которая предусматривает участие всего международного сообщества в охране природного и культурного наследия. Основной идеей данного документа является передача последующим поколениям тех ценностей природного и культурного наследия, которые представляют определенный интерес для всего человечества и, следовательно, должны сохраняться как часть всемирного наследия.

Согласно Конвенции, культурное наследие следует рассматривать как «совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями» [4, с. 312]. В свою очередь, под культурными ценностями подразумеваются «не только отдельные объекты, которые могут быть отмечены в списках и каталогах, но и такие явления, как традиции и навыки в области искусства и образования, поведения, обычаев народов, культурных индивидуальностей» [3, с. 20].

Следующим законодательным актом и одновременно элементом Конвенции является Список всемирного наследия [11]. Причисление объектов к памятникам культуры, в свою очередь, основывается на их выдающейся ценности с точки зрения истории, искусства, эстетики, антропологии и этнологии, а их универсальность отождествляется с уникальностью и незаменимостью вне зависимости от принадлежности какому-либо народу [2, с. 22-23].

Результатом сотрудничества ЮНЕСКО и России следует назвать то, что в данном Списке состоит 26 объектов культурного наследия Российской Федерации. Кроме того, в 2008 году в рамках данного проекта ЮНЕСКО было принято решение об участии России в восстановлении православных священных мест в Косово (республика Сербия) как части всемирного наследия. А в 2009 году во время 17-й сессии Генеральной Ассамблеи государств-участников Соглашения 1972 года Российская Федерация была избрана членом Комитета по Всемирному наследию на срок 4 лет [11].

Другим важным документом, определяющим порядок сохранения традиционной культуры в условиях глобализации, стала Конвенция об охране нематериального наследия 2003 года. В Конвенции рассмотрено влияние процессов глобализации на развитие мировой культуры и обозначено противоречие между возобновлением культурного диалога между странами и прогрессирующим исчезновением объектов нематериального культурного наследия.

До вступления в силу Конвенции функцию правовой защиты объектов нематериального культурного наследия выполняла Программа провозглашения шедевров устного и нематериального наследия человечества. В результате тесного сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО в рамках данной программы Шедеврами были провозглашены «Культурное пространство и фольклорная традиция семейских» в 2001 году и «Якутский народный эпос Олонхо» в 2005 году [5].

В том же году Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры была принята Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, основными целями которой можно назвать следующие:

• охрана и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения;

• создание условий для расцвета и свободного взаимодействия различных культур на взаимовыгодной основе; поощрение диалога между культурами в целях обеспечения более широких и сбалансированных культурных обменов во всем мире в интересах взаимоуважения культур и культуры мира;

• поощрение межкультурного взаимодействия в целях развития взаимопроникновения культур в духе наведения мостов между народами;

• поощрение уважения к разнообразию форм культурного самовыражения и повышение осознания ценности этого разнообразия на местном, национальном и международном уровнях и другие [2].

Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств соответствует вышеперечисленным целям Конвенции и, в частности, укреплению международной солидарности в духе партнерства в области поощрения многообразия форм культурного самовыражения. Нормативно-правовой базой для такого тесного взаимодействия служат Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации [6].

Участие России в многостороннем культурно-гуманитарном взаимодействии нашло свое отражение в Соглашении о сотрудничестве ЮНЕСКО и Содружества Независимых Государств, подписанном при содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве.

К дальнейшим успехам в данном направлении культурной политики можно отнести проведение в 2007 году Международной конференции «Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств - участников СНГ», в 2010 году - Первой региональной встречи экспертов с международным участием - «Художественное образование в странах СНГ: вопросы и перспективы развития творческого потенциала в XXI веке» и Региональной конференции музейных специалистов из стран СНГ «Управление музеем - XXI век» [8].

Помимо нормативно-правовых документов международного значения ЮНЕСКО принадлежит и ряд успешных международных программ, участниками многих из них является и Российская Федерация. Реализация такого рода проектов проводится в соответствии с важными принципами ЮНЕСКО, а именно наглядностью ее деятельности и учетом национальных интересов стран-участниц.

Так, например, в 1988 году под эгидой ООН и ЮНЕСКО было провозглашено Всемирное десятилетие развития культуры [10]. К основным его задачам можно отнести учет культурного аспекта развития, утверждение культурной самобытности, расширения участия в культурной жизни и содействие международному культурному сотрудничеству.

В 2002 году для помощи в раскрытии потенциала местных отраслей культуры на базе ЮНЕСКО был создан Глобальный Альянс. Главной целью этого союза является поддержание культурного разнообразия путем содействия культурному сектору в производстве и распространении товаров и услуг. Под культурными товарами в данном случае подразумеваются потребительские товары, передающие идеи, символы и представления об образе жизни, то есть книги, журналы, продукты мультимедиа, программное обеспечение, музыкальные записи, кино, народные промыслы, мода и другие [12].

По инициативе ЮНЕСКО 2010 год был объявлен Международным годом сближения культур, с целью дальнейшего распространения информации о всемирном наследии, его сохранении и в то же время поощрения культурного разнообразия. Деятельность ЮНЕСКО в рамках данного проекта позволяет еще раз подчеркнуть разницу между такими понятиями, как «глобализация» и «глобальная культура».

Таким образом, политика Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными целевыми программами в сфере культуры и образования. Международно-правовую основу международного культурно-гуманитарного сотрудничества России составляют международные договоры Российской Федерации.

В настоящее время ЮНЕСКО выросла в одну из крупнейших межправительственных организаций, объединяющую сотни научных центров, университетов, школ, библиотек, музеев, творческих объединений по всему миру. Россия, с момента своего вступления в ЮНЕСКО, является неизменным членом ее Исполнительного совета. Ее представители входят в состав всех ключевых рабочих органов ЮНЕСКО [7].

Благодаря грамотной внешней политике по вопросу сотрудничества с ЮНЕСКО в России ежегодно осуществляется множество национальных и региональных проектов, в том числе и в области культуры. Взаимодействие с ЮНЕСКО можно назвать одним из приоритетных направлений внешней политики современной России, а реализацию совместных международных программ - условием взаимовыгодного культурно-гуманитарного сотрудничества. В целом задача сохранения и приум-ножения общего культурно-цивилизационного наследия является основополагающей для России и полностью соответствует принципам ЮНЕСКО. Именно поэтому эффективное сотрудничество Рос-сийской Федерации и ЮНЕСКО в области культуры, науки и образования способно вносить существенный вклад в достижение мировых основополагающих целей.

Литература

1.Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М., 1979.

2.Веб-сайт ООН. Конвенции и соглашения. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/cul tural expression.shtml (дата обращения: 05.04.14).

3.Дъячков АН. Культурное наследие. Культурные ценности // Российская музейная энциклопедия. Т.1. М., 2001.

4.Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.

5.Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Бюро ЮНЕСКО в Москве. Нематериальное культурное наследие. - Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/moscow/culture/intangible -cultural-heritage/ (data obrashhenija: 05.04.14)..

б.Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Официальный сайт МИД Российской Федерации. - Режим доступа:http://www. mid.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a 0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDoc ument (дата обращения 05.04.2014).

7.Сотрудничество России с ЮНЕСКО. Информационные материалы гимназии имени С.П. Дягилева. - Режим доступа: http://ced.perm.ru/schools/web/g11/media/sotrud/sotrud1.ht m (дата обращения: 05.04.2014).

8.Счастный В.Г. Роль ЮНЕСКО в сохранении и сближении национальных культур в условиях глобализации. - Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2010 Sbornik/T om 1 2010/001 Sekcia 1/009 V.G.Schastnij.pdf (дата обращения: 05.04.14).

9.Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/unesco/ unescoc.pdf (дата обращения: 04.04.2012).

10.A World Decade for Cultural Development. The Courier of UNESCO. November 1988. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0008/000817/081721eo. pdf (дата обращения: 05.04.2012).

11.United Nations Educational, Scientific and Cultural

LBoguslavskij M.M. Mezhdunarodnaja ohrana kul'turnyh cennostej. - M., 1979.

2.Veb-sajt OON. Konvencii i soglashenija. Konvencija ob ohrane i pooshhrenii raznoobrazija form kul'turnogo samovyrazhenija. - Rezhim dostupa:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/cultural_ expression.shtml (data obrashhenija: 05.04.14).

3.D#jachkov A.N. Kul'turnoe nasledie. Kul'turnye cennosti // Rossijskaja muzejnaja jenciklopedija. T.1. M., 2001.

4.Lihachev D. S. Deklaracija prav kul'tury // Kul'turnoe nasledie Rossijskogo gosudarstva. SPb., 1998.

5.Organizacija Ob#edinennyh Nacij po voprosam obrazovanija, nauki i kul'tury. Bjuro JuNESKO v Moskve. Nematerial'noe kul'turnoe nasledie. -Rezhim

dostupa:http://www.unesco.org/new/ru/moscow/cult ure/intangible -cultural-heritage/ (data obrashhenija: 05.04.14).

6.Osnovnye napravlenija politiki Rossijskoj Federacii v sfere mezhdunarodnogo kul'turno-guma-nitarnogo sotrudnichestva. Oficial'nyj sajt MID Rossijskoj Federacii. - Rezhim dostupa:http://www. mid.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea62097f9c3257 87a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849! OpenDocument (data obrashhenija 05.04.2014). 7.Sotrudnichestvo Rossii s JuNESKO. Informacionnye materialy gimnazii imeni S.P. Djagileva. - Rezhim dostupa: http://ced.perm.ru/schools/web/g11/media/sotrud/sot rud1.htm (data obrashhenija: 05.04.2014). 8.Schastnyj V.G. Rol' JuNESKO v sohranenii i sblizhenii nacional'nyh kul'tur v uslovijah globalizacii. - Rezhim dostupa: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2010_Sbo rnik/Tom_1_2010/001_Sekcia_1/009 _V.G.Schastnij.pdf (data obrashhenija: 05.04.14). 9.Ustav Organizacii Ob#edinennyh Nacij po voprosam obrazovanija, nauki i kul'tury. - Rezhim dostupa: http://www.ifap.ru/ofdocs/unesco/ unescoc.pdf (data obrashhenija: 04.04.2012).

Organization. Commission of the Russian Federation of UNESCO. UNESCO World Heritage List. - Режим доступа: http://www.unesco.ru/en/?module=news&action=theme &id = 122 (data obrashhenija: 05.04.2012)

12.United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Global Alliance for Cultural Diversity. - Режим доступа:http://www.unesco.org/new / en/culture / themes / c ultural-diversity/ diversity-of-cultural-expressions / prog rammes/global-alliance-for-cultural-diversity/about-us/ (дата обращения: 06.04.2012).

10.A World Decade for Cultural Development. The Courier of UNESCO. November 1988. - Rezhim dostupa:

http://unesdoc.unesco.org/images/0008/000817/0817 21eo.pdf (data obrashhenija: 05.04.2012).

11.United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Commission of the Russian Federation of UNESCO. UNESCO World Heritage List. - Rezhim

dostupa:http://www.unesco.ru/en/?module=news&ac tion=theme &id =122 (data obrashhenija: 05.04.2012).

12.United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Global Alliance for Cultural Diversity. - Rezhim

dostupa:http://www.unesco.org/new/en/culture/them es/cultural-diversity/diversity-of-cultural-expressions/prog rammes/global-alliance-for-cultural-diversity/about-us/ (data obrashhenija: 06.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.