Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилов Сергей Николаевич, Родин Алексей Борисович, Рашитова Луиза Камилевна

Статья посвящена определению роли высших учебных заведений в патриотическом воспитании студентов. В работе использованы методы сравнительного, ретроспективного, культурологического, поведенческого анализов. Авторами исследована историческая ретроспектива развития патриотизма в мировом масштабе. В ключевых событиях проиллюстрирован эволюционный путь патриотизма и патриотического воспитания молодежи в России. Определена специфика патриотического воспитания студентов российскими вузами в условиях смены системы ценностей и социально-политической переориентации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилов Сергей Николаевич, Родин Алексей Борисович, Рашитова Луиза Камилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

The article is devoted to determining the role of higher educational institutions in the patriotic education of students. The work used methods of comparative, retrospective, cultural, behavioral analyses. The authors studied the historical retrospective of the development of patriotism on a global scale. The key events illustrate the evolutionary path of patriotism and patriotic education of youth in Russia. The specifics of the patriotic education of students by Russian universities in the context of a change in the value system and the socio-political reorientation of young people are determined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

УДК 37.01

DOI 10.23672/i2846-7977-2164-r

Курилов Сергей Николаевич

кандидат философских наук,

доцент кафедры рекламы,

связей с общественностью и лингвистики,

Национальный исследовательский

университет «МЭИ»

galusinem@mail.ru

Родин Алексей Борисович

доцент кафедры рекламы,

связей с общественностью и лингвистики,

Национальный исследовательский

университет «МЭИ»

galusinem@mail.ru

Рашитова Луиза Камилевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики, Национальный исследовательский университет «МЭИ» galusinem@mail.ru

Sergey N. Kurilov

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Linguistics, National Research University «MEI» galusinem@mail.ru

Alexey B. Rodin

Associate Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Linguistics, National Research University «MEI» galusinem@mail.ru

Louise K. Rashitova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Advertising, Public Relations and Linguistics, National Research University «MEI» galusinem@mail.ru

Роль высших учебных заведений

в патриотическом воспитании студентов

The role of higher educational

institutions in patriotic education of students

Аннотация. Статья посвящена определению роли высших учебных заведений в патриотическом воспитании студентов. В работе использованы методы сравнительного, ретроспективного, культурологического, поведенческого анализов. Авторами исследована историческая ретроспектива развития патриотизма в мировом масштабе. В ключевых событиях проиллюстрирован эволюционный путь патриотизма и патриотического воспитания молодежи в России. Определена специфика патриотического воспитания студентов российскими вузами в условиях смены системы ценностей и социально-политической переориентации молодежи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенчество, студенческая молодежь, российские вузы, гражданское самосознание.

Annotation. The article is devoted to determining the role of higher educational institutions in the patriotic education of students. The work used methods of comparative, retrospective, cultural, behavioral analyses. The authors studied the historical retrospective of the development of patriotism on a global scale. The key events illustrate the evolutionary path of patriotism and patriotic education of youth in Russia. The specifics of the patriotic education of students by Russian universities in the context of a change in the value system and the socio-political reorientation of young people are determined.

Keywords: patriotic education, students, student youth, Russian universities, civic consciousness.

В научном медиадискурсе современной России однозначная интерпретация дефиниции «патриотизм» отсутствует, что продиктовано сложной природой данного феномена, многоас-пектностью его содержания и многообразием форм проявления. В целях понимания понятийно-смысловой парадигмы патриотизма, требуется осуществление краткого исторического экскурса в зарождение и становление данного феномена в зарубежной и отечественной культуре.

Первая в истории человечества патриотическая тирада принадлежит Периклу, декларировавшему ценность жертвования собственной жизнью во имя свободы в государстве и достижения личного и общественного блаженства в контексте этой свободы. В 395 г. до нашей эры прибежищем патриотической мысли стала Римская империя, где патриотизм в своей этатической форме приобрел максимальный масштаб. Далее, значимой вехой развития патриотических традиций является 1806 г., ознаменовавшийся презентацией

книги «Речи к немецкой нации» И.Г. Фихте, основной постулат которого - трансформация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с парадигмой подчинения индивидуальной жизни высоким идеям национально-народного государства. Средством достижения этой цели немецкий философ видел систематическое образование и воспитание молодежи на философской основе, ведущей к национальному самоопределению народа [1].

Обращаясь к современному опыту лоббирования патриотизма, особое внимание акцентируем на Великобритании, Китае, США и Израиле, где господствующая роль в патриотическом воспитании молодежи принадлежит образовательным учреждениям. В Великобритании источниками гражданственности и патриотизма выступают преимущественно предметы гуманитарного цикла, преподаваемые в высших учебных заведениях. В целях повышения гражданского самосознания студенческой молодежи, а также, для гармоничной интеграции и ассимиляции молодых мигрантов в университетах Великобритании в 2006 г. введен обязательный предмет «Основы гражданства».

В США идеологические конструкты гражданственности и патриотизма формируются, главным образом, в колледжах и университетах с курсами вневойсковой подготовки. Специфика патриотизма в США заключается в отсутствии этнического базиса, что, с одной стороны, упрощает концептуальные основы воспитания, а с другой стороны, исключает интегрированный потенциал этнических и иных локальных сообществ. Патриотизм американцев зиждется на сверхдержавном самосознании, определяющемся преимущественно экономической и геополитической мощью страны (при отсутствии духовно-нравственных, идеологических, культурно-исторических составляющих). В этом отношении США родственен Китаю, где патриотизм выступил в качестве фундамента экономического успеха страны, именуемом «китайским чудом» [2].

Однако в отличие от США:

1) корни китайского патриотизма восходят к древности и базируются на коллективизме (ориентация на коллективное, а не индивидуальное благо);

2) воспитание патриотизма в Китае не просто идеологический посыл, а широко разветвленная программа, пронизывающая все образовательные блоки. В педагогических университетах Китая преподается множество патриотически-направленных предметов, посвященных воспитанию китайского духа, китайской истории, традициям и культуре.

В Израиле ведущий вектор развития системы патриотического воспитания молодежи - национально-религиозный, что связано с трагической историей еврейского народа. Тематикой Холоко-ста пронизаны все образовательные и методические программы, цель которых - вызвать нравственные переживания, привлечь интерес современного поколения к многогранным формам

проявления гражданских качества личности, национальной и общечеловеческой культуре.

Резюмируя опыт зарубежных стран, отметим, что, несмотря на разнонаправленность патриотических парадигм и разнородность идеологических основ патриотического воспитания, основным источником патриотического и гражданского воспитания во всех странах является высшее учебное заведение. Высшее учебное заведение служит неким идеологическим полигоном с широкими функциональными возможностями - это научно-методологическое сопровождение воспитательной работы со студентами, организация патриотических и патриотически-направленных мероприятий, волонтерская деятельность, консолидация молодежных организаций с патриотическими установками, культурно-массовая работа и т.д.

Патриотическое воспитание молодежи в России имеет аутентичный путь развития и заметно дифференцированный по историческим периодам па-радигмально-концептуальный характер. Зарождение системы патриотического воспитания в стране относится к эпохе Петра Великого - первого российского правителя, призывавшего сражаться не за царя, а за Отечество. Именно при Петре в общественно-политический лексикон вводится понятие «патриот», трактуемое как «человек, принимающий активное участие в военных и гражданских делах во имя сохранения автономии и развития родной страны».

Прогрессирование системы военно-патриотического воспитания в России относится к XVIII в., когда в качестве методического инструментария патриотического воспитания выступали чтения Уставов, приказов, артикулов, рассказов о славе и могуществе России. В этот же исторический период времени русскими философами и мыслителями производится моделирование ценностно-смыслового ядра и идейного содержания патриотизма, осуществляется теоретическое осмысление основных паттернов патриотического воспитания. Объектная целостность патриотизма обеспечивала жизнеустойчивость и жизнеспособность России в самые тяжелые времена. Яркий пример -Великая Отечественная война, главным лейтмотивом победы в которой стал патриотизм, побудивший людей на великие самоотверженные подвиги и героизм [3].

В послевоенные годы патриотическое воодушевление граждан детерминировало динамичное экономическое развитие государства, что существенно контрастирует с эпохой перестройки, сопровождавшейся крахом прежней идеологии, общественных идеалов и образовательной философии, приведшей к антипатриотическим настроениям и разрушению системы воспитания советского патриотизма.

Необходимо констатировать, что постсоветский патриотизм - явление крайне неоднородное, противоречивое, синтезировавшее в себе российский империализм и противостояние неоколониальному влиянию Запада. Идейными колоннами современного патриотизма в России служат - исторические успехи прошлого и проверенные временем духовно-нравственные ценности. В связи с отсутствием единой политико-идеологической

версии патриотизма и вакуума идеологии в нашей стране, задача патриотического воспитания студенческой молодежи существенно усложняется. В условиях обновления вектора развития и трансформации политического сознания российского государства центральная роль в возрождении истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности отводится высшим учебным заведениям.

Вузы обладают наиболее эффективными рычагами воздействия на эмоциональный, ценностный и актуализированный уровни политического сознания современной молодежи, обеспечивая историческую преемственность поколений, мобилизацию патриотических чувств у молодого поколения, сохранение целостности традиций, культуры и т.д. Вузы располагают широким спектром методов, форм, средств, механизмов и инструментов теоретического обоснования и практического внедрения в жизнь нравственно-духовных основ сознательного служения Отечеству.

Патриотическая работа вуза включает:

- оборонно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия (чемпионаты, соревнования, тренировки);

- проведение тематических часов по воспитанию чувства гордости за страну;

- проведение конкурсов гражданско-патриоти-ческой направленности;

- знакомство с историей, культурой и ценностями страны и родного края;

- организацию патриотических клубов;

- включение в содержание учебных дисциплин разделов патриотической направленности;

- проведение форумов, конференций, круглых столов гражданско-патриотической направленности и т.д.

Реализация комплекса указанных мероприятий обеспечивает формирование устойчивого аксиологического фундамента, когда патриотизм выступает в качестве духовно-нравственной ценности, аккумулирующей социально значимую активную деятельность личности и побуждающей ее к проявлению патриотических чувств и патриотического поведения [4].

Литература:

1. Корж Н.В. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания студенческой молодежи / Н.В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 30-40.

2. Нефедова А.С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе / А.С. Нефедова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. № 1. С. 55-60.

3. Евлапова Т.В. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества : автореферат дис. ... канд. по-лит.наук. М., 2013. 24 с.

4. Муравьев А.Н. Стратегия патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России / А.Н. Муравьев. КП^оп, 2021. № 1. С. 67-75.

Literature:

1. Korzh N. V. Patriotic values as a basis for the moral education of student youth / N.V. Korzh // News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences, 2021. № 1. P. 30-40.

2. Nefedova A.S. Patriotic education of students in a modern university / A.S. Nefedova // Uchenye zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo universi-teta. Series: Pedagogical Sciences, 2018. № 1. P. 55-60.

3. Evlapova T.V. The role of state institutions in the patriotic education of youth in the context of the political transformation of Russian society : abstract of dis. ... candidate of political sciences. M., 2013. 24 p.

4. Muravyov A.N. The strategy of patriotic education of the younger generation of Russian citizens / A.N. Muravyov. Kilinson, 2021. № 1. P. 67-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.