Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ Г. САМАРА)'

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ Г. САМАРА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ТРАДИЦИИ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гридина Вера Валерьевна, Рязанцев Игорь Павлович

В статье рассматривается и анализируется понимание патриотизма современной молодежью. Представлен анализ результатов социологических исследований, проведенных в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) и посвященных восприятию студентами таких понятий, как Родина, страна, патриотизм. Рассмотрены и проанализированы наиболее значимые события отечественной истории с точки зрения молодежи, политические деятели, вызывающие у студентов наибольшее уважение и оказавшие существенное влияние на историю России. Предложены возможные формы работы и мероприятия по повышению уровня патриотизма среди молодежи. Отмечается, что большую роль в формировании уровня патриотизма играет не только государство, но и семья, образование, СМИ. Обосновывается необходимость планомерной работы по патриотическому воспитанию, а также привлечение студентов к подготовке и реализации молодежных проектов патриотической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC ATTITUDES OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article examines and analyzes the understanding of patriotism by modern youth. An analysis of the results of sociological research conducted at the Samara State Technical University (SamSTU) and devoted to the perception of students of such concepts as Motherland, country, patriotism is presented. The most significant events in Russian history from the point of view of young people, political figures that arouse the greatest respect among students and have had a significant impact on the history of Russia are considered and analyzed. Possible forms of work and measures to increase the level of patriotism among youth are proposed. It is noted that not only the state, but also the family, education, and the media plays an important role in the formation of the level of patriotism. The necessity of systematic work on patriotic education is substantiated, as well as the involvement of students in the preparation and implementation of youth projects of a patriotic orientation.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ Г. САМАРА)»

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Патриотические установки студентов технического вуза (на примере г. Самара)

Гридина Вера Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и социально- гуманитарные науки», Самарский государственный технический университет Е-таП: samavera@mail.ru

Рязанцев Игорь Павлович,

доктор экономических наук, профессор, декан факультета социальных наук, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Е-тшП: dekan-soc@mail.ru

В статье рассматривается и анализируется понимание патриотизма современной молодежью. Представлен анализ результатов социологических исследований, проведенных в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) и посвященных восприятию студентами таких понятий, как Родина, страна, патриотизм. Рассмотрены и проанализированы наиболее значимые события отечественной истории с точки зрения молодежи, политические деятели, вызывающие у студентов наибольшее уважение и оказавшие существенное влияние на историю России. Предложены возможные формы работы и мероприятия по повышению уровня патриотизма среди молодежи. Отмечается, что большую роль в формировании уровня патриотизма играет не только государство, но и семья, образование, СМИ. Обосновывается необходимость планомерной работы по патриотическому воспитанию, а также привлечение студентов к подготовке и реализации молодежных проектов патриотической направленности.

Ключевые слова: вуз, студенческая молодежь, патриотизм, традиции, гражданственность.

До недавнего времени любовь к Родине являлась одной из значимых ценностей человека. Современный российский патриотизм как социальное явление сильно отличается от существовавшего в период СССР или ранее. Как отмечают Козлов, В.Н. и Салганова, Е.И, с одной стороны, в последние годы население России стало больше «любить Родину», при этом меньше «работать во благо страны», а с другой - стала снижаться доля тех, кто готов высказывать собственное мнение о стране [2]. В настоящее время, когда в мире стираются границы и национальные различия, патриотизм все чаще рассматривается в негативном ключе, в то время как, по мнению авторов, патриотическое чувство является одним из важнейших для формирования национального самосознания. Молодое поколение, от которого зависит сохранение традиций, должна их усваивать и поддерживать. В основе таких традиций должны быть любовь и верность своей Родине, готовность защищать и отстаивать интересы страны [3]. Поэтому изучение темы патриотизма в студенческой среде, восприятие Родины, понимание значимости истории родной страны и отношение к политическим деятелям прошлого и настоящего актуально и в наши дни. В последние годы данная тематика является достаточно распространенной. Среди школьников и студентов регулярно проводятся исследования, направленные на понимание и определение их степени патриотизма, а также ведется поиск эффективных способов повышения заинтересованности молодежи данной проблемой.

По результатам опросов, российская молодежь считает патриотами людей, которые стараются сделать все возможное для процветания Родины, способны пожертвовать собой на благо Отечества, защищают свою Родину [8]. В научной литературе отсутствует единое понимание патриотизма. Поэтому встречается различное толкование данного понятия: от любви к семье и ощущения связи с Родиной и людьми, живущими на родной земле («малая Родина») до любви и гордости за свою страну, выраженной в действиях, уважительном отношении к ее историческому прошлому, обычаям и традициям, чувство долга («большая Родина») [3;4;6;7;8].

В Самарском государственном техническом университете, где обучаются студенты со всего

сз о

о Л о

о сз о в

мира, регулярно проводятся исследования, тематика которых связана с отношением к патриотизму, знанием и уважением собственных традиций, толерантностью к окружающим.

Результаты анкетного опроса, в котором приняли участие более 300 студентов СамГТУ всех факультетов и курсов в возрасте от 18 до 22 лет, показывают, что большинство респондентов уважают, ценят и любят свою Родину (около 80% опрошенных). По мнению большинства опрошенных, Родина - прежде всего родные места, где жил их народ и предки, защищавшие их в исторических сражениях, земля, на которой человек родился и вырос и которую необходимо любить, беречь и защищать. Более трети учащихся считают Россию своим домом, в котором они живут и именно от них зависит то, каким этот дом будет завтра. Таким образом, заметная часть студентов не только выражает любовь к своей стране, но и заявляет о своей ответственности за нее. При этом, 22% опрошенных отметили, что Россия - это страна с «нерешае-мыми проблемами и сложностями». Примечательно, что из предложенных вариантов студенты чаще всего выбирали положительные формулировки ответов (55,5%). Яркое представление об отношении к своей стране дают ответы учащихся, указанные ими в варианте ответа «Другое».

Все представленные респондентами суждения можно условно разделить на две группы: 1) «Страна нереализованных возможностей» и 2) «Страна, ждущая перемен». Отметим, что в своих ответах лишь в одном случае Россия была названа Родиной, во всех остальных «страной» («эта страна», «наша страна», «не моя страна» и т.д.), то есть нейтрально, по возможности эмоционально отстраненно. К первой группе суждений мы отнесли следующие ответы респондентов: «Страна, в которой с каждым днём всё меньше и меньше условий для нормальной жизни», «место, где я родился и умру в муках», «не моя страна», «страна нереализованных возможностей», «страна, в которой полно проблем, а решить их возможно только, если сменить аппарат управления, но аппарат управления завяз в коррупции и родственных или дружеских связях, поэтому наша страна катится ко дну». Вторую группу, заметно меньшую, составили такие высказывания: «страна, которую я могу сделать лучше», «толчок к началу развития», «возможности». Как можно заметить, отрицательных суждений чуть больше, они эмоционально не окрашены, в большей степени это констатация факта, например, об отсутствующих возможностях. Даже положительные оценки указывают на проблемы в стране и роль самих учащихся в их решении, что дает нам основание предположить, что студенты СамГТУ в отношении своей страны склонны проявлять трезвый, сугубо рационали-е стический подход.

е По мнению большинства опрошенных, уваже-^ ние к Родине должно проявляться в готовности ° граждан защищать свою страну, регулярно уча-ав ствовать в выборах, общественных мероприятиях

и волонтерской деятельности. Такие же результаты в своих исследованиях приводят другие авторы, отмечая, что на одном из первых мест у студентов - участие в общественной жизни и различных патриотических мероприятиях, выполнение трудовых заданий и успешное обучение [2;8].

Следующим вопросом анкеты, раскрывающим отношение к стране, был вопрос с множественным вариантом ответа о наиболее значимых событиях отечественной истории. В качестве таких событий учащиеся СамГТУ выделили: распад СССР в 1991 г. (около 57%), восстановление патриаршества в 1917 г. (49%), «стояние» на реке Угре (27%), Бородинское сражение (25%).

О чем говорят эти данные? По мнению большинства советских и российских историков, «стояние» на реке Угре, то есть военные действия, произошедшие в 1480 году между ханом Ахма-том и московским князем Иваном III, положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым. Таким образом, выбранные события не только тесно связаны друг с другом, но и имеют значение национального укрепления и объединения России, формирования ее как самостоятельного и целостного государства. То, что учащиеся СамГ-ТУ склонны указывать эти события отечественной истории в качестве значимых, может свидетельствовать о том, что для них важны те события, которые делают Россию сильной державой с национальным самосознанием.

Значимым событием признается учащимися и распад СССР в 1991 г., и здесь возникает вопрос о том, в каком смысле дорогим - с позиции того, что действительно значимо, близко сердцу, или, наоборот, то, что внутренне отвергается. Возможно, что отвечая так, учащиеся имели в виду, что распад СССР стало событием существенно изменившими страну и внесшими в ее развитие больше негативного, чем позитивного опыта.

Следующим вопросом, связанным с политическими предпочтениями респондентов, был вопрос с множественным вариантом ответа о политических деятелях, вызывающих наибольшее уважение. Условно политических деятелей мы разделили на сторонников разных политических взглядов (от либерализма до анархизма). Это было сделано, чтобы понять, каким политическим взглядам симпатизируют современные студенты и насколько данные симпатии близки национальным интересам России. По этой же причине в список были включены не только политические деятели российской истории, но и мировой, а также исключены имена наиболее популярных политиков современности, например, президента РФ Путина В.В., дабы избежать ангажированности анкеты. Для желавших указать свой вариант ответа была предложена графа «Другое».

Согласно данным, тройку лидеров возглавляют политические деятели отечественной истории

(Петр I, Иосиф Сталин, Николай II), что довольно примечательно и свидетельствует отчасти о патриотической настроенности респондентов. Выбранные лидеры - люди «сильной руки», оказавшие существенное влияние на историю России.

Согласно данным опроса Гитлер не занимает самых низких позиций в списке, как можно было предположить, их занимают такие деятели, как анархист Петр Кропоткин, лидер французской политической партии «Национальный фронт» Мари Ле Пен, члены демократической партии США Хил-лари Клинтон и Барак Обама. Гитлер, несмотря на последствия развязанной им войны, вызывает гораздо больше симпатий у студенческой молодежи (12,2% опрошенных), чем политики современности и больше, чем анархические идеи Кропоткина, которые зачастую популярны среди молодежи. Сам факт того, что Гитлер набирает положительные оценки учащихся, свидетельствует о том, что среди российской молодежи имеют место профашистские настроения, пусть количественно и не столь заметные.

Также подчеркнем, что 95,6% ответивших в СамГТУ на такой вариант ответа, как «Другое» упоминали политиков разных исторических эпох, среди которых по популярности - Иван IV (Грозный), Алексей Навальный, Муамар Кадаф-фи, Борис Немцов и др. Вновь мы видим, что студенты Политеха симпатизируют в большей степени политикам, обладающим не только яркой политической харизмой, но и сильной волей, желанием изменить мир в соответствии со своим видением.

Часть ответов респондентов, как в СамГТУ, так и других вузах, содержало отрицательную оценку событий, происходящих в стране и регионе, а также указывало на необходимость создания благоприятных экономических и социальных условий (социальную поддержку и защиту населения, более эффективную налоговую политику, доступную и качественную медицину и образование) для повышения уровня патриотичности населения и более уважительному отношению граждан к государству [2;3;8]. Однако, несмотря на критику, подавляющее большинство студентов Самарского Политеха (90%), как и молодежь других вузов (84,1%) считают себя патриотами [4] и уверены, что работа патриотической направленности в вузах должна проводиться. При этом молодые люди активно предлагают разнообразные формы работы и мероприятия, направленные на повышение уровня патриотизма среди молодежи. Среди наиболее распространенных ответов российских студентов, в том числе учащихся СамГТУ: введение в школах и вузах учебных курсов и факультативов по патриотизму, посещение парадов, музеев, производство фильмов о героях страны и их просмотр, проведение тематических праздников по важнейшим датам российской истории, организация встреч студентов и шефство над ветеранами войн, труда, создание патриотических клубов, знакомство с историей, культурой и ценностями

страны, спортивные и оздоровительные мероприятия, конкурсы гражданско-патриотической направленности, развитие волонтерского движения, реализация молодежных грантов по развитию патриотизма и т.д. [2;3;4]. Подводя итоги исследования, следует отметить, что размытость понимания термина «патриотизм» порождает его несформи-рованность и расплывчатые представления о нем в сознании молодежи [2]. Проводимые в учебных заведениях мероприятия по укреплению гражданственности часто не систематичны. Кроме того, семья не всегда является источником формирования положительного отношения к стране и государству, в то время как патриотизм и любовь к Родине воспитывается у ребенка в семье с детства [5]. Поэтому основная задача не только государства, образования и СМИ, но и семьи, заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма [8]. Необходима обдуманная и целенаправленная работа с молодежью по формированию патриотизма. Данная работа, на наш взгляд, должна отвечать современным потребностям молодежи и учитывать их интересы [3]. Следует привлекать молодых людей к активному участию, подготовке и реализации проектов патриотической направленности различного уровня, чтобы они не носили декларативный характер, а были осмыслены каждым учащимся. Целесообразно использовать международный опыт и включать в учебные планы различные программы, курсы и дисциплины по развитию патриотизма, проводить международные дни и недели, в ходе которых можно показать и рассказать о своих культурных традициях [1].

Литература

1. Иваненко В.С. Международный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118).

2. Козлов В.Н. Патриотизм учащейся и студенческой молодежи в зеркале общественного мнения: состояние и тенденции / В.Н. Козлов, Е.И. Салганова // XX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. -Екатеринбург: УрФУ, 2017. - С. 772-783.

3. Корж Н.В. Основные направления формирования патриотического сознания студенческой молодежи: региональный аспект // Власть. 2021. № 1. С. 123-130.

4. Низова Л.М, Рыбакова А.П. Патриотизм в студенческой среде // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 1, part 4.

5. Позднякова О.К., Крылова Е.Л. Структура патриотического сознания молодёжи: педагогический аспект // СНВ. 2019. № 3 (28).

сз о

о Л о

о сз о в

6. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т.30. № 4. С. 99-111.

7. Сорокин С.А. Патриотическое сознание: сущность и специфика Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2009. № 3 с. 148-153.

8. Флоря В. М., Безгодов Д.Н., Волкова О.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как объект социологического анализа // Вопросы управления. 2018. № 3 (33).

PATRIOTIC ATTITUDES OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Gridina V.V., Ryazantsev I.P.

Samara State Technical University, Orthodox St. Tikhon Humanitarian University

The article examines and analyzes the understanding of patriotism by modern youth. An analysis of the results of sociological research conducted at the Samara State Technical University (SamSTU) and devoted to the perception of students of such concepts as Motherland, country, patriotism is presented. The most significant events in Russian history from the point of view of young people, political figures that arouse the greatest respect among students and have had a significant impact on the history of Russia are considered and analyzed. Possible forms of work and measures to increase the level of patriotism among youth are proposed. It is noted that not only the state, but also the family, education, and the media plays an important role in the formation of the level of patriotism. The necessity of systematic work on patriotic education is substantiated, as well as

the involvement of students in the preparation and implementation

of youth projects of a patriotic orientation.

Keywords: university, student youth, patriotism, traditions, citizenship.

References

1. Ivanenko V.S. International experience of patriotic education of the younger generation // Management consulting. 2018. No. 10 (118).

2. Kozlov V.N. Patriotism of pupils and students in the mirror of public opinion: state and tendencies / V.N. Kozlov, E.I. Sal-ganova // XX International conference in memory of professor L.N. Kogan "Culture, personality, society in the modern world: Methodology, experience of empirical research ", March 16-18, 2017, Yekaterinburg. - Yekaterinburg: UrFU, 2017. - S. 772783.

3. Korzh N.V. The main directions of the formation of patriotic consciousness of student youth: the regional aspect // Power. 2021. No. 1. Pp. 123-130.

4. Nizova L.M., Rybakova A.P. Patriotism in the student environment // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 1, part 4.

5. Pozdnyakova O.K., Krylova E.L. The structure of the patriotic consciousness of youth: the pedagogical aspect // START. 2019. No. 3 (28).

6. Puzanova Zh.V., Larina T.I. The influence of teaching at a university on the change in the value orientations of students // Higher education in Russia. 2021. T. 30. No. 4. S. 99-111.

7. Sorokin S.A. Patriotic consciousness: essence and specificity Vestnik MGOU. Series: Philosophical Sciences / 2009. No. 3 p. 148-153.

8. Florea V.M., Bezgodov D.N., Volkova O.A. Patriotic education of student youth as an object of sociological analysis // Management issues. 2018. No. 3 (33).

e

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.