Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА'

РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЖАТЫЙ / ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ШКОЛА ВОЖАТЫХ / COUNSELOR / SUMMER VACATION / TRAINING MODEL / EDUCATIONAL PROGRAM / PEDAGOGICAL PRACTICE / STUDENT TEACHING TEAM / SOCIAL ACTIVITY / SCHOOL OF COUNSELORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Федоровна

Показано, что в России сложилась традиция активного участия студентов в деятельности организаций летнего отдыха детей и молодежи в форме студенческих педагогических отрядов, играющая существенную роль в обеспечении кадрами детских учреждений. Отмечается, что с учетом накопленного опыта Правительством Российской Федерации определены основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, положившие начало организованной подготовке вожатских кадров в педагогических вузах. В этом контексте характеризуются разработка и реализация примерной программы учебного модуля по ключевым аспектам вожатской деятельности для студентов, получающих педагогическое образование. Приведены данные о масштабах подготовки вожатых и организации их летней практики. Указано на нерешенные проблемы в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE FORMATION OF HR POTENTIAL OF RECREATION ORGANIZATIONS FOR CHILDREN AND YOUTH: MONITORING RESULTS

It is shown that in Russia there is a tradition of active participation of students in the activities of summer recreation organizations for children and youth in the form of student teaching teams, which plays a significant role in providing personnel for children's institutions. It is noted that taking into account the accumulated experience, the Government of the Russian Federation has defined the basis for state regulation and state control of recreation and recreation for children, which initiated the organized training of counselors in Pedagogical universities. In this context, the author describes the development and implementation of an exemplary program of the training module on key aspects of mentoring activities for students receiving Pedagogical education. Data on the scope of training of counselors and the organization of their summer practice are given. There are no unresolved issues in this area.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА»

Р01:10.25586/RNU.HET.20.10.P.64 УДК 378

Т.Н. Владимирова, Н.Ю. Лесконог,

Московский педагогический государственный университет Л.Ф. Шаламова,

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Роль высших учебных заведений в формировании кадрового потенциала организаций отдыха и оздоровления детей и молодежи: результаты мониторинга

Московский педагогический государственный университет

В нашей стране сложилась давняя традиция активного участия студенчества в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Еще с середины 60-х годов XX века получили широкое распространение социальные инициативы студенческих отрядов. Они шефствовали над сельскими школами, обеспечивали деятельность лагерей-спутников для детей сельских тружеников, помогали пионерским

© Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Шаламова

организациям, а впоследствии переросли в мощное, не знающее аналогов в мире движение студенческих педагогических отрядов.

В наше время студенческие педагогические отряды продолжают вести обширную и многоплановую деятельность. Ими реализуются программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми, проводятся ани-

Л.Ф., 2020

мационные программы во время городских и сельских праздников, реализуются разнообразные социально значимые проекты.

Студенческие отряды сегодня занимают более важное, чем прежде, место в кадровом обеспечении отдыха и оздоровления детей и подростков и являются существенным источником пополнения педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений. Значительная часть этих отрядов сформировалась на базе высших учебных заведений педагогического профиля.

Тем не менее до недавнего времени подготовка участников студенческих формирований и их деятельность осуществлялись за рамками основных образовательных программ вузов и преимущественно во внеучебное время. Ситуация изменилась с выходом в свет распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» [5], которое по-новому поставило задачу подготовки кадров для сферы отдыха и оздоровления детей.

В настоящей статье анализируются роль студенческих отрядов в обеспечении кадрами оздорови-

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ВЛАДИМИРОВА Российская Федерация, г. Москва

доктор педагогических наук, проректор по связям с общественностью, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: журналистское образование, подготовка и сопровождение вожатских кадров, гражданско-патриотическое воспитание. Автор 83 опубликованных научных работ. Электронная почта: tn.vladimirova@mpgu.su

TATYANA N. VLADIMIROVA Moscow, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Vice-rector for public relations, Director of the Institute of journalism, communications and media education of Moscow state Pedagogical University. Research interests: journalistic education, training and support of counselors, civil and Patriotic education. Author of 83 published scientific papers. Email address: tn.vladimirova@mpgu.su

НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА ЛЕСКОНОГ Российская Федерация, г. Москва

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-политических исследований и технологий Института истории и политики, директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: молодежная политика, подготовка вожатских кадров, организация профильных смен, управление проектами, дизайн образовательных программ. Автор 80 опубликованных научных работ. Электронная почта: leskonog@mail.ru

NATALIA Y. LESKONOG Moscow, Russian Federation

Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of socio-political research and technology at the Institute of history and politics, Director of the Federal coordination center for training and support of counselors at Moscow state Pedagogical University. Research interests: youth policy, training of counselors, organization of specialized shifts, project management, design of educational programs. Author of 80 published scientific papers. Email address: leskonog@mail.ru

ЛЮБОВЬ ФЕДОРОВНА ШАЛАМОВА

Российская Федерация, г. Москва

кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного управления и социальных технологий Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Сфера научных интересов: социология управления, государственное и муниципальное управление, молодежная политика, социология молодежи, активизация социального потенциала молодежи, гражданско-патриотическое воспитание. Автор 123 опубликованных научных работ. Электронная почта: lfsh57@mail.ru

LYUBOV F. SHALAMOVA Moscow, Russian Federation

Candidate of sociological Sciences, associate Professor of the Department of public administration and social technologies of the Moscow aviation Institute (national research University). Research interests: sociology of management, state and municipal management, youth policy, youth sociology, activation of social potential of youth, civil and Patriotic education. Author of 123 published scientific papers. Email address: lfsh57@mail.ru

тельных организаций для детей и молодежи. Особое внимание отводится деятельности педагогических вузов по подготовке участников студенческих формирований к воспитательной и организаторской работе в детско-юношеских коллективах.

Авторы настоящей статьи разделяют точку зрения о том, что «со-

временные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацио-

Показано, что в России сложилась традиция активного участия студентов в деятельности организаций летнего отдыха детей и молодежи в форме студенческих педагогических отрядов, играющая существенную роль в обеспечении кадрами детских учреждений. Отмечается, что с учетом накопленного опыта Правительством Российской Федерации определены основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, положившие начало организованной подготовке вожатских кадров в педагогических вузах. В этом контексте характеризуются разработка и реализация примерной программы учебного модуля по ключевым аспектам вожатской деятельности для студентов, получающих педагогическое образование. Приведены данные о масштабах подготовки вожатых и организации их летней практики. Указано на нерешенные проблемы в данной области.

Ключевые слова: вожатый, летний отдых, модель подготовки, образовательная программа, педагогическая практика, студенческий педагогический отряд, социальная активность, школа вожатых.

It is shown that in Russia there is a tradition of active participation of students in the activities of summer recreation organizations for children and youth in the form of student teaching teams, which plays a significant role in providing personnel for children's institutions. It is noted that taking into account the accumulated experience, the Government of the Russian Federation has defined the basis for state regulation and state control of recreation and recreation for children, which initiated the organized training of counselors in Pedagogical universities. In this context, the author describes the development and implementation of an exemplary program of the training module on key aspects of mentoring activities for students receiving Pedagogical education. Data on the scope of training of counselors and the organization of their summer practice are given. There are no unresolved issues in this area.

Key words: counselor, summer vacation, training model, educational program, Pedagogical practice, student teaching team, social activity, school of counselors.

нально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом...» [3, с. 5].

Подготовка будущих учителей и воспитателей как вожатых закладывает фундаментальные основы педагогического образования. Опыт, усвоенный студентами в процессе

Таблица 1

Число вузов, реализующих модуль «Основы вожатской деятельности»,

по федеральным округам

Федеральные округа

Учебный год Дальневос- Приволжский Северо-Запад- Северо-Кавказ- Северный Уральский Центральный Южный Всего

точный ный ский

2017/2018 4 16 9 14 20 11 21 12 107

2018/2019 12 33 15 17 21 14 36 19 167

Прирост +8 +17 +6 +3 + 1 +3 +15 +7 60

вожатской практики, позволяет будущим педагогам уже в ходе педагогических практик в школах использовать эффективные формы воспитательной и организационной работы, которые позволяют их воспитанникам - подросткам, юношам и девушкам - проявлять активную жизненную позицию в современном образовательном и социальном пространстве [1, с. 57].

Как мы видим, поиск путей решения проблемы нехватки кадров для сферы отдыха и оздоровления детей, способных заниматься воспитательной работой, помогать учителям, классным руководителям в социально-педагогической работе с детьми, привел к возрождению обучения вожатых в вузах страны по образовательным программам укрупненной группы специальностей и направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Однако процесс подготовки квалифицированных педагогических кадров растянут во времени, а работа вожатыми предполагается уже в период обучения в вузе, порой уже после окончания первого курса. Это определяет целесообразность введения дополнительных дисциплин, раскрывающих будущим педагогам специфику деятельности вожатого, вопросы формирования и развития детского коллектива, обеспечения безопасности детей в процессе отдыха, методику отрядной работы.

Учеными и специалистами Московского педагогического государственного университета под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Е.А. Левановой была разработана

программа образовательного модуля «Основы вожатской деятельности» [7]. Эта программа 20 июня 2017 года была рассмотрена и утверждена на совместном заседании Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки». В самом скором времени Министерство образования и науки Российской Федерации своим письмом рекомендовало вузам включить модуль в программу подготовки будущих учителей в основные профессиональные образовательные программы высшего образования в области образования и педагогических наук.

Практически одновременно в эту работу включился Федеральный координационный центр по подго-

товке и сопровождению вожатских кадров, образованный на базе Московского педагогического государственного университета. И к сентябрю 2018 года, по данным мониторинга, к использованию модуля приступили уже 107 высших учебных заведений [4, с. 107].

Как видно из табл. 1, тенденция к расширению подготовки вожатых приобрела устойчивый характер. На 1 сентября 2019 года количество вузов, реализующих модуль «Основы вожатской деятельности», увеличилось со 107 в 2017/2018 учебном году до 167 в 2018/2019 учебном году, то есть еще на 60 вузов.

Из табл. 1 мы видим, что лидерами по числу вузов, осуществляющих подготовку вожатых в рамках основной образовательной программы, стали Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Сибирский

Вожатый - это звучит городо

Таблица 2

Динамика численности студентов, прошедших обучение в рамках модуля «Основы вожатской деятельности», по федеральным округам

Федеральные округа

Учебный год Дальневос- Приволжский Северо-Запад- Северо-Кавказ- Северный Уральский Центральный Южный Всего

точный ный ский

2017/2018 800 4553 802 3142 2890 1276 2493 1725 17681

2018/2019 2165 5535 2346 3245 2898 2796 6574 2531 28090

Прирост +1365 +982 +1544 + 103 +8 +1520 +4081 +806 +10409

федеральный округ. Возросла и численность студентов, освоивших модуль «Основы вожатской деятельности». Если в 2017/2018 учебном году обучение на основе этого модуля прошел 17 681 студент, то в 2018/2019 учебном году - 28 090 студентов, или на 10 409 человек больше.

Стабильные результаты в развитии подготовки вожатых показывает Сибирский федеральный округ. И хотя часть его регионов перешли в состав Дальневосточного федерального округа, число вузов, реализующих модуль, не сократилось. Максимальный прирост численности студентов, подготовленных к вожатской деятельности, продемонстрировали вузы Центрального федерального округа, что во многом явилось следствием активной работы Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров (табл. 2).

Очевидно, однако, что одно только включение в основную образовательную программу вуза модуля или дисциплин, ориентированных на подготовку вожатых, не решает задачи обеспечения вожатски-ми кадрами организаций отдыха и оздоровления детей и молодежи. Определяющее значение здесь имеет использование вновь приобретенных знаний будущими специалистами в процессе обязательной педагогической (вожатской) практики студентов.

В первую очередь эти практики призваны обеспечивать разностороннее развитие профессиональных знаний, способностей и качеств будущих педагогов, а именно:

• углубление и закрепление теоретических знаний, а также применение этих знаний в практической профессиональной деятельности;

• развитие умений и навыков организации жизнедеятельности детей в условиях загородного оздоровительного лагеря;

• практическое овладение современными педагогическими технологиями организации и проведения различных мероприятий - спортивных, театрализованных и иных;

• овладение умениями толерантного восприятия социальных, культурных, психофизиологических и личностных различий детей и взрослых;

• освоение методики организации воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;

• развитие умений самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать проблемные педагогические ситуации;

• овладение умениями работать в команде;

• развитие аналитико-рефлексив-ных, коммуникативных, организаторских, проектных, диагностических и прикладных умений [2].

Не менее важно, что, работая вожатыми, студенты становятся полноправными членами трудового коллектива детской оздоровительной организации. Они «принимаются на работу, вступают в реальные трудовые отношения со всеми службами и работниками лагеря, получают заработную плату и несут полную административную и юридическую ответственность за

жизнь и здоровье детей, а также -ответственность морально-этическую и профессиональную за организацию интересной развивающей жизнедеятельности вверенных им детей и детских коллективов» [8, с. 54]. Приобретаемые таким образом опыт и навыки стимулируют студентов к последующему трудоустройству в организации сферы отдыха и оздоровления детей.

Обобщение данных о числе вузов, где летняя педагогическая (во-жатская) практика в лагере включена в учебные планы и, по сути, является обязательной, показывает тенденцию к расширению ее масштабов. Если в 2017/2018 учебном году только 97 вузов направляли своих студентов - будущих педагогов на вожатскую практику, то в 2018/2019 учебном году она была предусмотрена в учебных планах 148 вузов (табл. 3).

Как видно из табл. 3, наиболее энергично вожатская практика осваивалась вузами Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов. На наш взгляд, этому поспособствовало решение заседания федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки», состоявшегося в мае 2018 года в Казани, которое поддержало инициативу Московского педагогического государственного университета о включении летней педагогической (вожатской) практики студентов в структуру модуля «Основы вожатской деятельности».

В результате педагогическую практику в лагерях в 2018/2019

Таблица 3

Число вузов, где вожатская (педагогическая) практика является обязательной

и включена в учебные планы

Федеральные округа

Учебный год Дальневос- Приволжский Северо-Запад- Северо-Кавказ- Северный Уральский Центральный Южный Всего

точный ный ский

2017/2018 7 14 9 14 19 9 13 12 97

2018/2019 12 25 13 15 19 12 34 18 148

Прирост +5 +11 +4 +1 0 +3 +21 +6 +51

Таблица 4

Распределение студентов по базам практик в 2018/2019 учебном году

Базы практик Федеральные ок] >уга

Дальневосточный Приволжский Северо-Западный Северо-Кавказский Северный Уральский Центральный Южный Всего по РФ

Пришкольные лагеря 793 1417 399 967 995 1120 1634 606 7931

Загородные лагеря 390 3079 862 413 876 1104 3249 367 10340

ВДЦ 13 104 60 130 51 46 138 86 628

Общеобразовательные организации 821 2144 238 1186 746 949 2010 683 8777

Школы, с РДШ 32 181 284 249 388 151 528 83 1896

Итого 2049 6925 1843 2945 3056 3370 7559 1825 29572

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. ВДЦ - всероссийские детские центры; РДШ - Российское движение школьников.

Примечание. ВДЦ - всероссийские детские центры; РДШ - Российское движение школьников.

Таблица 5

Численность студентов, прошедших летнюю педагогическую (вожатскую) практику в образовательных организациях в 2018/2019 учебном году

Базы практик Федеральные округа

Дальневосточный При-волжский Северо-Западный Северо-Кавказский Северный Уральский Центральный Южный Всего по РФ

Общеобразовательные организации 821 2144 238 1186 746 949 2010 683 8777

Школы, с РДШ 32 181 284 249 388 151 528 83 1896

Итого 853 2325 522 1435 1134 1100 2538 766 10673

учебном году прошли 18 899 студентов, что на 6199 человек больше, чем в 2017/2018 учебном году. Одновременно наметилась тенденция к преобладанию загородных летних лагерей над пришкольными (табл. 4).

Летом 2019 года студенты отдали свое предпочтение загородным лагерям, тогда как в 2017/2018 году большинство проходили практику в пришкольных и городских лагерях. Этому также немало поспособствовало решение включить летнюю практику в лагере в учебные планы в качестве обязательного элемента подготовки по основам вожат-ской деятельности. Также наблюдается положительная динамика и в количестве студентов, проходив-

ших летнюю педагогическую (вожатскую) практику в общеобразовательных организациях (табл. 5).

Как известно, год от года у нас в стране растет число общеобразовательных организаций, в том числе и работающих по направлениям деятельности Российского движения школьников, где организованы не только летний отдых и оздоровление учащихся, но и разнообразные внеклассные мероприятия во внеучебный период. Это определяет целесообразность разработки или обновления содержания учебных и производственных педагогических практик студентов на их базе. В частности, наряду с участием в организации отдыха детей в организациях отдыха и оздоровления,

они могут совершенствовать свои «вожатские» знания в ходе воспитательных мероприятий в школах, а также в первичных отделениях общероссийских детских и молодежных общественных объединений.

Модуль «Основы вожатской деятельности», разработанный в Московском педагогическом государственном университете, стал первым шагом к формированию единого подхода к подготовке вожатых. Требования к образованию вожатских кадров уточнил и дополнил вступивший в силу в декабре 2018 года профессиональный стандарт [7]. На этой нормативной базе реализуются разнообразные модели и формы образования вожатых. Одновременно различные

Вожатые со своими воспитанниками

организации, не имеющие лицензии на образовательную деятельность, продолжают осуществлять обучение студенческой молодежи для работы вожатыми в сфере отдыха и оздоровления детей, восполняя тем самым необходимый кадровый ресурс.

Согласно данным опроса органов исполнительной власти, проведенного в 2018 году Федеральным координационным центром по подготовке вожатских кадров и их сопровождению в 47 субъектах Российской Федерации, в каждом регионе реализуются сразу по нескольку моделей вожатской подготовки. В половине из них организованы школы вожатых при детских и молодежных общественных объединениях, педагогических отрядах. В каждом третьем регионе действуют школы вожатых при лагерях и детских центрах субъекта Российской Федерации и школы вожатых при учреждениях, подведомственных органу исполнительной власти субъекта, курирующего отдых и оздоровление детей и молодежи. При этом в подготовке вожатых участвуют и вузы непедагогического профиля, что было отмечено в каждом четвертом субъекте Российской Федерации, принявшем участие в мониторинге [8, с. 30].

В рассматриваемой ситуации педагогические вузы могут и, как представляется, должны выступать ключевыми организационными и ресурсными центрами субъектов Российской Федерации в области экспертизы и рецензирования образовательных программ подготовки вожатых в рамках различных моделей подготовки, реализуемых как в образовательных организациях, так и на базе обще-

ственных объединений и студенческих педагогических отрядов, загородных оздоровительных лагерей, детских центров. Назрела потребность и в том, чтобы разработать и утвердить единую методику и форму экспертного заключения, которые позволят проводить сравнительный анализ различных программ и выносить обоснованные решения.

Обобщая, можно констатировать, что наряду с вполне осязаемыми успехами в деле подготовки кадров для отдыха и оздоровления детей и юношества, достигнутыми за период с марта 2017 года, целый ряд задач в рассматриваемой области еще требует своего решения. В их числе:

• формирование системы контроля качества подготовки вожатых со стороны органов государственной власти;

• организация единых подходов и требований к подготовке кадров вожатых для различных организационных моделей подготовки;

• формирование единой системы подготовки и аттестации, профессиональной переподготовки кадров, осуществляющих подготовку вожатых;

• формирование системы экспертизы и лицензирования программ подготовки вожатых в организациях непедагогического профиля, организациях отдыха детей и их оздоровления.

Решение этих задач возможно только при заинтересованном участии всех субъектов подготовки кадров для сферы отдыха и оздоровления детей и молодежи. Это требует продолжения исследовательской, аналитической, организаторской и методической работы в центре и на местах, прежде всего в ведущих педагогических вузах России. Не менее важно обеспечить дальнейшую поддержку участников студенческих педагогических отрядов в выполнении ими взятой на себя ответственной социальной миссии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Е.В. Клубные формы работы с подростками и молодежью в дополнительном образовании // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сб. ст. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. 454 с.

2. Володина С.А., Горбенко И.А., Леванова Е.А., Петрина З.И., Пушкарева Т.В. Примерная программа летней педагогической практики для обучающихся в рамках УГСН 44 00 00 Образование и педагогические науки. URL: http://mpgu.su/

wp-content/up[oads/2018/06/PRIMERNAYA-PROGRAMMA-MODULYA-OSNOVYI-VOZHATSKOY-DEYATEL%60NOSTI-d[ya-obuchayushhihsya-v-ramkah-UGSN-44-OO-OO-Obrazovanie-i-pedagogicheskie-nauki.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

3. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учеб. пособие. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2011. 236 с.

4. Лесконог Н.Ю., Владимирова Т.Н. К вопросу о подготовке вожатых в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2. С. 106-109.

5. Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 978-р. URL: http://government. ru/docs/27873/ (дата обращения: 18.08.2020).

6. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 840. URL: http://docs.cntd.ru/document/552131571 (дата обращения: 12.11. 2019).

7. Основы вожатской деятельности: примерная программа модуля для обучающихся в рамках УГСН 44 00 00 Образование и педагогические науки. URL: http://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/7d1/programma-modulya-vuz.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

8. ШаламоваЛ.Ф Органы исполнительной власти как субъект обеспечения подготовки вожатских кадров в регионе: социологический анализ // Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России: коллективная монография. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. 160 с.

REFERENCES

1. Bogdanova E.V. (2018) Klubny'e formy' raboty' s podrostkami i molodezh'yu v dopolnitel'nom obrazovanii [Club forms of work with teenagers and youth in additional education]. Models of creating an educational environment in educational organizations, organizations of children's recreation and their health improvement: science, technology, practice: collection of articles. Moscow state Pedagogical University. 454 p. (In Russian).

2. Volodina S.A., Gorbenko I.A., Levanova E.A., Petrina Z.I., Pushkareva T.V. (2017) Primernaya programma letnej pedagogicheskoj praktiki dlya obuchayushhixsya v ramkax UGSN 44 00 00 Obrazovanie i pedagogicheskie nauki Approximate program of summer Pedagogical practice for students in the framework of the UGSN 44 00 00]. Education and Pedagogical Sciences. URL: http://mpgu. su/wp-content/uploads/2018/06/PRIMERNAYA-PR0GRAMMA-M0DULYA-0SN0VYI-V0ZHATSK0Y-DEYATEL%60N0STI-dlya-obuchayushhihsya-v-ramkah-UGSN-44-00-00-0brazovanie-i-pedagogicheskie-nauki.pdf (accessed: 18.08.2020). (In Russian).

3. Kruglikova G.G., Linker G.R. (2011) Teoriya i metodika organizacii letnego otdyxa detej i podrostkov [Theory and methodology of summer recreation for children and adolescents]. Nizhnevartovsk: publishing house of Nizhnevartovsk humanitarian University. 236 p. (In Russian).

4. Leskonog N.Yu., Vladimirova T.N. (2017). K voprosu o podgotovke vozhaty'x v ramkah proekta «Vserossijskaya shkola vozhaty'x» [0n the issue of training counselors in the framework of the project "all-Russian school of counselors"]. World of education -education in the world. No. 2. Pp. 106-109. (In Russian).

5. 0b utverzhdenii 0snov gosudarstvennogo regulirovaniya i gosudarstvennogo kontrolya organizacii otdy'xa i ozdorovleniya detej [0n approval of the Fundamentals of state regulation and state control on the organization of rest and improvement of children]. 0rder of the government of the Russian Federation of 22 may 2017 No. 978-R]. URL: http://government.ru/ docs/27873/ (accessed: 18.08.2020). (In Russian).

6. 0b utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist, uchastvuyushhij v organizacii deyatel'nosti detskogo kollektiva (vozhaty'j)» [About approval of professional standard "Specialist involved in the organization of children's collective (leader)"]. The order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of 25 December 2018 No. 840]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/552131571 (date of application: 12.11.2019). (In Russian).

7. 0snovy' vozhatskoj deyatel'nosti: primernaya programma modulya dlya obuchayushhixsya v ramkax UGSN 44 00 00 0brazovanie i pedagogicheskie nauki [The Basics of leadership activities: the sample program of the module for students in the framework of the UGSN 44 00 00 Education and Pedagogical Sciences]. URL: http://www.ulspu.ru/upload/img/ medialibrary/7d1/programma-modulya-vuz.pdf (accessed: 18.08.2020). (In Russian).

8. Shalamova L.F. (2019). 0rgany' ispolniteTnoj vlasti kak sub"ekt obespecheniya podgotovki vozhatskix kadrov v regione: sociologicheskij analiz [Executive authorities as a subject of providing training of counselors in the region: sociological analysis]. Training of counselors on the basis of educational institutions of higher education in Russia. Moscow state Pedagogical University. 160 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.