Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ'

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЖАТСТВО / СТУДЕНТЫ / ПОДГОТОВКА ВОЖАТСКИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марусяк Дарья Михайловна

В статье представлено содержание проведенного исследования по изучению комплекса мероприятий организации социально-культурной деятельности студентами, обладающими опытом вожатской деятельности. Рассмотрены существующие методы и подходы организации социально-культурной деятельности на практике опыта деятельности Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» через вовлечение в социально-культурную деятельность как студентов, обладающих опытом вожатской деятельности, так и кураторов практик, преподавателей университетов. В основе исследования рассмотрены мероприятия в рамках масштабного проекта «Всероссийская школа вожатых». Рассмотрена возможность использования комплекса мероприятий по организации социокультурной деятельности в образовательных организациях высшего образования. Данные исследования позволяют получить научный задел для разработки и дальнейшей реализации действий по определению условий, содержанию и технологий социально-культурной деятельности обучающихся, обладающих опытом вожатской деятельности в ее формировании в образовательных организациях высшего образования. Рассмотренный опыт может быть применен по всем вузам Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марусяк Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF MEASURES FOR THE ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES BY STUDENTS

The article presents the content of the study on the study of a set of measures for the organization of socio-cultural activities by students with experience in counseling activities. The existing methods and approaches of organizing social and cultural activities in practice of the experience of the Federal Coordinating Center for the Training and Support of Leaders of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow Pedagogical State University” through the involvement in social and cultural activities of both students with experience in leader’s activities and curators of practices are considered., university professors. The study is based on the activities within the framework of the large-scale project “All-Russian School of Counselors”. The possibility of using a set of measures to organize socio-cultural activities in educational institutions of higher education is considered. These studies make it possible to obtain a scientific foundation for the development and further implementation of actions to determine the conditions, content and technologies of the socio-cultural activities of students who have experience in leading activities in its formation in educational institutions of higher education. The considered experience can be applied to all universities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ»

Комплекс мероприятий по организации социально-культурной деятельности студентами

Марусяк Дарья Михайловна,

заместитель директора Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, ассистент кафедры Медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: d.marusyak@yandex.ru

В статье представлено содержание проведенного исследования по изучению комплекса мероприятий организации социально-культурной деятельности студентами, обладающими опытом вожатской деятельности. Рассмотрены существующие методы и подходы организации социально-культурной деятельности на практике опыта деятельности Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» через вовлечение в социально-культурную деятельность как студентов, обладающих опытом вожатской деятельности, так и кураторов практик, преподавателей университетов. В основе исследования рассмотрены мероприятия в рамках масштабного проекта «Всероссийская школа вожатых». Рассмотрена возможность использования комплекса мероприятий по организации социокультурной деятельности в образовательных организациях высшего образования. Данные исследования позволяют получить научный задел для разработки и дальнейшей реализации действий по определению условий, содержанию и технологий социально-культурной деятельности обучающихся, обладающих опытом вожатской деятельности в ее формировании в образовательных организациях высшего образования. Рассмотренный опыт может быть применен по всем вузам Российской Федерации.

Ключевые слова: организация социально-культурной деятельности, вожатство, студенты, подготовка вожатских кадров.

о с

CJ

см оо

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90048.

Организация воспитательного процесса обучающихся с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей определяет актуальность организации социокультурной деятельности студентов.

Мы рассматриваем воспитание, как деятельность по развитию личности студентов. В педагогическом процессе мы понимаем специально организуемое взаимодействие активных участников педагогического взаимодействия по содержанию образования с помощью взаимодействия обучения, воспитания и педагогических средств, чтобы решить задачи образования, связанные с удовлетворением потребностей общества и самого индивида в его развитии, саморазвитии и развитии. Сущность педагогики в нашем понимании есть критерий субъекто-субъектного взаимодействия в структуре процесса педагогики.

Социокультурные предпосылки исследования проблем воспитания обусловлены положениями Закона «Об образовании», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Основами государственной культурной политики.

Социально-культурная деятельность всегда была в центре научных и педагогических исследований. Большинство работ показывают, что социально-культурная работа служит отличным подспорьем для формирования профессиональных навыков и умению современного учителя. Практически вся социальная активность подразумевает тесное взаимодействие с обществом, что способствует развитию лидерских качеств, умения правильно организовываться полноценную воспитательную или учебную деятельность детского коллектива. Особенно хорошо заметны результаты такой работы в вожатстве. Вожатство -это уникальная социально-педагогическая форма развития детей, которая акцентируется на создании условий социализации индивидуумов в коллективе.

Сложившая система подготовки вожатских кадров в МПГУ ориентирована прежде всего на профессиональное обучение студентов вожатской деятельности. Однако, в процессе вожатской и педагогической практики важную роль играет влияние личности студента на формирование гражданского самосознания, вектор направленности социальной активности ребенка, формирование его ценностных и нравственных качеств. В связи с этим,

актуальным становится уже на стадии подготовки вожатых понимать ценностные ориентации, специфику гражданского и нравственного самосознания, социальные установки и социальное самоопределение студенческой молодежи.

В ходе исследования в МПГУ сложилась успешная практика проведения ряда мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов, формированию социокультурной деятельности в вузе через систему мероприятий по вожатской деятельности.

В период с 2017 года Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров Дирекции креативных программ МПГУ (далее - ФКЦ) реализует в рамках масштабного проекта «Всероссийская школа вожатых» миссию по координации деятельности по подготовке вожатых и созданию условий для эффективной работы вожатого как в летнем оздоровительном лагере, так и в школе.

ФКЦ сосредоточился на отработке процессов по организации летней педагогической (вожат-ской) практики обучающихся в в организациях отдыха детей и их оздоровления. В вузе возобновилась практика выездных инструктивных сборов, которые стали возможны благодаря сотрудничеству МПГУ с Правительством Московской области, появились новые мероприятия, сопровождающие процесс подготовки вожатых, такие как: Ярмарка вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления «Я выбираю лето!», межфакультетская отчетная конференция студентов по итогам вожатской практики, конкурс «Лучший студенческий педагогический отряд МПГУ» и др.

Сотрудниками ФКЦ разработаны и успешно реализуются программы профессионального обучения «Основы вожатской деятельности» и «Вожатый», по результатам итоговой аттестации слушателям выдается свидетельство о присвоении квалификации «Вожатый». В период с 2018 по настоящее время по итогам реализации университетом программ профессионального обучения квалификацию «Вожатый» получили более полутора тысяч человек из разных субъектов Российской Федерации.

Важным направлением в деятельности ФКЦ является проведение экспертизы программ подготовки вожатых и программ организации деятельности организаций отдыха и оздоровления детей. В 2020 году Институтом педагогики и психологии МПГУ осуществлена экспертиза программы подготовки вожатых МДЦ «Артек». А в настоящее время в вузе реализуется сетевая образовательная программа профессионального образования «Школа вожатых МДЦ «Артек»», по итогам освоения которой 200 сотрудников МДЦ «Артек» получат квалификацию «Вожатый».

ФКЦ осуществляет поиск внедрения новых технологий подготовки вожатских кадров. Переход студентов педагогических вузов на дистанционное обучение во время пандемии коронави-руса, необходимость безотлагательно осваивать

технологии дистанционного обучения и организации воспитательной деятельности с детьми и молодежью весной - летом 2020 года стали своеобразными тригерами организации летней педагогической (вожатской) практики обувающихся в онлайн-формате, подготовки онлайн вожатых. В мае 2020 года Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ совместно с учебно-методическим управлением МПГУ приняли решение апробировать вожатскую практику дистанционно и организовать на базе вуза онлайн лагерь МПГУ «Ёжик. camp». Этому решению немало поспособствовало участие ФКЦ в проекте Минпросвещения России по подготовке онлайн-вожатых, в котором наряду с МПГУ принимали участие окружные координационные центры по подготовке и сопровождению вожатских кадров - Ульяновский государственный педагогический университет им. Ульянова, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, а также Всероссийского детского центра «Океан».

Для студентов МПГУ онлайн лагерь стал альтернативной площадкой для летней педагогической (вожатской) практики. Для работы в лагере вожатые использовали постоянный высокоскоростной домашний или мобильный интернет, навыки использования платформы Zoom, мессен-джера Whats App, социальной сети «ВКонтакте». Для взаимодействия с детьми в социальной сети «ВКонтакте» были созданы закрытые группы онлайн смен. Для оперативного информирования детей о событиях дня использовался Whats App. Все активности во время онлайн смены проходили на площадке Zoom. Опыт получился успешным. В настоящее время он обобщается, готовится к публикации методическое пособие, содержащее описание программы онлайн лагеря. Пособие может быть использовано как преподавателями, реализующими модуль «Основы вожатской деятельности», так и студентами, изучающими данный модуль.

На протяжении всего времени существования проекта «Всероссийская школа вожатых» специалисты ФКЦ и ОКЦ постоянно являются экспертами всероссийских конкурсов вожатского мастерства, в том числе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лига вожатых» в рамках проекта «Учитель будущего»). Стало традицией и проведение МПГУ Всероссийского конкурса во-жатских проектов «Вожатый - мое призвание!»

Вся информация о реализации масштабного проекта «Всероссийская школа вожатых» размещена на сайте МПГУ на отдельной странице: http:// mpgu.su/obrazovanie/proekt-vserossiyskaya-shkola-vozhatyih/.

На наш взгляд опыт МПГУ по организации социокультурной деятельности через вожатство способствует формированию и последующему внедрению инструментов и механизмов развития образовательно-методической и научной инфраструктуры Российской Федерации, для достиже-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см оо

ния основной цели по удовлетворению потребностей общества, а также государства в профессиональных кадрах в сфере педагогики, воспитания, отдыха и оздоровления подрастающего поколения нашей страны, для обеспечения надлежащего законодательного регулирования не только имеющихся, но и будущих общественных отношений, в становлении российской системы высшего педагогического образования с учетом новых изменений и глобальных вызовов, а также опыта международного уровня развития системы образования, отдыха и оздоровления детей.

Важно создавать как образовательно-методическую, научную экосистему, объединяющую усилия и ресурсы вошедших в нее лиц по повышению качества подготовки высококвалифицированных педагогов, имеющих инновационное мышление, владеющих современными технологиями не только в области обучения, но и воспитания, а также развития гармоничной личности, ориентированной на решение в своей профессиональной траектории развития задач формирования нравственной личности, гражданина своей страны, готового развиваться на ее благо, сознающего ответственность за настоящее и будущее России, активного гражданина, достигающего национальные цели развития Российской Федерации в современных условиях системной трансформации общества и его цифровизации, изменения понятий в современном детстве.

Система построенных мероприятий дает возможность внедрять в воспитательную среду в университете новые образовательные подходы для профессионального образования будущих учителей, обеспечивая формирование педагога будущего, имеющего инновационное мышление, владеющего современными формами образования, воспитания, развития человека, способного организовывать учебный процесс в соответствии со спецификой современного детского возраста и развитием воспитательной деятельности.

Результаты проведенных мероприятий подтверждаются ежегодным ростом заинтересованных студентов в вожатской деятельности. Успешные опыты системы непрерывного сопровождения студентов, имеющих опыт вожатской работы, позволяют использовать созданные модели мероприятий в ВУЗах нашей страны и считать организацию социальной культурной деятельности важной и значимой.

Литература

1. Бирюковой Е.А., Лесконог Н.Ю., Мару-сяк Д.М. Организация летней педагогической (вожатской) практики обучающихся: опыт МП-ГУ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 7 (150), 2020 г., с. 29-33

2. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю. К вопросу о подготовке вожатых в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» // Мир образова-

ния -образование в мире, № 2, 2017, с. 106109

3. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф К вопросу о подготовке вожатских кадров для организации отдыха детей и их оздоровления/ Всероссийский междисциплинарный журнал «Педагогика, психология образования», 2018 г., № 7 стр. 53-64

4. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Шаламо-ва Л.Ф. Модель создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: трудности и успехи реализации // Мир образования -образование в мире, № 3 (71), 2018, с. 213-218

5. Ивченко, Е.В. Модель развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, № 4 (44), 2015, с. 122-127

6. Ипполитова Н.В. Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. -№ 2. - С. 17-24

7. Лесконог Н. Ю., Шаламова Л.Ф. К вопросу о модели подготовки вожатских кадров к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей / под ред. Т.Н. Владимировой, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламовой. М.: МПГУ, 2018. С. 15

8. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф., Марусяк Д.М. Педагогическая практика студентов как основной компонент реализации модуля «Основы во-жатской деятельности»/Вестник педагогических инноваций, 2018, № 4 (52), стр. 45-51

9. Макаров А.В. К вопросу об организации социально-культурной деятельности в условиях вуза // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. № 1.

10. Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России: коллективная монография / под ред. Т.Н. Владимировой, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламовой. - Москва: МПГУ, 2019. - 160 с.

11. А. В. Савченков, Н.В. Уварина Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности Science for Education Today № 2. 2021

12. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 504 с.

13. Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога как система // Вопросы воспитания. -2014. - № 4. - С. 66-70

14. Ткачева С. А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2018. -Т. 4, № 1. - С. 30-40

15. Туев В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и предметное поле // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: сб. статей. Кемерово: КемГАКИ, 2002. С. 32.

A SET OF MEASURES FOR THE ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES BY STUDENTS

Marusyak D.M.

Moscow State Pedagogical University

The article presents the content of the study on the study of a set of measures for the organization of socio-cultural activities by students with experience in counseling activities. The existing methods and approaches of organizing social and cultural activities in practice of the experience of the Federal Coordinating Center for the Training and Support of Leaders of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow Pedagogical State University" through the involvement in social and cultural activities of both students with experience in leader's activities and curators of practices are considered., university professors. The study is based on the activities within the framework of the large-scale project "All-Russian School of Counselors". The possibility of using a set of measures to organize socio-cultural activities in educational institutions of higher education is considered. These studies make it possible to obtain a scientific foundation for the development and further implementation of actions to determine the conditions, content and technologies of the socio-cultural activities of students who have experience in leading activities in its formation in educational institutions of higher education. The considered experience can be applied to all universities of the Russian Federation.

Keywords: organization of social and cultural activities, leadership, students, training of leaders.

References

1. Biryukova E.A., Leskonog N. Yu., Marusyak D.M. Organization of summer pedagogical (leadership) practice for students: the experience of MPGU // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, No. 7 (150), 2020, p. 29-33

2. Vladimirova T.N., Leskonog N. Yu. On the issue of training counselors in the framework of the project «All-Russian school of

counselors» // The world of education - education in the world, No. 2, 2017, p. 106-109

3. Vladimirova T.N., Leskonog N. Yu., Shalamova L.F. On the issue of training leaders for the organization of children's recreation and their recovery / All-Russian interdisciplinary journal «Pedagogy, psychology of education», 2018, No. 7 p. 53-64

4. Vladimirova T.N., Leskonog N. Yu., Shalamova L.F. A model for creating an educative environment in educational organizations, organizations for children's recreation and their recovery: difficulties and successes in implementation // World of Education -Education in the World, No. 3 (71), 2018, p. 213-218

5. Ivchenko, E.V. Model for the development of artistic and creative activity of students in the context of social and cultural activities // Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, No. 4 (44), 2015, p. 122-127

6. Ippolitova N.V. The structure and content of the system of professional training of future teachers // Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Institute. - 2013. - No. 2. - P. 17-24

7. Leskonog N. Yu., Shalamova L.F. To the question of the model of training leaders for the creation of an educative environment in educational organizations, organizations for children's recreation and their recovery // Models for creating an educative environment in educational organizations, organizations for children's recreation and their recovery: science, technology, practice: collection of articles / ed. T.N. Vladimirova, N. Yu. Leskonog, L.F. Shalamova. M.: MPGU, 2018. P. 15

8. Leskonog N. Yu., Shalamova L.F., Marusyak D.M. Pedagogical practice of students as the main component of the implementation of the module «Fundamentals of leader activity» / Bulletin of Pedagogical Innovations, 2018, No. 4 (52), pp. 45-51

9. Makarov A.V. To the question of the organization of socio-cultural activities in the conditions of the university // Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. 2016. No. 1.

10. Training of leaders on the basis of educational institutions of higher education in Russia: a collective monograph / ed. T.N. Vladimirova, N. Yu. Leskonog, L.F. Shalamova. - Moscow: MSGU, 2019. - 160 p.

11. A. V. Savchenkov, N.V. Uvarina Determination of the content of the motivational-value component of the readiness of future teachers for educational activities Science for Education Today No. 2. 2021

12. Modern technologies of social and cultural activities: Proc. allowance / Resp. ed. E.I. Grigoriev. Tambov: Publishing House of TSU im. G.R. Derzhavina, 2002. 504 p.

13. Stepanov P.V. Educational activities of a teacher as a system // Questions of education. - 2014. - No. 4. - P. 66-70

14. Tkacheva S. A., Sagyntai kyzy E. On the problems of professional readiness of future teachers for educational work in new socio-cultural conditions // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. - 2018. - V. 4, No. 1. - S. 30-40

15. Tuev V.V. Socio-cultural activity: concept and subject field // Socio-cultural activity: history, theory, education, practice: Sat. articles. Kemerovo: KemGAKI, 2002, p. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.