Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ'

ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЖАТСТВО / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марусяк Дарья Михайловна

В статье представлены содержание проведенных исследований и полученные результаты по изучению комплекса методов и средств организации социально-культурной деятельности студентами, обладающими опытом вожатской деятельности. Рассмотрены существующие методы и подходы организации социально-культурной деятельности; существующие методы и средства по формированию воспитывающей среды в вузе; методы вовлечения в социально-культурную деятельность как среди студентов, обладающих опытом вожатской деятельности, так и кураторов практик, преподавателей университетов. Рассмотрена возможность использования комплекса мероприятий по организации социокультурной деятельности в образовательных организациях высшего образования. Данные исследования позволили получить научный задел для разработки и дальнейшей реализации действий по определению условий, содержанию и технологий социально-культурной деятельности вожатого в формировании воспитывающей среды в образовательных организациях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марусяк Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS AND METHODS FOR THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITIES OF COUNSELORS

The article presents the content of the conducted research and the results obtained for the study of a set of methods and means of organizing socio-cultural activities by students with experience in counseling activities. Existing methods and approaches to the organization of socio-cultural activities are considered; existing methods and means for the formation of the educational environment in the university; methods of involvement in social and cultural activities both among students with experience in counseling activities, and curators of practices, university teachers. The possibility of using a set of measures to organize socio-cultural activities in educational institutions of higher education is considered. These studies made it possible to obtain a scientific foundation for the development and further implementation of actions to determine the conditions, content and technologies of the social and cultural activities of the counselor in the formation of the educational environment in educational institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ»

Инструменты и методы формирования социально-культурных компетенций студентов при осуществлении деятельности вожатых

Марусяк Дарья Михайловна,

заместитель директора Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, ассистент кафедры Медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: d.marusyak@yandex.ru

В статье представлены содержание проведенных исследований и полученные результаты по изучению комплекса методов и средств организации социально-культурной деятельности студентами, обладающими опытом вожатской деятельности. Рассмотрены существующие методы и подходы организации социально-культурной деятельности; существующие методы и средства по формированию воспитывающей среды в вузе; методы вовлечения в социально-культурную деятельность как среди студентов, обладающих опытом вожатской деятельности, так и кураторов практик, преподавателей университетов. Рассмотрена возможность использования комплекса мероприятий по организации социокультурной деятельности в образовательных организациях высшего образования. Данные исследования позволили получить научный задел для разработки и дальнейшей реализации действий по определению условий, содержанию и технологий социально-культурной деятельности вожатого в формировании воспитывающей среды в образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, вожат-ство, воспитывающая среда.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90048

В нашем исследовании изучался комплекс методов и средств организации социально-культурной деятельности студентами, обладающими опытом вожатской деятельности, по формированию воспитывающей среды в вузе.

В течение исследовательского проекта мы работали по трём основным направлениям.

1. Анализ организации социально-культурной деятельности в образовательных организациях высшего образования.

2. Изучение научно-методической литературы по организации социально - культурной деятельности обучающимися, имеющими опыт вожатской деятельности; разработка хронологии методов и средств организации социально-культурной деятельности обучающимися с опытом вожатской деятельности в образовательных организациях высшего образования.

3. Рассмотрены и проанализированы мероприятия, сопровождающие социально-культурную деятельность студентов в вузе на примере вожат-ской практики.

Мы начали со сбора данных из открытых источников. На первом этапе нашего исследования был изучен анализ организации социально-культурной деятельности в вузе: проанализировано значение воспитательной среды в формировании личности, рассмотрены данные исследований, рассматривающие такие аспекты, как социализация подрастающего поколения, феномен «социально-педагогическая компетентность вожатого», концепции социально-культурной деятельности, рассмотренные отечественными исследователями и др. Методологическую базу исследования составили публикации Л.С. Выготского, Н.Д. Никандро-ва, М.С. Савина, Р.А. Литвак, А.А. Деркач.

Рассмотрены понятия социализации детей в детском оздоровительном центре А.В. Волохов, др.; организационные и составляющие обеспечения деятельности детских летних центров в современном состоянии Г.П. Буданова; Основы летнего оздоровления и отдыха детям и взрослым Е.М. Рыбинский. Анализировались мероприятия, связанные с подготовкой студентов к практике вожатый, формы отчета о результатах практики в интернате.

В качестве методов исследования в основном были применены методы познания, которые использовались как общенаучные, так и аналитические, аналитические, системные, интерпретационные и моделирующие методы, а также методы контент-анализа, изучение международных докла-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см

03

дов и публикаций, метод экспертной оценки, элементы социального проектирования.

С теоретическим подходом - работы А.В. Му-дрикова, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфова, А.В. Золотарева, И.И. С. Нагавкина, Бочкарева В.И. и другие отражают современное представление о социальной и педагогической теориях и практиках. Исследование Р.А. Литвака и Е.Н. Сорочинского раскрывает общие задачи подготовки кадров к социальной и педагогической деятельности.

Значительная часть нашей работы в этом году была сопряжена со сбором большого объема качественных данных. Мы отметили, что особый интерес для изучения темы развития воспитательных технологий вожатого представлены в работах ученых-практиков в этой области педагогического искусства В.П. Беспалко И.П. Волков Л.Ю. Гордин Е.А. Леванова В.Ю. Питюкова Л.Ф. Спирина М.Л. Фрумкин М.П. Щетинин Е.Н. Щурко-ва Е.А. Леванова - крупный педагог, один из крупнейших российских специалистов в области профессиональной педагогики, психологии возраста, воспитания детей.

В ходе своего исследования мы сделали вывод, что современные педагогические учебные заведения сталкиваются с проблемой - отрывом теоретического образования от практического. Участвуя, будущие учителя получают множество практических знаний, несомненно важных в своей профессии, однако часто они сталкиваются с трудностями в общении с детьми, включая во время внеурочных занятий, в завоевании авторитета и формировании коллектива детей, организации, проведении и воспитательных мероприятий в школах, взаимодействие с руководством, коллегами образовательных организаций, родителями. Комплексный подход необходим для решения данной проблемы, но ключевой в ней должно быть организация деятельности производственной педагогики.

В ходе данного исследования отмечалось комплексное исследование подготовки студентов вуза к практике вожатого. Этот тип практики учащихся является частью профессионального обучения учащихся и считается одной из форм взаимосвязи процесса подготовки учащихся в МПГУ с будущими практическими занятиями.

Она придает «вкус» педагогической деятельности и становится будущим практикантам своеобразным путём интеграции в профессиональное сообщество и подтверждения правильности выбранного решения.

При оформлении содержания работы и разработке примерной программы обязательной летней педагогической (вожатской) практики обучающихся МПГУ были учтены итоги использования методов эмпирического уровня (наблюдение, измерение, сравнение).

По данным мониторинга, проведенного Федеральным координационным центром по подготовке и сопровождению вожатских кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (далее - ФКЦ МПГУ), по состоя-

нию на 1 сентября 2019 года 167 образовательных организаций высшего образования подтвердили включение и реализацию в рамках основных образовательных программ по УГНС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» модуля (либо дисциплины) «Основы вожатской деятельности» в 2018/2019 учебном году; 148 вузов реализовы-вали программы летней педагогической (вожат-ской) практики в 2018/2019 учебном году. В 2018 по решению Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и ФУМО по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки летняя педагогическая (во-жатская) практика включена в структуру модуля «Основы вожатской деятельности» [3, с. 30].

Анализируя эффективность комплекса методик и методов организации социальной и культурной деятельности студентов, имеющих опыт во-жатской работы, формирование воспитательной среды в университете, отмечается, что обязательная летняя педагогическая вожатская практика студентов лагеря позволяет расширить и укрепить теоретическое знание, полученное в процессе обучения модуля «Основы вожатской деятельности», развивать у обучающихся умения самостоятельного анализа и разрешения проблемных педагогических ситуаций, повышения мотивации к работе и в целом педагогической деятельности.

Методы решения задач, рассмотренных в проекте, заключаются в рассмотрении состава воспитательной среды в университете, анализе методов, средств организации социальной культуры студентов, имеющих опыт вожатской работы в университете, начиная от обучения по модулю «Основы вожатской деятельности», педагогической воспитательной практики студентов, заканчивая организацией внеучебной деятельности и их общественной деятельности.

Мы подчеркнули, что социальная деятельность университета, анализируя мероприятия, позволяет создать систему сопровождения социальной культурной деятельности учащихся, которая является необходимой частью интеграции человека и общества, поскольку именно это синтетическая сфера формирует активную жизненную позицию человека, умение освоить социокультурную среду и регуляцию поведения в изменяющемся социально-культурном пространстве, что в значительной степени определяет потребность в приобретении учащимися опытов успешного социально-педагогического адаптации в процессе обучения в университете.

На втором этапе исследования теоретическая концептуальная модель выступила основой для подбора диагностического материала для исследования комплекса методов и средств организации социально-культурной деятельности обучающимися организаций высшего образования, обладающими опытом вожатской деятельности, по формированию воспитывающей среды в вузе. По итогам второго этапа проанализированы существующие методы и подходы организации

социально-культурной деятельности. Проведен подробный анализ проблем и открытых научных вопросов в этой области. Анализ образовательной литературы о проблемах организации социальной и культурной деятельности обучающихся организаций высшего образования привел к выводу, что успех организации мероприятий подготовки и поддержки вожатых - профессиональных учителей -отличных классных руководителей, умеющих строить работу коллектива детского сада. Поэтому мы сделали вывод, что социальная и культурная деятельность, осуществляемая вожатством, способствует формированию социальной культуры личности индивида и приобщению его к культуре. Система подготовки кадров для вожатых, будущих учителей,разработанная нами, направлена на разрешение нескольких вышеупомянутых проблем. Результатом разработанной системы стал комплекс мероприятий, которые были проведены.

Проанализированы разные подходы к изучению социально-культурной деятельности, например: педагогический, культурологический, экономический, социологический. Ученые в этой сфере считают, что социальная и культурная деятельность включает в себя установочные элементы структурной деятельности, непосредственно связанные между собой, благодаря которым деятельность становится системой. Наиболее актуальными из методов социальной и культурной деятельности выделяемые отечественными исследователями, такие как: методы формирования сознания личности; методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; а также просветительные, воспитательные методы; методы рекреации и др. Методологической основой исследования являются исследования R.A. Литвака и Е.Н. Сорочинского, которые раскрыли общие задачи подготовки кадров к социальной и педагогической деятельности.

В рамках исследования мы сделали вывод о том, что система подготовки и поддержки вожат-ского персонала оказывает значительную роль в организации социально-культурного процесса студентов, позволяет принимать ценности, относящиеся к воспитательной деятельности, а затем преобразовать их в интегрирование личностного и профессионального навыка. Усвоенные учащимися, имеющими опыт вожатского труда, будущие педагоги, имеющие опыт вожатского труда, профессиональные сущности, ценности организации социальной культурной деятельности, являются основой дальнейшего устойчивого мотивирования к педагогической профессии.

Представлены подробный анализ проблем и научных вопросов в области методов и подходов организации социально-культурной деятельности вожатого в формировании воспитывающей среды вуза, оценка их эффективности.

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы группы методов:

- теоретические методы (систематизации и концептуализации научных идей, моделирование);

- методы сбора эмпирических данных: анкетирование, интервью,

- изучение массового передового опыта;

- опытно-экспериментальная работа. Решение задач, которые были поставлены

в исследовании, позволило добиться научного задела по разработке, возможности дальнейшей реализации по определению условий, свойств и технологий социально-культурной деятельности при формировании воспитывающей среды.

На практико-диагностическом уровне разработанная модель комплекса мероприятий по организации социокультурной деятельности может использоваться для подготовки специалистов сферы организаций детского отдыха и их оздоровления, будущих педагогов, вожатых.

Разработанный материал может быть использован в педагогическом процессе в рамках: а) подготовки будущих педагогов; б) программ профессионального обучения, формирования кадрового резерва; в) разработки специальных программ обучения и развития специалистов для организаций, занимающихся вопросами отдыха детей и их оздоровления.

Литература

1. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Мару-сяк Д.М. Представленность подготовки вожат-ских кадров в педагогических вузах: результаты исследования // Преподаватель XXI век. 2021. № 4. Часть 1. С. 37-44

2. Марусяк Д.М. К вопросу об организации социально-культурной деятельности студентов, обладающих опытом вожатской деятельности. Результаты исследования // Педагогический журнал. 2021. № 3. С. 73-85

3. Бирюкова Е.А., Лесконог Н.Ю., Марусяк Д.М. Организация летней педагогической (вожатской) практики обучающихся: опыт МП-ГУ // Известия ВГПУ. 2020. № 7 (150). С. 29-33

4. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф., Мару-сяк Д.М. Педагогическая практика студентов как основной компонент реализации модуля «Основы вожатской деятельности»/Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 45-51

TOOLS AND METHODS FOR THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITIES OF COUNSELORS1

Marusyak D.M.

Moscow State Pedagogical University

The article presents the content of the conducted research and the results obtained for the study of a set of methods and means of organizing socio-cultural activities by students with experience in counseling activities. Existing methods and approaches to the or-

1 The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 19-313-90048

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

ganization of socio-cultural activities are considered; existing methods and means for the formation of the educational environment in the university; methods of involvement in social and cultural activities both among students with experience in counseling activities, and curators of practices, university teachers. The possibility of using a set of measures to organize socio-cultural activities in educational institutions of higher education is considered. These studies made it possible to obtain a scientific foundation for the development and further implementation of actions to determine the conditions, content and technologies of the social and cultural activities of the counselor in the formation of the educational environment in educational institutions of higher education.

Keywords: social and cultural activity, leadership, educational environment.

References

1. Vladimirova T.N., Leskonog N. Yu., Marusyak D.M. Representation of the training of leaders in pedagogical universities: results of the study // Lecturer XXI century. 2021. No. 4. Part 1. P. 37-44

2. Marusyak D.M. On the issue of organizing the socio-cultural activities of students with experience as a leader. Research results // Pedagogical journal. 2021. № 3. pp. 73-85

3. Biryukova E.A., Leskonog N. Yu., Marusyak D.M. Organization of summer pedagogical (leadership) practice of students: the experience of MSGU // Izvestiya VSPU. 2020. No. 7 (150). pp. 29-33

4. Leskonog N. Yu., Shalamova L.F., Marusyak D.M. Pedagogical practice of students as the main component of the implementation of the module "Fundamentals of counselor activity" / Bulletin of pedagogical innovations. 2018. No. 4 (52). pp. 45-51

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.