ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Резник Ирина Ивановна
«Роль вузовских храмов в формировании ценностных ориентаций студентов»
УДК 17.022.1: 378
РОЛЬ ВУЗОВСКИХ ХРАМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Резник Ирина Ивановна,
кандидат философских наук, доцент кафедры История, философия и культурология, ОмГУПС, руководитель учебно-исторического культурного центра Омского государственного университета путей сообщения
Аннотация. В статье говорится о необходимости присутствия Церкви в стенах учебного заведения, что было естественным в прежнее дореволюционное время. О работе вузовских храмов по формированию нравственно-здорового климата внутри вуза, что направляет молодого человека в сторону нравственности в системе ценностных ориентаций.
Ключевые слова: храм, вагон-храм, святость, нравственность, богослужение, культура, Кирилло-Мефо-диевские чтения.
THE ROLE OF UNIVERSITY CHURCHES IN THE FORMATION OF VALUE SYSTEM OF STUDENTS
Reznik Irina Ivanovna,
candidate of philosophical sciences, associate professor of the History, Philosophy and Culturology Department, OmGUPS, head of the educational and historical cultural center Omsk State Transport University
Abstract. The article talks about the need for the church to be present within the walls of educational institutions, which used to be natural in the previous pre-revolutionary times. The study talks about the work of university churches on forming a morally healthy climate within the university, which directs young people towards morality in their value systems.
Key words: church, church in a train carriage, holiness, morality, church service, culture, Cyril and Methodius readings.
каком направлении меняются ценностные ориентации студента за время его пребывания в вузе? Как в соответствии с личностным ростом изменяется система ценностей и приоритетов? Подготовка хорошего профессионала, который был бы многосторонне развитой, готовой к интеграции, патриотически настроенной личностью, не может достигаться в ущерб развитию личностного роста студента, который, вступая во взрослую жизнь, способен ощущать себя человеком, ответственным не только за свои деяния, но и за разумное использование тех даров, которыми наделил его Творец.
Каждое поколение сталкивается с переменами, которые у одних могут вызвать недоумение или неуверенность, а у других - желание войти в круг «сильных мира сего» за счет приобретения власти и богатства. Иные в поисках смысла стремятся к пониманию исторического процесса. Из той череды событий, которая предшествовала настоящему, можно всё-таки понять, что помимо иных человеческих факторов
В
№ 2 (11), 2021
исторического развития (экономического, социального, политического и др.) существует еще один фактор - духовный, что без нравственной основы, укреплению которой способствует Церковь, образование часто оказывается серьезным орудием против доброго начала в нечистых руках безнравственных сил.
В настоящее время в условиях роста безработицы, имущественной поляризации и, как следствие, чётко выраженного пессимистического настроя большинства граждан наблюдается процесс этического релятивизма, уничтожающего все нравственные мерила, когда различие между добром и злом становится относительным. Целью большинства людей становится накапливание материальных благ, богатств, и только на этой основе решение человеческих проблем, в том числе социальных и культурных. Сотворяя технику для освоения природы обитания, человек «вписал в природную среду рукотворное дополнение, которое таит в себе угрозу, если нравственность человека будет отставать от его могущества» [2, с. 4]. По своей сути техника нейтральна, ее использование зависит от духовности человека, являющейся одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни и всего исторического прогресса. В такой ситуации обесценивания культурных, этических норм и ценностей насущно необходимыми становятся попытки дать ответы на предельно вечные нравственные вопросы: о смысле явления человека в мир, о высшей цели его существования и деятельности. И если говорить об уроках истории, то нельзя не согласиться с В. О. Ключевским, утверждающим, что «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается развитие так называемой кич-куль-туры - массовой культуры в ее самом низкопробном проявлении, которая является порождением политики отхода от элементарных ценностей. Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в т. ч. кино и телевидение, которое зачастую пропагандирует антикультуру, которая не столько отражает внутреннее состояние нашего народа и молодежи, сколько пытается сделать его тупым. Противостоять этому, направляя молодого человека в сторону нравственности в системе ценностных ориентаций (если говорить о студенчестве), как ничто другое, сможет храм при вузе.
По словам настоятеля храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова протоиерея Максима Козлова: «Польза для вуза может состоять, прежде всего, в том, что, хотя реально и небольшое число студентов и сотрудников являются воцерковленными православными христианами, объединенными вокруг домового храма высшего учебного заведения, тем не менее, они могут оказаться закваской того нравственно-здорового климата внутри вуза, который так трудно ныне достижим любыми иными средствами» [3]. Далее протоиерей Максим Козлов говорит о пользе вузовского храма для Церкви: «...безусловно, студенческая молодежь, в целом, не может не быть объектом церковного попечения просто потому, что именно эта категория, эта генерация молодежи социально наиболее активна. В значительной мере именно она будет занимать в будущем в самых различных областях своей жизни значимые или достаточно значимые позиции. И по простому логическому рассуждению, чем больше будет православных христиан среди медиков, тем спокойнее мы будем идти на операцию, чем больше будет среди государственных служащих, тем меньше среди них будет коррупции, чем больше бу-
ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Резник Ирина Ивановна
«Роль вузовских храмов в формировании ценностных ориентаций студентов»
дет офицеров, которые будут служить Богу и Отечеству с верой в душе, тем меньше будет в армии дедовщины и тем крепче будут наши вооруженные силы [3]. В этом протоиерей видит не меркантильно-материальный, а естественный, природный интерес Церкви.
Кроме того, без знания основ православной культуры дипломированный специалист вряд ли может считать себя интеллигентом. Религия - это феномен, и мы не можем не соприкасаться с ней, без знания основ религии невозможно всесторонне понять литературу, живопись, музыку. Ведь, по словам настоятеля домового храма имени святителя Иннокентия Московского Якутской Духовной семинарии, проректора по учебной работе семинарии иерея Алексия Воеца, «наследие православной культуры намного шире православной веры. Поэтому мы говорим не только об иконах, но и о живописи. Не только о духовных песнопениях, но и о музыке. Не только о церковной архитектуре, но об архитектуре в целом.» [4]. Здесь можно говорить и об элементарной безопасности людей, например: как не попасть в секту или отличить радикального мусульманина от традиционного; как правильно поступить в трудной жизненной ситуации, ведь при низком уровне личностного развития линия поведения при возникновении трудностей выбирается чаще всего не самая лучшая.
В прежнее время присутствие Церкви в стенах учебного заведения было естественным и необходимым. Без домового храма, тесно связанного с жизнью самого учебного заведения, не обходилось ни одно университетское событие или торжество, научные чтения или посещения почетных гостей. Начало и окончание учебного года отмечалось торжественным богослужением. Настоятель домового храма совмещал свое служение с должностью законоучителя, т.е. преподавателя Закона Божия, входящего в число обязательных дисциплин.
Открытие новых корпусов и заведений при университете, лаборатории или новой учебной аудитории всегда начиналось с их освящения. Так, 9 октября 1900 года в 10 часов утра при открытии Томского технологического института императора Николая II (от которого берёт своё начало история Омского государственного университета путей сообщения) все студенты учебного заведения были приглашены на молебен, о чём они узнали из объявления, подписанного самим ректором ТТИ профессором Е. Л. Зубашевым. И только после молебна, который отслужил Епископ Томский и Барнаульский Макарий, в институте начались занятия.
Согласно информации, размещённой на сайте храма святой мученицы Татиа-ны при МГУ, в 1993 году Учёным советом МГУ было принято решение о воссоздании православной домовой церкви Московского университета, возникшей практически сразу после его открытия в 1791 г. и закрытой в 1918 году. 23 января 1995 года община вошла в стены храма. И, хотя многие говорили, что этот «проект» обречен на провал, в этом храме не будет прихода, он будет влачить жалкое существование в центре столицы, однако эти ожидания не оправдались. «Храм мученицы Татианы оказался первопроходцем в новом формате общения и соработничества власти и Церкви - под этим новым форматом подразумевается присутствие Церкви на одной из стратегических для государства площадок - в высшем учебном заведении» [5]. На сайте отмечено, что уважение к храму святой Татианы складывалось во многом благодаря тому, что во главе его стоит образованный, известный священник, выпускник МГУ Максим Козлов, и его вклад как духовного, а очень часто и
№ 2 (11), 2021
не только духовного, руководителя прихода трудно переоценить. По словам иерея Алексия Воеца: «Богослужение в той форме, как есть, - это великая ценность. Это граница, которая отделяет от пропасти, за которой начинается невежество» [4]. Вузовский храм, передавая студентам такую ценность «из рук в руки», не позволит студентам-прихожанам перейти эту границу.
В Омском государственном университете путей сообщения нет домового храма, но появилась идея организации вагона-храма на учебном полигоне вуза. В учебно-историческом культурном центре (бывшем музее) ОмГУПСа оформлен уголок под названием «Вагон-храм», как часть истории железной дороги в России. 15 апреля нынешнего года в библиотеке университета (а как хорошо бы в вагоне-храме!) по инициативе Омской Митрополии прошли Региональные образовательные Кирил-ло-Мефодиевские чтения, посвящённые 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. И хотя до государственного праздника в честь святых братьев Кирилла и Ме-фодия - Дня славянской письменности и культуры (отмечается 24 мая), оставалось чуть больше месяца, организаторы решили провести чтения в апреле. В университет в апреле до начала страстной недели должен был приехать духовник вуза Илия Ба-гаев, иерей, настоятель Омского Храма Нерукотворного Образа Спасителя, который когда-то здесь учился. В назначенное время в читальном зале библиотеки стали собираться взволнованные и даже слегка испуганные предстоящей встречей студенты, готовившие доклады, и другие участники чтений - студенты и преподаватели. Учебно-историческим культурным центром и библиотекой вуза была предложена тема: «Прикосновение святости к истории ОмГУПСа».
Сначала прозвучало вступительное слово отца Илии, который поприветствовал и благословил участников. А также объяснил, что святость есть пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость - дар Божий, но для получения этого дара человек должен приложить усилия, направленные на борьбу со своими греховными страстями. Далее были приведены замечательные слова Митрополита Антония Сурожского, который в своих проповедях говорил: «Святой - это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом». Святость христиан - не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.
Далее слово было предоставлено автору этой статьи: «Сегодня мы поговорим о святых, чьи судьбы коснулись истории Омского государственного университета путей сообщения. Первым из них можно назвать имя Императора Николая II, который, будучи ещё наследником престола, в 1891 г. совершил закладку Транссибирской магистрали, вызвавшей потребность в инженерах-железнодорожниках. В 1900 г. был открыт Томский технологический институт ТТИ (первое название ОмГУПСа), построенный по Высочайшему Указу Императора Николая II. Институт носил имя императора до революционного переворота в России 1917 года. Семья последнего российского императора была зверски расстреляна большевиками в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева 1918 году. В 1992 г. на месте снесённого в советское время дома был заложен Храм на Крови. А семья Николая II канонизирована в 2000 г. как Святые царственные страстотерпцы.
При открытии ТТИ 9 октября 1900 г. (как уже упоминалось) перед началом занятий состоялся молебен, который совершил епископ Томский и Барнаульский Ма-карий (Невский), через некоторое время направленный руководить Московской
ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Резник Ирина Ивановна
«Роль вузовских храмов в формировании ценностных ориентаций студентов»
митрополией. После революции Владыка подвергался гонениям и унижениям. После обнаружения его нетленных мощей был причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 г.
В 1961 году институт (тогда ТЭМИИТ) был переведён в Омск (стал называться ОмИИТом) и размещён в здании бывшего Управления Омской железной дороги. Закладка этого здания произошла 29 июля 1914 г. с проведением молебна, который совершил архиепископ Омский и Павлодарский Андроник (Никольский). 17 июня 1918 года был арестован большевиками. Он в то время служил в Перми. Через три дня чекисты заставили Владыку копать себе могилу и лечь в неё. После этого начали забрасывать его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу. Андроник (Никольский) был причислен к лику святых Русской православной церковью в 2000 году.
С 1918 по 1919 годы в здании УОЖД размещалась ставка Верховного правителя России А.В. Колчака, получившего благословение на эту должность от архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского). В конце 1919 года был арестован большевиками в Омске, находился в заключении около двух месяцев, после чего был подвергнут жестоким пыткам. Требуя от него покаяния и ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Русской православной церковью в 2000 году.
Во время Великой Отечественной войны произошло ещё одно прикосновение святости к истории вуза через выпускника ТЭМИИТа доцента В.П. Богданова, получившего на фронте ранение в ногу и оказавшегося в госпитале в г. Тамбове. Там В.П. Богданову провёл операцию известный хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, впоследствии причисленный Русской православной церковью к лику святых (святой Лука Крымский)».
Затем последовали доклады студентов-участников Кирилло-Мефодиевских чтений, остальные студенты слушали доклады внимательно, так же как и вступительное слово отца Илии. Многие из них впервые встретились со священником. В завершение состоялась небольшая дискуссия. При подведении итогов слово вновь взял отец Илия, высказав пожелание студентам быть более раскованными при рассказах о таких необыкновенных смелых людях, которые твёрдо стояли за веру православную, были широко образованными просветителями земли русской.
Следует добавить, что зерно веры Православной в вузе было посажено не в первый раз. Но ведь студенты уходят, получив дипломы, а затем приходят новые, поэтому из года в год эти семена необходимо заново сажать. Есть надежда, что какие-то из них прорастут, давая студентам понимание веры и её основ, наполняя студенческие души истинной любовью, а значит, помогая им становиться высоконравственными личностями.
Польза и необходимость вузовских храмов настолько очевидна, насколько очевиден ответ на вопрос, поставленный в одном из выступлений философом и российским государственным деятелем Д. О. Рогозиным: «.какая польза человеку возлюбить тьму больше света?...». Молодой человек ищет ответы на острые жизненные во-
№ 2 (11), 2021
просы, один из которых касается смысла бытия человека и человечества, и лучший помощник в этом поиске - священник вузовского храма. Важность поставленных вопросов о жизненных ориентирах молодежи неоспорима, так как нынешним студентам предстоит определять дальнейшее развитие нашего государства в качестве руководителей разных рангов или рядовых членов общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барг М. А. Эпохи и идеи [Текст] / М. А. Барг. - М. : Мысль, 1987. - 354 с.
2. Глан И. В. Этот исчезающий вещный мир [Текст] / И. В. Глан. - М.: Знание, 1990. - 192 с.
3. http://2001-7.izhiza.ru/2001_7/rubrikator/pokoleny/mol5.htm
4. http://eparhia.ya 1 .ru/index.php?Itemid=81&catid=53:2010-04-05-02-22-31&id=1312:2012-02-16-03-49-42&option=com_content&view=article
5. http://st-tatiana.ru/