Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ПРИ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ПРИ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДОМОВЫЙ ХРАМ / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ТАТИАНА / ST. MARTYR TATIANA / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ВУЗ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / HOUSE CHURCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Субботин О. С.

Исследование посвящено существующим и проектируемым православным храмам при высших образовательных учреждениях. Приведена краткая историческая справка о Святой мученице Татиане, являющейся покровительницей российского студенчества. Особое внимание заслуживает история архитектуры церкви во имя Святой мученицы Татианы на территории Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Рассмотрена архитектура аналогичных храмов в других городах России с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрыта роль и значение православной церкви в образовательном процессе указанных учреждений. Освещены актуальные проблемы, возникающие при оформлении разрешительной документации. Представлены архитектурные решения храмового комплекса на территории Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. Практическая значимость научной статьи состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проектировании домовых храмов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of Orthodox Churches at Higher Educational Institutions

The study is devoted to the existing and projected Orthodox churches at higher educational institutions. A brief historical note on St. Martyr Tatiana, who is thepatroness of Russian students, is presented. Particular attention deserves the history of the architecture of the church in the name of St. Martyr Tatiana on theterritory of the M.V. Lomonosov Moscow State University. The architecture of similar churches in other cities of Russia is considered with due regard for historicaland other local traditions. The role and importance of the Orthodox Church in the educational process of these institutions are revealed. The actual problemsthat arise in the course of preparation of permit documentation are highlighted. Architectural solutions of the temple complex on the territory of the Kuban StateAgrarian University named after I.T. Trubilin are presented. The practical significance of this scientific article is that the results of the research can be used whendesigning house churches of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ПРИ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Градостроительство и архитектура

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 726:27-524.4

О.С. СУББОТИН, д-р архитектуры (subbos@yandex.ru)

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13)

Архитектура православных храмов при высших образовательных учреждениях

Исследование посвящено существующим и проектируемым православным храмам при высших образовательных учреждениях. Приведена краткая историческая справка о Святой мученице Татиане, являющейся покровительницей российского студенчества. Особое внимание заслуживает история архитектуры церкви во имя Святой мученицы Татианы на территории Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Рассмотрена архитектура аналогичных храмов в других городах России с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрыта роль и значение православной церкви в образовательном процессе указанных учреждений. Освещены актуальные проблемы, возникающие при оформлении разрешительной документации. Представлены архитектурные решения храмового комплекса на территории Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. Практическая значимость научной статьи состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проектировании домовых храмов вузов.

Ключевые слова: домовый храм, церковь, образовательное учреждение, Святая мученица Татиана, территория, вуз, архитектура, традиции, воспитание, культура.

Для цитирования: ФИО. Архитектура православных храмов при высших образовательных учреждениях // Жилищное строительство. 2018. № 1-2. С. 10-15.

O.S. SUBBOTIN, Doctor ofArchitecture (subbos@yandex.ru) Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (13, Kalinina Street, 350044, Krasnodar, Russian Federation)

Architecture of Orthodox Churches at Higher Educational Institutions

The study is devoted to the existing and projected Orthodox churches at higher educational institutions. A brief historical note on St. Martyr Tatiana, who is the patroness of Russian students, is presented. Particular attention deserves the history of the architecture of the church in the name of St. Martyr Tatiana on the territory of the M.V. Lomonosov Moscow State University. The architecture of similar churches in other cities of Russia is considered with due regard for historical and other local traditions. The role and importance of the Orthodox Church in the educational process of these institutions are revealed. The actual problems that arise in the course of preparation of permit documentation are highlighted. Architectural solutions of the temple complex on the territory of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin are presented. The practical significance of this scientific article is that the results of the research can be used when designing house churches of higher educational institutions.

Keywords: house church, church, educational institution, St. Martyr Tatiana, territory, higher educational institution, architecture, traditions, education, culture.

For citation: Subbotin O.S. Architecture of orthodox churches at higher educational institutions. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2018. No. 1-2, pp. 10-15. (In Russian).

Актуальность темы. Одной из главных задач подъема культуры, создания духовного потенциала нашего общества, формирования нового человека является преемственность, творческое сочетание лучших традиций прошлого с современными достижениями. При этом особое место в решении указанных задач, оказывающих влияние на развитие личности и целенаправленно создающих условия для духовно-ценностной ориентации человека, занимает возрождаемое сегодня религиозное воспитание. История нашей страны подтверждает, что в дореволюционной России православие было государственной религией.

Храмы в Древней Руси имели огромное значение. Они были не только главной святыней города, но и символами гражданской жизни [1]. Именно они своеобразный краеугольный камень в основании фундамента будущего города. Воздвигнутые руками порой неизвестных мастеров древности, они безмолвно хранят неразгаданные тайны. Храмы являются свидетелями природных и социальных катаклизмов, приводящих к миграции народов и смене вла-

1о| —

стителей, культов и религий. Примечательно также, что и в градостроительном отношении храмовым комплексам отводилась доминантная роль в формировании окружающей застройки [2]. Не случайно в этом отношении было и наличие православных храмов при различных образовательных учреждениях.

В настоящее время также актуальна необходимость религиозного воспитания в контексте сохранения лучших традиций отечественного образования. Строительство духовно-просветительских центров на территории учреждений высшего образования является перспективным направлением в развитии духовного воспитания молодежи. Закономерен и тот факт, что святую мученицу Татиану считают покровительницей студентов. Указом Президента Российской Федерации от 25.01.2005 № 76 установлен День российского студенчества. Согласно данному указу этот день отмечается 25 января. Среди многих престольных праздников Та-тьянин день - именины Татьян и праздник студентов - особо почитаемое торжество.

М-2'2018

ЖИЛИЩНОЕ

Научно-технический и производственный журнал

Л

Методологической основой исследования представленной темы являются: комплексный подход, включающий анализ научной литературы (идеи философской, христианской и педагогической антропологии); изучение отечественной практики проектирования и строительства домовых храмов в высших учебных заведениях. Проведено натурное обследование с фотофиксацией с целью изучения архитектурных и функционально-планировочных решений храмов в честь Святой мученицы Татианы в Москве, Воронеже, Самаре. Обобщены и систематизированы результаты изучения проектов.

Историческая справка. Татиана родилась в Риме в начале III в. н. э., в правление императора Марка Аврелия, принявшего имя Антонин Каракалла [3]. Достигнув брачного возраста, она отказалась от замужества, решив посвятить себя всецело служению Церкви, и была поставлена диаконисой. За свою веру и отказ принести жертву идолу Аполлона была подвергнута пыткам. В мученичестве Святой Татианы Господь Иисус Христос показал Свое всемогущество, ибо по ее молитве трижды разрушались статуи богов, а диавол, обитавший в идолах, с громким криком и рыданием бежал оттуда [4]. В дальнейшем Святая Татиана была подвергнута жестоким пыткам, но твердость ее веры и терпение были непоколебимы. При этом она молилась, чтобы Бог просветил ее мучителей.

Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире, между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь - интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками в настоящее время [5].

Вместе с тем, раскрывая тему исследования, посвященную архитектуре православных храмов при высших образовательных учреждениях, следует акцентировать внимание на словосочетании «домовый храм». Так, в России до 1917 г. православным домовым храмом считался храм, община которого формировалась не по террито-

риальному (районному, местному) отличию, как у превалирующей части приходов, а по профессиональному или какому-либо иному отличию. Существовали домовые «встроенные» церкви при училищах, больницах и иных казенных заведениях. Отличительной особенностью того времени было наличие при всех российских университетах домовых храмов. В указанных храмах крестили детей профессорско-преподавательского состава, совершались студенческие венчания - церковное благословение брака, отпевали усопших. Основу православия составляли заповеди Божии.

Внутренняя связь человека и Бога - главная заповедь при создании каждого православного храма. Вместе с тем православная вера, традиции храма Божьего и профессионализм творца являются основными составляющими при создании культового здания или сооружения. Только неразрывная связь указанных деяний - деятельности, совершаемой человеком по мотивам общественного блага с большой самоотдачей и жертвенностью во имя высокой идеи, является основным фундаментом будущего произведения и дает позитивный результат. Если храмы строятся, то это значит, что у народа есть сильная вера и сильный дух [6]. Знаменательно и то, что в архитектурно-планировочном и архитектурно-художественном решении храмов «при сохранении в общем виде основных структурообразующих планов церквей объемная композиция и декоративные детали в разные периоды имели свои характерные особенности» [7].

Храм Святой мученицы Татианы в Москве. Необходимо отметить, что первенствующий храм Святой мученицы Татианы был заложен при Московском государственном университете (МГУ). Почти на протяжении более двухсотлетней истории указанный храм претерпел немало изменений, был свидетелем многих исторических событий, происходящих в нашей стране. Особенно примечательна общая хронология храма.

5 апреля 1791 г. митрополит Платон освятил церковь Святой мученицы Татианы в ближнем к Тверской улице левом флигеле нового здания Университета на Моховой. Однако в 1812 г. Татианинский храм сгорел вместе с основными зданиями Университета, и в сентябре 1817 г. университетским домовым храмом временно (до 1837 г.) стала верхняя церковь соседнего храма Георгия на Красной Горке [8].

Далее события развиваются таким образом, что здание Московского университета, сохранившееся в переделке ар-

Рис. 1. Храм Святой мученицы Татианы при МТУ. Современное состояние: а — главный фасад; б — интерьер храма; в — интерьер зального помещения перед входом в храм

Градостроительство и архитектура

цн .1

Научно-технический и производственный журнал

Местонахождение храма

г. Владивосток Храм-часовня располагается в сквере между ул. Сибирцева и Пушкинской, неподалеку от станции фуникулера

г. Воронеж ул. Ушинского, 4а

хитектора Д. Жилярди после пожа- Форма

ра 1812 г., было построено М.Ф. Казаковым в виде буквы П. В центре за шестиколонным ионическим портиком помещался полукруглый актовый зал. По его сторонам располагались залы и аудитории для занятий. Боковые корпуса здания выступали вперед, образуя парадный двор. Между ними вдоль улицы стояла красивая решетка с воротами. Закруглив внешние углы боковых крыльев, Казаков тем самым связал его с улицами (Моховой и Большой Никитской) [9]. В 1833-1836 гг. архитектор Д. Тюрин перестроил главный усадебный дом в Аудиторный корпус (так называемое «новое здание» университета), левый флигель - в библиотеку, а театральный (правый) флигель - в университетскую церковь. 12 (25) сентября 1837 г. митрополит Московский Филарет, причисленный к лику святых в декабре 1994 г., освятил домовую церковь университета [8].

В советское время помещения церкви не использовались по прямому функциональному назначению, в них был устроен читальный зал, затем клуб, студенческий театр. В конце XX - начале XXI в. история, тяготеющая к справедливости, в конце концов все поставила на свои места: храм служит как культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов (рис. 1-3). Открывается нижний храм во имя святителя Филарета Московского. В нем установлен иконостас - алтарная перегородка с иконами из храма Преподобного Серафима Саровского в Нью-Йорке, который в 1988 г. был передан в дар храму. Ранее он был установлен в верхнем храме Святой мученицы Татианы.

Храмы Святой мученицы Татианы в России. Примечательно, что наше время отмечено строительством новых православных храмов и возрождением сохранившихся памятников духовного зодчества. В духовной жизни современного российского общества произошло существенное изменение мировоззренческих и ценностных ориентаций. Возрождение культурно-исторического наследия, в том числе и тех памятников, которые были созданы в рамках православной русской традиции, становится насущной задачей [10].

Весьма отрадно, что традиции храмостроения продолжаются, храмы Святой мученицы Татианы при высших образовательных учреждениях успешно проектируются,

стилеобразование и художественная образность храмов Святой мученицы Татианы

г. Екатеринбург Исторический сквер в центральной части города в Ленинском районе между ул. Ленина и ул. Малышева

г. Самара ул. Академика Павлова, 1

Общий вид

Справка о состоянии храма. Архитектурный стиль

Часовня-храм Святой Татианы была возведена в 2000 г. Строительством храма занималась группа архитекторов и студентов, которые обучались в Архитектурном институте ДВГТУ. Руководил строительными работами профессор В. Мора. Храм Святой мученицы Татьяны вошел в комплекс, который включает часовню, звонницу и памятник ученикам, погибшим во время Великой Отечественной войны

Строительство храма началось в 2002 г. по инициативе сотрудников Воронежского государственного аграрного университета и верующих жителей района. Храм выполнен в древнерусском стиле по проекту архитекторов В.П. Шевелева и М.А. Иванова

Проектируемый храм имеет следующие размеры: длина -11,5 м, ширина - 18 м, высота -29 м. Предполагаемое месторасположение со стороны «Южных ворот» на ул. Малышева. Следует отметить, что в Екатеринбурге уже существовал приход Святой Татианы при Архитектурной академии. Авторский коллектив ООО «Стройреставрация»

Строительство храма началось в 2004 г., и 4 августа 2006 г. в цокольном этаже отслужен первый молебен с водосвятием и чтением акафиста Святой мученице Татиане. Храм построен в традиционном русском стиле. На звоннице установлено одиннадцать колоколов, отлитых на Самарском колокололитейном заводе. Высота храма около 30 м

сооружаются или уже эксплуатируются во многих городах России (см. таблицу):

- во Владивостоке возле центрального входа в бывший корпус «А» Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ);

- в Воронеже при Воронежском государственном аграрном университете имени императора Петра I (ВГАУ);

- в Екатеринбурге в Историческом сквере - одно из важнейших культурных мест на территории города;

- в Самаре при Самарском государственном университете (СамГУ);

- в Краснодаре при Кубанском государственном аграрном университете им. И.Т. Трубилина (КГАУ).

12

1-22018

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 2. Концептуальное решение храма Святой мученицы Татианы при КТАУ: а — вариант 1; б — вариант 2

Это лишь малая толика храмов Святой мученицы Татианы из огромного количества подобных храмов в Российской Федерации.

Храм Святой мученицы Татианы в Краснодаре.

В ходе обзора опыта архитектурно-градостроительного и конкурсного проектирования, а также анализа существующих научно-практических разработок в сфере храмового зодчества архитекторами Ф.И. Афуксениди и О.С. Субботиным предложены варианты концептуальных решений храма Святой мученицы Татианы на территории Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. Указанные варианты разрабатывались с целью определения объемно-пространственной и художественной составляющей храма на рассматриваемой территории, выявления ее эстетического потенциала, который в дальнейшем повлияет на архитектурно-планировочную композицию окружающей застройки (рис. 2).

В дальнейшем на основе многочисленных концептуальных градостроительных и архитектурно-планировочных вариантов решения храма принят проект, выполненный «по образцу» храма Святого Иоанна Златоуста (усыпальница Первушиных) Донского монастыря в г. Москве, построенного в 1888-1891 гг. по проекту А.Г. Венсана, В.П. Гаврилова и А.С. Каминского (иконостас) на территории Донского монастыря в Москве.

В отличие от первоисточника в данном проекте нижний этаж развит в длину и ширину и является стилобатом для расположенного на нем храма Святой мученицы Татианы. Благодаря стилобату храм, имеющий невысокие пропорции и находящийся по оси ул. Северная в начальной ее части, замыкает перспективу улицы и является архитектурной доминантой. В стилобате запроектированы помещения, необходимые для полноценного функционирования храмового комплекса: актовый зал, классы воскресной школы, трапезная, подсобные и технические помещения.

Храм запроектирован в неовизантийском стиле (рис. 3) в виде тетраконха (тетраконх - от тетра... и конха, в средне-

вековой Грузии, Армении и др. тип центрического храма с четырехлепестковым планом: к квадратному внутреннему помещению примыкают четыре апсиды. Советский энциклопедический словарь. 1988. С. 1328).

Необходимо особо выделить, что характерные черты неовизантийского стиля периода историзма и модерна были представлены главным образом в храмовом зодчестве. Особенность данного стиля состоит в том, что в византийском искусстве VI-XШ вв. стали преобладать центрические крестово-купольные храмы, которые впоследствии послужили прообразами для древнерусских церквей. Образцом данного искусства служил храм Святой Софии в Константинополе.

Центральный четверик проектируемого храма Святой мученицы Татианы возвышается, поддерживая барабан центрального купола. Храм окружен прямоугольными объемами притворов со всех четырех сторон, верхний ярус которых покрыт конхами. «Конха (гр. копс1пе - раковина) - полукупол, свод в виде четверти сферы, перекрытие апсиды или ниши [11]». На западной стороне располагается невысокая колокольня, на восточной стороне - алтарная апсида, полукруглая в плане. Для пожарной безопасности предусмотрено три эвакуационных выхода - северный, западный и южный. Планировочно храм представляет собой крестовокупольную систему с пристроенным с запада притвором-колокольней. Вместимость храма - 300 прихожан. В притворе предусмотрены церковная лавка, гардероб, лестница, ведущая на антресоль хоров.

Конструкции стен - комплексная кладка с монолитными железобетонными включениями; перекрытие, своды, конхи, купол - монолитный железобетон. Отделка стен цокольного этажа - натуральный камень (песчаник); храма - штукатурка, покраска фасадной краской бежевого цвета. Кровля, купола покрыты оцинкованной кровельной сталью с полимерным покрытием темно-коричневого цвета. Кресты, под-крестные шары, которые изготавливаются индивидуально под каждый купол и крест, могут иметь идеально ровную

Градостроительство и архитектура

цн .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 3. Компьютерный архитектурный чертеж 3D-модели храмового комплекса

сферическую форму или быть собранными в «рейку» из долек-лепестков. Подкрестные шары - позолота или нитрид-титановое покрытие по нержавеющей стали, используемое для создания износостойких покрытий. Изделия, покрытые нитрид титана, по внешнему виду не отличаются от золота и могут иметь различные оттенки в зависимости от соотношения металла и азота в соединении.

Особенности проекта храма Святой мученицы Татианы заключаются в том, что «архитектурно-строительные решения с применением инновационных материалов позволяют успешно выполнять специфические функциональные задачи [12]».

Территория храмового комплекса озеленяется ценными породами деревьев и кустарников, устраиваются цветники и газон. Все пешеходные дорожки мостятся цветной тротуарной плиткой, подъезды и площадки имеют твердое покрытие с вертикальной планировкой, обеспечивающей сток дождевых вод.

Заключение. Церкви - архитектурные шедевры, потребовавшие исключительных затрат времени, сил и средств от возводивших их народов, - являются естественным центром притяжения в городах, славных своей историей. В культовых сооружениях гармонично сочетаются богословские концепции и архитектура, которые дополняют друг друга [13]. В зданиях, сооружениях и комплексах православных храмов масштабы соразмерности пластики пространств нового и старого отражают и сохраняют специфический строй и дух среды [14].

Создавая новые храмы, студенты и педагоги многих российских вузов продолжают славные традиции прошлого. При этом необходимо особо выделить, что студенты высших образовательных учреждений и профессорско-преподавательский состав, в соответствии со ст. 3 «Право на свободу совести и свободу вероисповедания» Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях», где отмечено, что «в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения»,

14| -

имеют законное право исповедовать вместе православную религию. Создание православных храмов при высших образовательных учреждениях не противоречит конституционно-правовым основам государственного управления, а именно Конституции РФ, а также законодательным и нормативно-правовым актам государственных органов.

Список литературы

1. Соколов А. Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Васильевича Невского. Н. Новгород: ГУП РМ «Респуб. тип. «Красный Октябрь», 2008. 360 с.

2. Субботин О.С. Храмовое зодчество Кубани и культурное заимствование славяно-византийских традиций // Жилищное строительство. 2012. № 1. С. 45-47.

3. Прохоров В.В. Святая Татьяна поможет всем, кто мечтает сделать жизнь лучше. М.: АСТ, 2012. 26 с.

4. Жития святых на каждый день. Составитель Н.С. Посадский. М.: Сибирская Благозвонница, 2016. 985 с.

5. Храм святой Татианы. Святыни. История. Современность. М.: Патриаршее подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ, 2015. 350 с.

6. Субботин О.С. Храмовое зодчество г. Краснодара (Ека-теринодара): эволюция и архитектурно-градостроительная культура // Жилищное строительство. 2016. № 4. С. 33-39.

7. Дьяков М.Ю., Кригер Л.В. Эволюция архитектурных форм в храмовом строительстве Воронежской области: с хронологическим иллюстрированным перечнем сохранившихся храмовых зданий XVIII - первой четверти XX веков. Воронеж: Воронеж. обл. типография-изд-во имени Е.А. Болховитинова, 2011. 128 с.

8. Храм святой Татианы. Святыни. История. Современность. М.: Издательство храма святой мученицы Татиа-ны, 2010. 336 с.

9. Ильин М.А. Казаков (Цикл лекций: Мастера русского зодчества). М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1955. 47 с.

10. Субботин О.С. История архитектуры православных храмов Черноморского побережья России // Жилищное строительство. 2013. № 10. С. 18-22.

11. Ивянская-Гессен И.С. Русско-английский архитектурный словарь. М.: Астрель; АСТ, 2008. 719 с.

12. Субботин О.С. Инновационные материалы в памятниках архитектурно-градостроительного наследия Кубани // Жилищное строительство. 2015. № 11. С. 35-40.

13. Денис Р. Макнамара. Как читать церкви. Интенсивный курс по христианской культуре. М.: РИПОЛ классик, 2011. 256 с.

14. Субботин О.С. Особенности реконструкции исторической застройки городского центра Краснодара // Жилищное строительство. 2011. № 4. С. 7-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Sokolov A. Svyatoi vityaz' zemli russkoi. Svyatost' zhizni blagovernogo velikogo knyazya Aleksandra Vasil'evicha Nevskogo [The Holy Knight of the Russian Land. Holiness of the life of the faithful Grand Duke Alexander Vasilyevich Nevsky]. Nizhniy Novgorod: GUP RM «Respub. tip. «Krasnyi Oktyabr'», 2008. 360 p. (In Russian).

|l-2'2018

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

2. Subbotin O.S. Temple architecture of Kuban and cultural loan of slavyano-vyzantine traditions. Zhilishnoe Stroi-telstvo [Housing construction]. 2012. No. 1, pp. 45-47. (In Russian).

3. Prokhorov V.V. Svyataya Tat'yana pomozhet vsem, kto mechtaet sdelat' zhizn' luchshe [Saint Tatiana will help everyone who dreams to make life better]. Moscow: AST, 2012. 26 p. (In Russian).

4. Zhitiya svyatykh na kazhdyi den'. Sostavitel' N.S. Posadskii [Lives of saints for every day. Compiled by N.S. Posadsky]. Moscow: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2016. 985 p.

5. Khram svyatoi Tatiany. Svyatyni. Istoriya. Sovremennost' [The Church of St. Tatiana. Shrines. History. Modernity]. Moscow: Patriarshee podvor'e khrama-domovogo muchenitsy Tatiany pri MGU, 2015. 350 p.

6. Subbotin O.S. Temple architecture of Krasnodar (Ekaterino-dar): evolution and architectural and town-planning culture. Zhilishnoe Stroitelstvo [Housing construction]. 2016. No. 4, pp. 33-39. (In Russian).

7. Dyakov M.Y., Krieger L.V. Evolyutsiya arkhitekturnykh form v khramovom stroitel'stve Voronezhskoi oblasti: s khronologicheskim illyustrirovannym perechnem sokhra-nivshikhsya khramovykh zdanii XVIII - pervoi chetverti XX vekov [Evolution of architectural forms in the temple construction of the Voronezh region: with a chronological illustrated list of preserved temple buildings of the XVIII-first quarter of the XX century]. Voronezh: Voronezhskaya

oblastnaya tipografiya - izdatelstvo imeni E.A. Bolkhovitinova, 2011. 128 p.

8. Khram svyatoi Tatiany. Svyatyni. Istoriya. Sovremennost' [The Church of St. Tatiana. Shrines. History. Modernity]. Moscow: Izdatel'stvo hrama cvyatoyi muchenitsy Tatiany. 2010. 336 p.

9. Ilyin M.A. Kazakov. Moscow: Gos. izdatelstvo literatury po stroitel'stvu i arkhitekture, 1955. 47 p.

10. Subbotin O.S. History of the architecture of Orthodox churches of the Black Sea coast of Russia. Zhilishnoe Stroitelstvo [Housing construction]. 2013. No. 10, pp. 18-22. (In Russian).

11. Ivyanskaya-Hessen I.S. Russko-angliiskii arkhitekturnyi slovar' [Russian-English architectural dictionary] Moscow: AST, 2008. 719 p.

12. Subbotin O.S. Innovative materials in the monuments of architectural and town-planning heritage of the Kuban. Zhilishnoe Stroitelstvo [Housing construction]. 2015. No. 11, pp. 35-40. (In Russian).

13. Denis R. Maknamara. Kak chitat' tserkvi. Intensivnyi kurs po khristianskoi kul'ture [How to read the church. Intensive course on Christian culture: popular scientific publication; translation from English]. Moscow: RIPOL klassik, 2011. 256 p.

14. Subbotin O.S. Peculiarities of reconstruction of historical building of the city center of Krasnodar. Zhilishnoe Stroitelstvo [Housing construction]. 2011. No. 4, pp. 7-9. (In Russian).

21-23

МАРТА 2018

XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА И КОНФЕРЕНЦИЯ

:: эксплуатация жилищного фонда. капитальный и текущий ремонт;

;; внутридомовые инженерные системы: электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение;

современные материалы, технологии и оборудование;

« системы коммуникации, безопасности и контроля для жилых домов;

■■ автоматизация

и программное обеспечение в сфере жкх

■■ энерго-

и ресурсосберегающие технологии в жкх

■ благоустройство городских и придомовых территорий

коммунальная техника

в рамках совместной экспозиции

с форумом

«экология большого города» :: управление отходами

;; водоснабжение, водоотведение, подготовка И очистка воды

ОРГАНИЗАТОР

ËXPOFORUM 6+

КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР ЭКСПОФОРУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТЕРБУРГСКОЕ ШОССЕ, 64/1

+7 (812) 240 40 40 (доб. 2112) GKH.EXPOFORUM.RU

1-22018

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.