Научная статья на тему 'Храмовое зодчество г. Краснодара (Екатеринодара): эволюция и архитектурно-градостроительная культура'

Храмовое зодчество г. Краснодара (Екатеринодара): эволюция и архитектурно-градостроительная культура Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА / ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / CHURCH ARCHITECTURE / СОБОР / CATHEDRAL / ТРАДИЦИИ / TRADITION / СОХРАНЕНИЕ / CONSERVATION / НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / КУБАНЬ / KUBAN / ПАМЯТНИК / MONUMENT / СТРУКТУРА / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Субботин О.С.

Статья посвящена церковной архитектуре г. Краснодара (Екатеринодара), являющейся неотъемлемой составляющей не только кубанской культуры, но и в целом русской культуры. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научной разработки проблем, связанных с изучением исторических истоков своеобразия церковной архитектуры Кубани. Особое внимание заслуживает история архитектуры православных культовых сооружений,построенных в конце XIX начале XX в. и ныне действующих. Рассмотрены соборы кафедральный Свято-Екатерининский и Свято-Троицкий; храмы Свято-Георгиевский и Свято-Ильинский, а также храм во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость». Научная новизна статьи заключается в том, что впервые проанализированы градостроительные особенности рассматриваемых храмов. Практическая значимость научной статьи состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при выполнении проектов реставрации и консервации памятников христианского зодчества региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The temple architecture of Krasnodar (Ekaterinodar):the evolution of architectural and urban culture

The article is devoted to the church architecture of Krasnodar (Ekaterinodar), which is an integral part of not only the Kuban culture, but also in the whole ofRussian culture. Background research is due to the necessity of scientific development problems associated with the study of the historical origins ofidentitychurch architecture Kuban. Particular attention should be the history of the architecture of Orthodox religious buildings built in the late XIX early XXcenturies.Considered the cathedrals the Cathedral of St. Catherine and Holy Trinity: churches St. George and St. Elias and the temple of the icon of theMother of God«Joy of all who sorrow». Scientific novelty of the article is that for the first time analyzed the features of the considered urban churches. The practical significanceof a scientific article is that the study results can be used in carrying out the projects of restoration and conservation of monuments of Christian architecture ofthe region.

Текст научной работы на тему «Храмовое зодчество г. Краснодара (Екатеринодара): эволюция и архитектурно-градостроительная культура»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Preservation of architectural heritage

УДК 72.03:624

О.С. СУББОТИН, д-р архитектуры (subbos@yandex.ru)

Кубанский государственный аграрный университет (350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13)

Храмовое зодчество г. Краснодара (Екатеринодара): эволюция и архитектурно-градостроительная культура

Статья посвящена церковной архитектуре г. Краснодара (Екатеринодара), являющейся неотъемлемой составляющей не только кубанской культуры, но и в целом русской культуры. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью научной разработки проблем, связанных с изучением исторических истоков своеобразия церковной архитектуры Кубани. Особое внимание заслуживает история архитектуры православных культовых сооружений, построенных в конце XIX - начале XX в. и ныне действующих. Рассмотрены соборы - кафедральный Свято-Екатерининский и Свято-Троицкий; храмы - Свято-Гзоргиевский и Свято-Ильинский, а также храм во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость». Научная новизна статьи заключается в том, что впервые проанализированы градостроительные особенности рассматриваемых храмов. Практическая значимость научной статьи состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при выполнении проектов реставрации и консервации памятников христианского зодчества региона.

Ключевые слова: церковная архитектура, храмовое зодчество, собор, традиции, сохранение, наследие, Кубань, памятник, структура.

O.S. SUBBOTIN, Doctor of Architecture (subbos@yandex.ru) Kuban State Agrarian University (13, Kalinina Street., 350044, Krasnodar, Russian Federation)

The temple architecture of Krasnodar (Ekaterinodar): the evolution of architectural and urban culture

The article is devoted to the church architecture of Krasnodar (Ekaterinodar), which is an integral part of not only the Kuban culture, but also in the whole of Russian culture. Background research is due to the necessity of scientific development problems associated with the study of the historical origins of identity church architecture Kuban. Particular attention should be the history of the architecture of Orthodox religious buildings built in the late XIX - early XX centuries. Considered the cathedrals - the Cathedral of St. Catherine and Holy Trinity: churches - St. George and St. Elias and the temple of the icon of the Mother of God «Joy of all who sorrow». Scientific novelty of the article is that for the first time analyzed the features of the considered urban churches. The practical significance of a scientific article is that the study results can be used in carrying out the projects of restoration and conservation of monuments of Christian architecture of the region.

Keywords: church architecture, church architecture, cathedral, tradition, conservation, heritage, Kuban, monument, structure

В духовной жизни России произошло существенное изменение мировоззренческих и ценностных ориента-ций. В рамках не только общественного, но и в первую очередь личностного сознания храму и вероисповеданию отводится значительное место. Возрождение наследия, в том числе памятников архитектурно-градостроительного наследия, которые были созданы в рамках православной русской традиции, становится насущной задачей современности. Наследие храмового зодчества - это прежде всего памятники вере того поколения, в котором они построены. Поэтому наиболее актуально сегодня становится изучение храмового зодчества, его истории, традиций, культуры.

Особое внимание заслуживает история архитектуры православных культовых сооружений Екатеринодара, построенных в конце XIX - начале XX в. и ныне действующих. Величавые своей красотой памятники культурно-исторического наследия вот уже второй век являются гордостью горожан. Символично и число их - пять, словно пальцы одной руки в крепком рукопожатии православной веры казачества. Это соборы - кафедральный Свято-Екатерининский и Свято-Троицкий; храмы - Свято-Георгиевский и Свято-Ильинский, а также храм во имя иконы Божией

4'2016 ^^^^^^^^^^^^^

Матери Всех Скорбящих Радость» (рис. 1). Данные храмы являются определенной вехой в архитектурно-градостроительной эволюции города. Несмотря на то что у каждого храма есть своя история, они прежде всего выполняют свою главную задачу - быть домом Бога на земле, где совершаются главные Таинства.

Вместе с тем, история становления Екатеринодара и его культовых зданий и сооружений неотделима от истории Кубанского казачества. Ведь именно черноморские казаки, благодаря которым произошло рождение нового города Российской империи Екатеринодара, дали возможность вернуть на эту землю православие, которое являлось для них неотъемлемой частью жизни. В то же время и руководство Черноморского казачьего войска уделяло большое внимание строительству православных церквей.

Первым храмом в городе была установленная в центре будущей крепости походная Свято-Троицкая церковь, подаренная войску князем Г.А. Потемкиным. Она представляла собой натянутую на каркас белую парусиновую палатку и имела камышовую крышу. Отдельно стояла звонница, колокола для которой были изготовлены из трофейных пушек, доставшихся казакам при взятии острова

- 33

Сохранение

архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

«11

с

к

Е.

Ус попныс обозначения

□ г-11 ш

Л

Г ^

2 - Спт-Тришгл ■ пцаСячви уп Ь- (С^Шрсин И

1гиь: - ГТ 1J.fr. п^ц ;ячр| II рт Ппф^нПуишнЛ

* КДО *0 *** |*й-ы <ий14(М "Во*» [«рйАшЬ. (ШЫКГЪр ■ KbhKMP-.HU 5 ■ СИЬй.Г.ВДжэи^. .¡^^ . 1Т1 Сиум 1Т0. V.-1 шг Сц^п* ■

1 ГО ■ | в

Г

о

5 ь-

Н--г- |С

а =

Рис. 1. Выкопировка из схемы размещения зданий—памятников истории и культуры. ФГУПРосНИПИ Урбанистики

Березань. И во время службы колокольный звон плыл над пичный завод не мог наладить производство нужного кир-пустынным тогда городом, над Кубанью и слышен был в пича, поэтому собор был сооружен деревянным, из леса.

ближайших черкесских аулах [1].

Современники называли его «дерзостью архитекту-

Однако уже в 1799 г. был заложен первый пятиглавый ры», так как здание покоилось на деревянных «стульях»

деревянный собор во имя Воскресения Господня. Это было (сваях). «В крепости находится огромный и богатый со-

первое крупное произведение монументальной архитекту- бор... Внутренние украшения храма весьма хороши. Ред-

ры, находившееся в центре крепостной площади. Казаки кости, в нем хранящиеся, заслуживают внимания проез-

намеревались возводить его каменным, но войсковой кир- жих», - писал в 1823 г. генерал Дебу [2] (рис. 2).

34

42016

Научно-технический и производственный журнал

ЖИЛИЩНОЕ

Л

Preservation of architectural heritage

i:.ur

Рис. 2. Деревянный собор во имя Воскресения Господня (Воскресенский собор). Гравюра К. Брожа. Середина XIXв.

В 1853 г. на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара закладывается Войсковой Александро-Невский собор.

Проект собора был составлен кубанским казаком, окончившим Императорскую Санкт-Петербургскую академию художеств, инженером-полковником И. Д. Черником, который жил в северной столице. Для наблюдения за строительством назначен его родной брат, войсковой архитектор есаул Е. Д. Черник [3].

Пятикупольный храм в русско-византийском стиле в плане представлял собой равноконечный крест и повторял формы храма Христа Спасителя (рис. 3). Торжественное освещение его состоялось 8 ноября 1872 г. Купола собора, покрытые железом, изготовленным знаменитыми Демидовскими заводами, были окрашены зеленой краской, а кресты золоченые. В западной части находились купола, самый большой из них весил 506 пудов.

Между тем, рассматривая исторический план г. Екатеринодара в первой половине XIX в. можно сделать вывод, что ведущую роль в формировании планировочной структуры города играли культовые здания и сооружения. Несмотря на то что большая часть из них не сохранилась до наших дней, они являлись центрами градостроительной композиции орто-

Рис. 3. Войсковой Александро-Невский собор

■ l^ilti р

■fr IVptM

] ILII^m ntil Li-^Bfbj

f ,(M 4'unfpdiki *.Cw №IP(1|W tO ,:[мн1гч*11н*4 ■ I

4.

Iffal

. M.-u: -j |htlH rj

|'ци| [чл-ч

ID II{1KT.>IL.....---и | |MIK г 1

11 DLviraiu

i- _i IK^

>>. |>РИ * ГМИРН^Т^Ч"^

41. Jtahrtv* МИШ

P* ■¿ИТЧ-ИТ-

Рис. 4. Исторический план г. Екатеринодара в первой половине XIX в.

42016

35

Сохранение

архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 5. Екатеринодар. Общий вид. Начало XX в. Слева — Свято-Екатерининский кафедральный собор, справа — Войсковой Алек-сандро-Невский собор

гональной разновидности прямоугольного плана (рис. 4). Они вместе с сетью уличных и пешеходных трасс создавали планировочную структуру города, в которой храмы играли роль архитектурных доминант. Образность архитектуры храмовых зданий определяла художественный облик городских ансамблей. Культовые здания являлись основными сооружениями, определяющими силуэт города. Размещение таких зданий в центре города позволяло одновременно с их целесообразным объемно-пространственным решением использовать их высотность для создания выразительного силуэта (рис. 5). В ряде случаев высотное расположение таких зданий подчеркивало значимость размещенных в них помещений для богослужения, что находит отражение в их архитектуре. В соответствии со значением храма в жизни человека и русской градостроительной традицией избранный храм занимал предначертанное ему судьбой лучшее место в структуре города, являясь ядром окружающей застройки.

Также положение храма определялось ландшафтными особенностями территории, при которых растущий город не вытесняет и не подавляет ландшафт, а вбирает его в себя, обогащается им. При этом если большинству храмов земельный участок для строительства предназначался в основном внутри кварталов или на пересечении улиц, формируя достаточно плотную сеть пешеходных дорог, то местоположение Свято-Троицкого собора было

Рис. 6. Вид на пароходную пристань и Свято-Троицкую церковь с левого берега Кубани. Церковь была построена в 1910г. по проекту И.К. Мальгерба. Ныне ул. Кубанская Набережная

определено на высоком берегу реки Кубань (рис. 6). Река Кубань в то время играла важную роль в становлении населенного места, являлась важнейшей торговой линией города. В то же время главной сухопутной планировочной осью города была улица Красная, идущая от площади, расположенной близ берега Кубани, на север через будущий центр города.

Здание Свято-Троицкого собора представляет своеобразную композицию из собственного храма - четверика с пятиглавием, галереи, окружающей четверик с запада, севера и юга, и трехъярусной колокольней, соединенной с храмовой частью двухэтажным переходом (рис. 7-8). С востока примыкают алтари приделов и четверика с полуциркульными апсидами. Под всем зданием существует подклет, предназначенный для хозяйственных целей. Интересной планировочной особенностью здания является размещение алтарей в прямоугольных помещениях восточной части строения, причем только главный алтарь имеет полуциркульную апсиду, выявленную в интерьере. Апсиды пределов превращены в ризницы и отделяются от алтарей перегородкой с дверным проемом. Главная апсида снабжена кольцевым обходом, соединяющим между собой придельные ризницы. Вход в кольцевой коридор расположен снаружи, в центре первого яруса главной апсиды. В юго-западном углу галереи размещен южный вход в церковь, снабженный одномаршевой наружной

Рис. 7. Свято-Троицкий собор. Южный фасад. 1978г. Фото С.П. Орловский

Рис. 8. Свято-Троицкий собор. Современное состояние. Вид с ул. Фрунзе

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Preservation of architectural heritage

гЧ

Рис. 9. Екатеринодар. Общий вид. Екатерининская улица. Начало XX в. На дальнем плане Свято-Екатерининский кафедральный собор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лестницей, аналогично устроен и северный портал. Западный портал традиционно расположен в первом ярусе колокольни. К нему ведет широкая на три схода лестница с рундуком на квадратных кубовых столбах.

Уникален также и один из главных православных храмов Екатеринодара - Свято-Екатерининский кафедральный собор (рис. 9-11). Храм был заложен 23 апреля 1900 г. на Екатерининской площади, где к тому времени располагалась уже обветшавшая деревянная церковь Святой Екатерины, возведенная в 1814 г.

Проект разработал архитектор И.К. Мальгерб: собор в византийском стиле, семипрестольный, с главным престолом в честь святой великомученицы Екатерины и святого благоверного князя Александра Невского и приделами в честь святых покровителей членов императорской семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении и Ольги. Фасады решены в одинаковых архитектурно-художественных приемах и раскрепованы пилястрами с ширинками на первом ярусе, трехчетвертными пучками колонн на втором и третьем ярусах. Оконные проемы имеют трехцен-тровые перемычки на галерее, двойные полуциркульные - на втором ярусе и прямоугольные с контрналичниками и сандриками в виде кокошников на третьем. Цветовое решение фасада выполнено из лицевого кирпича местного производства и цветных изразцов оригинальным и интересным способом [4].

Рис. 10. Свято-Екатерининский кафедральный собор. Вторая половина XX в.

Еще одним храмом в котором принимал участие И.К. Мальгерб является Свято-Георгиевский храм (рис. 12). Храм выстроен в византийском стиле - центральная часть и два придела. Северный - в честь преподобного Маркелла и Марии Египетской, южный - в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Это важный градообразующий элемент, замыкающий своим объемом застройку ул. им. М. П. Седина и доминирующий над окружающими кварталами. В период строительства он закреплял северную границу города.

Интересно цветовое решение фасада из лицевого кирпича, оштукатуренных деталей декора и изразцов в ширинках. Храм состоит из четырехстолпного трехъярусного четверика, перекрытого сомкнутым сводом и увенчанного пятью луковичными главками. Четверик поставлен на высокий подклет и окружен с севера, запада и востока одноэтажной галереей, перекрытой сомкнутыми сводами. На галерею ведут лестницы с рундуками и крыльцами, перекрытые шатровым сводом. С западной стороны в церковь ведут скругленная в плане лестница с забежными ступеньками (рис. 13).

Ярким образцом раннего классицизма в архитектуре Краснодара, представляющим собой большую историче-

Рис. 11. Свято-Екатерининский кафедральный собор. Современ- Рис. 12. Свято-Георгиевский храм. Современное состояние. Вид с ное состояние ул. Северной

4'2016 37

Сохранение

архитектурного наследия

Ц M .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 13. Свято-Георгиевский храм. План 1 яруса. 1983 г.

скую ценность для города, служит Свято-Ильинский храм (рис. 14-15). Церковь простая, массивная, окна полуциркульные с прямыми перемычками из металла, без наличников. Весь наряд церкви выполнен из простого или тесаного красного кирпича. Окна и порталы фланкированы полуколоннами упрощенной формы. Интерьер представляет собой трехнефное пространство с узкими боковыми и широкой центральной частью, просторная алтарная часть храма замыкает средний неф. Весь интерьер хорошо просматривается, создавая впечатление целостного и законченного произведения архитектуры.

Ранней кирпичной культовой постройкой на территории Краснодара (Екатеринодара) также является храм во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Одно-двухэтажное здание богадельни расположено в центре больничного комплекса, размещенного между ул. Рашпилевской и ул. Красной, ул. Длинной и ул. им. С.М. Буденного. Симметричный объем в плане П-образный, в центре объема по оси симметрии разме-

Рис. 14. Свято-Ильинский храм. Современное состояние. Вид с ул. Октябрьской

щен бесстолпный храм с ротондой, по обе стороны от него идут с анфиладной планировкой помещения в один этаж, по бокам которых размещены двухэтажные флигели, выходящие на западную сторону участка.

Фасады здания раскрепованы по вертикали гладкими пилястрами по бокам объемов, в междуоконных простенках западных фасадов флигелей и в восточном ризалите церкви. Здание представляет собой интересный пример сочетания культового и лечебного здания середины XIX в., в стиле позднего классицизма (рис. 16).

Таким образом, при малоэтажной застройке силуэты храмов приобретали особое значение: господствующие в пространстве культовые сооружения, имеющие характерный индивидуальный облик, контрастно отличались от окружения размерами, формой и цветом. На первоначальном этапе становления Екатеринодара храмы определяли художественный образ города, находясь на основных направлениях обзора градостроительной композиции [5-10].

Кубань уникальна не только своими ландшафтно-то-пографическими особенностями, множеством живущих здесь национальностей, но и культурно-исторической и духовной миссией, начало которой составляют храмовые комплексы. Именно они являются основой зарождения

Рис. 15. Свято-Ильинский храм. Рельефная икона

Рис. 16. Храм во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Современное состояние

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

будущего населенного места, приобщения сопредельных народностей в равной мере к своей вере и культуре. Поэтому при проектировании культовых комплексов необходимо предъявлять особые требования к формированию духовно-культурных градостроительных образований. Для них важно создание специфических пространств - выделение адаптационного пути и собственно сакрального пространства [5].

Анализ архитектуры культовых зданий и сооружений позволяет сделать вывод, что архитектурно-градостроительное наследие г. Екатеринодара-Краснодара оказывает большое влияние на принятие правильных, соответствующих правилам, нормам и пропорциям архитектурно-градостроительных решений, которые способствуют сохранению своеобразия исторического облика города. Поэтому основная задача данного исследования направлена на выявление индивидуальных особенностей указанного наследия г. Ека-теринодара в обозначенный период.

В настоящее время невозможно представить современный русский город, село, станицу или любой населенный пункт без культового сооружения, предназначенного для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение указанных сооружений гораздо шире той роли, которые они выполняют в обрядовых действиях, направленных на олицетворение религиозных идей. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о невообразимо огромной системе видимых и невидимых для нас миров, совершенно разных по своей природе. На протяжении многих веков храмы являются особенными, неповторимыми архитектурными сооружениями, которые выполняли ряд функций: были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели огромное значение для духовного роста и культурного развития горожан, носили мемориальный характер, обладали правом убежища в тревожные времена.

В этом контексте история храмового зодчества Кубани имеет большое значение для исследования, не только в качестве самостоятельного научного труда, но и как неотъемлемая часть гражданской истории христианской архитектуры, объективное изучение которой немыслимо без акцента на особенную важность, которую выполняет церковь в общественной жизни народа.

Наряду с этим следует помнить, что внутренняя связь человека и бога - главная заповедь при создании каждого православного храма. Вместе с тем православная вера, традиции храма Божьего и профессионализм творца являются основными составляющими при создании культового здания или сооружения. Только неразрывная связь указанных деяний - деятельности, совершаемой человеком по мотивам общественного блага с большой самоотдачей и жертвенностью во имя высокой идеи, является основным фундаментом будущего произведения и дает позитивный результат. Если храмы строятся, то это значит, что у народа есть сильная вера и сильный дух.

Список литературы

1. Шахова Г.С. Улицы Краснодара рассказывают. В Кара-

сунском куте. Краснодар: Краснодарский изд.-полиграф.

комплекс, 2007. 196 с.

2. Субботин О.С. Войсковой Александро-Невский собор

г. Екатеринодара. Архитектура устойчивого общества:

4'2016 ^^^^^^^^^^^^^^

материалы междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ИАрХИ, 2011. С. 46-49.

3. Бардадым В.П. Архитектура Екатеринодара. Краснодар: Лебедев Ю. Ю., 2000. 400 с.

4. Субботин О.С. Храмовое зодчество Кубани и культурное заимствование славяно-византийских традиций // Жилищное строительство. 2012. № 1. С. 45-47.

5. Субботин О.С. Становление храмового зодчества Кубани. Архитектурное наследие исторических городов: материалы Всероссийской научной конференции. Саратов: СГТУ, 2013. С. 50-55.

6. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар: Мир Кубани, 2006. 252 с.

7. Апостолов Л.Я. Географический очерк Кубанской области. Краснодар: Традиция, 2010. 320 с.

8. Надеждин П.П. Кавказский край: природа и люди. Краснодар: Традиция, 2010. 344 с.

9. Субботин О.С. Методология исследования архитектурно-градостроительного развития Кубани // Жилищное строительство. 2014. № 8. С. 29-34.

10. Субботин О.С. Особенности регенерации кварталов исторической застройки. Ч. 1 // Жилищное строительство. 2012. № 10. С. 22-25.

References

1. Shakhova G.S. Ulitsy Krasnodara rasskazyvayut. V Karasunskom kute [Streets of Krasnodar tell. In Karasunskom booze]. Krasnodar: Krasnodarskii izd.-poligraf. kompleks, 2007. 196 р. (In Russian).

2. Subbotin O.S. Army Alexander Nevsky Cathedral of Mr. Ekaterinodar. Architecture of steady society: materials of the international scientific and practical conference. Rostov-na-Donu: lArKhl, 2011, рр. 46-49. (In Russian).

3. Bardadym V.P. Arkhitektura Ekaterinodara [Ekaterinodar's architecture]. Krasnodar: Lebedev Yu. Yu., 2000. 400 p. (In Russian).

4. Subbotin O. S. Temple architecture of Kuban and cultural loan of the slavyano-vyzantine traditions. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2012. No. 1, pp. 45-47. (In Russian).

5. Subbotin O. S. Formation of temple architecture of Kuban. Architectural heritage istororicheskikh of the cities: materials of the All-Russian scientific conference. Saratov: SGTU, 2013, pp. 50-55. (In Russian).

6. Koveshnikov V. N. Ocherki po toponimike Kubani [Sketches on toponymics of Kuban]. Krasnodar: Mir Kubani, 2006. 252 p. (In Russian).

7. Apostolov L.Ya. Geograficheskii ocherk Kubanskoi oblasti [Geografichesky sketch of the Kuban area]. Krasnodar: Traditsi, 2010. 320 p. (In Russian).

8. Nadezhdin P.P. Kavkazskii krai: priroda i lyudi [Caucasian edge: nature and people]. Krasnodar: Traditsi, 2010. 344 p. (In Russian).

9. Subbotin of O. S. Metodologiya of research of architectural and town-planning development of Kuban. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2014. No. 8, pp. 29-34. (In Russian)

10. Subbotin O. S. Features of regeneration of quarters of historical building. P. 1. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing construction]. 2012. No. 10, pp. 22-25. (In Russian).

- 39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.