БОНДАРЬ Виталий Вячеславович
кандидат исторических наук, начальник отдела экспертно-консульта-тивной деятельности и проблем культурного и природного наследия Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева
Краснодар, Россия Vitaly V. BONDAR
Cand. Sci. (National History), Head, Department of Expert Advisory Activities and Problems of the Cultural and Natural Heritage, Southern Branch of the Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage,
Krasnodar, Russia [email protected]
Екатеринодарский Семипрестольный собор
Святой Екатерины -памятник архитектуры византийского стиля
St. Catherine Seven-Altar Cathedral in Ekaterinodar as an Architectural Monument of Byzantine Style
В статье освещается история строительства Екатерининского семипрестольного кафедрального собора в г. Екатеринодаре (ныне Краснодаре) по проекту архитектора И.К. Мальгерба, анализируются архитектурно-художественные свойства храма в русле истории византийского стиля в России.
Ключевые слова: Семипрестольный собор Святой Екатерины, Екатеринодар, Кубань, И. К. Мальгерб, архитектура, византийский стиль.
The article highlights the history of the building Catherine Seven-Altar Cathedral in Ekaterinodar (now Krasnodar) designed by architect Ivan K. Malgerb. Architectural and artistic features of the temple in keeping with the history of the Byzantine style in Russia are analyzed.
Keywords: Seven-Altar Cathedral of St. Catherine, Ekaterinodar, Kuban, Ivan K. Malgerb, architecture, Byzantine style.
Возведение Екатерининского собора в г. Екатеринодаре, имевшее длительную предысторию, началось в мае 1898 г., когда строительная комиссия поручила городскому архитектору И.К. Мальгербу «взять на себя труд составить проект плана семипрестольного храма»[10, С. 87].
Творческая биография архитектора Мальгерба достаточно обстоятельно исследована известным краснодарским краеведом В. П. Бардадымом, по данным которого, в 1930-е годы авторитет И.К. Мальгерба помог предотвратить разрушение Свято-Екатерининского храма. [3, С. 60]
Иван (Иван-Августин) Клементьевич Мальгерб (Jean-Augustin Clemente de Malherbe) обучался в Санкт-Петербургском Институте гражданских инженеров, который с отличием окончил в 1889 г. До 1893 гг. служил в Одессе под началом архитектора А.О. Бернар-дацци помощником инженера, участвовал в разработке проекта и постройке здания купеческого собрания (ныне здание Одесской филармонии), в 1893 - 1896 гг. был городским архитектором Феодосии. В 1896 г. Иван Клементьевич переехал в Екатеринодар, где до 1903 гг. также занимал должность городского архитектора, а позже работал частным
образом. Здесь Мальгерб выполнил проекты ворот городского сада, зданий Екатеринодар-ского общественного банка на Карасунской
Строящийся Екатерининский собор. Южный и восточный фасады. Фото 1912 г. [10, е. 85]
улице, Кубанского областного правления на Штабной, клуба Екатеринодарского Второго общественного собрания в Городском саду, Екатеринодарского коммерческого училища на Котляревской, доходного дома Армянского благотворительного общества на Красной, других зданий; ему же принадлежат проекты Свято-Екатерининского, Свято-Троицкого и Успенского храмов, постройкой которых, как и большинства спроектированных им зданий, он руководил. Известно также, что по проектам Мальгерба построено несколько
храмов в станицах Кубанской области, проведена реконструкция знаменитой Покровской церкви в Тамани, расширено здание Епархиального женского училища в Екатерино-даре. В советское время И.К. Мальгерб служил на различных инженерных должностях, спроектировал несколько гражданских зданий, в марте 1935 г. был избран членом Союза советских архитекторов. Умер И.К. Мальгерб 24 января 1938 г. в Краснодаре, похоронен на Все-святском кладбище. [2, С. 211 - 214; 3, С. 54 - 60; 4, С. 94 - 120; 5, С. 197]
В июне 1899 года, когда проект храма был готов, екатеринодарский городской голова обратился к Архиепископу Ставропольскому и Ека-теринодарскому Агафодо-ру с ходатайством о разрешении на постройку семипрестольного храма. К этому времени было «окончательно решено древний храм на Екатерининской площади, посвященной Св. Екатерине, по имени Императрицы Екатерины II, основательницы города Екатеринодара, упразднить, а один из приделов нового храма посвятить имени Св. Великомученицы Екатерины и наименовать сооружаемый храм «Екатерининским Семипрестольным Храмом». Главный алтарь предполагалось посвятить Святой Великомученице Екатерине и Святому Благоверному Князю Александру Невскому, а остальные шесть приделов - святым, покровительствующим членам августейшей семьи: Святой Равноапостольной Марии Магдалины, Святителя Николая Мирликийского, Святого Великомученика Георгия, Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, Святой Пре-
Рйследие веков 2015 № 3
подобной Ксении и Святой Великой Княгини Ольги. [10, С. 87; 6, С. 211]
20 сентября 1899 г. Техническо-Строи-тельный комитет при Управлении хозяйственной частью Святейшего Синода утвердил все представленные чертежи постройки храма, а 23 апреля 1900 г. собор был заложен [10, С. 87].
На протяжении нескольких лет строительство Свято-Екатерининского храма шло с большими перерывами, вызванными нехваткой средств. Как говорилось в книге «Семи-престольный храм Св. Екатерины в г. Екате-ринодаре», достаточно долго недостроенное здание в лесах «сиротливо возвышалось на площади». И лишь к началу 1909 г. «при последнем усилии и напряжении энергии отдельных лиц» [10, С. 88] возведение основного объема соборного здания было завершено.
В 1909 - 1911 гг. были устроены северный и южный приделы, иконостас, крыльца, лестницы, двери, произведена частичная роспись интерьера. В 1912 г. были оштукатурены свободные от росписи стены и потолки храма, остеклены окна; тогда же купола получили железобетонные перекрытия, были устроены обрешетка и покрытие куполов и крыши, после чего на главы были подняты кресты; тогда же в помещении были устроены вентиляция и отопление.
В нижней части собора была оборудована усыпальница: пол в ней был выложен плиткой, стены расписаны, устроен вход с южной стороны.
В изданной в 1913 г. Екатеринодарской городской управой книге «Семипрестольный храм Св. Екатерины в Екатеринодаре» было отмечено особое значение сооружаемого собора как «памятника выдающегося исторического события», обосновывалась потребность города, значительно разросшегося в конце XIX - начале XX столетий, в большом храме (особенно - для неказачьей части его населения) и выражалась надежда на то, что «задуманный в больших размерах и с подобающим особенным великолепием» храм «явится одним из наилучших украшений города Екатеринодара и послужит гордостью всего населения.... » [10, С. 89-90].
23 марта 1914 г. «преосвященным Иоанном, епископом Ейским, в сослужении многочисленного сонма городского духовенства
торжественно освящен был главный придел Екатерининского храма» [8].
В архитектурном отношении екатери-нодарский Семипрестольный собор Во имя Святой Екатерины представляет собой реплику Вознесенского собора в Новочеркасске, построенного по проекту донского архитектора академика А.А. Ященко, но не слепым копированием, а развитием творческого замысла и основных идей византийского стиля применительно к конкретной пространственной ситуации. Екатерининская площадь, окруженная одно-двухэтажной застройкой, была значительно меньше площади Ермака, где располагался донской Вознесенский собор, на тот момент третий по величине (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге) храм в Российской империи.
Примечательно, что наиболее крупные известные храмы, возведенные в честь чудесного избавления августейшей семьи от гибели при крушении царского поезда в 1888 г., были решены в приемах византийского стиля - храм Христа Спасителя в Борках (архитектор Р.Р. Марфельд, 1894 г.), Богоявленский собор на Гутуевском острове в Петербурге (реплика проекта Марфельда, архитектор В.А. Косяков, 1899 г.).
И.К. Мальгерб переработал проект А.А. Ященко, пропорционально уменьшив размеры храма (для сравнения: высота Вознесенского собора - 74.7 м, Екатерининского - 56.37 м) [1], несколько усложнив пространственную структуру и добавив новые композиционные и пластические элементы. Он же произвел инженерные расчеты и рассчитал смету строительства.
Уменьшение габаритов храмового здания по сравнению с прототипом было обусловлено пространственными характеристиками места, где предполагалось возведение собора. Вознесенский собор в Новочеркасске строился в центре огромной площади Ермака, имеющей господствующее по высоте положение в пространстве города. Екатеринодарская же Екатерининская площадь занимала один из множества равноценных по размерам кварталов центральной части города, а окружающая ее застройка была одно-двухэтажной; очевидно, И.К. Мальгерб старался сделать новый храм одновременно грандиозным и гармоничным,
соразмерным пространственному контексту.
Композиционно собор решен в формах византийских и древнерусских крестовых храмов, имеющих в основе «освященное пя-тиглавие». Крест совмещен с четвериком, на образованных таким путем угловых объемах, занимающих внутренние углы креста, помещаются четыре главы, на средокрестьи - центральная глава. Алтарная часть обозначена двухъярусной апсидой, завершенной конхой. Торцы креста главного объема проявлены на северном, южном и восточном фасадах арками. Над притвором устроена трехъярусная колокольня, имеющая в нижнем ярусе северный и южный приделы, завершенные пониженными сферическими куполами. Барабаны угловых глав и колокольни восьмигранные, с проемами, решенными в виде арок, опирающихся на колонны с капителями. Большой центральный барабан решен в виде опоясывающей аркады из 16 арок. На барабанах помещаются высокие сферические шлемовидные купола с раструбами в верхней части.
Сужение колокольни между вторым и третьих ярусом перекрыто северной и южной конхами. Мы предполагаем, такое решение срединной части колокольни, воспроизводящее формы трехдольного казачьего храма
- восьмерик на четверике и боковые крылья
- дань уважения предшественнице собора - деревянной трехдольной Екатерининской церкви, представлявшей собой замечательное произведение украинского барокко. В прототипе семипрестольного собора - Вознесенском соборе Новочеркасска - эта часть храма решена иначе.
Нижний ярус собора по всему периметру отделяется карнизным поясом. Торцовые арки креста основного объема и лицевая (западная) плоскость колокольни на уровне второго яруса имеют оконные проемы в виде тройных арок, опирающихся на колонки с кубическими капителями. По одному полуциркульному окну имеют плоскости углов четверика.
На плоскости нижнего яруса колокольни помещается портал, решенный в виде арки. Меньший портал оформляет южный вход в храм. Оконные проемы располагаются на обоих ярусах апсиды, на северном и южном фасадах, на стенах приделов. Пластикой кир-
пичной кладки решен декор экстерьера: горизонтальные тяги по плоскостям всех фасадов, дентикулы в архивольтах оконных проемов и фризах, треугольный и кольцевой геометрический орнамент во фризах, кресты «греческой», «латинской» и «православной» форм на плоскостях объема колокольни. [7, С. 275]
На момент постройки Екатерининский собор, рассчитанный на 4 тысячи одновременно молящихся, был крупнейшим храмом Кубанской области.
По замыслу И.К. Мальгерба, купола Екатерининского собора, в отличие от куполов Вознесенского в Новочеркасске, изначально гладких и вызолоченных, предполагалось украсить рельефным цветным орнаментом, причем различных мотивов для разных куполов. [9, Л. 9] Предположительно, на эту мысль архитектора могло навести оформление куполов храма Христа Спасителя в Борках и(или) другого значительного произ-
>
Г*
I
Вид на Екатерининский собор с запада. Фото 1989 г. Из архива Екатерининского кафедрального собора.
Наследие веков
2015 № 3
ведения византийского стиля. По каким-то причинам, наиболее вероятно - из-за недостатка средств, эта часть проекта Мальгерба не была реализована, и купола получили простое покрытие.
Фасады храма ни изначально, ни исторически никакого покрытия не имели, что обусловило преимущественно краснокирпич-ное колористическое оформление экстерьера и существующее уже столетие неофициальное наименование - «Красный собор». Пластическая же выразительность фасадов достигнута приемами кирпичной кладки: все декоративные элементы, как имеющие тектоническое значение, так и выполняющие функции какого-либо символа или фрагмента декора, не выделяются ни материалом, ни фактурой; при этом отдельные пластические детали акцентированы колористическими приемами.
За время существования облик соборного здания претерпел некоторые изменения, связанные с утратами отдельных элементов. Большей частью эти утраты восполнены в ходе реставрационных мероприятий последних лет.
Использованная литература:
1. Архив управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Научно-проектная документация. Памятник архитектуры «Екатерининский кафедральный собор с интерьерами, 1900-1914 г.г., архит. И.К. Мальгерб» по ул. Коммунаров, 52 в г. Краснодаре. Т. 1 Кн. 1. Архитектурные исследования и обмерные чертежи фасадов. Научно-проектная мастерская. «Памятники Кубани». Краснодар, 2010.
2. Бардадым В. П. Архитектура Екатеринодара. Краснодар: Лебедев Ю. Ю., 2009.
3. Бардадым В. В. Зодчие Екатеринодара. Краснодар: Сов. Кубань, 1995.
4. Бардадым В. П. Зодчие Кубани. Краснодар: Ви-шера, 2011.
5. Бардадым В. П. Радетели земли кубанской: (О выдающихся людях Кубани). Краснодар: Сов. Кубань, 1998.
6. Бардадым В. П. Семипрестольный храм // Бардадым В. П. Архитектура Екатеринодара. Краснодар, 2009.
7. Бондарь В. В. Храмовая архитектура Кубани и Черноморья (конец XVIII - начало XX в.) // Дело мира и любви: Очерки истории и культуры православия на Кубани / Под ред. О. В. Матвеева. Краснодар: Православный Екатеринодар; Традиция, 2009.
8. Кубанские областные ведомости. 1914. 27 марта.
Гораздо более серьезный урон понесла объемно-пространственная композиция Екатерининской площади: в 1954 - 56 гг. она была по периметру застроена четырехэтажными жилыми домами, что фактически уничтожило площадь и привело к утрате свободного визуального восприятия собора с прилегающих к бывшей площади городских территорий, отчасти свело на нет роль собора как высотной доминанты в исторической части города.
В рамках этой постановочной работы оставляем без рассмотрения интерьер храма и историю его трансформаций, полагая, что это может быть темой отдельных изысканий или частью большого обобщающего исследования.
Подводя итог, констатируем: Екатерининский Семипрестольный кафедральный собор в г. Екатеринодаре (ныне Краснодар) -выдающееся оригинальное произведение архитектуры, яркий образец византийского стиля, воплотивший его основные черты и одновременно - отразивший местные исторические особенности храмовой архитектуры; наиболее значительное творение архитектора И.К. Мальгерба.
References:
1. Archive of the Office for the State Protection of Cultural Heritage of the Krasnodar Region (AUGOOKYKK), Nauchno-proektnaya dokumentatsiya. Pamyatnik arkhitektury «Ekaterininskiy kafedral'nyy sobor s inter'erami, 1900-1914 gody, arkhitektor I. K. Mal'gerb» po ulitse Kommunarov, 52 v gorode Krasnodare, vol. 1, book 1, Arkhitekturnye issledovaniya i obmernye chertezhi fasadov,Nauchno-proektnaya masterskaya, «Pamyatniki Kubani», Krasnodar, 2010.
2. Bardadym, V. P., Arkhitektura Ekaterinodara (The Architecture of Ekaterinodar), Krasnodar: Lebedev Yu. Yu., 2009.
3. Bardadym, V. V., Zodchie Ekaterinodara (Architects of Ekaterinodar), Krasnodar: Sovetskaya Kuban', 1995.
4. Bardadym, V. P., Zodchie Kubani (Architects of Kuban), Krasnodar: Vishera, 2011.
5. Bardadym, V. P., Radeteli zemli kubanskoy: (o vydayushchikhsya lyudyakh Kubani) (Guardians of the Kuban Land (about the Prominent People of Kuban)), Krasnodar: Sovetskaya Kuban', 1998.
6. Bardadym, V. P., Semiprestol'nyy khram (Seven-Altar Temple), in Bardadym, V. P., Arkhitektura Ekaterinodara, Krasnodar: Lebedev Yu. Yu., 2009.
7. Bondar', V.V., Khramovaya arkhitektura Kubani i Chernomor'ya (konets XVIII - nachalo XX veka) (The Temple Architecture of the Kuban Region and the Chernomoria (the End of 18th - the Beginning of 20th Century.)), in Delo mira i lyubvi: Ocherki istorii i kul'tury pravoslaviya na Kubani,
9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Фонд 835. Опись 1. Дело 899.
10. Семипрестольный храм Св. Екатерины в г. Ека-теринодаре. Екатеринодар: б/и, б/г.
Matveev, O.V, Ed., Krasnodar: Pravoslavnyy Ekaterinodar; Traditsiya, 2009.
8. Kubanskie oblastnye vedomosti, Mart 27, 1914.
9. Russian State Historical Archive (RGIA], Fund 835, Inventory 1, File 899.
10. Semiprestol'nyy khram Sv. Ekateriny v g. Ekaterinodare (Seven-Altar St. Catherine Temple in Ekaterinodar), Ekaterinodar: no publ, no year.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Бондарь, В. В. Екатеринодарский Семипрестольный собор Святой Екатерины - памятник архитектуры византийского стиля [Электронный ресурс] / В. В. Бондарь // Наследие веков. - 2015. - № 3. - С. 131-136. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_Bondar.pdf. (дата обращения дд.мм.гг)
Full bibliographic reference to the article:
Bondar, V. V., Ekaterinodarskiy Semiprestol'nyy sobor Svyatoy Ekateriny - pamyatnik arkhitektury vizantiyskogo stilya (St. Catherine Seven-Altar Cathedral in Ekaterinodar as an Architectural Monument of Byzantine Style), Naslediye Vekov, 2015, no. 3, pp. 131-136. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_Bondar.pdf. Accessed Month DD, YYYY.