Научная статья на тему 'Изменение образа жизни екатеринодарцев в пореформенный период'

Изменение образа жизни екатеринодарцев в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / РЕЛИГИЯ / КАЗАКИ / ЖЕНЩИНЫ / СПОРТ / HOLIDAY / RELIGION / ACTOR / COSSACKS / WOMEN / SPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куликов Игорь Валерьевич

Рассматривается изменение образа жизни ека-теринодарцев в пореформенный период, появле-ние новых праздников, развитие массового спор-та, изменения положения женщины, вытеснение традиционной казачьей культуры общероссий-ской городской культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EKATERINODAR CITIZENS’ LIFE STYLE CHANGE IN THE POST-REFORM PERIOD

The article is concerned with Ekaterinodar citizens’ life style change in the post-reform period: organization of new holidays, mass sport development, advancement of women status, supplanting of traditional Cossack culture by all-Russian urban culture.

Текст научной работы на тему «Изменение образа жизни екатеринодарцев в пореформенный период»

УДК 392.03 (091) (470.62 Екатеринодар)

Куликов Игорь Валерьевич

Kulikov Igor Valeryevich

аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета тел. (861) 251-66-17

PhD student of the Pre-revolutionary Russian History Department, Kuban State University tel.: (861) 251-66-17

ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЕКАТЕРИНОДАРЦЕВ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

EKATERINODAR CITIZENS’ LIFE STYLE CHANGE IN THE POST-REFORM PERIOD

Аннотация:

Summary:

Рассматривается изменение образа жизни ека-теринодарцев в пореформенный период, появление новых праздников, развитие массового спорта, изменения положения женщины, вытеснение традиционной казачьей культуры общероссийской городской культурой.

The article is concerned with Ekaterinodar citizens’ life style change in the post-reform period: organization of new holidays, mass sport development, advancement of women status, supplanting of traditional Cossack culture by all-Russian urban culture.

Ключевые слова:

праздник, религия, казаки, женщины, спорт.

Keywords:

holiday, religion, actor, Cossacks, women, sport.

В 1867 г. после того, как Екатеринодар был объявлен гражданским городом, все его жители, принадлежащие к войсковому сословию, были вынуждены либо переселиться в окрестные станицы, либо остаться в городе, но записаться в мещанское сословие. В связи с последующим массовым заселением кубанской столицы выходцами из центральной России, в городе сильно увеличилось количество русскоязычного элемента. Кроме русских, в кубанскую столицу переселялись и другие народы - армяне, греки, немцы, поляки, евреи. Всего за несколько десятилетий «казачий град» Екатеринодар превратился в полиэтнический город, в котором проживали представители более 40 народов [1, с. 159]. Однако большинство переселенцев из других регионов составляли именно русские: по переписи 1897 г. выходцы из Центральной России составляли 91,2 % всего пришлого населения [2, с. 159]. В начале 1870-х гг. столица Кубанской области уже не отличалась своей сословной структурой от большинства городов Российской империи.

Но Екатеринодар по-прежнему оставался столицей Кубанского казачьего войска, резиденцией наказного атамана, в нем находились главные войсковые учреждения, войсковой собор, проводились сборы, смотры и парады строевых частей войска. Кроме того, часть территории города по-прежнему принадлежала Кубанскому казачьему войску [3, с. 115, 116, 117]. Поэтому традиционная казачья культура хоть и «потеснилась», но не исчезла полностью. Вплоть до 1917 г. Екатеринодар во многом сохранял свой казачий колорит.

С изменением статуса города во многом изменился и образ жизни екатеринодарцев. На смену традиционной казачьей культуре пришла культура городская. Несмотря на то, что вплоть до начала XX в. в Екатеринодаре был достаточно распространен украинский язык [4, с. 65], в пореформенный период на первое место все-таки выходит русский язык. Дольше всего украинская речь сохранялась у женщин, а мужчины в начале XX в., говорили в основном на русском языке. Язык казачьего населения кубанской столицы носил следы «приказноофициальной речи», в разговоре часто употреблялись такие «обороты канцелярского слога», как «вследствие», «посему», или краткие ответы: «так точно», «никак нет», «не могу знать» [5, с. 176].

Одним из самых любимых развлечений екатеринодарцев в пореформенный период стали гуляния в городском саду, который был заложен в 1848 г. как войсковой и передан городу в 1874 г. В городском саду был танцевальный зал и эстрадная раковина, где по воскресениям играл войсковой симфонический оркестр, именно там появился первый летний театр. Жители кубанской столицы любили гулять по аллеям сада, которые имели свои названия - Пушкинская, Клубная, Березовая, Ореховая и др.; в летние ночи молодежь любила под звуки симфонического оркестра кататься на лодках по Карасуну.

В начале XX в. у екатеринодарцев появилось еще одно любимое место отдыха - в 1900 г. по инициативе городского головы Г.С. Чистякова была заложена роща, позже в честь своего основателя названная Чистяковской. В то время она находились за пределами города и специально предназначалась для загородного отдыха жителей Екатеринодара. Как и в городском са-

ду, в Чистяковской роще по воскресениям устраивались народные гуляния. Городской сад и Чистяковская роща были самыми любимыми местами отдыха екатеринодарцев.

В пореформенный период в Екатеринодаре, как и во всей России, стал развиваться массовый спорт. В городе появились многочисленные спортивные общества: в 1902 г. было образовано Екатеринодарское общество любителей гимнастико-велосипедного спорта, в 1911 г. преподаватель мужской гимназии Т.С. Лапа-Лапенко организовал одну из первых в городе секцию спортивной гимнастики, в 1912 г. открылось гимнастическое общество «Сокол» [6, с. 233, 308, 341]. Велосипедная езда стала настолько популярной среди екатеринодарцев, что в 1901 г. в городском саду был построен специальный павильон для велосипедистов [7, с. 49]. Кроме велосипедов, чрезвычайно популярны у екатеринодарской молодежи стали роликовые коньки. В 1910 г. площадка для катания на роликах - скетинг-ринк была оборудована в городском саду, а позже для этой цели было построено специальное здание.

В начале XX в. в Екатеринодаре стал набирать популярность футбол. В апреле 1911 г. в кубанской столице состоялся первый футбольный матч. Инициатором его проведения было Екатеринодарское отделение петербургского общества телесного развития «Богатырь». Однако первоначально многие екатеринодарцы не оценили эту игру по достоинству: первые болельщики ходили на футбольные состязания, чтобы от души посмеяться, видя, как взрослые мужчины гоняют мяч, «как малые дети», а женщины долго не могли привыкнуть к тому, что игроки выходят на поле в спортивных трусах, считая это неприличным. Более того, многие консервативно настроенные жители города считали, что «футбол - несерьезное дело», а члены городской управы заявляли, что от футбола «пользы нет», и не выделяли ни копейки на развитие этой игры.

Однако, как и многое другое, футбол в Екатеринодаре развивался за счет частных лиц и общественных организаций. Увлечение футболом затронуло все слои екатеринодарского общества и в первую очередь молодежь. В 1912 г. в городе уже насчитывалось шесть ученических футбольных команд, а также команды «Шторм» и «Братия», которые объединяли в своих рядах служащую и рабочую молодежь Екатеринодара [8, с. 152, 153]. В 1913 г. в городском саду на детской площадке состоялся матч между командами «Спорт» и «Виктория». «Спорт» одержал победу со счетом 2:1, а уже в следующем году футбольные матчи стали проводиться регулярно [9, с. 350, 357]. В том же году екатеринодарские команды стали играть не только между собой, но и с командами из других городов Кубанской области.

В середине второго десятилетия XX в. спорт в Екатеринодаре стал настолько массовым, что в 1915 г. екатеринодарцы приняли участие в Первой Северо-Кавказской олимпиаде, которая состоялась в Новороссийске по инициативе местного футбольного клуба «Олимпия». Кроме Екатеринодара в олимпиаде приняли участие команды из Новороссийска и Ставрополя. Екатеринодарская команда участвовала в двенадцати видах спорта, таких как бег, прыжки, перетягиване каната, толкание ядра, метание диска, поднятие гирь и др. Спортсмены из кубанской столицы заняли первое место по общему количеству очков [10, с. 154, 155].

Екатеринодар нередко посещали знаменитые спортсмены. В 1911 г. в «Мон Плезире» состоялся «сеанс атлетики» известного борца И.М. Заикина, ученика И.М. Поддубного. Он выступал как атлет, поднимая огромные тяжести: пароходные якоря, платформы с людьми (до 30 человек), на его плечах гнули рельсы и т.д. В 1912 г. Екатеринодар в составе Петербургского цирка Е.Г. Чумакова посетил и сам легендарный русский борец И.М. Поддубный. Если И.М. Заикин лишь демонстрировал екатеринодарцам свою феноменальную силу, то Поддубный участвовал в поединках с борцами из Австрии, Франции и других стран [11, с. 339]. В 1913 г. И.М. Поддубный снова выступал в кубанской столице. С 30 сентября по 11 октября «чемпион чемпионов» в нескольких поединках победил всех своих соперников, в том числе - чемпиона Европы француза Ж. Сабатье. В 1916 г. И.М. Поддубный еще раз посетил Екатеринодар и вновь одержал победу над всеми соперниками. Известные русские спортсмены всегда встречали в Екатеринодаре восторженный прием: в 1913 г., несмотря на необыкновенно холодную для октября погоду, выступление И.М. Поддубного собрало полный цирк, а в 1916 г. жители кубанской столицы устроили знаменитому борцу «грандиозную овацию» [12, с. 302, 303]. Массовый спорт прочно вошел в образ жизни екатеринодарцев.

В начале XX в. в Екатеринодаре появляются новые праздники, ранее не отмечаемые жителями города, а некоторые старые праздники приобрели новое значение. В 1902 г. в Екатери-нодаре состоялось первое организованное выступление рабочих 1 мая. Возглавила маевку группа кубанских социал-демократов, состоящая из 11 человек [13, с. 23]. С этого времени первомайские демонстрации рабочих проходили в кубанской столице каждый год, несмотря на запрет властей. Праздник, который до этого представлял собой самый обычный отдых на природе, приобрел для екатеринодарских рабочих новое, политическое значение, стал для них частью революционной борьбы за свои права.

С ї9ї2 г. жители Екатеринодара ежегодно отмечали еще один весенний праздник - День белой ромашки. Отмечался он в конце апреля - начале мая и был посвящен борьбе с туберкулезом [14, с. ї9]. В этот день везде - на улицах, на базарах, и, даже, в трамваях - работали продавщицы белых ромашек. Сбор от их продажи поступал в пользу больных туберкулезом. В полдень устраивалось торжественное шествие: от здания Зимнего театра отъезжал автомобиль, за ним двигалась вереница из двух десятков велосипедистов, затем еще ї2 автомобилей, несколько разукрашенных экипажей и запряженная осликом тележка. Все экипажи, велосипеды были украшены зеленью, и, конечно, белыми ромашками. В ї9ї2 г. День белой ромашки отмечался 2О апреля. В результате праздника в пользу туберкулезных больных было собрано более 13 ООО рублей [15, с. 339 - 340].

Все вышеперечисленные факты говорят о развитии в Екатеринодаре городской культуры и городского образа жизни. Но, как уже упоминалось выше, традиционная казачья культура продолжала удерживать свои позиции. Одной из главных черт менталитета казачества была глубокая религиозность. Все войсковые праздники начинались с молебна в войсковом соборе, ни одного серьезного дела казак не начинал без молитвы, без благословения священника. Перед уходом казаков на службу призывался священник с причтом, служился молебен. Каждого благословляли, кропили святой водой [16, с. 33].

В Екатеринодаре торжественно отмечались все православные праздники, особенно -Рождество Христово и Пасха. По сложившейся еще в Черноморском казачьем войске, на второй день праздника Пасхи на центральную площадь Екатеринодара для всеобщего обозрения выносились войсковые регалии. В тот же день проходила служба в войсковом соборе, и проводился парад. После обедни священники с крестами и хоругвями и казаки с войсковыми знаменами трижды обходили вокруг собора, а затем регалии показывали войску и народу. Войсковые регалии выносились и в других торжественных случаях, например при вступлении в должность войскового атамана [17, с. ї 73].

После изменения статуса Екатеринодара регалии были перенесены в разные места, но в ї882 г. по личному распоряжению императора Александра III сбор войск и вынос регалий был восстановлен [18, с. 34О].

Кроме праздников, проходивших каждый год, в Екатеринодаре масштабно отмечались памятные даты исторических событий. Например, 26 августа ї9ї2 г. в кубанской столице праздновалось столетие Бородинской битвы. Кроме традиционных молебна в войсковом соборе и парада, который принимал наказной атаман Кубанского казачьего войска M.^ Бабыч, в войсковых частях, училищах, клубах были устроены чтения по истории Отечественной войны ї8ї2 г., а кроме того, был устроен большой концерт Войскового певческого хора, посвященный памяти погибших в этой войне. Интересно, что в этот день были закрыты питейные заведения, а так же магазины и кофейни [19, с. 344].

Среди казачества господствовал культ семьи, почтения к старшим, причем не только к отцу или деду, а просто к старшим по возрасту. Женились казаки рано: женщина иногда становилась матерью семейства в ї6 лет. В начале XX в. заключение брака уже не сопровождалось «никакими особенными обрядами, кроме венчания и обычных столов».

По сведениям БЖ Городецкого, в домашнем быту кубанский казак отличался «уживчивостью, спокойствием и смиренством», битье жены и телесные наказания детей происходили редко: «только в исключительных случаях казак берется за плеть, а к кулачной расправе не прибегает почти никогда» [20, с. ї76].

Однако, несмотря на почтение к старшим и «смиренство» казаков в домашнем быту, в начале XX в. в Екатеринодаре участились случаи нарушения «уличниками» - группами городской молодежи общественного порядка. Полицеймейстер Екатеринодара в своем рапорте ї9О2 г. писал, что «в последнее время по случаю окончания полевых работ, времени заручений и свадеб, а также призыва новобранцев, драки уличников участились и уличники стали до того дерзки и смелы, что никакие меры наличной полиции не могут предотвратить их».

Самыми криминальными районы Екатеринодара были окраины города - Покровка и Дубинка. Кулачные бои меду жителями этих районов часто превращались в настоящие побоища [21, с. 328, 249-25О]. Это, впрочем, и неудивительно, потому что именно на окраинах города жила самая бедная и культурно неразвитая часть населения кубанской столицы. На Дубинке, где в уже ї896 г. население составляло їО ООО человек [22], было всего два училища - городское и церковно-приходское, в ї9О9 г. был открыт электробиограф «Фантазия» (в доме барачного типа), а трактиров и пивных было более 4О [23, с. 234]! Неудивительно, что многие жители рабочих окраин Екатеринодара проводили свое свободное время в питейных заведениях.

Вообще в питейных заведениях столица кубанской области недостатка не испытывала: в ї894 г. их было 222, а в ї9ї3 г. на состоявшемся в Екатеринодаре Кубанском антиалкогольном

съезде отмечалось, что питейных заведений в городе значительно больше, чем школ, церквей и всех тех мест, где можно было бы провести свободное время без выпивки [24, с. 352]. Если в XIX в. питейные заведения закрывались во время постов, то в начале XX в. - продолжали работать [25, с. 367].

Общественные организации всеми силами вели борьбу против пьянства: 14 сентября 1913 г. в Екатеринодаре состоялся «трезвенный праздник» с крестным ходом, в котором приняли участие 6 000 человек; было создано Екатеринодарское общество попечения о народной трезвости [26, д. 55, л. 4]. В 1914 г. в связи с началом первой мировой войны правительство попыталось решить эту проблему радикально: в России был введен сухой закон. Однако это привело к распространению самогоноварения. Прежде сведения о самогоне в источниках отсутствуют [27, с. 352, 353].

Вызванные первой мировой войной серьезные материальные трудности и дороговизна товаров первой необходимости сильно повлияли на фольклор жителей Екатеринодара. Появились новые пословицы, такие как «домовладельцу игрушки - жильцу слезки», «трамвай, что рай - не всякий попадет», «легче утопиться, чем чаю с сахаром напиться» [28, с. 16].

В конце XIX - начале XX в. в произошли серьезные изменения в положении женщины. Стали исчезать такие унизительные для женщин обряды, как проверка «честности» невесты перед свадьбой и наказание ее родителей в случае нарушения этой «честности» [29, с. 86]; в 1912 г. в Екатеринодаре был создан Женский клуб - общественная организация, ставившая своей целью самообразование женщин, их активное участие в общественной жизни. В 1913 г. по инициативе клуба в Екатеринодаре впервые 23 февраля (8 марта) был отмечен Международный женский день [30, с. 393]. Екатеринодарские женщины активно участвовали в общественной жизни кубанской столицы: по их просьбам даже переименовывались улицы. В 1904 г. по прошению жительниц Екатеринодара переулок Бабий был переименован в Кубанский [31].

Впрочем, несмотря на активное участие женщин в общественной жизни Екатеринодара, их юридически права были по-прежнему ограничены. Женщины не имели права лично участвовать в выборах в Городскую Думу, а только через своих уполномоченных - отцов, мужей, сыновей, зятьев, внуков, родных братьев, племянников [32, д. 45а, л. 296]. Вплоть до 1917 г. жительницы кубанской столицы, как и все женщины Российской империи, не имели равных с мужчинами юридических прав.

Несмотря на все нововведения и «послабления», женские нравы в Екатеринодаре оставались достаточно строгими. О том, насколько жительницы кубанской столицы были целомудренны, красноречиво свидетельствует курьезный случай, который произошел после открытия бани Лихацкого (1893 г.). Он набрал полный штат прачек и банщиц из горожанок, они вышли на работу, но, когда узнали, что их должны подвергнуть врачебному осмотру, сразу разошлись по домам, посчитав эту процедуру оскорбительной. Интересно, что Лихацкий так и не нашел женщин, согласных подвергнуться медицинскому осмотру - прислугу для своей бани ему пришлось «выписывать» из Варшавы [33, с. 137]! Роль женщин в общественной жизни города усиливалась, но это не приводило к изменению их морального облика.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. После получения в 1867 г. Екатери-нодаром статуса гражданского города, общероссийская городская культура стала играть большую роль в жизни города, чем традиционная казачья. Можно сказать, что в формировании быта и образа жизни екатеринодарцев общероссийская городская культура постепенно вытесняла традиционную казачью.

Ссылки:

1. Ракачев Д.Н. Mестное и пришлое население в формировании этнокультурного пространства Екатеринодара. // Тезисы научно-практической конференции Екатеринодар - Краснодар. ї793-2003. Вчера. Сегодня. Завтра / отв. ред. В.Н. Ра-тушняк. Краснодар, 2ОО3.

2. Куприянова Л.В. Города Северного Кавказа во второй половине XIX века: к проблеме развития капитализма вширь. Краснодар, ї98ї.

3. Бондарь В.В. Войсковой город Екатеринодар 1793-ї867 гг. Историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российской империи. Краснодар, 2ООО.

4. Известия ОЛИКО. Екатеринодар, ї909. Вып. 4.

5. Кубанская школа. Екатеринодар, ї 9ї б. № 3.

References (transliterated):

1. Rakachev D.N. Mestnoe i prishloe naselenie v

formirovanii etnokul'turnogo prostranstva Ekaterino-dara. // Tezisy nauchno-prakticheskoy konferentsii Ekaterinodar - Krasnodar. 1793-2003. Vchera. Segodnya. Zavtra / ex. ed. V.N. Ratushnyak. Krasnodar, 2003.

2. Kupriyanova L.V. Goroda Severnogo Kavkaza vo

vtoroy polovine XIX veka: k probleme razvitiya kapitalizma vshir'. Krasnodar, ї98ї.

3. Bondar' V.V. Voyskovoy gorod Ekaterinodar 17931867 gg. Istoriko-kul'turnaya spetsifika i funktsion-al'naya rol' v sisteme gorodskikh poseleniy Ros-siyskoy imperii. Krasnodar, 2000.

4. Izvestiya OLIKO. Ekaterinodar, 1909. Issue 4.

5. Kubanskaya shkola. Ekaterinodar, ї 9ї б. № 3.

6. Екатеринодар - Краснодар. ї793- ї993: два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Mатериалы к летописи. Краснодар, ї993.

7. Екатеринодар - Краснодар - столица казачьего края. Краснодар, 2007.

8. Бардадым В.П. Кубанские арабески. Краснодар, 2000.

9. Екатеринодар - Краснодар.

10. Бардадым В.П. Указ. соч.

11. Екатеринодар - Краснодар.

12. Бардадым В.П. Указ. соч.

13. Латкин В.Ф., Осадчий И.П. Дорогой борьбы. Хроника революционной деятельности большевистских организаций Кубани и Черноморья ^S3-ї920 гг. Краснодар, ї990.

14. Шахова Г.С. Краснодарская улица Красная: книга об истории главной улицы Краснодара. Краснодар, ї997.

15. Екатеринодар - Краснодар.

16. Екатеринодар - Краснодар - столица казачьего края.

17. Ратушняк В.Н. Возвращение казачьих святынь // Голос минувшего. 200S. № ї-2.

1S. Энциклопедия Кубанского казачества / под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 20її.

19. Екатеринодар - Краснодар.

20. Кубанская школа.

21. Екатеринодар - Краснодар.

22. Кубанские областные ведомости. ^96. 6 апреля.

23. Бардадым В.П. Указ. соч.

24. Екатеринодар - Краснодар.

25. Энциклопедия Кубанского казачества.

26. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 46б. Оп. ї.

27. Екатеринодар - Краснодар.

2S. Прикубанские степи. Екатеринодар, ї 9ї б. № ї.

29. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные труды. Краснодар, 2009.

30. Тончу Е.А. Женщины Кубани. СПб., ^9S.

31. Вольная Кубань. ї992. 6 июня.

32. ГАКК. Ф. Р-ї б47. Оп. ї.

33. Бардадым В.П. Архитектура Екатеринодара. Краснодар, 2009.

6. Ekaterinodar - Krasnodar. 1793- 1993: dva veka goroda v datakh, sobytiyakh, vospominaniyakh. Ma-terialy k letopisi. Krasnodar, 1993.

7. Ekaterinodar - Krasnodar - stolitsa kazach'ego kraya. Krasnodar, 2007.

S. Bardadym V.P. Kubanskie arabeski. Krasnodar, 2000.

9. Ekaterinodar - Krasnodar.

10. Bardadym V.P. Op. cit.

11. Ekaterinodar - Krasnodar.

12. Bardadym V.P. Op. cit.

13. Latkin V.F., Osadchiy I.P. Dorogoy bor'by. Khronika revolyutsionnoy deyatel'nosti bol'shevistskikh organi-zatsiy Kubani i Chernomor'ya 1883-1920 gg. Krasnodar, 1990.

14. Shakhova G.S. Krasnodarskaya ulitsa Krasnaya: kniga ob istorii glavnoy ulitsy Krasnodara. Krasnodar, 1997.

15. Ekaterinodar - Krasnodar.

16. Ekaterinodar - Krasnodar - stolitsa kazach'ego kraya.

17. Ratushnyak V.N. Vozvrashchenie kazach'ikh svyatyn' // Golos minuvshego. 200S. № ї-2.

1S. Entsiklopediya Kubanskogo kazachestva / under general ed. of V.N. Ratushnyak. Krasnodar, 2011.

19. Ekaterinodar - Krasnodar.

20. Kubanskaya shkola.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ekaterinodar - Krasnodar.

22. Kubanskie oblastnye vedomosti. 1S96. April 6.

23. Bardadym V.P. Op. cit.

24. Ekaterinodar - Krasnodar.

25. Entsiklopediya Kubanskogo kazachestva.

26. Gosudarstvenniy arkhiv Krasnodarskogo kraya (GAKK). F. 465. Op. 1.

27. Ekaterinodar - Krasnodar.

2S. Prikubanskie stepi. Ekaterinodar, ї 9ї б. № ї.

29. Bondar' N.I. Traditsionnaya kul'tura kubanskogo ka-zachestva. Izbrannye trudy. Krasnodar, 2009.

30. Tonchu E.A. Zhenshchiny Kubani. SPb., 199S.

31. Vol'naya Kuban'. ї992. June 6.

32. GAKK. F. R-1547. Op. 1.

33. Bardadym V.P. Arkhitektura Ekaterinodara. Krasnodar, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.