Научная статья на тему 'Спорт как форма досуга городского населения Кубанской области и Черноморской губернии'

Спорт как форма досуга городского населения Кубанской области и Черноморской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КУБАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЧЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ДОСУГ / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗРЕЛИЩА / URBAN POPULATION / KUBAN REGION / BLACK SEA PROVINCE / LEISURE / SPORT / SPORT INFRASTRUCTURE / SOCIETIES / PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривоконь Анна Владимировна

В статье рассматриваются роль и место различных видов спорта (футбола, скачек, автомобилизма, гимнастики и других) в досуге горожан Кубанской области и Черноморской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кривоконь Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT AS A FORM OF URBAN POPULATION’S LEISURE ACTIVITIES IN THE KUBAN REGION AND THE BLACK SEA PROVINCE

The article considers role and place of different sports (football, horse racing, motoring, gymnastics and other) in the leisure activities of the Kuban and the Black Sea province citizens.

Текст научной работы на тему «Спорт как форма досуга городского населения Кубанской области и Черноморской губернии»

УДК 796 (091) (470.62) (1-21) “377” “18/19”

Кривоконь Анна Владимировна

Krivokon Anna Vladimirovna

аспирант кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]

PhD student of the History and Museum Studies Department, Krasnodar State University of Culture and Arts [email protected]

СПОРТ КАК ФОРМА ДОСУГА ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ

SPORT AS A FORM OF URBAN POPULATION’S LEISURE ACTIVITIES IN THE KUBAN REGION AND THE BLACK SEA PROVINCE

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются роль и место различных видов спорта (футбола, скачек, автомобилизма, гимнастики и других) в досуге горожан Кубанской области и Черноморской губернии.

The article considers role and place of different sports (football, horse racing, motoring, gymnastics and other) in the leisure activities of the Kuban and the Black Sea province citizens.

Ключевые слова:

городское население, Кубанская область, Черноморская губерния, досуг, спорт, спортивная инфраструктура, общественные организации, зрелища.

urban population, Kuban region, Black Sea province, leisure, sport, sport infrastructure, societies, performances.

Keywords:

Спорт является неотъемлемой частью повседневной жизни горожан уже более ста лет. В рамках представленной статьи сделана попытка воссоздать спортивную составляющую досуга городского населения Кубанской области и Черноморской губернии в конце XIX - начале XX в.

Историки, исследовавшие дореволюционный город и повседневные практики его жителей, касались данной проблематики в основном применительно к российским столицам [1]. Кубанские исследователи реконструировали основные вехи истории спорта в регионе, но без соотнесения с досуговыми практиками горожан [2].

До конца XIX в. спортивные развлечения были привилегией высших слоев общества, но постепенно в связи с ростом благосостояния отдельных городских слоев круг потребителей данной формы досуга расширился. Одновременно повышался спрос на развлечения, происходила модернизация досуговой сферы, предоставившая горожанам новые возможности. Что касается спорта, то классификация относящихся к нему занятий становилась все более дробной. Возникли технологичные специализированные формы спортивных занятий. Увеличилось количество профильных спортивных обществ и клубов. Наиболее заметны эти процессы были в жизни Петербурга и Москвы [3, с. 9-11].

Постепенно в спортивную орбиту втягивались провинциальные города. На Кубани наибольшее развитие получил конный спорт, что естественно для региона, где большинство населения составляли казаки и горцы. Первые скачки были проведены еще в середине 1860-х гг.; затем последовал перерыв почти в четверть века. Только в начале 1890-х гг. благодаря инициативе начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска генерал-майора Я.Д. Маламы они были возрождены. Заметим, что основной целью развития конных состязаний в Кубанском регионе являлось поощрение коневодства. В 1893 г. было создано Кубанское скаковое общество, членами которого в основном стали именно коннозаводчики. С момента своего появления скачки стали одним из популярных видов организации досуга [4].

В 1880-х гг. россияне увлеклись велосипедом. Однако у многих пешеходов и полиции сложилось негативное отношение к этому виду транспорта. Велосипедисты мешали гуляющей публике и уличному движению. В Екатеринодаре полицмейстер в 1898 г. запретил им ездить по тротуарам, а Городская дума издала в 1908 г. постановление, по которому передвижение на велосипеде разрешалось только лицам, выдержавшим испытание на умение свободно им управлять. Быстрая езда в черте города запрещалась.

В 1902 г. екатеринодарские велосипедисты объединились с поклонниками гимнастики, создав Общество любителей гимнастико-велосипедного спорта, которое имело в Городском саду специально отведенное место для проведения гонок и «различного рода атлетических упражнений» [5, с. 215, 305]. Примерно в те же годы Общество любителей физических упражнений и велосипедного спорта появилось и в селении Армавир [6].

Некоторое время велосипедные гонки привлекали публику, но уже к концу первого десятилетия XX в., по мнению корреспондента «Кубанских областных ведомостей», они «изрядно надоели» горожанам [7, с. 256].

Одним из самых распространенных видов спортивных занятий также была гимнастика. Ее немецкая, шведская, а затем и чешская «сокольская» системы получили широкое распространение, прежде всего, как предметы обучения в школьной программе и учебной программе кадетских корпусов [8, с. 87].

Благодаря эффективности воздействия, эстетической красоте и спортивной зрелищности, на Кубани к началу XX в. широкое распространение получила сокольская гимнастика [9, с. 93]. К 1912 г. клубы гимнастического общества «Сокол» действовали в Екатеринодаре, Новороссийске, Геленджике, Анапе и

Ейске [10, с. 19], а с 1913 г. в Армавире (реорганизованное Общество любителей физических упражнений и велосипедного спорта) [11].

По данным исследователя кубанского спорта С.Г. Александрова, среди учащихся большой популярностью пользовались «гимнастические праздники», в которых участвовали воспитанники екатерино-дарских гимназий и училищ [12, с. 94].

Самым доступным развлечением для горожан видится зимнее катание на коньках. В кубанских городах не было специально оборудованных катков, принадлежащих общественным объединениям или частным лицам как в российских столицах. С наступлением морозов городские водоемы замерзали, и от желающих покататься требовалось только наличие коньков и свободного времени. Однако как только городские власти принимали участие в благоустройстве катка, тут же назначалась и входная плата [13].

В начале XX в. любители зимнего катания на коньках обрели его летнюю альтернативу - скетинг. Однако мода на него быстро прошла. Только что построенные скетинг-ринги закрывались или переоборудовались.

С 1890-х гг. в России появились футбольные команды. Первые из них были созданы иностранцами, но очень скоро играть начали во многих столичных спортивных клубах. Популярность игры росла, количество команд и матчей стабильно увеличивалось [14, с. 100, 109-111].

В начале XX в. футбольные команды возникли в Екатеринодаре, Темрюке, Армавире, Майкопе, Сочи. Многие из них состояли из учащихся и выступали за учебные заведения. Екатеринодарские команды «Шторм» и «Братия» объединяли рабочую и служащую молодежь. В 1912 г. поклонники «кожаного мяча» организовали клуб «Олимпия» в Новороссийске, футбольный кружок «Ахиллес» в Екатеринодаре. В 1913 г. в столице Кубанской области появилось еще два клуба «Спорт» и «Виктория» [15].

Данные о распространении в регионе лаун-тенниса фрагментарны. Как утверждает С.Г. Александров, этот вид спорта пользовался популярностью у воспитанников Кубанского Александровского училища [16, с. 94]. Теннисные корты имелись в распоряжении отдыхающих сочинского санатория «Кавказская Ривьера» [17, с. 33].

Технический прогресс рубежа веков отразился на появлении новых видов спортивных развлечений: автомобилизма и воздухоплавания.

Автомобили в России обязаны своим распространением именно спорту. Кубанские автомобилисты, как и их столичные собратья, устраивали гонки, но порой состязания граничили с лихачеством, вызывающим недовольство извозчиков и прохожих [18, с. 35]. Мнение городских обывателей ярко передал корреспондент «Кубанского курьера»: «В данное время в городе <Екатеринодаре> процветает автомобильный спорт, как самый новый и модный... Эти чудовища на резиновых шинах с рычанием носятся по городу самым полным ходом. Всякий благоразумный гражданин, прежде чем выйти на Красную улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание» [19, с. 343-344].

Конечно, немногие могли похвастаться наличием столь современного и дорогого транспортного средства, поэтому автомобильный спорт на Кубани не был широко распространен.

Авиационные состязания на Кубани в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга практически не проводились, и аэроклубы никогда здесь созданы не были, но воздухоплавание присутствовало в жизни горожан как зрелище, привлекая публику и захватывая воображение общественности.

В апреле 1905 г. в Екатеринодаре совершил несколько полетов на воздушном шаре Жан Овербек. А 20 сентября 1910 г. состоялся пробный полет летчика А.М. Габер-Влынского на биплане Фармана. Это был первый полет аэроплана в Екатеринодаре, взбудораживший горожан.

По примеру Санкт-Петербурга и Москвы в кубанской столице для сбора средств на нужды авиации в 1913 г. прошел День воздушного флота [20, с. 256, 323, 350].

Демонстрационные полеты могли наблюдать и жители других населенных пунктов. Одним из первых в небо над Армавиром на самолете типа «Фарман» поднялся в сентябре 1911 г. местный житель, летчик-самоучка А.К. Арутюнов. После окончания в 1913 г. Одесской школы авиаторов он купил собственный самолет и регулярно совершал облеты окрестностей Армавира, иногда выступая и в других городах Кавказа.

Именно в Армавире при огромном стечении публики было проведено 20 октября 1913 г. известное нам авиационное состязание между пилотами-авиаторами Арутюновым и Фейфером [21].

Профессиональных борцов кубанцы видели, главным образом, на арене цирка. Например, в 1912 г. в Екатеринодаре в рамках гала-спорт-циркового представления состоялось открытие «большого международного чемпионата борьбы» с участием Ивана Поддубного и спортсменов из Австрии, Франции, Польши [22, с. 339].

Итак, спорт в жизнь горожан изначально вошел как досуговое явление. Этому способствовало развитие физического воспитания в учебных заведениях и общественная инициатива.

Постепенно формировалась спортивная инфраструктура. В рассматриваемых регионах она была развита слабо по сравнению с российскими столицами.

Отношение городского населения к спорту было различным. Одни состояли в спортивных обществах и клубах, были активными участниками и организаторами спортивных соревнований, другие представляли собой праздную публику, усматривавшую в спорте лишь увлекательное зрелище.

Ссылки:

1. Хмельницкая И.Б. Спортивные общества и досуг в столичном городе начала XX века: Петербург и Москва. М., 2011.

2. Александров С.Г. Физическое воспитание учащихся Кубанского Александровского реального училища в начале XX века // Первые кубанские литературно-исторические чтения: материалы науч.-теорет. конф. Краснодар, 1999. С. 92-95 ; Бич Ю.Г. История физкультуры и спорта на Кубани: очерки. Краснодар, 2011 ; Вишталь В.П., Гайдашев И.Ю.,

Рубан М.Л., Яровой В.А. История кубанского футбола. Краснодар, 1997 ; Рубан М.Л. История физической культуры и спорта на Кубани: метод. рек. Краснодар, 1994 ; Сбитнева М., Зуб И.П. Развитие физической культуры и спорта на территории Большого Сочи в первой трети ХХ века // Былые годы. 2008. № 2. С. 32-34.

3. Хмельницкая И.Б. Указ. соч.

4. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 2361. Л. 1-3, 5, 6, 43, 43 об. ; Кубанские войсковые ведомости. 1865. № 14, № 48 ; 1868. № 18,

№ 19, № 22 ; Кубанские областные ведомости. 1893. № 59 ; 1894. № 43, № 56, № 74 ; 1894. № 14, № 71, № 89, № 94.

5. Екатеринодар-Краснодар. 1793-1993: два века города в датах, событиях, воспоминаниях. Материалы к летописи. Краснодар, 1993.

6. Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период). URL: http://armavirskiy.narod.ru/hist_ktitor_content.htm (дата обращения: 04.03.2012).

7. Екатеринодар-Краснодар.

8. Хмельницкая И.Б. Указ. соч.

9. Александров С.Г. Указ. соч.

10. Бич Ю.Г. Указ. соч.

11. Ктиторов С.Н. История Армавира.

12. Александров С.Г. Указ. соч.

13. ГАКК. Ф. Р-1432. Оп. 1. Д. 2. Л. 51.

14. Хмельницкая И.Б. Указ. соч.

15. Бардадым В.П. Кубанские арабески. Краснодар, 2000. С. 152 ; Бич Ю.Г. Указ. соч. С. 23. Вишталь В.П., Гайдашев И.Ю., Рубан М.Л., Яровой В.А. Указ. соч. С. 5.

16. Александров С.Г. Указ. соч.

17. Сбитнева М., Зуб И.П. Указ. соч.

18. Ктиторов С.Н. Становление автомобильного сообщения в городах Северо-Западного Кавказа // Былые годы. 2009. № 3.

19. Екатеринодар-Краснодар.

20. Там же.

21. Ктиторов С.Н. История Армавира.

22. Екатеринодар-Краснодар.

References (transliterated):

1. Khmel'nitskaya I.B. Sportivnie obshchestva i dosug v stolichnom gorode nachala XX veka: Peterburg i Moskva. M., 2011.

2. Aleksandrov S.G. Fizicheskoe vospitanie uchashchikhsya Kubanskogo Aleksandrovskogo real'nogo uchilishcha v nachale XX veka // Pervie kubanskie literaturno-istoricheskie chteniya: materialy nauch.-teoret. konf. Krasnodar, 1999. P. 92-95 ; Bich Y.G. Istoriya fizkul'tury i sporta na Kubani: ocherki. Krasnodar, 2011 ; Vishtal' V.P., Gaydashev I.Y., Ruban M.L., Yarovoy V.A. Istoriya kubanskogo futbola. Krasnodar, 1997 ; Ruban M.L. Istoriya fizicheskoy kul'tury i sporta na Kubani: metod. rek. Krasnodar, 1994 ; Sbitneva M., Zub I.P. Razvitie fizicheskoy kul'tury i sporta na territorii Bol'shogo Sochi v per-voy treti XX veka // Bylie gody. 2008. № 2. P. 32-34.

3. Khmel'nitskaya I.B. Op. cit.

4. GAKK. F. 249. Op. 1. D. 2361. L. 1 -3, 5, 6, 43, 43 ob. ; Kubanskie voyskovie vedomosti. 1865. № 14, № 48 ; 1868. № 18, № 19, № 22 ; Kubanskie oblastnie vedomosti. 1893. № 59 ; 1894. № 43, № 56, № 74 ; 1894. № 14, № 71, № 89, № 94.

5. Ekaterinodar-Krasnodar. 1793-1993: dva veka goroda v datakh, sobytiyakh, vospominaniyakh. Materialy k letopisi. Krasnodar, 1993.

6. Ktitorov S.N. Istoriya Armavira (dosovetskiy period). URL: http://armavirskiy.narod.ru/hist_ktitor_content.htm (date of access: 04.03.2012).

7. Ekaterinodar-Krasnodar.

8. Khmel'nitskaya I.B. Op. cit.

9. Aleksandrov S.G. Op. cit.

10. Bich Y.G. Op. cit.

11. Ktitorov S.N. Istoriya Armavira.

12. Aleksandrov S.G. Op. cit.

13. GAKK. F. R-1432. Op. 1. D. 2. L. 51.

14. Khmel'nitskaya I.B. Op. cit.

15. Bardadym V.P. Kubanskie arabeski. Krasnodar, 2000. P. 152 ; Bich Y.G. Op. cit. P. 23. Vishtal' V.P., Gaydashev I.Y., Ruban M.L., Yarovoy V.A. Op. cit. P. 5.

16. Aleksandrov S.G. Op. cit.

17. Sbitneva M., Zub I.P. Op. cit.

18. Ktitorov S.N. Stanovlenie avtomobil'nogo soobshcheniya v gorodakh Severo-Zapadnogo Kavkaza // Bylie gody. 2009. № 3.

19. Ekaterinodar-Krasnodar.

20. Ibid.

21. Ktitorov S.N. Istoriya Armavira.

22. Ekaterinodar-Krasnodar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.