Научная статья на тему 'Храмовое зодчество Кубани и культурное заимствование славяно-византийских традиций'

Храмовое зодчество Кубани и культурное заимствование славяно-византийских традиций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
532
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КУБАНЬ / ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС / ЦЕРКОВЬ / ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ / ХРИСТИАНСТВО / ТАМАНЬ / КРАСНОДАР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Субботин О. С.

Представлены примеры храмовой архитектуры Закубанья храмовые комплексы Карачаево-Черкесии Сентинский и Шоанинский храмы. Обращается внимание на византийский стиль культовых зданий Кубани. Показаны характерные черты и особенности Свято-Екатерининского кафедрального собора и СвятоГеоргиевского храма Краснодара, Свято-Вознесенского храма в станице Пластуновской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храмовое зодчество Кубани и культурное заимствование славяно-византийских традиций»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Сохранение архитектурного наследия

УДК 72.034:728.03

О.С. СУББОТИН, канд. архитектуры ([email protected]), Кубанский государственный аграрный университет

Храмовое зодчество Кубани и культурное заимствование славяно-византийских традиций

Представлены примеры храмовой архитектуры Закубанья - храмовые комплексы Карачаево-Черкесии -Сентинский и Шоанинский храмы. Обращается внимание на византийский стиль культовых зданий Кубани. Показаны характерные черты и особенности Свято-Екатерининского кафедрального собора и Свято-Георгиевского храма Краснодара, Свято-Вознесенского храма в станице Пластуновской.

Ключевые слова: Кубань, храмовый комплекс, церковь, византийский стиль, христианство, Тамань, Краснодар.

Неотъемлемой частью историко-культурного наследия и архитектурно-градостроительного развития городов Юга России являются храмы. Именно они своеобразный краеугольный камень в основании фундамента будущего города. Воздвигнутые руками порой неизвестных мастеров древности, они безмолвно хранят неразгаданные тайны. Храмы являются свидетелями природных и социальных катаклизмов, приводящих к миграции народов и смене властителей, культов и религий. Примечательно также, что и в градостроительном отношении храмовым комплексам отводилась доминантная роль в формировании окружающей застройки. Предназначение здания храма определяется молитвенным собранием верующих и состоит, как правило, из трех основных частей - алтаря, средней части, притвора. Оно может включать в свой объем также колокольню, трапезную часть, крещальню и несколько приделов.

Значение храма как места молитвы, дома Божия, царства небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного предназначения храма. В то же время образ дома Божия - царя небесного выражается через благолепие храма с широким использованием декоративных средств. В архитектурных решениях византийских и древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты «царства небесного». Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии

частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон. Главной зоной архитектурной декорации является преимущественно верхняя зона храма, символизирующая «царство небесное» [1].

Первое упоминание о закубанских (Закубанье - местность левобережья реки Кубани, расположенная южнее русла до предгорья Кавказских гор) храмах принадлежит немецкому врачу Якобу Рейнеггсу, побывавшему в этом районе во второй половине XVIII в. и описавшему развалины монастыря на Зеленчуке и два каменных храма за Кубанью.

Во время первой русской научной экспедиции на Эльбрус в 1829 г. изучение древних храмов Северного Кавказа было поручено известному архитектору Иосифу Бернардацци, которому, к сожалению, удалось осмотреть и зарисовать лишь Сентинский и Хума-ринский храмы. Бернардацци был восхищен сохранившими живость своих красок фресками Сентинского храма. Он признает храм византийским и относит его сооружение ко времени Константина Великого.

Сентинский храм (Сынты клиса -карач.-балк) - христианский храм, возведенный в первой половине X в. на территории современной Карачаево-Черкесии. Расположен на отроге горного хребта на левом берегу реки Теберды в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда, ранее Сенты (Сынты - карач.-балк.), в 18 км южнее г. Карачаевска. Здание сложено из блоков песчаника на известковом растворе. На стенах сохранились следы фресок XI в. Длина зда-

ния без апсиды составляет 8 м и равна его ширине, высота от пола до пяты купола 10 м (рис. 1).

Во второй половине XIX в. возле храма был построен православный женский Спасо-Преображенский монастырь, разрушенный в годы советской власти.

Во многих научных исследованиях, посвященных данной теме, приводится мнение художника и археолога И.А. Владимирова, что Сентинский храм есть «образец храма чистого византийского стиля», а боковые притворы явно пристроены позже. Храм сложен из тесаного красноватого песчаника на извести, кирпич в строительстве не употреблялся, угловая кладка тычком и ложком. В апсиде имелась полукруглая скамья -синтрон; в интерьере стены совершенно не расчленены и плоские, рассчитанные на живопись. Фрески были выполнены тремя красками - белой, красной и темно-коричневой.

Шоанинский храм находится на левом берегу Кубани примерно в 7 км к северу от г. Карачаевска на юго-восточном скальном отроге горы Чуана (Шоана). Историк В.А. Кузнецов отмечает, что уже дореволюционные исследователи наметили дату основа-

Рис. 1. Сентинский храм

1'2012

45

Сохранение

архитектурного наследия

Рис. 2. Шоанинский храм

Рис. 3. Свято-Покровский храм. Ст. Тамань

Рис. 4. Свято-Ильинская церковь. Краснодар

ния храма Шоана - Х-Х1 вв. и сделали предположение о византийских истоках его архитектуры. В плане Шоана представляет трехапсидное и трех-нефное здание с четырьмя квадратными в сечении столбами, несущими подпружные арки и главу. Центральная апсида шире боковых, алтарные простенки прорезаны низкими входами в жертвенник и диаконник. С севера и юга храм имеет закрытые притворы с входными проемами, с запада притвора нет, так как западный фасад выходит к отвесному обрыву материковой скалы. Наиболее обширная площадка и наиболее удобный подход к храму с севера. Длина здания 12,9 м, ширина по западному фасаду 8,9 м, высота приравнена к длине. В

боковых апсидах сохранились следы одноступенчатой солеи, повышавшей алтарную часть (рис. 2).

Следует отметить, что и традиции храмостроительства, и распространение христианства в районе Таманского полуострова имеют давние корни.

Археологические раскопки на месте Таманского городища у современной станицы Тамань (античной Гер-монассы) дают новые ответы на загадки истории Таманского полуострова. Здесь была обнаружена землянка с обмазанной глиной лежанкой и очагом у выхода (очень похоже на жилище монаха-отшельника). На сохранившихся каменных блоках кладки обнаружено множество начертанных символов, самый распространенный из которых крест.

Предполагают, что монастырь был основан одним из первых святых Русской православной церкви монахом Киево-Печерской лавры Никоном: из древних летописей известно, что Никон бежал в Тмутаракань, где и основал православный монастырь. Среди находок особый интерес представляют монеты, которые предположительно чеканили местные мастера, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне. По этим надписям удалось точно датировать временные рамки их появления. Эти монеты скорее всего были подражанием византийским [2].

Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на Северном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и абхазы имели свои епископальные кафедры. В VIII в. город Тмутаракань упоминается как резиденция епископа, подчиненного митрополиту Боспорскому. С историей христианства связана и Фа-нагория, где в XI в. была основана христианская епархия и мыс Панагия, на котором был расположен христианский храм, рухнувший в море.

Знаменательно и то, что первым богоугодным делом, совершенным переселенцами в станице Тамань, было строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 1793 г., в 1911 г. ее реконструировали. Целостность объемно-пространственной композиции храмового комплекса обеспечивается сомасштабностью архитектурных деталей между собой и по отношению к человеку, метрическими и ритмическими чередованиями элементов, свойственными античной архитектуре.

Научно-технический и производственный журнал

По высочайшему повелению Николая I был построен храм в городе-курорте Анапа: «на устройство в крепости Анапа церкви» выделено из казначейства 25 тыс. р., и «церковь именовать именем того святого, в чей праздник крепость Анапа сдалась нашим войскам». Строительство храма было окончено к 1837 г., тогда же состоялось освящение. Храм был разрушен в годы Крымской войны. Сооружение нового храма началось в 1871 г. на пожертвование анапчан, на «раскладочный» по общественному приговору сбор, первый - по 5 р., второй - по 2 р. с души. Было собрано более 24 тыс. р. Освящение нового храма «о трех главах с одним алтарем» состоялось 12 июня 1874 г. В 1881 г. в церкви был устроен придел в честь Александра Невского, в 1888 г. открыта церковно-приходская школа [3].

Рассматривая историко-архитек-турное наследие храмовых комплексов и их ансамблей, следует иметь четкое представление о конструктивно-технических и планировочных основах формирования храмов.

Необходимо учитывать, что формы основных элементов храма, его функциональные и декоративные элементы определяются православной традицией и символикой, в том числе:

- завершением храма главой с крестом;

- приподнятостью уровня пола храма над уровнем земли и солеи с алтарем над уровнем пола храма (может не существовать в домовых и ряде древних храмов);

- округлыми формами сводов, арок, куполов, глав, завершений оконных и дверных проемов в каменных храмах или иными, повышающимися к центру формами;

- системой организации освещения средней части храма сверху из барабанов глав и проемов в верхней части стен [1].

Своеобразно и уникально храмовое зодчество екатеринодарских храмов: Свято-Троицкого и Екатерининского соборов, церквей Свято-Ильинской (рис. 4) и Святого Великомученика Георгия Победоносца, а также первые каменные постройки города, церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость и богадельней, часовней и закладным камнем на месте уничтоженного Белого войскового собора Александра Невского, Поклонного Креста с именами Кирилла и Мефодия.

46

12012

Научно-технический и производственный журнал

В 1987 г. в Краснодаре действовало всего два храма - кафедральный Свято-Екатерининский собор и Свято-Георгиевский храм.

В центре Краснодара между улицами, носящими ныне названия Мира, Орджоникидзе, Коммунаров и Седина, возвышается величественный пятику-польный кафедральный собор в честь святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Екатери-нодара (рис. 5).

Проект разработал архитектор И.К. Мальгерб: собор в византийском стиле, семипрестольный, с главным престолом в честь святой великомученицы Екатерины и святого благоверного князя Александра Невского и приделами в честь святых покровителей членов императорской семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении и Ольги [4].

К тысячелетию Балаклавского Георгиевского мужского монастыря в Крыму в 1891 г. было определено место для подворья этого монастыря в Екатеринодаре - на пути многочисленных паломников. Закладка храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца состоялась 18 июня 1895 г. Храм строился восемь лет на добровольные пожертвования горожан, был освящен 30 ноября 1903 г.

Храм создан в стиле русской архитектуры XVII в. Над центральной частью пять луковичных куполов, над притвором - колокольня, всего над храмом 11 куполов [4]. Длина храмовой и алтарной частей 26 м, ширина 20 м. Размер первого яруса колокольни 5,5 м. Фасады решены в одинаковых архитектурно-художественных приемах и раскрепованы пилястрами с ширинками на первом ярусе, трехчетвертными пучками колонн на втором и третьем ярусах. Оконные проемы имеют трехцентровые перемычки на галерее, двойные полуциркульные на втором ярусе и прямоугольные с контрналичниками и сандриками в виде кокошников на третьем. Фасад выполнен из лицевого кирпича местного производства и цветных изразцов (рис. 6).

В период 1922-1939 гг. большинство храмов в городах и районных станицах епархии фактически было закрыто, многие из них были разрушены до основания. Последней в Краснодаре была закрыта Всесвятская церковь на городском кладбище. Действующим остался только Свято-Георгиевский храм.

Краснодарский Свято-Троицкий собор - некогда изящный многоглавый красавец - после тридцатилетнего пребывания складом Овощторга был передан Церкви в удручающем состоянии. С 1990 по 1997 г. силами верующих, Церкви и местных властей были полностью восстановлены: в Краснодаре - Свято-Троицкий и Свято-Ильинский соборы, в Геленджике -Свято-Вознесенская церковь, в Анапе

- Свято-Онуфриевская. В легендарном Темрюке (бывшая турецкая крепость, с 1774 г. в составе Российской империи; пристань близ устья Кубани и порт на Азовском море) завершено строительство храма во имя Архистратига Михаила. В Туапсе, возникшем в 1838 г. как укрепление Вельяминовское (с 1896 г.

- курортная зона) Горку героев украсил храм Святителя Алексия [5].

Следует отметить строительство храмов в станицах Кубани. Так, в 1816 г. в курене Пластуновском была построена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с отделанной на столбах колокольней. На ее строительство затрачена сумма 9 тыс. р. серебром. В 1870 г. было принято решение о строительстве нового кирпичного храма с приделом во имя святого Мефо-дия Патарского, которое было завершено ранней весной 1899 г. Со всей станицы собирали куриные яйца, чтобы добавить в раствор, который использовали при кладке кирпича. Храм был построен в византийском стиле -пятиглавый со шлемовидными куполами, по проекту знаменитого кубанского архитектора Мальгерба. Высота, ширина, длина церкви 33 м (рис. 7).

Кубань уникальна не только своими ландшафтно-топографическими особенностями, множеством национальностей, но и культурно-исторической и духовной миссией, начало которой составляют храмовые комплексы. Именно они являются основой зарождения населенного места, приобщения сопредельных народностей в равной мере к своей вере и культуре. Поэтому при проектировании культовых комплексов необходимо предъявлять особые требования к формированию духовно-культурных градостроительных образований. Для них важно создание специфических пространств - выделение адаптационного пути и собственно сакрального пространства.

История архитектуры Кубани неотделима от христианства. Христиан-

Сохранение архитектурного наследия

Рис. 5. Свято-Екатерининский кафедральный собор. Краснодар

Рис. 6. Свято-Георгиевский храм. Краснодар

Рис. 7. Свято-Вознесенский Храм в станице Пластуновской

ский храм - неповторимое архитектурное сооружение - всегда был местом общественной жизни.

Список литературы

1. СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. М.: Госстрой России. АХЦ «Арххрам». ГУП ЦПП, 2000.

2. Кубань: от невероятного - к очевидному / Авт.-сост. Е.А.Тончу. М.: Издательский Дом Тончу, 2010. 256 с.

3. Анапа / Текст З. Харалдина. Тула: Издатель И. Платонов, 2009. 34 с.

4. Храмы Екатеринодара: путеводитель / Под общ. ред. А. Касатикова, К.Капранова. 2-е изд., испр. и доп. Краснодар: ЭДВИ, 2006. 104 с.

5. Анашкевич М.А. Храмы России. М.: АСТ: Астрель, 2008. 487 с.

12012

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.