Научная статья на тему 'Из истории православных храмов верхнего Прикубанья'

Из истории православных храмов верхнего Прикубанья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ / МОНАСТЫРИ / НИЖНЕ-АРХЫЗСКОЕ ГОРОДИЩЕ / ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ANCIENT ORTHODOX TEMPLES / MONASTERIES / NIZHNE-ARKHYZ ANCIENT SETTLEMENT / BYZANTINE CULTURE / MONUMENTS OF MEDIEVAL ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титоренко Марина Федоровна

В предлагаемой статье рассматриваются древнейшие на Северном Кавказе памятники культовой архитектуры: Сентинский, Шоанинский, храмы и культовые сооружения Нижне-Архызского городища. Они представляют собой типичные образцы византийского зодчества, подтверждают могущественное влияние Византии на исследуемый регион. Длительное время храмы были в забвении. В конце XIX в. Сентинский храм превратился в женскую обитель, назван Спасо-Преображенским женским монастырем. Монахини оказывали помощь местным жителям, в начале XX в. предоставляли кров и пищу белым казачьим офицерам. Обитатели Шоанинского храма из древесины тиса изготовляли иконы, предметы домашнего обихода, накладки к ружьям и др. К эпохе средневековья относится уникальный по сохранности и научной ценности историкоархеологический комплекс Нижне-Архызского городища, своего рода форпост византийского влияния. В конце XIX в. при древних храмах городища учрежден Свято-Александро-Афонский мужской монастырь. Комплекс храмов Верхнего Прикубанья выполнен зодчими одной архитектурной школы, свидетельствует о расцвете христианства в X-XI вв. на рассматриваемой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME GLIMPSES ON ORTHODOX MONUMENTS OF THE UPPER KUBAN REGION

This article deals with the most ancient monuments of the cult architecture in the North Caucasus: Saintsky, Shoaninsky, temples and religious buildings of the Nizhne-Arkhyz hillfort. They represent typical examples of Byzantine (Lower Empire) architecture, confirm the powerful influence of Byzantium on the region under study. The temples were in oblivion for a long period of time. At the end of the 19 century the Saintsky temple was turned into a women's monastery, which is known now as the Savior-Transfiguration Women's Monastery. The nuns assisted local residents, at the beginning of the 20 century they provided shelter and food for the white Cossack officers. The inhabitants of the Shoanin temple used yew wood to make icons, household items, lining for guns, etc. The historico-archaeological complex of the Nizhne-Arkhyz hillfort, a kind of outpost of Byzantine influence, is unique for its preservation and scientific value and is referred to the era of the Middle Ages. At the end of the 19 century the St. Alexander Monastery of Athos was founded in the ancient temples of the site of the ancient settlement. The complex of temples of the Upper Kuban is made by architects of one of the architectural schools and testifies to the flourishing of Christianity in the 10-11 centuries on the described territory.

Текст научной работы на тему «Из истории православных храмов верхнего Прикубанья»

УДК 94(470) 18/19

ТИТОРЕНКО Марина Федоровна Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации г. Краснодар, Россия [email protected]

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ВЕРХНЕГО ПРИКУБАНЬЯ

В предлагаемой статье рассматриваются древнейшие на Северном Кавказе памятники культовой архитектуры: Сентинский, Шоанинский, храмы и культовые сооружения Нижне-Архызского городища. Они представляют собой типичные образцы византийского зодчества, подтверждают могущественное влияние Византии на исследуемый регион. Длительное время храмы были в забвении. В конце XIX в. Сентинский храм превратился в женскую обитель, назван Спасо-Преображенским женским монастырем. Монахини оказывали помощь местным жителям, в начале XX в. предоставляли кров и пищу белым казачьим офицерам. Обитатели Шоанинского храма из древесины тиса изготовляли иконы, предметы домашнего обихода, накладки к ружьям и др. К эпохе средневековья относится уникальный по сохранности и научной ценности историко-археологический комплекс Нижне-Архызского городища, своего рода форпост византийского влияния. В конце XIX в. при древних храмах городища учрежден Свято-Александро-Афонский мужской монастырь. Комплекс храмов Верхнего При-кубанья выполнен зодчими одной архитектурной школы, свидетельствует о расцвете христианства в X-XI вв. на рассматриваемой территории.

Ключевые слова: древнехристианские храмы, монастыри, Нижне-Архызское городище, византийская культура, памятники культовой архитектуры средневековья.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-79-84

Marina F. TITORENKO Krasnodar Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation Krasnodar, Russia [email protected]

SOME GLIMPSES ON ORTHODOX MONUMENTS OF THE UPPER KUBAN REGION

This article deals with the most ancient monuments of the cult architecture in the North Caucasus: Saintsky, Shoaninsky, temples and religious buildings of the Nizhne-Arkhyz hillfort. They represent typical examples of Byzantine (Lower Empire) architecture, confirm the powerful influence of Byzantium on the region under study. The temples were in oblivion for a long period of time. At the end of the 19 century the Saintsky temple was turned into a women's monastery, which is known now as the Savior-Transfiguration Women's Monastery. The nuns assisted local residents, at the beginning of the 20 century they provided shelter and food for the white Cossack officers. The inhabitants of the Shoanin temple used yew wood to make icons, household items, lining for guns, etc. The historico-archaeological complex of the Nizh-ne-Arkhyz hillfort, a kind of outpost of Byzantine influence, is unique for its preservation and scientific value and is referred to the era of the Middle Ages. At the end of the 19 century the St. Alexander Monastery of Athos was founded in the ancient temples of the site of the ancient settlement. The complex of temples of the Upper Kuban is made by architects of one of the architectural schools and testifies to the flourishing of Christianity in the 10-11 centuries on the described territory.

Keywords: ancient Orthodox temples, monasteries, Nizhne-Arkhyz ancient settlement, Byzantine culture, monuments of medieval architecture.

Христианство в Верхнем Прикубанье имеет глубокие корни. Об этом свидетельствуют уникальные памятники древнего зодчества, надгробные плиты, каменные кресты с рельефными изображениями святых, формы для отливки крестов, надписи на каменных столбах и др.

Особый интерес у исследователей вызывают храмы, построенные в византийском стиле в конце X - начале XI вв. В Тебердинском ущелье на высоком утесе находится Сентинский храм, напоминающий по форме византийский крест. Его длина с востока на запад равна 10,6 м, с севера на юг - 8,2 м, высота около 11,0 м. «Этот храм поражал каждого, побывавшего в этих местах, удивительной правильностью пропорций, прочностью постройки, яркостью и стильностью фресок и стенной росписью» [1], завершенностью и внутренней стройностью линий. На омофорах храма расположены «четверо-конечные кресты» с греческимми надписями имен «святого Петра, Георгия, Николая и других». А. Фиркович отмечал наличие в храме около 50 изображений святых [2]. Справа от главного входа на стене храма виднеются щиты, вооружение и грозящая рука с мечом; внизу - изображения четырех отцов церкви, у одного в руках Евангелие. Над северной дверью просматривается образ святого Георгия на коне, над западной - молодого человека на коленях, бросающего верхнюю одежду под ноги лошади» [3]. Богоматерь в алтаре Сен-

тинского храма напоминает образ «Нерушимой Стены». Кроме указанных сюжетов росписей, исследователи разных лет указывают на изображения «Рождество Христово», «Въезд Господень в Иерусалим», «Преображение Господне», «Воскресение Лазаря» и др.

Фрески храма выполнены в коричневатых тонах, оживляемых изредка голубоватым фоном. Фигуры святых удлиненные, со складками на одеждах. По мнению специалистов, их писала твердая, уверенная рука, способ исполнения характерен для Византии второй половины IX в. Рядом с храмом сохранились остатки мавзолея, построенного с ним на одной платформе, укрепленной каменной кладкой, повторяющей контуры скального отрога. Вокруг Сентинского храма сохранились остатки христианского кладбища: могильные ямы выбиты в скале, каждая гробница представляет собой три тесаные плиты, не соединенные между собой. Четвертая, небольшая по размерам, видимо, лежала над головой умершего и не закрывала остальных частей тела. Гробницы выложены ярусами (от двух до четырех в каждом), в нижней части самая большая, сверху - самая маленькая (детская). Это свидетельствует о том, что древнее поселение не являлось монастырем.

В 1802 г. древнехристианские храмы в верховьях рек Большого Зеленчука, Кубани, Теберды посетил князь Г. Потемкин, несколько позже - известный исследователь Кубанской области Е. Фелицын. В 1892 г. в Сентинском храме был учрежден женский монастырь, через три года в нем было около семидесяти насельниц. Официально монастырь открыли 20 января 1897 г. и назвали Спасо-Преображенским, в нем порой находилось до 300 монахинь. Они собрали в часовне черепа из могильников и сделали над ними надпись: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». В Сентинской усыпальнице нашли бубенчики от омофора, кусок полуистлевшей парчи, остатки митры, серебряную лжицу, кусок стекла от чаши, кадильницу с цепью, греческую монету X в. [4]. Местные жители получали в монашеской обители медицинскую помощь, пользовались аптекой и монастырской больницей. В годы революций и гражданской войны монахини предоставляли кров и пищу казачьим офицерам, выступавшим против утверждения нового режима.

Напоминанием о прошлом христиан, оттесненных татарскими и адыгейскими племенами вглубь гор [5], служит Шоанинский храм (в др. источниках Хумаринский), расположенный на левом берегу Кубани. Он расположен на краю отвесной скалы, поросшей тисом. Длина здания с запада на восток (с апсидами) 12,9 м, высота приравнена к длине, ширина по западному фасаду 8,9 м, что соответствует ширине Северного Зеленчукского храма в интерьере. Модульный размер Шоанинского храма соотносится с модулем Северного храма как сторона и диагональ квадрата. Такое распространенное в архитектуре отношение «удовлетворяет самым придирчивым требованиям».

Уникален возраст реликтовых деревьев тиса, насчитывающий более 1 000 лет. Обитатели храма изготавливали из древесины иконы, предметы домашнего обиходы, накладки к оружию. Тисовая роща на горе Шоана охраняется законом.

Шоанинский храм в 1895 г. был отреставрирован и 22 апреля того же года освящен в честь святого Георгия Победоносца. Сохранились стены строений Георгиевского скита, несшего охрану храма. Уже несколько десятилетий жители села Коста Хетагурова (бывшего Георгиевско-Осетинского) в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца ежегодно собираются у Шоанинского храма, чтобы отдать дань уважения древней христианской святыне, помолиться покровителю мужчин, путников и воинов, защитнику бедных и обездоленных, воплотившему в себе воинскую доблесть и преданность долгу.

К древнейшим архитектурным культовым памятникам эпохи раннего средневековья относится Нижне-Архызское городище, расположенное в ущелье реки Большой Зеленчук и представляющее уникальный по сохранности и научной ценности историко-архитектурный комплекс, состоящий из объектов, объединенных общностью построек в одно целое. Нижне-Архызское городище для Северного Кавказа важно не менее, чем Афон для Византии, Херсонес для Тавриды. Это городище являлось своего рода форпостом византийского влияния.

Самый величественный и монументальный в Нижнем Архызе - Северный храм, крупнейший кафедрал Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни. По архитектурной композиции храм представляет собой трехапсидное крестово-купольное шестистолпное сооружение. Алтарная апсида шире боковых, три двери из наоса ведут в западный нартекс. С севера, юга и запада храма сохранились открытые притворы. В восточных стенах северного и южного притворов видны полуциркульные ниши с конхой (маленькими дополнительными алтариками для «оглашенных», которым не дозволялось входить в храм) в верхней части. Подкупольное звено представлено квадратом с четырьмя мощными пилонами, в средней апсиде виднеется трехступенчатый синтрон. По линии предалтарных столбов храм пересекает двухступенчатая солея. В северо-западном углу нартекса, по сведениям специалистов, располагалась первая на Северном Кавказе кре-щальня. «Вертикальные объемы храма строги и гармоничны. Глава состоит из цилиндрического барабана, увенчанного низким куполом, держится на четырех кирпичных подпружных арках, опирающихся на пилоны. Переход от квадрата к кругу осуществлен при помощи пандативов. В давние времена храм был перекрыт каменными коробовыми вводами». Входные и световые проемы сохранили арочные завершения из нестандартного кирпича, в дверных проемах это большие люнеты [6]. В верхней части барабана находится «скромный орнаментальный пояс», состоявший из выступающих острым углом кирпичей. Полукруглые апсиды собора с его алтарной частью, согласно древнейшим канонам, ориентированы строго на восток.

При строительстве Северного храма соблюдался основной признак соразмерности: его длина без притвора (21 м) равна высоте и в два раза больше ширины. Пропорциональная соразмерность архитектурных форм собора гармонично соединяла части в целое. С севера, юга и запада храм сохранил большие открытые притворы с входами внутрь. Стены расчленены пилястрами, несущими широкие декоративные арки, опиравшиеся на выступающие полочки — импосты. Северный храм был построен во второй четверти X в. Монахи нашли у стен Северного храма сломанный каменный крест с надписью: «ИС ХС. Слово. Святой Фома. Господи, помози рабу твоему Мине. Святой Николай. Святой Георгий». В 60-е годы XX в. у стен Среднего храма археологи обнаружили массивный бронзовый крест (24,3 х 13,7 см) с надписью, перевод которой с греческого гласит: «Обновлен честной крест боголюбивейшим монахом Фомой пресвитером. Года от Адама 6575-го, индикта 5-го (1067)» [7]. В настоящее время на второй день Троицы (день Святого Духа) в храме совершается молебен с акафистом.

Средний храм был построен в 20-х годах X в. и служил, согласно опубликованным материалам, первым местопребыванием Аланского митрополита до тех пор, пока не был возведен кафедральный (Северный) собор. По площади он меньше Северного, но не менее монументален. Его длина 21,5 м, ширина 13,25 м, высота от пола до пяты купола 15 м. Храм относится к крестовокупольному типу бесстолпных сакральных зданий. «Продольный и поперечный нефы, пересекаясь, образуют в плане крест, открытый в западном рукаве и осложненный в восточной части боковыми апсидами». К центральной апсиде пристроены две боковые, западный рукав креста удлинен на величину модуля храма. Открытая западная часть вытянута за счет единственного притвора, восточная завершается тремя апсидами, средняя глубже и шире боковых. В храм ведут три входа, высота главного равнялась 5,4 м. Арки опирались на противолежащие угловые выступы. До сих пор сохранились части древних глиняных конструкций, с помощью которых проповедь была слышна на улице, где собиралась значительная часть прихожан, не поместившихся внутри. Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Его венчала глава, состоявшая «из цилиндрического барабана с 8 окнами и низкого шатрового купола, покоившаяся на четырех пандативах и подпружных арках, опиравшихся на выступающие полочки (импосты) в верхней части пилястр». Кирпич использовался только в арках и арочных завершениях входных и оконных проемов. Главный вход в храм оформлен в виде высокого портала с арочным завершением. Полная высота храма соответствовала его длине, высота окон барабана равнялась радиусу купола. Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. В нем на западной сто-

роне стены виднелись благословляющие руки. На северной и южной стене трапезы различали двух скачущих лошадей в красных чепраках. Во всаднике на левой стороне просматривается святой великомученик Георгий, на правой - святой Димитрий Солунский. Над южными и северными вратами храма и на западной стене виднеются два яруса групповых изображений людей в длинных одеяниях и головных покровах в виде корон или митр. На восточной стене главного алтаря заметен образ святителя, изображенного в греческом стиле.

Южный храм Нижне-Архызского городища построен в русле античных строительных традиций с применением техники кладки «тычком и ложком» в углах здания; отличается скромными размерами: длина 8,5 м, ширина 7,75 м. Строение представляет собой простую крестовокупольную композицию, сложенную из блоков и подтесанных плит. В нем три неглубокие полуциркульные апсиды, средняя по отношению к боковым слегка выдвинута (на 0,25-0,3 см), в каждой из них сохранилось по одному окну шириной 0,65 м, имеется четыре столба, в сечении квадратных (0,7 х 0,7 м). Завершения оконных проемов выполнены в камне (косо стесанные или напущенные друг на друга плиты). Особенностью Южного храма является подкупольный квадрат, вытянутый в длину (1,8 х 2,7 м). Подобная конфигурация встречается лишь в двух византийских храмах и в древнерусской церкви Василия в Овруче. Единственный вход в храм находится с западной стороны, смещен от продольной оси здания с центральным окном апсиды. В алтарной части храма едва различимы живописные фрески: голубь - символ Святого Духа, херувимы и серафимы, восьмиконечные кресты. Рядом с главным зданием располагалась небольшая часовня и звонница. Под одной из арок просматривается надпись: «Помни о смерти». Южный храм связан с остальными храмами Нижнего Архыза общими архитектурными элементами. Его венчает крест, ранее стоявший на Среднем храме. Это самый древний действующий храм в России, он посвящен святому пророку Илье. Предположительно Южный храм являлся домовой церковью и усыпальницей крупной феодальной семьи. Возле храма сохранился большой белый камень с надписью: «Храм восстановлен при настоятеле Фео-филе. 1912 год» [8]. В большие христианские праздники сюда приезжают тысячи паломников, чтобы зажечь свечу в намоленном месте.

О существовании древних святынь на Кавказе знали иноки в России и на Афоне. Один из них писал: «Красота местности превышает всякое слово. Совершенное безлюдие и нерушимая пустынность всего этого удаленного от мира ущелья влагает в сердце надежду, что не здесь ли откроется воля Всевышнего положить центр пустынножительства». В 1887 г. к архипастырю Ставропольскому прибыл со Святой Афонской горы иеромонах Серафим (постриженный в иноки в 1866 г. на Афонской горе). От имени своей братии он заявил, что «... решился посвятить свои труды и все средства, имеющиеся в распоряжении его и его братии, на возобновление этих храмов и устроение на развалинах Зе-ленчукского ущелья иноческой обители» [9].

Весной 1887 г. он приступил к постройке, привел в порядок один древний храм, устроил жилой корпус и другие необходимые постройки. В августе того же года отправился на Святую Афонскую гору «за келейной братией из 18 человек» и всякого рода личным имуществом. Так зарождающийся монастырь получил достаточное количество церковной утвари, облачений, книг, икон для совершения службы.

Архипастырь ходатайствовал перед Святым Синодом об учреждении при древних храмах мужского монастыря «с богадельнею при нем, для призрения не менее 10 человек престарелых православных воинов, с иконописною школою для детей и с учреждением при обители, когда явится возможность, миссионерского стана для воздействия на окрестных инородцев» [10]. В ожидании разрешения Святого Синода иноки поселились возле храмов. Очистили одно из зданий от наслоений и наносов, открыли богослужение на походном антиминсе для своего духовного утешения. В свободное время обустраивали жилые помещения и необходимые строения. Трудолюбивая жизнь, строгое исполнение богослужебных уставов упрочили за поселенцами добрую славу. Через два года в обители, закрытой горами от посторонних глаз, проживало около девяноста человек иноков и послушников. Вскоре сюда потянулись паломники со всей России. Посетителям бесплат-

но предоставляли помещение и пищу. «Смотрению и заботам» о. Серафима были переданы Сентинский и Шоанинский храмы. За короткое время пустынь «процвела яко крин в пустыне». Настоятель монастыря о. Серафим бережно хранил следы прошлых лет. Монахи издавали фотоальбомы с видами монастыря и фресок внутри него и раздавали паломникам.

Территория Нижне-Архызского городища является сплошным кладбищем. У Северного храма найдено более трехсот захоронений в три яруса. В одной из могил в черепе были обнаружены остатки копья (в годы насаждения ислама священников поражали копьями). К концу XIX в. в монастыре проживало 186 человек, работала церковноприходская школа.

Сентинский, Шоанинский и Зеленчукские храмы представляют собой законченный и неповторимый архитектурный ансамбль. Общее для них - отсутствие декора, сухой и строгий экстерьер. Архитектурно-типологические параллели позволяют относить их к восточно-византийской архитектуре X в. Простояв более тысячи лет, они донесли до нынешних поколений часть общечеловеческой культуры (архитектуру, живопись, музыкально-поэтические псалмы и др.). Сегодня из глубины веков они взывают к добру и справедливости, совести и милосердию, миру и взаимопониманию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Беляев С.А. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука / / История русской церкви. Книга первая. - М., 1994. - С. 63.

2. Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе // Труды восточного отделения АО. Ч.3. - СПб., 1858. - С. 120.

3. Маркович В.И. Сентинский храм и его изучение // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. - Черкесск, 1998. - С. 8.

4. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России. - М.-Пятигорск, 1992. - С. 39.

5. Дьячков-Тарасов А.Н. Сентинский храм и его фрески // Кубанский сборник. Т.5. - Екатерино-дар, 1899. - С. 3.

6. Кузнецов А.В. Алания в X-XIII вв. - Орджоникидзе, 1971. - С. 171.

7. Скрыжанская Е.Ч. Греческая надпись из средневековой Алании. - М., 1962. - С. 118-126.

8. Кузнецов В.А. Южный Зеленчукский храм // Советская археология. - 1971. - № 1. - 240, 242, 244.

9. Св. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь (Цензор Архимандрит Мефодий). - Одесса, 1897. - С. 18, 20, 34-35.

10. Ставропольские Епархиальные ведомости. 1887. - С. 383.

REFERENCES

1. Belyaev S.A. Christianity history in Russia to the prince Vladimir equal to the apostles and modern historical science. History of the Russian church. Book the first. M., 1994, P. 63.

2. Firkovich A. Archaeological investigations in the Caucasus. Works of east department of the joint-stock company. Ch.3. SPb., 1858. P. 120.

3. Markovic V.I. Sentinsky temple and its studying. Questions of medieval archeology of the North Caucasus Cherkessk, 1998. P. 8.

4. Gideon, metropolitan Stavropol and Baku. Christianity history in the North Caucasus before its accession to Russia. Moscow-Pyatigorsk, 1992. P. 39.

5. Sextons-Tarasov A.N. Sentinsky temple and its frescos. Kuban collection. T.5. Ekaterinodar, 1899. P. 3.

6. Kuznetsov A.V. Alanya in the 10-13th centuries. Ordzhonikidze, 1971. P. 171.

7. Skryzhanskaya E.Ch. The Greek text from medieval Alania. M., 1962. P. 118-126.

8. Smiths V.A. Youzhny Zelenchuksky temple. Soviet archeology. 1971. No. 1. 240, 242, 244.

9. St. Aleksandro-Afonsky Zelenchuksky monastery (Censor Archimandrite Mefodiy). Odessa, 1897. P. 18, 20, 34-35.

10. Stavropol Diocesan sheets. 1887. P. 383.

Информация об авторе:

Титоренко Марина Федоровна, доктор исторических наук, профессор, кафедра философии, истории и права, Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Краснодар, Россия [email protected]

Получена: 01.05.2017

Information about the author:

Marina F. Titorenko, Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Philosophy, History and Law, Krasnodar Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar, Russia [email protected]

Received: 01.05.2017

Для цитирования: Титоренко М. Ф. Из истории For citation: Titorenko M.F. Some glimpses on православных храмов верхнего прикубанья. Ис- orthodox monuments of the upper Kuban re-торическая и социально-образовательная мысль. gion. Historical and Social Educational Idea. 2°17. Том. 9. № 3. Часть 1 с. 79-84. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 1. Pp. 79-84.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-79-84. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-79-84. (in

Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.