Научная статья на тему 'Храмы и монастыри полуострова Карпасия (Кипр)'

Храмы и монастыри полуострова Карпасия (Кипр) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМЫ / ПАМЯТНИКИ / ПОЛУОСТРОВ КАРПАСИЯ / КИПР / ОСОБЕННОСТИ ХРАМОВ / СТИЛЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ / TEMPLES / MONUMENTS / KARPAS PENINSULA / CYPRUS / ESPECIALLY TEMPLES / STYLISTIC COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Победимская Светлана Васильевна

Статья посвящена уникальным памятникам полуострова Карпасия (Кипр). Автором выявлена отличительная особенность храмов полуострова, характерная для всего зодчества Кипра, в которой переплетается античная древность, византийская строгость, европейская утонченность и очарование восточных мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPLES AND MONASTERIES PENINSULA KARPASIA (Cyprus)

The article is devoted to unique monuments Karpasia Peninsula (Cyprus). The author identified a distinctive feature of the temples of the Peninsula, typical of the whole architecture of Cyprus, which intertwines antiquity, Byzantine austerity, European sophistication and charm of Oriental motifs.

Текст научной работы на тему «Храмы и монастыри полуострова Карпасия (Кипр)»

УДК 72.03

ПОБЕДИМСКАЯ С. В.

Храмы и монастыри полуострова Карпасия (Кипр)

Статья посвящена уникальным памятникам полуострова Карпасия (Кипр). Автором выявлена отличительная особенность храмов полуострова, характерная для всего зодчества Кипра, в которой переплетается античная древность, византийская строгость, европейская утонченность и очарование восточных мотивов.

Ключевые слова: храмы, памятники, полуостров Карпасия, Кипр, особенности храмов, стилевая композиция.

POBEDIMSKAJ S. V.

TEMPLES AND MONASTERIES PENINSULA KARPASIA (Cyprus)

The article is devoted to unique monuments Karpasia Peninsula (Cyprus). The author identified a distinctive feature of the temples of the Peninsula, typical of the whole architecture of Cyprus, which intertwines antiquity, Byzantine austerity, European sophistication and charm of Oriental motifs.

Keywords: temples, monuments, Karpas peninsula, Cyprus, especially temples, stylistic composition.

Победимская

Светлана

Васильевна

кандидат филологических наук, доцент, главный редактор издательства «Yianel», Никосия, Кипр

e-mail: afroland@spidernet. com.cy

Полуостров Карпасия, расположенный на востоке Кипра, представляет собой самую узкую и длинную полоску суши, шириной не более пяти километров, убегающую на сотню километров в теплые воды Средиземного моря. На этом скромном по площади участке земли разбросано большое количество деревушек. В них быстротечное время сберегло многочисленные христианские храмы, возраст которых исчисляется столетиями. На полуострове сохранились древние базилики, украшенные мозаикой, и пещерные храмы, крестово-купольные и кровельные церкви, однонефные купольные базилики и сложные храмовые композиции, запечатлевшие архитектурные веяния ушедших исторических эпох. На Карпасии возводили храмы во имя Пресвятой Богородицы, озарившей своим присутствием благословенный остров, во имя первых христианских святых и женщин-великомучениц, святых апостолов и святых воинов, Отцов Церкви и местных святых. На сегодняшний день на полуострове, по данным, опубликованным в начале XXI в. муниципалитетами городов Кипра, находится около 150 храмов. Поэтому не случайно Карпасию часто называют полуостровом церквей.

На южном склоне Керинийской гряды за околицей деревни Мандрис, расположенной чуть в стороне от населенного пункта Трикомо, раскинул свои владения монастырский комплекс, освященный именем Пресвятой Богородицы Тохни. Просторный внутренний двор святой обители по всему периметру окружали различные монастырские здания. В южном крыле

комплекса размещался главный вход монашеского приюта, рядом с которым возвышалось укрепленное снаружи мощными контрфорсами двухэтажное строение, вписанное в рельеф холмистой местности. Внутренний этаж здания, решенный в виде арочной галереи с колоннадой, занимали монашеские кельи, а в нижней части строения, с его внешней стороны, располагались складские помещения. Главным украшением монастырского ансамбля считалась древняя византийская крестово-купольная церковь, возведенная в XII в. из крупного сероватого камня. Плоский купол, крытый черепицей и водруженный на высокий барабан, символизировал устремленность христианской души к Небесам. Яркая солнечная освещенность пустынного монастырского двора резко контрастировала с прохладным полумраком древнего храма. Лучи солнца проникали во внутреннее пространство церкви лишь сквозь узкие оконца, прорезанные в каменной толще барабана и апсиды. Когда-то вся церковь была полностью расписана фресками, которые датировались тем же столетием, что и строительство храма. К сожалению, сегодня они представлены лишь единичными фрагментами, образы которых не поддаются определению. Рядом с монашеской обителью под огромной пихтой приютился святой источник. В далекие времена только он снабжал живительной влагой монашескую братию. Монастырский ансамбль, частично восстановленный, не используется сегодня по прямому назначению и доступен для посещения паломников и любителей старины лишь как древний христианский памятник ушедших столетий.

Иллюстрация 1. Монастырь Богородицы Тохни. XII в. Мандрис. Фото Б. Победим-ского

Иллюстрация 2. Церковь Святых Сергия и Вакха. XII в. Деревня Святого Сергия. Фото Б. Победимского

Недалеко от Фамагусты в деревне Святого Сергия сохранился древний храм, построенный в XII в. во имя святых Сергия и Вакха, представляющий определенный исторический и архитектурный интерес. В годы правления римского императора Максимиана (284-305) — яростного фанатика язычества — храбрые и мужественные воины Сергий и Вакх пострадали за веру во Христа. Император, узнав, что его военачальники исповедуют христианство, был ошеломлен дерзостью любимых воинов и попытался уговорить их не губить своей славы и чести и принести по римскому обычаю жертву языческим богам. За отказ подчинить-

ся воле императора Сергия и Вакха подвергли жестоким пыткам и приговорили к смертной казни. В память о святых воинах в деревне, названной именем Святого Сергия, в XII в. построена небольшая крестово-ку-польная церковь. В течение столетий храм несколько раз перестраивался, расширялся и обрастал новыми деталями. Сегодня архитектурная форма древнего церковного ансамбля представляет собой сложную стилевую композицию, вобравшую в себя четыре разновременных храма: два купольных и две сводчатые однонеф-ные базилики. В южной части это церковное сооружение дополнено крытой арочной галереей, с северной стороны усилено наружными контрфорсами, а на западе его укрепляют мощные аркбутаны. И завершает это архитектурное хитросплетение отдельно стоящая двухъярусная колокольня.

В центре полуострова Карпасия расположены три деревни, в названии которых присутствует древнегреческое слово «коми», подтверждающее их старинное происхождение. Это Кома ту Ялу, Коми Кепир и Эв-такоми. На территории названных деревень издревле селились люди, о чем свидетельствуют обнаруженные в ходе археологических раскопок остатки сооружений бронзового века. Когда-то на месте Кома ту Ялу процветал греческий город Книдос, вошедший в историю благодаря знаменитому лекарю Ктисиасу. Именно здесь археологами найдена уникальная коллекция медицинских инструментов, внесшая неоценимый вклад в изучение истории медицины. Славилась деревня и своими храмами. В Средние века их насчитывалось около 15, некоторые из них сохрани-

лись до наших дней. Среди них храмы, возведенные в честь Пресвятой Богородицы (Х!У-ХУ вв.), Святого Николая (XIV в.), Святой Соломонии (IX в.), Архангела Михаила (1859), Святого Георгия (1897), Святой Софии (XVIII в.), Святой Анны (1533), Честного Креста и Святого Андроника. Стены, купола, апсиды многих этих церквей были украшены фресковой живописью, крестовые своды — расписными керамическими тарелками. Снаружи церковные здания декорированы каменной резьбой и фантастическими фигурками странных животных, выполнявшими охранные функции и одновременно служившими водостоками. В середине XX в. уникальные фрески храма Св. Николая уже были подготовлены к реставрации, но наступил 1974 г., время территориального конфликта. Сегодня сюжеты и образы росписей, к сожалению, едва различимы, а значит, они практически утеряны как для истории фресковой живописи, так и для ее исследователей.

В деревнях Коми Кепир и Эвтако-ми за их долгую жизнь также было возведено большое количество храмов. Это церкви Святого Василия, Святого Луки, Святой Катерины, Святого Онуфрия, Святого Фотия, Святого Аксентия, Святой Агаты, Святой Ирины. Сегодня многие из них пребывают в полуразрушенном состоянии. Когда-то самым древним в деревне Эвтакоми считался монастырь, посвященный Евангелисту Луке. Монахи этой святой обители во все века слыли искусными переписчиками церковных книг, страницы для которых готовились из тончайшей кожи, выделанной по древней технологии умелыми кожевниками деревни. В XI в. монахи создали уни-

Иллюстрация 3. Северо-западная часть храма Святых Сергия и Вакха. Фото Б. Побе-димского

Иллюстрация 4. Храм Архангела Михаила. 1859 г. Кома ту Ялу. Фото Б. Победимского

Иллюстрация 5. Церковь Святого Николая. XIV в. Кома ту Ялу. Фото Б. Победимского Иллюстрация 6. Интерьер храма Архангела Михаила. Фото Б. Победимского

Иллюстрация 7. Церковь Святого Георгия. 1897 г. Кома ту Ялу. Фото Б. Победимского

кальное Евангелие, ставшее гордостью святой обители. В нем собраны все четыре канонических Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, каждое из которых начиналось с изображения апостола. Оно было написано без единой орфографической ошибки, а над буквами проставлены музыкальные знаки, позволявшие читать текст нараспев.

Заказы монастыря со временем стали уменьшаться, а вскоре и вовсе прекратились. Жизнь в святой обители начала угасать и постепенно пришла в упадок. Тогда монашеская братия решила передать свой старинный иконостас церкви Святого Георгия, а древнее Евангелие подарила храму, носившему одноименное название с монастырем. Правда, к тому моменту неумолимое время сберегло лишь облики апостолов Луки и Марка, отдельные страницы книги были утрачены, а на сохранившихся листках отчетливо просматривались следы огня. Ведь среди населения бытовало поверье, что священное издание не горит в огне, а его присутствие в доме исцеляет людей от недугов. Свято веря в чудодейственную силу Евангелия,

Иллюстрация 8. Сводчатая церковь Святой Соломони. IX в. Кома ту Ялу. Фото Б. Победимского

Иллюстрация 10. Руины древней базилики Святой Троицы. VI в. Деревня Святой Троицы. Фото Б. Победимского

его каждый раз брали домой, когда кто-либо из близких людей начинал болеть. И, естественно, украдкой пытались проверить: действительно ли оно не горит. Весть об этом уникальном Евангелии пришла в столицу лишь в самом конце XIX в., и тогда архиепископ Софроний предложил передать бесценное Евангелие в Архиепископский дворец. Жители деревни наотрез отказались. Наступил июль 1974 г. Спешно покидая деревню, люди увезли с собой священную книгу. Сегодня она хранится у одного из жителей деревни, обосновавшихся близ Лимассола, которые свято верят в свое возвращение на землю предков. Символом их мечты служит сберегаемое ими древнее Евангелие.

Иллюстрация 9. Церковь Архангела Михаила. XII в. Ялуса. Фото Б. Победимского

Иллюстрация 11. Гаргулья. Храм Архангела Михаила. Ялуса. Фото Б. Победимского

Небольшой приморский городок Ялуса также известен своими церквями и монастырями. Здесь расположены храмы, освященные именами Святой Марины, Святого Тирсоса, Архангела Михаила, и монашеская

Иллюстрация 12. Напольная мозаика базилики. VI в

обитель Святого Георгия. В относительно хорошем состоянии до наших дней сохранился построенный в XII в. храм Архангела Михаила. Его современный облик несет в себе наслоения различных временных и архитектурных веяний. Северная часть здания представляет собой композицию, составленную из двух крестово-купольных византийских церквей. Южная — это большая однонеф-ная сводчатая базилика, дополненная с южной стороны аркадной галереей, а в юго-восточной части — высокой колокольней. Завершают декоративное убранство церковного здания горгульи (водостоки), выполненные в виде фантастических существ, из пасти которых во время дождя струится вода.

На окраине деревни под названием Святая Троица находятся развалины одноименной древней христианской базилики VI в. Когда-то это было трехнефное церковное строение, в интерьере которого выделялся центральный придел, ограниченный колоннами, поддерживавшими своды храма. Внутреннее пространство базилики венчала тройная апсида. В центре главного нефа располагалась каменная кафедра, стоя на которой, священник читал проповеди. Кафедра несколько смещена в одну из сторон, чтобы не закрывать общий вид алтаря. Надпись на фронтоне основной апсиды сохранила до наших дней имя дьякона Ираклия, на чьи пожертвования в основном и возведено здание. В орнаменте богатой напольной мозаики, хорошо сохранившейся до наших дней, увековечены имена и других ктиторов, выделивших средства на строительство этой церкви. Они легко читаются: Этис, Эвсалис, Эфтихианос. Четко различимы и контуры баптистерия. Мраморные ступени ведут в купель, выполненную в форме креста. В западной части храма находился притвор (нартекс), выходивший во внутренний дворик, обрамленный колоннадой. Завершала архитектурный ансамбль базилики резиденция епископа. Особый интерес представляют выполненные разноцветными натуральными камушками кубической формы древние мозаики, преимущественно геометрических узоров, которыми вымощены и полы храма, и вся территория, окружавшая базилику. Стиль работы местных мастеров отразил все художественные тенденции Константинопольской школы, представленные в их лучшем варианте мозаичных орнаментов Восточного Средиземноморья.

Дорога от деревни Святой Троицы проходит вдоль каменистого морского берега с маленькими песчаными бухточками, в одной из которых приютилась древняя однонефная сводчатая церковь, вписанная своей северной стороной в скальный рельеф. Построили ее в XVI столетии, окрестив греческим именем Святого Тирсоса, что в переводе означает «священный жезл». Единственный вход в храм расположен на его южной стороне. В северо-западной части церковного здания в арочной нише убегающие вниз ступеньки ведут к целительному источ-

нику, вода которого, по преданию, исцеляет от кожных заболеваний. Чуть в стороне от древнего храма почти у самой дороги несколько позднее была возведена новая церковь с одноименным названием. Ее архитектурный облик интересен тем, что он вобрал в себя ряд готических элементов. Это большая однонефная сводчатая базилика с тремя входами, расположенными на ее северной, южной и западной сторонах. Снаружи церковь украшают готические стрельчатые фронтоны, расположенные по краю карниза, портал с ажурной каменной резьбой, утопленный в толщу стен, мощные контрфорсы, поддерживающие стены, и обрамление окон в стиле эпохи ренессанса. В юго-восточной части церковного здания расположена высокая увенчанная крестом двухъярусная колокольня, органично вписанная в храмовый ансамбль.

На западной окраине Ризокарпасо справа от дороги на небольшом пригорке возвышается древний купольный храм, освященный именем Святителя Фотия — патриарха Константинопольского. Его современники говорили, что «он по праву мог считаться славою своего века». У него обучались разным наукам юный царевич Михаил — наследник византийского престола, известный богослов и писатель Арефа Кесарийский и будущий просветитель и создатель славянской азбуки равноапостольный Кирилл. Современный облик храма Святого Фотия близ Ризокарпасо представляет собой однонефную купольную церковь, которую возвели в XI столетии на руинах древней базилики VI в. Тогда же храм украсили и стенописью, отдельные фрагменты которой просматриваются сегодня на его древних стенах.

Заключение

Отличительная особенность храмов полуострова, характерная, впрочем, для всего церковного зодчества Кипра, состоит в том, что в них тесно переплетается античная древность, византийская строгость, европейская средневековая утонченность и очарование восточных мотивов. В основном все церковные здания Кипра закладывались по византийскому плану, но постепенно, с течением времени, они обрастали готическими, а иногда и восточными деталями. В стенах старинных кипрских храмов часто без особого труда можно отыскать камни и колонны античных святилищ, помнящие древние языческие таинства.

Список использованной литературы

1 Близнюк С. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре. М., 1994.

2 Вельманс Т., Корач В., Шупут М. Византийский мир: храмовая архитектура и живопись. М., 1999.

3 Cobham C. Excerpta Cypria: Materials for a History of Cyprus. Cambridge, 1908.

4 Drummond A. Travels through different Cities of Germany, Italy, Greece and several parts of Asia, as far as the Banks of the Euphrates. London, 1754.

5 Enlart C. Gothic Art and the Renaissance in Cyprus. London, 1987.

6 Gunnis R. Historic Cyprus: a guide to its towns and villages, monasteries and castles. Nicosia, 1936.

7 Hackett J. A history of the Orthodox church of Cyprus from the coming of the apostles Paul and Barnabas. London, 1901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.