Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2012. Вып. 1 (7). С. 24-50
«Причащение преподобной Марии Египетской»
в византийской монументальной живописи С. Н. Татарченко
Сюжет причащения св. Марии Египетской преподобным Зосимой широко распространен в византийском искусстве, что во многом связано с литургическим значением покаяния Марии Египетской, память которой достаточно рано вошла в службы Великого поста. Эта композиция сочетает в себе главным образом две темы: евхаристическую (благодаря происходящему событию) и монашескую (благодаря героям сюжета), и, в зависимости от расположения в системе росписи храма, акцент в понимании сюжета ставился то на одной, то на другой теме. Статья посвящена обзору памятников IX — 1-й пол. XV в. и выделению тем, являвшихся основными в трактовке сюжета «Причащения Марии Египетской» в разные периоды византийского искусства.
В византийском искусстве сюжет причащения прп. Марии Египетской старцем Зосимой, благодаря своей смысловой насыщенности, занимал особое место и был широко распространен1. Он нередко встречается в монументальной
1 Св. Мария Египетская была очень почитаема в христианстве, не только восточном, но и западном. Однако в католичестве образ александрийской блудницы вскоре «слился» или вытеснился образом Марии Магдалины — последнюю изображали очень часто не как мироносицу, а как кающуюся. Это, по-видимому, связано с тем, что, согласно католической традиции, Марию Магдалину отождествляли с евангельской блудницей, помазавшей ноги Христа миром в доме Симона фарисея (Лк 7. 37—38). Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Магдалину. Так, в капелле Магдалины нижней церкви Сан Франческо в Ассизи (1320-е гг.) в житие Марии Магдалины введен эпизод с подаванием ей одежд, заимствованный из жития Марии Египетской. Ярким примером такого «наслоения» образов двух святых служит итальянская икона Марии Магдалины с клеймами жития (2-я пол. XIII в., Галерея Академии, Флоренция), в которое включены эпизоды, заимствованные из жития Марии Египетской: причащение епископом, Ангелы, возносящие святую во время молитвы, погребение святой. Подробнее о почитании Марии Магдалины на Западе см.: Нарусевич И. В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагин-ского // Studia philologica: сб. науч. ст. Вып. 5 / под ред. Г. И. Шевченко. Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. C. 29—45. Мария Египетская — единственная новозаветная святая (кроме апостолов в композициях Евхаристии), изображения которой в момент причащения носят вполне самостоятельный, отдельный от ее жития характер. Из ветхозаветных персонажей в «сюжете причащения» изображают Мелхиседека, встретившего Авраама и подающего ему чашу с вином. Этот ветхозаветный сюжет, понимаемый как прообраз Евхаристии, встречается в росписях Египта: в церкви св. Антония (1232—1233) в Дайр-аль-Барамус (Вади аль-Натрун, Египет) и в церкви монастыря св. Макария (Вади-натрун, Египет) (Coptic art. Wall painting. Vol. I. Cairo,
живописи, на полях рукописей, существуют иконы с изображением этого эпизода из жизни святой.
Изображение «Причащения прп. Марии Египетской» неоднократно затрагивалось исследователями в разных контекстах.
Как иконографическая особенность того или иного фрескового ансамбля, «Причащение Марии Египетской» рассматривается в монографических работах Г. де Жерфаниона, Н. Тьерри, К. Жоливе-Леви, А. и Ю. Стилиану, М. Хатзида-киса, Г. И. Вздорнова, С. Габелич, Г. Бабич, В. Джурича и других. Авторы кратко обозначают смысловые аспекты этой иконографии, называя ее основные темы: евхаристическую и связанную с монашеским подвигом.
Важными для раскрытия смыслового содержания сюжета явились статьи о «монашеской теме» в византийском и древнерусском искусстве, написанные С. Томекович, Э. С. Смирновой, В. Д. Сарабьяновым, Н. В. Пивоваровой2.
Задача настоящей работы видится в систематическом рассмотрении иконографии «Причащение Марии Египетской». Автор стремился проследить, как на протяжении веков интерпретировался этот сюжет, какие смысловые акценты в нем ставились в разные периоды византийского искусства. Статья построена по хронологическому принципу и охватывает период со 2-й пол. 1Х—ХУ вв.
В византийской живописи сложилась устойчивая иконографическая схема рассматриваемого сюжета. Старец Зосима и прп. Мария Египетская изображаются в рост, обращенными вполоборота друг к другу. Св. Зосима облачен в монашескую рясу, мантию и куколь, снятый, обычно, с головы. В одной руке он держит чашу со Святыми Дарами, в другой — лжицу, которую подносит к устам Марии. Прп. Мария изображается с непокрытой головой, одетой в рубище. Ее худые руки крестообразно сложены на груди или в молитвенном жесте протянуты к Святой Чаше. Облик прп. Марии нередко наделяется гротесковой вырази-
1989. P. б0, б1, бб, б7 (ill.); ZibawiMahmoud. Orienti Cristiani. Senso e storia di un' arte tra bisanzio e l'islam. Milano, 1995. Р. 5б—57; Вельманс Т., Коран В., Шупут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. М., 200б. С. 51; Сусленков В. Е. Изобразительное искусство христианского Египта || Православная энциклопедия. Т. XVII).
2 Здесь приводим лишь важнейшие работы по нашей теме: PadüjHuh С. Una poenitentium. Марща Египатска у српс^ уметности XIV века || Зборник Народног музеja . IV. Београд, 19б4. С. 257—2б0 (далее: PadüjHuh 1964); Stylianou A. The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus || Actes du XIVe CIEB. Buc., 197б. Vol. 3. P. 435-441 (далее: Stylianou A. 1976); Tomecovic S. Contribution à l'étude du programme du narthex des églises monastiques (XI — première moitié du XIII s.) || Byzantion. Bruxelles, 1988. Vol. 58. Fasc. 1. P. 140-154 (далее: Tomecovic 1988); Смирнова Э. С. Образ монашества в русской живописи второй половины XIV в. || ДРИ: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998; СарабьяновВ. Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде || Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства: сб. статей. М., 2005 (далее: Сарабьянов 2005); Пивоварова Н. В. Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и Древней Руси XII—XIV веков: источники формирования и идейный смысл || Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства: сб. статей. М., 2005; Сарабьянов В. Д. Программа монашеских изображений в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорско-го монастыря || ДРИ: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова. М., 2008. С. б5-98 (далее: Сарабьянов 2008).
тельностью (растрепанные седые волосы, запрокинутая голова, стремительный шаг), создающей пронзительный образ отшельницы.
Литературным источником иконографии «Причащение прп. Марии Египетской» послужило «Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне»3, написанное в доиконоборческий период и переведенное уже в VIII—IX вв. на латинский, армянский и сирийский языки4. Согласно житию, александрийская блудница, осознав во время молитвы в Иерусалимском храме свой грех, удалилась в пустыню, где провела в покаянии 47 лет и перед своей смертью сподобилась причаститься Святых Христовых Таин, которые принес ей старец Зосима.
Образ прп. Марии Египетской рано получил осмысление в богослужебном контексте. Ее память не только отмечается в синаксарях с IX—X в.5, но и входит позже в триодный круг богослужения: в монастырском Студийском уставе ей посвящено пятое воскресенье Великого поста6.
Необходимо отметить и связь памяти подвижницы с Покаянным каноном прп. Андрея Критского, в котором в XI в. появляются специальные тропари, посвященные Марии Египетской7.
* * *
Наиболее раннее изображение «Причащения прп. Марии» находилось в храме «Фортуна Вирилис» в Риме, известного также в письменных упоминаниях с XV в. как S. Maria Egiziaca, т. е. церковь св. Марии Египетской8. Появле-
3 Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыни // Византийские легенды / под ред. С. В. Поляковой. СПб., 2004. С. 84—98.
4 Dimitrova M. Mary of Egypt in Medieval Slavic Literacy // Byzantinoslavica. Prague, 1995. V. 56. Part III. P. 617-624, здесь: с. 617.
5 Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1997.
6 Желтов М. С., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Великий пост // Православная энциклопедия. Т. VII. С. 454-463.
7 Некоторые строки Покаянного канона дают основание считать, что он был написан прп. Андреем в старости, незадолго до смерти, и — как пишет И. А. Карабинов — первоначально никакого отношения к св. Марии Египетской не имел, в древнейших Триодях тропарей, посвященных св. Марии, в Покаянном каноне нет. Впервые они появляются в Триодях XI в. (Pii II N30 и Vatop. 315-949) (Карабинов И. А. Постная Триодь. М., 2004 (по изд. СПб., 1910). С. 51-52).
8 Trimarchi M. Per una revisione iconografica del ciclo di affreschi Tempio della «Fortuna Virile» // Studi medievali 19. Spoleto, 1978. P. 653-679. О почитании прп. Марии Египетской в Риме свидетельствует фреска в атриуме церкви Санта Мария Антиква (изображения святых после 850 г.), по-видимому, самое раннее сохранившееся изображение подвижницы. Здесь находятся поясные фронтальные изображения святых Марии и Зосимы (или св. Антония Великого — не идентифицирован точно), не в композиции «Причащения». Тем не менее Й. Виль-перт предполагает, что в правой руке старца Зосимы написан Евхаристический Хлеб, а в левой руке он держит под покровом дарохранительницу (WilpertJ. Römischen Mosaiken und Malereien. Bd. 2. Freiburg im Breisgau, 1916. S. 721. Bd. 4. Taf. 227). Под изображением святых в стене сделана погребальная ниша (их имеется несколько в атриуме церкви Санта Мария Антиква), и исследователь, вспоминая слова молитвы, произнесенные св. Марией после причащения и совсем незадолго до смерти: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое», говорит об уместности этого изображения рядом с захоронением монаха (Ibid. P. 721). Если согласиться с интерпретацией исследователя, то
ние росписи в этом античном псевдопериптере датируют временем папы Иоанна VIII (872—882), тогда же здесь был написан небольшой цикл жития прп. Марии Египетской, состоявший из четырех сцен, плохо сохранившихся9. Достоверно идентифицировать можно только одну из сцен — встреча св. Зосимы и прп. Марии в пустыне10.
В дальнейшем сюжет причащения святой был выделен из житийного цикла и получил в византийском искусстве самостоятельную значимость. По-видимому, это произошло почти одновременно с включением памяти преподобной в три-одный цикл, когда образ святой вышел за рамки просто житийного повествования и стал образцом покаяния, неким символом отшельнического подвига.
Распространение этого сюжета начиная со средневизантийского времени было связано с раскрываемыми в нем темами: евхаристической и монашеской. В зависимости от расположения в пространстве храма и окружающих сюжет изображений, можно говорить об акценте то на одной, то на другой теме.
В раннее послеиконоборческое время «Причащение прп. Марии Египетской» встречается в каппадокийских церквах.
В Новой Токали килисе в долине Гереме (950 — нач. 960-х гг.) и в расписанной по ее образцу церкви «Большая голубятня» в Чаушине (сер. 960-х гг.) этот сюжет располагается в алтарном пространстве: в Новой Токали килисе — в северной апсиде, служившей приделом; в Чаушине — в центральной апсиде11. Для выявления смысловой особенности расположения сюжета необходимо кратко проанализировать программу этих храмовых компартиментов.
В конхе северной апсиды Новой Токали килисе расположен характерный для Каппадокии сюжет «Теофании», восходящий к пророчеству Иезекииля (Иез 1) и вводящий эсхатологическую тему. Нижний ярус росписей апсиды разделен вертикальными линиями на три части. В центре изображено «Гостеприимство Авраама», имеющее необычное надписание: п 6[ю6о]х1 то[и АР]р[аац], т. е. «преемники (потомство) Авраама», которое, как отмечает Катрин Жоливе-Леви, ставит акцент на ожидании Мессии, предком Которого был св. патриарх (ил. 1)12. Три Ангела сидят вокруг сигмовидной трапезы, перед которой находится жертвенный Агнец и на которой стоят три чаши. Этот сюжет перекликается с расположенным выше «Явлением Бога во Славе» и имеет евхаристическую символику, что особо подчеркнуто в данной композиции: надписью, о которой было сказано выше, и фигурой центрального Ангела в Троице, держащего в левой руке свиток, имеющего крещатый нимб, тип лика и одежды, характерные для образа Христа.
можно говорить о связи уже на раннем этапе причащения Марии Египетской с темой праведной кончины.
9 Trimarchi M. Per una revisione iconografica... P. 671.
10 Ibid. Tav. XI, fig. 1.
11 Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l'abside et de ses abords. Paris, 1991 (далее: Jolivet-Lévy 1991). P. 99-102. P. 19-20; Wharton Epstein A. To-kaly Kilise. Washington, 1986. P. 30. Здесь и далее датировки росписей каппадокийских церквей приводятся по: Jolivet-Lévy 1991.
12 Jolivet-Lévy 1991. P. 99.
Ил. 1. «Гостеприимство Авраама». Фреска нижнего регистра северной апсиды Новой церкви Токали в долине Гюреме (Каппадокия), 950 — нач. 960 г.
Евхаристическая тема продолжается в северной части регистра, где помещены две сцены, сильно пострадавшие, но поддающиеся прочтению. Ближе к центру — «Причащение Марии Египетской старцем Зосимой» (ил. 2), левее которого находятся две фигуры, обращенные друг к другу: Ангел в белых одеждах, держащий весы, на каждой чашечке которых положены свитки, и демон с поднятыми вверх глазами, красно-оранжевыми крыльями и серовато-зеленоватым цветом тела. Отметим, что последний сюжет, заимствованный из жития одного из святых аскетов, стал впоследствии составным элементом композиции «Страшного Суда».
В правой (южной) части нижнего регистра росписи помещены образы преподобных: Антония Великого, Симеона столпника13, преподобного Тимофея, св. Епифания Кипрского, Арсения Великого (ил. 3). В арке свода вимы — вновь ростовые изображения преподобных: прп. Алипия и Евфимия Великого. Появление преподобных в росписи боковой апсиды (в данном случае — придела — места, где располагался престол) не случайно: своим аскетическим подвигом они уподобляются Христу, «распиная свою плоть со страстьми и похотьми». Кроме того, некоторые из них изображены с небольшими крестами в правой руке, словно мученики14. На внутренних плоскостях опорных столпов — пояс-
13 Точно определить, кто изображен: Симеон Старший или Симеон Младший — трудно из-за плохой сохранности росписи; об именах изображенных здесь преподобных см. подробнее: МШ-Ьеуу 1991. Р. 101-102.
14 Крест (иконографический атрибут мучеников) в руке преподобного — нередкая деталь в росписях средневизантийского периода. Изображению креста в руке преподобного существует несколько связанных между собой объяснений: при пострижении и погребении монаху
Ил. 2. «Причащение прп. Марии Египетской». Фреска нижнего регистра северной апсиды Новой церкви Токали в долине Гюреме (Каппадокия), 950 — нач. 960 г.
Ил. 3. Преподобные отцы. Фреска нижнего регистра северной апсиды Новой церкви Токали в долине Гюреме (Каппадокия), 950 — нач. 960 г.
ные фигуры святителей: Никандра (северный) и Власия (южный) — т. е. тех, кто совершает Таинство Евхаристии.
Итак, в иконографической программе росписи северной апсиды Токали ки-лисе гармонично сплетены две темы: первая — связанная с Жертвой Христа и Евхаристией, вторая — вводимая образами монахов и аскетов. И образ Марии Египетской оказывается на стыке этих двух тем, а также связывается с темой Страшного Суда, благодаря расположенным рядом «Теофании» и изображению Ангела с весами.
Как известно, ктитором Новой Токали килисе был Никифор Фока, по его же заказу расписан и храм в Чаушине. Контекст, в котором помещается здесь «Причащение Марии Египетской», близок Новой Токали килисе. Фигуры Марии и Зо-симы, написанные рядом, на одной стене, с трудом читаются на внутренней стороне юго-восточного пилона, фланкирующего центральную апсиду (ил. 4). Напротив композиции «Причащения» изображен св. монах (возможно, прп. Ефрем), другие образы преподобных (Антония и Евфимия (?)) написаны на западных гранях восточных опор. На внутренней поверхности алтарной арки изображены мученики из числа Севастийских. В конхе, по-видимому, была теофаническая композиция.
Привилегированное место отведено образам монахов, отшельников и аскетов в алтарных частях обоих храмов, видимо, неслучайно: преподобные отцы, подвизавшиеся в египетских и сирийских пустынях, могли служить образцом для их последователей — монахов, несущих свой подвиг в пещерах Каппадокии. Образ прп. Марии, отшельницы, покаяние и многолетний подвиг которой загладили грех
Ил. 4. «Причащение прп. Марии ^^ти д°казательством чеш служил°
Египетской». Фреска внутренней причащение ею Св. Таин Христовых, ста-
грани южного столпа центральной новится зримым свидетельством важности
апсиды церкви, называемой «Большая монашеских трудов.
голубятня», в долине Чаушин Возможно, что немалую роль в выборе
(Каппадокия), сер. 960-х гг. святых (т. е. преподобные отцы, главным
вкладывается в руку крест, и, как пишет прп. Ефрем Сирин, монах становится «мучеником духа», добровольно беря на себя крест самоотречения, жизни вдали от мира среди труда и лишений. В. Д. Сарабьянов отмечает: «Примечательно, что подобная иконографическая деталь... имеющая столичное происхождение, встречается в основном в монастырских росписях» (Сарабьянов 2005. С. 329-331).
образом строгие аскеты, и преподобная Мария Египетская), образы которых были помещены в алтарных апсидах Новой Токали килисе и храма в Чаушине, мог сыграть и заказчик росписей — Никифор Фока, вошедший в историю не только как гениальный полководец, но и как человек, ведший аскетический образ жизни, желавший принять монашеский постриг, о чем поведал однажды св. Афанасию Афонскому15.
Новая Токали килисе и «Большая голубятня» в Чаушине — первые из известных нам сохранившихся примеров расположения сюжета в алтарном пространстве и, соответственно, введения его в круг тем, связанных с Таинством Евхаристии. «Причащение Марии Египетской» понимается здесь не столько в качестве житийного эпизода, а в более широком смысле, соединяя в себе все перечисленные выше темы апсид обеих церквей: евхаристическую, монашескую, эсхатологическую.
Расположение сюжета в восточной части храмового пространства не было единственно возможным уже в македонский период. Сцену помещали в разных контекстах и в функционально различных компартиментах. В Чанли-килисе (Акхисар) — на западной стене наоса (XI в.)16, в Келиджлар-килисе (1-я пол. — сер. XI в.) — на склоне свода нартекса в ряду с ростовыми изображениями других святых17. В церкви св. Стефана в Касторье в нартексе храма, росписи которого датируются серединой — посл. четв. IX в., помещена большая композиция «Страшного Суда», в которую «вписано» (на столпе северного прохода в наос храма) «Причащение Марии Египетской»18.
15 Жаворонков П. И. Афанасий Афонский // Православная энциклопедия. Т. 4. С. 54—57.
16 Изображение ныне утрачено (Jolivet-Lévy 1991. P. 285).
17 Jerphanion G., de. Une nouvelle province de l'art byzantine: Les églises rupestres de Cappa-doce. París, 1925—1942.Vol. 1. P. 254-256 (далее: Jerphanion).
18 В X — нач. XIII в. образ прп. Марии Египетской часто встречается в композициях «Страшного Суда», среди праведных жен, шествующих на Суд. В храме Атени в Грузии (X в.) прп. Мария следует за св. Нино, в Бачковской костнице (XI — нач. XII в.) — она одна из последних в группе жен, ее тонко написанный лик наделен здесь трепетной одухотворенностью, в Георгиевской церкви в Старой Ладоге (кон. XII в.) и в Торчелло (XII в.) святая отшельница возглавляет группу праведниц, в Дмитриевском соборе во Владимире (1195 г.) она идет не на суд, а следует за апостолом Петром к вратам Рая, также ее можно встретить и в росписях др. храмов. В составе св. жен, шествующих на Суд, прп. Мария представлена также на иконе Страшного Суда XII в. из Синайского монастыря. В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199) прп. Марии Египетской нет в группе свв. жен, но ее фигура помещена в юго-западном угловом компартименте над аркой прохода в наос храма. Изображенная с воздетыми в молитве руками и расположенная напротив образа Богоматери на троне, символизирующего здесь райские обители, прп. Мария подчеркивала своим присутствием покаянную тематику росписи западного нефа. Н. В. Пивоварова замечает, что «по существу, эта составная композиция может быть рассмотрена в качестве параллели к включаемой в росписи нартексов византийских монастырских церквей композиции "Причащение прп. Марии Египетской"». Изображение же св. Зосимы помещено в Нередице в жертвеннике вместе с другими прп. — Акакием Синайским и Венедиктом Нурсийским (Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 312). Мария Египетская помимо перечисленных выше памятников также изображена среди ростовых или поясных изображений свв. жен в грузинских храмах времени царицы Тамары: в церкви св. Николая в Кинцвиси (нач. XIII в.) и Благовещения в Бертубани (1220-е гг.).
В церквах Ыланлы килисе («Змеиная церковь», кон. IX — 1-я пол. X в.) и Ала килисе («Пестрая церковь», сер. XI в.) в долине Билисирма (Ихлара) в Каппадо-кии присутствуют два сюжета из жизни преподобной19.
В первом храме — это «Причащение» и «Погребение Марии Египетской», расположенные в притворе, примыкающем с южной стороны к нартексу храма. Трудно сказать, были ли здесь еще какие-либо сцены, иллюстрирующие житие Марии Египетской, но отдельно взятые, эти два эпизода самодостаточны: они становятся символом принятого покаяния и праведной кончины20.
Во второй названной нами церкви — Ала килисе — сцене «Причащения» (в юго-западном угловом компартименте на склоне свода) предшествует эпизод с подаванием прп. Марии Египетской одежд старцем Зосимой в момент первой встречи святых в заиорданской пустыне21.
Последний сюжет нам не удалось обнаружить в более поздних храмах, но он встречается на полях иллюстрированных псалтырей: Лондонской псалтыри 1066 г. (Londres Add. 19.352), созданной писцом и художником Феодором для игумена константинопольского Студийского монастыря, в псалтыри из Галереи Уолтерс в Балтиморе (W 733, нач. XIV в.) и т. н. Киевской псалтыри 1397 г. (ил. 5)22. Последние — рукописи XIV в., но по иконографии и даже по стилю стремящиеся воспроизвести более ранний образец — 2-й пол. XI в. В этих рукописях сцена подавания одежд иллюстрирует псалмы 54 (Лондонская) и 118 (из галереи в Балтиморе и Киевская)23. Восьмая строфа 54 псалма, с которой соотнесен образ прп. Марии, говорит о стремительном беге от греха в пустыню
19 Jolivet-Lévy 1991. P. 308, 329.
20 И нам представляется, что для этого храма данный мотив достаточно актуален: нартекс занимает большая композиция Страшного Суда; с северной стороны к нартексу примыкает погребальная капелла, в полу которой располагались пять захоронений (Thierry N. Nouvelles eglises rupestres de Cappadoce. Region du Hasan Dagi. Paris, 1963. P. 92-93). Связь «Причащения Марии Египетской», которое произошло перед самой ее смертью, с темами блаженной кончины и Страшного Суда выявляется также в Джанавар-килисе, южный неф которой служил погребальной капеллой. Согласно Г. де Жерфаниону, свод этого нефа покрывает композиция Страшного Суда; в южной стене сделаны два аркосолия с захоронениями, в одном из которых находятся фигуры Марии и Зосимы (Jerphanion. Vol. 2, 1936. P. 366). Тема праведной кончины так или иначе будет подниматься в связи с образом Марии Египетской и позднее; так, в соборе Снетогорского монастыря (1313) появится уникальный сюжет — «Отпевание Марии Египетской» (Сарабьянов 2008).
21 Компартимент храма небольшого размера, на северном склоне свода — изображение трех отроков в пещи огненной. По-видимому, других моментов из жития прп. Марии Египетской здесь больше не было изображено.
22 Dufrenne S. Tableaux synoptiques de 15 psautiers medievaux. Paris, 1978; Вздорное Г. И. Исследование о Киевской псалтыри 1397 г. М., 1978. В названных псалтырях XIV в., в отличие от Лондонской псалтыри, изображено и «Причащение прп. Марии Египетской».
23 Опираясь на эти тексты, мы попробовали понять, как соотносятся слова псалмов с изображениями на полях. Но в рамках данной статьи нет возможности изложить наши наблюдения. Необходимо отметить, что изображение «Причащения прп. Марии Египетской» есть также в рукописи XII в. из Парижской Национальной библиотеки (Suppl. Paris gr. 1276, fol. 95) — упоминается: Nicolaidès A. L'église de la Panagia Arakiotissa à Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192 // DOP. 1996. Vol. 50. P. 122-123 (далее: Nicolaidès A. 1996) и в Греческом Менологии XIV в. из Бодлеанской библиотеки в Оксфорде (Gr. th. F. 1, fol. 34 r) (Stylianou A. 1976. P. 440, fig. 21).
Ил. 5. Миниатюры Киевской псалтыри 1397г., л. 175 об. (ил. к пс. 118)
и о возложении всей надежды на Бога, в Котором только и может быть обретен покой и спасение. 118 псалом — «Непорочны» — занимает особое место среди других псалмов, и общее его содержание можно определить как «исповедание горячей и всеобъемлющей любви к закону Божию»24. И образ отшельницы Марии, видимо, явился для миниатюристов, украсивших псалтыри, наиболее ярким образцом кардинального изменения жизни и крайней степени духовного подвига.
Интересен тот факт, что «Причащение Марии Египетской старцем Зосимой» было изображено вместо отдельной фигуры прп. Марии на двух минейных иконах, хранящихся в монастыре св. Екатерины на Синае: на иконе-менологии 2-й пол. XI в. и на находящейся в базилике апрельской минее нач. XIII в. — под первым днем — днем памяти Марии Египетской. Икон, изображающих наш сюжет немного, поэтому уместным было бы здесь их упомянуть. Кроме названных менологи-ев, существует маленькая икона «Причащение прп. Марии св. Зосимой» (2-й пол. XIII в., монастырь св. Екатерины на Синае) и икона с житием прп. Марии Египет-
24 Красовицкая М. С. Литургика. М., 2000. С. 118.
ской 2-й пол. — кон. XIV в. из ризницы монастыря Хиландар на Афоне (ил. 6). Хи-ландарская икона небольшого размера (25 х 29,5 см), все ее поле занято шестнадцатью клеймами, в которых иллюстрируются отдельные сцены жития преподобной. Отсутствие в иконе средника с единоличным изображением преподобной наводит на мысль о важности для автора не столько самого образа святой, сколько ее подвижнической жизни, кардинальной перемены, произошедшей с ней25.
Как видим, эпизоды жития святой Марии Египетской, бравшиеся составителями иконографических программ храмов или художниками, оформлявшими поля псалтырей (книг, имеющих важное значение и в богослужении, и в духовном, «келейном» подвиге монаха), не столько иллюстрировали конкретный исторический момент, сколько старались донести в изобразительной форме
другие важные смыслы, касающиеся в целом покаяния, аскетического подвига.
* * *
В XII в. в сюжете «Причащение Марии Египетской» усиливается акцент на евхаристической теме, что отвечает и общей проблематике этого столетия. Как известно, в Византии искусство всегда живо реагировало на изменения в духовной жизни. В XII в. это проявляется особенно ярко: в связи с развитием гимно-графии, требующей развертывания заключенных в песнопениях смыслов, появляются новые иконографические темы: «Снятие со Креста», «Оплакивание» и др. сюжеты страстного цикла, изображения монахов-гимнографов, образы Богоматери, молящейся за род человеческий или отдельного ктитора, или же такие богородичные изображения, в которых усилена страстная тема. Споры о природе евхаристической Жертвы середины века породили такую композицию, как «Мелисмос» и др. Не могли не отразиться в программах росписи нартексов, галерей, капелл или монастырских трапезных некоторые обновления, коснувшиеся в этот период погребальных и покаянных чинов богослужения.
В общей духовной атмосфере XII в. с его вниманием к внутреннему переживанию отдельного человека, рождаются образы, эмоциональность которых колеблется от лиричности до крайней напряженности. Пронзительный, драматичный образ Марии Египетской кажется очень созвучным этому столетию. Отметим, что исследуемая иконография, судя по сохранившимся памятникам, получает особое распространение только с кон. XII в., до этого мы имеем не так много примеров.
В церкви Богоматери Форвиотиссы Асину в Никитари на Кипре (1106)26 и в церкви Богоматери «Живоносный источник» в долине Самари в Мессени (юг Пелопонесса, кон. XII в., до 1191)27 наш сюжет фланкирует алтарную апсиду, располагаясь на западных гранях восточных опорных столпов. В храме св. Георгия в Колуше (Кюстендил, Болгария, XII в.)28 «Причащение» написано в жерт-
25 The icons of Monastery Chilandar / text S. Petkovic; photography S. Matejic. Mount Athos, 1997. P. 103—104. Клейма иконы подробно описаны С. Радойчичем: Радо/ник 1964. С. 257—260.
26 Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1997. P. 114-140.
27 Grigoriadou-Cabagnols H. Le décor peint de l'église de Samari en Messénie // Cahiers Archéologiques. V. 20. Paris, 1970 (далее: Grigoriadou-Cabagnols). P. 177-196.
28 Мавродинова Л. М. Стенната живопис в България до края на XIV век. София, 1995. C. 32-33.
Ил. 6. Икона «Житие прп. Марии Египетской» из монастыря Хиландар
на Афоне, XIV в.
веннике на столпе. «Причащение Марии Египетской» располагалось также в восточной части церкви св. Апостолов в Эрдемли в Каппадокии (XIII в.): рядом с южной апсидой сохранилось изображение старца Зосимы, дающего Причастие св. Марии, фигура которой утрачена29.
29 МШ-Ьеуу 1991. Р. 274.
Вернемся к росписям первых двух названных храмов, хорошая сохранность которых позволяет понять место нашего сюжета. В церкви Асину на Кипре изображение Марии Египетской (по образной трактовке контрастно отличающееся от остальных святых в этом храме) помещено рядом с нишей жертвенника, а прп. Зосимы рядом с диаконником (ил. 7). Рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха Зосимы, на котором висит плетеный кошель с крышкой, предназначенный для переноса Св. Даров30. Зосима передает прп. Марии Святые Дары как бы через реальное пространство алтаря, даже лжица в его руке выходит на красную разгранку.
Программа росписи апсиды храма в целом отвечает установившейся еще с XI в. традиции, и появление в столь важном месте храмового пространства композиции «Причащение Марии Египетской», видимо, не случайно. Необычной деталью обладает и композиция Евхаристии в апсиде церкви в Асину. Особенностью ее является изображение Иуды, отвернувшегося от Христа и извергающего Св. Причастие (ил. 8). И будто как противопоставление предавшему Христа Иуде, дан образ прп. Марии Египетской, «от покаяния пришедшей»31.
Следующий памятник — церковь Богоматери «Живоносный источник» в Са-мари в Мессене — была расписана в конце XII в. (до 1191 г.). Храм, по-видимому, служил кафоликоном небольшого монастыря, т. к. он находится вдалеке от населенных пунктов32. Роспись храма, исполненная очень качественно, характеризуется лаконичностью и строгостью в выборе и расположении сюжетов, отсутствием излишних деталей в композициях.
Декорация апсиды поднимает актуальную для 2-й пол. XII в. проблему о евхаристической Жертве — под образом Богоматери с Младенцем в конхе написан один из вариантов композиции «Мелисмос» — Христос, лежащий на плате, по сторонам от которого — два Серафима с рипидами в руках. Выше проходит надпись из Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин 6. 55—56). На восточных пилонах располагаются фигуры св. Марии (южный) и св. Зосимы (северный) (ил. 9, 10). Евхаристическая тема является в Самари одной из ведущих не только в пространстве алтаря33, и эпизод из жития св. Марии Египетской усиливает эту тему и ставит в ней новые акценты. С одной стороны, причастность к Искуплению человека грешившего,
30 Шевченко Э. В. Зосима Палестинский // Православная энциклопедия. Т. 20. С. 344—346.
31 Нельзя ли объяснить введение в программу восточной части храма в Асину образа Марии Египетской, опираясь на текст молитв ко святому Причащению, в которых часто вспоминается покаяние упомятой в Евангелии блудницы, пришедшей в дом фарисея Симона и помазавшей слезами и миром ноги Христа? Этот отрывок из Евангелия от Луки (Лк 7. 36—50, об этом упоминают и другие евангелисты) читается на память прп. Марии Египетской в воскресенье пятой недели Великого поста.
32 Grigoriadou-Cabagnols. P. 178.
33 Литургический аспект евхаристической темы отражен в церкви в Самари в апсиде и на восточных пилонах, где находится композиция «Причащение прп. Марии Египетской». Исторический — в подробном страстном цикле, помещенном в нартексе церкви в соответствии с традицией еще XI — нач. XII в., которую мы видим в Осиас Лукас (1030—1040), Неа Мони на о. Хиос (1042—1056) и Дафни (ок. 1100) — памятниках столичного круга. Сюжеты, прообразующие искупительную Жертву Христа, написаны в западных компартиментах наоса (прочитываются «Гостеприимство Авраама», «Жертвоприношение Исаака») (Ibid. P. 177—196).
Ил. 7. «Причащение прп. Марии Египетской». Фрески на предалтарных столпах в церкви Богородицы Форвиотиссы в Асину (Кипр), 1106 г.
Ил. 8. «Евхаристия». Фрагмент фрески алтарной апсиды церкви Богородицы Форвиотиссы в Асину (Кипр), 1106 г.
Ил. 9. Общий вид на апсиду церкви Богоматери в Самари, Мессени (Греция),
до 1191 г.
Ил. 10. «Причащение прп. Марии Египетской». Фрагменты росписи предалтарных столпов церкви Богоматери в Самари, Мессени (Греция), до 1191 г.
но покаявшегося и не отчаявшегося в своем спасении; с другой — это своего рода выход из алтарного пространства темы Евхаристии и ее «распространение» на всех верных, включая тех, кто находится в пустыне34.
Гораздо чаще в средневизантийский период и позднее местом нашего сюжета являются западные объемы храмов, как в церкви Успения Богоматери пещерного монастыря Вардзия в Грузии (1184—1185)35, в храме Богоматери Аракиотис-сы в Лагудера на Кипре (1192)36, в главной церкви монастыря Бетания в Грузии (слой нач. XIII в.)37, в главном храме Ахталы в Армении (1205—1216)38, в храме св. Григория в Ани (1215), построенном по заказу Тиграна Оненца39, и в других росписях более позднего времени.
С перемещением «Причащения Марии Египетской» из восточной зоны церкви в западные компартименты вводится евхаристическая тема, постепенно ставшая одной из важнейших в западных объемах и нартексах монастырских церквей40.
Начиная с XII в. целый ряд сюжетов, житийных по своей сути (взятых именно из житий аскетов-пустынников), получает осмысление в связи с темой Евхаристии, и помещаются они как в восточном, так и в западном пространстве храмов. Такие сюжеты заимствовались из Ветхого Завета («Кормление вороном пророка Илии» в алтаре церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1198) и на триумфальной арке апсиды в трапезной монастыря св. Екатерины на Синае, XIII в.) и из агиографической литературы («Свв. Антоний Великий и Павел Фи-вейский» в церкви Сант-Анжело ин Формис (2-я пол. XII в.), на уже упомянутой арке апсиды трапезной синайского монастыря, напротив прор. Илии, а также в церкви Сорока мучеников в Велико Тырново (1234), изображение прп. Онуфрия в жертвеннике церкви в Лагудера на Кипре (1191), «Свв. Онуфрий и Пафнутий»
34 Возможно, что помещение образа Марии Египетской на предалтарных столпах Асину и Самари могло иметь связь с особенностями уставов, принятых в этих обителях. Этот вопрос сложен и требует отдельного исследования.
35 Гаприндашвили Г. М. Вардзия. Л., 1975.
36 Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus... P. 157-185; Nicolaides A. 1996. P. 122-123.
37 Привалова Е. Л. Новые данные о Бетании // IV Междунар. симпоз. по груз. искусству. Тбилиси, 1983.
38 Лидов М. А. Росписи Ахталы: автореф. дис. ... канд. иск. М., 1989. С. 19-20; Lidov A. The mural paintings of Akhtala. M., 1991.
39 Тьерри Н. Роспись церкви св. Григория Тиграна Хоненца в Ани (1215 г.) // II Междунар. симпоз. по груз. искусству. Тбилиси, 1977.
40 С другой стороны, такие сюжеты, как «Причащение Марии Египетской», вероятно, соотносились с символикой и использованием западных компартиментов храмов, которые могли нести функции нартекса, изначально служившего местом «оглашенных», т. е. готовящихся ко Крещению, а также кающихся. По замечанию М. Скабаллановича, в период Великого поста к оглашенным и кающимся причислялись все верные. Учитывая то, что с XII в. тайная исповедь в Византии становится «церковно-иерархическим институтом» (Пентковский А. Покаянная дисциплина христианской Церкви в конце первого тысячелетия // ЖМП. 2002. № 10), можно предположить, что Таинство покаяния могло совершаться в западной части церкви, и обращение к образу прп. Марии, в таком случае, здесь было бы очень уместным. Как уже отмечалось, память святой появляется в Постной Триоди с последней четв. XI — XII в. и связывается с Покаянным каноном св. Андрея Критского, так что ее образ воспринимался как пример глубокого покаяния. Но это соображение требует подтверждения, и мысль о перемещении евхаристических сюжетов в западную часть кажется нам более приемлемой.
в южной галерее церкви Богоматери Елеусы в Велюсе, 2-я пол. XIV в.41, и др.). Как писала сербская исследовательница С. Томекович, благодаря изображениям святых аскетов, тема Евхаристии — «Хлеба живого, сшедшего с небес» — расширяется и «персонализируется»42. Исследовательницей был введен специальный термин для обозначения этого явления — «сцены Божественного кормления»43.
Эти сцены занимали западные части монастырских храмов, нартексы, галереи, что было связано с происходившими здесь уставными службами: в частности, чином раздачи монахам евлогий после литургии, раздачи нищим по праздникам милостыни и пищи44, уставными чтениями из житий святых или поучений.
Подобные сюжеты входили и в программы росписи трапезных монастырей, основной темой которых были события Великого Четверга («Омовение ног», «Тайная вечеря») и монашеские циклы45.
В ряд таких сюжетов входит и «Причащение прп. Марии Египетской»46, сочетая в себе евхаристическую и монашескую темы.
С изменением местоположения сюжета в системе росписи меняются и смысловые акценты, которые в нем ставятся. Для названных памятников кон. XII — нач. XIII в. характерно разнообразие ассоциативных связей между нашим сюжетом и окружающими его изображениями, а также то, что в это время «Причащение Марии Египетской» еще не стало равноправной заменой отдельного образа Марии Египетской, как это будет в XIV в., когда композиция займет свое место в системных монашеских циклах, встречающихся в большинстве своем в Сербии.
С определенной долей условности можно выделить несколько основных мотивов, которые подчеркиваются в нашем сюжете с кон. XII — в нач. XIII в.
41 Фрески наоса церкви Богоматери Елеусы в Велюсе датируются 1080—1090 гг., экзонар-текс с южной галереей пристроены во 2-й пол. XIV в. (Лосева О. В. Велюса // Православная энциклопедия. Т. VII. С. 541-542).
42 Тотесотс 1988. Р. 154.
43 Тема «Божественного кормления» была подробно рассмотрена С. Томекович, связана ею с предписаниями монастырских типиконов (Евергетидского и типикона монастыря Пан-тократора 1136 г.) (см.: Тотесоугс 1988).
44 Тотесоук 1988. Р. 146; Луковникова Е. А. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII — середины XIV в.: дис. ... канд. иск. М., 2003. С. 138. Зрительный образ важности раздаяния монахами милостыни бедным дан в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (3-я четв. XIV в.). В западном объеме церкви изображено «Слово о некоем игумене, егоже искуси Христос во образе нищего» (см.: ВздорновГ. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989).
45 В трапезной Чарикли-килисе (ок. сер. XI в.) в нише рядом с местом игумена расположено изображение «Тайной вечери», в трапезной монастыря Иоанна Богослова на Патмосе (ок. 1200 г.) — «Омовение ног», «Гефсиманское моление» и «Причащение апостолов» («Евхаристия»), а нижняя зона отведена под фигуры преподобных (см.: Тотесоук 1988. Р. 148).
46 С. Радойчич, описывая икону прп. Марии Египетской из Хиландарского монастыря, замечает, что эпизод с тремя хлебами из жития преподобной тронул западного читателя, и «они обычно Марию "грешницу" изображают с хлебом как атрибутом». Автор приводит только один пример — работу анонимного парижского мастера XV в. (см.: Радо/чиН 1964. С. 259).
1. Тема Евхаристии и «Божественного кормления»
В храме Ахталы, расписанном в нач. XIII в. также по заказу талантливого военачальника грузинской царицы Тамары Иванэ Мхаргрдзели, наш сюжет помещен на западной стене в южном нефе по сторонам от круглого окна. Под «Причащением Марии Египетской» — изображение сорока мучеников севастийских, занимающее весь нижний регистр, а в люнете той же стены (сохранность очень плохая), по мнению А. М. Лидова, находится редкий сюжет «Литургия на обретение мощей сорока мучеников севастийских». Располагаясь в таком контексте, «Причащение прп. Марии Египетской» подчеркивает тему Жертвы Христовой и литургического ее воплощения.
Свое место занимает рассматриваемая иконография в программе росписи трапезной монастыря Богородицы «Аполлонии» в Албании (ок. 1275). В конхе трапезной написана «Тайная вечеря», по сторонам от которой — «Причащение Марии Египетской» и ветхозаветное «Кормление вороном пророка Илии». Объединенные темой пустынножительства и Евхаристии, здесь эти сюжеты сопоставляются: и пророк Илия, и прп. Мария не были оставлены Богом в пустыне, одного питал ворон, а к другой пришел Зосима, принеся с собой истинную пищу — св. Дары. В программе росписи трапезной соединяются, таким образом, несколько тем: истинной пищи, которой является Тело и Кровь Христовы, и «хлеба насущного», необходимого для поддержания телесных сил.
2. «Придверная функция» сюжета
В церкви Успения в Вардзии (1184—1186) фигуры прп. Марии и прп. Зоси-мы написаны на склонах арки над южным входом в храм, напротив друг друга, фронтально (ил. 11). Располагаясь над входом, «Причащение прп. Марии Египетской» как бы напоминает о «преображении александрийской блудницы, состоявшемся в церковных вратах»47, — мотив, который часто будет встречаться позднее, на что обратили внимание еще С. Радойчич и В. Джурич применительно к XIV в.
Как известно, икона Божией Матери, перед которой молилась прп. Мария Египетская, не сумев войти в храм на поклонение Кресту, почиталась чудотворной; о ней сообщают многие паломники, видевшие ее в нартексе храма Святой Софии в Константинополе, куда икона была перенесена императором Львом Мудрым (886-912) из Иерусалима. Так, почитание этого образа Богоматери соединилось с памятью о прп. Марии Египетской, ставшей, в свою очередь, примером искренней молитвы и глубокого покаяния (изменения прежней жизни, оставления за порогом храма грехов), без чего вступление в Царство Небесное, земным отражением которого является церковь, невозможно.
В Вардзии «Причащение Марии Египетской» расположено под композицией «Сошествия во ад», а между святыми Зосимой и Марией находится Нерукотворный образ Христа. Такой контекст позволяет и глубже понять соотно-
47Джурич В. Византийские фрески: Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 176.
Ил. 11. «Причащение прп. Марии Египетской». Роспись арки над южным входом в церковь Успения в пещерном монастыре Вардзия (Грузия), 1184—1186гг.
шение сюжетов, а именно, в связи с темой Искупления и воскрешения мертвых (ср. Ин 6. 53-54).
У юго-западной двери написано «Причащение Марии Египетской» и в церкви Богоматери Аракиотиссы в Лагудера (ил. 12)48. Вновь, как и в церкви в Асину, композиция разделена на две части, но в Лагудера расположение сцены в системе росписи, по сравнению с кипрским храмом нач. XII в., было изменено. Теперь наш сюжет расположен в западной части храма, введен в цикл изображений святых — апостолов, мучеников, гимнографов и монахов49. По сторонам от «Причащения Марии Египетской» на внутренних плоскостях опор арки написаны фигуры преподобных Харитона и Илариона, напротив них — другие пустынники: св. Кириак Отшельник и прп. Андроник. На свитках преподобных следующие надписи: «Страх Божий изгоняет всякое зло, но лень прогоняет страх Божий, и пленение [ума] изгоняет добродетели из души» (Харитон); «Братья, да не отчаемся в надежде. Ибо милостив Бог» (Иларион); «Братья, тот, кто боится Бога, боится наказания, а тот, кто боится наказания, хранит воздержание» (Андроник); «Кириак, оставь горечь трав, которая была сладка для тебя, обреченного на смерть» (Кириак)50. Основная тема, как видно, — аскетический
48 Рядом с южным входом в храм «Причащение Марии Египетской» находилось также в Като Лефкаро, где, как пишет А. Николаидес, изображение почти утрачено (см.: Nicolaides A. 1996. P. 123).
49 Как было замечено Андреасом Николаидес, Мария Египетская здесь надписана как «Hosia» (см.: Там же).
50 Ibid. P. 120.
Ил. 12. «Причащение прп. Марии Египетской». Фреска по сторонам от южного входа в храм Богородицы Аракиотиссы в Лагудера (Кипр), 1192 г.
подвиг, направленный на внутреннюю перестройку человека, готовность к такому подвигу, образцом чего явилась, наряду с другими пустынниками, Мария Египетская51.
Тем не менее в Лагудера есть нить, связывающая образы строгих монахов с темой Евхаристии. В жертвеннике храма изображен прп. Онуфрий, отшельник IV в., подвизавшийся в Фиваидской пустыне (ил. 13). Святой стоит, молитвенно
воздев руки к небу, в сегменте которого изображена десница, подающая ему хлеб52. Источник такого сюжета можно видеть в житии св. Онуфрия, в котором он сам рассказывает о том, как получал хлеб от Ангела. Так как это изображение помещено в жертвеннике храма, то сопоставление хлеба, поданного св. Онуфрию, с Хлебом евхаристическим неизбежно — в этом проявляется смысловая близость «Причащения Марии Египетской» и сюжета со св. Онуфрием.
Кроме того, жития обоих отшельников имеют смысловые параллели: о сокровенном от мира житии св. пустынников, подвизавшихся длительное время (60 и 47 лет) в посте, молитве, лишениях, стало известно благодаря святым монахам Зосиме и Пафнутию; причащение прп. Марии и беседа св. Пафнутия и Онуфрия Великого состоялись накануне смерти обоих отшельников. Не
51 А. Николаидес видит в изображении «Причащения Марии Египетской» у южного входа в церковь в Лагудера дополнительное подтверждение тому, что западные части храма могли служить усыпальницей ктитора этого храма Льва и его семьи (см.: Nicolaid.es А. 1996. Р. 134). Какова причина такого взгляда, исследователь не уточняет, тем не менее мы отмечали, что в каппадокийских церквах над погребением могли поместить композицию причащения Марии Египетской. Интересно, что в Бетании для помещения в обособленном углу храма выбрали образы свв. Марии и Онуфрия Великого. Существует предание о том, что отшельник три года провел в Иерусалиме, где жил и, по одним источникам, — «отмолил Акелдаму у Бога», по другим, — «вымолил у Бога всех погребенных в Акелдаме». (Акелдама («село крови») — место, купленное иудейскими первосвященниками и старейшинами за 30 сребреников — «цену крови» Христа, — которые вернул им раскаявшийся Иуда, в Евангелии также названо «землей горшечника», где хоронили странников (Мф 27. 6—7)). На месте подвига св. Онуфрия уже в раннее время был основан монастырь. Монастырский храм во имя святого Онуфрия Великого размещен в высеченной в скале пещере с погребальными нишами. Отсюда берет начало православная традиция освящения кладбищенских церквей в честь прп. Онуфрия Великого.
52 Над аркой жертвенника в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Снетогорском монастыре в Пскове также располагался образ св. Онуфрия (см.: Сарабьянов 2008).
Ил. 13. Прп. Онуфрий Великий. Фреска жертвенника храма Богородицы Аракиотиссы в Лагудера (Кипр), 1192 г.
могло ли данное обстоятельство стать причиной выделения образов этих святых в церкви монастыря Бетания в Грузии, где «Причащение Марии Египетской» находится на западной стене храма в северо-западном компартименте и соседствует с изображенным в позе оранта прп. Онуфрием?53
В церкви св. Григория Просветителя в Ани «Причащение прп. Марии Египетской» располагается на западной стене северного рукава креста и входит в целый ряд сюжетов, специально выделенных в этом храме: над «Причащением прп. Марии» изображены три отрока в пещи огненной, а на западной стене южного рукава, т. е. напротив, — свв. равноапостольные Константин и Елена и ниже — свв. воины-мученики Феодор Стратилат и Георгий в молитве ко Хри-сту54. Не вдаваясь в подробный анализ, отметим, что в таком подборе сюжетов прослеживается мотив утверждения истинной веры, будь то в ветхозаветные времена или же в новозаветные, путем мученичества (аскеза как добровольное мученичество) или официального эдикта, — что было важно для ктитора аний-ской церкви Тиграна Оненца, отказавшегося от монофизитства и перешедшего в православие. «Причащение Марии Египетской» и изображение воинов в молитве оказываются композиционно сопоставленными в пространстве храма, т. к. эти фрески расположены на одном уровне на западных стенах южного и северного рукавов и фигуры в каждой сцене попарно повернуты друг к другу.
* * *
В XIV в. «Причащение прп. Марии Египетской», за редким исключением, располагается на стенах основного объема храма или в нартексе. Житийный по своей сути сюжет «Причащения» помещается в одном ряду с образами других преподобных отцов, ряд которых святые Мария и Зосима часто начинают, что мы встречаем в церкви Богородицы Левишки (1310-1313), в храме св. Апостолов в Фессалониках (после 1314 г. или 1328-1334 гг.), Богородицы Одигитрии в Пече (до 1337), в монастыре Дечани (1335-1350) и в церкви Архангела Михаила в Лесново (1348-1349), в церкви Германа в монастыре Преображения в Зрзе (1369); в ряду с другими чинами святых — в храме св. Иоанна Предтечи в селении Агиос Василиос (Педия, Иракли-он) на Крите (1291), в церкви Спасителя в селении Мескла (Кидония, Ханья) на Крите (1303-1349), храме свв. Константина и Елены в Охриде (посл. четв. XIV в.), в церкви Спаса Преображения на Ковалеве близ Новгорода (1380).
Изображают наш сюжет на фасаде (Заум, 1361) или в отдельном строении, как в башне святого Георгия в монастыре Хиландар на Афоне (1260-е гг.), где был размещен «монашеский» цикл и редкий цикл иллюстраций Канона на исход души, составленного св. Андреем Критским55. Часто наш сюжет помещают при входе в храм, примерами чему служат изображения в церкви св. Димитрия
53 В Бетании еще нет развернутого, системно расположенного монашеского цикла. Благодарю А. Л. Макарову, предоставившую мне фотографии бетанийского храма, росписи которого не опубликованы.
54 Гордеев Д. П. Отчет о поездке в Ахалцихский уезд в 1917 году. Росписи в Чуле, Сапаре, Зарзме (Изв. Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Т. 1). Петроград, 1923. С. 9.
55 Об этом цикле см.: Радо/чик С. «Чин биваjеми на разлученще души од тела» у монументальном сликарству XIV в. // Зборник Радова Византолошког института. Београд, 1961. VII.
в Мистре (1291—1292), в экзонартексе ка-фоликона монастыря Ватопед на Афоне (1312), в нартексе церкви Богородицы Одигитрии в Пече (до 1337) (ил. 14), в церкви монастыря в Лесново (1348—1349); в нартексе храма св. Апостолов в Фесса-лониках (1-я пол. XIV в.), в храме Куртеа де Арджеш (Румыния, 1352), в монастыре Преображения в Зрзе (1369); в храме св. Димитрия в селении Платанес (Ханья) на Крите (1372—1373), в церкви Богоматери Пантанассы в Мистре (1428); в храме Агриополу на о. Хиос.
Множество примеров изображения «Причащения Марии Египетской» сохранилось на Кипре, где оно встречается достаточно часто, особенно в поствизантийскую эпоху56; из храмов XII—XIV вв. (кроме упомянутых выше Асину, в Лагудера) назовем церкви свв. Иоакима и Анны в селении Калиана57 и Панагии Амасгу близ Монагри (слой 1-й пол. XIV в.)58, — где наш сюжет расположен в основном объеме храма.
В XIV в. «Причащение Марии Египетской» входит в круг т. н. «монашеских» циклов, которые в это время «выкристаллизовываются» и встречаются повсеместно. Среди монашеских сюжетов «Причащение Марии Египетской» находится, например, во внешнем притворе кафоликона монастыря Ватопед на Афоне (1312). Здесь композиция расположена напротив «Лестви-
56 Церковь Честного Креста в Агиасмати (1494), Палеа Энклистра (Куклиа, 1442), св. Со-зомена (Галата, 1513), Богоматери (1520), св. Георгия Перахоритиса (1-я четв. XVI в.), Архангела Михаила или Богоматери (Галата, 1514), Архангела Михаила (Холе, XV—XVI вв.). Погребение Марии Египетской: церковь Преображения Господня (Палеохорио, XVI в.) (см.: Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus... ).
57 Часть храма в селении Калиана обрушилась в XIV в., как пишет А. Стилиану. От первого слоя живописи — раннего XII в. — сохранилась сцена «Сорок мучеников севастийских», расположенная, как в Асину, на северной стене западного компартимента. «Причащение Марии Египетской» находится здесь в центральном объеме храма на западном столпе северной стены и датируется временем реконструкции храма — после XIV в. Свв. Мария и Зосима написаны в одной композиции (см.: Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus... P. 107—109).
58 «Причащение прп. Марии Египетской» написано в северо-западной части храма, в люнете, композиция разделена круглым окном (см.: Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus... P. 243).
Ил. 14. «Причащение прп. Марии Египетской». Фреска в откосе дверного проема в нартексе Даниила II церкви Богородицы Одигитрии в Пече (Сербия), до 1337г.
цы прп. Иоанна Лествичника», в чем видна явная связь с памятями четвертой и пятой недель Великого поста, когда вспоминаются эти сугубые аскеты. В храме монастыря Преображения Господня в Зрзе (1369 г., ил. 15) и церкви Успения на Волотовом поле (1370-е гг., ил. 16) наш сюжет перекликается с композицией «Ангел вручает св. Пахомию монашеский устав» — словно указание на два образа монашеской жизни: киновии и отшельничества. Рядом с «Встречей прп. Антония и Павла Фивейского» написано «Причащение прп. Марии Египетской» в церкви св. Антония в Сугиа на Крите (кон. XIV в.), тем самым в обеих фресках поднимается тема явления скрытого от мира подвига одного святого через другого, а также тема «Божественного кормления» — пищи, чудесным образом посланной от Бога.
Ил. 15. «Явление Ангела св. Пахомию», «Причащение преп. Марии Египетской». Роспись западной стены церкви Германа в монастыре Преображения в Зрзе (Македония), 1368-1369 гг.
Важным для понимания идей, связанных с образом Марии Египетской, является пример собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313). Особое место в росписи этой церкви уделено монашеским изображениям, среди которых есть уникальное «Отпевание преподобной Марии Египетской»59. Последняя сцена, представляющая св. Зосиму, читающего Евангелие над телом усопшей Марии, расположена в нижнем регистре северной стены рядом с входом. С другой стороны от этого же входа написано «Видение Петра Александрийского» — «эта сцена, интерпретированная как евхаристический прообраз,
59 Сарабьянов 2008. С. 65-98.
известна по миниатюрам XI в. Так, в Иерусалимском литургическом свитке кон. XI в. (Stavrou 109) этот сюжет соответствует молитвам перед Причастием, и ему сопутствует сцена казни св. Петра, что, несомненно, усиливает жертвенный аспект данного изображения»60. Изображенное событие погребения прп. Марии поднимает здесь тему покаяния и приготовления к смерти. Отметим, что северный рукав подкупольного креста собора Снетогорского монастыря — сторона жертвенника, и именно в жертвеннике мы встречаемся с образом этой святой в композиции «Причащения» в других храмах, в которых сюжет помещался в восточном объеме (Новая Токали кили-се — отдельный придел или жертвенник, церковь св. Георгия в Колуше).
Не исчезает в XIII—XIV вв. и второй аспект изучаемой иконографии, связанный с евхаристической темой, — он проявляется в программах некоторых храмов.
В храме Архангела Михаила в Ано Арханос на Крите (1315—1316) алтарь фланкируют фигуры Марии и Зосимы, а в апсиде помещены композиция «Ме-лисмос», в которую введено изображение Херувима, и образы составителей текстов Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого; при этом «Причащения Апостолов» здесь нет61. В другом храме того же времени — в церкви св. Димитрия (Идали) на Кипре (1317)62 — «Причащение Марии Египетской» находится в виме, но рядом написаны образы преподобных: в софите арки — два аскета: неизвестный и св. Евфимий, ниже которого св. столпник. Поэтому здесь можно говорить скорее о том, что «монашеский» цикл введен в программу апсиды.
В XV в. рассматриваемая сцена будет включена в программу росписи церкви Успения в Мелетове (Псков, 1465), известной своими редкими иконографическими деталями. Программа жертвенника Успенской церкви (ил. 17) необычна и сочетает в себе сюжеты, связанные с двумя темами: евхаристической и заупокойной («Явление апостола Петра Галле Милостивой»), причем последняя здесь явно акцентирована63. По мнению В. Д. Сарабьянова, жертвенник псковской
60 Сарабьянов 2008. С. 89.
61 Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001. P. 44-47.
62 Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus... P. 425-426.
63 Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа росписей жертвенника церкви Успения в Мелётове // Псков, Русские земли и Восточная Европа в XV-XVII вв. К 500-летию вхождения Пскова в состав единого Русского государства: сб. трудов международной науч. конф. 19-21 мая 2010 г. Псков, 2011. С. 206-236. Прорись жертвенника см.: Овчинников А. Н.
Ил. 16. «Причащение прп. Марии Египетской». Фреска северо-западного компартимента церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода, 1363 г. или 1370-е гг.
церкви мог использоваться для чтения в нем заупокойного канона над телом усопшего, гроб которого ставился на специальные настилы. В таком тематическом окружении «Причащение прп. Марии Египетской», расположенное здесь у западного входа в пространство жертвенника, вновь оказывается, как в самый ранний период бытования этой иконографии, на пересечении двух указанных тем. Кроме того, образ прп. Марии перекликается с историей Галлы Милостивой, избравшей подвиг монашества и получившей на смертном одре удостоверение от апостола Петра о том, что грехи ее прощены. В определенном смысле, то, что Мария Египетская сподобилась Причастия перед самой смертью, — тоже удостоверение принятого подвига.
Ил. 17. Жертвенник церкви Успения в Мелётове под Псковом, 1465 г. (прорись А. Н. Овчинникова)
Подводя итог, можно сказать, что основные темы — евхаристическая, монашеская, покаянная, тема праведной кончины и ответа на Страшном Суде, — связанные с сюжетом причащения прп. Марии Египетской старцем Зосимой, были сформулированы в македонскую эпоху (X — сер. XI в.).
В XII в. особый смысл в изучаемой иконографии приобретает сам момент причащения, как показывает помещение нашего сюжета в восточных объемах церквей: на предалтарных столбах в Асину на Кипре (1106) и Самари в Мессени (до 1191) и в жертвеннике церкви св. Георгия в Колуше (Болгария).
С кон. XII в. и на протяжении XIII-XIV вв. композиция «Причащение прп. Марии Египетской» закрепляется в западных компартиментах храма, на-ртексе, боковых галереях, в башне или в трапезной, что связано с функциональным назначением этих мест, совершавшимися здесь службами. Для памятников кон. XII — нач. XIII в. характерно разнообразие ассоциативных связей между нашим сюжетом и окружающими его изображениями. Основным, как кажется, является введение евхаристической темы в западное пространство храма и
Роспись церкви Успения Богоматери в Мелетово. Каталог выставки «Отблески христианского Востока на Руси». Псковское искусство. Милан, 1993. В Реклингхаузен музеум хранятся поствизантийские врата (2-я пол. XV в.) с изображением на створках «Причащения прп. Марии Египетской старцем Зосимой» — по мнению В. Д. Сарабьянова, это врата жертвенника, таким образом мы видим, что не только в средневизантийский период, но и позднее восприятие этого сюжета из жития святой было связано с темой причащения.
выражение этой темы через монашеские образы. Возникает и так называемая «придверная» тема.
В поздневизантийский период «Причащение прп. Марии Египетской» занимает свое место в монашеских циклах, рассказывающих об аскетическом подвиге. Встречаются в Х1У—ХУ вв. и редкие исключения, рассмотренные в статье, когда сюжет помещают в восточной части.
Ключевые слова: византийская монументальная живопись, причащение Марии Египетской, преподобный Зосима, евхаристическая тема (византийское искусство), монашеская тема (византийское искусство), евхаристические и монашеские сюжеты в западных объемах храмов, место преподобных в программе росписи.
«The Holy Communion of St. Mary of Egypt» in the Byzantine monumental painting
by S. Tatarchenko
The subject «St. Mary of Egypt receiving Communion from St. Zosimas» was widely used in Byzantine art, that due to the liturgical value of repentance of St. Mary of Egypt, the memory of which appeared in the services of Great Lent early enough. This composition primarily combines two themes: Eucharistic (based on the event described) and monastic (based on the characters portrayed), with emphasis placed on the former or the latter, depending on specific church painting systems. The author focuses on the monuments of IX — 1st half of the XVth centuries and analyises interpretations of the subject «The Communion of St. Mary of Egypt» at different periods of Byzantine art.
Keywords: Byzantine monumental painting, The Communion of St. Mary of Egypt, Saint Zosima, eucharistic theme (Byzantine art), monastic theme (Byzantine art), the eucharistic and monastic subjects in the western part of the temple, the place of the saints monks in the byzantine wall decorations.