Научная статья на тему 'Фресковые росписи пещерной церкви Южного монастыря Мангупа: специфика иконографии и особенности композиционного решения'

Фресковые росписи пещерной церкви Южного монастыря Мангупа: специфика иконографии и особенности композиционного решения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ИКОНОГРАФИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ПЕЩЕРНЫЕ ЦЕРКВИ / МОНАСТЫРЬ / ФРЕСКОВЫЕ РОСПИСИ / КРЫМ / МАНГУП / ARCHAEOLOGY / ICONOGRAPHY / CHRISTIANITY / CAVE CHURCHES / MONASTERY / THE MURALS / CRIMEA / MANGUP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Могаричев Юрий Миронович, Ергина Алена Сергеевна

В статье рассматриваются специфика иконографии и особенности композиционного решения стенописи (первая половина XV в.) пещерной церкви Южного монастыря Мангупского городища, являвшегося во второй половине XIV в. 1475 г. столицей княжества Феодоро. В интерьере монастыря не выявлено заметных переделок. Росписи располагались в апсиде (в нише и конхе), на арке, окаймляющей алтарь и фризе над аркой. Несмотря на то, что Южный монастырь и его пещерная церковь уже со второй половины XIX в. упоминаются в путеводителях и иной популярной литературе, посвященных стенописи серьезных научных публикаций известно не много. Авторы анализируют и сопоставляют описания композиции фресковых росписей церкви, составленные А.С. Уваровым, Н.И. Репниковым, О.И. Домбровским, рядом других исследователей со своими натурными наблюдениями. На основе известных описаний фресковых росписей пещерного храма Южного монастыря Мангупа авторами определено, что лейтмотивом является тема искупительной жертвы Иисуса Христа. Вероятно, это богословско-литургическое содержание было чрезвычайно актуально для феодоритов. Изучение программы росписи пещерной церкви Южного монастыря Мангупского городища позволило представить схему-реконструкцию росписи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MURALS OF THE CAVE CHURCH OF THE SOUTH MANGUP MONASTERY: THE SPECIFICS OF THE ICONOGRAPHY AND THE FEATURES OF THE COMPOSITION

In the paper the specifics of iconography and features of the compositional solution of fresco paintings (first half of the 15th century) of the cave church of the Southern monastery of Mangup fortification are studied. The Mangup settlement was the capital of the principality of Theodoro during the second half of 15th 1475. The interior of the monastery did not reveal any noticeable alterations. The murals were located in the apse (in the niche and the conche), on the arch, bordering the altar and the frieze above the arch. The Southern Monastery and its cave church from the second half of the 19th century mentioned in guidebooks and other popular literature. Nevertheless, not so much serious scientific literature is known about the murals of the cave church of the South Mangup monastery. The authors analyze the description of the iconography of the fresco paintings, compiled by A.S. Uvarov, N.I. Repnikov, O.I. Dombrowski and other scholars with their field observations. The research was based on the studied historical and scientific descriptions of the frescos of the cave church of the South Mangup monastery. It was determined by the authors that the theme of the atoning sacrifice of Jesus Christ is the leitmotif. Probably, this theological and liturgical content was extremely important for the Theodorites. The study of the painting program of the cave church of the Southern monastery of the Mangup settlement allowed presenting a scheme for the reconstruction of the painting.

Текст научной работы на тему «Фресковые росписи пещерной церкви Южного монастыря Мангупа: специфика иконографии и особенности композиционного решения»

УДК75.052(477.75)+72.684(477.75) https://doi.org/10.24852/pa2019.2.28.210.223

ФРЕСКОВЫЕ РОСПИСИ ПЕЩЕРНОЙ ЦЕРКВИ ЮЖНОГО МОНАСТЫРЯ МАНГУПА: СПЕЦИФИКА ИКОНОГРАФИИ И ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ1

© 2019 г. Ю.М. Могаричев, А.С. Ергина

В статье рассматриваются специфика иконографии и особенности композиционного решения стенописи (первая половина XV в.) пещерной церкви Южного монастыря Мангупского городища, являвшегося во второй половине XIV в. - 1475 г. столицей княжества Феодоро. В интерьере монастыря не выявлено заметных переделок. Росписи располагались в апсиде (в нише и конхе), на арке, окаймляющей алтарь и фризе над аркой. Несмотря на то, что Южный монастырь и его пещерная церковь уже со второй половины XIX в. упоминаются в путеводителях и иной популярной литературе, посвященных стенописи серьезных научных публикаций известно не много. Авторы анализируют и сопоставляют описания композиции фресковых росписей церкви, составленные А.С. Уваровым, Н.И. Репниковым, О.И. Домбровским, рядом других исследователей со своими натурными наблюдениями. На основе известных описаний фресковых росписей пещерного храма Южного монастыря Мангупа авторами определено, что лейтмотивом является тема искупительной жертвы Иисуса Христа. Вероятно, это богословско-литургическое содержание было чрезвычайно актуально для феодоритов. Изучение программы росписи пещерной церкви Южного монастыря Мангупского городища позволило представить схему-реконструкцию росписи.

Ключевые слова: археология, иконография, христианство, пещерные церкви, монастырь, фресковые росписи, Крым, Мангуп.

Первенство среди пещерных сооружений Мангупа, несомненно, принадлежит культовым памятникам, а именно пещерным церквям и монастырям (Герцен, Могаричев, 1996; 2017а, с. 119-125; Могаричев, 1997, с. 54-76; 2005, с. 131-140, 144; 2015, с. 79-81; и др.).

В ряду последних выделяется Южный монастырь (рис. 1: 9). В него можно попасть по искусственному туннелю из небольшого естественного грота в подножье обрыва. Проход заканчивается на краю площадки обширного, также естественного, грота. В восточной стороне грота находится пещерная зальная церковь (рис. 2).

Храм был украшен фресковой росписью, которая покрывала апсиду с нишей и конхой, арку, окаймляющую алтарь и фриз над аркой. Важной особенностью комплекса является его цельность с точки зрения планировочных решений. В храме монастыря не выделяется заметных переделок и перепланировок (Герцен, Могаричев, 1996, с. 21-26, 37-41; 2017а, с. 102124; 2017б; Могаричев, 1997, с. 6466, с. 71-73; 2005, с. 138-139; 2015, с. 80-81).

Впервые описание объекта выполнил А.С. Уваров во время научной поездки на Юг России в 1848 г. По мнению исследователя, сначала, в пе-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-312-50001.

Рис. 1. План Мангупа с указанием расположения основных памятников

(по А.Г. Герцену).

Fig. 1. Plan of Mangup indicating the location of the significant monuments. After A.G. Gertsen.

риод гонении на христиан, в данном месте был вырублен небольшой храм с ведущей к нему лестницей. А после победы христианства церковь расширили (Герцен, Могаричев, 2017б, с. 180-181). Сопровождавшим ученого художником М. Вебелем было сделано несколько рисунков памятников. В числе сюжетов присутствуют изображения интерьера и фресок пещерного храма Южного монастыря (рис. 3; 4).

В 1888 г. был издан «Отчет об учебной экскурсии Симферопольской гимназии», одним из объектов посещения которой был Мангуп. Текст сопровождался иллюстрациями А.А. Архипова. Одна из них изображает в фас (развертка) алтарную часть церкви, где достаточно четко, правда без проработки деталей, представлены основ-

ные сюжеты росписи (Попов, 1888, с. 124-125).

В ноябре 1889 г. инженер Агеен-ко отправил в Археологическую комиссию чертежи и описания церкви Южного монастыря, а она, в свою очередь, обратилась в Таврическую ученую архивную комиссию с просьбой осмотреть памятник. Осмотр произвели известные крымские ученые А.Х. Стевен и А.И. Маркевич, которые датировали памятник XIV-XV вв. (Дело Императорской, л. 9).

В 1890 г. в Известиях Таврической ученой архивной комиссии А.И. Маркевич опубликовал очерк «Экскурсия на Мангуп», в котором много внимания было уделено и рассматриваемому объекту (Маркевич, 1890, с. 106). Тот же А.И. Маркевич отмечал удовлетворительную сохранность фресок еще в 1911 г. (Протоколы, 1912, с. 35).

Рис. 2. Храм Южного Монастыря. План. Fig. 2. Temple of the South Monastery. Plan.

В.В. Латышев, основываясь на данных А.Л. Бертье-Делагарда, опубликовал в 1897 г. надписи, сохранившиеся тогда на фреске церкви Южного монастыря. Среди имен под изображениями святых он отмечал «св. Григория, Феодора, арх. Гавриила и Михаила, Параскеву, Марину, Иоанна и Марию» (Латышев, 1897, с. 154).

Детальное описание памятника составил Н.И. Репников в «Материалах к археологической карте Юго-Западного нагорья Крыма». По стилистическим особенностям росписей исследователь датировал церковь и ее росписи концом XIV в. (Репников, Архив ИИМК, л. 230-231).

И.Е. Грабарь, в 1927 г. посетивший Мангуп, отмечал, что фресковая роспись была создана в XIV в., а в XV-XVI вв. обновлялась (Грабарь, 1966, с. 256).

О.И. Домбровский провел подробный анализ композиции фресок и,

в ряде случаев, предложил свою интерпретацию изображений. В целом он датировал росписи концом XIV-XV вв. (Домбровский, 1966, с. 88-89) (рис. 5).

А.Г. Герцен и Ю.М. Могаричев детально проанализировали памятник в своих работах. Они попытались сопоставить описание фресковых композиций Н.И. Репни-кова с предложенными коррекциями О.И. Домбровского, обратив внимание на уязвимые места концепции последнего. По их мнению, монастырь следует датировать первой половиной XV в., и он являлся семейной усыпальницей княжеской династии Феодоро (Герцен, Могаричев, 1996, с. 21-26, 37-41; 2017а, с. 123-124; 2017б; Могаричев 1997, с. 64-66, с. 71-73; 2005, с. 138-139; 2015, с. 80-81).

По мнению Е.М. Осауленко, храм был расписан приглашенными в начале XV в. из-за пределов Крыма (но

Рис. 3. Храм Южного монастыря. Из неизданного альбома А.С. Уварова.

Fig. 3. Temple of the South Monastery. After unedited album of A.S. Uvarov.

не из Трапезунда) живописцами (Оса-уленко, 2007, с. 109).

Таким образом, в историографии прочно закрепилось представление о церкви Южного монастыря как о памятнике, время создания которого не выходит за пределы конца XIV - первой половины XV в. Однако до сих пор отсутствуют представления о специфике содержания системы росписей храма и особенностях композиционного решения отдельных сюжетов.

Авторы поставили перед собой задачу провести сравнительный анализ известных на данный момент описаний и графической фиксации рассматриваемых фресок и, в итоге, представить цельное видение композиции фресковых росписей, их идейное и литургическое значение. Мы также публикуем новую графическую схему-реконструкцию стенописи, кото-

рая впервые в полной мере передает возможное содержание росписи, такое, каким его видел средневековый зритель.

Как отмечалось, стенопись церкви Южного монастыря сконцентрирована в алтарной части. В целом ансамбль росписи по расположению основных сюжетов условно можно разделить на три группы: композиции апсиды; роспись карниза алтарной арки; изображения святых на сводах церкви. Красная полоса, окаймленная белым, отделяет один сюжет от другого.

Роспись апсиды. Центральным сюжетом, передающим литургическое значение всей системы росписей, является композиция «Деисус» в апсиде. А.С. Уваровым представлено ее подробное описание. Центральная фигура Спасителя, сидящая на троне, серафимы шестикрылые, Богородица, Иоанн Предтеча, Св. император

Рис. 4. Фресковые росписи из храма Южного монастыря. Из неизданного альбома А.С. Уварова.

Fig. 4. Fresco paintings from the temple of the South Monastery. After the unedited album of A.S. Uvarov.

Константин и Св. царица Елена, выделенные и отмеченные исследователем, указывают, что сюжет росписи, несомненно, относится к чину «Деи-сус». Правда, А.С. Уваров по каким-то причинам не отметил сей факт в рукописи (Герцен, Могаричев, 20176, с. 180-181). Интересной деталью является изображение двух книг у Христа: «Риза красная, мантия голубая, левою ногою он наступает на закрытую книгу. Символическое значение окончания завитка, закрытая Книга Предсказаний, теперь открывается

Книга Откровений» (Герцен, Могари-чев, 2017б, с. 181).

По мнению Н.И. Репникова, помимо канонических изображений в «Деисусе» Спасителя, небесных сил, Богородицы, Иоанна Предтечи, в алтаре церкви Южного монастыря так же присутствуют еще две фигуры в нимбах (мужская и женская) - канонизированные донаторы церкви (Реп-ников, Архив ИИМК, л. 231).

Обследуя в 1953 г. церковь, О.И.Домбровский смог распознать здесь только фигуру Христа в окру-

Рис. 5. Схема росписи храма Южного монастыря Мангупа по О.И. Домбровскому. Fig. 5. The scheme of the painting of the Temple of the Southern Monastery by O.I. Dombrovski.

жении шестикрылых серафимов (херувимов) и пять человеческих фигур (Домбровский, 1966, с. 80).

Е.Н. Осауленко полагает, что данная композиция - многофигурный «Деисус»; кроме канонических фигур Христа-Вседержителя, Небесных Сил (престолы или офонимы, тетраморф, серафима), Богородицы, Иоанна Крестителя введены дополнительные фигуры, которые плотно заполняют пространство композиции. По его мнению, художник изобразил в уменьшенном масштабе фигуры ангелов, а композиционная схема - компромиссный вариант комниновского и палеологовского времени (Осауленко, 2007, с. 97).

Нами были проведены натурные исследования росписей (рис. 6). Очевидно, что композиция «Деисус» занимает верхний регистр апсиды (конху). Образы представлены на темно-синем фоне светлыми силуэтами. Доминанта данной композиции - фигура Спасителя на престоле, правильных пропорций. На основе имеющихся описаний и наших наблюде-

ний, мы предполагаем, что Христос был изображен в светло-пурпурном хитоне с темно-багряными складками и темно-синем гиматии. Плащ идет наискось и оставляет открытым большую часть грудной клетки и правую руку. Гиматий ниспадает складками с левого плеча, его левый край огибает левую ладонь, которая держит открытую книгу. В книге сохранилось несколько строк греческого текста. Его правая рука в благословляющем жесте. Голова Иисуса Христа с креща-тым нимбом, напоминающим о крестной смерти, цвета желтой охры была окаймлена белой полосой. У Спасителя (сохранилась только нижняя часть лика) темные, спадающие до плеч волосы. Борода густая, разделенная на локоны, дугообразные усы и небольшой круглый подбородок.

Христос сидит на престоле охристого цвета, который украшен светлым орнаментом, имитирующим инкрустацию драгоценными камнями. Декоративные мешкообразные подушки красного цвета с завязанными концами, покрыты орнаментом.

Рис. 6. Схема-реконструкция росписи храма Южного монастыря Мангупа. Fig. 6. The scheme-reconstruction of the painting of the Temple of the South Monastery.

Нижняя часть композиции сейчас утрачена, поэтому нет возможности подтвердить или опровергнуть наличие закрытой Книги Предсказаний, о которой упоминал А.С. Уваров. С обеих сторон престола изображены небесные силы - представители первой группы иерархии ангельских чинов. Слева от Спасителя сохранились остатки изображения Серафима с красными крыльями, держащего лабор. Справа от Спасителя два Херувима. Рядом с изображениями Херувимов возле ножек престола в процессе визуального обследования росписи нами были замечены остатки изображения маленьких крылышек. Эта часть стенописи сейчас не просматривается из-за сильных повреждений. Сопоставляя рисунки М.В. Ве-беля и немногочисленные описания росписи церкви Южного монастыря

Мангупа, мы можем утверждать, что это остатки изображения богоносных Престолов. Представители земной церкви предстают в молении перед Вседержителем. Наиболее убедительной на сегодняшний день является гипотеза А.С. Уварова, которой независимо от него (отметим, уваровский текст раньше 2017 г. не был введен в научный оборот) также придерживаются А.Г. Герцен и Ю.М. Могаричев (Герцен, Могаричев, 1996, с. 23-24): направо от Спасителя - Богородица и Святой император Константин Великий, налево - Иоанн Креститель и Святая царица Елена.

На плоскости алтарной апсиды по сторонам от ниши сохранились остатки изображения восьми святых епископов. В 1848 г. данный сюжет уже был в плохом состоянии. А.С. Уваров выделял на южной стороне апси-

ды - Василия Великого, Св. Кирилла Александрийского, двух других не определил; на северной - Иоанн Златоуст, за ним Григорий Богослов, от двух других святителей он зафиксировал лишь нижние части фигур (Герцен, Могаричев, 2017б, с. 180-181). Н.И. Репников кратко упоминает изображения святителей в крещатых облачениях (Репников, Архив ИИМК, л. 231). Этот сюжет так же отмечают О.И. Домбровский (Домбровский, 1966, с. 80-81) и Е.Н. Осауленко (Оса-уленко, 2007, с. 98). Они указали на сильно поврежденную композицию Службы святых отец.

Наше обследование подтвердило, что указанные росписи действительно почти не просматриваются, а сохранившиеся детали омофора забелены известью. Вероятно, на стене апсиды был помещен сюжет «Служба святых отец»: святители во весь рост -символическое изображение богослужения. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и две фигуры, которые не идентифицируются, изображены на северной стороне от ниши; Василий Великий, Кирилл Александрийский и две фигуры, изображения которых совсем не сохранились, представлены на южной стороне от ниши. Этот сюжет соответствует алтарному пространству.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет ниша в апсиде, которая обрамлена дугообразным выступом. Эта архитектурная форма олицетворяет миниатюрную апсиду в алтаре церкви. Описания А.С. Уварова свидетельствуют, что там был изображен юный Христос-Эммануил (Герцен, Могаричев, 2017б, с. 181). В свою очередь, Н.И. Репников отмечал, что в нише изображена в медальоне поясная фигура Богоматери (Репников,

Архив ИИМК, л. 231). О.И. Домбров-ский полагал, что в круге, очерченном пятью концентричными полосами (белого, желтого, красного, желтого и белого цветов), все же изображен Христос-Эммануил (Домбровский, 1966, с. 80). Отталкиваясь от символического значения изображения юного Христа как символа евхаристической жертвы, Е.Н. Осауленко так же видит здесь наличие образа Спаса-Эммануила. Помещенное в медальоне ниши изображение Эммануила, по его мнению, выступает единой композицией с сюжетом «Служба святых отец» и несет литургическое значение евхаристической жертвы Спасителя (Осауленко, 2007, с. 98). На сегодняшний день изображение в нижнем регистре ниши бесследно утрачено, а его место занял оловянный крест, грубо вбитый гвоздями.

В конхе ниши изображен процветший восьмиконечный крест. А.С. Уваров, О.И. Домбровский, Е.Н. Осауленко едины во мнении и видят здесь сохранившуюся монограмму Христа - ICXCHIKA «Иисус Христос победитель». Данный сюжет не пострадал и находится в хорошей сохранности под слоем копоти. Сплетенные в виде вензеля буквы дополнены патриаршим крестом, из которого прорастает растительный орнамент. Ниша обрамлена дугообразным выступом, который украшен убрусом, синей широкой полосой и двумя красными полосами по бокам, по нему черной краской нанесен орнамент -текст святого писания, предположительно из Евангелия, от которого остались лишь отдельные литеры. Снизу остатки бахромы, что придает нише вид убруса - материи.

Роспись арки, окаймляющей алтарь (рис. 6). На замке тяги карни-

за алтарной арки выделяется образ Спаса Нерукотворного («Убрус» или «Мандилион»). Этот сюжет однозначно атрибутирован всеми исследователями, которых мы упоминаем. На данном фрагменте росписи живописец изображает лик Спасителя на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а концы его завязаны узлами, края ниспадают вниз. Темный силуэт лика Спасителя с запавшими глазами, сужающейся и слегка раздвоенной бородой, длинными локонами волос. Вокруг головы - нимб, в колористическом решении преобладает охра. В византийской иконографии образ Спаса Нерукотворного связывался с темой Воплощения, вследствие этого размещение живописного Убруса над престолом в алтаре храма отражает понимание образа как евхаристической жертвы.

А.С. Уваров указывал на наличие Нерукотворного образа (TONAГЮNMAN) на плоскости арки алтарного свода, за которым изображены Св. Георгий, Св. Феодор и неизвестный святой; слева помещен Архангел Михаил (Герцен, Могаричев, 2017б, с. 181). Н.И. Репников описал этот сюжет кратко, указав лишь на наличие образа «Убрус» и по три бюста святых (Репников, Архив ИИМК, л. 231). О.И. Домбровский более подробно исследовал центр арки с изображением Нерукотворного образа, за которым он видел фигуру Федора Тирона и двух юношей, которые к тому времени были уже неопределимы (Домбровский, 1966, с. 83-84).

Е.Н. Осауленко отметил сходство алтарной арки с иконным рядом, в центре которого Христос, представленный в иконографическом типе -«Мандилион», в окружении святых воинов: правее - Архангел Михаил;

левее - один из двух святых Федоров (Федор Тирон или Федор Стратилат) и Дмитрий Солунский (Осауленко, 2007, с. 104).

По обе стороны от центрального образа Спаса Нерукотворного А.С. Уваров наблюдал две фигуры в полный рост - Архангел Гавриил и Богоматерь (Герцен, Могаричев, 2017б, с. 181). Н.И. Репников писал, что на южном краю арки просматривается фигура сидящей Богоматери на фоне палаты, а соответствующая ей фигура на северном краю - Архангела Гавриила утрачена (Репников, Архив ИИМК, л. 231). Композицию подобно исследовал О.И. Домбровский. Он рассмотрел здесь часть крыла, нимб и надпись рядом с ним, которая свидетельствует, что перед нами Архангел Гавриил, а с противоположной стороны - фигура Богоматери с пряжей (Домбровский, 1966, с. 84-95). Е.Н. Осауленко отметил уже фрагментарные остатки фигуры Гавриила и нечеткий силуэт Девы Марии на фоне башни с достройкой (Осауленко, 2007, с. 109). Как видим, в атрибуции этого сюжета исследователи единогласны -Архангел Гавриил и Богоматерь.

Таким образом, перед нами традиционная композиция Благовещения. Изображение Спаса Нерукотворного, которое перемещено в пределы алтарного пространства, объединяет других святых воинов. Оно, по своему содержанию и глубинному смыслу, становится центральным элементом композиции Благовещения, разделяя ее на две равные части.

Роспись свода. У самой арки центр свода украшает медальон с изображением образа Богоматери типа «Знамение». А.С. Уваров отмечал подпись Н ПАНАГ1А (Герцен, Могаричев, 2017б, с. 181). Н.И. Репников

(Репников, Архив ИИМК, л. 231) и О.И. Домбровский (Домбровский 1966, с. 86-87) также подтверждают наличие данного образа на плоскости центра свода. О.И. Домбровский также указывает на одну особенность -опущенные веки Богородицы, проводя аналогии такой трактовки «Знамения» с итальянской живописью XV в. (Домбровский, 1966, с. 86-87).

По мнению Е.Н. Осауленко, изображение Богородицы в медальоне принадлежит к типу Одигитрия («Оранта», или «Великая Панагия», или Влахернская икона Божией Матери, или «Влахернетисса») (Осауленко, 2007, с. 96).

Мы различаем здесь поясное изображение Богородицы с молитвенно воздетыми руками на красном фоне. Она одета в темно-пурпурный мафо-рий. На груди Богоматери диск, где изображен Младенец Иисус Христос, знак таинственного воплощения от Богоматери всемогущего Бога (рис. 6). Таким образом, как видим, на медальоне представлен иконографический тип изображения образа Богородицы - «Знамение».

По обе стороны от «Знамения» А.С. Уваров на южной стороне видел Св. Диакона с кадильницей. На северной стене он так же отметил наличие изображений, но конкретных описаний не представил (Герцен, Могаричев, 2017б, с. 181). Н.И. Репников только обозначил присутствие фигуры в рост в обрамлении без идентификации, видимо, в связи с сильными утратами (Репников, Архив ИИМК, л. 231). О.И. Домбровский по обе стороны от «Знамения» в декоративных аркосолиях отмечал две фигуры в рост библейских пророков в царских облачениях (Домбровский, 1966, с. 86-87). Е.Н. Осауленко считает, что

с правой и левой стороны от «Знамения» в арках помещены изображения пророка Моисея в образе царя аскета (на северном своде) и пророка Аарона на южном своде (Осауленко, 2007, с. 101).

На южной стене под сводом с изображениями пророков А.С. Уваров видел образы Св. Параскевы и Св. Марины (Герцен, Могаричев, 2017б, с. 181). Н.И. Репников указывал на наличие здесь двух бюстов святых (Репников, Архив ИИМК, л. 231). О.И. Домбровский трактовал данные образы как изображение жен-мироносиц (Домбровский, 1966, с. 88). Е.Н. Осауленко отметил, что изображение двух мучениц сильно повреждено, и по этой причине невозможно провести иконографического и художественного анализа фрески (Осауленко, 2007, с. 110).

Северная стена уже при обследовании церкви А.С. Уваровым была сильно повреждена. Соответственно и Н.И. Репников там изображений не видел. Е.Н. Осауленко предположил, что на северной стене могло быть парное изображение полуфигур святых мужей (Осауленко, 2007, с. 109).

Таким образом, приведенная нами графическая схема реконструкция (рис. 6), основанная на опубликованных и архивных источниках, а также натурных наблюдениях, впервые представляет цельно иконографию церкви Южного монастыря Мангупа и позволяет судить о богословско-литургиче-ском содержании живописного ансамбля росписи: лейтмотивом фресковых росписей пещерного храма Южного монастыря Мангупа являлась тема искупительной жертвы Иисуса Христа. Вероятно, это богословско-литурги-ческое содержание было чрезвычайно актуально для феодоритов.

Что касается датировки фресковых росписей, то, на основании исключительно искусствоведческого анализа не представляется возможным определить их узкую хронологию и даже однозначно отнести их только к XV в. Немногочисленный фрагментирован-ный археологический материал, обнаруженный при зачистке монастыря, датируется XIV-XV вв. (Герцен, Могаричев, 1996, с. 21-26, 37-41). Однако наши представления об истории и культурных напластованиях Мангуп-ского городища исключают XIV в. как время возможного появления церкви и фресок в ней. Напомним, уже во второй половине XIV в., вероятно с начала 60-х гг., письменные, археологические и эпиграфические источники фиксируют становление на плато Мангупа центра княжества Феодоро, находившегося в системе золотоор-дынских владений в Крыму (Герцен, Науменко, 2016). Но уже в конце этого столетия данное государственное образование и его столица были разорены войсками самаркандского правителя Тимура. Отметим, ни архитектурные особенности монастыря, ни фресковые росписи не позволяют выделить там следы тимуровского разгрома и последующего запустения, подробно описанного иеромонахом Матфеем (Герцен, 2003). Крайне маловероятно, что сооружение храма могло произойти после захвата столицы Феодоро турками-османами (1475 г.), когда погибла значительная

часть христианского населения, а город превратился в центр кадылы-ка (Руев, 2014, с. 187-264). Поэтому, скорее всего, гипотеза А.Г. Герцена и Ю.М. Могаричева о датировке комплекса первой половиной XV в. и его связи с правящей династией Феодоро представляется наиболее аргументированной. Вероятно, монастырь был основан, а его церковь впервые расписана во время «строительного бума» 20-30-х гг. XV в., развернувшегося на Мангупе в период правления князя Алексея. Тогда существенно реконструируется цитадель, возводится Вторая линия обороны, основательно перестраивается базилика, строится дворец (Герцен, 2017, с. 360). Кроме того, были построены крепости Фуна и Каламита, реконструирована базилика в Партените (Степаненко, 2018, с. 111). Мы не исключаем отдельных обновлений фресок и при последующих правителях Феодоро. Если верна версия о связи Южного монастыря с княжеской династией Феодоро, то, соответственно, каждый последующий ктитор обители мог оставить о себе память в виде новых росписей в церкви или обновления старых. Отметим, что, например, мангупский дворец основательно перестраивался в 50-60-е гг. XV в. (Герцен, Науменко, Душенко, 2018, с. 57). По мнению В.П. Кирил-ко, в его современном виде возводится донжон цитадели (Кирилко, 2005, с. 229).

ЛИТЕРАТУРА

1. Герцен А.Г. Описание Мангупа-Феодоро в поэме иеромонаха Матфея / А.Г. Герцен // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии (МАИЭТ). Вып. Х. 2003. С. 562-589.

2. Герцен А.Г. Княжество Феодоро: от «альфы» до «омеги» // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии (МАИЭТ). Вып. XXII. 2017. С. 348-368.

3. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Мангупа. Симферополь: Таврия, 1996. 128 с.

4. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения Мангупа // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Серия «История. Исторические науки». Том 3 (69). № 3. Симферополь, 2017а. С. 102-129.

5. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Мангуп в описании А.С. Уварова // История и археология Крыма (ИАК). Вып. VI / Отв. ред. В.В. Майко. Симферополь: Феникс, 2017б. С. 177-207.

6. Герцен А.Г., Науменко В.Е. К вопросу о выделении золотоордынского периода в истории Мангупского городища в Юго-Западном Крыму // Золотоордынская цивилизация. Вып. 9 / Отв. ред. И.М. Миргалеев. Казань: Фолиант; Институт истории им.Ш. Марджани АН РТ, 2016г. С. 247-258.

7. Герцен А.Г., Науменко В.Е., Душенко А.А. Княжеский дворец Мангупского городища. Стратиграфия участка исследований 2006-2017 гг. // ХЕРЕ^ЫОЕ ОЕМАТА: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС. X-й Международный Византийский Семинар (Севастополь-Балаклава 28 мая- 1 июня 2018 г.) Материалы научной конференции / Отв. ред. Н.А. Алексеенко. Севастополь; Симферополь, 2018. С. 53-58.

8. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. Исследование, реставрация и охрана памятников. М.: Наука, 1966. 386 с.

9. Дело Императорской археологической комиссии о древнем христианском храме открытом на горе Мангуп, близ города Бахчисарая Таврической губернии / Архив ИИМК РАН. Ф. 1. Д. 104.

10. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. Киев: Наукова Думка, 1966. 110 с.

11. Кирилко В.П. Крепостной ансамбль Фуны (1423-1475 гг.). Киев: ИД «Стилос», 2005. 269 с.

12. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма (По сообщению А.Л. Бертье-Делагарда) // Записки Одесского общества истории и древностей (ЗООИД). Т. XX. Одесса, 1897. С. 149-162.

13. Маркевич А.И. Экскурсия на Мангуп // Известия Таврической ученой архивной комиссии (ИТУАК). 1890. № 9. С. 101-107.

14. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь: Таврия. 1997. 384 с.

15. Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму. Симферополь: Сонат, 2005. 192 с.

16. Могаричев Ю.М. Скальные церкви Горного Юго-Западного Крыма // Наследство и културен пейзаж. Известия на регионален исторически музей Русе. Кн. XVIII / Ред. А. Калоянов. Русе, 2015. С. 67-104.

17. Осауленко С.М. Вщображення вiзантшськоl аскетично! естетики в мистецга Кримсько! Готп початку XV столггтя на приклащ розпиав печерно! церкви „Швденного монастиря" на Мангут // Лаврський альманах. Вип. 17 / Отв. ред. С. Кролевець. Ки1в: Феткс, 2007. С. 92-111.

18. Попов А.Н. Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности. Симферополь: Таврическая губернская типография, 1888. 131 с.

19. Протоколы заседаний ТУАК от 26.08.1911 // Известия Таврической ученой архивной комиссии (ИТУАК). № 47 / Ред. А.И. Маркевич. Симферополь: Типография Таврического губернского земства, 1912. С. 29-40.

20. Репников Н.И. Материалы к археологической карте Юго-Западного нагорья Крыма / Архив ИИМК РАН. Ф. 10. Д. 10.

21. Руев В.Л. Турецкое вторжение в Крым в 1475 г. Симферополь: Антиква, 2014. 306 с.

22. Степаненко В.П. К реконструкции мангупской базилики на рубеже XIV-XV вв. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Т. 4 (70). № 3. Симферополь, 2018. С. 106-117.

Информация об авторах:

Могаричев Юрий Миронович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт археологии Крыма РАН; профессор, заведующий кафедрой, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь, Россия); mogara@rambler.ru

Ергина Алена Сергеевна., аспирант, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург, Россия); yergina.alyona@gmail.com

THE MURALS OF THE CAVE CHURCH OF THE SOUTH MANGUP MONASTERY: THE SPECIFICS OF THE ICONOGRAPHY AND THE FEATURES OF THE COMPOSITION

Yu.A. Mogarichev, A.S. Ergina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the paper the specifics of iconography and features of the compositional solution of fresco paintings (first half of the 15th century) of the cave church of the Southern monastery of Mangup fortification are studied. The Mangup settlement was the capital of the principality of Theodoro during the second half of 15th - 1475. The interior of the monastery did not reveal any noticeable alterations. The murals were located in the apse (in the niche and the conche), on the arch, bordering the altar and the frieze above the arch. The Southern Monastery and its cave church from the second half of the 19th century mentioned in guidebooks and other popular literature. Nevertheless, not so much serious scientific literature is known about the murals of the cave church of the South Mangup monastery. The authors analyze the description of the iconography of the fresco paintings, compiled by A.S. Uvarov, N.I. Repnikov, O.I. Dombrowski and other scholars with their field observations. The research was based on the studied historical and scientific descriptions of the frescos of the cave church of the South Mangup monastery. It was determined by the authors that the theme of the atoning sacrifice of Jesus Christ is the leitmotif. Probably, this theological and liturgical content was extremely important for the Theodorites. The study of the painting program of the cave church of the Southern monastery of the Mangup settlement allowed presenting a scheme for the reconstruction of the painting.

Keywords: archaeology, iconography, Christianity, cave churches, monastery, the murals, Crimea, Mangup.

REFERENCES

1. Gertsen, A. G. 2003. InMaterialypo arkheologii, istorii i etnografii Tavrii (Materials on the Archaeology, History and Ethnography of Tauria) (10). 562-589 (in Russian).

2. Gertsen, A. G. 2017. In Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii (Materials on the Archaeology, History and Ethnography of Tauria) (22). 348-368 (in Russian).

3. Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 1996. Peshchernye tserkvi Mangupa (Mangup Cave Churches). Simferopol': "Tavriia" Publ. (in Russian).

4. Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 2017. In Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo uni-versiteta im. V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. T. 3(69) (Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Hystorical sciences. V. 3(69)) (3). 102-129 (in Russian).

5. Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 2017. In Majko, V.V. (ed.). Istoriya i arkheologiya Kryma (History and Archaeology of the Crimea) VI. Simferopol': "Phoenix" Publ., 177-207 (in Russian).

6. Gertsen, A. G., Naumenko, V. E. 2016. In Mirgaleev, I. M. (ed.). Zolotoordynskaia tsivilizatsiia (The Golden Horde Civilization) 9. Kazan: "Foliant" Publ.; Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences Publ., 247-258 (in Russian).

The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-312-50001"

7. Gertsen, A. G., Naumenko, V. E., Dushenko, A. A. 2018. In Alekseenko, N. A. (ed.). Kherso-nos femata: imperiia i polis. Materialy nauchnoi konferentsii (Xepaavoa 0ецата: Empire And Policy) X. Sevastopol'-Simferopol', 53-58 (in Russian).

8. Grabar, I. E. 1966. O drevnerusskom iskusstve. Issledovanie, restavratsiia i okhranapamiat-nikov (On Ancient Rus Art. Study, Restoration and Protection of Monuments). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

9. Delo Imperatorskoi arkheologicheskoi komissii o drevnem khristianskom khrame otkrytom na gore Mangup, bliz goroda Bakhchisaraia Tavricheskoi gubernii (Case of the Imperial Archaeological Commission on an Ancient Christian Church opened on Mount Mangup, near the town of Bakh-chisaray in Taurida Governorate). Archive of the Institute for the History of Material Culture, Russian Academy of Sciences. Fund 1, dossier 104 (in Russian).

10. Dombrovskii, O. I. 1966. Freski srednevekovogo Kryma (Frescoes of Medieval Crimea). Kiev: "Naukova Dumka" Publ. (in Russian).

11. Kirilko, V. P. 2005. Krepostnoi ansambl'Funy 1423—1475 gg. (Fortress Ensemble of Funa in 1423—1475). Kiev: "Stilos" Publ. (in Russian).

12. Latyshev, V. V. 1897. In Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostei (Proceedings of the Odessa Society for History and Antiquities) 20. Odessa, 149-162 (in Russian).

13. Markevich, A. I. 1890. In Izvestiia Tavricheskoi uchenoi arkhivnoi komissii (Proceedings of the Taurida Learned Archival Commission) 23, 101-107 (in Russian).

14. Mogarichev, Yu. M. 1997. Peshchernye tserkvi Tavriki (Cave Churches ofTauris). Simferopol: "Tavriia" Publ. (in Russian).

15. Mogarichev, Yu. M. 2005. «Peshchernye goroda» v Krymu ("Cave Towns" in Crimea). Simferopol: "Sonat" Publ. (in Russian).

16. Mogarichev, Yu. M. 2015. In Kaloyanov, A. (ed.). Nasledstvo i kulturenpeizazh. Izvestiia na regionalen istoricheski muzei Ruse (Heritage and Cultural Landscape. Proceeding of Rosse Regional Museum of History) XVIII. Ruse, 67-104 (in Russian).

17. Osaulenko, £. M. 2007. In Krolevets', S. (ed.). Lavrs'kii al'manakh (Lavra Almanac) 17. Kiiv: "Phoenix" Publ., 92-111 (in Ukranian).

18. Popov. A. N. 1888. Vtoraia uchebnaia ekskursiia Simferopol'skoi muzhskoi gimnazii v Bakhchisarai i ego okrestnosti (The Second Study Tour of the Simferopol Male Gymnasium in Bakhchisaray and its Surroundings). Simferopol: "Tavriya provincial printing" (in Russian).

19. In Markevich, A. I. (ed.). 1912. Izvestiia Tavricheskoi uchenoi arkhivnoi komissii (Proceedings of the Taurida Learned Archival Commission) 47, 29-40 (in Russian).

20. Repnikov, N. I. Materialy k arkheologicheskoi karte Iugo-Zapadnogo nagor'ia Kryma (Materials for Archaeological Map of South-Western Highland of Crimea.). Archive of the Institute for the History of Material Culture, Russian Academy of Sciences. F. 10, dossier 10 (in Russian).

21. Ruev, V. L. 2014. Turetskoe vtorzhenie v Krym v 1475 g. (Turkish Invasion of Crimea in 1475). Simferopol: "Antikva" Publ. (in Russian).

22. Stepanenko, V. P. 2018. In Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. T. 4(70) (Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Hystorical sciences. V. 4(70)) (3). 106-117 (in Russian).

About the Authors:

Mogarichev Yu. М. Doctor of Historical Sciences, Institute of Archaeology of Crimea of Russian Academy of Sciences. Academician Vernadsky Ave., 2, Simferopol, 295007, Crimea, Russian Federation; Professor, Head of the Department, Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education; Lenin Str., 15, Simferopol, 295000, Crimea, Russian Federation; mogara@rambler.ru

Ergina Alena S. Saint Petersburg State Academy of Art and Design named after A.L. Steiglitz. Solyanoy pereulok, 13, Saint Petersburg, 191028, Russian Federation; yergina.alyona@gmail.com

Статья поступила в номер 01.03.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.