ОПЫТ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ АНИМАЦИИ УТРАЧЕННЫХ ХРАМОВ - ПАМЯТНИКОВ
П.В. Сергеев
ООО «Товарищество реставраторов», Москва, Россия Аннотация
Данная статья посвящена анализу авторских проектов утраченных мемориальных храмов, разработанных за последние двадцать лет. Пространственно-временной характер композиции храмов-памятников и их программ настенных изображений связан с необходимостью использования современных компьютерных технологий. Виртуальная реконструкция и компьютерная анимация композиции представленных храмов-памятников совместно с изучением традиций и новаций мемориального храмового зодчества способствуют выявлению эвристических принципов их проектирования. В результате проведенного анализа авторских проектов воссоздания храмов-памятников выявлен ряд эвристических принципов, которые помогают автору в проектировании современных приходских центров.
Ключевые слова: виртуальная реконструкция, утраченные храмы-памятники, компьютерная анимация, эвристические принципы
EXPERIENCE OF VIRTUAL RECONSTRUCTION AND COMPUTER ANIMATION OF THE LOST TEMPLES - MONUMENTS
P. Sergeev
JSC Association of Restorers, Moscow, Russia Abstract
This article to the analysis of author's projects of the lost memorial temples developed for the last twenty years is devoted. "Space-time" character of composition of memorial temples and their programs of wall images is connected with need of use of modern computer technologies. Virtual reconstruction and computer animation of composition of the presented memorial temples together with studying of traditions and innovations of memorial temple architecture promote identification of the heuristic receptions of their projection. As a result of the carried-out analysis of author's projects of a reconstruction of memorial temples a number of the heuristic receptions which help the author with design of the modern parish centers is revealed.
Keywords: virtual reconstruction, lost temples-monuments, computer animation, heuristic receptions
Из всей функционально-типологической структуры православных храмов выделяются мемориальные (от лат. memoria - память). Они создаются в честь каких-либо выдающихся событий или людей. Композиция храмов-памятников предполагает необходимость совмещения в одном сооружении двойного назначения - мемориального и религиозного. Решение данной проблемы становится задачей архитектурной эвристики [1, 2].
Многие из храмов-памятников и их художественное убранство подвергались радикальным преобразованиям, а зачастую и полностью исчезали в процессе роста или упадка городов.
Храмы, построенные взамен утраченных, а также кладбищенские часовни и усыпальницы, также могут быть отнесены к мемориальному типу. В этой связи проблема воссоздания утраченных мемориальных храмов становится особенно актуальной.
Известно, что компьютерное моделирование является широко распространенным способом визуализации архитектурных памятников, ансамблей и городских ландшафтов. Пространственно-временное построение композиции храмов-памятников и их программ настенных изображений связано с необходимостью использования современных компьютерных технологий. Виртуальная реконструкция и компьютерная анимация совместно с изучением традиций и новаций мемориального храмового зодчества помогают выявлять эвристические приемы проектирования. В качестве примера решения поставленной задачи предлагается анализ авторских проектов мемориальных храмов, разработанных за последние двадцать лет.
1. Развитие композиции храма-памятника как переход в надсистему городского ансамбля
При реконструкции храма-памятника на месте исторического ансамбля воспроизводится архитектурная композиция утраченных святынь - храмов или монастырей. В авторской реконструкции исторического квартала на месте храма Христа Спасителя (Табл. п.1), предлагалось сформировать мемориальный ансамбль с учетом всех существовавших ранее в данном месте памятников архитектуры путем их соединения в единый историко-архитектурный, археологический и духовный комплекс: Семиверхая башня, храм Похвалы Богородицы, храм Всех Святых и собор Алексеевского монастыря (Приложение 1) [3-11]. Воссоздание храма Христа Спасителя способствовало возрождению утраченной духовной роли данного исторического центра. В подклете храма предусматривалось размещение музея истории данного городского квартала (Рис. 1).
4в>
г_ ЩГ и* . Д
Рис. 1. Реконструкция исторического квартала на месте храма Христа Спасителя. Развертка по набережной
2. Композиция «храм в храме» с использованием «открытых» фасадов
Согласно упоминавшемуся выше проекту воссоздания храма Христа Спасителя, предлагалось сделать большие застекленные проемы в его фасадах, чтобы сквозь них был видим расположенный внутри собор Алексеевского монастыря, который мог быть преобразован в своеобразную кувуклию-алтарь (Табл. п. 1). Аналогами данной композиции являются кувуклии храма Св. Гроба в Иерусалиме, собора Воскресения Христова в НовоИерусалимском монастыре (Рис. 2, Рис. 3, Рис. 4).
Рис. 2. Реконструкция центральной части исторического квартала на месте храма Христа Спасителя. Общий вид
Рис. 3. Реконструкция центральной части исторического квартала на месте храма Христа Спасителя. Ночной вид
Рис. 4. Реконструкция центральной части исторического квартала на месте храма Христа Спасителя. Интерьер
Авторская виртуальная реконструкция и компьютерная анимация мемориального храма Христа Спасителя совместно с собором Алексеевского монастыря наглядно отражают в их композиции утраченную историческую застройку и выявляют пару эвристических принципов проектирования: переход системы храма-памятника в надсистему городского ансамбля и композиция «храм в храме» [1, 2].
Видео - часть 1
3. Композиция «храм под открытым небом» как принцип вынесения
В истории мемориального церковного зодчества данный тип композиции использовался неоднократно. В центре Москвы существуют два ансамбля: Соборная площадь Кремля и Храм Покрова на Рву на Красной Площади. Согласно исследованию Кудрявцева М.П., их следует рассматривать как большие храмы под открытым небом, символически связанные с идеей Небесного Града [12].
В качестве современного примера можно привести упоминавшийся выше авторский проект воссоздания храма Христа Спасителя (Табл. п.1), также предполагавший возможность проведения богослужений под открытым небом, чему способствовали его «открытые» фасады.
Другим примером решения данной задачи является авторский проект храма Рождества Богородицы в г. Королеве (Табл. п. 2, Приложение 2) [13, 14]. Для строительства нового храма был отведен участок, расположенный неподалеку от первоначального места размещения утраченного памятника. Ограниченные размеры отведенного участка бывших усадебных конюшен и потребности прихода не позволяли воссоздать храм в первоначальном виде. На большие праздники новый храм не мог вместить всех прихожан. Поэтому предлагалось фасады «храма под открытым небом» оформить в виде мозаичных иконостасов с «царскими вратами» - западным входом в храм, и открытыми хорами (Рис. 5, Рис. 6).
В основу архитектурного решения храма положен русско-византийский стиль церковной архитектуры второй половины Х1Х века с элементами эклектики и модерна конца Х1Х -начала ХХ веков. Цельность пирамидальной и симметричной композиции храма с мелким масштабом деталей хорошо сочетается как с исторической застройкой, так и с жилыми близлежащими пятиэтажными домами (Видео - часть 2).
Рис. 5. Проект храма Рождества Богородицы в г. Королеве
Рис. 6. Проект храма Рождества Богородицы в г. Королеве. Перспективный разрез
4. Композиция «храм на храме» как принцип многоуровневой компоновки
Данный принцип оригинально использовал победитель первого конкурса на храм Христа Спасителя А. Витберг (1817 год). Он отождествил каждый состав Богочеловека (дух, душа и тело) с отдельным храмом, соединил их в единой трехуровневой композиции («храм на храме»), в отличие от горизонтальной планировки интерьеров христианского храма (алтарь, наос, притвор) и его библейского прообраза - Иерусалимского храма (Святое святых, Святилище, притвор). При этом зодчий сумел облечь свои идеи в такие формы, что, по отзыву заказчика храма - императора Александра I, они совпали с его замыслом и «заставили камни говорить» [11]. В качестве прототипа данного решения можно указать двухуровневую композицию Мирелейон в Константинополе (930 год) [15].
Для отделения мемориальной зоны от молитвенного зала применяется принцип двухуровневой компоновки. Одним из вариантов композиции данного типа является часовня-усыпальница по авторскому проекту реконструкции храма Воскресения Христова на бывшем Семёновском кладбище, которая включала в себя восстановление утраченных главы четверика и колокольни, а также создание современного приходского центра (дома причта, православной гимназии и др.). Архитектура зданий ориентируется на русско-византийский стиль храма Воскресения Христова. Созданная система росписей храма, ориентирована на программу настенных изображений для Храма Христа Спасителя, составленную митрополитом Филаретом в 1842 году [26] (Табл. п. 3, Приложение 3) [16].
Ранее вариант с подклетом для мемориального храма использовался неоднократно, например, храм Покрова на рву (собор Василия Блаженного), храм-памятник русским воинам в Лейпциге и др [17].
При возведении часовни с подземным колумбарием на 100 захоронений предлагается разместить мемориальные плиты с именами людей, ранее захороненных на разоренном в годы лихолетья кладбище. Архитектура часовни ориентируется на русско-византийский стиль, соответствующий композиции храма Воскресения Христова. В основании часовни -четверик. Купол опирается на восьмерик и наружные стены (Рис. 7, Рис. 8).
Рис. 7. Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище. Вид со стороны Измайловского шоссе
Рис. 8. Проект мемориальной часовни на бывшем Семеновском кладбище. Общий вид
Свет в подкупольное пространство проникает через окна, расположенные в барабане купола и на стенах восьмерика. В подземный колумбарий ведут две наружные лестницы (Видео - часть 3).
Более развитую двухуровневую композицию мемориала представляет храм, построенный в честь Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово (Табл. п. 4). Первый этаж мемориальной композиции с пониженной высотой используется как подобие подземного
колумбария, а верхний храм своим благолепием отражает прославление святых, принявших смерть за веру и Отечество. Вход в верхний храм представляет собой насыпной земляной холм с пологим пандусом вокруг него, подъем по которому ассоциируется с восхождением на Голгофу. С западной стороны верхний храм выглядит как бы стоящим на возвышении. (Рис. 9, Рис. 10, Рис. 11).
Обширная площадь перед входом в храм организована на перекрытии выступающей из основного объема части помещений первого этажа, имеющих вспомогательный характер. С отметки земли на отметки первого и второго этажа храма ведут широкие лестницы: одна центральная - вниз ко входу в храм-реликварий, и две боковые - по направлению ко входу в верхний храм. Спуск в нижний храм с отметки земли и его пониженная высота создают впечатление спуска в крипту, хотя в действительности с восточной стороны храм находится на планировочной отметке, откуда входы организованы без использования лестниц (Видео - часть 4).
Рис. 9. Проект храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Вид с северо-запада
Рис.10. Проект храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Перспективный разрез
Рис.11. Построенный храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Вид с северо-запада
5. Создание символического подобия удаленного памятника как принцип «посредника»
Историческими примерами такого решения служат Ново-Иерусалимский монастырь, уподобленный вместе с прилегающим ландшафтом Святой земле; серебряный иконостас собора Св. Софии, символизирующий Св. Гроб; мавзолей с кенотафами (символическими гробницами) св. апостолов в императорской усыпальнице Апостолион в Константинополе.
В качестве современного примера использования данного принципа можно привести авторский проект Спасского храма в Рязани в память об утраченном Спасском соборе в Старой Рязани (Табл. п. 5). Все известные в Старой Рязани храмы были построены до 1198 года, когда Рязанская епархия выделилась из Черниговской. Высокий пирамидальный объем Спасского собора, стоявшего рядом с торговой площадью Старой Рязани, играл заметную роль в композиции города [18]. Его аналогом является церковь Михаила Архангела в Смоленске.
Новый храм воспроизводит наружные формы древнего собора на новом месте, перенявшем славу прежней столицы Рязанского княжества (Рис. 12).
Рис. 12. Проект Спасского храма в Рязани в память об утраченном Спасском соборе в Старой Рязани. Общий вид
Спасский храм в Рязани, в свою очередь, должен стать главным элементом ансамбля приходского центра и монастырского подворья (Видео - часть 5).
Другим примером создания символического подобия удаленного памятника может служить авторский проект храма Угрешской иконы Богородицы по образцу предложенного заказчиком собора афонского св. Пантелеимонова монастыря (Табл. п. 6). Построенный в первой половине XIX века монастырский собор состоит из традиционного для афонских церквей крестово-купольного объема с певницами и трапезной.
Архитектура афонских церквей имеет в основе классическую композицию монастырского храма средне-византийского периода, выдающимся памятником которой является собор монастыря Пантократора в Константинополе. Утраченное после превращения собора в мечеть убранство его интерьера представлено авторской виртуальной реконструкцией. Подкупольное пространство храма окружено галереями притвора и приделов. Оно освещено многочисленными окнами в барабане купола и на верхних ярусах стен четверика (Рис. 13).
Рис. 13. Реконструкция интерьера собора монастыря Пантократора в Константинополе
За основу композиции храма Угрешской иконы Богородицы с колокольней, расположенного на бровке высокого берега, взят собор монастыря Пантанассы в Мистре, построенный в поздневизантийскую эпоху. Его открытые галереи и ажурная многоярусная колокольня размещены в одну линию на высоком подиуме, образованном сильным перепадом рельефа [19].
Проектируемый храм имеет в основе своей композиции элементы всех трех рассмотренных образцов византийской архитектуры. Два его подземных этажа расположены в цокольной части под балюстрадой. Основной объем храма, увенчанного куполами, состоит из четверика и трапезной. Спиралевидный пандус для автотранспорта на восточной стороне ведет на верхний основной уровень храма, окруженного закрытыми галереями приделов и притвора. Южный и восточный фасады храма обращены к городской застройке. На северо-западном углу размещена многоярусная колокольня; на западной стороне находится притвор, являющийся частью обходных галерей. За ним следует высокая трапезная, имеющая безстолпное перекрытие в виде перекрещивающихся арок, увенчанное световым куполом (Рис 14, Рис. 15, Рис. 16).
Основной объем храма Угрешской иконы Богородицы - крестово-купольный на четырех колонках. Главный алтарь - трехчастный, состоящий из центральной части, диаконника и жертвенника. Хоры располагаются, по афонской традиции, на северной и южной сторонах четверика в певницах, на которые ведут винтовые лестницы. На северной и южной стороне расположены приделы (Видео - часть 6).
Рис. 14. Проект храма Угрешской иконы Богородицы. Общий вид на фоне застройки
Рис. 15. Проект храма Угрешской иконы Богородицы. Вид с востока
Рис. 16. Проект храма Угрешской иконы Богородицы. Перспективный разрез
6. Воссоздание мемориального храма в существующей исторической застройке по принципу «подобия»
Как отмечалось выше, мемориальный характер воссоздаваемого храма обуславливает необходимость связи его архитектуры с исторической застройкой (надсистемой городского ансамбля). При возведении нового храма на месте утраченного память о предшественнике может выражаться в подобии их архитектурных композиций.
В качестве примера можно привести авторский проект воссоздания монастырского собора и археологического музея Зачатьевского монастыря в Москве (Табл. п. 7, Приложение 4).
Проект предусматривает консервацию фундаментов старого собора и старого кладбища и возведения над ними плиты - саркофага. На этой плите предлагается поставить десятиглавый собор в традиционном «узорочье» по образцам XVII века [20]..
Композиция храма ориентируется на стиль сохранившихся частей монастырского ансамбля и уподобляется собору, построенному в 1805—1807 годах (Рис. 17).
Рис. 17. Проект воссоздания монастырского собора и археологического музея Зачатьевского монастыря в Москве
В подклете собора размещается мемориальная зона и археологический музей истории древнего монастыря (Видео - часть 7).
В авторском проекте реконструкции храма свт. Николы Явленного на Арбате (второй вариант) (Табл. п. 8, Приложение 5) [21] новый одноглавый храм, возводимый на месте утраченного в 1933 году, выполнен в стиле древне-русской архитектуры ХVII века, соответствующем шатровой отдельно стоящей колокольне, располагавшейся на южной стороне. Храм вместимостью до 1400 человек - двухъярусный четырехстолпный с закрытыми двухъярусными галереями с трех сторон от основного объема. Здание имеет подклет, расположенный на уровне земли, в котором располагается крестильный храм во имя Покрова Богородицы («храм на храме»). Кроме того, имеется подвальный этаж, расположенный в подземной части здания, в котором размещаются служебные и технические помещения (Рис. 18, Рис. 19).
-
Рис. 18. Проект храма свт. Николы Явленного на Арбате. Вид со стороны ул. Арбат. Второй вариант
Рис. 19. Проект храма свт. Николы Явленного на Арбате. Вид со стороны Серебряного переулка. Второй вариант
В первом варианте реконструкции воссоздаваемый по сохранившимся архивным материалам, одноглавый четырехстолпный пятипрестольный храм во имя свт. Николы «Явленного» (вместимостью до 600 человек) выполнен в русско-византийском стиле середины XIX века (Рис. 20).
Рис. 20. Проект храма свт. Николы Явленного на Арбате. Виды со стороны Серебряного пер. Первый вариант
Шатровая отдельно стоящая колокольня, расположенная на южной стороне от храма, воссоздается по сохранившимся архивным источникам. Через нее осуществляется основной доступ в храм со стороны ул. Арбат. Купол храма опирается на четыре столпа посредством парусов и подпружных арок.
В храм можно попасть через три входа, расположенных с северной, западной и южной сторон. Западная часть трапезной укорочена из-за ограниченности участка. В подвале располагаются крестильный храм во имя Покрова Богородицы, служебные и технические помещения (Видео - часть 8).
В авторском проекте церкви Покрова Богородицы в с. Глухово (Дивеевский район Нижегородской обл.) мемориальный характер обусловлен воссозданием ее на месте утраченной, от которой сохранилась только часть колокольни (Табл. п. 9).
Глуховская церковь построена в 1731 году на средства помещика Аргамакова Петра Михайловича. В 1936 году по решению советских властей церковь была закрыта. В воскресный день июня 1947 года церковь рухнула. И была разобрана до основания. Колокольня устояла, но в 1984 году во время сильной грозы молния попала в ее деревянный купол, и он сгорел [22].
Воссоздаваемый одноглавый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (вместимостью до 550 человек) выполнен в стиле классицизма начала Х!Х века. Данное стилистическое решение отвечает характеру архитектуры сохранившейся колокольни, через которую осуществляется основной доступ в храм (Рис. 21, Рис. 22).
Центральная часть сооружения представляет собой массивный кубический объем, увенчанный куполом в виде ротонды ионического ордера. К нему примыкают с северной и южной сторон четырех-колонные портики дорического ордера, а с востока - дорическая полуротонда алтарной апсиды. Примыкающие с запада к четверику и колокольне пониженные объемы двух приделов, покрыты полусферическими кровлями и увенчаны барабанами с позолоченными главками и крестами (Рис. 23).
Монументальность композиции с дорическими портиками и ионической ротондой центральной главы придает сооружению характер мемориального храма (Рис. 24).
Рис. 21. Проект воссоздания церкви Покрова Богородицы в с. Глухово. Общий вид
Рис. 22. Проект воссоздания церкви Покрова Богородицы в с. Глухово. Перспективный разрез
Рис. 23. Проект воссоздания церкви Покрова Богородицы в с. Глухово. Иконостас главного алтаря (вариант с ротондой)
Рис. 24. Церковь Покрова Богородицы в с. Глухово. Виды построенного храма
В основу симметричной планировки церкви положена четырехстолпная крестообразная композиция, характерная для храмов данного периода. Главный алтарь отделен от подкупольного пространства иконостасом в виде кивория-ротонды. В окончательном варианте иконостас был решен в упрощенном виде - без ротонды (по требованию заказчика). Хоры располагаются на балконе западной стороны храма (Видео - часть 9).
Примером установления связи между идейным замыслом памятника и историей данного места является авторский проект регенерации участка церкви Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (Табл. п. 10, Приложение 6).
Храм внутри и снаружи подвергся варварской перепланировке и перестройке [23, 24]. Проект реконструкции церкви предусматривает восстановление ее шатрового завершения, строительство звонницы над западным входом, а также возведение новых корпусов подворья по периметру участка (Рис. 25, Рис. 26).
Рис. 25. Проект регенерации участка церкви Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. Общий вид с востока
Рис. 26. Проект регенерации участка церкви Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. Общий вид с северо-запада
Возле восточного входа на территорию подворья предполагается возведение часовни. Западный вход на территорию храма решен в виде надвратной часовни с шатровым завершением (Видео - часть 10).
Примером использования исторических стилей в современном мемориальном храме, возводимом в исторической застройке может служить авторский конкурсный проект храма
Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке (Табл. п.11, Приложение 7) [25].
Для обеспечения максимально возможной вместимости четырехстолпного храма предусмотрены балконы для молящихся.
Особенностью пространственного решения основного объема храма является использование конструктивной схемы из двух пар пересекающихся железобетонных арок с элепсовидной нижней и прямой верхней поверхностью пролетом 25 м, создающими безстолпное пространство, обеспечивающее возможность наибольшей вместимости храма и наилучшую обзорность богослужения для молящихся. На опорную структуру храма сверху помещаются световые барабаны на конусовидных основаниях в традиционной композиции пятиглавия с выделением центральной главы.
По аналогии с существующим монастырским собором Владимирский иконы Богоматери, верх храма имеет линейное завершение с карнизом. Шаг расположенных поверху кокошников над пилястрами соответствует шагу внутренних опор. Для исключения монотонности центральное прясло выделено несколько большим размером. Угловая ячейка галереи также выделена большей высотой. Патриаршее открытое крыльцо и западные входы в храм увенчаны шатрами. Шатры венчают также и звонницы, фланкирующие вход на храмовую территорию со стороны Рождественского бульвара (Рис. 27, Рис. 28, Рис. 29).
Рис. 27. Конкурсный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Развертка по Рождественскому бульвару
Рис. 28. Конкурсный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Вид сверху
Рис. 29. Конкурсный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Вид с монастырского двора
Проект предусматривает возможность кругового обхода вокруг храма и максимально эффективное использование подземных площадей для организации автостоянки и для размещения инженерных систем (Видео - часть 11).
В результате проведенного анализа авторских проектов воссоздания утраченных храмов-памятников выявлен пока небольшой ряд эвристических принципов, которые помогают автору в проектировании современных приходских центров. В дальнейшем предполагается расширять поиск эвристических принципов архитектурного проектирования в сочетании с исследованием традиций и новаций в мемориальном храмовом зодчестве.
Литература
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979. - 184 с.
2. Саркисов С. К. Основы архитектурной эвристики. - М.:Архитектура-С, 2004, - 352 с.
3. [Сетевой ресурс]. - 11^: http://lleo.me/dnevnik/2012/03/22.html
4. Косточкин В.В. Государев мастер - Феодор Конь. - М.: Наука, 1964.
5. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. Т. 2. - М.: Искусство,1989.
6. Раппопорт П.А. Архитектура Домонгольской Руси. Каталог памятников /серия: свод каталогических источников/, вып. ЕИ-47 , - М.: АН СССР, Институт археологии, 1982.
7. Буторов А. Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения. - М.: Юный художник, 1992.
8. Бартенев С. П. Московский Кремль, Т. 1, - М.: 1965.
9. Раппопорт П.А. Русское шатровое зодчество конца 16 - начала 17 вв.: канд. дисс. - М., 1959.
10. Зодчий Антипа Константинов // Архитектурное наследство, № 11. - М., 1978.
11. Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели 1813 - 1931. (Составитель Г. А. Иванова).
- М.: Планета, 1992. - 278 с.
12. Кудрявцев М. П. Москва - Третий Рим: Историко-градостроительное исследование.
- М., 1994. - 256 с.
13. [Сетевой ресурс]. - URL: http://ivblagochinie.ru/blagochinie/hramv/bogoroditserozhdestvenskiv-hram-g-korolev.html
14. [Сетевой ресурс]. - URL: http://hramvkostino.ru/about-church/church history
15. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х-начала Х11в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. - М.: Наука, 1987. - С. 68.
16. [Сетевой ресурс]. - URL: http://ost1000.narod.ru/semen.htm
17. Кеслер М.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с 1Х по ХХ вв. // Православные храмы. Том 1. Идея и образ. - М., 2004.
18. [Сетевой ресурс]. - URL: http://www.razlib.ru/istorija/rjazan kasimov/p4.php
19. Всеобщая история архитектуры. Т.3, Византия. Балканы, Греция, Древняя Русь, Армения, Грузия. - М.: Искусство, 1965.
20. [Сетевой ресурс]. - URL: http://zachatev.prihod.ru/istorija monastyrja
21. Храм Святителя и Чудотворца Николая, именуемого явленным, что на Арбате в Москве. Историческое описание. - М.: Типография А.И. Снегиревой, 1891. - 85 с.
22. [Сетевой ресурс]. - URL: http://www.khrampokrova.ru/history/temple/
23. [Сетевой ресурс]. - URL: http://krest-mon.ru/podvorie.html
24. [Сетевой ресурс]. - URL: http://www.ierhram-kupel.ru/history.html
25. [Сетевой ресурс]. - URL: http://www.pravoslavie.ru/sm/56438.htm
26. Сергеев П.В. Виртуальная реконструкция мемориального цикла храма Христа Спасителя в Москве / Международный электронный научно-образовательный журнал "AMIT" [Сетевой ресурс]. - URL:
http://www.marhi.ru/AMIT/2011/1kvart11/sergeev/abstract.php
27. Сергеев П.В. Компьютерная анимация композиции мемориального храма в исторической застройке Сретенского монастыря в Москве / Международный электронный научно-образовательный журнал "AMIT" [Сетевой ресурс]. - URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2013/2kvart13/sergeev/abstract.php
References
1. Altshuller G.S. Tvorchestvo kak tochnaya nauka [Creativity as an Exact Science]. Moscow, 1979, 184 p.
2. Sarkisov S. K. Osnovy arhitekturnoi evristiki [Fundamentals of architectural heuristics]. Moscow, 2004, 352 p.
3. Available at: http://lleo.me/dnevnik/2012/03/22.html
4. Kostochkin V.V. Gosudarev master - Feodor Kon' [Gosudarev Master - Feodor Kon], Moscow, 1964.
5. Pamyatniki arhitektury Moskvy. Belyi gorod [Architectural monuments of Moscow. White City]. Vol. 2, Moscow, 1989.
6. Rappoport P.A. Arhitektura Domongol'skoi Rusi. Katalog pamyatnikov [The architecture of pre-Mongol Rus. Catalog of monuments]. Moscow, 1982.
7. Butorov A. Hram Hrista Spasitelya. Istoriya stroitel'stva i razrusheniya [The Cathedral of Christ the Savior. The history of construction and destruction]. Moscow, 1992.
8. Bartenev S.P. Moskovskii Kreml' [The Moscow Kremlin]. Vol.1, Moscow, 1965.
9. Rappoport P.A. Russkoe shatrovoe zodchestvo konca 16 - nachala 17 vv.: kand. dis [Russian hip architecture late 16th - early 17th centuries. (Kand. Dis)]. Moscow, 1959.
10. Zodchii Antipa Konstantinov. Arhitekturnoe nasledstvo [Architect Antipas Konstantinov / / Architectural Heritage]. Moscow, 1978.
11. Kirichenko E.I. Hram Hrista Spasitelja v Moskve. Istorija proektirovanija i sozdanija sobora. Stranicy zhizni i gibeli 1813 - 1931 [Temple of the Christ of the Savior In Moscow. History of designing and creation of a cathedral. Pages of a life and destruction 1813 - 1931]. Moscow, 1992, 278 p.
12. Kudryavcev M. P. Moskva Tretii Rim: Istoriko-gradostroitel'noe issledovanie [Moscow - the Third Rome: Historical urban research]. Moscow, 1994, 256 p.
13. Available at: http://ivblagochinie.ru/blagochinie/hramy/bogoroditserozhdestvenskiy-hram-g-korolev.html
14. Available at: http://hramvkostino.ru/about-church/church history
15. Komech A.I. Drevnerusskoe zodchestvo konca X-nachala XII v. Vizantiiskoe nasledie i stanovlenie samostoyatel'noi tradicii [Old Russian architecture of the end of the X-XII in the beginning. Byzantine heritage and the establishment of an independent tradition]. Moscow, 1987, P. 68.
16. Available at: http://ost1000.narod.ru/semen.htm
17. Kesler M.Yu. Razvitie hramostroitel'stva na Rusi s IXpo XX vv. Pravoslavnye hramy. Tom 1. Ideya i obraz [The development of church-building in Russia from the IX - XX century. Orthodox churches. Vol. 1. The idea and image]. Moscow, 2004.
18. Available at: http://www.razlib.ru/istorija/rjazan kasimov/p4.php
19. Vseobshaya istoriya arhitektury, T. 3, Vizantiya, Balkany, Greciya, Drevnyaya Rus', Armeniya, Gruziya [General history of architecture. Vol.3, Byzantium, The Balkans, Greece, Ancient Russia, Armenia, Georgia]. Moscow, 1965.
20. Available at: http://zachatev.prihod.ru/istorija monastyrja
21. Hram Svyatitelya i Chudotvorca Nikolaya, imenuemogo yavlennym, chto na Arbate v Moskve. Istoricheskoe opisanie [Temple of St. Nicholas, called manifest, that on the Arbat in Moscow. The historical description]. Moscow, 1891. 85 p.
22. Available at: http://www. khrampokrova.ru/historv/temple/
23. Available at: http://krest-mon.ru/podvorie.html
24. Available at: http://www.ierhram-kupel.ru/historv.html
25. Available at: http://www. pravoslavie.ru/sm/56438.htm
26. Sergeev P.V. Virtual'naja rekonstrukcija memorial'nogo cikla hrama Hrista Spasitelja v Moskve [Virtual reconstruction of the memorable cycle in Christ the Savior Cathedral (Moscow)]. Available at: http://www.marhi.ru/AMIT/2011/1kvart11/sergeev/abstract.php
27. Sergeev P.V. Kompjuternaja animacija kompozicii memorial'nogo hrama v istoricheskoj zastrojke Sretenskogo monastyrja v Moskve [Computer animation is the composition the memorial Church according to the historical buildings of Moscow Sretensky Monastery] Available at: http://www. marhi.ru/AMIT/2013/2kvart13/sergeev/abstract.php
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица. Авторские проекты воссоздания утраченных памятников
№ п/п Года: идея, проект стр-во Место стр-ва Тип, название История, Обстоятельства строительства Размещение, архитектурно-строительное решение. Образец. Архитекторы Особенности архитектуры
1. Видеочасть 1, Видео [26] Рис. 1 - 4 1993 г. Диплом. проект МАРХИ Москва Храм Христа Спасителя Реконструкция исторического квартала на месте храма Христа Спасителя: опыт пространстве нного выявления «духа места» Восстановление разрушенного храма-памятника Воссоздание всех утраченных памятников на местах их первоначального расположения. Архитектор: Сергеев П.В. «Открытые» фасады воссоздаваемого храма Христа Спасителя, через которые виден собор Алексеевского монастыря - алтарь
2. Видеочасть 2, Рис. 5, 6 20002004 гг. Проект г. Королев под Москвой Храм Рождества Богородицы Строительство на месте утраченного храма в охранной зоне памятника истории и культуры: Дачи Крафта Архитектура храма ориентируется на русский модерн нач. XX в, соответствующий стилю исторического ансамбля. Архитектор: Сергеев П.В. (ООО «Карлсон») Звонница пятиглавого храма располагается в основании центральной главы. Храм имеет компактный план (условия затесненного участка) и вертикальную композицию
3. Видеочасть 3, Рис. 7, 8 19992004гг. Москва Храм Воскресе ния Христова Мемориальная часовня при храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище Реконструкция храмового комплекса со строительством мемориальной часовни Архитектура часовни ориентируется на русско-византийский стиль, соответствующий храму Программа росписей храма ориентируется на программу росписей для ХХС. Архитектор: Сергеев П.В. Часовня с подземным колумбарием на 100 захоронений. В нем будут размещены мемориальные плиты с именами раннее захороненных на кладбище. Воссоздаваемая система росписей храма,ориентирована на программу настенных изображений для
Храма Христа Спасителя
4. Видеочасть 4, Рис. 9-11 2004 г. Бутово под Москвой Храм Воскресения Христова Реабилитация невинно осужденных. Храм-памятник в память убиенных в годы репрессий 1930-х годов Построен на прилегающей к полигону территории. Храм двухэтажный, шестипрестольный, шатровый. Архитекторы: М.Ю. Кеслер, А.Н. Оболенский, П. В. Сергеев (ООО «Арххрам») В нижнем храме устроен реликварий с богослужебными вещами, принадлежащими расстрелянным священномученикам. На стенах повешены их иконы
5. Видеочасть 5, Рис. 12 2004 г. Проект Рязань Спасская церковь и подворье Храм в память об утраченном Спасском соборе в Старой Рязани Проект является реконструкцией древнего храма на новом месте. Заказчик: Рязанская епархия Архитектор: Сергеев П.В. Храм является главным элементом ансамбля приходского центра (монастырского подворья)
6. Видеочасть 6, Рис. 13-16 Проект г. Дзержинский под Москвой Церковь Угрешской иконы Богородицы Проект храма во образу собора Афонского св. Пантелеимонова монастыря Храм выдержан в византийском стиле. Архитекторы: П.В. Сергеев, И.П. Канаев Храм располагается над крутым обрывом возле пруда и имеет три подземных уровня
7. Видеочасть 7, Рис. 17 20052006 гг. Проект Москва Зачатьевский монастырь Собор Зачатьевского монастыря Проект регенерации монастырского собора и археологического музея Архитектура храма ориентируется на стиль сохранившихся частей монастырского ансамбля. Архитекторы: М.Ю. Кеслер, П. В. Сергеев В подклете собора размещается мемориальная зона и археологический музей истории древнего монастыря
8. Видеочасть 8, Рис. 18-20 2008 г. Проект регенера ции участка Москва ул. Арбат д. 16. Церковь свт. Николая Явленного с колокольней XVII в. Проект воссоздания церкви и колокольни Церковь воссоздается на месте утраченного храма в стиле колокольни XVII в. На месте храма расположена вентиляционная шахта метрополитена и полностью утрачены фундаменты прежнего храма. Архитекторы: Сергеев П.В. Гурский Д. В. (ООО АБ «АРХМОД») Храм строится по принципу подобия утраченному памятнику
9. Видеочасть 9, Рис. 21-24 20082011 гг. Глухово Дивеевск ий р-н Нижегородской обл. Церковь Покрова Богородицы Храм на месте утраченной церкви, от которой сохранилась часть колокольни Архитектура церкви ориентируется на классицистический стиль колокольни. Архитекторы: Сергеев П.В Анисимов А.А. Канаев И.П. (ООО Товарищество Реставраторов) Монументальный характер композиции с дорическими портиками и ионической ротондой центральной главы придает сооружению характер храма-памятника
10. Видеочасть 10 Рис. 25, 26 2008 г. Проект реставра ции и регенера ции участка Москва на территории подврья Иерусал имского Крестово здвиженс кого Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Проект воссоздания утраченных элементов храма, строительство новых корпусов и часовни Фасады вновь возводимых зданий подворья, часовни и звонницы выдержаны в стилистике реставрируемого храма. Архитекторы: М.Ю.Кеслер, П.В.Сергеев
монасты ря
11. 2012 г. Москва Храм Развитие Новый храм как часть Основной объем храма
Видео- Проект на Новомуче- монастырского монастырского отступает вглубь
часть 1 вар. террито- ников и ансамбля и комплекса должен квартала и на
11 рии Исповедников реабилитация поддержать особый Рождественский
Рис. москов- Российских на невинно статус места и стать бульвар выходят
27 -29 ского крови, что на осужденных. достойным звонницы и надвратная
Сретен- Лубянке» Конкурсный проект продолжением часовня, соразмерные
ского храма-памятника в развития древнего исторической
монасты память убиенных а монастыря как святыни застройке
ря годы репрессий и как памятника
1930-х годов истории. Архитектура
храма ориентируется
на владимиро-
суздальскую школу
древнерусской арх-ры.
Архитекторы:
Кеслер М.Ю.
Сергеев П.В.
(ЦНИИ ПромЗданий)
12. 2012 г Москва Храм Развитие Новый храм как часть Основной уровень
Видео Проект на Новомуче- монастырского монастырского храма располагается
[27] 2 вар. террито- ников и ансамбля и комплекса должен на отм. -10 м, куда
рии Исповедников реабилитация поддержать особый ведет мемориальная
москов- Российских на невинно статус места и стать галерея-пандус.
ского крови, что на осужденных. достойным Интерьер храма
Сретен- Лубянке» Конкурсный проект продолжением является подобием
ского храма-памятника в развития древнего центрального нефа
монасты память убиенных а монастыря как святыни собора св. Софии в
ря годы репрессий и как памятника Константинополе с
1930-х годов истории. Архитектура уменьшением в 1,3
храма ориентируется раза
на русско-византийский
стиль. Архитектор
Сергеев П.В.
(ЦНИИ ПромЗданий)
1. Церковь Всех Святых была древнейшей в Чертолье по упоминанию: 1365 год. Церковь существовала в теле XVII, если не XVI века и, по разысканию Владислава Рябова, принадлежала к редчайшему типу трехглавых. Она упразднена и снесена перед постройкой храма Христа Спасителя.
Следующий квартал по набережной до строительства храма Христа Спасителя занимал Алексеевский женский монастырь. Тот самый, игуменья которого якобы прокляла стройку нового храма.
Алексеевский монастырь переносился дважды. Первый раз — со своего древнейшего места на Остоженке, где его сменил Зачатьевский монастырь. Второй раз — отсюда, из Чертолья, где его сменил храм Спасителя, в Красное Село, где частично сохранился.
Основанный святым митрополитом Алексием в XIV веке, монастырь перешел в Чертолье одновременно с Государевыми конюшнями, в 1547 году. После Смуты и пожаров он восстанавливался в дереве, пока у Михаила Федоровича Романова не родился царевич Алексей. В 1629-34 годах знаменитые царские мастера Антипа Константинов и Трефил Шарутин возвели посреди деревянной ограды каменную церковь Алексия человека Божия о двух шатрах.
Двух-шатровая церковь сохранялась в монастыре до его упразднения.
Церковь Похвалы Богородицы в Башмакове конечно не могла соперничать с храмом Христа ни размерами, ни роскошью декоративного убранства. Но изяществом,
утонченностью линий и пропорций, не говоря уже о древности, она его несомненно превосходила. Думный дворянин и печатник Дементий Минич Башмаков вписал свое имя в историю архитектуры, когда в 1705 году капитально перестроил Похвальскую церковь, фактически стоявшую на его дворе. От прежней каменной постройки уцелели в лучшем случае подвалы и нижние части стен, так что храм, доживший до советского времени, был характерным памятником московского зодчества рубежа XVII — XVIII столетий. В интерьере приковывал внимание резной шестиярусный иконостас 1705 года, с иконами мастера-изографа Кирилла Уланова.
Передача участка храма Христа Спасителя под строительство Дворца Советов автоматически решила судьбу Похвальской церкви.
Угловая башня Белого города, стоявшая над устьем Черторыя, именовалась Алексеевской. Но более известно имя Семиверхая — по сложному устройству завершения. На древних планах города башню венчает неопределенное число верхов. По наблюдению художника и архитектора Владислава Рябова, у башни было восемь граней и, следовательно, девять верхов.
Семиверхая башня, как и стены, исчезла в царствование Екатерины II. Но осталась, вместе с шатровым храмом Алексеевского монастыря, излюбленным сюжетом архитектурных реконструкций [3-10].
Храм Христа Спасителя был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» [9]. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.
В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.
2. С именем Федора Ивановича Кузьмина связано первое письменное упоминание о церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в 1691 году. В церковных ведомостях сообщалось, что «церковь зданием каменная, без колокольни». Деревня получила название «село Богородское, Костино тож».
В 1829 году Костино становится собственностью княгини Екатерины Гавриловны Гагариной-Долгоруковой. В 1835 году она проводит ремонт церкви и строит временную деревянную колокольню. В это время в Костино было 42 приходских двора, 155 душ мужского пола и 154 женского.
Через 32 года, в 1861 году, имение переходит во владение к её дочери - Варваре Никитичне. Она решает заменить деревянную колокольню каменной и приступает к строительству в 1862 году.
В 1918 году имение А.Крафта национализировали и создали совхоз ВЧК.
Церковь была разгромлена: уничтожен чудесный старинный пятиярусный иконостас, разграблена церковная утварь, исчезли иконы. Во время хрущёвского гонения на Церковь здание храма было окончательно разрушено, тогда же был снесён и домик причта [12, 13].
3. Бывшее Семёновское кладбище - до 1935 одно из самых крупных и известных мест погребения усопших в Москве, было единственным «нечумным» из дореволюционных кладбищ, расположенных за Камер-Коллежским валом. Задолго до 1771 года на этом месте существовал сельский погост, приписанный к Введенской церкви в Семёновском.
После 1812 года часть территории Семёновского кладбища была специально выделена и занята для погребений героев и воинов Отечественной войны 1812 года. На кладбище погребали умерших от ранений в Лефортбовском военном госпитале и лазаретах солдат, офицеров и ветеранов как Отечественной войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой войны. Особенно много тут было могил времен Первой мировой войны, для которых на южной окраине кладбища был даже выделен специальный участок, где, как писал историк А. Саладин, «все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме и даже надписи на них одного образца...».
Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище был построен в середине XIX столетия, когда в Москве полным ходом шли работы по возведению и художественному оформлению Храма Христа Спасителя. Посвящение храма Воскресению Христову, его архитектура и убранство являются прямым продолжением тех художественных принципов и идей, которые нашли свое воплощение в Храме Христа Спасителя.
В деле создания храма принял участие выдающийся богослов и церковный деятель эпохи - митрополит Московский Филарет (Дроздов В.М.), который 17 июля 1855 года освятил построенный храм.
В 1929 году началось повсеместное закрытие приходских храмов и их снос. Храм Воскресения Христова закрывается, здание подвергается значительным разрушениям. Интерьер, утварь, имущество храма утрачены. Кладбище при храме разоряется и на его месте устраивается сквер и завод. Но за смертью наступает Воскресение и с 1996 года был установлен крест на крыше оскверненного храма.
По решению Мосгордумы от 12 сентября 2011 года на сохранившейся от застройки территории кладбища будет возведён военный мемориал [16].
4. Зачатьевский монастырь в Москве — православный женский монастырь Русской православной церкви в районе Хамовники, между улицей Остоженка и рекой Москвой.
Первый монастырь на этом месте основал в 1360-е годы митрополит Алексий (Бяконт). Он именовался и Зачатьевским, по имени церкви Зачатия св. Анны, и Алексеевским — по престолу этой церкви. Между 1584 и началом Смуты здесь были выстроены каменный собор Зачатия св. Анны и Богородице-Рождественская церковь, пережившие разрушения 1612 года.
Парадные ворота с надвратной церковью Спаса Нерукотворного были выстроены в 1696 году на средства стольника А. Л. Римского-Корсакова. Надвратная церковь Спаса Нерукотворного, единственная из сохранившихся в советское время, — архитектурный памятник конца XVII — начала XVIII века.
В 1766 была выстроена церковь над могилами Иулиании и Евпраксии, во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (разобрана в 1887 в связи с включением объёма церкви в придел Аннинского собора).
В 1804 древний собор зачатия св. Анны был сломан, и на его месте в 1805—1807 годах выстроен новый неоготический собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освящённый лишь в 1813 году. Авторство собора, обычно приписываемое Родиону Казакову, документально не установлено.
В 1844—1850 годах внутри стен была выстроена богадельня с церковью Сошествия св. Духа под византийским куполом по проекту М. Д. Быковского. В 1927 году монастырь был закрыт; здесь, в числе прочих учреждений, помещалась тюрьма и детская колония. Внутренние постройки, кроме богадельни, были снесены в 1934 году, а на их месте выстроено школьное здание; храм Сошествия Святого Духа был изуродован до неузнаваемости. Надвратная церковь, объявленная архитектурным памятником, была отреставрирована.
После возобновления обители в 1991 году и возвращения монастырского статуса в 1995 году внутри монастыря был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа (2001—2005). Фундаменты старого собора Зачатия св. Анны расчищены от позднейших построек и обследованы по заказу мэрии Москвы [20].
5. Церковь Николы Явленного на Арбате (церковь Николая Чудотворца) — знаменитый посадский храм, стоявший в пределах Садового кольца на углу Арбата и Серебряного переулка. Внутри храма Николы Чудотворца был образ святого, и эта икона являла чудо исцеления больным. Построенная колокольня вызывала восхищение искусствоведов и историков архитектуры.
К середине XIX века церковь обветшала. В 1836—1841 годах была построена новая трапезная и новый придел Покрова Богородицы по проекту архитектора С. П. Обитаева. В 1846—1860 годах по проекту архитектора Н. И. Козловского было возведено основное здание храма. Его же авторству принадлежал иконостас церкви, проект которого был утверждён лично императором Александром II [21].
6. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери была построена при московских городских бойнях за Покровской заставой на средства и усердием рабочих городской бойни и крестьян близ лежащего поселка Дубровка. Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа [23, 24].
7. Сретенский монастырь основан в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Трагические события XX века сильно отразились на внешнем виде обители. В конце 1925 года Сретенский монастырь, одним из последних настоятелей которого был священномученик Иларион (Троицкий), был закрыт. В 1928-1930 годах была разрушена большая часть храмов и сооружений монастыря. В оставшихся зданиях, как и в большинстве строений по улице Большая Лубянка, расположились подразделения НКВД20.
В настоящее время от уникального монастырского ансамбля XVI- начала XVIII веков сохранилось только два здания - собор Владимирской иконы Богоматери 1679 года и сильно перестроенный в XIX-XX веках настоятельский корпус.
В 1952 году во внутриквартальной части бывшей монастырской территории было построено пятиэтажное здание школы. Масштаб здания изменил характер внутриквартальной застройки, в целом малоэтажной [25].
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ П.В. Сергеев
Главный архитектор проекта ООО «Товарищество реставраторов», Москва, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR P. Sergeev
Chief Architect Ltd. "Tovarishestvo restavratorov", Moscow, Russia e-mail: [email protected]