УДК 726.5.03 (470.44)
Серебряная Валентина Васильевна
кандидат исторических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Волгоградский государственный технический университет
Адрес организации: 400074, Россия, г. Волгоград, ул. Академическая, д. 1
Православные храмы классицизма первой половины XIX в. в Нижнем Поволжье
(на примере Саратовской губернии)
Аннотация
Постановка задачи. Цель исследования - выявить в архитектурном наследии Нижнего Поволжья православные храмы классицизма первой половины XIX в. в Саратовской губернии, не получившие достаточного освещения и оценки.
Результаты. Исследования состоят в том, что рассмотрено формирование храмов на территории Саратовской, Волгоградской областей, входивших в Саратовскую губернию, в которых наиболее полно отразился этот стиль, проанализированы не только сохранившиеся храмы, но и утраченные. Впервые в научный оборот вводятся документы из архивов РГИА, ГАСО, ГАВО Использованы письменные источники и материалы натурных обследований.
Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в получении новых знаний в области культовой архитектуры русской провинции, в выявлении её регионального своеобразия, а также в возможности использовать их при разработке проектов по реставрации и возведению новых храмов.
Ключевые слова: Саратовская губерния, Нижнее Поволжье, архитектура, классицизм, православные храмы.
Введение
В первой половине XIX в. в строительстве каменных храмов Саратовской губернии, как и во всей российской провинции, были восприняты и усвоены классические формы и архитектурные приёмы. Церкви высокого художественного качества появляются в стиле классицизма в застройке Саратова, в уездных городах губернии. Наряду с ними, как правило, в сёлах, возводятся более скромные храмы, отмеченные печатью классицизма, с менее совершенными пропорциями и простым фасадным декором. Этот значительный пласт в архитектурном наследии региона, претерпевший в советский период огромные утраты, до сих пор не получил достаточного освещения и оценки.
Ставится цель - рассмотреть формирование классицизма в православном храмовом зодчестве русской провинции. Задача определить круг памятников первой половины XIX в. на территории Саратовской, Волгоградской областей, входивших в Саратовскую губернию, в которых наиболее полно отразился этот стиль.
Актуальность исследования заключается в изучении архитектуры русской провинции, в необходимости осмысления его регионального своеобразия, а также с разработкой проектов по реставрации, реконструкции и возведению новых храмов. Впервые на обширном архивном материале проводится подробный типологический анализ храмов классицизма указанного региона, определены их объёмно-планировочные и композиционные особенности. Впервые в научный оборот введены новые материалы из РГИА, государственного архива Саратовской области (ГАСО), государственного архива Волгоградской области (ГАВО), архива Хвалынского и Еланского краеведческих музеев (ХКМ, ЕКМ), позволяющие выявить региональные особенности, представить своеобразие не только провинциального храмового строительства, но и в целом истории русской архитектуры. Работа базируется так же на письменных источниках, на натурных обследованиях, обмерах, фотофиксации, выполненных автором. Анализ проводится на наиболее интересных и значительных памятниках классицизма в Саратовской губернии. Анализируются не только сохранившиеся храмы, но и утраченные.
Для раскрытия обозначенной темы необходимо было обращение к изучению искусствоведческой литературы, связанной с архитектурой классицизма первой половины XIX в. В отечественной науке интерес к эпохе классицизма появился с середины XIX в. Издаются основательные исследования Горностаева Ф.Ф., Грабаря И.Э. [1, 2]. И сегодня эти труды для исследователя актуальны и представляют исключительный интерес.
В советское время публикуются серьезные научные труды, посвящённые архитектуре русского классицизма. В этих исследованиях значительное место отводится церковному строительству. Начинают систематически публиковаться новые исследования архитектуры русского классицизма. Появляются монографии о крупнейших архитекторах русского классицизма, таких как Дж. Кваренги, В. Стасов, в которых значительное внимание уделено проектам церковной архитектуры, выполненных этими зодчими [3-5].
В последние годы появились работы с историко-теоретическим подходом к исследованию православных храмов периода классицизма. Это исследование Щенкова А.С., Шеко Е.Д., Щенковой О.П. [6]. Для изучения русской церковной архитектуры первой половины XIX в. большое значение имеет монография Путятина И.Е. [7]. Это фундаментальное исследование осуществлено на сопоставлении архитектурной теории и памятников церковного зодчества эпохи Просвещения. Русская храмовая архитектура классицизма рассматривается в мировом и историческом контексте. Русская архитектура эпохи классицизма в контексте развития западноевропейской архитектуры привлекала внимание и зарубежных исследователей [8-12].
Исторические сведения
К середине XIX в. классицизм в столицах почти себя исчерпал, а в Саратовской губернии классические тенденции только усиливаются. Здесь храмы строились по проектам столичных и губернских архитекторов, которые следовали столичным образцам. В Саратов для строительства храмов привлекались В.П. Стасов, Д. Кваренги, Л. Руска и талантливые местные архитекторы В.И. Суранов, Г.В. Петров. Многие церкви строились по планам и фасадам, составленным в 30-50-е гг. XIX в. петербургскими архитекторами И.И. Шарлеманем и А.А. Михайловым 2-м. Проявлению классицизма в храмах первой половины XIX в. в Саратовской губернии, способствовал так же тот факт, что здесь имелись столичные образцы храмов раннего классицизма в усадьбах второй половины XVIII в.: Голициных-Прозоровских в с. Зубриловке и Куракиных в с. Надеждино (Борисоглебское-Куракино).
По проектам столичных архитекторов в Саратове был построен кафедральный собор Святого Александра Невского (утрачен). Первый проект в 1808 г. разработал губернский архитектор В.И. Суранов (рис. 1 а). Симметричный в плане пятиглавый храм выполнен по традиционной для классицизма объёмно-пространственной схеме: с большим центральным куполом на высоком цилиндрическом световом барабане, охваченном коринфскими полуколоннами, с четырьмя по углам купольными колокольнями, с одинаковыми дорическими четырехколонными портиками на каждом фасаде. Однако в Петербурге проект был отклонён. Новый проект разработал Л. Руска. Но и его проект тоже не был одобрен.
Православные храмы Нижнего Поволжья первой половины XIX века
Вновь к разработке проекта собора Святого Александра Невского приступил в 1814 г. Д. Кваренги, который выполнил два варианта (рис. 1б). Проект храма Д. Кваренги, предстаёт в образе римского пантеона. Это должна была быть монументальная ротонда с глубоким портиком. Первый вариант - это храм с восьмиколонным коринфским портиком. Второй вариант менее строгий. Во втором варианте вместо восьмиколонного коринфского портика Д. Кваренги делает глубокий шестиколонный дорический. Ротонду он охватил с одной стороны колоннадой с нишами, в которых предполагалось поставить статуи, погибших в Отечественной войне 1812 г. саратовских ополченцев (рис. 2а). Этот проект был признан дорогим и остался только на бумаге [4, с. 93].
а)
б)
Рис. 1. Проект собора Александра Невского: а) 1808 г., Суранов В.И. СОМК; б) 1814 г., Д. Кваренги [4, с. 93]
Одновременно с Д. Кваренги проект для Саратова разрабатывал и В.П. Стасов. Он перерабатывал проект В.И. Суранова. В отличие от Д. Кваренги В.П. Стасов делает более простой вариант, как отмечал сам архитектор, что сооружение «никакими излишествами не отягощено, кроме собственно самой цели» [5, с. 57]. В основу плана собора он кладёт греческий равноконечный крест [13] (рис. 2б). Кубический объём здания с полукруглой апсидой, со сдержанным классическим декором завершался пологим куполом. Строгость и торжественность собору придавали шестиколонные дорические портики и окружающая апсиду дорическая колоннада. Проект утвердили 26 августа 1814 г. Заложен он был 30 августа 1815 г., освящён только в 1826 г. [14]. Наблюдение за строительством вел В.И. Суранов. Полные, хорошо проработанные в крупном масштабе чертежи В.П. Стасова, дали возможность построить собор в соответствии с проектом (размер по оси запад-восток 23,5 м, высота 32 м). После смерти В.И. Суранова следить за строительством продолжал Г.В. Петров. В 1833 г. он составил проект колокольни (строительство с 1840 по 1842 гг.). Квадратная в плане трёхъярусная колокольня (высота вместе с крестом 57 м) отстояла от храма на 25,5 м. С четырёх сторон её окружали дорические портики. Стройность колокольне придавало нарастание высоты верхних четвериков, а также облегчение каждого последующего яруса за счёт ордера (во втором ярусе ионического, в третьем - коринфского).
а)
б)
Рис. 2. Проект собора Александра Невского. Планы 1814 г.: а) Д. Кваренги [3, с. 93]; б) В. Стасов [5, с. 57; 13]
Кроме В.П. Стасова для работы над проектами саратовских храмов привлекался петербургский архитектор Л. Руска. Он выполнил планы, фасады, профили и составил смету для собора Спасо-Преображенского мужского монастыря в Саратове (1814-1826). Л. Руска разрабатывает проект пятиглавого четырёхстолпного квадратного в плане храма. В его основании лежит кубический объём с большим куполом на высоком световом центральном барабане, с поставленными по четырём углам купольными звонницами и прямоугольной апсидой. К южному и северному фасадам пристроены шестиколонные ионические портики. Западный вход выделен двухколонным так же ионическим портиком. Строительство велось под руководством В.И. Суранова
В уездных городах и сёлах губернии классицизм в храмовом зодчестве распространялся медленнее. Пожалуй, исключением являлся город Вольск. Троицкий собор в Вольске (1793-1806) - один из ранних памятников классицизма в Саратовской губернии [15, 16]. Собор выстроен «кораблём». Он завершается высоким барабаном с полусферическим куполом, который прорезан люкарнами, расположенными по оси крупных арочных окон барабана. Уже в этой ранней постройке широко применяется ордер. Храм со всех сторон окружен полуколоннами дорического ордера. Такими же полуколоннами декорирован барабан. Северный, южный и западный фасады храма отмечены четырёхколонными «пристенными» портиками, перекрытыми классическим фронтоном. Колокольня представляла собой несколько тяжеловесную трёхъярусную башню, декорированную полуколоннами и завершавшуюся низким куполом.
В первой четверти XIX в., отмеченные печатью классицизма появились храмы в небольших сёлах. К ним относится церковь Дмитрия Солунского (1818 г.) в селе Меловатке (Волгоградская обл.) [17] (рис. 3). Она является региональным примером бесстолпного купольного храма. Церковь по композиционному принципу «кораблём» отличается скромными размерами, особым уютом и камерностью. Её композицию составляют простые, несколько тяжеловатые геометрические объёмы. Бесстолпный храм, двусветный четверик которого завершён куполом эллипсообразной формы, на котором покоится маленький высокий барабанчик с главкой и шпилем на яблоке; прямоугольная апсида и квадратная в плане трапезная равная по ширине храму, соединена с трёхъярусной колокольней с высоким шпилем в завершении. Оба света храма заключены в глубокие арочные ниши. В убранстве экстерьера используются элементы классического декора (руст, сандрики, замковые камни, филёнки, сухарики, полуциркульные ниши).
Рис. 3. Церковь Дмитрия Солунского (1818 г.) в с. Меловатка: а) фото автора, 2015 г.; б) план [17]
Небольшие храмы с трехчастной композицией являются типичными образцами провинциального классицизма в Саратовской губернии. Зодчие варьировали эту композиционную тему. Это одноглавые храмы, где ядро - четверик в два или один свет, перекрытые сомкнутым сводом, с трёхосными трапезными и довольно тяжеловесными в
два или три яруса колокольнями. Разрабатывались здания церквей с полукруглыми и прямоугольными апсидами. Апсиды не имели какого-либо оформления.
Например, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1813) в с. Большой Мориц, церковь Трёх Святителей (1819) с. Ольховке (Волгоградская обл.). Редко можно встретить апсиду, оформленную полуколоннами или пилястрами. Входы на южном и на северном фасадах храмов выделялись четырехколонными портиками ионического ордера, а, в основном, тосканского ордера, разной глубины. Портиком мог быть подчёркнут только западный фасад. Декор этих храмов строг и лаконичен.
1820-1840 годы в Саратовской губернии - время интенсивного строительства зданий классицизма, в том числе и культовых. Церковь Сошествие Святого Духа (18131820) в Елани (Волгоградская обл.) - лучший памятник провинциального классицизма в регионе [18-20] (рис. 4-5). Пространственно-планировочная и объёмная композиция, трактовка ордера церкви указывают на работу талантливого зодчего, возможно, круга В.П. Стасова. По своим размерам сельский храм не уступает городским соборам (42,2^21,3 м). По типу он принадлежит к бесстолпным однокупольным храмам с традиционной композицией «кораблём», сильно вытянутой по оси запад-восток.
Крупный основной объём храма близкий к ротонде, в плане квадрат, углы которого закруглены и прорезаны окнами двойного света. В композиции ядро храма выделено полусферическим куполом с четырьмя полукруглыми люкарнами на высоком в два света барабане. Над куполом возвышается цилиндрический, так же в два света фонарик, над которым на фигурном постаменте покоятся два уменьшающихся яблока с крестом. С востока к храму примыкает сильно вытянутый с севера на юг прямоугольный выступ апсиды, а с запада в объёмную композицию органично входит удлинённая в пять осей трапезная. С трапезной соединена высокая из трёх ярусов колокольня.
¡:
Рис. 4. Церковь Сошествие Святого Духа (1813-1820) в Елани. План [20]
а) б)
Рис. 5. Церковь Сошествие Святого Духа в Елани: а) фото нач. XX в., ЕКМ; б) фото автора, 2004 г.
Оформление фасадов чисто классическое. Главную роль в декоре играют ионические колонны портиков. Ионическими полуколоннами ритмично членятся стены трапезной. Более усложнённый рисунок ионических капителей (капители с подвесками) на барабане, фонарике и верхних ярусах колокольни. Остальные элементы декора так же выполнены в классицизме (ленточный руст, замковые камни, розетки в круглых медальонах, дентикулы).
Значительную роль в широком распространении классицизма в храмовом строительстве Саратовской губернии сыграла деятельность губернского архитектора Г.В. Петрова. Он в 1826 г. выполнил проект для Крестовоздвиженской церкви в г. Хвалынске. Окончание строительства - 1849 г. [21] (рис. 6). Храм одноглавый, с традиционной трёхчастной композицией, с трёх сторон фасады обогащены четырёхколонными дорическими портиками с пологими фронтонами. Почти отсутствует декор.
Рис. 6. Церковь Крестовоздвиженская, 1849 г., г. Хвалынск. Арх. Петров Г.В.
Фото нач. XX в., ХКМ
Г.В. Петров сохраняет традиционную схему «кораблём» и в Скорбященской церкви в Царицыне (Волгоград). Проект - 1834 г., постройка - 1837 г. [22] (рис. 7). Объём храма состоял из кубического ядра, завершённого пятиглавием с крупным барабаном и контрастными ему глухими маленькими боковыми барабанами. С южной и северной сторон храма располагались шестиколонные портики упрощённого дорического ордера с треугольными фронтонами. Алтарь размещался в полуротонде. К основному объему примыкает обширная бесстолпная трапезная в пять осей. Высокая лёгкая колокольня выполнена в три яруса. Разобран в 30-гг. XX в.
Рис. 7. Скорбященская церковь в Царицыне. Проектные чертежи. 1834 г. Арх. Г.В. Петров [22]
В 20-е гг. XIX в. в Саратовской губернии продолжают строиться храмы «кораблём» с довольно архаичными формами. Широкий «восьмерик на четверике» был распространённым типом храма в Саратовской губернии на протяжении долгого времени. Так, в кладбищенской церкви Николая Чудотворца (1821-1825) в Камышине сохраняются черты более ранних построек. В основании лежит восьмерик с пологим гранёным куполом, в гранях сделаны крупные люнетты. В наличниках арочных окон у трапезной объединились барочные и классические элементы: «уши» и замки. Сближают архитектуру Никольской церкви с памятниками классицизма 20-40-х гг. XIX в. четырёхколонные дорические портики, умеренный декор (полочки на кронштейнах крупных прямоугольных окон на основном объёме храма и полукруглой апсиде). В 2012 г. при реставрации был искажен первоначальный облик.
Постепенно в храмах с трёхчастной структурой восьмерик начинает вытесняться ротондальным завершением. Подобного типа храмы появляются не только в имениях знатных дворян, но и в небольших селах, земли которых находились в их владении (Голицыных, Куракиных, Нарышкиных).
Преобладание ротонды как тип завершения храма в Саратовской губернии часто встречается с 20-х гг. XIX в. в сёлах, чем в городах. Их анализ показал, что, как правило, трапезные шире ядра или четверика. К тому же в трапезных уменьшается количество оконных осей. Отсутствуют гранёные апсиды. Храм венчает массивная ротонда с полусферой купола. Ротонду прорезают палладианские полуциркульные окна. Главный элемент убранства фасадов - портики с четырьмя ионическими колоннами с треугольными фронтонами, карнизы которых украшены крупными модульонами. Подобную композицию имеет церковь Рождества Христова (1838) в селе Нижняя Добринка (Волгоградская обл.) [23] (рис. 8). По своей архитектуре она близко стоит к проектам И.И. Шарлеманя.
а)
б)
Рис. 8. Церковь Рождества Христова. 1838. Село Нижняя Добринка: а) фото автора, 2015 г.; б) план, РГИА
В 1820-1830-е годы во многих поселениях Саратовской губернии строятся пятиглавые храмы с квадратным и крестообразным планом, с одинаковыми портиками на каждом из четырёх фасадов, лишь изредка с востока вместо портика располагалась полуциркульная апсида. Композицию этого типа имеют церкви: Знаменская (1827 г.) в с. Черкасском и Троицкая в с. Золотом (1834) (рис. 9а, б). Обе церкви в Саратовской области. Художественные образы этих храмов позднего классицизма с торжественно строгими монументальными архитектурными формами, несомненно, формировались под воздействием столичных образцов.
Знаменская церковь в с. Черкасском в плане имеет крестообразную форму. Троицкая - с квадрантным симметричным планом. Принципиальная разница в объёмной композиции состоит в форме башен - звонниц. У Знаменской церкви они массивные круглые, у Троицкой - четырёхгранные вытянутые вверх. Убранство фасадов Троицкой церкви весьма сдержано. Фасадный декор Знаменского храма наряднее.
а) б)
Рис. 9. а) Церковь Знаменская 1827 г. Село Черкасское, фото начала XX в., СОМК; б) Троицкая церковь 1834 г. Село. Золотое, фото автора, 2010 г.
Сопоставляя их, видим, что между ними много общего. Это крестово-купольные четырёхстолпные и пятиглавые храмы соборного типа. Их мощный четверик с 4-мя тосканскими портиками с треугольными фронтонами увенчан крупным световым барабаном - ротондой с большой главой. Пятиглавие храмам придают четыре башни -купольные звонницы, поставленные по углам кубического объёма. В тоже время - это два варианта на одну заданную тему.
Храмы, рассматриваемого выше типа, строились в Саратовской губернии довольно часто. Ротондальные же храмы здесь почти не получили распространения.
Завершая обзор храмов классицизма в Саратовской губернии, надо отметить, что происходивший в 30-е гг. XIX в. спад стилистического единства классицизма в русской архитектуре, не сказался на провинции. Интерес к классицизму в уездных городах сохранялся еще в 30-50-е гг. XIX в., даже когда начинает входить в силу русско-византийский стиль.
В 1851 г. (рассмотрен в 1855 г.) был представлен проект собора на Базарной площади в г. Камышине. В архиве обнаружены тщательно проработанные чертежи проекта этого собора [24-25] (рис. 10).
а) б)
Рис. 10. Церковь Вознесения в Камышине. Проектные чертежи 1853 г. [24]
Здание квадратное в плане, относится к типу пятикупольных, четырёхстолпных без выделения алтарной части храмов с высоким световым барабаном и колокольнями с малыми куполами на углах, с четырьмя шестиколонными коринфскими портиками. Барабан как снаружи, так и изнутри охвачен полуколоннами коринфского ордера. Проект не был осуществлён.
Заключение
Исследование возведения местных православных храмов первой половины XIX в. в стиле классицизм позволило проследить их формирование, отметить, что, несмотря на строгую регламентацию и централизацию архитектурно-строительного дела, которая проходила с утверждением классицизма в России, вырабатывались типы храмов с учётом требований, вкусов и финансовых возможностей того или иного поселения. В строительной эволюции храмов обнаруживается, что многие из них, построенные в эпоху позднего классицизма, сохраняют черты, соответствующие традициям архитектуры конца XVIII-начала XIX вв.
Список библиографических ссылок
1. Горностаев Ф. Ф. Дворцы и церкви Юга. Культурные сокровища России. М. : Образование, i9i4. i5S с.
2. Грабарь И. Э. Ранний Александровский классицизм и его французские источники // Старые годы. i9i2. № 3. С. 6S-96.
3. Piljavski V. I. L'attivita. artistica di Giacomo Quarenghi in Russia. Bergamo, i967. 420 р.
4. Пилявский В. В. Джакомо Кваренги. Л. : Стройиздат, i9Si. 2i2 c
5. Пилявский В. И. Зодчий Василий Петрович Стасов. (i769-iS4S). Л. : Стройиздат, i970. 57 с.
6. Щенков А. С., Шеко Е. Д., Щенкова О. П. Об идее храма в архитектуре русского классицизма // Искусство христианского мира. 2000. № 4. C. S2-9i.
7. Путятин И. Е. Образ русского храма и эпоха Просвещения. М. : Гнозис, 2009. 4i6 с. S. Bergdoll, Barry. European architecture i750-iS90. Oxford : Oxford Univ., 2000. 330 р.
9. Brumfield W. C. A History of Russian Architecture. London: University of Washington Press, 2004. 644 p.
10. Ilijn Giacomo Quarenghi. Bollettino del Centro Internazionale di Studi d'Architettura Andrea Palladio. London: University of Washington Press, i963. 250 p.
11. Integration of European Classical Architecture, 20i2. 420 р.
12. Owen Hopkin. Architectural Styles. London: Laurence King, 20i4. 240 р.
13. Саратовский кафедральный собор. Альбом. Архитектор Стасов, iSi4 г., 1911-1912 // РГИА. Ф. S35. ОП. i. Д. S62, S63.
14. О строительстве Александровского собора в Саратове, iS0S-iS26 гг. // РГИА. Ф. i2S5. Оп. S. Д. 2i6.
15. О строительстве храма в г. Вольске // ГАСО. Ф. ОДФ-i. Д. i65. Л. i2.
16. Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. 336 с.
17. Церковь Дмитрия Солунского в с. Меловатка // РГИА. Ф. 796. Оп. 9i. Ед. хр. SS6. iSi0.
iS. Выписка из постановления ВЦК и крайисполкома о закрытии церквей -Духосошественской в Елане, Вознесения в Камышине, i932 г. // ГАВО, Ф. 3i3. Оп. i. Д. iS70. Л. 57.
19. Клировые ведомости церкви Духосошественской церкви слободы Елани Аткарского уезда, iS20 г. // ГАСО, Ф. i35. Оп. i. Ед. хр. 33, i25, 33i.
20. О постройке Духосошественской церкви в слободы Елани Аткарского уезда Саратовской губернии // ГАСО, Ф. i35. Оп. 4. Д. 504i. Л. i.
21. О постройке Крестовоздвиженской церкви в г. Хвалынске Саратовской губернии // ГАСО, Ф. i35. Оп. 4. Д. 6043. Л. i.
22. Проект церкви Скорбященской Богоматери в городе Царицыне, 1834 г. // РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 1085.
23. Саратовские епархиальные ведомости. Приложение к № 6. Саратов, 1896. С. 243, 273.
24. О постройке Вознесенской церкви на торговой площади в Камышине, 1853 г. // РГИА, Ф. 797. Оп. 23. Д. 57.
25. Об утверждении проекта плана расширения Вознесенского собора в городе Камышине // ГАСО, Ф. 656. Оп. 1. Д. 988.
Serebryanaya Valentina Vasilevna
candidat of architecture, professor
E-mail: [email protected]
Volgograd State Technical University
The organization addres: 400074, Russia, Volgograd, Academicheskaya st., 1
The Orthodox temples in classicism style in the Nyzhneye Povolzhye of the first half of the 19th century (by example of the Saratov region)
Abstract
Problem statement. The article analyses a significant stratum in the architectural heritage of the Nyzhneye Povolzhye - the Orthodox temples in classicism style of the first half of the 19th century in the Saratov region which have not got so far enough coverage and estimation. It has considered the formation of temples on the territory of Saratov and Volgograd regions which were parts of the Saratov province where this style has manifested itself more fully.
Results. The importance of this research consists in the careful study of religious architecture in the Russian province and necessity of comprehending its regional peculiarity. It is also connected with the development of projects concerning restoration and building of new temples.
Conclusions. Not only are extant churches for architectural, but also lost ones being analyzed here. For the first time certain documents from the RGIA, GASO, and GAVO archives are put into use. Some written resources and materials of investigation on location have been also made use of.
Keywords: Saratov gubernia, Nyzhneye Povolzhye, architecture, classicism, orthodox churches.
References
1. Gornostayev F. F. Palaces and churches of the South. Cultural treasures of Russia. M. : Education, 1914. 158 p.
2. Grabar I. E. Early Alexander Classicism and its French sources // Old Years, 1912. № 3. P. 68-96.
3. Piljavski V. I. L'attivita. artistica di Giacomo Quarenghi in Russia. Bergamo, 1967. 420 p.
4. Piliavsky V. I. Giacomo Quarenghi. L. : Stroyizdat, 1981. 93 p.
5. Piliavsky V. I. The architect Vasily Petrovich Stasov 1769-1848. L . : Stroyizdat, 1970. 57 p.
6. Shchenkov A. S., Sheko E. D., Shchenkova O. P. On the idea of a temple in the architecture of Russian classicism // Iskusstvo Khristianskogo Mira. 2000. № 4. P. 82-91.
7. Putyatin I. E. The Image of the Russian Church and the age of Enlightenment. M. : Gnosis, 2009. 416 p.
8. Bergdoll, Barry. European architecture 1750-1890. Oxford : Oxford Univ., 2000. 330 p.
9. Brumfield W. C. A History of Russian Architecture. London : University of Washington Press, 2004. 644 p.
10. Ilijn Giacomo Quarenghi. Bollettino del Centro Internazionale di Studi d'Architettura Andrea Palladio. London: University of Washington Press, 1963. 250 p.
11. Integration of European Classical Architecture, 2012. 420 p.
12. Owen Hopkin. Architectural Styles. London: Laurence King, 2014. 240 p.
13. Saratov Cathedral. Album. Architect Stasov, 1814, 1911-1912 // RGIA, F. 835. Op. 1. D.862.
14. On the construction of the Alexander Cathedral in Saratov, 1808-1826. // RGIA, F. 1225. Op. 8. D. 216.
15. On the construction of the Cathedral in Volsk // GASO, F. ODF-1. D. 165, L 12.
16. Serebryanaya V. V. Religious architecture of the Volgograd region. Volgograd, 2002. 336 p.
17. Church of Dmitry Solunsky in the Melovatka village // RGIA. F. 796. Op. 91. Ed. 886. 1810.
18. Extract from the decree of the All-Union Central Committee and executive committee on the closure of the Dukhoshoshestvenskaya church in Elan, Ascension in Kamyshin, 1932. // GAVO, F. 313. Op. 1. D. 1870. L. 57.
19. Clearing statements of the Church of the Dukhoshoshestvenskaya church in the settlement of Elani, Atkarsk district, 1820 // GASO, F. 135. Op. 1. D. 33, 125, 331.
20. About the construction of the Dukhoshoshestvenskaya church in the settlement of Elani, Atkarsk distric, Saratov province. // GASO. F. 135. Op. 4. D. 5041. L. 1.
21. On the construction of the Holy cross Church in the city of Khvalynsk, Saratov province. // GASO, F. 135. Op. 4. D. 6043. L. 1.
22. The project of the Church of Our Lady of Sorrow in Tsaritsyn, 1834 // RGIA, F. 1488. Op. 3. D. 1085.
23. The Saratov eparchial news. Annex to № 6. Saratov, 1896. P. 243, 273.
24. On the construction of the Ascension Church on the trade area in Kamyshin, 1853 // RGIA, F. 797. Op. 23. D. 57.
25. On approval of the draft plan for the expansion of the Ascension Cathedral in the city of Kamyshin // GASO. F. 656. Op. 1. D. 988.