Научная статья на тему 'Региональные особенности храмовой архитектуры юго-восточной части Вятской губернии кон. Xviii - 1-й пол. Xix в'

Региональные особенности храмовой архитектуры юго-восточной части Вятской губернии кон. Xviii - 1-й пол. Xix в Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
405
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ЦЕРКОВЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОМПОЗИЦИЯ / МЕТОД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ / ПЛАН / ОРДЕР / КАРТОГРАММА / ТИП / ARCHITECTURE / CHURCHES OF VYATKA GOVERNORATE / REGIONAL CHARACTERISTICS OF ARCHITECTURE / COMPOSITION / METHOD OF ALLOCATION / ICONOGRAPHIC PATTERN / CARTOGRAM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гильдина Татьяна Александровна

Данная статья посвящена анализу объемно-пространственного, планировоч ного и ордерного решений композиций храмов, возведенных в кон. XVIII 1-й пол. XIX в. на территории Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Мал мыжского уездов Вятской губернии, с целью установления региональных осо бенностей облика этих соборов. Для достижения этой цели был собран единый каталог храмовой архитектуры юго-восточных уездов Вятской губернии. Для определения архитектурно-художественного регионального своеобразия и из менения композиционных структур соборов применялся метод картографи рования и распределения храмовой архитектуры кон. XVIII 1-й пол. XIX в. на территории юго-восточных уездов Вятской губернии. Временны́е границы были определены возведением первого каменного храма, с одной стороны, и появлением первых построек в методе эклектики с другой. В ходе работы был определен широкий спектр решений планов храмов, что позволило выполнить классификацию по типам. На основе анализа простран ственных решений, планов и ордера были выявлены иконографические образ цы церквей. Комплексное исследование архитектуры юго-восточной части Вятской губер нии позволило выявить уникальные типы храмов, которые появляются в про цессе объединения и трансформации композиционных особенностей архи тектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF CHURCH ARCHITECTURE OF THE SOUTH-EASTERN PART OF VYATKA GOVERNORATE OF THE LATE 18TH - EARLY 19TH CENTURIES

This article analyses volume, space, plans and order of the structure of churches built at the end of the 18th the first half of the 19th centuries in the territory of Sarapul, Glazov, Yelabuga and Malmyzhskii uyezds of Vyatka Governorate. The aim of the article is to establish regional features in these churches. To achieve this aim, we have compiled a unified catalogue of church architecture of south-eastern uyezds of Vyatka Governorate. In order to describe the regional architectural and artistic distinctiveness and the evolution of compositional structures of cathedrals, we employed the method of mapping and allocation. The time boundaries were determined by erecting the fi rst stone church on the one side and by the emergence of the first buildings of the eclectic method on the other. In the course of the work, we have identified a wide range of plans of church buildings, which has led us to the classifi cation of their types. Based on the analysis of spatial decisions, plans and orders, we have identified iconographic patterns of the churches. This article also attempts to apply the allocation method alongside historical, artistic and iconographic methods. This allowed us to reveal data on the intensity of construction in the region and demonstrated the viability of applying this method when identifying unique types of church that become visible in integrating stylistic regularities and characteristics of architecture.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности храмовой архитектуры юго-восточной части Вятской губернии кон. Xviii - 1-й пол. Xix в»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Гильдина Татьяна Александровна, аспирант кафедры художественного образования и декоративного искусства, Факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48 [email protected]

2017. Вып. 28. С. 67-82

Региональные особенности

ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ

Вятской губернии кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.

Т. А. Гильдина

Данная статья посвящена анализу объемно-пространственного, планировочного и ордерного решений композиций храмов, возведенных в кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. на территории Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Мал-мыжского уездов Вятской губернии, с целью установления региональных особенностей облика этих соборов. Для достижения этой цели был собран единый каталог храмовой архитектуры юго-восточных уездов Вятской губернии. Для определения архитектурно-художественного регионального своеобразия и изменения композиционных структур соборов применялся метод картографирования и распределения храмовой архитектуры кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. на территории юго-восточных уездов Вятской губернии. Временные границы были определены возведением первого каменного храма, с одной стороны, и появлением первых построек в методе эклектики — с другой. В ходе работы был определен широкий спектр решений планов храмов, что позволило выполнить классификацию по типам. На основе анализа пространственных решений, планов и ордера были выявлены иконографические образцы церквей.

Комплексное исследование архитектуры юго-восточной части Вятской губернии позволило выявить уникальные типы храмов, которые появляются в процессе объединения и трансформации композиционных особенностей архитектуры.

В статье анализируются планы, объемно-пространственные решения и ордерные композиции храмов, возведенных в кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. на территории Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии, с целью установления региональных особенностей облика этих соборов1. Данные границы установлены по ключевым памятникам с характерными признаками: нижняя граница определена появлением первых каменных храмов на территории этих уездов, верхняя граница — возведением памятников, выпол-

1 Сегодня на территории вышеупомянутых уездов располагается Удмуртская республика. Для получения наиболее точных данных была использована современная карта местности

ненных в методе эклектики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— собрать в единый каталог храмы, возведенные в данный период, с целью установить типические и уникальные объемно-пространственные характеристики их композиций, применяя историко-художественный и иконографический методы;

— установить архитектурно-художественное региональное своеобразие и изменение композиционных структур этих соборов, применяя метод картографирования и распределения храмовой архитектуры в кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. на территории юго-восточных уездов Вятской губернии.

На данный момент в каталог вошли около 100 храмовых сооружений региона, распределенные по иконографическому признаку, из них порядка 46 были возведены в интересующий нас период.

По мере выявления памятников были созданы две картограммы: первая — «Хронологическая» — карта данной территории с помеченными на ней храмами, обозначенными значками, которым присвоены различные символы, соответствующие разным периодам возведения храмов (ил. 1); вторая — «Типологическая» — карта с храмами, обозначенными значками, которым присвоены различные символы, соответствующие разным типам храмов (ил. 2). Этот метод распределения архитектуры, предложенный в учебном пособии «Методика архитектурного анализа» и разработанный А. А. Мусатовым, В. В. Кочергиным, Ю. Е. Ревзиной, М. Ю. Шубенковой, наглядно демонстрирует этапы формирования, динамику развития храмовой архитектуры кон. XVIII — 1-й пол. XIX в., неотъемлемой от топографии Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Мал-мыжского уездов Вятской губернии2.

Представленные картограммы дают информацию об интенсивности строительной деятельности в регионе.

• За данный период больше всего храмов было построено в Сарапульской и Ижевско-Нагорной волостях Сарапульского уезда.

• Самые ранние памятники, разрушенные или сохранившиеся, располагаются на территории Сарапульского уезда, вдоль реки Камы и на границе Гла-зовского и Вятского уездов.

• Картограмма позволяет оценить динамику и топографию строительства и установить, что в 1-й пол. XIX в. распространение храмостроения на северозападные земли Вятской губернии шло из Сарапула с постепенным уменьшением частоты строительства к границам Сарапульского уезда. Поэтому выделение Сарапула как центра для православного храмостроения на территории юго-восточных уездов Вятской губернии вполне правомерно. Начиная со 2-й пол. XIX в. характер строительства получает территориальную равномерность.

• Весь массив памятников был поделен на шесть групп на основе выделенных архитектурно-художественных качеств — типа пространственно-планировочного решения. Анализ пространственно-планировочных реше-

2 См.: Методика архитектурного анализа: Учеб. пособие по выполнению практической работы по курсу истории архитектуры. М., 2015. С. 17.

Ил. 1. Картограмма «Хронологическая» 69

Ил. 2. Картограмма «Типологическая»

ний показывает, что в данном регионе имеются шесть архитектурных типов храма: «корабль»; центрический тип; смешанный тип в основе которого лежит решение «корабль» и центрический основной объем; трехчастный ротондальный тип, которые имеют ротондальную основную часть с выстраиванием колокольни и трапезной в одну линию, как у церквей типа «корабль»; многоосный тип и ярусный тип.

• Пиком строительной активности в регионе становится 1-я четв. XIX в., об этом свидетельствует количественный признак, а также типологическое разнообразие в строительстве церквей.

Период Тип 1: «Корабль» Тип 2: Центрический Тип 3: Смешанный Тип 4: Трехчастно-ротондальный Тип 5: Многоосный Тип 6: Ярусный

1788-1800 5 - - - - -

1801-1825 21 1 1 1 1 1

1826-1850 16 1 1 1 - -

Доминируют храмы с объемно-пространственным типом «корабль», для которого характерно выстраивание притвора, иногда с колокольней, трапезной, храма в одну линию. При этом ширина этих элементов может быть различна. Этот тип стал самым распространенным в Вятской губернии: к нему относятся более 85 % всех храмов, построенных в данный период. Он же оказался самой распространенной группой памятников на протяжении всего развития данного типа храма на этой территории.

Храм «корабль» удивительным образом представлен большим количеством архитектурных вариаций. Но при рассмотрении памятников данного типа прослеживается и ряд общих черт. Как правило, это одноапсидный храм, основной объем которого выстроен без дополнительных опор, — бесстолпный. Чаще всего нижний ярус — это четверик, а верхний ярус может быть как четвериком, так и световым барабаном, как цилиндрическим, так и граненым. Венчает объем верхнего яруса купол или сомкнутый свод, иногда с распалубками, например церковь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Сарапул, построенная в 1788 г. архитектором Ф. М. Росляковым (ил. 3).

К высокому двухсветному, квадратному в плане четверику, увенчанному равному ему по ширине восьмигранному световому барабану, примыкают равновысокие, более узкая апсида и широкая, просторная трапезная. Главным выразительным средством становится наличие восьмиколонных портиков с западной, северной и южной сторон храма.

В объемно-пространственном решении на протяжении периода конца XVIII в. и 1-го десятилетия XIX в. главенствовали приходские храмы с «кубовидной структурой в четверике» и композицией «восьмерик на четверике». В первом случае это двухсветный массивный основной объем, квадратный в плане четверик с сомкнутым сводом и вазообразной главкой на граненой ножке. Данное ре-

Ил. 4. Петропавловская

церковь, г. Сарапул. Архитектор С. Е. Дудин.

1822 г. Фотография «Известия ИАК». 1913. № 48. С. 57

шение имеют церковь Троицы Живоначальной в селе Елово (1795) и храм в честь Архистратига Божия Михаила (1794-1814).

Вышеупомянутые объемно-пространственные композиционные решения говорят о распространении стилевых особенностей архитектуры от губернского центра Вятка на территорию юго-восточных уездов.

В отношении планов центрических церквей мы можем отметить явное отсутствие интереса заказчиков к этому типу памятников. Форма компактного в плане помещения, симметричного относительно вертикальной оси в центре главного помещения, применялась крайне редко. В интересующий нас период было воздвигнуто два памятника, один из них был вследствие перестроек сильно изменен. Пример центрического решения — храм-колокольня Петра и Павла при Покровской церкви в г. Сарапуле, построенная в 1818 г. по проекту С. Е. Дуди-на. Это квадратный в плане четырехярусный центрический храм с портиками римско-дорического ордера по четырем сторонам и четырьмя башенками-звонницами по углам основного объема. Храм-колокольня в 1909 г. был реконструирован по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича-Глумова (ил. 4).

Впоследствии композиция объемно-пространственного решения усложнялась. Строительство памятников с существенной разницей в ширине объемов способствовало большей ритмичности и динамизации в композиции объемно-планировочного решения и появлению смешанных типов, сочетающих в себе особенности основных типов храмов. Данный тип формировался как в последовательной перестройке некоторых сооружений, так и по изначальному проекту, например церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Яромаска Сарапуль-ского уезда, сформировавшая свой окончательный облик между 1819 и 1834 гг. Согласно архивным документам, первоначально церковь имела центрическое решение (ил. 5). С западной стороны в середине XIX в. была пристроена трехъярусная колокольня (ил. 6), сообщающаяся с основным объемом через узкий притвор. Основной объем храма завершается полусферическим куполом на барабане-ротонде. Барабан прорезан арочными окнами, вписанными в прямоугольные углубления.

Ил. 5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, с. Яромаска. 1834 г. Фасад и план. ЦГА УР. Ф. 245. Д. 3. Ед. хр. 270

Ил. 6. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, с. Яромаска. 1834 г. Проект каменной колокольни. ЦГА УР. Ф. 245. Д. 3. Ед. хр. 270. Л. 1

Еще один тип композиционного решения — трехчастно-ротондальный — также является достаточно редким типом для территории юго-восточных уездов Вятской губернии. Главная его особенность заключается в сочетании традиционного планировочного решения с новыми приемами композиции. В данном случае это выстраивание в одну ось колокольни, трапезной и основного объема-ротонды. В диссертации О. Б. Терёшиной «Ротондальные храмы Урала» дана подробная характеристика данного типа. Автор предполагает, что в церквях, построенных по этой схеме, заключено своеобразие, отличающее их от круглых в плане культовых построек других стран3. Примером данного решения является крупная трехпрестольная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Балезино (1820). Ротондальный объем холодного храма увенчан куполом с лю-карнами и главкой на ярусном барабане. Основной объем усложнен вытянутой абсидой и портиками с северной и южной сторон. С запада к нему примыкают двухпридельная трапезная и многоярусная колокольня со шпилем. Иконографическим образцом данного композиционно-планировочного решения служат постройки круга В. И. Баженова, Н. А. Львова, М. Ф. Казакова (ил. 7).

В 1-й четверти XIX в. в регионе появляется еще одна композиционная вариация ротондальных церквей — многоосный тип, в котором объемно-компо-

3 См.: Терешина О. Б. Ротондальные храмы Урала: Автореф. дис. ... канд. иск. Екатеринбург, 2010.

Ил. 7. Петропавловская церковь, с. Балезино. 1820 г. Планы церкви с. Балезино с указанием устройства придела в подвальном этаже, крыльца и лестницы, утвержденные строительным отделением Вятского губернского правления от 22 августа 1898 г. ЦГА УР. Ф.19. Оп. 1. Ед. хр. 24а. Л. 2

новочное решение храма сложено из нескольких ротонд с несколькими осями симметрии. Примером становится первая каменная постройка в комплексе Вознесенско-Преображенского собора в г. Глазове Глазовского уезда (ил. 8)4. Иконографическим образцом для данного композиционно-планировочного решения послужил архитектурный тип трехосно-центрических построек, который мы можем увидеть в архитектуре церкви Космы и Дамиана на Маросейке, построенной в 1790—1803 гг. архитектором М. Ф. Казаковым5. Композиционно-планировочное решение храма, состоящее из трех ротонд, вписанных в кубическое основание, образует сложную многоосную структуру. Центральный объем образован ротондой с примыканием двух полуциркульных приделов. С восточной стороны примыкает подковообразная апсида, а с западной стороны пристроена прямоугольная трапезная с циркульным притвором с колоннадой дорического ордера.

Правомерно будет выделить и тип храма — ярусный, центрический в плане с постепенным нарастанием и чередованием объемов под колокольней. Единственной постройкой является храм-колокольня вышеупомянутого комплекса Вознесенско-Преображенского собора (ил. 8). Постройка представляла собой

4 См.: Курочкин М. В. История архитектуры Вознесенско-Преображенского собора в городе Глазове // Научный альманах. Тамбов, 2016. № 5. С. 559-562.

5 См.: Яковлев А. Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке: Прототипы и повторения // Архитектурное наследство. 2009. Вып. 51. С. 228-251.

Ил. 8. Проект расширения Вознесенско-Преображенского собора в городе Глазове.

РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 712. Л. 23А

ярусный, центрический в плане храм со сложной планировочной структурой, симметричный относительно вертикальной оси в центре главного помещения. Это было четырехъярусное сооружение с одним звоном, увенчанное куполом, прорезанным люкарнами и шпилем. В основу конструктивного решения храма-колокольни положен тип церквей «под звоном», восходящих к памятникам деревянного зодчества, а также к проектам ярусных церквей Д. Трезини и Н. А. Львова, который использовал данное решение при строительстве церкви святой Екатерины в поселке Мурино Ленинградской области.

В архитектуре конца XVIII в. — 1-й половины XIX в. особая роль как средству художественной выразительности отводилась ордеру. Для установления региональных особенностей крайне важным остается вопрос об установлении иконографического источника ордерных композиций.

Вернемся к центрическому храму Петра и Павла при Покровской церкви в Сарапуле. Особенности объемно-планировочной композиции свидетельствуют о знакомстве зодчего С. Е. Дудина с творчеством Н. А. Львова. Достаточно упомянуть знаковые произведения архитектора, чтобы увидеть в облике Петропавловского храма типично «львовские» особенности. Эти особенности прежде всего читаются в общем композиционном решении: та же ярусность, наличие четырехколонных портиков, четырех башен по углам средней части храма, ротонда, венчающая последний ярус церкви.

Появление на территории юго-восточных уездов Вятской губернии Петропавловского храма на некоторое время определило вектор созидательного кур-

са архитекторов. Ярусная церковь в комплексе Вознесенско-Преображенского собора в Глазове также обращается к переработке элементов этой композиции. Первый ярус храма оформлен по углам рустованными лопатками и четырьмя портиками со спаренными колоннами. Второй ярус оформлен крупным термальным окном, разделенным пилястрами. Третий ярус прорезан полуциркульными крупными проемами и завершен тимпаном. Ярус звона по четырем углам оснащен спаренными колоннами ионического ордера.

Отсылки к творчеству Н. А. Львова прослеживаются и в решении колокольни церкви Вознесения Господня в селе Узи (ил. 9). Первый ярус декорирован спаренными колоннами по обе стороны от арочных проемов и рустовкой в оформлении углов первого яруса и архивольтов арочных ниш. Впоследствии принцип рустовки элементов фасада церкви становится характерной особенностью творчества С. Е. Дудина. Мотив использования термального окна начинает активно эксплуатироваться в постройках на территории Сарапульского уезда.

Необходимо акцентировать свое внимание на сюжете двубашенных храмов. Согласно многочисленным статьям А. В. Чекмарева, проникновение в Россию западного двубашенного типа произошло через архитектурное решение Троицкого собора Александро-Невской лавры И. Е. Старова6. Церковь Спаса Преображения в селе Мазунино (1814) по своему типу выстроена «кораблем», с небольшими выступами квадратного в плане холодного храма. Четверик основного объема на боковых фасадах украшен колонными портиками с треугольными фронтонами. К четверику примыкает прямоугольный алтарный выступ, равный по ширине трапезной. Сам четверик завершается барабаном с куполом. Две одноярусные башенки-звонницы, по бокам от главной двухъярусной колокольни, являются отдаленной репликой столичной архитектуры (ил. 10).

Теперь следует обратиться к храмам, в облике которых читается обращение к творческому методу А. Д. Захарова. Строительство собора во имя св. блгв.

6 См.: ЧекмаревА. В. Троицкий собор Александро-Невской лавры как иконографический образец // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 7: Санкт-Петербург и архитектура России / И. А. Бондаренко, ред. М., 2007. С. 317-362.

Ил. 9. Колокольня церкви Вознесения Господня, с. Узи. 1820 г. Архитектор С. Е. Дудин. Фото автора (2017 г.)

князя Александра Невского в Ижевском заводе началось по храмозданной грамоте от 28 июля 1816 г. № 2917, выданной преосвященным Гедеоном, епископом Вятским и Слободским. Собор в Ижевском заводе возводили по проекту Андреевского собора в Кронштадте (архитектор А. Д. Захаров) при участии местного архитектора С. Е. Дудина. Как и у «прототипа», в основу планировочного решения Александро-Невского собора был положен вытянутый латинский крест, который читается благодаря включению в архитектурную композицию с южной, северной и западной сторон шестиколонных развитых портиков. На средокрестии размещается купол на барабане. Западная часть отмечена возвышающейся многоярусной колокольней с остроконечным шпилем.

Еще один памятник, напоминающий «захаровский» образец, собор Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Воткинске (1818). Как и в предыдущем примере, здесь речь идет о постройке, выполненной по проекту столичного архитектора А. И. Постникова. Это крупное по размеру здание церкви, в основе планировочного решения которого лежит та же схема, как и в Александро-Невском соборе. Однако здесь изменены пропорции за счет широкой трапезной. Северная и южная стороны основного объема решены колонными портиками с треугольными фронтонами. Примечательной деталью можно считать оформление главного входа с колоннами в антах. В ритмической структуре доминируют вертикали для большей гармонизации внешнего облика.

Касаясь трехчастно-ротондального типа, упоминая выше зодчих М. Ф. Казакова, В. И. Баженова, мы говорим о влиянии только на объемно-планировочное решение. Ордерная композиция церквей характеризуется привычной региону сдержанностью и упрощенностью.

В результате проведенного анализа планировочных, объемно-пространственных решений и ордерных композиций храмов, возведенных в конце XVIII — первой половине XIX в. на территории Сарапульского, Глазовского, Елабужско-го и Малмыжского уездов Вятской губернии, нами установлены региональные особенности облика этих сооружений.

Благодаря использованию метода распределения храмовой архитектуры, представленного в двух картограммах (см. ил. 1, 2), выявлены области распространения и региональная группировка типов храмовой архитектуры. Можно отметить, что в большей части постройки сконцентрированы в Сарапульской и

Ил. 10. Церковь Спаса Преображения, с. Мазунино. 1814 г. Архитектор С. Е. Дудин. Фото автора (2017 г.)

Ижевско-Нагорных волостях Сарапульского уезда. Наиболее плотная застройка велась вдоль реки Камы и на границе Глазовского и Сарапульского уездов.

Определена динамика строительной деятельности в юго-восточной части Вятской губернии, раскрывающаяся в том, что в первой половине XIX в. распространение храмостроения на северо-западные земли шло из центра Сара-пульского уезда. Первая четверть XIX в. характеризуется пиком строительной активности на указанной территории.

Установлены иконографические источники объемно-пространственных и ордерных композиций храмовой архитектуры:

1) иконографические региональные источники, соответствующие архитектуре губернского центра Вятки, Москвы и Санкт-Петербурга;

2) иконографические источники, соответствующие архитекторскому методу конкретного крупного зодчего: композиционный метод Н. А. Львова, А. Д. Захарова, И. Е. Старова, М. Ф. Казакова, В. И. Баженова.

Выделено шесть типов объемно-пространственных решений: тип «корабль», центрический тип, смешанный тип, трехчастно-ротондальный тип, многоосный тип и ярусный тип.

Комплексное исследование архитектуры юго-восточной части Вятской губернии позволило выявить уникальные типы храмов, которые появляются в процессе объединения и трансформации композиционных особенностей архитектуры.

Особенности храмовой архитектуры конца XVIII — первой половины XIX в. юго-восточной части Вятской губернии заключаются в уникальной региональной композиционной логике компоновки планировочного, объемно-пространственного ордерного решения.

Об этом свидетельствуют следующие храмы:

1) храм-колокольня Вознесенско-Преображенского собора в Глазове является примером использования объемно-пространственного и планировочного решений, восходящих к проектам ярусных церквей Д. Трезини, и ордерных форм, являющихся интерпретацией ордерных композиций, разработанных Н. А. Львовым;

2) церковь Вознесения Господня в селе Узи демонстрирует планировочное и объемно-пространственное решения основного храмового пространства и трапезной, характерные для храмов Вятки — губернского центра конца XVIII в., и объемно-пространственное и ордерное решения колокольни церкви, являющиеся отсылкой к творчеству Н. А. Львова;

3) церковь Спаса Преображения в селе Мазунино имеет планировочное решение, широко распространенное для региона, выстроенное по типу «корабль». Объемно-пространственное решение и ордерная композиция показывают ориентацию на творчество И. Е. Старова и А. Д. Захарова.

Данные храмы становятся эталонными для Глазовского, Сарапульского и Малмыжского уездов в период конца XVIII — 1-й половины XIX в.

Ключевые слова: архитектура, церковь, региональные особенности, композиция, метод распределения, иконографический образец, план, ордер, картограмма, тип.

Список источников

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. М.: Наука, 2000.

РГИА, Проект расширения Вознесенско-Преображенского собора в городе Глазове. Ф. 218. Оп. 4. Д. 712. Л. 23А.

ЦГА УР. Фасад и план каменной 2-этажной церкви с. Яромаска с предполагаемым устройством каменного крыльца и временной на нем колокольни от 30 июня 1872 г. Ф. 245. Оп. 3. Д. 270.

ЦГА УР. Планы церкви с. Балезино с указанием устройства придела в подвальном этаже, крыльца и лестницы, утвержденные строительным отделением Вятского губернского правления от 22 августа 1898 г. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 24а.

Tehne.com [Электронный ресурс]: российский архитектурно-дизайнерский портал // URL: http://tehne.com/ (дата обращения: 10.01.2017).

Список литературы

Курочкин М. В., Попова Н. В. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников: Алнашский район, Балезинский район, Вавожский район, Воткинский район, Глазовский район, Граховский район. Ижевск, 2011.

Курочкин М. В. История архитектуры Вознесенско-Преображенского собора в городе Глазове // Научный альманах. № 5-3(19). Тамбов, 2016. С. 559-562.

Методика архитектурного анализа: Учеб. пособие по выполнению практической работы по курсу истории архитектуры/ А. А. Мусатов, В. В. Кочергин, Ю. Е. Ревзина, М. Ю. Шубенкова. М: МАРХИ, 2015.

Терешина О. Б. Ротондальные храмы Урала: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: Специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» [Урал. Гос. ун-т им. А. М. Горького]. Екатеринбург, 2010.

Чекмарев А. В. Троицкий собор Александро-Невской лавры как иконографический образец // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 7. Санкт-Петербург и архитектура России / Под ред. И. А. Бондаренко. М., 2007. С. 317-362.

Чекмарев А. В. Постройки Н. А. Львова и его круга в провинции: новые открытия // Архитектурное наследство: Сб. ст. М.: Книжный дом «ЛИБРКОМ», 2009. Вып. 50. С. 255-279.

Энциклопедия земли Вятской. Т. 5: Архитектура / Н. В. Пересторонина, ред. Киров: Вятка, 1996.

Яковлев А. Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Прототипы и повторения // Архитектурное наследство. Вып. 51. М.: УРСС, 2009. С. 228-251.

St. Tikhon's University Review. Gil'dina Tatiana.

Series V: Problems of History Graduate Student,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and Theory of Christian Art. Herzen State Pedagogical University of Russia

2017. Vol. 28. P. 67-82 48 Naberezhnaia reki Moiki, St. Petersburg,

191186, Russian Federation [email protected]

Regional Features of Church Architecture of the South-Eastern Part of Vyatka Governorate of the Late 18th — Early 19th Centuries

T. Gil'dina

This article analyses volume, space, plans and order of the structure of churches built at the end of the 18th — the first half of the 19th centuries in the territory of Sarapul, Glazov, Yelabuga and Malmyzhskii uyezds of Vyatka Governorate. The aim of the article is to establish regional features in these churches. To achieve this aim, we have compiled a unified catalogue of church architecture of south-eastern uyezds of Vyatka Governorate. In order to describe the regional architectural and artistic distinctiveness and the evolution of compositional structures of cathedrals, we employed the method of mapping and allocation. The time boundaries were determined by erecting the first stone church on the one side and by the emergence of the first buildings of the eclectic method on the other. In the course of the work, we have identified a wide range of plans of church buildings, which has led us to the classification of their types. Based on the analysis of spatial decisions, plans and orders, we have identified iconographic patterns of the churches. This article also attempts to apply the allocation method alongside historical, artistic and iconographic methods. This allowed us to reveal data on the intensity of construction in the region and demonstrated the viability of applying this method when identifying unique types of church that become visible in integrating stylistic regularities and characteristics of architecture.

Keywords: architecture, churches of Vyatka Governorate, regional characteristics of architecture, composition, method of allocation, iconographic pattern, cartogram.

References

Kurochkin M. V., Pop ova N. V., Arhitektur-noe nasledie selskih rajonov Udmurtii. Svod pamjatnikov: Alnashskj raj on, Balezinskj rajon, Vavozhskj rajon, Votkinskj rajon, Glazovskij rajon, Grahovskij rajon, Izhevsk, 2011.

Kurochkin M. V., "Istorij a arhitektury Voz-nesensko-Preobrazhenskij sobora v gorode Glazove", in: Nauchnyj al'manah, Tambov, 5-3(19), 2016, 559-562.

Musatov A. A., Kochergin V. V., Revzina Ju. E., Shubenkova M. Ju., Metodika arhitek-turnogo analiza: uchebnoe posobie po vypol-neniju prakticheskoj raboty po kursu istorii arhitektury, Moscow: MARHI, 2015.

Chekmarev A. V., "Troickij sobor Alek-sandro-Nevskoj lavry kak ikonograficheskij obrazec", in: Bondarenko I. A., ed., Ar-hitektura v istorii russkoj kul'tury, Vyp. 7: Sankt-Peterburg i arhitektura Rossii, Moscow, 2007, 317-362.

Chekmarev A. V., "Postrojki N. A. L'vova i ego kruga v provincii: novye otkrytij a", in: Ar-hitekturnoe nasledstvo, 50, Moscow, 2009, 255-279.

Jenciklopedija zemli vjatskoj. Tom 5: Arhitek-tura, N. V. Perestoronin N. V., ed., Kirov, 1996.

Jakovlev A. N., "Cerkov' Kos'my i Damiana na Marosejke. Prototipy i povtoreni a", in: Arhitekturnoe nasledstvo, 51, Moscow, 2009, 228-251.

Svod pamjatnikov arhitektury i monumental'nogo iskusstva Rossii, Moscow, 2000.

RGIA, Proekt rasshirenija Voznesensko-Pre-obrazhenskij sobora v gorode Glazove, f. 218, op. 4, d. 712, l. 23A.

CGA UR, Fasad i plan kamennoj 2-jetazhnoj cerkvi s. Jaromaska s predpolagaemym ustrojstvom kamennogo kryl'ca i vremennoj na nem kolokol'ni ot 30 ijunja 1872g., f. 245, op. 3, d. 270.

CGA UR, Plany cerkvi s. Balezino s ukazaniem ustrojstva pridela v podval'nom jetazhe, kryl'ca i lestnicy, utverzhdennye stroitel'nym otdeleniem Vjatskogo gubernskogo prav-lenija ot 22 avgusta 1898 g., f. 19, op. 1, ed. hr. 24a.

Tehne.com [Jelektronnyj resurs]: rossij skij ar-hitekturno-dizajnerskij portal. URL: http:// tehne.com/ (data obrashhenja: 10.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.