Научная статья на тему 'Классификация престольных церковных объектов гражданского инженера, епархиального архитектора Казанской губернии Ф. Н. Малиновского'

Классификация престольных церковных объектов гражданского инженера, епархиального архитектора Казанской губернии Ф. Н. Малиновского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
298
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.Н. МАЛИНОВСКИЙ / ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / ГРАЖДАНСКИЙ ИНЖЕНЕР / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ АРХИТЕКТОР / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / "НАЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ" В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ / F.N. MALINOVSKY / CHURCH ARCHITECTURE / CIVIL ENGINEERING / CREATIVE METHOD / "NATIONAL TREND" IN RUSSIAN ARCHITECTURE OF THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новиков С.В.

Статья посвящена классификации и систематизации храмовых престольных объектов, спроектированными гражданским инженером Ф.Н. Малиновского, расположенных на территории бывшей Казанской губернии, а также ряда объектов Тверской области. В статье анализируются известные храмы, вновь выявленные объекты, а также обнаруженные подлинники и копии проектов Ф.Н. Малиновского в архивах. Автор статьи выделяет несколько типов архитектурных и объёмно-планировочных решений свойственных архитектору Ф.Н. Малиновскому в храмовом зодчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of patronal church objects of civil engineer and diocesan architect of Kazan province F.N. Malinovsky

The church architecture of civil engineer F.N. Malinovsky is a true reflection of the creative method and the development of master’s architectural exploration. The author makes an attempt of systematization and classification of temple buildings, designed by F.N. Malinovsky. Making a typological series of temple buildings and identification of the main stylistic features of the architecture created by F.N. Malinovsky is the aim of the present study. The investigation of the current state of the temple architectural heritage created by Malinovsky. In the territory of the former Tver and Kazan provinces revealed that numerous of large and small churches have been lost. At the same time on the forecourt in Tver the dismantled in Soviet times temple of Alexander Nevsky that was built under the project civil engineer F.N. Malinovsky. In 1893 is being recreated. In the period of 1895 to 1911 F.N. Malinovsky being in the position of the diocesan architect of the Kazan province, has developed a number of different projects of the buildings for the needs of the church both stone and wooden. Among them, the most beautiful wooden churches, made in the «Russian national» style designed by F.N. Malinovsky in the 1895-1897 project of the tripartite wooden five-domed church with a tall bell tower in the village Apakovo can be regarded as an exemplary project of the village church. Based on archival data, it can be stated that these and other exemplary projects of churches, diocesan architect implemented in several districts of the Kazan province, for example, in the Spassky, Tetyushsky, Kazan and others. The place and the significance of the provincial architect F.N. Malinovsky in the religious architecture national trends of late XIX early XX centuries are to be assessed in this study, but today we can say that the development of provincial temple buildings went in the context of church architecture of capital architects, based on local and regional features.

Текст научной работы на тему «Классификация престольных церковных объектов гражданского инженера, епархиального архитектора Казанской губернии Ф. Н. Малиновского»

УДК 726:72.007

Новиков С.В. - аспирант

E-mail: to-stepa@mail.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Классификация престольных церковных объектов гражданского инженера, епархиального архитектора Казанской губернии Ф.Н. Малиновского

Аннотация

Статья посвящена классификации и систематизации храмовых престольных объектов, спроектированными гражданским инженером Ф.Н. Малиновского, расположенных на территории бывшей Казанской губернии, а также ряда объектов Тверской области. В статье анализируются известные храмы, вновь выявленные объекты, а также обнаруженные подлинники и копии проектов Ф.Н. Малиновского в архивах. Автор статьи выделяет несколько типов архитектурных и объёмно-планировочных решений свойственных архитектору Ф.Н. Малиновскому в храмовом зодчестве.

Ключевые слова: Ф.Н. Малиновский, храмовое зодчество, гражданский инженер, епархиальный архитектор, творческий метод, «национальное направление» в русской архитектуре в конце XIX-начале XX вв.

Гражданский инженер Фёдор Николаевич Малиновский известный казанский архитектор, работавший на рубеже XIX-XX вв. не только на территории Казанской, но и ряда других губерний Российской империи - Ломжинской (Польша), Тверской, Ковенской (Литва), Одесской и Калужской. С 1895-1911 гг. Ф.Н. Малиновский совмещал должность казанского губернского и епархиального архитектора. Будучи в должности епархиального архитектора, он запроектировал и реализовал множество объектов для церковных нужд -храмы, часовни, церковные причты, приходские школы, кельи, ограды и т.д. В результате натурных и архивных исследований, автором было выявлено более 60-ти культовых и гражданских объектов, принадлежащих руке Ф.Н. Малиновского. Кроме этого на основе косвенных архивных материалов, а также на идентификации храмов по характерным архитектурно-стилевым и объёмно-планировочным решениям свойственным архитектору, было выявлено более 30-ти храмов, которые вероятно всего относятся к авторству Ф.Н. Малиновского [1]. Автор этой статьи производит попытку систематизации и классификации храмовых построек, принадлежащих руке гражданского инженера Ф.Н. Малиновского.

Ф.Н. Малиновский окончил институт Гражданских Инженеров в 1887 году и был ярким представителем своей школы, работающим в различных регионах страны. Для творчества гражданских инженеров был характерен рациональный подход, а также глубокое знание конструкций, новых материалов и технологий. Гражданские инженеры работали, прежде всего, как архитекторы-конструкторы, нежели чем выпускники академии художеств, которые в основе своей, были художники и главенствующую роль их проектов занимал архитектурный образ [2]. Все вышеперечисленные аспекты, а также региональные особенности повлияли на творческий метод и выбранные подходы в проектирование Ф.Н. Малиновского. В процессе данного исследования произведена классификация храмов (престольных построек) спроектированных Ф.Н. Малиновским, по следующим признакам: градостроительное месторасположение, материал строительства, планировочная структура, архитектурно-планировочное решение, архитектурно-объёмное решение и стилевым параметрам [3].

1. Градостроительное месторасположение

Конец XIX-начало XX вв. отмечены ростом храмостроительства по всей территории России, что не могло ни повлиять на творчество Ф.Н. Малиновского. Храмовая архитектура изначально подразумевает доминирование объекта в любой застройке, при этом нельзя не отметить тот факт, что градостроительная ситуация изменчива и требует постоянного мониторинга.

На сегодняшний день большая часть храмов спроектированных Ф.Н. Малиновским, к примеру, на территории Татарстана, либо стёрты с карты городов и сёл, либо обезличены. При этом ещё в начале XX века все эти храмы находились на самых обозримых точках населённых пунктов и влияли на вертикальную композицию и панорамы поселений, являясь архитектурно-градостроительными доминантами. Одной из таких доминант, является собор Богоматери Всех Скорбящих Радости Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске, построенным по проекту Ф.Н. Малиновского с 1898-1906 гг. Храм удачно вписался в ансамбль старинного монастыря, при этом изменил масштаб и панораму всего острова, которая сохраняется и сегодня.

Один из первых храмов Ф.Н. Малиновского был построен в Твери на привокзальной площади в 1893 гг. в честь благоверного князя Александра Невского, храм являлся удачным завершением перспективы Станционного шоссе (сегодня проспект Чайковского) и въездными воротами для приезжающих в Тверь по железной дороге. В 1983 г. при строительстве нового здания железнодорожного вокзала остатки церкви окончательно разобрали, а в 2015 году храм полностью воссоздали на прежнем месте [4].

По своему масштабу храмы Ф.Н. Малиновского достаточно крупные и имеют изящные пропорции. Сельские и городские храмы в большинстве случаев не отличались, а бывало, сельские церкви превосходили по размеру городские, например, храм Архангела Михаила в селе Тогаево (Чувашия), а иногда проекты были типовыми и отличались лишь в нюансах, например, Смоленско-Седмиозерная церковь в Казани и церковь Вознесения Господня в селе Максимов Починок. В градостроительном плане городские и сельские церкви располагались на хорошо просматриваемых участках, окружённых оградой с часовней и воротами и хозяйственными церковными постройками. Вспомогательные постройки проектировались, либо Ф.Н. Малиновским одновременно с храмом, либо они уже ранее существовали. Городские церкви, как правило, располагались в центре участка и выходили на красную линию церковной оградой и вспомогательными постройками, а сельские храмы по своему месторасположению в структуре поселения имели различное месторасположение, как в центре села, так и на окраине. Расположение храма зависело от имеющихся не застроенных земель или от территорий, выделяемых помещиком для строительства храма. Хорошим примером может служить небольшой архитектурно-парковый ансамбль комплекса храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолдеярово, построенным по проекту Ф.Н. Малиновского в 1900-х годах. Так же нужно отметить храмы, которые строились на территориях существующих монастырей, Ф.Н. Малиновский умело и грамотно вписывал в давно сложившиеся силуэты монастырских ансамблей, примером может служить, уже вышеупомянутый, собор Богоматери Всех Скорбящих Радости в Свияжске.

2. По материалу строительства

Предпочтения по материалам в церковной архитектуре у Ф.Н. Малиновского ярко выражены, все выявленные храмы на сегодняшний день выполнены из неоштукатуренного красного керамического кирпича или бревенчатые срубы, обшитые тёсом. Фундаменты и цоколи, как правило, выполнены из природного камня, кровля из металла. Выбор материала, вероятнее всего зависел от габаритов и возможностей заказчика, но при этом все церкви выполнены на высокохудожественном уровне и впечатляют лаконичностью форм и сдержанной, но в то же время проработанной деталировкой фасадов. Крупные храмы выполнялись из кирпича со сложной системой арок и сводов, малые приходы возводили церкви из дерева, что было оправданно, как с экономической, так и с конструктивной точки зрения.

3. По планировочной структуре

Анализ архивных и натурных материалов показал, что по планировочной структуре церквей Ф.Н. Малиновского, которая выявилась в соотношении канонических и неканонических частей церкви, можно выявить следующие разновидности:

- Храм с притвором, без притвора. Практически все храмы у Ф.Н. Малиновского имеют притворы, как правило, совмещённые с пристроенной к основному объёму храма, колокольней. В таких притворах слева и справа располагались хозяйственные помещения

и подъём на колокольню. В Троицком соборе в Лаишево построенным Ф.Н. Малиновским в 1900-е года, притвор выделен в самостоятельный архитектурный элемент, напоминающий часовню, в правой части которого расположилась винтовая лестница, ведущая на хоры.

- Храм с пристроенной колокольней, без колокольни. Колокольня в храмах Ф.Н. Малиновского строилась совместно с основным объёмом храма и дополняла образ церкви необходимой вертикалью. Колокольня отделялась от основного объёма храма либо притвором, либо трапезной, либо строилась непосредственно вплотную к храмовой части. Колокольни, как правило, были 3 или 5 ярусов, в основание первого этажа -четверик, верхние ярусы - квадрат или восьмерик, завершение колоколен - изящные главки на стройных барабанах, посаженные, либо на восьмигранный шатёр, либо на два яруса кокошников. Уникальной и не характерной для Ф.Н. Малиновского является колокольня церкви во имя Казанских святителей Гурия, Варсанофия и Германа в Казани (церковь утрачена). Колокольня имеет большое количество членений на фасаде и завершена не свойственной для Ф.Н. Малиновского конусовидной формой с люкарнами. По своей форме колокольня напоминает изящный минарет мечети, возможно, это связано с заимствованием архитектором, восточных элементов архитектуры Казани.

На данный момент, в процессе исследования не обнаружено храмов, спроектированными Ф.Н. Малиновским, с отдельно стоящими колокольнями. Так же нужно отметить, что многие храмы Ф.Н. Малиновского построены и вовсе без колоколен. В основном это связано с расположением подобных церквей на территории действующих монастырей, в которых уже имелась колокольня, например, церковь Ефимия Великого и Тихона Задонского в Седмиозёрском монастыре (существующая ныне колокольня современная), а также храм мог строиться рядом со старой действующей церковью, например, Макарьевская церковь в Адмиралтейской слободе в Казани. Сегодня в здании церкви располагается один из корпусов исправительно-трудовой колонии № 2. Отсутствие колокольни у храма святителя Гурия Казанского в селе Ташкирмень, остаётся загадкой и требует дальнейшего исследования. Возможно, колокольню не успели построить из-за нехватки средств или рядом была деревянная звонница, при этом остаётся вопрос, почему же тогда западный фасад решён без свойственных для Ф.Н. Малиновского крупных порталов и даже без паперти.

- Храм с папертью, с гульбищем, с галерей. Паперти в виде широких открытых или полуоткрытых крылец с западной стороны храма пристраивались к притвору, присутствуют практически на всех объектах Ф.Н. Малиновского. В крупных храмах, паперти организовывались с северной и южной сторон, примыкая непосредственно к храмовой части. В деревянных храмах над папертями вешались богато декорированные резные навесы, в каменных храмах входы обрамляли порталы различной конфигурации, паперть решалась прямоугольной открытой площадкой, огороженной перилами с балясинами, примером может служить паперти Смоленско-Седмиозерной церкви в Казани (церковь утрачена). Уникальной для храмов Ф.Н. Малиновского является закрытая галерея собора Богоматери Всех Скорбящих Радости, больше характерная для византийских соборов. В деревянном зодчестве архитектора, встречается открытое деревянное гульбище в проекте пристройки колокольни в Звениговском затоне Чебоксарского уезда в 1894 году [5, д. 104].

- Храм с трапезной, без трапезной. В храмовом зодчестве Ф.Н. Малиновского ярко выраженные трапезные встречаются в основном в деревянных храмах. В каменных храмах, как правило, встречаются помещения больше похожие на нартексы1. Храмы без трапезной, как правило, располагались в городах и на территориях монастырей. Большую роль трапезная приобретает в инородческих приходах, где новокрешены ещё не решаются заходить в основной объём храма [3]. Трапезные встречаются от 1 до 5 окон по фасаду, что, безусловно, вытягивает композицию боковых фасадов, но при этом храмы Малиновского смотрятся собранно и компактно. Нивелирование вытянутого плана происходит за счёт пропорции трапезной близкой к квадрату основного объёма храма и трёх спаренных окон в один наличник, примером может служить проект трёхчастной

1 Нартекс - притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс, предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения.

деревянной пятикупольной церкви с высокой колокольней в селе Апаково, разработанный в 1895-1897 гг. [5, д. 303]. Примером храма с превосходящей кафоликон2 трапезной, может служить, церковь апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово Марий Эл, перестроенная по проекту Ф.Н. Малиновского в 1896 году [5, д. 181]. Трапезная визуально разделена на две части арками, в примыкающей к основному объёму части с северной стороны расположен предел Богоявления Господня. Трапезная храма в деревне Починки Льяшево Тетюшского уезда, в разы превосходит основной объём храма и по длине, и по ширине, а также в ней изначально запроектировано два предела [5, д. 383].

- Храм с 1-м, 2-мя пределами, без пределов. Количество и наличие приделов обуславливалось масштабами храмов и индивидуальными особенностями приходов. В основном в проектах Ф.Н. Малиновского храмы с пределами возникали в результате работ по реконструкции и расширению церквей, а подобных проектов архитектор совершил в большом количестве. Пределы пристраивались, как правило, симметрично относительно существующего строения. Примером симметричного расширения храма с пристройкой двух пределов Ф.Н. Малиновским, может служить церковь в Успенском монастыре в Чистополе (церковь утрачена). К протяжённому с запада на восток объёму храма пристраиваются два одинаковых предела по габаритам схожим с существовавшей ранее центральной частью [5, д. 215, 217].

- Храм с апсидами, без ярко выраженных апсид. В храмах Ф.Н. Малиновского встречаются различные конфигурации апсид: круглые, пятигранные и прямоугольные. Количество апсид не всегда зависит от количества пределов, а также алтарь с престолом не всегда обозначен абсидой. В Троицком соборе Раифского монастыря и в церкви деревни Максимов Починок, алтарная часть храмов практически не выделяется, только небольшой прямоугольный выступ обозначает алтарь в плане здания.

- Храм с деамбулаторием. На сегодняшний день выявлено несколько храмов, в которых Ф.Н. Малиновский запроектировал деамбулаторий3, примерами могут служить, Троицкий собор в Лаишево и церковь во имя Казанских святителей Гурия, Варсанофия и Германа в Казани (церковь утрачена).

4. По развитию планировочной структуре

В результате исследования, все храмы, спроектированные гражданским инженером Ф.Н. Малиновским, можно разделить на три основные группы по развитию планировочной структуры:

- «Минимальная структура» - храм и алтарь, колокольня с притвором (нартекс) и без колокольни, с папертями (галереями, гульбищами) и без папертей. Подобная структура храма встречается крайне редко в проектах Ф.Н. Малиновского, например, церковь в селе Ташкирмень.

- «трёхчастная структура» - к вышеуказанной структуре прибавляется трапезная. Планировочная структура храмов практически не изменчива, кроме размеров и габаритов трапезных, например, церковь в Апаково [5, д. 303].

- «развитая структура» - церковь с несколькими престолами, с придельными храмами, большие церкви со сложным силуэтом, храмы имеют крупные габариты или образовались в результате реконструкций, например, ныне утраченная Успенская церковь в Чистополе [5, д. 215, 217].

5. По архитектурно-планировочному решению

В результате исследования, все храмы, спроектированные гражданским инженером Ф.Н. Малиновским, по архитектурно-планировочному решению, можно разделить на следующие группы:

1. Храм с осевой композицией - «кораблём»;

2. Храм центричной композиции;

3. Храм смешанной композиции.

2 Кафоликон - основное помещение храма

3 Деамбулаторий - галерея, огибающая алтарный выступ западно-христианского храма.

- Осевое решение композиции - «Кораблём». Характерное планировочное решение «Кораблем» - один из самых распространённых архитектурно-планировочных приёмов, часто применяемых в строительстве деревянных и каменных церквей Казанской епархии 2-ой пол. XIX-начала XX вв. в русских, инородческих и смешанных приходах. Характерной особенностью такого решения является стремление к вытягиванию плана с запада на восток, чётко выражается трёх частность - притвор (нартекс), трапезная, основной объём храма (кафоликон) с алтарём [3]. Большинство проектов Ф.Н. Малиновского с осевым решением выполнены в дереве и имеют ряд отличий в планировочной структуре, которые проявляются в основном в размерах и габаритах трапезных. Каменные храмы с осевым решением встречаются гораздо реже и пропорции их близки 1:1,5, в их планировках чаще всего преобладает притвор (нартекс), нежели трапезная. В целом храмы Малиновского с осевым решением и единовременной постройки достаточно компактны в плане и их соотношение ширины к длине 1:2, реже 1:2,5. В этом их отличие от большинства храмов подобной конфигурации, расположенных на территории Казанской губернии, у которых подобное соотношение 1:3 и больше [3]. Единственный выявленный храм, у которого соотношение длины и ширины приближается к 1:3 - это Варваринская церковь в Казани, но она была перестроена Ф.Н. Малиновским из барочного храма, чем и объясняются вытянутые пропорции. В проектах Малиновского можно выделить характерные архитектурно-планировочные решения для данной композиции:

1. В плане структурно выделяются алтарь и паперти или алтарь и притвор-колокольня (рис. 1 А).

2. Каждый функционально-планировочный элемент структурного выделяется -например, трапезная шире или уже основного объёма храма или кафоликон имеет другую геометрическую форму (рис. 1 Б).

3. В плане преобладает асимметрия. Это не характерное для проектов Ф.Н. Малиновского решение и встречается в основном в храмах, которые он перестраивал и расширял (рис. 1 В).

Рис. 1. Осевые решения композиции плана в проектах Ф.Н. Малиновского: А) Проект расширения церкви в селе Кузнецово [3, д. 181]; Б) Проект церкви в деревни Починки Льяшево [3, д. 383]; В) Проект пристройки колокольни в селе Барские Каратаи [3, д. 374]

- Архитектурно-планировочное решение - центричное. Храмы Ф.Н. Малиновского центричного планировочного решения встречаются очень часто, большинство из них крестово-купольные. В период эклектики со второй половины XIX в. В храмовом зодчестве активно используются проекты из альбомов К.А. Тона, отсюда начинается распространение крестово-купольных храмов. Однако проекты Ф.Н. Малиновского существенно отличаются от типовых проектов архитектора К.А. Тона: центричные планы церквей Ф.Н. Малиновского, преимущественно, имеет форму квадрата или креста с пристроенными по оси с запада на восток колокольнями, галереями, притворами, алтарями. Данным исследованием выявлена типичная для проектов Ф.Н. Малиновского

центричная крестово-купольная планировка, которая отражена в следующих объектах: церковь Вознесения Господня в селе Максимов Починок (рис. 2 А), храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолдеярово (рис. 2 Б), Троицкий собор в Лаишево (рис. 2 В). Композиция плана, у всех трёх объектов, имеет квадратную форму, в неё могут быть заключены и алтарные части с престолами (рис. 2 А, Б), храм как, правило имеет ещё два предела (рис. 2 А, Б, В), колокольня пристроена в плотную к храму (рис. 2 А), либо имеется притвор между ними (рис. 2 Б), либо притвор выделен в самостоятельный архитектурный элемент и пристроен вплотную к храму (рис. 2 В), алтари выделены в шестигранные апсиды и объединены деамбулаторием (рис. 2 В).

А , Б В

т ■ -I ' 1 № ил| Р 1 ^ ■ ^ ■ * »

р}« * 4 I • •

и • Ю и»-! - ХА* * ф

Рис. 2. Характерные для проектов Ф.Н. Малиновского, центричные крестово-купольные планировки (снизу) и архитектурно-объёмные решения (сверху) храмов: А) церковь Вознесения Господня в селе Максимов Починок;

Б) храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолдеярово;

В) Троицкий собор в Лаишево

- Храмы со смешенной композицией плана. Храм со смешенной композицией плана возникал, как правило, в результате перестроек или смешения осевой композиции с центричной, например, храм святителя Гурия Казанского в селе Ташкирмень. Храм имеет минимальную планировочную структуру, но при этом сочетает в плане осевую и центричную композицию в виде креста.

6. По архитектурно-объёмному решению

В архитектурно-объёмном решении храмы Ф.Н. Малиновского имеют, как схожие, так различные элементы. Рассмотрим архитектурно-объёмное решение центричных храмов, на примере трёх выше перечисленных объектов (рис. 2):

а) Над центральной частью храма расположен пятиглавый четверик с расставленными по углам глухими шейками малых глав, которые являются символическими элементами для придания законченного образа храму. В четверике заключён коробовый свод с арочными окнами, по три на каждой грани, освещающие внутреннее пространство храма. Колокольня трёхъярусная с шатровым завершением с изящной луковичной главкой; апсида не выделена в отдельный объём, а только обозначена прямоугольным выступом с восточной стороны. Церковь имеет собранную завершённую композицию, стремящуюся вверх, и, несмотря на отсутствие объёма трапезной, имеет силуэт близкий к «храму-кораблю».

б) Пятикупольный, трёхпрестольный храм с пристроенной пятиярусной колокольней. Центральный барабан храма крупнее боковых и имеет круглое сечение в плане с часто расставленными арочными проёмами освещающих внутреннее пространство храма. Четыре глухих барабана, в отличие от предыдущего примера, имеют

не декоративный характер и придают храму соборный вид. По фасадам храма расположены крупные закомары, выделенные дополнительно ризалитами в три окна. Апсида, как и в предыдущем примере, не выделена в отдельный объём, храм также по своему силуэту можно отнести к композиции «кораблём». Колокольня отделена от основного объёма храма широким притвором. Сама по себе колокольня является образцовой для объектов Ф.Н. Малиновского, её можно встретить на Варваринской церкви в Казани и других храмах архитектора.

в) Храм ярко выраженной центричной крестово-купольной композиции. Как и предыдущие два варианта пятиглавый, центральный барабан опирается на мощные столпы с арками и перекрыт шлемовидным куполом. Малые главки имеет декоративно-символичное назначение и приставлены к основному барабану на ярус ниже. Над основным объёмом креста (в плане), по четырём сторонам расположены крупные конхи4 на пятигранном основании. С западной стороны к основному объёму пристроен самостоятельный архитектурный объём, с полуцилиндрическими пространствами с южной и северной стороны. Внутри расположен притвор и лестница на хоры. Непосредственно над притвором расположено квадратное помещение со сферическим куполом, в котором, возможно располагалась распевочная для хористов. С восточной стороны храма три престола в пятигранных апсидах, объединенных трёхгранным деамбулаторием.

6. По архитектурно-стилевым параметрам

По своим стилевым предпочтениям в архитектуре Ф.Н. Малиновский относился к плеяде архитекторов «подлинного национального направления», одним из многочисленных ответвлений эклектики. Церковная архитектура в России на рубеже XIX-XX вв. была в большей мере продиктована архитектурными тенденциями, формировавшимися в столицах - Санкт-Петербурге и Москве. В этот период стилистика церковной архитектуры развивалась в национальном «русском направлении», которая сочетала в себе различные стилевые ответвления готики, византийского стиля, историзма и т.д. Вероятнее всего, Ф.Н. Малиновский пытался не отставать от современных ему тенденций в архитектуре и равнялся на своих московских коллег: А.В. Щусева, В.А. Покровского, И.Е. Бондаренко и других приверженцев «национального русского стиля» в зодчестве. Известный архитектор и историк архитектуры А.Ф. Крашенинников об этой творческой группировке архитекторов говорит так: «При разнице темпераментов и устремлений всех их роднила одна черта: они не надевали древнерусские детали на общеевропейскую основу, а стремились создавать структуру и внешний вид своих построек, исходя из исконных закономерностей национального зодчества» [6]. Практически все церковные объекты Ф.Н. Малиновского выполнены в великолепной краснокирпичной или резной деревянной архитектуре, что говорит о виртуозном подходе мастера сумевшего стилизовать древнерусскую архитектуру в новых формах. Можно выделить три основные группы храмов по архитектурно-стилевым особенностям:

- Деревянные храмы, обитые тёсом, выполненные в нерусском стиле. Эти храмы, как правило, были с высокими колокольнями, с обилием резных элементов на крупных наличниках, богато декорированных крыльцах и остальном декоре фасадов. Подобных проектов было разработано Ф.Н. Малиновским множество с различными конфигурациями колоколен и куполов. К сожалению, большинство деревянных объектов не сохранилось до сегодняшнего дня, но характерные объекты, хоть и в искажённом виде есть, например, церковь Воздвиженья Креста Господня в селе Н. Кондрата и храм Петра и Павла в селе Бахта [7].

- Крупные и небольшие краснокирпичные храмы, выполненные в русско-византийском и неорусском стилях. Особенностью подобных храмов является вертикальность композиции фасадов и крестово-купольная планировка. Как правило, пятиглавые храмы характеризуются лаконичностью с одновременной детальной проработкой фасадов. Это выражается в смелых крупных архитектурных элементах в виде стрельчатых кирпичных порталов с умеренной детализацией, в крупном членение и рисунке плоскостей стен, пилястр, барабанов и т.д. Модулем деталей является

4 Конха - полукупол, свод в виде четверти сферы.

керамический кирпич. Применение в формообразование храма характерных для храмового зодчества различных эпох элементов архитектуры в виде полуколоннок, лопаток, закомар, прямоугольных ниш, спаренных арочных оконных проёмов и т.д. Ярким примером может служить храм в селе Смолдеярово (рис. 2, Б).

- Крупные краснокирпичные храмы соборного типа, выполненные в неовизантийском и русско-византийском стиле. Как и в предыдущей группе, особенностью подобных храмов является вертикальность композиции фасадов и крестово-купольная планировка. Храмы одноглавые с четырьмя небольшими главками по углам, многочисленными конхами и с более аскетичными фасадами, относительно первых двух групп. При проектировании псевдовизантийских храмов, архитекторы ориентировались на композицию и формообразование собора Софии в Константинополе. Необходимо отметить, что подобный тип храма в начале XX века строился в России повсеместно и отличия могли быть только в деталях и габаритах. Примером подобного типа храма может служить собор во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости.

7. По конструктивному решению

Все храмы Ф.Н. Малиновского по конструктивному решению, можно разделить на две основные группы:

1) церкви, выполненные из деревянных конструкций;

2) каменные четырёхстолпные церкви.

В четырёхстолпных храмах столпы имеют прямоугольное сечение сложных форм, на которые опираются крупные арки и своды. Подобное конструктивное решение больше применялись Ф.Н. Малиновским для монастырских соборов и для крупных приходских церквей (рис. 2). Необходимо отметить, что Ф.Н. Малиновский произвёл множество серьёзных перестроек и расширений храмов, кардинально менял конструктивные особенности объектов, пробивая в бесстолпных храмах арки внушительных размеров как, например, в Троицком соборе в Раифском монастыре [5, д. 141].

Уникальным для творчества Ф.Н. Малиновского по объёмно-планировочному и конструктивному решению храма, является трёхнефная деревянная церковь в селе Хир Касы Козмодемьянского уезда, построенная в 1896 году (рис. 3). План небольшой церкви представляет собой прямоугольник длиной около 9 и шириной 5,6 саженей (20х12 м) с пятиугольным алтарём. Три паперти устроены по центрам южного, западного и северного фасадов. Два ряда по четыре деревянных колонн по центральной оси разделяют храмовую часть на три нефа. Пространство интерьера дополнительно освещено окнами второго света. Над притвором церкви три главы, что также не характерно для объектов Ф.Н. Малиновского. По всей видимости, над притвором под крышей храма была устроена звонница [3].

TliiKiaU 'Jfjrrf- fr-Thjt Йл^Х^Ц ЗС^НАЧм^чНж^

Рис. 3. Проект деревянной церкви в деревни Хир Касы Козьмодемьянского уезда Казанской губернии 1986 год [2, д. 180]

Заключение

Храмовое зодчество гражданского инженера Ф.Н. Малиновского является подлинным отражением творческого метода и развитием архитектурного поиска мастера. Автор произвёл попытку систематизации и классификации храмовых престольных построек, принадлежащих руке Ф.Н. Малиновского. Составление типологического ряда храмовых построек и выявление основных градостроительных, планировочных, объёмных, стилевых и других особенностей в архитектуре Ф.Н. Малиновского, является важным результатом для понимания и осмысления архитектурного наследия мастера. Исследование состояния храмовых объектов мастера на бывших территориях Тверской и Казанской губерний, выявило, что множество крупных и мелких храмов на сегодняшний день утрачено. При этом в Твери на привокзальной площади воссоздаётся разобранный в советское время храм Александра Невского. В период с 1895-1911 гг., будучи в должности епархиального архитектора Казанской губернии, Ф.Н. Малиновский разработал множество различных проектов церквей, по которым велось строительство и после его отъезда. Опираясь на архивные данные, можно утверждать, что Ф.Н. Малиновским были разработаны деревянные типовые проекты храмов, которые в большом количестве реализовывались в Казанской губернии. Место и значимость архитектора Ф.Н Малиновского в общероссийских тенденциях кон. XIX-нач. XX вв. в культовом зодчестве предстоит оценить дальнейшим комплексным исследованием, но уже сегодня можно говорить о том, что развитие провинциальных храмовых построек шло в контексте храмового зодчества столичных архитекторов, но опиралось на местные региональные особенности. При этом, обладая знаниями инженера, Ф.Н. Малиновский внес свой вклад в российскую архитектуру и стал новатором в формообразовании православных храмов. Историк, кан. ист. наук Л.М. Муртазина, отмечает, что «такие гражданские инженеры, как Ф.Н. Малиновский, Л.К. Хрщонович строили весьма высокохудожественные сооружения», а также она отмечает, что Фёдор Николаевич Малиновский являлся одним из самых творчески «плодовитых» архитекторов Казанской губернии [8]. Автор статьи не только соглашается с этим утверждением, но и через разбор церковных построек зодчего доказывает - вклад Ф.Н. Малиновского в развитие церковной архитектуры России и в частности Казанской губернии существенен и заслуживает большего внимания. Храмовое зодчество Ф.Н. Малиновского является наиболее ярким отражением творческого метода архитектора, а также демонстрирует развитие архитектурного мастерства зодчего и требует серьёзного осмысления.

Список библиографических ссылок

1. Новиков С.В. Творческая деятельность Ф.Н. Малиновского, гражданского инженера и епархиального архитектора Казанской губернии // Известия КГАСУ, 2015, № 1 (30). - С. 26-34.

2. Леденева Г.Л. Гражданская архитектура российской провинции конца XIX-начала XX столетий (на примере застройки г. Тамбова): Тамб. гос. техн. ун-т, 2003.

3. Фахрутдинова И.А. Архитектура сельского православного прихода Казанской епархии середины XIX-начала XX веков. Диссертация на соискание степени кандидата архитектуры. - Казань, 2000. - С. 68-91.

4. Церковь Александра Невского. Православные храмы Тверской земли, 2006: URL: http://hram-tver.ru/tver/aleksnevsktv.html (дата обращения: 10.02.2016).

5. Национальный архив РТ, фонд 2, опись 14.

6. Крашенинников А.Ф. Максимов В.Н. - зодчий русского национального стиля 18821942 гг. - М.: Совпадение, 2006. - 27 с.

7. Команда кочующие. Храмы Чистопольского района, 2013. URL: http://komanda-k.ru.html (дата обращения: 11.02.2016).

8. Муртазина Л.М. Профессиональная и общественная деятельность архитекторов Казанской губернии (вторая половина XIX-начало XX в.) / Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. - Казань, 2000. - С. 44-91.

Novikov S.V. - post-graduate student

E-mail: to-stepa@mail.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Classification of patronal church objects of civil engineer and diocesan architect of Kazan province F.N. Malinovsky

Resume

The church architecture of civil engineer F.N. Malinovsky is a true reflection of the creative method and the development of master's architectural exploration. The author makes an attempt of systematization and classification of temple buildings, designed by F.N. Malinovsky. Making a typological series of temple buildings and identification of the main stylistic features of the architecture created by F.N. Malinovsky is the aim of the present study. The investigation of the current state of the temple architectural heritage created by Malinovsky. In the territory of the former Tver and Kazan provinces revealed that numerous of large and small churches have been lost. At the same time on the forecourt in Tver the dismantled in Soviet times temple of Alexander Nevsky that was built under the project civil engineer F.N. Malinovsky. In 1893 is being recreated. In the period of 1895 to 1911 F.N. Malinovsky being in the position of the diocesan architect of the Kazan province, has developed a number of different projects of the buildings for the needs of the church both stone and wooden. Among them, the most beautiful wooden churches, made in the «Russian national» style designed by F.N. Malinovsky in the 1895-1897 project of the tripartite wooden five-domed church with a tall bell tower in the village Apakovo can be regarded as an exemplary project of the village church. Based on archival data, it can be stated that these and other exemplary projects of churches, diocesan architect implemented in several districts of the Kazan province, for example, in the Spassky, Tetyushsky, Kazan and others. The place and the significance of the provincial architect F.N. Malinovsky in the religious architecture national trends of late XIX - early XX centuries are to be assessed in this study, but today we can say that the development of provincial temple buildings went in the context of church architecture of capital architects, based on local and regional features.

Keywords: F.N. Malinovsky, church architecture, civil engineering, creative method, «national trend» in Russian architecture of the late XIX-early XX centuries.

Reference list

1. Novikov S.V. Creative activity F.N. Malinovsky, a civil engineer and eparchial architect of the Kazan province // Izvestiya KGASU, 2015, № 1 (30). - Р. 26-34.

2. Ledeneva G.L. Civil architecture of the Russian province of the late XIX-early XX centuries (for example, development of Tambov): Thumb. State. Tehn. Univ., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Fakhrutdinova I.A. Rural Architecture of the Orthodox parish of the Kazan diocese mid XIX-early XX centuries. The thesis for the degree of candidate of architecture. - Kazan, 2000. - Р. 68-91.

4. The Church of Alexander Nevsky. Orthodox churches of the Tver land 2006. URL: http://hram-tver.ru/tver/aleksnevsktv.html (reference date: 10.02.2016).

5. The National archives RT, fund 2, an inventory of 14.

6. Krasheninnikov A.F. Maksimov V.N. architect Russian national stil 1882-1942. - M.: Match, 2006. - 27 р.

7. Team wandering. Temples Chistopol District 2013: URL: http://komanda-k.ru.html (reference date: 11.02.2016).

8. Muit^i^ L.M. Professional activities Architects Kazan province (second half of XIX-early XX century.). The thesis for the degree of candidate of historical sciences. - Kazan, 2000. - Р. 44-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.