УДК 726.516 + 726 ББК Щ103(2)
ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ РОТОНДАЛЬНЫХ ХРАМОВ РОССИИ ХУ!!!-Х!Х ВЕКОВ
О.Б. Терёшина
Приводятся результаты комплексного исследования ротондального культового зодчества России, рассматриваются объемно-планировочные и композиционные особенности ротондальных храмов по типам в контексте разработанной автором типологии.
Ключевые слова: ротондальный храм, культовое зодчество.
Строительство ротондальных храмов в России -своего рода феномен, поскольку ни один тип культовых построек не имеет столь четко выраженных границ, как региональных, временных, так и социальных. Период активного строительства каменных ротондальных храмов в России ограничен серединой XVIII - первой третью XIX века. Основной регион их строительства - усадьбы дворян и представителей наиболее состоятельных слоев российского общества в Москве и Подмосковье. Заказчиками строительства были в большинстве случаев крупные земле- и заводовладельцы. Авторы проектов храмов-ротонд - известные московские и петербургские архитекторы и мастера их круга, среди которых такие выдающиеся зодчие как В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Н.А. Львов,
О.И. Бове.
Выявленный пробел в истории отечественной архитектуры, связанный с отсутствием комплексного специального исследования ротондального культового зодчества как особого, нетрадиционного для России типа культовых сооружений, поставил перед нами несколько задач. Необходимо было в первую очередь выявить ротондальные храмы на территории России (существующие и утраченные) и провести их типологический анализ, направленный на определение объемно-планировочных и композиционных особенностей российских ротондальных храмов. Достаточно сложной задачей стало ограничение круга главных, наиболее действенных критериев классификации. Учитывая цель ее составления, прогнозируя основные результаты научно-исследовательской работы, в основу классификации ротондальных храмов был положен план сооружения. Устойчивые типологические признаки определялись по наличию и композиционной связи основных объемно-планировочных элементов (притвор, колокольня, трапезная, апсида) с главным - храмом-ротондой, план которого выполнен в форме круга или правильного многоугольника, перекрытого сомкнутым сводом или куполом, опирающимся непосредственно на наружные стены или внутренние опоры без применения дополнительных конструктивных элементов (например, парусов или тромпов).
Разработанная на основе системно-структурного анализа российского культового зодчества типология, включающая основные типологические группы ротондальных храмов, в пределах поставленных исследованием задач описывает их строение и хронологические рамки возведения, позволяет создать базу для изучения архитектуры объектов определенного региона в типологическом контексте объектов такого рода, их научно обоснованной атрибуции. «При рассмотрении ротон-дальных храмов в качестве главного принимается первоначальное объемно-планировочное решение без более поздних пристроев, направленных на увеличение их площади. Обращается внимание на некоторую относительность распределения церквей по группам, поскольку в одной ротондальной церкви нередко сочетались различные признаки, а позднейшие достройки изменяли типологическую принадлежность» [1]. На основе анализа особенностей объемно-планировочной структуры были выявлены основные типы российских ротонд: многолепестковая, «чистая», крестообразная, симметрично-осевая, трехчастно-осевая «кораблем», вписанная в треугольник, многоцентровая, «скрытая», фронтально-осевая. Рассмотрим подробнее каждый тип ротондального храма (см. рисунок).
К центрическим ротондальным храмам можно отнести многолепестковые, «чистые» и крестообразные ротонды, а также ротонды, вписанные в треугольник. Храмы-ротонды с центрической композицией не получили широкого распространения в российском культовом зодчестве как не отвечающие православной обрядности и русским традициям храмостроения. Они представлены единичными памятниками, некоторые из которых были достроены трапезными и колокольнями, чем была нарушена их центричность. В архитектурном отношении эти храмы стоят особняком от основного направления типологического развития русских ротонд.
Многолепестковые ротонды представлены несколькими храмами с восьмилепестковой формой плана: церковь Петра Митрополита Высокопетровского монастыря в Москве (1690), церковь иконы Божией Матери Знамения в Перове (1690-1705),
Центрические ротондальные храмы
Многолепестковая
ротонда
«Чистая»
ротонда
Крестообразная
ротонда
Ротонда, вписанная в треугольник
2
Продольно-осевые ротондальные храмы
Симметрично-осевая ротонда
Трехчастно-осевая ротонда «кораблем» с двухпридельной трапезной с прямоугольной трапезной
5
6
7
Фронтально-осевая ротонда
Многоцентровая ротонда
«Скрытая» ротонда
8
9
10
Примеры российских ротондальных храмов по типам:
1 - Церковь Трех святителей в с. Полуектово на Волынщине (сер. 1770-х-1780);
2 - Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово (1714-1754);
3 - Церковь Рождества Богородицы в Марфино (1701-1707);
4 - Церковь Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе Виноградово (1772-1777);
5 - Церковь свв. апп. Петра и Павла в усадьбе Марфино (конец 1770-х);
6 - Церковь Вознесения на Гороховом поле в Москве (1790-1793);
7 - Церковь Рождества Христова усадьбы Щеглятьево (1781-1796);
8 - Церковь Спаса Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское (1777-1782);
9 - Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Карачарово (1790-1795);
10 - Воздвиженская церковь в Коломне (1764)
1
церковь Спаса в с. Волынском на Сетуни (16991703), церковь Трех святителей в с. Полуектово на Волынщине (сер. 1770-х-1780), церковь-мавзолей А. Д. Ланского в Царском селе (1785-1790). К центральному восьмигранному пространству многолепестковых храмов-ротонд примыкают восемь апсид, равновеликих или чередующихся по размеру - по диагональным осям меньшие, чем по сторонам света. Во втором случае возвышающийся над центральным пространством восьмерик имеет грани разной ширины. В мавзолее Ланского использовано чередование полуциркульных и прямоугольных апсид. Форма апсид прочитывается как в интерьере, так и во внешнем облике зданий. В завершении восьмериков ротонд использован сомкнутый восьмилотковый свод (в церкви Петра Митрополита - шлемовидный).
К «чистым» ротондам можно отнести три церкви, уникальные для России своего времени и имеющие заимствованный из западно-европейской культуры характер объемно-планировочного решения: церковь Рождества Богородицы в Подмоклово (1714-1754), Смоленская церковь Троице-Сергеевой лавры в Загорске (1745-1748), церковь Казанской иконы Божией Матери в Лайково (1761-1762). Пространство алтаря включено внутрь ротондального объема этих церквей, имеющих в плане форму круга или многогранника. Двусветные ротонды перекрыты куполом с люкарнами и завершены световым барабаном с главою. В Казанской церкви световая ротонда второго яруса опирается на шесть внутренних пилонов.
Центрическая композиция крестообразных ротонд восходит к ротондальным храмам Европы,
Краткие сообщения
появившимся в конце XV в. в Италии, позднее на Украине и в Польше. Эта типологическая группа не многочисленна, а некоторые ротондальные крестообразные храмы так и остались в проектах. Первый такой храм-ротонда был построен в России в начале XVIII в. - церковь Рождества Богородицы в усадьбе Марфино (1701-1707); остальные уже в первой половине XIX в.: церковь Михаила Архангела с. Архангельское (1800), Никольская церковь с. Гребнево (1817-1823), Успенская церковь с. Косино (1818-1823), кладбищенские церкви Трех Святителей Верхнего (1827) и Успенская Нижнего Белоомута (1840). Крестообразная форма плана создается пристроенными к основному ро-тондальному объему по сторонам света прямоугольными в плане объемами алтаря и притворов, в большинстве случаев обработаных портиками. Ротондальный объем прочитывается во внешнем облике сооружения купольным световым барабаном. Ротонда при этом может опираться как на внутреннее кольцо опор, так и на внешние участки стен.
Ротондальные храмы с планами, вписанными в треугольник, имеют в своей основе четыре ротонды - одну крупную в центре и три малых вокруг, что позволяло органично разместить в новом по композиции объеме все традиционные части православного храма (собственно церковь, алтарь и два придела). Круглые объемы алтаря и приделов этих храмов-ротонд «спрятаны» в нижнем треугольном ярусе и не прочитываются во внешнем облике здания. Треугольная форма плана была совершенно новой для архитектуры русских храмов. И.Е. Путятин указывает в качестве возможного источника происхождения композиции этих церквей проект «храма Войны» из альбомов Ж.-Ф. де Неффоржа [2, с.173]. Такая композиция храма с планом в виде равностороннего треугольника со скругленными углами была использована дважды: в церкви Владимирской иконы Божией Матери усадьбы Виноградово (1772-1777) и церковь св. вмч. Георгия на Всполье в Москве (17791788). Из неосуществленных проектов можно назвать проект архитектора В. Мочульского Иоан-кинфиевской церкви для Висимоуткинского завода (1804).
Наибольшей типологической концентрации достигают в России храмы-ротонды с продольноосевой композицией, имевшей развитие по западно-восточной оси - симметрично-осевая ротонда и трехчастно-осевая ротонда «кораблем». К продольно-осевым ротондальным храмам можно также отнести многоцентровую, «скрытую» и фронтально-осевую ротонды, не получившие большого распространения.
Симметрично-осевые ротонды представлены церквями: Спаса Преображения в с. Коренево (1762-1777), свт. Николая чудотворца в усадьбе Летово (1773-1778), свв. апп. Петра и Павла усадьбы Марфино (конец 1770-х), в честь иконы Божией
Матери Одигитрии в с. Городище (конец 1780-х-1790), во имя влм. Димитрия Солунского в г. Рузе (1792), Вознесенской в г. Коломне (1792-1799), Казанской иконы Божией Матери усадьбы Бого-слово (1795-1801), Гребневской иконы Божией Матери усадьбы Одинцово (1801-1802), Никольской с. Кленовского (1822-1842), Всехсвятской на Новом кладбище в г. Перми (1832-1837). Основной пространственный смысл композиции этих храмов-ротонд: просторное наполненное светом через несколько ярусов проемов пространство храма контрастно по отношению к небольшим затененным притворам [3]. Различна форма их ротонд - восьмигранная, восьмилопастная или круглая в плане; ротонды перекрыты сомкнутым сводом или куполом. К ротондам без трапезных примыкают равновеликие объемы алтаря и западного притвора (квадратные, прямоугольные или полукруглые в плане), симметрично расположенные относительно основного ротондально-го объема. Северный и южный фасады украшены, как правило, ризалитами или портиками. Две симметрично-осевых ротонды в усадьбе Марфино и г. Рузе представляют собой редкий для русской архитектуры эпохи классицизма тип - ярусный центрический храм «иже под колоколы» или «под звоном».
Храмы-ротонды, построенные по трехчастноосевой схеме «кораблем», имеют пространственную композицию с последовательно расположенными по западно-восточной оси колокольней, трапезной и основным объемом в виде ротонды. Эти храмы очень разнятся по структуре основного ро-тондального объема (в плане круглый или многогранный, в форме толоса или цилиндра, с внутренними опорами и без них), по наличию и форме алтарной апсиды, по композиции трапезной, по наличию и расположению приделов, по завершению ротонды (купол или свод). Большинство церквей конца XVIII - начала XIX века были построены, а более ранние центрические церкви достроены по этой композиционной схеме.
Среди трехчастно-осевых ротонд «кораблем» можно выделить две подгруппы по композиции трапезной и наличию приделов. Большинство этих храмов имели двухпридельные в сочетании с трехнефной структурой трапезные, что способствовало увеличению их площади. Алтарь мог размещаться как внутри ротондального объема, так и в алтарной апсиде, имевшей разнообразные формы (прямоугольную, полукруглую, сложную). Для этих храмов-ротонд характерны сложные формы плана и многообъемные композиции. К трехчастноосевым ротондам «кораблем» с алтарем, расположенным в пределах ротонды, относятся: в Москве церкви Вознесения на Гороховом поле (17901793) и Всех скорбящих Радости на Б. Ордынке (1828-1836), Покровская церковь усадьбы Андреевское (1790-1803), Троицкая церковь усадьбы Троицкое-Ратманово (1815). Большее распростра-
нение получил вариант с алтарной апсидой. Такие церкви расположены в усадьбах и селах: Константиново - Святой Троицы (1797), Растуново -Иверской иконы Божией Матери (1797-1799), Ис-лавское - Спасская (1799), Хомутово - Покровская (1800-1856), Петровское - Петропавловская (1805), Аносино - Борисоглебский собор Аносино-Борисо-глебского монастыря (1810-1812), Царево - Никольская (1812-1815), Аристов погост - Троицкая (1822).
Размещение алтаря внутри ротондального объема уменьшало и без того небольшую площадь основного храма. Поэтому активнее строились ротондальные храмы с алтарной апсидой. Несмотря на наличие апсиды в нескольких храмах сохранена центричность композиции основного объема. Тема круглого усадебного храма-мавзолея, окруженного колоннадой, в сочетании с трехчастноосевой композицией воплощена в церквях усадеб Константиново (1797), Архангельское (1822), Пехра-Покровское (1825-1829). Основной центричный объем этих церквей выполнен в виде двусветной купольной ротонды, окруженной в первом ярусе колоннадой. Апсида алтаря представляет собой в плане сегмент круга и примыкает вплотную к восточной части колоннады. Симметрично ей с запада (между ротондой и трапезной) выполнен аналогичный объем, так с боковых сторон ротонды образуются глубокие лоджии.
Менее распространены были осевые трехчастные объемно-пространственные композиции ротондальных церквей с простой прямоугольной трапезной и равным ей по ширине и высоте алтарным объемом. К ним можно отнести церкви: Рождества Христова усадьбы Щеглятьево (1781-1796), Покровская усадьбы Горошково (1811), Смоленская с. Карино (1824-1829). Широкая двусветная купольная ротонда этих церквей «разбивает» более узкий невысокий прямоугольный объем на две разновеликие части - алтарную апсиду и трапезную. Прямоугольная апсида церкви Рождества Христова дополнена полукруглым выступом. С западной стороны культовые здания завершены двухъярусной колокольней.
Своеобразной переработкой трехчастно-осевой схемы «кораблем» являются многоцентровые ротонды, составляющие немногочисленную типологическую группу: церковь свв. мчч. Косьмы и Дамиана на Маросейке в Москве (1791-1803), церковь свт. Николая Чудотворца с. Карачарово (1791-1795), Спасская церковь с. Протасьев Угол (1792-1799), церковь с. Кочемля (1799), церковь вмч. Димитрия Солунского с. Шиманово (18001801). Продольно развитая сложная многообъемная композиция этих церквей создана группой из четырех ротонд (церковь, апсида и два придела), прямоугольной трапезной и колокольней. Двусветная купольная ротонда храмов и пониженные алтарь и приделы составляют живопис-
ную пирамидальную группу. В главный храм и трапезную ведут западный, южный и северный порталы.
Во внешнем облике «скрытых» ротонд не прочитывается внутренняя ротонда основного храма. Эта типологическая группа представлена очень разными по объемно-планировочной композиции храмами: Воздвиженская церковь в г. Коломне (1764), церковь Владимирской иконы Божи-ей Матери с. Баловнева (1790-1799), Троицкая церковь с. Новая Шурма (1798-1812), церковь Всех скорбящих на пр.Чернышевского в г. Санкт-Петербурге (1817-1818), Никольская церковь г. Усолье (1813-1820), Крестовоздвиженская церковь с. Звериноголовское (до 1826). Для этих храмов-ротонд сложно выделить другие единые типологические признаки, кроме главного - план их основного объема сочетает внешний квадратный абрис с круглым внутренним помещением; ротонда выявлена в экстерьере зданий как массивный купольный барабан, возвышающийся над четвериком основания храма. Наличие и сочетание остальных объемов (трапезной, колокольни, приделов, алтарной апсиды) весьма разнится.
Несколькими оригинальными сооружениями представлена типологическая группа фронтальноосевых ротонд: церкви Спаса Преображения
усадьбы Пехра-Яковлевское (1777-1782), Ильи-пророка на Пороховых заводах в г. Санкт-Петербурге (1781-1785), Свято-Троицкая усадьбы Александровское (1785-1787), церкви-мавзолеи в усадьбах Никольское (1789-1804) и Отрада в Семеновском (1832-1835), Казанская церковь пос. Тельма (1816). Тема римской ротонды хорошо прочитывается в образе этих храмов, продольная ось которых подчеркнута с западной стороны притвором и портиком, образующими входную группу перед купольной ротондой. К этой типологической группе отнесены среди остальных несколько церквей, близких по рисунку плана симметрично-осевым ротондам с равновеликими объемами алтарной апсиды и западного притвора. Однако характер объемной композиции у них иной - акцент смещен на входную группу и храмы имеют ярко выраженную фронтально-осевую композицию.
В ходе исследования были выявлены и описаны основные типологические группы ротондаль-ных храмов России с различным характером объемно-планировочной структуры. Учитывая, что круглая форма использовалась в культовом зодчестве за всю историю человечества чрезвычайно редко, а в России за короткий период сформировалось девять типов храмов-ротонд, можно говорить о большом интересе русских архитекторов эпохи классицизма к образу ротонды. Типологическое многообразие обусловлено переработкой заимствованных из античной и западноевропейской архитектуры ротондальных форм на основе русских
Краткие сообщения
традиций храмостроения. Процесс переосмысления и интерпретации классических образцов архитектурного наследия привел к появлению наиболее многочисленной типологической группы трех-частно-осевых ротондальных храмов «кораблем», не встречающихся в культовом зодчестве других стран. Проведенное исследование помогает обобщить историю строительства храмов-ротонд в России, выделить наиболее важные особенности этого процесса. Нельзя утверждать, что автору удалось выявить все ротондальные храмы на территории России, поэтому разработанная типология поможет в дальнейшем определить типологическую принадлежность пока не известных и не описанных храмов-ротонд, атрибутировать отдельные памятники, определить их взаимосвязь с другими школами и направлениями.
Литература
1. Терёшина, О.Б. Ротондальные храмы Урала: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / О.Б. Терёшина. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2010. - 24 с. -http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/2985/2/urgu0783s.pdf.
2. Путятин, И.Е. Архитектура русских усадебных церквей в эпоху классицизма (на примере Подмосковья: дис. ... канд. архитектуры /И.Е. Путятин. - М.: РГБ, 2005. - http://dlib.rsl.ru/ information.php?path=/rsl01000000000/rsl01000186 000/ Ы01000186234/Ы010 00186234.pdf
3. Бусев-Давыдов, И. Л. Эволюция внутреннего пространства храмов XVII века / И.Л. Бусев-Давыдов // Архитектурное наследство / под ред. О.Х. Халпахчьяна; ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М, 1995. - Вып. 38. - С. 265-281.
Терёшина Ольга Борисовна, доцент кафедры архитектуры, доцент кафедры дизайна и изобразительных искусств, Южно-Уральский государственный университет. Тел.: (351)2679256; [email protected].
Bulletin of the South Ural State University Series “Construction Engineering and Architecture” ________________________2013, vol. 13, no. 2, pp. 76-80
TYPOLOGICAL DIVERSITY OF XVIII-XIX CENTURIES ROTUNDA TEMPLES IN RUSSIA
O.B. Tereshina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
Results of copmpehensive research on Russian rotunda temples architecture are presented. Space planning and composition features are assessed in frames of author-developed typology.
Keywords: rotunda temple, religious architecture.
Поступила в редакцию 4 сентября 2013 г.