Научная статья на тему 'Особенности барокко и классицизма в архитектуре церквей Южного Урала'

Особенности барокко и классицизма в архитектуре церквей Южного Урала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1359
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООТНОШЕНИЕ КУЛЬТОВЫХ ПАМЯТНИКОВ БАРОККО И КЛАССИЦИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ / ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ БАРОЧНЫХ ЦЕРКВЕЙ / ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕРКВЕЙ РАННЕГО / ЗРЕЛОГО И ПОЗДНЕГО КЛАССИЦИЗМА В РЕГИОНЕ / ХРАМЫ ТИПА "КОРАБЛЕМ" И ЦЕНТРИЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ БАРОККО И КЛАССИЦИЗМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономаренко Елена Владимировна

Работа посвящена анализу появления и развития архитектурных стилей барокко и классицизма на Южном Урале. На примере архитектурных памятников Челябинска, Оренбурга, Кыштыма, Сима и других городов и сел Челябинской области рассматриваются особенности барокко и классицизма в регионе. В статье приведен материал, собранный автором во время натурных экспедиций на территории Челябинской и Оренбургской областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности барокко и классицизма в архитектуре церквей Южного Урала»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 5 (143). Филология. Искусствоведение. Вып. 29. С. 162-165.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Е. В. Пономаренко

ОСОБЕННОСТИ БАРОККО И КЛАССИцИЗМА в архитектуре церквей ЮЖНОГО УРАЛА

Работа посвящена анализу появления и развития архитектурных стилей барокко и классицизма на Южном Урале. На примере архитектурных памятников Челябинска, Оренбурга, Кыштыма, Сима и других городов и сел Челябинской области рассматриваются особенности барокко и классицизма в регионе. В статье приведен материал, собранный автором во время натурных экспедиций на территории Челябинской и Оренбургской областей.

Ключевые слова: соотношение культовых памятников барокко и классицизма на Южном Урале; описание и анализ барочных церквей; описание и анализ архитектуры церквей раннего, зрелого и позднего классицизма в регионе; храмы типа «кораблем» и центричной композиции; характерные черты развития барокко и классицизма.

В конце XVIII - первой половине XIX века в архитектуре православных церквей региона преобладал классицизм. Проведенное автором обследование территорий Челябинской и Оренбургской областей показало, что распространение барокко на Южном Урале имело весьма ограниченный характер. Это было типично для многих регионов, которые активно осваивались русскоязычным населением в рассматриваемый период, что отмечали многие исследователи. Например, академик А. В. Иконников утверждал, что «...классицистическая архитектура, распространившая свое влияние до пределов города в целом, стала в России начала XIX века главным стилеобразующим началом, подчинившим другие виды художественной деятельности, участвующие в формообразовании среды»1.

Барочных церквей на Южном Урале не сохранилось. Анализ архивных источников показывает, что наиболее примечательными памятниками были храмы этого стиля в Оренбурге - летняя Преображенская (1750 г., арх. Мюллер) и зимняя Введенская (1752 г.), а также Георгиевская в форштадте, основанная в 1756 г. Композиция большинства барочных церквей строилась на распространенной в провинции схеме с последовательно расположенными колокольней, трапезной, основным объемом и выступающим алтарем. Характерными были колокольни классических очертаний, которые часто возводились позднее основной части церкви, в период господства классицизма.

Например, здание Преображенской церк-

ви отличалось сдержанностью архитектуры. Композиционно оно было построено по типу «кораблем», состояло из основного объема и встроено-пристроенной колокольни. Фасады членились лопатками, которые по углам колокольни были рустованы. Основной объем

- невысокий односветный, был завершен непропорционально маленьким куполом на граненом барабане с главкой. Колокольня - квадратная в плане трехъярусная. Спокойные классические ярусы имели неожиданное барочное завершение с изогнутыми фронтонами и круглыми окошками по четырем сторонам купола.

Каменная Введенская церковь тоже соединяла в себе классические и барочные черты. Общая композиция кораблем была дополнена боковыми выходами с фронтонами, придающими зданию элемент центричности. Основной объем - односветный, был завершен куполом на высоком барабане. Фасады мерно членились лопатками, по углам рустованными. Колокольня храма была надстроена над крышей в два яруса. Первый ярус - квадратный, был фланкирован крупными барочными волютами. Второй ярус представлял собой рустованный восьмерик с куполом и главкой. Невысокий входной пристрой - более поздний.

Памятники раннего классицизма XVIII века представлены в регионе значительно лучше. Композиционно они варьировали тот же тип осевой композиции. Особенностью региона было использование многочисленных барочных и традиционных деталей декора, например, характерного «невьянского»

орнамента - ступенчатых сосулек. Формы, заимствованные из барокко, встречаются и в завершениях церквей. Например, характерные восьмерики устюжской школы.

Характерным примером является церковь Иоанна Предтечи в Кыштыме, построенная в 1770 году. Ее композиционное решение соответствует схеме «кораблем». По одной оси последовательно расположены: колоколь-

ня, трапезная, основной четверик и алтарь. Прямоугольная алтарная апсида имеет маленькую пристроенную полукруглую апсиду, перекрытую конхой, составляющую половину высоты основного алтаря. Основной четверик церкви увенчан двухъярусным барабаном из восьмериков с полусферическим куполом. Под профилированными карнизами ярусов проходят ленты орнаментов из ступенчатых сосулек. Основной четверик церкви двухсветный. Ярусы его разделены лентой орнамента из ступенчатых сосулек, который располагается в уровне высоты трапезной и алтаря. Под венчающим карнизом четверика находится двойная лента орнамента из треугольников и ступенчатых сосулек, разделенная горизонтальными тягами. Углы четверика, как и углы всех остальных частей здания кроме колокольни акцентированы пилястрами. Самой нарядной частью церкви является массивная колокольня. Общие пропорции объема колокольни этой церкви необычны для региона. Высота ее не намного превышает купол средокрестья, а по площади колокольня больше трапезной и сравнима с основным четвериком церкви. Колокольня имеет три яруса, которые увенчаны полусферическим куполом с фонарем. Все ярусы представляют собой четверики. Нижний четверик очень высокий, возвышается над объемом трапезной. Выше второго карниза в аттик с четырех сторон вписаны треугольные фронтоны. Нижний ярус венчается третьим карнизом с большим выносом. Аттик украшен небольшими нишами и филенками разной формы. Нижняя часть первого яруса завершается лентой орнамента из ступенчатых сосулек под карнизом. Грани четверика членятся плоскими пилястрами. В центральном простенке расположены входной проем или окна, в боковых - декоративные ниши. Второй и третий ярусы колокольни декорированы одинаково. Углы акцентированы спаренными колоннами, приставленными к стене. Грани членятся плоскими пилястрами, на которые опирается подобие антаблемента.

ХристорождественскийсоборвЧелябинске был заложен в 1748 году. Здание тоже имело композицию, развивающуюся по продольной оси. Трехсветный четверик был увенчан пя-тиглавием. Центральная главка - на глухом восьмигранном барабане. Апсида полукруглой формы была ниже четверика. Под сводами располагались люнеты. Углы четверика имели рустовку, арочные окна были обрамлены наличниками. Колокольня имела три яруса и восьмигранное основание. Она возвышалась над входным притвором, увенчана была шлемовидным куполом с высоким шпилем. Перед колокольней на двускатной кровле притвора располагалась небольшая главка на высоком круглом барабане. Строительные работы велись под надзором каменщиков Далматова монастыря Акинфия Стафеева, Акинфия Денисова и Ивана Погошева. Возведение Христорождественского собора было частью активной строительной деятельности Успенского Далматовского монастыря в Приуралье. На современников это здание производило мрачное впечатление. Н. Лендер пишет в XIX веке: «Около Челябинского базара - старинный и типичный собор в честь Рождества Христова. Он мрачный с высокими сводами и с иконами старого письма. Массивные стены переносят нас в прошлое столетие»2.

В начале XIX века классицизм переходит в зрелую стадию. Становятся популярны церкви типа «кораблем», но с дополнительной перпендикулярной композиционной осью, которая подчеркивалась входами и портиками с севера и юга. Типичными примерами этой композиционной схемы являются церкви Дмитрия Солунского в Симе и Казанской Божьей в Нижнем Уфалее.

Церковь Дмитрия Солунского при Симском заводе - это один из наиболее интересных памятников зрелого классицизма. В советский период она была сильно обезображена, утратила завершение. Она имела композиционную схему «кораблем» с колокольней, трапезной, основным четвериком и алтарем. Анализируя фотографии конца XIX - начала XX века можно сделать вывод, что это был одноглавый храм. Он включал основной объем, завершенный куполом на высоком световом барабане, и четырехъярусную колокольню. Алтарь церкви представляет собой пятигранную апсиду, перекрытую конхой. Углы ее акцентированы тосканскими пилястрами,

несущими антаблемент с сильно вынесенным карнизом. Основной четверик церкви, который раньше имел треугольные фронтоны, в настоящее время выделен тосканскими полуколоннами. Четыре большие полуколонны расположены по две в боковых частях фасада четверика средокрестья. Они несут антаблемент с карнизом (фронтон утрачен). Между каждой парой полуколонн находится полуци-линдрическая ниша с полуциркульным завершением. Над нишей помещена восьмиугольная плоская ниша. Центр фасада оформлен порталом из двух более низких тосканских полуколонн с антаблементом и треугольным фронтоном. Внутри портала находится окно с полуциркульным завершением, по бокам портала - прямоугольные окна меньшего размера. Над ними - маленькие круглые ниши. Боковые фасады трапезной и входного придела расчленены пилястрами, на которые опирается трехчастный антаблемент. Окна в простенках прямоугольной формы, завершены декоративным накладным архивольтом, который опирается на горизонтальную тягу.

В Нижнем Уфалее была построена церковь иконы Казанской Божьей матери в стиле классицизм. Это храм, состоящий из последовательно расположенных входного придела с колокольней, трапезной, основного четверика и прямоугольного в плане алтаря. Колокольня храма отодвинута вглубь сильно выступающего входного придела. Она состоит из одного сквозного яруса (звона), который находится на высоком трехчастном пьедестале, разделенном карнизами. Выше расположен купол со шпилем на барабане. Ярус звона представляет собой приземистый четверик и имеет высокие проемы в центре каждой грани. Декор четверика очень скромен. Он состоит из архивольта с выраженным замковым камнем и небольшого карнизика в уровне пяты арки проема. Западный фасад входного придела декорирован четырьмя тосканскими пилястрами, несущими упрощенный антаблемент. В среднем интерколумнии находится дверной проем с полуциркульным завершением и накладная арочка. Боковые фасады входного придела, трапезной и алтаря оформлены одинаково. В верхней части фасадов проходит горизонтальная тяга. Окна - прямоугольные в простых плоских наличниках с сандриками. Восточный фасад алтаря завершен треугольным фронтоном. Основной четверик церкви имеет входы с юга и с севера. Фасады

декорированы пилястрами и завершены треугольными фронтонами. Средокрестье церкви имеет необычное для Южного Урала завершение. Это больших размеров купол, на котором находится луковка на граненом барабане. Такие же небольшие луковки на барабанах расположены на углах выступающего вверх за основной объем подкупольного квадрата. Эта церковь представляет собой необычный по пропорциям и декору вариант классицизма для нашего региона. Объем церкви сильно вытянут по оси запад-восток, а завершения кажутся несколько непропорциональными высоте нижнего объема.

Из центричных церквей в стиле классицизм начала XIX сохранились только храмы крепостей Новой линии - пятиглавые крестовокупольные (церковь Александра Невского в п. Наследницкий и церковь Николая Чудотворца в п. Николаевка). Их объемно-пространственная композиция отличается подчеркнутой центричностью: крест в плане, входы с трех сторон почти одинаковой значимости, расположение четырех второстепенных главок вокруг более крупной центральной. Размеры храма невелики (8,30х8,30 м - ядро креста и 4,50х8,30 м - концы креста). Церкви имеют два отделенных стеной помещения при входе. Алтарь - в прямоугольном помещении (конце креста), перекрытом цилиндрическим сводом. Купольное завершение выглядит очень мощно, высота основного объема храма и центральной луковки (без креста) приблизительно одинакова. Центральная луковка крупных размеров находится на шестигранном барабане с удлиненными, завершенными полуциркульной аркой окнами в каждой грани. Она окружена тремя маленькими и колокольней с луковичным завершением. Луковка колокольни больших размеров, имеет более высокий и широкий цилиндрический барабан с тремя открытыми проемами.

Стены основного объема обеих церквей декорированы практически одинаково. Углы концов креста обработаны лопатками с высокой плоской нишей, отдаленно напоминающими пилястры, т. к. на них опирается упрощенного профиля антаблемент. Каждый из простенков декорирован высокой накладной полуциркульной с остроконечным завершением аркой, которая объединяет два проема, расположенные один над другим. Описанные накладные арки являются гипертрофированным подобием древнерусского наличника.

Наиболее типичным примером классицизма первых двух десятилетий XIX века на Южном Урале является церковь Иконы Знамения Пресвятой Богородицы в селе Воскресенское Каслинского Челябинской области. Она построена в 1819 году архитектором М. П. Малаховым. Объемное решение строится на последовательном расположении колокольни, трапезной, основного двухсветного четверика и полукруглой апсиды. Основной четверик с севера и юга имеет глубокие четырехколонные коринфские портики с треугольными фронтонами, которые акцентируют боковые входы. Завершен основной четверик крупным полусферическим куполом на высоком круглом световом барабане. Это завершение равно по высоте основному четверику и хорошо сочетается с ярусом звона колокольни, решенным как классическая купольная ротонда. Световой барабан декорирован двумя карнизами с лентой орнамента в виде гирлянд между ними. Верхний ярус

- ротонда - имеет купол параболических очертаний. Нижняя часть церкви, в том числе апсида, украшена спаренными ионическими пилястрами, которые несут антаблемент с сильно вынесенным карнизом с сухариками. Окна расположены в два яруса - полукруглое и высокое прямоугольное. По низу полукруглых окон проходит горизонтальная тяга, опоясывающая весь объем. Церковь построена из кирпича и оштукатурена. Элементы декора выявлены на фасадах бирюзовым цветом, в которые покрашены и купола. В целом здание отличается уравновешенностью композиции и пропорциональностью всех ее элементов.

Более лаконичный вариант стиля воплощен в церквях Казанской Богоматери в с. Сухоречка Бузулукского района Оренбургской области и Верхнеапостольская церковь в селе Нижнепетропавловском Красноармейского района Челябинской области. Последняя была построена в первой половине XIX века на средства крестьян. На рубеже XIX-XX веков к ней был пристроен северный придел. Церковь состоит из квадратной основной части с пятигранной апсидой, трапезной и из

колокольни. Основная часть храма - квадратная в плане, бесстолпная, перекрыта высоким сомкнутым сводом, увенчанным мощным восьмигранным световым фонарем с плоским куполом и главкой на высоком барабане. Южная и северная стены четверика декорированы двумя ярусами пилястр по углам и двумя рядами высоких окон с полуциркульным завершением. Над окнами располагаются сандрики с треугольными фронтончиками и профилированными кронштейнами. Колокольня церкви имеет пять ярусов: три четверика и два четверика со срезанными углами.

Таким образом, в стилевой культовой архитектуре Южного Урала начало периода барокко совпало с основанием русских крепостей - вторая треть XVIII века, а с 70-х годов - появился классицизм. Период зрелого классицизма начался с 20-х годов XIX века. Наиболее популярным композиционным решением церквей рассматриваемого периода было последовательное расположение колокольни, трапезной, основного объема и алтарной апсиды. Центричные здания встречались значительно реже. Барочные храмы часто имели пристрои, выполненные в стиле классицизм. В произведениях классицизма долго сохранялись элементы барокко, прежде всего, элементы барочного декора (наличники, орнамент). Использовались и характерные завершения из нескольких последовательно расположенных восьмериков. Такое смешение форм и элементов декора приводило к некоторой эклектичности образа церкви, которую можно считать наиболее характерной особенностью для культовой архитектуры в регионе.

Примечания

1 См.: Иконников, А. В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды / А. В. Иконников. - М., 1985. - С. 48.

2 См.: Дегтярев, И. В. Купола над городом / И. В. Дегтярев, В. С. Боже. - Челябинск, 1992. - С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.