Научная статья на тему 'Храмовая архитектура юго-восточных уездов Вятской губернии второй трети XIX века'

Храмовая архитектура юго-восточных уездов Вятской губернии второй трети XIX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
251
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ЭКЛЕКТИКА / ЦЕРКОВЬ / МЕТОД / АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ARCHITECTURE / ECLECTICISM / CHURCH / METHOD / ARCHITECTURAL PROJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гильдина Татьяна Александровна

В настоящее время существует условное мнение о том, что на смену классицизму в архитектуре пришла эклектика. Однако то был не кардинальный процесс, поэтому изменение предпочтений в архитектуре имело свои последовательность и скорость. В данной статье предпринята попытка анализа основных направлений, в которых велось строительство, а также архитектурных особенностей храмовой архитектуры Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии во второй трети XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гильдина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH ARCHITECTURE OF SOUTH-EASTERN DISTRICTS OF VYATKA PROVINCE OF THE SECOND THIRD OF THE XIX CENTURY

Nowadays there is an adopted opinion that classicism in architecture was replaced by eclecticism. But this process was not instantaneous; the change of architectural preferences occurred gradually. The article analyzes the basic architectural trends and peculiarities of church architecture of Sarapul, Glazov, Yelabuga and Malmyzh districts of Vyatka province in the second third of the XIX century.

Текст научной работы на тему «Храмовая архитектура юго-восточных уездов Вятской губернии второй трети XIX века»

Гильдина Татьяна Александровна

ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНЫХ УЕЗДОВ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

В настоящее время существует условное мнение о том, что на смену классицизму в архитектуре пришла эклектика. Однако то был не кардинальный процесс, поэтому изменение предпочтений в архитектуре имело свои последовательность и скорость. В данной статье предпринята попытка анализа основных направлений, в которых велось строительство, а также архитектурных особенностей храмовой архитектуры Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии во второй трети XIX века. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/9/15.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 64-69. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

ACTIVITY OF ALL-ZEMSTVO FOOD ASSISTANCE ORGANIZATION AS COVERED BY THE BRITISH PRESS (1905-1907)

Galkin Pavel Vladimirovich, Doctor in History, Associate Professor Lovyagin Nikolai Vital'evich

State University of Humanities and Social Studies in Kolomna pvgalkin@yandex.ru; lovyagin@ya.ru

The article examines British perception of activity of the All-zemstvo Charitable Food Assistance Organization in the period of hunger of 1905-1907. British correspondents were shocked by the scale of disaster in Russia and insufficient efforts of the government to minimize consequences of hunger. At the same time British journalists highly appreciated zemstvo activity to organize canteens and bakeries, to distribute allowances and to sell food at low prices.

Key words and phrases: British newspapers; hunger; government; All-zemstvo Organization; charitable food assistance.

УДК 726.03 Искусствоведение

В настоящее время существует условное мнение о том, что на смену классицизму в архитектуре пришла эклектика. Однако то был не кардинальный процесс, поэтому изменение предпочтений в архитектуре имело свои последовательность и скорость. В данной статье предпринята попытка анализа основных направлений, в которых велось строительство, а также архитектурных особенностей храмовой архитектуры Са-рапульского, Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии во второй трети XIX века.

Ключевые слова и фразы: архитектура; эклектика; церковь; метод; архитектурный проект.

Гильдина Татьяна Александровна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург felmantanya@gmail. com

ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНЫХ УЕЗДОВ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

В статье проведен анализ объемно-пространственных композиций храмов, возведенных в период второй трети XIX века на территории Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии, с целью установить основные направления, в которых велось храмовое строительство.

Для достижения цели необходимо решить задачи по сбору в единый каталог и анализу храмов, построенных в рассматриваемый период на территории юго-восточных уездов Вятской губернии.

Вторая треть XIX века ассоциируется с принципиальными изменениями в истории русского храмового зодчества. В первую очередь для этого периода характерна переориентация вкусовых предпочтений в сторону русского стиля, который включает в себя и архитектурный метод эклектики. В последние десятилетия в научном сообществе появилось множество научных трудов, обращенных к изучению архитектуры второй четверти XIX - начала XX века, в частности, эклектике как архитектурному методу, а поэтому существует уже вполне серьезный взгляд на историю развития архитектуры.

Вопросы теории метода эклектики раскрывались в многочисленных фундаментальных исследованиях Е. И. Кириченко, А. Л. Пунина, Е. Ф. Борисовой, В. Г. Лисовского [4; 9; 10]. Одним из важнейших исследований можно считать публикацию Е. И. Кириченко «Русская архитектура 1830-1910-х годов» [4], в которой приведена подробнейшая характеристика сложных понятий о взаимосвязях стилевых систем эклектики. Автор сделал попытку впервые определить характеристику стиля эклектики, разделяя понятия «эклектизм» и «стилизаторство». Им было выявлено два этапа развития стиля: период романтизма - вторая треть XIX века -и период, выраженный в идеях, принципах и понятиях историзма второй половины XIX века. Весьма содержательна в вопросах теории развития двух направлений статья этого же автора «Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (к вопросу о двух фазах развития эклектики)», опубликованная в 1988 году [3]. Публикация «Архитектурные теории XIX века в России» [2] представляется крупным исследованием, включающим анализ русской архитектурной мысли не только архитекторов, но и мыслителей, литераторов, философов.

Также можно выделить публикации, посвященные вопросам теории и истории метода, таких авторов, как Д. П. Шульгина, Т. В. Колобаева, А. В. Берташ. Статья «Эклектика в российской провинции: фактор архитектурного наследия при выявлении региональных особенностей» [13] Д. П. Шульгиной отображает метод эклектики в провинции на примере Владимирской и Калужской губерний. Провинциальной архитектуре посвящена публикация Т. В. Колобаевой «Архитектура церквей южного Урала второй половины XIX - начала XX века» [5].

Важной для исследования архитектуры рассматриваемого периода является публикация А. В. Берташ «Стилистические особенности храмостроительства в 1830-1870-е годы в России: столица и национальные окраины» [1], в которой обстоятельно анализируется творчество и значение проектов К. А. Тона не только для столицы, но и для провинции.

Истории архитектурного наследия Вятской губернии посвящено множество публикаций А. Г. Тинского [11] и М. В. Курочкина [6-8], в которых взгляд на архитектурное наследие региона строится на фактологическом

материале и во многом идет через призму работы инженеров и архитекторов. Целостную картину истории архитектуры Удмуртского региона попытался показать Е. Ф. Шумилов в работе «Христианство в Удмуртии» [14], однако необходимо подчеркнуть, что его выводы и заключения носят обобщенный характер.

Опираясь на хронологические данные, предложенные Е. И. Кириченко, можно утверждать, что появление эклектики совпало с зарождением ее первого «романтического» этапа, который пришелся на 1800-1810-е годы. Период конца 1820-х - 1840-х годов отличается зрелостью романтического этапа эклектики, а 1850-1860-е годы - период угасания фазы романтизма и одновременно развития историзма - достигает вершин развития в 1870-1890-е годы [3, с. 132].

Такие хронологические данные, конечно, применимы и к провинциальной архитектуре, но с небольшой ремаркой. Прежде всего, нужно отметить, что приход нового метода в провинцию происходил с небольшим опозданием. И не будем забывать, что традиции классицизма встречаются в регионе вплоть до начала второй половины XIX века, параллельно сосуществуя с тенденциями нового метода, который вскоре получает широчайшее распространение по всей территории России, в том числе в Вятской губернии.

Вторая треть XIX века становится периодом активнейшей работы целого ряда архитекторов [8, с. 17] -выпускников Академии художеств, включающих в свои проекты привычные региону классицистические особенности.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Дер. Выезд, 1845 г. Фото автора, 2017 г.

Этот факт иллюстрирует множество церквей, возведенных на территории Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов во второй трети XIX века, - церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Выезд (построена в 1845 году), церковь Троицы Живоначальной в селе Кизнер (1835-1858), церковь двенадцати Апостолов в селе Ежево (1851-1855), церковь Петра и Павла в селе Тыловыл-Пельга (1859), Христорождественская церковь в селе Мещеряково середины XIX века и церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Старый Мултан (1860).

Церковь Троицы Живоначальной. Село Кизнер, 1835-1858 гг. Фото 1939 г. ЦГА УР, ф. 120, фотофонд № 05873

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Село Старый Мултан, 1860 г. Фото ЦГА УР, ф. 120, оп. 1Ф, д. 8998

Все эти примеры имеют схожее объемно-пространственное решение. Композиция церквей вытянута за счет расположения основного объема с полуциркульной или прямоугольной апсидой, трапезной и колокольней по одной продольной оси. Кубовидный основной объем увенчан ротондальным барабаном с полусферическим куполом, с севера и юга дополнен четырехколонными портиками. Все части церквей имеют небольшую разницу в ширине объемов, апсида несколько ниже и уже основной части храма, трапезная либо равна, либо чуть шире. Западный притвор служит основанием для небольшой ярусной колокольни. Во всех случаях ярус звона имеет арочные проемы и завершается куполом, в некоторых случаях граненным. Декоративное решение церквей достаточно сдержанно. Оконные проемы расположены в фигурных нишах с ярусными архивольтами. Ритм вертикалей строится лишь за счет колонных портиков и простых лопаток по углам западного притвора, горизонталь подчеркивается ленточным фризом и небольшим цоколем. Можно отметить, что композиционное решение поздних памятников максимально упрощено и лишено излишеств как в планировочной структуре, так и в декоративном решении.

Большинство храмов, возведенных в период второй трети XIX века на территории Сарапульского, Гла-зовского, Елабужского и Малмыжского уездов, относятся к самому распространенному типу построек и имеют традиционное планировочное и объемно-пространственное решение [Там же, с. 18].

Параллельно со второй половины XIX века архитектурная история региона начинает идти в неразрывной связке с именем К. А. Тона, что объясняется выходом в 1841 году указа о рекомендации к проектированию церквей, взятых в качестве образца из альбома «Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном». Весь масштаб этой связи можно оценить, прочитав изречение В. В. Стасова о том, что русская национальная архитектура была отдана в аренду К. А. Тону [4, с. 117]. В основе творческого метода архитектора лежала та мысль, что византийский стиль, сроднившийся с особенностями русской народности, образует церковную архитектуру и отражает стремление к возрождению национальной идеи. В своем творчестве К. А. Тон объединил особенности и традиции древнерусского зодчества с академической школой. Альбом наполнен проектами соборных и трехчастных церквей, которые являлись основными типами храмов, сложившимися к XVII веку [1, с. 183].

1.Л1.

ьотодвЛЕнт ь Ы.КАЛ

Проект церкви Богоявления Господня. Саратов, арх. К. А. Тон

Достаточно взглянуть на проект церкви Богоявления Господня для Саратова, чтобы угадать в его формах церковь Троицы Живоначальной в Сарапуле, построенной в 1850-1861 годах [12, с. 13]. Здание достаточно близко к типовым проектам, состоит из одноглавого двусветного массивного четверика, перекрытого купольной кровлей, увенчанной небольшой луковичной главкой на граненом основании. Шатровая колокольня и основной объем соединены трапезной, пониженной относительно основного объема. Верхняя часть колокольни украшена спаренными колоннами и килевидными закомарами. Такую же архитектурную композицию можно встретить в решении церкви Вознесения Господня в Саратове (1838-1864), церкви Всех Святых в Кунгуре Пермской губернии (1847), в церкви Воскресения Христова в селе Воскресенском Санкт-Петербургской губернии (1847) и Преображенской церкви в селе Ковжа Новгородской губернии (построена до 1865 года).

Церковь Троицы Живоначальной. Сарапул, Церковь Вознесения Господня. Саратов, 1838-1864 гг.

между 1850 и 1861 гг. Архивная фотография. Архивное фото 1910 г.

Место хранения: http://iz-article.narod.ru/ Место хранения: https://pastvu.eom/p/375918

Церковь Всех Святых. Кунгур, 1847 г. Архивная фотография 1905 г. Место хранения: http://sobory.ru/

Для полноты картины необходимо рассмотреть еще один проект К. А. Тона, представленный в его альбоме [Там же, с. 15]. В юго-восточных уездах Вятской губернии было создано несколько церквей, опирающихся на это проект, - церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большая Кибья (1863-1865), церковь Николая Чудотворца в Зареке в поселке Ижевский завод (1856-1859), церковь Троицы Живоначальной в селе Копки (1854), церковь Троицы Живоначальной в селе Большая Уча (1853-1864) и, возможно, церковь Троицы Живоначальной в селе Бураново (1862-1869).

Во всех случаях это кирпичная, вытянутая по оси церковь. Основной объем заключается в четверике, завершенном восьмериком под луковичным куполом. С восточной стороны - полукруглая апсида, а с западной стороны примыкают трапезная и колокольня, которая может быть как шатровой, так и ярусной с луковичным завершением. В декоративном оформлении прослеживается полное соответствие проекту К. А. Тона. Арочные проемы барабана и звона колокольни, оформленные фигурными наличниками, перекликаются со ступенчатыми порталами за счет килевидного завершения.

Как и в предыдущем примере, мы имеем множество сходных по композиционному решению церквей на территории других уездов, что неудивительно, учитывая повсеместность использования проектов К. А. Тона. Примеры - церковь Сошествия Святого Духа в селе Чернышевка (1855), церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Красная Слобода Казанской губернии (1855-1859), церковь Вознесения Господня в г. Данилов Санкт-Петербургской губернии (1859).

В 1858 году выходит распоряжение об отмене обязательного строительства по «образцовым» проектам в российских городах, однако еще вплоть до 1865 года на территории юго-восточных уездов Вятской губернии

велось строительство по проектам Константина Тона. Особенностью этого явления становится почти точное воспроизведение объемно-пространственной композиции, а также деталей, принятых и рекомендованных как образцы в архитектурных альбомах и журналах. Однако можно заметить, что образцы могли использоваться в разных вариантах, порой моделируя облик церкви за счет нескольких примеров. Постепенный переход к новому стилю происходил такими способами: ввод новых тенденций; наслоение на классицистическую основу: перестройка существующих объектов с учетом новых предпочтений. При всей специфичности образцового строительства нужно принять во внимание важнейший момент: именно с появлением нового метода связан переход от универсализма классической формы к идейному и узкому направлению1.

___ту

Проект церкви. Арх. К. А. Тон

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Николая Чудотворца в Зареке. Пос. Ижевский завод,

Село Большая Кибья, между 1863 и 1865 гг. между 1856 и 1859 гг. Архивное фото 1900 г.

Архивное фото ЦГА УР, фотофонд № 05866 Место хранения: https://pastvu.eom/p/225072

1 «Классицизм стал поистине первым универсальным стилем», - писал историк архитектуры А. Л. Пунин [10, с. 32].

В результате проведенного анализа объемно-пространственных решений композиций храмов, возведенных в период второй трети XIX века на территории Сарапульского, Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии, выявлены основные направления, в которых велось строительство церквей: 1) направление, в котором проекты выполнялись в привычных региону классицистических формах; 2) направление, связанное с началом образцового строительства в традициях нового архитектурного метода.

В дополнение выявлен ряд архитектурных сооружений, включая церкви других регионов, при строительстве которых мастера обращались к рекомендованным проектам, представленным в архитектурных альбомах.

На примере истории строительства архитектурных сооружений вышеуказанных уездов можно сделать заключение, которое в полной мере отражает мысль Е. И. Кириченко [3, с. 131] о том, что равномерная и последовательная смена стиля, считавшаяся идеальной моделью, в действительности не имела под собой доказательств. На практике видно, что периоды с разными отличительными особенностями наслаиваются друг на друга.

Список источников

1. Берташ А. В. Стилистические особенности храмостроительства в 1830-1870-е годы в России: столица и национальные окраины // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. СПб.: ФГБОУ ВО «СПбГУ», 2013. Вып. 1. С. 178-198.

2. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986. 344 с.

3. Кириченко Е. И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (к вопросу о двух фазах развития эклектики) // Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1988. Вып. 36. C. 130-143.

4. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1978. 399 с.

5. Колобаева Т. В. Архитектура церквей Южного Урала второй половины XIX - начала XX века // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. Екатеринбург, 2010. Вып. 4. С. 80-83.

6. Курочкин М. В. Творческое наследие вятского губернского архитектора И. Т. Соловкина на территории Удмуртии // Вестник Камского института гуманитарных и инженерных технологий. Серия 9. Дизайн и архитектурно-средовое проектирование. Ижевск: Издательство КИГИТ, 2015. № 9 (62). С. 64-72.

7. Курочкин М. В., Ральников Д. Н. Историко-архитектурные особенности Вознесенской церкви в селе Сада Глазовского уезда Вятской губернии (середина XIX - начало ХХ вв.) // Вестник Камского института гуманитарных и инженерных технологий. Серия 9. Дизайн и архитектурно-средовое проектирование. Ижевск: Издательство КИГИТ, 2015. № 9 (62). С. 48-54.

8. Курочкин М. В., Рыжкова Н. В. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников / ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Институт искусств и дизайна. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 112 с.

9. Лисовский В. Г. Архитектура России XVEI - начала XX века. Поиски национального стиля. М.: Белый город, 2009. 567 с.

10. Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века. Л.: Лениздат, 1981. 255 с.

11. Тинский А. Г. Вятская мозаика. Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1994. 192 с.

12. Тон К. А. Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном. СПб., 1838. 70 с. + 17 л. черт.

13. Шульгина Д. П. Эклектика в российской провинции: фактор архитектурного наследия при выявлении региональных особенностей // Культура и искусство. 2012. № 1 (7). C. 68-75.

14. Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии: цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начало XX века. Ижевск, 2001. 430 с.

CHURCH ARCHITECTURE OF SOUTH-EASTERN DISTRICTS OF VYATKA PROVINCE OF THE SECOND THIRD OF THE XIX CENTURY

Gil'dina Tat'yana Aleksandrovna

Herzen State Pedagogical University of Russia in St. Petersburg felmantanya@gmail. com

Nowadays there is an adopted opinion that classicism in architecture was replaced by eclecticism. But this process was not instantaneous; the change of architectural preferences occurred gradually. The article analyzes the basic architectural trends and peculiarities of church architecture of Sarapul, Glazov, Yelabuga and Malmyzh districts of Vyatka province in the second third of the XIX century.

Key words and phrases: architecture; eclecticism; church; method; architectural project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.