Научная статья на тему 'Общины православных домовых храмов петербургских вузов как объект социологического изучения'

Общины православных домовых храмов петербургских вузов как объект социологического изучения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИХОД / ОБЩИНА / КОРПОРАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СЕКУЛЯРНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тупахина Ольга Владимировна

В статье представлены результаты изучения общин православных домовых храмов С.&Петербурга. В ходе полевой работы проводилось включенное наблюдение, интервьюирование и анкетирование. Акцент сделан на приходах как общинах христиан, объединенных при храме. Анализируется инкорпорированность современного домового храма в среду светского вуза, в частности, отмечаются элементы корпоративности некоторых вузовских приходов. Предпринята попытка выделить домовые храмы в отдельную группу среди православных храмов города по способу формирования прихода и социальной структуре общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общины православных домовых храмов петербургских вузов как объект социологического изучения»

Общины православных домовых храмов петербургских вузов как объект социологического изучения1

В статье представлены результаты изучения общин православных домовых храмов С.-Петербурга. В ходе полевой работы проводилось включенное наблюдение, интервьюирование и анкетирование. Акцент сделан на приходах как общинах христиан, объединенных при храме. Анализируется инкорпорированность современного домового храма в среду светского вуза, в частности, отмечаются элементы корпоративности некоторых

Теоретическое осмысление секулярного общества.

Актуальность изучения общин православных храмов при светских вузах определяется тем, что в исследованиях современной религиозности в России "недостает живого, конкретного, непосредственного материала, изучения lived religion...". Религиозность в основном изучают через анализ институтов и норм, их правового регулирования, тогда как она перестает быть институциональной по преимуществу2. В литературе уже отмечено, что "наверное, не будет преувеличением сказать, что православная конфессия уже присутствует в городской практике повседневности"3. Поскольку мы изучали не "туземную" культуру, было важно выработать такой подход, который не дал бы упустить из анализа то, что кажется очевидным для самих православных, позволил бы операционализировать "термины поля", превратив их в понятия, сделать из наблюдений выводы.

Рассматривая существование храма в контексте светского вуза, мы изучаем религиозную ситуацию в отдельно взятом вузе. Под "религиозной ситуацией" предлагается понимать комплекс религиозных проявлений на исследуемом объекте в определенный момент времени в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью. Религиозная ситуация характеризуется наличием, типом и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером их воздействия на исследуемый объект4.

О религиозной ситуации на исследуемом объекте (в нашем случае это светский вуз) мы говорим в контексте секуляр-ности общества. Здесь можно выделить несколько проблемных областей и ключевых понятий, входящих в круг обсуждения российских авторов. Это, в первую очередь, понятие границ секулярности светского государства. Можно согласиться с В. Н. Лексиным, заметившим, что "секуляризация чаще всего означает отторжение всего, связанного с любой традиционной религией, не с микросектами, а религией, доминирующей в обществе"5. Россия — государство с "жесткой сепарационной моделью государственно-религиозных отношений". Основой современного российского секуляризма, по мнению А. М. Вер-ховского, является "массовая безрелигиозность или рассеян-

вузовских приходов. Предпринята попытка выделить домовые храмы в отдельную группу среди православных храмов города по способу формирования прихода и социальной структуре общины. Ключевые понятия: приход, община, корпоративность, социальная структура, секулярность, религиозность.

Ольга Тупахина аспирантка Социологического института РАН

ные и неинституционализированные формы религиозности и парарелигиозности"6. Другую логику предлагает В. Н. Лексин: светское не значит нерелигиозное, а нерелигиозное не значит атеистическое7.

Религия в модернизированных или активно модернизирующихся странах в XX веке становится другой: люди сохраняют внутреннюю связь с большими религиозными объединениями, но мало или почти не участвуют в их жизни, "делегируя" проявления религиозности клиру. В результате секуляризации общества религия выделяется в одну из сфер социальной жизни и со временем становится во все большей степени частным делом индивида (Т. Парсонс, Р. Белла, Х. Казанова и др.) (деин-ституционализацт или "приватизациярелигии"). В качестве социального института она оказывает все меньшее влияние на различные сферы жизни. Это компенсируется тем, что для индивида, который получает возможность сознательно выбирать веру, религия становится более значимой.

Институциональный кризис религиозных организаций связан с утратой "традиционных способов воспроизводства религиозности"8. Это ведет к тому, что у большинства верующих, которые пришли в религиозные организации, "отсутствует целостное представление о парадигме, в рамках которой им предстоит существовать". Нужно учитывать, что в недавнем прошлом религиозные организации "находились вне естественных для себя форм социальной жизнедеятельности и оставались на периферии социальной жизни"9. Это относится и к вузовским храмам, закрытым после 1918 г. и восстановленным в последние 10-15 лет. Наши полевые материалы (интервью с членами общин вузовских храмов) дают интересную иллюстрацию выстраивания жизненных стратегий индивидов в этих условиях.

Внутри сравнительно небольшого сегмента современного российского общества религиозные практики формируют сети социальных связей. Эти сети являются одним из ресурсов добровольного общественного участия. Впрочем, "учитывая полифонию религиозных мотивов и типов религиозной вовлеченности, сама величина этого сегмента требует уточнения".

1 Исследование проведено в 2008-2010 гг. в рамках дипломной работы на кафедре культурной антропологии и этнической социологии

факультета социологии СПбГУ под руководством доц. В. Е. Семенкова и проф. В. Е. Семенова.

2 Агаджанян А., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики? // Религиозные практики в современной России: Сборник

статей. М., 2006. С. 11.

3 Семенков В. Е. Русская православная Церковь в публичном пространстве С.-Петербурга 90-х годов // Религиозная ситуация на Северо-Западе

России и в странах Балтии. СПб., 2002. С. 193-197.

4 Лопаткин Р.А. Социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация" // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность. Сборник статей по итогам II Международной научной конференции / сост. А Ю. Григоренко. - СПб., 2005. - С. 130-137.

5 Лексин В. Н. Россия как светское государство: религиозные объединения в секулярном обществе // Мир России. 2009. № 2. С. 141-170.

6 Верховский А. М. Россия: границы секулярности государства. Правовые нормы и споры об их толковании // Свободная мысль. М. 2007. № 1. С.

116-125.

7 Лексин В. Н. Россия как светское государство...

8 Гурим-Левкович Г. Е. Религиозное поведение и специфика приобщения к религии в секулярном обществе // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России: Материалы Всероссийской научной конференции (Белгород, 6-7 октября 2004 г.) / под ред. Л.Я. Дятченко. -

Белгород, 2005. - С. 61.

9 Там же.

Телескоп / №6 (84) / 2010 Социокультурные исследования 39

Исследователей интересует, какие именно социальные слои "подключаются" к жизни общества через религиозные практики10. В нашем случае интересен сложный механизм образования общин вузовских храмов. Материалы поля показали, что сегодня принцип принадлежности человека к вузу часто не играет в этом процессе никакой роли, уступая место "человеческому фактору" и "методу снежного кома".

Выход в "поле". Данное исследование выполнено на материалах наблюдения, проводившегося в течение почти двух лет. Для вхождения в поле нам было достаточно участвовать в богослужении. Для установления же непосредственного контакта в общине мы включались в помощь в приготовлении еды и накрывании стола после богослужения и т.п. Мне не приходилось сталкиваться с недоверием со стороны членов общин вузовских храмов. В одних случаях благодаря тому, что я одного возраста с основной частью прихожан, в других — благодаря "проводнику". Одна из информанток, возвращая заполненную анкету, отметила, что "вопросы очень хорошие и деликатные".

Постановка проблемы. В современном православном дискурсе не на последнем месте находится вопрос о "проблемах приходской жизни", соотношении понятий "приход" и "об-щина"11. Он заключается в первую очередь в рассуждении над тем, что такое "приходская жизнь" в современном храме. Обсуждение идет в таких категориях, как наличие/отсутствие "приходской жизни", вопрос ставится как проблема. Главный тезис сводится к тому, что в городских храмах с большим количеством прихожан трудно говорить о наличии сплоченных общин, приходов. В январе 2008 г. мы провели анализ 19 анкет православной молодежи в возрасте от 16 до 33 лет, студентов и выпускников различных учебных заведений. Молодые люди — прихожане различных храмов С.-Петербурга (двое из них — прихожане вузовских храмов). "Идеальный приход" в их представлении это "семья", "общая деятельность помимо храма", "регулярные прихожане". Среди причин, мешающих чувствовать себя на приходе как дома и не позволяющим считать отдельный храм идеальным приходом, ребята отмечали недостаток общения, равнодушие, нежелание людей объединяться.

На наш взгляд, опыт домовых храмов не так полно включен в этот дискурс как опыт других храмов. Отталкиваясь от общих признаков домовых храмов, больничных и вузовских (замкнутость, особый состав прихожан), мы сосредоточили свое внимание именно на домовых храмах светских вузов.

Говоря о вузовских храмах, мы рассматриваем их в первую очередь как приходы (общины православных христиан, состоящие из клира и мирян, объединенных при храме). Цель работы — описание существования современного домового храма, инкорпорированного в среду светского учебного заведения через изучение общин вузовских храмов. Мы поставили перед собой следующие исследовательские задачи:

• рассмотреть характеристики домовых храмов, отличающие их от остальных приходских храмов, в том числе по составу и динамике прихода;

• выявить специфические задачи домовых храмов при светских учебных заведениях;

• описать механизм образования или восстановления вузовских храмов в современных условиях (в случаях возрождения дореволюционного домового храма и создания храма в вузе, в котором ранее не было домовой церкви);

• выявить элементы корпоративности приходов вузовских храмов.

Методы. Опыт многочисленных социологических исследований религиозности показывает, что "адекватное исследо-

вание численности, социально-демографической структуры и проблем деятельности небольших религиозных объединений, отдельных приходов возможно только посредством различных методов включенного наблюдения, доверительных бесед и интервьюирования с их представителями и руководством"12. Это особенно относится к вузовским храмам, некоторые из которых обладают выраженными признаками домовых церквей (особый состав прихожан, "клубная атмосфера" и др.). Такие особенности предполагают только качественные методы исследования.

Нами было проведено 5 интервью со священниками вузовских храмов (один из информантов до рукоположения в священника служил в вузовском храме дьяконом), 6 интервью с постоянными прихожанами вузовских храмов (при Педиатрической академии и Академии Художеств), 2 интервью с бывшими членами общин вузовских храмов (СПбГУ и Университет им. А. И. Герцена), 2 интервью с представителями Горного института (преподаватель и студентка). Проведено анкетирование прихожан храма при Академии Художеств в возрасте от 21 до 73 лет (13 женщин и 4 мужчин), 1 члена общины храма в Художественно-промышленной академии, а также 10 студентов Медицинской академии им. И. И. Мечникова в возрасте от 18 до 22 лет.

Домовые храмы высших учебных заведений были интересны нам для наблюдения во время воскресных богослужений, а также в начале учебного года и на храмовый праздник, когда в вузовских храмах стараются устроить молебен по этому случаю и приглашают всех преподавателей и студентов. В своем наблюдении вузовских храмов мы выделяли категорию прихожан (их количество в начале и конце богослужения, половозрастной состав), обращали внимание на особенности богослужения (поминание "всех начальствующих, учащих и учащихся зде" и т.п.), степень освоенности храма прихожанами. Под последней мы понимаем степень участия прихожан в богослужении: прислуживание в алтаре, пение на клиросе (для сравнения, в большинстве городских храмов в хоре поют только нанятые певчие). Богослужебную жизнь приходов мы анализировали с помощью расписания богослужений (частота, регулярность), а также наблюдения за поведением прихожан (опоздание, хождение и разговоры во время богослужения).

Гипотеза. Мы проверяли гипотезу о "факультативности" домовых храмов по отношению к "обычным" храмам (популярным в силу их месторасположения, известности, истории). Мы исходили из нерегулярности богослужений во многих домовых храмах и предположили, что это может сказаться на полноценности духовной жизни прихожан домовых храмов (регулярная исповедь и причащение). Из этого предположения вытекает, что вузовский храм будет "факультативным", а "основным" — любой другой приходский храм, например, рядом с домом. Однако эмпирические данные, полученные при более близком знакомстве с полем, опровергли нашу гипотезу, по крайней мере, в отношении непосредственно изученных храмов.

Что такое "домовый храм". Домовые храмы при учебных, лечебных и других заведениях были обычным явлением до революции. Есть версия, что домовые церкви в строящемся Петербурге появились из-за сложных климатических условий на островах Невской дельты, которые затрудняли любое длительное путешествие, например, в храм. Устроение богатыми горожанами церквей в частных домах могло объясняться и их нежеланием ходить в один храм с простым людом. К середине 19 века в столице было более ста домовых храмов, в том числе при государственных и негосударственных заведениях13.

Тексты "поля" позволяют проверить, насколько определение

10 Агаджанян А., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики?... С. 32.

11 "Приход" и "Община" Размышления на актуальную тему // Вода живая. 2008. № 4. С. 62; Котрелев Ф. Что делает приход общиной? Опыт пастырей

и прихожан // Нескучный сад. 2008. № 1; Приходская жизнь: от первого лица // Нескучный сад. 2005. № 3.

12 Семёнов В. Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох: Избранные научные труды (1971-2007

гг.). СПб., 2008. С. 194.

13 Фомкин А. В. Два века "театральной" церкви. СПб., 2003. С. 21.

"домовый храм" соответствует реальным практикам. "Домовый храм означает просто находящийся в доме, т.е. не отдельно стоящий'4. Интерпретация настоятеля храма в МГУ дает более широкое объяснение понятию домового храма: "домовый — не значит находящийся в доме, а инкорпорированный, встроенный в структуру учебного заведения"15. Наконец, другой наш информант видит специфику домовых храмов в том, что они находятся в замкнутом пространстве (здание учреждения или территория университета с ограниченным доступом), "отдельно от мира". Но есть и "плюсы" в специфике домовых храмов: "неповторимая, клубная атмосфера, где нет чужихлюдей... Такие храмы больше ориентированы на общинную жизнь"16.

Прихожане вузовских храмов также формулируют особенность своих храмов в терминах уютности, семейности: "В домовом храме действительно можно почувствовать себя дома. Удобно снять верхнюю одежду, одеть сменную обувь" (Ж, 38 лет). "Что это такое: "домовый храм"?Я всегда думал, что это значит домашний такой. Куда одни и те же люди ходят. Ты обратила внимание, здесь все, кто пришел на литургию, от начала до конца стоят?Нет такого, что зашел, поставил свечку и вышел. А кто пришел попозже, опоздал, тоже никуда до конца не уходит. Вот что значит домашний" (М., прихожанин храма при Педиатрической академии).

Во время службы прихожане не стоят в верхней одежде, а складывают пальто и сумки (!) на скамейки. Такой домашней спецификой обладает церковь Академии Художеств. Такие же особенности в домовых церквях СПбГУ, Художественно-Промышленной Академии, Консерватории.

Социально-антропологические характеристики вузовских приходов17. Степень доступности. Информация о всех действующих в Петербурге домовых храмах содержится в справочнике "Санкт-Петербургская епархия"18. В отношении храма Академии Русского балета им. Вагановой есть особое указание, что богослужения "только для сотрудников и учащихся"19. В остальных храмах на богослужении может оказаться любой, но проникновение в храм, как правило, связано с пропускным режимом самого учебного заведения, например, Академии Художеств: "Да, запросто в домовый храм Вы не попадете, если не знаете, что в Академии есть храм. А при входе охране нужно сказать, что Вы идете в храм" (интервью со священником А. Брылиным). Перед началом богослужений представитель храма стоит у поста охраны и встречает прихожан или новых людей. Те, кто подходит через полчаса после начала службы, проходят по пропускам, если они постоянные прихожане, или по паспортам, если их нет в списках постоянных прихожан. В домовый храм Суворовского военного училища "со стороны" можно попасть только на Рождественское и Пасхальное богослужения.

В одной анкете, перечисляя особенности домового храма, прихожанка отметила: "В институте на вахте есть охрана, обеспечивающая безопасность" (Ж., 38 лет).

Степень доступности домового храма может полностью зависеть от вуза. Горный институт целиком взял на себя восстановление своей домовой церкви. Храм открыт в течение дня. Попасть в него, кроме студентов и преподавателей, могут только посетители музея Горного (церковь входит в маршрут экскурсии) и гости института, которым обязательно показывают храм. Наш информант, предлагая оформить для меня пропуск

в институт, предупредил, что "могут все равно не пропустить".

Современные приходы вузовских храмов, находясь в основном в замкнутом пространстве, на территории вузов (особенно храмы в Академии Художеств, СПбГУ, Консерватории), складываются, тем не менее, не только из "контингента учреждений".

Социальная структура прихода. Такая характеристика домового храма как социальная структура определяется тем, что домовый храм закрытого учреждения ориентирован на "удовлетворение религиозных потребностей контингента уч-реждений"20. Храм в Медицинской академии последипломного образования (Кирочная ул., 41) отчасти относится к больничным храмам. Наблюдения, сделанные во время богослужения (будний день, 9 часов утра), хорошо иллюстрируют "ориентированность храма на контингент учреждения". Около двух третей молящихся — пациенты клиник МАПО. Их выделяет одежда (халат, тапочки, тренировочный костюм), некоторые ходят с помощью палочки. В храме достаточно стульев. Некоторые пациенты заходили в храм ненадолго. Те же, кто остался, исповедовались и причащались. Храм при Педиатрической академии также частично больничный. "Вот... на литургии... детей приводят. Это наверняка те, кто здесь лечится. Получается, пациенты даже больше реагируют, чем преподаватели и студенты" (М., прихожанин храма при Педиатрической академии). В костяк общины храма при Педиатрической академии не входит ни один представитель Академии: "Я знаю, есть один доктор, который здесь принимает. На Пасху в белых халатах приходят. Ну, и просто так, не в халатах, на большие праздники. Но они не входят в костяк. Ни один доктор, пожалуй" (Ж., 29 лет).

Во время богослужения в Академии последипломного медицинского образования утром в будний день в храм заходят люди в пальто, ставят свечи и выходят21. Очевидно, это сотрудники Академии, зашедшие в домовый храм перед началом рабочего дня. Таким образом, верующие люди есть во всех вузах, но они совсем не обязательно входят в число прихожан домового храма. Преподаватель Академии Художеств, прихожанка домового храма, объясняет это так: "Они хотят покоя: не хотят давать своим товарищам и знакомым отчета о своей внутренней жизни, а это неизбежно, если молишься там же, где работаешь". Наш респондент, студентка Академии Художеств, стала ходить в домовую церковь, потому что "подруга убедила, что студенты должны ходить в домовый храм. Радостно встречать здесь своих друзей и преподавателей, это помогает общению вне храма, на учебе". Большинство объяснений, которые мы получили в анкетах прихожан храма в Академии Художеств, сводятся к объективным причинам: верующие академисты еще до своего прихода в Академию стали регулярно ходить в какой-то другой храм. Человек "остается" в каком-то храме, если происходит "какое-то знаковое событие" или он "обретает там духовника".

Современные домовые храмы лишь отчасти соответствуют такому критерию как особый состав прихожан (студенты и преподаватели). Состав прихожан складывается стихийно, а не по факту принадлежности человека к данному учебному заведению. Из 17 анкет, полученных от прихожан храма при Академии Художеств, 10 принадлежат студентам, аспирантам, выпускникам и профессорам Академии. Кроме того, прихожане часто

14 Интервью с клириком Сампсониевского собора, раньше служившим дьяконом в храме Академии Художеств. 11.04.2009.

15 Храм святой мученицы Татианы при Московском университете // Москва: журнал русской культуры. М., 2006. № 1. С. 234-240.

16 Интервью со священником Артемием Скрипкиным, настоятелем храма при Р

17 Приход - низшая церковная организация в христианской церкви; местность, где живут члены этой организации. Прил. приходский.

Прихожанин — лицо, принадлежащее к какому-нибудь церковному приходу.

18 Санкт-Петербургская епархия-2009: Справочник. СПб., 2008.

19 Там же.

20 См. Система нормативных документов в строительстве. Свод правил по проектированию и строительству. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. СП 31-103-99. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России), 2000 [Электрон. ресурс] / Информационная система "DBases.ru" http://www.dbases.ru/cgi-bin/catalog/catalog.cgi?c=Ш=6842. Доступ

сентябрь 2009 г.

21 Полевой дневник. Посещение богослужения в храме Медицинской академии последипломного образования 27.11.2008.

Телескоп / №6 (84) / 2010 Социокультурные исследования 41

сами приводят за собой новых людей. В храме Педиатрической академии мы обратили внимание на то, что треть (!) прихожан — мужчины. В интервью с членами общины мы получили объяснение, что многие из этих мужчин стали ходить в храм Академии, познакомившись с его настоятелем на занятиях по трез-вению в Александро-Невской лавре (на "беседах"). Все наши информанты отмечают, что в храме в основном бывают одни и те же (то есть знакомые) лица, но появляются и новые.

О численности приходов вузовских церквей можно судить по количеству молящихся на воскресной литургии (см. табл. 1).

Таблица 1. Количество молящихся на литургии в домовых храмах

Причащались Общее количество

М Ж Дети М Ж Дети

СПбГУ (воскр|.. сентябрь 2009 г.) 28 52

б 14 8 37 8

РГПУ им. Герцена (воскр., ноябрь 2008 г.) 30 64

20 10 54 10

Консерватория (воскр.. сентябрь 2009 г.) 25 26

12 9 4 12 10 4

Педиатрическая академия (воскр., апрель 2009 г.) 64 65

20 40 4 20 41 4

МАПО (четверг, ноябрь 2008 г.) 24 -

20 2 - -

Академия Художеств (воскр.. декабрь 2009 г.) 56 58

52 4 54

Из тех домовых храмов, которые мы посетили, в трех приходах за воскресной литургией причащаются почти все молящиеся (Академия Художеств, Консерватория и Педиатрическая академия). Такой высокий процент причастников наблюдается и в обычных городских храмах, не очень крупных приходах, где есть община. По наблюдению клирика одного из городских храмов, "в нашем храме за ранними литургиями на большие праздники (особенно, связанные с постами) бывает, что причащается до 90%", "на ранних литургиях значительно выше процент просвещенных в вере и благочестии христиан, т.к. "захожане" спят" (ранние литургии начинаются в 7 часов утра — О. Т.). Таким образом, причащение большинства молящихся в домовых храмах — не специфическая особенность именно домовых храмов, а всех, в которых складывается "клубная" атмосфера, как в домовых храмах.

Ограниченность доступа в домовый храм позволяет противопоставить его церквям "общего доступа". Прихожане также отмечают более спокойную обстановку в домовом храме по сравнению с остальными: "Есть определенная дисциплина. Например, у Чаши встают в ровную очередь, не толкаются" (Ж., 23 года, студентка Академии Художеств),"...там народу мало, ответственности больше" (Ж., выпускница Художественно-промышленной академии, член общины домовой церкви).

Храм Академии Художеств "с момента своего существования помогал воцерковляться интеллигенции, его контингент всегда состоял из подчеркнуто образованных людей" (Ж., преподаватель Академии, член прихода).

Особенность многих современных приходов в больших городах в том, что они формируются не по территориальному

признаку, как это было до революции. В домовые храмы тем более не ходят "по месту жительства".

Мы проверяли нашу гипотезу о "факультативности" вузовского храма по сравнению с "обычным" храмом для отдельного человека. Мы полагали, что храмы "общего доступа" посещаются регулярно, а в вузовские приходят дополнительно. В храме Художественно-Промышленной академии нерегулярные службы, и "этот храм не заполняет всю религиозную жизнь. Он как бы...удовольствие вообще-то" (Елена, член общины храма). Однако члены этой общины считают храм в полной мере своим, потому что "там можно делать свои художественные работы. Все убранство сами делали".

Домовые храмы как общины. Делая выводы о таком виде приходов, как вузовские храмы, мы хотели бы коснуться одной из проблем, которая артикулируется в сегодняшнем православном дискурсе, а именно, проблемы "приходской жизни". В нем ставятся вопросы: "Существуют ли в наше время общины по образу древней церкви, когда все было общее, и христиане собирались по домам для преломления хлеба? Что такое современная община и чем она отличается от прихода"? Жизнь "сильного" прихода в этом дискурсе описывается такими терминами как "семья", "община" (сплоченная община). Есть группа храмов, о которых говорят: "богатый приход". Однако эта устойчивая описательная категория никак не характеризует общинную жизнь храма. Храм из такой группы может быть "благополучным" в финансовом отношении, но в социальном плане представлять собой три группы: причт (духовенство), сотрудников (певчие) и прихожан (заказчики треб), не связанных общинными отношениями. Можно сказать, что проблема большинства больших приходов в количестве прихожан. Настоятель храма в Академии Художеств считает, в домовых храмах, в отличие от "обычных", можно "членораздельно и подробно" подготовить человека к Крещению, к Исповеди, особенно, к первой, подготовить пару к венчанию.

Постоянные прихожане петербургских храмов говорят о том, что чувствуют себя в своем приходе как дома, в частности потому, что все прихожане друг друга знают. Отметим, что такое можно сказать далеко не о каждом храме "общего доступа". Наши наблюдения позволяют предположить, что степень знакомства прихожан друг с другом находится в тесной связи с вовлеченностью в жизнь храма. Если сравнить состав хора, штат уборщиц храмов "общего доступа" и домовых церквей, то мы заметим, что в первой группе храмов будет выделяться четкая группа "сотрудников" храма, которых не всегда можно отнести к прихожанам. Структура же приходов домовых храмов в этом отношении более однородная ("тут все свои").

В вузовских храмах после богослужения прихожане в основном собираются на совместную трапезу в подсобном помещении храма ("литургия после литургии"). Университетская церковь не имеет дополнительного помещения, поэтому чаепитие после литургии устраивается на обширной лестничной площадке. Приведем цитату из нашего полевого дневника: "Нужно отметить, что после целования креста прихожане не торопились уходить. Они еще долго стояли или сидели в храме, беседуя друг с другом. Несколько человек стояли в очереди на беседу со священником. В храме стоял не-умолкающий говор, как в перерыве какой-нибудь конференции. Минут через 20 после службы основная масса прихожан вышла на лестничную площадку перед храмом, где был при-

готовлен чай"22.

Нам пришлось противопоставить домовые храмы "обычным" приходскими храмам. Не задаваясь целью оценивать их "лучшие" и "худшие" стороны ("Про храмы нельзя говорить о лучшей или худшей стороне. Там, где совершается Божественная Литургия, всегда замечательно"23), мы сравнили их по таким критериям, как регулярность богослужений, социальный состав прихода и степень "освоенности храма" прихожанами. Для оценивания наличия/отсутствия "приходской жизни" у какого-то храма в православном дискурсе используются внешние критерии (наличие воскресной школы при храме, регулярность совместных паломнических поездок прихожан). Домовые храмы в этом дискурсе описываются более цельно, без множества критериев: "это образ или икона настоящей общинЫ' (общины первохристиан — О.Т.)24.

Специфическая роль домового храма в светском вузе. Корпоративность вузовских приходов. Мы опираемся на понятие "корпоративный" в значении "узкогрупповой, обособленный". Особенность современных домовых храмов в том, что их настоятели часто несут свое служение в храмах тех вузов, которые они сами когда-то окончили. Кирилл Копейкин окончил СПбГУ, защитил кандидатскую диссертацию на физическом факультете, а "вернулся" в СПбГУ в качестве настоятеля домовой церкви. Выпускник Консерватории Виталий Головатенко ныне настоятель храма при Консерватории. Настоятель храма в Академии Художеств — выпускник Академии, кандидат архитектуры, игумен Александр (Федоров). "Священник — наш выпускник, многие вещи понимает правильно, объяснять не надо — он всехний друг" (Ж., член общины храма в ХПА им. Штиглица).

Для того чтобы получить представление о значимости храма в жизни прихожан, мы задавали им вопрос, связано ли с этим храмом какое-то значительное событие в их жизни. Ответы показали, что в основном это событие заключалось в первой исповеди, в обретении духовника. Мы задали также отдельный вопрос о выборе храма, в котором они стали бы венчаться или крестить своих детей. Как мы и предполагали, большинство прихожан пришли бы в "свой" храм для совершения этих Таинств. Некоторые прихожане венчались и крестили своих детей именно в домовом храме. Двое информантов хотели бы, чтобы их отпевание происходило именно здесь (один из них — профессор Академии Художеств). Рассказ нашего информанта о том, как проходят отпевания преподавателей Академии Художеств в домовой церкви, подал нам идею о том, что факт отпевания преподавателя в вузовской церкви является признаком ее корпоративности в глазах сотрудников Академии: "Почему-то человек, допустим, мог не ходить при жизни в этот храм, но завещает отпевать его именно здесь"25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правда, далеко не все верующие сотрудники и студенты вузов становятся прихожанами домовых храмов. По наблюдению нашей информантки, которая дежурит в храме Академии Художеств в будние дни, "смотришь, идут, перекрестятся на храм. Понимаю, что это не наши, но мимо храма просто так не пройдут, перекрестятся".

В храмах при вузах, независимо от количества сотрудников и студентов, входящих в общину, на богослужениях в текст ектений26 включается одинаковое прошение "о всех начальствующих, учащих и учащихся зде". В ектиньях, произносимых на богослужении в храме при РГПУ им. Герцена, обычное прошение

"о храме сем" (т.е. "этом" — О. Т.) заменяется "о храме нашем".

Внутри сравнительно небольшого сегмента современного российского общества религиозные практики формируют сети социальных связей21. Эти связи могут быть основаны на простой коммуникативной составляющей ("после молебна можно остаться побеседовать и выпить чаю...") или иметь более сложные основания. Исследователи говорят о том, что величина этого сегмента требует уточнения. Можно с уверенностью говорить, что в эти сети социальных связей не попадает группа тех, кто "верит в душе". В него попадают те, кто считает, что "..христианин — он христианин всегда и везде. Нара-боте и дома, в транспорте и на природе. Почему он должен переставать быть таковым, оказываясь в стенах своего учебного заведения? ..."28.

Вузовские храмы в Петербурге "функционируют с разной степенью проблематичности"29. Например, при наличии "живой православной общины" нет храмового помещения (Консерватория). В другом вузе есть храм в отдельном помещении, но здание бывает закрыто, что делает невозможной полноценную богослужебную жизнь (в церкви при Академии последипломного педагогического образования и в СПбГУ в субботу вечером не бывает всенощного бдения). Нет своего постоянного священника в церкви Академии Вагановой. Храмом, "где все сошлось бы в одном — и община, и вуз, и функционирующий храм", насколько мы можем судить по материалам нашего исследования, является пока только церковь при Академии Художеств.

Заключение. Мы выделили домовые храмы в отдельную группу среди остальных приходских храмов. Домовые храмы отличаются способом формирования прихода ("человеческий фактор"), социальной структурой общины ("здесь все свои").

Проанализированы отличия, которые появились у современных вузовских храмов по сравнению с дореволюционными. Богослужебная жизнь вузовских храмов находится в зависимости от режима работы подразделений учебного заведения и других факторов. Современные домовые храмы лишь отчасти обладают такой особенностью как особый состав прихожан (студенты и преподаватели). Состав прихожан складывается преимущественно методом "снежного кома", а не только по факту принадлежности человека к данному учебному заведению. Независимо от количества студентов и преподавателей, входящих в число прихожан вузовского храма, в текст ектений на богослужениях включается прошение о "всех начальствующих, учащих и учащихся зде".

Наше исследование не позволило подтвердить гипотезу о "факультативности" вузовских храмов по сравнению с другими городскими храмами. Прихожане домовых храмов в целом предпочитают свой храм другим храмам, например, рядом с домом. Домовые храмы описываются нашими информантами цельным понятием "образ или икона настоящей общины" в отличие от группы храмов, о которых говорят "богатый приход", подразумевая его экономическую благополучность. Используя качественные методы, мы смогли уточнить если не величину, то принцип организации того сегмента современного российского общества, внутри которого "религиозные практики формируют сети социальных связей"30. Если говорить о православном Санкт-Петербурге, то большая доля в этом сегменте будет принадлежать приходам, организованным подобно общинам домовых храмов.

22 Полевой дневник. Посещение воскресной литургии в храме СПбГУ 06.09.2009.

23 ПИз анкеты члена общины храма при Академии Художеств (Ж., 38 л.)

24 Интервью с членом общины храма при Педиатрической академии 13.12.2009.

25 Интервью членом общины храма при Академии Художеств с 1993 года (09.12.2009).

26 Ектенья - греч. "усердие", общее моление на церковных богослужениях, когда диакон или священник возглашает молитвенные прошения, а хор

на каждое прошение поет "Господи, помилуй" или "Подай, Господи". 21 ПАгаджанян А., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики? С. 18

28 Из обсуждения "Для чего нужен храм в вузе?" на форуме "Домовые храмы высших учебных заведений"

29 Жосул Е. Домовые храмы в вузе - чистая капля в море, а капля камень точит. Интервью со священником Максимом Козловым об итогах первой конференции домовых храмов при российских вузах [Электрон. ресурс] / Интерфакс-религия. 1.05.2009. те^шйейах-

religion.ru/?act=interview&div=218.

30 Агаджанян А., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики?... С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.