Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИГОРСКАЯ И ЧЕРКЕССКАЯ ЕПАРХИЯ / СЕВЕРНОЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЕ БЛАГОЧИНИЕ / ЮЖНОЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЕ БЛАГОЧИНИЕ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / ХРАМ / ДУХОВЕНСТВО / ПАНДЕМИЯ / PYATIGORSK AND CIRCASSIAN DIOCESES / NORTHERN KARACHAY-CHERKESS DEANERY / SOUTH KARACHAY-CHERKESS DEANERY / ORTHODOX PARISH / TEMPLE / CLERGY / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кратова Наталья Васильевна

В условиях мультикультурного социума Карачаево-Черкесской республики религия является важным элементом этнокультурной идентификации и действенным фактором этнической консолидации, а зачастую - и межэтнической конфронтации. В настоящей статье показаны особенности развития православных общин Карачаево-Черкесии в 2011-2020 гг., рассмотрен процесс трансформации системы управления православными общинами республики, обозначены приоритетные направления взаимодействия Русской православной церкви с органами региональной власти и мусульманским сообществом Карачаево-Черкесской Республики, проанализированы количественные и качественные характеристики корпуса духовенства, прихожан, показаны особенности религиозной жизни, а также влияние пандемии на деятельность православных религиозных организаций. Источниковую базу настоящего исследования составили полевые материалы, собранные автором, интернет-ресурсы православных организаций, материалы СМИ, документы из личного архива автора. В статье сделан вывод о том, что следствием проведенных структурных и кадровых изменений на уровне епархии и благочиний стала активизация религиозной жизни в регионе. При этом увеличение приписных приходов на территории республики затруднило формирование устойчивых внутриприходских отношений во вновь сформированных общинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кратова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX COMMUNITIES OF KARACHAY-CHERKESSIA AT THE PRESENT STAGE

In the multicultural society of the Karachay-Cherkess Republic, religion is an important element of ethnocultural identification and an effective factor in ethnic consolidation as well as inter-ethnic confrontation. This article shows the features of the Karachay-Cherkessia Orthodox communities’ development in 2011-2020, the system of republic’s Orthodox communities management, the quantitative and qualitative characteristics of the clergy and parishioners corps, the features of religious life, as well as the impact of the pandemic on the activities of Orthodox religious organizations. Field data collected by the author, Internet resources of Orthodox organizations, media materials, and documents from the author's personal archive have become the source base of the research. The article concludes that the consequence of the structural and personnel changes at the level of the diocese and deaneries was the activation of religious life in the region. Meanwhile, the increase in attributed parishes on the territory of the republic made it difficult to form stable intra-parish relations in the newly formed communities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 271.2

ВВК 86.372-6

К78

Н.В. Кратова,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Карачаево-

Черкесского института гуманитарных исследований при Правительстве

КЧР, г. Черкесск, тел.: +79064449878, e-mail: nvkratova@mail.ru

православные общины

карачаево-черкЕсии

на современном этапе

(Рецензирована)

Аннотация. В условиях мультикультурного социума Карачаево-Черкесской республики религия является важным элементом этнокультурной идентификации и действенным фактором этнической консолидации, а зачастую - и межэтнической конфронтации. В настоящей статье показаны особенности развития православных общин Карачаево-Черкесии в 2011-2020 гг., рассмотрен процесс трансформации системы управления православными общинами республики, обозначены приоритетные направления взаимодействия Русской православной церкви с органами региональной власти и мусульманским сообществом Карачаево-Черкесской Республики, проанализированы количественные и качественные характеристики корпуса духовенства, прихожан, показаны особенности религиозной жизни, а также влияние пандемии на деятельность православных религиозных организаций. Источниковую базу настоящего исследования составили полевые материалы, собранные автором, интернет-ресурсы православных организаций, материалы СМИ, документы из личного архива автора. В статье сделан вывод о том, что следствием проведенных структурных и кадровых изменений на уровне епархии и благочиний стала активизация религиозной жизни в регионе. При этом увеличение приписных приходов на территории республики затруднило формирование устойчивых внутриприходских отношений во вновь сформированных общинах.

Ключевые слова: Пятигорская и Черкесская епархия, Северное Карачаево-Черкесское благочиние, Южное Карачаево-Черкесское благочиние, православный приход, храм, духовенство, пандемия.

N.V. Kratova,

Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher, Karachay-Cherkess

Institute for the Humanities under the Government of the KChR, Cherkessk, ph.:

+ 79064449878, e-mail: nvkratova@mail.ru

orthodox communities of karachay-cherkessia at the present stage

Abstract. In the multicultural society of the Karachay-Cherkess Republic, religion is an important element of ethnocultural identification and an effective factor in ethnic consolidation as well as inter-ethnic confrontation. This article shows the features of the Karachay-Cherkessia Orthodox communities' development in 20112020, the system of republic's Orthodox communities management, the quantitative

and qualitative characteristics of the clergy and parishioners corps, the features of religious life, as well as the impact of the pandemic on the activities of Orthodox religious organizations. Field data collected by the author, Internet resources of Orthodox organizations, media materials, and documents from the author's personal archive have become the source base of the research. The article concludes that the consequence of the structural and personnel changes at the level of the diocese and deaneries was the activation of religious life in the region. Meanwhile, the increase in attributed parishes on the territory of the republic made it difficult to form stable intra-parish relations in the newly formed communities.

Keywords: Pyatigorsk and Circassian dioceses, Northern Karachay-Cherkess deanery, South Karachay-Cherkess deanery, Orthodox parish, temple, clergy, pandemic.

Во второй декаде XXI в. в структуре церковных институтов, действовавших на территории Карачаево-Черкесии, произошли серьезные изменения, оказавшие существенное влияние как в целом на религиозную ситуацию в регионе, так и на жизнь простых верующих.

На заседании Священного Синода Русской православной церкви, состоявшемся 22 марта 2011 г., была образована Пятигорская и Черкесская епархия, в которую вошли приходы Минераловодско-го, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Новую епархию возглавил молодой, энергичный епископ Феофилакт (Денис Анатольевич Курьянов) [1].

В первой декаде XXI в. наблюдался рост напряженности в системе государственно-церковных отношений. Неосторожные высказывания церковных и государственных деятелей в отношении проблемы использования аланских храмовых комплексов вызывали бурную общественную реакцию [2]. В 2010 г. были совершены акты вандализма в отношении действующих христианских церквей [3].

В такой ситуации нормализация общественно-политической ситуации была первостепенной задачей, как для государственных, так и для церковных органов, а молодой епископ, имевший, помимо всего прочего, и опыт дипломатической работы, как нельзя лучше подходил для

поиска выхода из сложившегося непростого положения.

В епархию владыка прибыл 25 марта, а уже 8 апреля 2011 г. он посетил с официальным визитом Карачаево-Черкесию. Здесь прошли важные встречи с президентом республики Рашидом Темрезовым, муфтием Исмаилом Бердиевым, а также с молодежным активом Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии [4].

В ходе встреч с руководителями республики и мусульманской уммы было сделано важное заявление в отношении христианских храмов - уникальные комплексы, являющиеся памятниками архитектуры мирового значения, должны оставаться в собственности государства. Только государство сможет провести их реставрацию и обеспечить сохранность. Вместе с тем верующие должны иметь доступ к святыням и иметь возможность поклонения при соблюдении всех мер, необходимых для сохранности памятников.

Такая позиция оказалась весьма продуктивной и позволила установить с главой республики и муфтием Карачаево-Черкесии конструктивные, доверительные отношения. Эти отношения очень скоро были испытаны на прочность. 30 апреля был совершен поджог Шоанинского храма, расположенного вблизи села Коста-Хетагурова, и разбит памятник святому Уастыржи, почитаемому местным осетинским населением [5]. Акт вандализма был совершен

за неделю до 6 мая, Дня Святого Георгия, когда к храму традиционно съезжаются тысячи паломников со всей России. Инцидент вызвал широкий общественный резонанс, тем более что совсем недавно, в ноябре прошлого 2010 г., уже был совершен поджог двух православных храмов и молельного дома евангельских христиан-баптистов [6].

Руководство республики сделало все возможное, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать последствия поджога. 6 мая в отремонтированном храме прошло торжественное богослужение, которое возглавил лично епископ Феофилакт. В праздничных торжествах принял участие глава республики Рашид Темрезов [7].

Таким образом, было публично продемонстрировано единство в понимании и оценке произошедшего, и главная цель провокаторов достигнута не была. Скорее наоборот. Вместо скандала и роста напряжения в межэтнических отношениях произошла консолидация церкви, общества и государства.

В этом же 2011 г. была проведена важная реформа в организации церковной жизни республики. 20 октября на территории было образовано 2 благочиннических округа - Северный и Южный. Северный объединил приходы на территории города Черкесска, Абазинского, Адыге-Хабльского, Малокарачаевского, Ногайского, Прикубанского, Усть-Джегутинского и Хабезского районов. Центром округа был определен город Черкесск. В состав Южного округа вошли приходы на территории Зеленчукского, Карачаевского и Урупского районов. Центром округа стала станица Зеленчукская.

Весьма показательными были кадровые решения. Благочинными были назначены молодые священники. Настоятелем Покровской церкви г. Черкесска и Благочинным Северного округа стал 35-летний протоиерей Михаил Самохин. Настоятелем Петропавловского храма станицы Зеленчукской и благочинным

Южного округа - протоиерей Евгений Субтельный, которому к этому времени исполнилось 34 года. Оба священника имели хорошее светское и духовное образование. Отец Михаил с отличием закончил истфак Кабардино-Балкарского госуниверситета и Санкт-Петербургскую духовную академию. За плечами отца Евгения был факультет теологии ставропольского Института дружбы народов «Кавказ» и Киевская духовная академия. До своего назначения благочинным отец Михаил служил в приходах Кабардино-Балкарии. Отец Евгений был родом из Черкесска, начинал служить в городской Покровской церкви, несколько лет служил в с. Степном на Ставрополье и лишь недавно перебрался обратно в республику, где с января возглавлял приход в г. Карачаевске. За бывшим благочинным Карачаево-Черкесии сохранялись должности настоятеля строящегося Николаевского собора и директора Сергиевской православной гимназии. Следует признать, что такое неординарное решение показало всем, что епископ делает ставку на молодое духовенство. Такое решение позволило разрубить гордиев узел целого комплекса вну-трицерковных противоречий, накопившихся за последние годы. Создание двух округов позволило благочинным сосредоточиться на своей непосредственной работе в приходе и благочинии. Представительские же функции в отношениях с республиканскими властями стал осуществлять теперь лично архиерей. Николаевский собор получил статус архиерейского подворья, его настоятелем стал сам епископ, а ключарем был назначен протоиерей Сергий Кузнецов, служивший ранее, как и Михаил Самохин, на приходах Кабардино-Балкарии.

Такая диверсификация власти, молодость и энергия епископа и духовенства, конструктивные отношения с главой республики позволили оживить церковную жизнь в регионе.

Прежде всего, в республике существенно активизировалось храмовое строительство. Затихшее в последние годы строительство Николаевского собора в г. Черкесске было взято Рашидом Темрезовым под личный контроль. В течение года была установлена кованая ограда вокруг храма, завершены отделочные работы внутри и снаружи собора, прилегающая территория была вымощена брусчаткой, произведена роспись алтаря, подготовлен макет росписи храма, изготовлен и установлен пятиярусный иконостас. В освящении собора принимали участие митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии владыка Варсонофий, архиепископ Челябинский и Зла-тоустовский Феофан, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Верующих лично поздравили глава республики Рашид Темрезов и муфтий Исмаил-хаджи Бердиев. В своем приветствии Исмаил-хаджи, в частности, отметил: «Собор святителя Николая Угодника - это не только украшение республиканской столицы, это божий дом, где учат добру и миролюбию, ведь во всех священных писаниях основа одна - «возлюби ближнего своего». Возрождению этого храма от души радуются и православные, и мусульмане республики» [8].

Показательным примером способности власти мобилизовать силы для возведения значимых для православной общины объектов стало строительство нескольких крупных объектов.

30 мая 2011 г. была открыта грандиозная 345-метровая лестница к Лику Христа в Нижнем Архызе. Образ Спасителя, написанный яичной темперой на стене скального грота, расположенного на хребте Мцешта, был обнаружен в мае 1999 г. Очень быстро уникальный памятник превратился в объект поклонения, однако подъем на стометровую высоту был весьма затруднительным, особенно для пожилых паломников, а в

дождливую погоду и вовсе невозможен. Лестница из 526 ступеней, с перилами, освещением, площадками и скамьями для отдыха, сделала подъем к святыне безопасным и удобным в любое время года, независимо от погоды [9].

Год спустя, 16 июня 2012 г., у подножия хребта, рядом с началом лестницы, был освящен Храм Нерукотворного Образа Христа, созданный в византийском стиле [10].

Жители Карачаево-Черкесии были впечатлены еще и другим жестом руководства республики. В поселке Кавказском православный храм располагался в малоприспособленном помещении бывшего кинотеатра. Встречаясь с жителями поселка во время праздника Покрова Богородицы, глава республики пообещал, что в течение года в поселке будет построен настоящий храм. И действительно, открытие храма состоялось ровно через год, 14 марта 2014 г. [11].

Кроме этого, были построены и освящены еще 5 храмов - храм Иоанна Богослова в селе Нижняя Ер-моловка, Свято-Сергиевский храм в г. Черкесске, в с. Нижняя Ермолов-ка, храм Димитрия Донского на территории 34-й горно-стрелковой бригады в поселке Сторожевая-2, храм Александра Невского, построенный на территории, прилегающей к пограничной заставе в высокогорном поселке Загедан, храм в честь святых Петра и Февронии Муромских в пос. Московском и одна часовня в память иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» в урочище «Романов Курган» в Зеленчук-ском районе [12].

В исследуемый период освящение храмов происходило почти каждый год. В настоящее время строительство храмов продолжается в поселке Лесо-Кефарь, селе Хасаут-Греческое Зеленчукского района и пос. Медно-горском Урупского района.

Важная особенность организации церковной жизни в республике на современном этапе - образование

общин даже в тех местах, где строительство храма и создание полноценных приходов с проведением регулярных богослужений невозможны ввиду малочисленности населения. С 2011 г. в республике было зарегистрировано 12 православных организаций - ровно треть от общего количества официально действующих общин [13]. Большая часть таких приходов - приписные, священник приезжает сюда по графику либо по приглашению, если возникает необходимость совершения треб. Богослужения проводятся в приспособленном помещении. Совсем малочисленные общины действуют без регистрации. На 37 зарегистрированных православных религиозных организаций приходится 23 священника, из них 12 (половина!) служат на двух и более приходах. Два священника окормляют одновременно по 6 и 7 приходов [13]!

В основном в республике работают представители белого духовенства, лишь двое приняли монашеский постриг.

Говоря о духовенстве, следует отметить, что в основном это священники средних лет. Только один священник в республике старше 60 лет. 5 человек имеют возраст от 51 года до 60 лет, 8 человек - от 41 года до 50 лет, 6 священников - от 31 года до 40 лет, троим - не исполнилось 30. Таким образом, основная часть духовенства, 19 из 23 - это зрелые люди 30-60 лет. Ситуация разительно отличается от советского периода и первого постсоветского десятилетия, которое смело можно назвать «эпохой патриархов», поскольку среди священников было много пожилых людей.

Образовательный уровень духовенства достаточно высок. Лишь один священник из 23-х не имеет образования, остальные прошли семинарскую школу. Большинство являются выпускниками Ставропольской духовной семинарии. Один священник имеет диплом Ленинградской духовной семинарии. Пятеро имеют

высшее богословское образование - трое имеют диплом Киевской духовной академии, другие получали богословское образование в Москве и Санкт-Петербурге. 10 человек имеют светское среднее специальное образование, 9 имеют диплом об окончании светского вуза, четверо - ограничились школьным аттестатом. Протоиерей Александр Нартов, благочинный Северного округа, имеет ученую степень кандидата психологических наук. Хорошее образование позволяет некоторым священникам, помимо основной деятельности, активно заниматься исследовательской работой. Подавляющее большинство священников (20 человек) сделали свой профессиональный выбор сразу после окончания школы или ссуза, получив диаконскую хиротонию до 30 лет, в основном - в период от 21 года до 25 лет. Один принял духовный сан, когда ему было 34 года, и два человека - в 41 и 43 года, отказавшись от светской трудовой деятельности.

Показателен пример священника Геннадия Малютина, который долгое время работал во вневедомственной охране, одновременно служа пономарем и получая образование в семинарии. В 41 год он уволился с работы, был рукоположен в диаконы, а через месяц получил иерейскую хиротонию. В настоящее время он служит в 7 небольших приходах и несет епархиальное послушание, окормляя СИЗО № 1 г. Черкесска [14].

Говоря о приходской жизни, нужно понимать, что приходы серьезно отличаются друг от друга. Классический приход складывается при наличии функционирующего храма, постоянного священника и группы прихожан, регулярно посещающих храм, участвующих в приходской жизни. К таким «полноценным» приходам можно отнести 18 приходов из 37. Остальные 19 приходов можно отнести к разряду приписных, из них семь располагают собственным храмом. Регистрация большого количества православных религиозных организаций, многие

из которых не способны содержать священников и тем более строить храм, привела к росту количества приписных приходов, многие из которых не имеют храма, довольствуясь скромно оборудованной молельной комнатой. Приезжающий в такие приходы священник ограничивается проведением литургии и совершением треб, однако тесного духовного общения в таких условиях не получается. Особый статус у храма Дмитрия Донского, расположенного на территории воинской части. По понятным причинам организация приходской жизни здесь проходит по иным правилам. Настоятель приписного прихода обычно числится штатным клириком в более богатом храме, где и получает основную заработную плату.

Омоложение коснулось не только корпуса духовенства, но и паствы. На сегодняшний день достаточно большой удельный вес имеют прихожане среднего возраста (от 30 до 50 лет). Так, в Петропавловском соборе ст. Зеленчукской средний возраст прихожан - от 30 до 40 лет [15]. Среди прихожан как Северного, так и Южного благочиний основную часть составляют женщины (до 80%). Но и мужчины тоже начинают активнее посещать церковь. В Покровский храм за 4 года мужчин стало ходить больше. Сейчас среди прихожан приблизительно 60% женщин, 40% мужчин [16]. Приход стал сплоченнее благодаря формированию своеобразных неформальных «клубов» -мужского, женского, подросткового. Важно, что это «христоцентричные» объединения, а не клубы по интересам. После обучения в воскресной школе ребята идут в пономари, часть поступают в семинарию [16].

Церкви посещают и дети. Относительно высокий процент детей в станичных храмах Южного благочиния, где преобладают сельские приходы. Церковь посещают подростки, приходят дети с родителями. По словам благочинного Южного церковного округа протоиерея Евгения

Субтельного, в летний период количество детей, посещающих храмы, увеличивается за счет детей, приехавших на лето к бабушкам [15].

Зато молодежь храм почти не посещает. Эта тенденция наблюдается в обоих благочиниях. Священники объясняют это тем, что, окончив школу, молодые люди уезжают учиться за пределы республики, да и о религии меньше думают. Возвращаются в храм позже, когда обзаводятся семьей и остепеняются.

В количественном отношении в обоих благочиниях постоянных прихожан 0,1-0,2% от количества потенциально православного населения. По воскресеньям количество прихожан увеличивается до 3-4%. Наибольшее количество посещений воскресных богослужений в столице республики - г. Черкесске. В трех храмах Черкесска по воскресеньям собираются на службу до 600 человек, наиболее посещаемые - Покровская церковь и Никольский собор г. Черкесска [16]. На субботнюю всенощную собирается гораздо меньше. В основном приходят те, кому нравятся малолюдные службы, или те, кому по состоянию здоровья трудно стоять во время службы. Во время воскресной литургии скамеек часто не хватает. В Южном благочинии наиболее крупный приход - в ст. Зе-ленчкукской, на воскресную литургию в Петропавловский собор собираются не менее 100 человек [15].

Важность праздника не всегда влияет на количество верующих в храме. Даже во время таких крупных праздников, как Рождество или даже Пасха, в храме может быть немноголюдно. Людям трудно добраться до храма ночью и отстоять службу, не с кем оставить детей и т.д. То же касается других праздников. У людей есть свои любимые праздники. Народный «рейтинг» не всегда совпадает с каноническим. Респонденты отмечают прямую связь посещаемости храма с традициями раздачи или освящения чего-либо - куличей, вербы, воды, яблок и т.п.

Так, в Петропавловском храме станицы Зеленчукской на треть увеличилась посещаемость храма на праздник Сретения Господня, когда настоятелем была введена традиция раздавать свечи. В Покровском храме г. Черкесска было особенно многолюдно на Троицу, когда освящали травы. На Вербное воскресенье количество посещений увеличивается до 600 человек (до 400 причащений) [16]. Количество прихожан увеличивается в престольные праздники, а также в поминальные дни. Одним из факторов, увеличивающих посещаемость, является совпадение церковного праздника с выходным днем. В такие дни посещаемость увеличивается где-то на 1/3. Однако посещение храма с «утилитарными целями», по мнению опрошенных священников, не является показателем уровня религиозности населения. Более значимо для оценки количества прихожан число причастников [16].

Из обрядов т.н. жизненного цикла традиционно большое количество отпеваний. По информации Благочинного Южного церковного округа о. Евгения Субтельного, практически 100% по всему благочинию проводят отпевания умерших. Например, в ст. Зеленчукской в 2019 г. из 142 умерших было отпето 138 [15]. Сделать выводы о соотношении количества отпеваний с количеством умерших невозможно из-за неполноты сведений - в большинстве приходов такой учет не ведется. По г. Черкесску проводится приблизительно 500 отпеваний в год [16].

В религиозной жизни, как в зеркале, в той или иной степени отражаются все изменения, проходящие в общественной жизни. Уменьшилось количество регистраций браков. В свою очередь уменьшилось и количество венчаний. В обоих благочиниях количество венчаний составляет примерно 20% от зарегистрированных браков [16]. Также уменьшилось количество крещений. Если в 2017 г. только в Покровском

храме г. Черкесска было около 300 крещений, то в 2019 г. количество всех крещений в храмах Северного благочиния составило 350 [16].

При храмах имеются воскресные школы для детей. Так, в Южном благочинии такие школы действуют в 6 населенных пунктах - по 1 школе (в ст. Зеленчукской, г. Карачаевске, ст. Кардоникской, ст. Сторожевой, ст. Преградной, ст. Исправной). В 20192020 г. эти школы посещали 377 человек [15]. В Северном благочинии воскресные школы были созданы в 4 населенных пунктах (в г. Черкесске, ст. Усть-Джегутинской, пос. Кавказском, пос. Октябрьском). В г. Черкесске работают 3 воскресных школы (при Покровской церкви, при Никольском храме, при церкви Сергия Радонежского). В 2019-2020 г. в этих школах обучалось около 150 человек [16].

Деятельность православных религиозных организаций не ограничивается исключительно религиозной. Достаточно активно они участвуют в общественной жизни республики, занимаются благотворительностью. Православное духовенство участвует в торжественных проводах призывников, напутствуя новобранцев на службу, участвует в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних. Много делается и для воспитания подрастающего поколения. Проводятся встречи с учащимися. Ежегодно епархия проводит научно-практические конференции, в которых принимают участие дети.

С 2014 г. стало традицией ежегодно 22 июня на Софийской поляне в Архызе проводить акцию «Зажги свечу памяти освободителям Кавказа». Однако в этом году из-за пандемии участниками акции стали только активисты молодежного отдела Южного Карачаево-Черкесского церковного округа [17].

С марта 2020 г. деятельность приходов из-за эпидемии претерпела изменения.

Общение архиерея с благочинными стало проводиться с помощью средств удаленной связи. Были приняты все меры по соблюдению духовенством и прихожанами санитарных мер предосторожности. В свою очередь благочинные проводили совещания с духовенством благо-чиний, обращались к населению с настоятельными рекомендациями соблюдать все необходимые меры безопасности. Были открыты «горячие линии», куда могли позвонить все нуждающиеся [18].

Была организована работа по обеспечению пожилого населения продуктовыми наборами и средствами гигиены. Эта работа велась самостоятельно, а также совместно с органами местного самоуправления. Только в ст. Зеленчукской совместно с сотрудниками ОВД в рамках акции «Время добра» 60 семьям станичников, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказали помощь детским питанием. Православная молодежь выступила в качестве волонтеров, помогая покупать продукты и лекарства нуждающимся. Священнослужители посещали прихожан на дому [19].

5 апреля 2020 г. молодежь станицы Зеленчукской помогла организовать богослужение в Петропавловском храме в соответствии с требованиями санитарной безопасности. Активисты следили за соблюдением дистанции, количеством людей, которые одновременно собрались в храме, рассказывали о необходимости соблюдения санитарных требований. После литургии молодежь присоединилась к крестному ходу с молебным пением о прекращении губительного поветрия [20].

На Пасху были предприняты беспрецедентные меры безопасности. В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в регионе архиепископ Феофилакт попросил верующих воздержаться от посещения богослужений в храмах Карачаево-Черкесии и «с болью

в сердце» сообщил, что с 17 апреля и до особого распоряжения богослужения в православных храмах республики будут совершаться без прихожан, с участием только духовенства и сотрудников, необходимых для совершения и трансляции богослужений [21].

В Пасхальную ночь канал «Ар-хыз 24» осуществлял трансляцию праздничного богослужения из Николаевского собора.

Таким образом, мы можем прийти к следующим выводам:

1. Включение православных приходов Карачаево-Черкесии в состав Пятигорской и Черкесской епархии, образование более компактных, а потому эффективнее управляемых благочиний, омоложение и повышение образовательного уровня духовенства позволило существенно активизировать религиозную жизнь в регионе.

2. Конструктивные отношения с руководством республики и духовными лидерами мусульманской уммы позволили эффективно решать как проблемы внутри общины, так и возникающие конфликты.

3. В рассматриваемый период произошли изменения в жизни приходов. Как среди духовенства, так и среди прихожан преобладают представители среднего возраста. Увеличение доли приписных приходов позволило существенно расширить работу по духовному окормлению граждан. Однако отсутствие постоянного священника в таких приходах препятствует формированию устойчивых внутриприходских отношений во вновь сформированных общинах, роль священника ограничивается преимущественно богослужебными функциями.

4. В условиях пандемии православные религиозные организации проявили высокий уровень организованности и сознательности. Результатом ответственного отношения к проблеме стало отсутствие случаев заражения православного духовенства и прихожан коронавирусом.

Примечания:

1. Журнал заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года № 13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434630.html (дата обращения: 24.07.2020).

2. См. напр.: Зайцева С. Вера и духовность взаимосвязаны //День республики. 2003. 17 июля; Алиев И. Не согрешайте ни милостью, ни жестокостью //МК-Кавказ. 2003 1-8 октября; Джантеева Д. Возможна ли передача аланских храмов РПЦ? [Электронный ресурс]. URL: http://skfonews.info/article/108&p=2&c=1 (дата обращения: 14. 02.2020).

3. См. напр.: Один из подожженных храмов выгорел полностью. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/1342129.html (дата обращения: 14.02.2020); В подожженном храме Карачаево-Черкесии пройдет массовое богослужение [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/1400929.html (дата обращения: 14.02.2020).

4. Карачаево-Черкесию с первым официальным визитом посетил епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. [Электронный ресурс]. URL: https://www. yuga.ru/news/223969/ (дата обращения: 14.02.2020).

5. В Карачаево-Черкесии вандалы подожгли Шоанинский храм. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/accidents/2018969.html (дата обращения: 14.02.2020).

6. Один из подожженных храмов выгорел полностью [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/1342129.html (дата обращения: 14.02.2020).

7. В Карачаево-Черкесии отметили престольный праздник Шоанинского храма - День святого Георгия Победоносца. [Электронный ресурс]. URL: http://kchr. ru/news/detailed/5604/ (дата обращения: 29.07.2020).

8. Восстановленный собор святителя Николая Чудотворца освящен в Черкесске. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20120421/631483003.html (дата обращения: 27.07.2020).

9. В Архызе открыта лестница к Лику Христа (Карачаево-Черкесия). [Электронный ресурс]. URL:https://regnum.ru/news/society/1410369.html (дата обращения: 27.07.2020).

10. Храм Нерукотворного Образа Христа. [Электронный ресурс]. URL: http:// lik.cerkov.ru/ (дата обращения: 27.07.2020).

11. В п. Кавказский освящен новый православный храм, построенный всего за год. [Электронный ресурс]. URL: http://kchr.ru/news/detailed/18769/ (дата обращения: 27.07.2020).

12.Сведения о регистрации религиозных организаций взяты с Информационного портала Министерства юстиции РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://unro. minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения 17.07.2020).

13. Сведения о священниках, их возрасте, образовании, дате хиротонии и окормляемых приходах взяты на официальном сайте Пятигорской и Черкесской епархии. [Электронный ресурс]. URL: https://blago-kavkaz.ru/ (дата обращения: 20.07.2020).

14.Полевые материалы автора. (Далее - ПМА). Интервью с иереем Геннадием Малютиным. 20.07.2020.

15. ПМА. Интервью с Благочинным Южного церковного округа о. Евгением Субтельным. 20.07.2020.

16. ПМА. Интервью с духовенством Северного церковного округа. 2023.07.2020.

17. Православная молодёжь провела патриотическую акцию. [Электронный ресурса/URL: https://blago-kavkaz.ru/18127 (дата обращения: 27.07.2020).

18.В Пятигорской епархии открыты горячие линии помощи нуждающимся. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5616472.html (дата обращения: 27.07.2020).

19. Благочинный и полицейские передали семьям детское питание. [Электронный ресурс]. URL:https://blago-kavkaz.ru/18181 (дата обращения: 27.07.2020).

20.Молодежь станицы помогла организовать богослужение. [Электронный ресурс]. URL: https://blago-kavkaz.ru/17995 (дата обращения: 27.07.2020).

21. «С молитвой о каждом из вас». [Электронный ресурс]. URL: https://denresp. ru/2020/04/21/s-molitvoj-o-kazhdom-iz-vas/ (дата обращения: 27.07.2020).

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Journal of the meeting of the Holy Synod dated March 22, 2011 No. 13 //Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434630.html (date of the application 07.24.20) (In Russian).

2. See, for example: S. Zaitseva. Faith and spirituality are interconnected // Newspaper «Day of the Republic», July 17, 2003; Aliev I. Do not sin with mercy or cruelty//MK-Kavkaz, October 1-8, 2003; Dzhanteeva D. Is it possible to transfer Alanian temples to the Russian Orthodox Church? //Available at: http://skfonews. info/article/108&p=2&c=1 (date of the application 14.02.2020) (In Russian).

3. See, for example: One of the temples that were set on fire burned down completely//Available at: https://regnum.ru/news/polit/1342129.html (date of the application 14.02.2020) (In Russian); A mass service will be held in the burnt temple of Karachay-Cherkessia//Available at: https://regnum.ru/news/polit/1400929.html (date of the application 02/14/2020) (In Russian).

4. Bishop of Pyatigorsk and Circassian Theophylact visited Karachay-Cherkessia on his first official visit.//Available at: https://www.yuga.ru/news/223969/ (date of the application 02/14/2020) (In Russian).

5. In Karachay-Cherkessia, vandals set fire to the Shoaninsky temple. // Available at: https://regnum.ru/news/accidents/2018969.html (date of the application 14.02.2020) (In Russian).

6. One of the temples that were set on fire burned out completely. //Available at: https://regnum.ru/news/polit/1342129.html (date of the application 14.02.2020) (In Russian).

7. In Karachay-Cherkessia, the patronal holiday of the Shoaninsky temple was celebrated - the Day of St. George the Victorious. // Available at: http://kchr.ru/news/ detailed/5604/ (date of the application 29.07.2020) (In Russian).

8. The restored Cathedral of St. Nicholas the Wonderworker was consecrated in Cherkessk. // Available at: https://ria.ru/20120421/631483003.html (date of the application: 27.07.2020) (In Russian).

9. In Arkhyz, a staircase to the Face of Christ (Karachay-Cherkessia) is open. // Available at: https://regnum.ru/news/society/1410369.html (date of the application: 27.07.2020) (In Russian).

10. Temple of the Image of Christ Not Made by Hands. //Available at: http://lik. cerkov.ru/ (date of the application: 27.07.2020) (In Russian).

11. In the village of Kavkazsky, a new Orthodox church was consecrated, built in just a year. //Available at: http://kchr.ru/news/detailed/18769/ (date of the application: 27.07.2020) (In Russian).

12. Information on the registration of religious organizations was taken from the Information portal of the Russian Federation Ministry of Justice. Available at: http:// unro.minjust.ru/NKOs.aspx (date of the application 17.07.2020) (In Russian).

13. Information about the priests, their age, education, date of ordination and the parishes they take care of is taken from the official website of the Pyatigorsk and Circassian dioceses. //Available at: https://blago-kavkaz.ru/ (date of the application 27.07.2020) (In Russian).

14. Field materials of the author. (Hereinafter - FMA) Interview with Priest Gennady Malyutin. 20.07.2020. (In Russian).

15. FMA. Interview with the Dean of the Southern Church District, Fr. Evgeny Subtelny. 20.07.2020. (In Russian).

16. FMA. Interview with the clergy of the Northern Church District. 2023.07.2020.

17. Orthodox youth held a patriotic action. //Available at: https://blago-kavkaz. ru/18127 (date of the application 27.07.2020) (In Russian).

18. In the Pyatigorsk diocese, hot lines for helping those in need are open. // Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5616472.html (date of the application 27.07.2020) (In Russian).

19. The Dean and the police gave the families baby food. // Available at: https: // blago-kavkaz.ru/18181 (date of the application 27.07.2020) (In Russian).

20. The youth of the village helped to organize the service. // Available at: https:// blago-kavkaz.ru/17995 (date of the application 27.07.2020) (In Russian).

21. «With prayer for each of you». //Available at: https://denresp.ru/2020/04/21/s-molitvoj-o-kazhdom-iz-vas/ (date of the application 27.07.2020) (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.