ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 1
И.В. Забаев, канд. социол. наук, доц. кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета*
Е.В. Пруцкова, член рабочей группы научного проекта "Социология религии" Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета*
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИНЫ НА ОСНОВЕ ПРИХОДА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В НАЧАЛЕ ХХ! в. ПО ДАННЫМ ОПРОСА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И АКТИВНЫХ ПРИХОЖАН ХРАМОВ г. МОСКВЫ
В статье рассматриваются основания для построения и операционали-зации понятия православной приходской общины и анализируются факторы, способствующие формированию общины. Статья написана на основании результатов исследования "Социальный работник прихода. Восприятие Патриаршей инициативы о введении должности социального работника представителями приходов Московской Епархии", в ходе которого был проведен количественный опрос настоятелей, священников, дьяконов, социальных работников московских храмов, а также активных прихожан. Исследование было проведено в рамках проекта "Социология религии" Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Среди факторов, способствующих формированию "сильной" общины, выделяются факторы размера и местоположения прихода, а также характеристики священников и стиль руководства настоятеля храма.
Ключевые слова: социология религии, исследования приходов, социология прихода, социальная работа, Русская православная церковь.
The article discusses the bases for the Orthodox parish community concept construction and operationalization, and analyzes the factors contributing to community development. This article is based on the results of the "Russian Orthodox Church social work organization at Moscow parishes" study completed by the "Sociology of Religion" research project team at St.Tikhon's Orthodox University. The study includes a quantitative survey of priors, priests, parishioners, and social workers of Moscow parishes. Parish size and location, as well as the clergy characteristics and leadership style are emphasized as the main factors contributing to the opportunities of building a "strong" parish community.
Key words: sociology of religion, parish research, parish sociology, social work, Russian Orthodox Church.
Данная статья написана на основании результатов исследования "Социальный работник прихода. Восприятие Патриаршей
* Забаев Иван Владимирович, e-mail: [email protected]
** Пруцкова Елена Викторовна, e-mail: [email protected]
инициативы о введении должности социального работника представителями приходов Московской Епархии"1, проведенного авторами в 2010 г. Анкетный опрос проводился на семинарах, организованных Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы в период с февраля по декабрь 2010 г. Дополнительный опрос был проведен на семинаре епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова) в Школе молодежных лидеров (ПСТГУ) и на вручении дипломов социальным работникам, прошедшим обучение на краткосрочных курсах "Организация социальной работы в приходе", организованных Комиссией по церковной социальной деятельности. В опросе приняли участие представители храмов всех 14 благочиний г. Москвы.
Всего в опросе приняли участие 458 человек: настоятели (19%), священники (12%), дьяконы (11%), социальные работники (20%) и другие работники храма (17%), а также активные миряне, уже включенные или готовые включиться в деятельность своего прихода (17%). Респонденты выступали в качестве экспертов, описывающих свой приход.
Община на основе прихода православного храма
В эмпирических социологических исследованиях жизни и деятельности Русской православной церкви, в ряде случаев целесообразно разделять понятия "община" и "приход". По ряду важных характеристик (репродуктивное поведение, ценности и установки и др.) люди, входящие в общину, отличаются от обычных прихожан.
В официальных документах РПЦ понятия прихода и общины взаимосвязаны. В частности, ныне действующий Устав гласит: "Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме... Границы приходов устанавливаются епархиальным советом"2.
Данная формулировка не является исчерпывающей, в ней совмещаются два принципиально различных принципа построения мельчайших единиц христианского (внемонастырского) общежития. Первый принцип — территориальный. Так, в Приходском уставе Поместного собора 1917—1918 гг. дано следующее определение прихода (закрепляющее существовавшую в досинодальный и синодальный периоды традицию): "Приходом в Православной церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединен-
1 Дополнительную информацию о проекте см. на сайте: http://socrel.pstgu.ru
2 Устав Русской православной церкви [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт Московского Патриархата РПЦ]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html (дата обращения: 12.12.2011).
ных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля"3. Этот принцип работал в ситуации, когда практически все население страны принадлежало к православному вероисповеданию4.
Второй принцип — общинный — фиксирует иную ситуацию. В ХХ в. в силу усиления пространственной мобильности территориальный принцип перестает играть значительную роль. Прихожане собираются в приход не только, а часто и не столько с близлежащей территории (в среде современного духовенства распространяется термин "приезжане").
В современной ситуации остается неясным, какие факторы способствуют формированию крепкой общины/прихода? Неясно, являются ли определяющими в первую очередь пространственные факторы (местоположение, близость к метро и т.д.) или же факторы иного рода, как то: стиль руководства настоятеля, наличие священников, у которых много "духовных чад", количество священников прихода и число прихожан, материальная обеспеченность прихода, история храма и т.д.?
Для того чтобы операционализировать понятие общины, мы обращаемся к международному опыту социологических исследований католических приходов, где тема построения общины в значительной степени актуализировалась после II Ватиканского собора (1962—1965), результатом которого стал кардинально новый взгляд на форму существования приходов Католической церкви, включавший активное участие мирян в жизни прихода и в управлении им, развитие общинной жизни. За основу были взяты исследования, выполненные в рамках социологии прихода в Европе и США, в частности — исследования М. Хорнби-Смита, результаты которых описаны в монографии автора "Меняющийся приход: приходы, священник и прихожане после Второго Ватиканского cобора" (Великобритания, 1989 г.)5, "Исследование приходской жизни католических приходов университета Нотр-Дам" (США, 1987 г.)6, более
3 Приходской устав Поместного Собора 1917—1918 гг. Цит. по: Цыпин В.А. Церковное право. Часть III. Органы церковного управления. Приход в Русской православной церкви. Приходской устав Поместного Собора 1917—1918 гг. [Электронный ресурс]. [Информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ]. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/22c/cipin/eccllaw/152.html
4 В католической церкви пространственный принцип приходского устройства был зафиксирован Тридентским собором (1545—1563).
5 Hornsby-Smith M.P. The changing parish. A study of parishes, priests, and parishioners after Vatican II. L.; N.Y., 1989.
6 The emerging parish. The Notre Dame study of Catholic life since Vatican II / Ed. by J. Gremillion, J. Castelli. Notre Dame, 1987; Leedge D.C. The parish as community // Notre Dame Study of Catholic Parish Life. Report N10. Notre Dame, 1987.
раннее исследование "Социальные отношения в городском приходе" Дж. Фихтера (США, 1954 г.) и некоторые другие источники7.
М. Хорнби-Смит предлагает использовать следующие критерии общины: во-первых, общие верования и ценности, разделяемые членами общины, и, во-вторых, наличие развитой системы социальной поддержки и взаимопомощи в приходе, взаимодействие прихожан между собой8.
Д. Лидж в исследовании приходской жизни католических приходов, проведенном Университетом Нотр-Дам, в качестве основного показателя наличия общины в приходе выделяет "чувство общины" (sense of community), индикатором которого является прямой вопрос: "Насколько сильно чувство общины в вашем приходе?" с тремя вариантами ответа: "нет никакого чувства общины", "в приходе есть некоторые проявления чувства общины", "в приходе очень сильное чувство общины"9. Затем оценивается, насколько сила "чувства общины" связана с характеристиками прихода, такими, как размер прихода, тип населенного пункта, в котором располагается приход, этнический состав прихода. Так, например, приходы большего размера, расположенные в крупных городах, отличаются более выраженным "чувством общины", что может объясняться, помимо прочего, более широким спектром видов внебогослужебной жизни прихода, позволяющим вовлекать в жизнь прихода группы прихожан, имеющих разные интересы. О том же свидетельствуют и результаты анализа ответов на близкий по смыслу к "чувству общины" вопрос о том, насколько прихожане "привязаны" (feel attached) к приходу. Одним из наиболее сильно связанных с привязанностью к приходу показателей оказалось число внебогослужебных видов деятельности, в которых участвует прихожанин10.
Для того чтобы оценить степень развитости общины на основе прихода, в нашем исследовании "Социальный работник прихода"
7 См. подробнее: Donovan J.D. Sociology of parish. New Catholic encyclopedia. 1967. Vol.10. P. 1019-1020; Sociology of the parish / Ed. by C.J. Nuesse, T.J. Harte. Milwaukee, 1951; Schuyler J.B. Northern parish. A sociological and pastoral study. Chicago, 1960. На русском языке см. обзоры Д.А. Орешиной: Орешина Д.А. Католический приход во второй половине ХХ века: факторы формирования приходской общины // Материалы семинара "Социология религии". 2010. № 3. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт семинара "Социология религии" ПСТГУ]. URL: http://socrel.pstgu.ru/ category/workingpaper (дата обращения: 12.12.2011); Она же. Прикладные социологические исследования католического прихода в США до реформ Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.) // Материалы семинара "Социология религии". 2010. № 4. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт семинара «Социология религии» ПСТГУ]. URL: http://socrel.pstgu.ru/category/workingpaper (дата обращения: 12.12.2011).
8 Hornsby-Smith M.P. Op. cit. P. 69.
9 Leedge D.C. Op. cit. P. 7.
10 Ibid. P. 10-14.
мы руководствовались набором показателей, состоящих из подтверждений или опровержений следующих восьми утверждений11:
1. В вашем приходе есть община.
2. В нашем приходе много прихожан, которые общаются вне литургии.
3. В приходе есть прихожане, к которым я могу обратиться за помощью, и знаю, что мне не откажут.
4. В приходе есть группы прихожан, которые занимаются работой в приходе без участия священника.
5. Я знаю, что в нашем приходе многие прихожане молятся друг за друга.
6. В нашем приходе прихожане регулярно собираются в трапезной на чаепитие.
7. Многие постоянные прихожане ходят в храм с семьей (с кем-то из членов семьи).
8. Когда вы приходите на воскресную литургию в свой храм, обычно вы видите людей... ("по большей части вам знакомых").
На основании указанных восьми утверждений мы оцениваем степень развитости общины в приходе. Мы считаем, что при наличии как минимум семи положительных ответов на вопросы, входящие в индекс развитости общины, община в приходе — сильная, при двух или менее положительных ответах — слабая или отсутствует.
Наличие в приходе сильной общины на 10—25% повышает вероятность осуществления в нем тех или иных видов социального служения (табл. 1).
Таблица 1
Какая социальная работа ведется вашим приходом (священником и прихожанами)?
(% по столбцу)
Виды социальной работы Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община
Помощь больным 61 69 77
Помощь старикам 48 59 73
Помощь инвалидам 46 46 55
Помощь бездомным 32 35 47
11 Данные вопросы были отобраны на основании, с одной стороны, ключевых показателей общины, использовавшихся в рамках "Исследования приходской жизни католических приходов университета Нотр-Дам" в США, и, с другой стороны, на основании анализа глубинных интервью со священниками, проведенных в рамках проекта "Факторы формирования православной городской общины" семинара "Социология религии" ПСТГУ в 2009—2010 гг. Более подробная информация по исследованию представлена на сайте семинара "Социология религии" ПСТГУ: URL:http://socrel.pstgu.ru/community/ (дата обращения: 30.03.2012).
Виды социальной работы Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община
Помощь многодетным семьям 43 47 65
Помощь нуждающимся 36 46 62
Помощь сиротам 21 27 34
Социальная работа не ведется 3 1 1
База (количество респондентов) 90 178 117
Факторы формирования "сильной" общины
Среди факторов, способствующих формированию "сильной" общины, выделяются три наиболее существенных: во-первых, размер и местоположение прихода; во-вторых, наличие в приходе одного или нескольких священников, у которых много "духовных чад" (т.е. влияние личных качеств священников, их харизмы и т.п., что привлекает новых прихожан); в-третьих, стиль руководства настоятеля храма.
"Сильная" община чаще встречается в храмах небольшого раз-мера12 (что не совпадает с выводами исследования католических приходов). Одним из показателей размера прихода является количество священников, которые служат в приходе. Так, в московских храмах, где служат один-два священника, "сильная" община встречается в 40% случаев, в то время как в более крупных приходах, где служат 6 или более священников, "сильная" община встречается всего в 24% случаев (табл. 2).
Таблица 2
Сколько священников служит у вас в приходе? (% по строке)
Тип общины Число священ-^\^^ ников в приходе Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община База (количество респондентов)
1—2 священника 18 43 40 129
3—5 священников 22 51 27 175
6—20 священников 31 45 24 62
12 Здесь и далее, если не указано иное, рассматриваемые различия по категории "сильная община" значимы на уровне р < 0,05 (применяется 2-тест на равенство двух долей).
Одно из возможных объяснений такой ситуации может быть связано с тем, что при наличии нескольких священников в приходе может существовать несколько отдельных групп прихожан, не пересекающихся между собой. В этом случае можно говорить о существовании в приходе не единой общины, а нескольких относительно автономных общин, собирающихся вокруг каждого из священников. Основанием для такого объединения может служить не только личность конкретного священника или богослужебная жизнь и совместное участие в таинствах ("покаяльные семьи"), но и определенные виды внебогослужебной жизни и деятельности. Это могут быть группы, имеющие определенную "специализацию", например: воскресная школа, молодежный центр, сестричество, группа помощи бездомным, пекарня, киноклуб и т.д. — всего опрошенные назвали более 50 видов внебогослужебной деятельности, которую ведет их приход. Какие-то из этих видов деятельности встречаются в большинстве московских приходов, например — воскресная школа, другие оказываются довольно редкими, например — киноклуб или издание собственного журнала (табл. 3).
Таблица 3
Какие дополнительные виды деятельности есть при вашем храме?
Виды деятельности: %
Воскресная школа 85
Катехизаторские беседы 57
Приходская библиотека 53
Церковный магазин 44
Молодежная организация 32
Пекарня 17
Паломнический центр 17
Сестричество/группа милосердия/социальная служба 16
Благотворительная столовая 11
Швейная мастерская 10
Лекторий 10
Хор/певческий кружок/театральная студия/танцевальный кружок 10
Юридическая консультация 8
Киноклуб 8
Виды деятельности: %
Спортивный центр 6
Военно-патриотический клуб 2
Другое 12
Нет дополнительных видов деятельности 2
Затрудняюсь ответить 2
База (количество респондентов) 458
Другое возможное объяснение того факта, что при увеличении числа священников падает доля приходов, характеризующихся наличием "сильной" общины, связано с тем, что в большом приходе личное общение между прихожанами затруднено и вследствие высокой нагрузки у священников часто не остается времени на организацию внебогослужебной жизни прихода. Такая ситуация (табл. 4) характерна также для храмов в "спальных" районах города, куда прихожане собираются скорее по территориальному принципу (лишь 20% храмов, находящихся в окружении жилых массивов, имеют сильную общину), в отличие от храмов, расположенных в центре города, куда необходимо добираться, затрачивая определенные усилия и время (40% храмов, находящихся в центре города, т.е. в удалении от жилых массивов, имеют сильную общину).
Таблица 4
Находится ли ваш приход в жилом массиве ("спальном" районе)? (% по строке)
Тип общины Место-\^ положение храма Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община База (количество респондентов)
В жилом массиве 28 52 20 155
Не в жилом массиве 18 42 40 197
Священник занимает ключевую позицию в приходской общине, именно священник обычно является центром, на который замыкаются связи всех прихожан, поэтому его личные характеристики и лидерские качества очень важны с точки зрения формирования крепкой общины. В нашем исследовании задавался вопрос: "Есть ли в храме такой священник или священники, у которых много (более 100) духовных чад (т.е. благодаря его личным качествам, ха-
ризме и т.п. он привлекает новых прихожан)?" Среди приходов, где такой священник есть, 38% характеризуются наличием "сильной" общины (табл. 5). Если такого священника нет, доля храмов, имеющих "сильную" общину, снижается до 21%.
Таблица 5
Есть ли в храме такой священник или священники, у которых много (более 100) духовных чад? (% по строке)
Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община База (количество респондентов)
Есть 17 45 38 150
Нет 30 49 21 100
При этом данный фактор по сравнению с размером прихода может действовать в обратном направлении, т.е. компенсировать действие последнего, поскольку такие выдающиеся священнослужители чаще встречаются в крупных приходах (табл. 6). В приходах, где служат один-два священника, лишь треть храмов (34%) характеризуются наличием хотя бы у одного из них большого числа "духовных чад". В то же время в крупных приходах, где служат 6 или более человек, священники, способные благодаря своим личным качествам привлекать большое количество прихожан, появляются в половине случаев (49%).
Таблица 6
Наличие священника, у которого много духовных чад в зависимости от числа священников в приходе (в %)
Наличие священника, у которого много духовных чад База (количество респондентов)
Есть Нет Затрудняюсь ответить
Число священников 1-2 34 34 32 145
3-5 42 26 32 204
6-20 49 19 32 78
Третий фактор, определяющий формирование общины в приходе, — стиль руководства настоятеля прихода. Мы предложили респондентам три пары высказываний, задающие полюса трех шкал, определяющих стиль руководства настоятеля прихода, и попросили оценить (по шкале из шести пунктов), к какому из высказываний в каждой паре ближе стиль руководства настоятеля прихода, который представлял респондент.
В тех приходах, где настоятель занимает крайние позиции: полностью берет на себя решение всех вопросов в приходе, занимает пассивную позицию ("будет вера — дела приложатся сами собой") или же ориентирован в первую очередь на решение задач13, а не на людей, в таких приходах сильная община появляется реже. В то же время если настоятель придерживается в руководстве приходом другого полюса указанных шкал либо средней позиции, сильная община в таких приходах появляется чаще (табл. 7).
Таблица 7
Стиль руководства настоятеля прихода (в %)
Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община База (количество респондентов)
Настоятель самостоятельно решает большинство важных для общины вопросов 22 53 25 116
Важные вопросы решаются при непосредственном участии других членов прихода (или средние баллы) 18 43 39 188
Главное в храме (в церкви) — молитва, вера. Будет вера — дела приложатся сами собой 20 57 22 54
Вера без дел мертва. Дела сами собой не появятся. Церковь должна вести активную социальную деятельность помимо совершения церковной службы (или средние баллы) 19 42 38 233
Поставленные задачи должны решаться. Если те, кто за них отвечает, не справляются, то их надо заменить 20 56 24 45
Главное в приходе — люди. Нужно ставить такие задачи, которые могут быть решены только имеющимися людьми (или средние баллы) 19 44 37 233
13 Для последнего показателя различия по категории "сильная община" значимы на уровне р < 0,10 (применяется 2-тест на равенство двух долей).
По результатам нашего исследования, следующие факторы не влияют на вероятность формирования сильной общины на основе прихода:
— время, когда был построен храм;
— закрывался ли храм в советский период;
— наличие среди прихожан известных, публичных людей;
— материальная база;
— возраст настоятеля и срок хиротонии, а также сколько лет назад он был назначен настоятелем;
— наличие известных святынь;
— наличие в пешеходной доступности (5—10 мин) других храмов.
Итак, для оценки степени развитости общины в приходе православного храма могут использоваться следующие три группы критериев: 1) совместное участие в религиозных практиках (молитва, причастие, и др.), 2) "чувство общины" (на индивидуальном уровне — самоидентификация как члена общины), 3) участие во вне-богослужебных видах деятельности (или осведомленность о них).
По результатам нашего исследования, важнейшими факторами, способствующими возникновению крепкой общины в приходе православного храма, оказываются: местоположение храма (в центре/ в жилом массиве), количество служащих в храме священников и наличие в приходе священника/настоятеля, способного привлечь мирян. Если в своей деятельности такой настоятель будет привлекать мирян к решению тех или иных внебогослужебных вопросов, будет считать, что внебогослужебная деятельность не появится сама собой и будет способствовать ее возникновению, при этом считая приоритетным все же не решение каких-то конкретных задач, но вовлечение имеющихся в приходе людей, — в таком приходе сильная община, как правило, появляется чаще.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Орешина Д.А. Католический приход во второй половине ХХ века: факторы формирования приходской общины // Материалы семинара "Социология религии". 2010. № 3. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт семинара "Социология религии" ПСТГУ]. URL: http://socrel.pstgu.ru/category/ workingpaper (дата обращения: 12.12.2011).
Орешина Д.А. Прикладные социологические исследования католического прихода в США до реформ Второго Ватиканского собора (1962— 1965 гг.) // Материалы семинара "Социология религии". 2010. № 4. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт семинара «Социология религии» ПСТГУ]. URL: http://socrel.pstgu.ru/category/workingpaper (дата обращения: 12.12.2011).
Устав Русской православной церкви. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт Московского Патриархата РПЦ]. URL:http://www.patriarchia.ru/db/ text/133141.html (дата обращения: 12.12.2011).
Цыпин В.А. Церковное право. Часть III. Органы церковного управления. Приход в Русской православной церкви. Приходской устав Поместного собора 1917—1918 гг. [Электронный ресурс]. [Информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ]. URL: http://lib.eparhia-saratov. ru/books/22c/cipin/eccllaw/152.html
Donovan J.D. Sociology of parish. New Catholic encyclopedia. 1967. Vol. 10.
Fichter J.H. Dynamics in the city Church. Chicago, 1951.
Fichter J.H. Social relations in the urban parish. Chicago, 1954.
Hornsby-Smith M.P. The changing parish. A study of parishes, priests, and parishioners after Vatican II. L.; N.Y., 1989.
Leedge D.C. The parish as community // Notre Dame Study of Catholic Parish Life. Report N 10. Notre Dame, 1987.
Schuyler J.B. Northern parish. A sociological and pastoral study. Chicago, 1960.
Sociology of the parish / Ed. by C.J. Nuesse, T.J. Harte. Milwaukee, 1951.
The emerging parish. The Notre Dame study of Catholic life since Vatican II / Ed. by J. Gremillion, J. Castelli. Notre Dame, 1987.