Научная статья на тему 'О смысле вузовских храмов'

О смысле вузовских храмов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ / TEMPLE / ВУЗ / UNIVERSITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / БОГОСЛУЖЕНИЕ / КУЛЬТУРА / CULTURE / WORSHIP SERVICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

Показано участие вузовских храмов в формировании нравственного климата внутри вуза. Эта работа направляет молодого человека в сторону нравственности в системе ценностных ориентаций. Автор обращает внимание на необходимость присутствия Церкви в стенах учебного заведения, что было естественным в прежнее дореволюционное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSE OF ACADEMIC TEMPLES

The article shows academic temples involvement in the moral environment formation at the university. This work turns a young person to the morality in the value system. The author pays attention to the necessity of the church presence at the university as it was in prerevolutionary time.

Текст научной работы на тему «О смысле вузовских храмов»

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

УДК 17.022.1:378 ГРНТИ 03.23.55

О СМЫСЛЕ ВУЗОВСКИХ ХРАМОВ

И.И. Резник

Омский государственный университет путей сообщения

Россия, 644046, г. Омск, просп. Маркса, 35

Показано участие вузовских храмов в формировании нравственного климата внутри вуза. Эта работа направляет молодого человека в сторону нравственности в системе ценностных ориен-таций. Автор обращает внимание на необходимость присутствия Церкви в стенах учебного заведения, что было естественным в прежнее дореволюционное время.

Ключевые слова: храм, вуз, нравственность, богослужение, культура.

SENSE OF ACADEMIC TEMPLES

I.I. Reznik

Omsk State Transport University Russia, Omsk, pr. Marksa, 35, Reznik-ii@mail.ru

The article shows academic temples involvement in the moral environment formation at the university. This work turns a young person to the morality in the value system. The author pays attention to the necessity of the church presence at the university as it was in pre-revolutionary time.

Keywords: a temple, a university, morality, worship service, culture.

Не могу согласиться с модным в настоящее время выражением: «история учит нас тому, что ничему не учит». Из той череды событий, которая предшествовала настоящему, можно всё-таки понять, что без нравственной основы, укреплению которой способствует © И.И. Резник, 2017

Церковь, образование часто оказывается серьёзным орудием безнравственных сил против доброго начала . В настоящее время, в условиях роста безработицы, имущественной поляризации, и, как следствие, чётко выраженного пессимистического настроя большинства граж-

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

дан, наблюдается процесс этического релятивизма, уничтожающего все нравственные мерила, когда различие между добром и злом становится относительным. Целью большинства людей становится накапливание материальных благ, богатств, и только на этой основе решение человеческих проблем, в том числе социальных и культурных. Сотворяя технику для освоения природы обитания, человек «вписал в природную среду рукотворное дополнение, которое таит в себе угрозу, если нравственность человека будет отставать от его могущества» [2, с. 4]. По своей сути техника нейтральна, её использование зависит от духовности человека, являющейся одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни и всего исторического прогресса. В такой ситуации обесценивания культурных, этических норм и ценностей насущно необходимыми становятся попытки дать ответы на предельно вечные нравственные вопросы: о смысле явления человека в мир, о высшей цели его существования и деятельности. И если говорить об уроках истории, то нельзя не согласиться с В. О. Ключевским, утверждающим, что «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается развитие так называемой кич-культуры - массовой культуры в её самом низкопробном проявлении, которая является порождением политики отхода от элементарных ценностей. Если первые проявления кича были широко распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в т. ч. кино и телевидение, которое зачастую пропагандирует антикультуру, которая не столько отражает внутреннее состояние нашего народа, особенно молодёжи, сколько пытается сделать его тупым. Противостоять этому, направляя молодого человека в сторону нравственности в системе ценностных ориентаций (если говорить о студенчестве), как ничто другое, сможет храм при вузе.

По словам настоятеля Домового храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова протоиерея Максима Козлова, «Польза для вуза может состоять, прежде всего, в том, что, хотя реально и небольшое число студентов и сотрудников являются воцерковленными

православными христианами, объединёнными вокруг домового храма высшего учебного заведения, тем не менее, они могут оказаться закваской того нравственно-здорового климата внутри вуза, который так трудно ныне достижим любыми иными средствами» [3]. Далее протоиерей Максим Козлов говорит о пользе вузовского храма для Церкви: «...безусловно, студенческая молодёжь, в целом, не может не быть объектом церковного попечения просто потому, что именно эта категория, эта генерация молодёжи социально наиболее активна. В значительной мере именно она будет занимать в будущем в самых различных областях своей жизни значимые или достаточно значимые позиции. И по простому логическому рассуждению, чем больше будет православных христиан среди медиков, тем спокойнее мы будем идти на операцию, чем больше будет среди государственных служащих, тем меньше среди них будет коррупции, чем больше будет офицеров, которые будут служить Богу и Отечеству с верой в душе, тем меньше будет в армии дедовщины, и тем крепче будут наши вооруженные силы [3]. В этом протоиерей видит не меркантильно-материальный, а естественный, природный интерес Церкви.

Кроме того, без знания основ православной культуры дипломированный специалист вряд ли может считать себя интеллигентом. Религия - это феномен, и мы не можем не соприкасаться с ней, без знания основ религии невозможно всесторонне понять литературу, живопись, музыку. Ведь, по словам настоятеля Домового храма имени святителя Иннокентия Московского Якутской духовной семинарии, проректора по учебной работе семинарии, иерея Алексия Воеца, «наследие православной культуры намного шире православной веры. Поэтому мы говорим не только об иконах, но и о живописи. Не только о духовных песнопениях, но и о музыке. Не только о церковной архитектуре, но об архитектуре в целом.» [4]. Здесь можно говорить и об элементарной безопасности людей, например: как не попасть в секту или отличить радикального мусульманина от традиционного; как правильно поступить в трудной жизненной ситуации, ведь при низком уровне личностного развития линия поведения при возникновении трудностей выбирается чаще всего не самая лучшая.

В прежнее время присутствие Церкви в стенах учебного заведения было естественным

и необходимым. Закон Божий входил в число обязательных дисциплин. Преподавание церковных предметов осуществлялось именно настоятелем университетского храма. Открытие новых корпусов и заведений при университете всегда начиналось с их освящения. Так, 9 октября 1900 года в 10 часов утра при открытии Томского технологического института императора Николая II (от которого берёт своё начало история Омского государственного университета путей сообщения) все студенты учебного заведения были приглашены на молебен, о чём они узнали из объявления, подписанного самим ректором ТТИ Е.Л. Зубашевым. И только после молебна, который отслужил Епископ томский и барнаульский Макарий, в институте начались занятия.

Согласно информации, размещённой на сайте Домового храма святой мученицы Тати-аны при МГУ, в 1993 году учёным советом МГУ было принято решение о воссоздании православной домовой церкви Московского университета, возникшей практически сразу после его открытия в 1791 и закрытой в 1918 году. 23 января 1995 года община вошла в стены храма. И хотя многие говорили, что этот «проект» обречён на провал, в этом храме не будет прихода, он будет влачить жалкое суще-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барг М.А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987. 354 с.

2. Глан И. В. Этот исчезающий вещный мир. М.: Знание, 1990. 192 с.

3. Нужен ли храм при вузе? Интервью с настоятелем храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова протоиереем Максимом Козловым // Православные вести. Ижица [Электронный ресурс]. URL: http: //2001 -7.izhiza.ru/2001 _7/rubrikator/pokoleny/mol5.htm (дата обращения: 18.01.2017 г.)

4. http://eparhia. ya 1.ru/index. php?Itemid= 81&catid =53:2010-04-05-02-22-31&id= 1312:2012-02-16-03-49-42&option=com_content&view=article

5. http://st-tatiana.ru/

Резник Ирина Ивановна - кандидат философских наук, член СП России, заведующая музеем Омского государственного университета путей сообщения; e-mail: reznik-ii@mail.ru

ствование в центре столицы, однако эти ожидания не оправдались. «Храм мученицы Татианы оказался первопроходцем в новом формате общения и соработничества власти и Церкви - под этим новым форматом подразумевается присутствие Церкви на одной из стратегических для государства площадок - в высшем учебном заведении» [5]. На сайте отмечено, что уважение к храму святой Татианы складывалось во многом благодаря тому, что во главе его стоит образованный, известный священник, выпускник МГУ Максим Козлов, и его вклад как духовного, а очень часто и не только духовного, руководителя прихода трудно переоценить. По словам иерея Алексия Воеца, «Богослужение в той форме, как есть, -это великая ценность. Это граница, которая отделяет от пропасти, за которой начинается невежество» [4]. Вузовский храм, передавая студентам такую ценность «из рук в руки», не позволит студентам-прихожанам перейти эту границу. Польза и необходимость вузовских храмов настолько очевидна, насколько очевиден ответ на вопрос, поставленный в одном из выступлений философом и российским государственным деятелем Д.О. Рогозиным: «...какая польза человеку возлюбить тьму больше света?...».

REFERENCES

1. Barg M. A. Epohi i idei. M. : Mysl', 1987. 354 s.

2. Glan I. V. Etot ischezayuschiy veschnyy mir. M.: Znanie, 1990. 192 s.

3. Nuzhen li hram pri vuze? Interv'yu s nasto-yatelem hrama svyatoy muchenitsy Tatiany pri Mos-kovskom Gosudarstvennom Universitete im. M.V. Lo-monosova protoiereem Maksimom Kozlovym // Pravoslavnye vesti. Izhitsa [Elektronnyy resurs]. URL: <http://2001-7.izhiza.ru/2001_7/rubrikator/pokoleny/ mol5.htm> (data obrascheniya: 18.01.2017 g.)

4. http://eparhia. ya 1.ru/index. php?Itemid= 81&cati d=53:2010-04-05-02-22-31&id=1312:2012-02-16-03-49-42&option=com_content&view=article

5. http://st-tatiana.ru/

Reznik Irina Ivanovna - Cand. Sc. {Philosophy} , Member of the Union of Writers of Russia, Head of Omsk State Transport University Museum; e-mail: reznik-ii@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 29.12. 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.