Научная статья на тему 'Русская голгофа. Материалы для разработки экскурсионных программ, посвященных Московским Новомученикам и Исповедникам XX века'

Русская голгофа. Материалы для разработки экскурсионных программ, посвященных Московским Новомученикам и Исповедникам XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Троицкий Д. А.

В статье рассмотрен феномен христианского мученичества как части Российской истории XX века. Основное внимание уделено обзору экскурсионно-туристического потенциала, связанного с Московскими Новомучениками и показана актуальность данной темы для сферы образования в области туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Calvary

The article investigates Christian martyrdom phenomenon as a part of the Russian history of the XXth century. Particular attention is drawn to the excursion and tourism potential related to the Moscow New Martyrs, the latter proving relevance for tourism education.

Текст научной работы на тему «Русская голгофа. Материалы для разработки экскурсионных программ, посвященных Московским Новомученикам и Исповедникам XX века»

Русская Голгофа

Материалы для разработки экскурсионных программ, посвященных Московским Новомученикам и Исповедникам XX века

Троицкий Д.А.,

к.х.н, доцент ИТиГ (филиал РГУТиС)

Новомученикам и Исповедникам Российским XX века посвящается

В статье рассмотрен феномен христианского мученичества как части Российской истории XX века. Основное внимание уделено обзору экскурсионно - туристического потенциала,связанного с Московскими Новомучениками и показана актуальность данной темы для сферы образования в области туризма.

The article investigates Christian martyrdom phenomenon as a part of the Russian history of the XXth century. Particular attention is drawn to the excursion and tourism potential related to the Moscow New Martyrs, the latter proving relevance for tourism education.

2008 год явился годом значительных юбилеев в новейшей истории России. 20 лет назад — в 1988 году, после 70-летнего периода государственного атеизма, состоялось открытое празднование тысячелетия крещения Руси. 1988 год стал переломным во взаимоотношениях не только государства

и Православной церкви, но и в отношении государства к другим конфессиям. Это привело к значительному изменению позиции общества по поводу религиозного мировоззрения в целом и к христианству (и православию) в частности. Сегодня отношение власти к религии характеризуется не просто толерантностью: мы видим, что первые лица государства позиционируют себя в качестве православных людей.

Религиозное возрождение происходит в настоящее время на всем постсоветском пространстве. Основная социальная причина этого явления заключается в том, что в конце XX века модель атеистического тоталитаризма потерпела крах, и богоборческое государство было разрушено самими же носителями атеистического мировоззрения. Другая причина коренится в самой личности человека. Атеизм, скептицизм, а также извращенное религиозное сознание в форме различных сект и псевдорелигиоз-ных организаций, в том числе оккультного характера, ведут преимущественно к гедонистическому пониманию смысла жизни, к деформации личности и ввергают массу людей в пучину разнообразных бед —

наркомании, алкоголизма, разного рода зависимостей, ведущих к психическим расстройствам, правонарушениям и т.д.

События 1988 года послужили также мощным импульсом к возрождению и развитию религиозного туризма в нашей стране [1].

Поэтому в год 1020-летия крещения Руси мы с полным правом можем говорить о двадцатилетнем юбилее религиозного туризма в новейшей истории России. Как известно, объектами религиозного туризма являются святыни — понятие общее для всех религий [1,2]. История России была неразрывно связана с судьбами христианства, а после его разделения — с судьбами православия. Поэтому в позднейшее время наиболее востребованными в области внутреннего религиозного туризма стали экскурсионные туры к местам, связанным с жизнью и деятельностью древних подвижников благочестия — преимущественно монахов. В программах всех турагентств, занимающихся религиозным туризмом, обязательно предусмотрены поездки в Троице-Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Валаамский и Соловецкий монастыри и т.д. Между тем Россия и, в особенности, Московский регион обладают помимо широко известных святынь по-истине уникальным, но, к сожалению, все еще малоизвестным, духовно-нравственным (и туристическим) потенциалом, связанным с подвигами Новомучеников, Исповедников и Подвижников благочестия Русской Православной Церкви ХХ века, 90летний юбилей учреждения празднования подвига которых также приходится на 2008 год [3-14].

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы кратко рассмотреть это историческое явление и дать общую характеристику туристического потенциала, относящегося прежде всего к Московскому региону.

Греческое слово цартис; переводится «свидетель», и сам Спаситель называл мучеников Своими свидетелями [Откр. 2:13; Деян. 22:20]. Почитание мучеников и святынь, с ними связанных, началось ещё в эпоху

древнего христианства. Для современных христиан особое значение имеют именно Новомученики, так как по свидетельству преподобного Симеона Нового Богослова, войти человеку в опыт святых возможно не иначе, как через опыт ближайших к нему по времени жизни святых. Если не распознает человек святости в ближайшем к нему времени, то и древние подвижники его не услышат.

Как известно, октябрьский переворот 1917 года открыл длительный период широкомасштабных гонений на христианство в нашей стране, которые, судя по доступным в настоящее время документам [3, т.

2, с. 5-18; 15, с. 242], сразу приобрели характер планомерной внутренней политики, направленной на полное уничтожение Церкви. Расправы над преследуемыми, в особенности над церковнослужителями, по степени жестокости не уступали зверствам язычников в эпоху древнего Рима. Небывалых массовых масштабов репрессии приобрели в 1930-х годах. Именно тогда были организованы секретные расстрельные полигоны Бутово, Коммунарка, Суха-новская тюрьма.

90 лет назад поместным собором Русской Православной Церкви 1917-1918 годов было вынесено решение о поминовении усопших новомучеников 7 февраля — в день памяти священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, выдающегося церковного деятеля России, убитого большевиками в этот день. Позднее это решение было подтверждено определениями Священного Синода и Архиерейского Собора РПЦ 1991-1992 гг. Торжественное прославление Собора Новомучеников и Исповедников Российских явленных и неявленных произошло 19 августа 2000 года в праздник Преображения Господня.

Изучение жизни и подвига Новомучеников, воплотивших высочайший идеал святости, любви и самоотверженного служения Богу и ближнему, может сыграть неоценимую роль в нравственном воспитании человека. Особое же значение среди самих Новомучеников для людей, живущих обычной мирской жизнью, имеют те

из них, которым можно не только молиться, но и воспринять хотя бы в малой мере практический опыт их жизни, следовать их спасительному примеру. Совершенно поразительным примером самоотверженного служения Богу и ближним является жизнь мученицы Татианы (Гримблит) [3—6]. «Но, — скажет современный человек, ищущий сиюминутных наслаждений, — получили ли Новомученики в этой, известной всем нам земной жизни что-нибудь хорошее, кроме скорбей, голода, болезней, ссылок и тюрем и, наконец, ужасных казней?» Да! Практически все жития мучеников, как древних, так и новых, свидетельствуют о том, что им была дана в жизни, а многим — и в смерти — вышеестественная радость, наполненность и осмысленность жизни, о которых многие современные самоубийцы, жившие в несравненно лучших материальных условиях, не могли даже и мечтать.

За годы, прошедшие со времени общецерковного прославления подвига Ново-мучеников, неуклонно возрастает число их почитателей, а также людей, интересующихся их жизнью. Соответственно разрабатываются экскурсионные маршруты по местам, связанным с жизнью и подвигом этих людей. Однако число объектов, посещаемых во время этих экскурсий и объем информации, которую получают экскурсанты — это лишь малая капля в море широко доступных, но, к сожалению, недостаточно востребованных нашими современниками сведений по этому вопросу. В этом отношении особенно большим экскурсионным потенциалом обладает Московский регион. Собор Новомучеников и Исповедников Российских включает примерно полторы тысячи имен, причем более четверти из них — это Московские Новомученики.

Ниже предпринята попытка обобщенной характеристики экскурсионного потенциала Москвы по данной теме.

Экскурсионно — туристический потенциал Москвы, связанный с подвигом Ново-мучеников, включает:

1. Места мученического подвига (места расстрелов). Следует отметить, что многие места расстрелов (в том числе

упомянутые в статье) в настоящее время имеют официальный статус исторических объектов, что предполагает возможность рассматривать их как экскурсионные объекты, также как территории бывших концентрационных лагерей (например, Саласпилс в Латвии, Освенцим в Польше), места массовых расправ фашистов над мирным населением во время Великой Отечественной войны (например, Хатынь в Белоруссии, Бабий Яр на Украине), мемориальные кладбища (например, Ваганьковское и Новодевичье кладбища в Москве). На территориях мест массовых расстрелов покоятся останки как верующих, так и неверующих, принадлежавших к различным социальным группам, национальностям и конфессиям, в том числе и останки тех, кого Православная церковь причислила к лику святых Новомучеников.

2. Храмы, являющиеся местом пребывания различных святынь (мощей Новомучеников в раках или частиц мощей в мощевиках; предметы, принадлежавшие мученикам; иконы, написанные мучениками и настенные росписи, ими выполненные; иные реликвии, связанные с эпохой гонений на Православную Церковь XX века).

3. Храмы, в которых служили Ново-мученики.

4. Новые Храмы, освященные в честь Новомучеников.

5. Мемориалы и памятные знаки в честь жертв политических репрессий (в том числе на территориях монастырей, приходских храмов и кладбищ).

6. Иные объекты, связанные тем или иным образом с жизнью и деятельностью Новомучеников (например, дом в Варсонофьевском переулке, в котором размещалась ВЧК во главе с Ф. Э. Дзержинским, и где проводились допросы; больница на улице Остоженка, в которой скончался патриарх Тихон).

Формируемые в настоящее время базы

данных по рассматриваемой теме позволя-

ют компоновать группы объектов для тематических экскурсий (как пешеходных, так и автобусных) по двум основным принципам:

1. Принцип территориальной близости. Он позволяет разработать несколько компактных вариантов экскурсионных программ, посвященных одной общей теме «Новомученики и Исповедники Московские XX века».

2. Принцип тематической близости. По этому принципу могут быть построены экскурсии, посвященные отдельным Новомученикам, например, «Патриарх Тихон в Москве», или группам лиц, так или иначе связанных между собой, например «Московские архиереи — мученики (патриарх Тихон (Беллавин), митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Иларион (Троицкий)», «Московские духовники-исповедники Сергий (Сребрянский), Гавриил (Игош-кин), Роман (Медведь), Алексий (Мечев) и Сергий (Мечев), Георгий (Лавров))», «Святые Московские «отцы и дети» Сергий (Сребрянский), Гавриил (Игош-кин), Татиана (Гримблит)» и др. Особенно перспективной представляется разработка автобусной экскурсии «Русская Голгофа», которая включала бы объекты, расположенные около МКАД в следующем порядке: Реутов (Храм иконы Божьей Матери «Казанская»), Расторгуево (Свято — Екатерининский монастырь), спецобъект «Коммунарка», Бутовский полигон. Дадим краткую характеристику этих объектов.

Храм иконы Божьей Матери «Казанская» (г. Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, а также два огромных мощевика, один из которых содержит частицы практически всех имеющихся в наличии мощей Новомучеников и исповедников Российских.

Свято-Екатерининский монастырь (бывшая Сухановская тюрьма), известная под названием «дача пыток». (Неподалеку находилась государственная дача руково-

дителей ОГПУ — Г. Г. Ягоды, а затем

Н. И. Ежова). Монастырь был местом служения священномучеников Иоасафа (Крымзина) и Ярослава (Савицкого). В главном храме находятся два мощевика, в одном из которых — частица мощей великомученицы Екатерины.

Подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря (бывший спецобъект «Коммунарка»). Здесь погибли преимущественно представители советской политической элиты, в том числе многие из первых гонителей церкви. Здесь был также расстрелян священник Серафимо—Дивеевского монастыря Павел Боротинский. На территории объекта сооружен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских, а также поклонный крест — голгофа и ряд памятников.

Территория Храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове (бывший Бутовский полигон). На территории самого полигона объектами осмотра являются расстрельные рвы, в которых покоятся жертвы политических репрессий, в том числе Новомучеников, поклонный крест, памятники, памятные доски с именами мучеников, составивших Собор Бутовских Новомучеников. В него входит три четверти имен Московских Новомучеников. Непосредственно к территории полигона примыкает территория нового каменного храма в честь Новомучеников, около которого воздвигнут огромный 12,5-метровый поклонный крест, привезенный с территории бывшего Соловецкого лагеря особого назначения. В нижнем храме по периметру расположены иконы всех Бутовских Новомучеников, создан музей Новомучеников. В рассказ о Бутове должны быть включены сведения о митрополите Серафиме (Чичагове), возглавляющем Собор Бутовских мучеников, мученице Татиане (Гримблит), мученике Стефане (Наливайко), осуществивших при жизни различные образы христианского подвига.

Помимо вышеперечисленных объектов, в состав экскурсионного потенциала Москвы по данной теме входят:

I. Группы объектов, связанных с деятельностью особенно известных новомучеников.

А. Места, связанные с жизнью св. патриарха Тихона (Беллавина):

1. Епархиальный дом в Лиховом переулке.

2. Храм св. Сергия Радонежского на подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

3. Бывшее здание больницы на ул. Остоженка.

4. Донской монастырь (храм иконы Божьей матери «Донская», где пребывают мощи патриарха, Западные ворота, келья патриарха).

5. Храм святителя Тихона патриарха всероссийского в Косино.

6. Храм святителя Тихона патриарха всероссийского в Люблине.

Б. Места, связанные с жизнью св. митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Илариона (Троицкого):

1. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (место служения протоиерея Леонида Чичагова. Этот храм был им восстановлен и частично расписан (фрески). В храме находятся копии написанных святителем икон «Спаситель в белых одеждах» и «Преподобный Серафим Саровский», крест — моще-вик с могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова).

2. Храм пророка Илии Обыденного (в храме находятся оригиналы икон, названных в п.1, чтимые иконы, мощевик).

3. Дом, в котором жила семья Чичаговых в 1890-х годах после переезда из С.-Петербурга (ул. Остоженка, д.37).

4. Новодевичий монастырь. В Успенском храме находится часть облачения митрополита Серафима (Чичагова) (палица), в котором был похоронен архиепископ Иларион (Троицкий) в Новодевичьем монастыре в С.-Петербурге. Во время обретения мощи оказались нетленными, равно как и само облачение. В храме находится икона, на которой изображены оба святителя.

5. Сретенский монастырь. В главном храме находятся мощи священномученика Илариона (Троицкого), выдающегося богослова ХХвека,умершего в пересыльной тюрьме в Петрограде. Монастырь был одним из мест его служения. На территории монастыря тайно хоронили расстрелянных во внутренней тюрьме ВЧК. Недалеко от монастыря экскурсантам можно показать дом, в котором работал Ф.Э. Дзержинский, — первый председатель ВЧК. Во дворе дома находился вход в подземный гараж ВЧК, в котором и производились расстрелы (Варсонофьевский пер., д. 11). На Лубянской площади можно показать памятный знак жертвам политических репрессий — камень, доставленный с Большого Соловецкого острова.

6. Бутовский полигон — место расстрела митрополита Серафима (Чичагова) в 1937 году в возрасте 82 лет.

II. Места, связанные с жизнью нескольких Новомучеников, тесно связанных между собой.

А. Места, связанные с жизнью и подвигами протоиереев Иоанна Восторгова,

Романа Медведя, Алексия Мечева и Сергия

Мечева:

1. Храм Покрова Богородицы на рву (Храм Василия Блаженного) — место последнего служения протоиерея Иоанна Восторгова и сменившего его на посту настоятеля протоиерея Романа Медведя.

2. Ходынское поле — место расстрела протоиерея Иоанна Восторгова. Какие-либо памятные знаки в настоящее время отсутствуют.

3. Храм всех святых во Всехсвятском. На территории храма создано братское кладбище — мемориал погибших в гражданской и двух мировых войнах, а также символические могилы епископа Ефрема (Кузнецова) и протоиерея Иоанна Восторгова, расстрелянных на Ходынском поле.

4. Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе. Место пребывания мощей

священноисповедника Романа Медведя.

5. Храм святителя Николая в Клениках. Место служения святого праведного протоиерея Алексия Мечева и его сына священномученика Сергия Мечева, расстрелянного в 1942 г. в Ярославской тюрьме. В храме находятся мощи святого Алексия Мечева.

Б. Места, связанные с жизнью преподоб-номученицы великой княгини Елизаветы (Романовой) и инокини Варвары, препо-добноисповедников Сергия (Сребрянского), Гавриила (Игошкина), священномученика Николая Померанцева и мученицы Татианы Гримблит:

1. Марфо-Мариинская обитель, основанная преподобномученицей Елизаветой (Романовой), ближайшей помощницей которой была инокиня Варвара. Место служения священноисповедника Сергия (Сребрянского) — духовного отца преподобноисповедника Гавриила (Игошкина).

2. Храм св. Николая Чудотворца в Пыжах. Настоятелем храма был священноис-поведник Гавриил (Игошкин), место служения священномученика Николая Померанцева, одной из певчих была мученица Татиана Г римблит. В храме нахо -дятся чудотворная мироточивая икона царя мученика Николая II, мощевики с частицами мощей великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, свя-щенноисповедника Гавриила (Игош-кина) и древних святых, а также иконы мученицы Татианы (Гримблит) (на клиросе — месте ее служения) и преподобно -исповедника Гавриила (Игошкина).

3. Бутовский полигон — место расстрела мученицы Татианы (Гримблит).

III. Храмы, которые были местом служения отдельных новомучеников или являются местом пребывания их мощей, а также иных святынь.

1. Храм Христа Спасителя, являющийся сам по себе символом мученичества. Место служения священномученика

Александра Хотовицкого — ключаря храма. Место нахождения иконы Собора Новому чеников и Исповедников Российских.

2. Храм иконы Божией Матери «Казанская» в с. Коломенское. Место обретения и пребывания иконы Богородицы «Державная», явившейся в день отречения Царя Николая II, а также списка с этой иконы.

3. Храм св. Иоанна Предтечи в с. Дьяково. Место служения священному-ченика Сергия Воскресенского.

4. ХрамиконыБожьейМатери«Казанская» (г. Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, а также два огромных мощевика, один из которых содержит частицы практически всех имеющихся в наличии мощей Новомучеников и исповедников Российских.

5. Даниловский монастырь. В Покровской церкви находятся мощи духовника обители — священноисповедника Георгия (Лаврова). В храме Семи Вселенских Соборов находятся мощи св. благоверного князя Даниила, которого часто называют Хозяином Москвы.

6. Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище — место служения священномученика Неофита (Любимова) и мученика Николая (Варжанского). На самом кладбище создан мемориал Новомученикам, поставлен обелиск и мемориальные доски жертвам политических репрессий. На кладбище находятся также могила замечательного духовного наставника москвичей — протоиерея Валентина Амфитеатрова, братские могилы воинов Великой Отечественной войны.

IV. Храмы, освященные в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

1. Храм святого царя — мученика Николая II и всех Новомучеников Российских на Головинском кладбище.

2. Храм святителя Тихона патриарха всероссийского в Косино.

3. Храм святителя Тихона патриарха всероссийского в Люблине.

V. Памятные знаки.

1. Подворье Соловецкого монастыря в Москве. Поклонный крест Соловецким Новомученикам, к которым относятся также и те из Московских Новомучеников, кто претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения.

2. Камень на Лубянской площади, привезенный с Большого Соловецкого острова — памятный знак жертвам политических репрессий.

VI. Храмы, освященные в честь иконы Божией Матери «Державная»

(в Чертанове и на Пречистенской набережной), занимают особое место в ряду святынь, относящихся к рассматриваемой теме.

Изучение жизни Новомучеников и Исповедников Российских может быть актуальным для сферы образования в области туризма в целом и для Института туризма и гостеприимства, в частности. В 2005 году в нашем институте впервые в России под руководством к.и.н., доцента

Литература

1. Христов Т.Т. Религиозный туризм. М.: Академия, 2007.

2. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2006.

3. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Жизнеописания и материалы к ним. Т.1-7. М.-Тверь: Булат, 1992 - 2002.

4. Жития Новомучеников и исповедников Российских ХХ века (составленные игуменом Дамаскиным (Орловским) в 12 тт. М.-Тверь: Булат, 2005 (продолжающееся издание).

5. Жития Новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии под ред. Митрополита Ювеналия (Пояркова). М.-Тверь: Булат, 2002 (продолжающееся издание).

6. Мученица Татиана (Гримблит). Мне бы жизнь за тебя положить. Стихотворения. М.: Булат, 2006.

7. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1997.

8. Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».

Н. В. Ягодынской была с отличием защищена дипломная работа, посвященная разработке экскурсионного маршрута, посвященного Московским Новомучени-кам [16]. Обращение к теме Новомучеников может иметь самые широкие перспективы в учебном процессе не только при написании курсовых и дипломных работ на профилирующей кафедре, но и в преподавании таких общеобразовательных и профессиональных дисциплин, как «Философия», «Культурология», «История», «Краеведение», «Экскурсоведение», «Культурно-исторические центры России».

Например, в курсе «Философия» в рамках специальностей «Туризм» и «Социально-культурный сервис и туризм» материал о Новомучениках был успешно апробирован при изучении учебных тем «Философия личности» и «Основные проблемы социальной философии». Наш вуз может выступить и с инициативой научно-методических разработок экскурсионных программ вплоть до их практического внедрения. Таким образом, Институт туризма и гостеприимства может внести и в этой области свой вклад в общее дело возрождения России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Труды, вып. 1. Новомученики ХХ века. М.: Булат, 2004.

9. Документальные фильмы, аудикассеты и аудиодиски, выпущенные Региональным общественным фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».

10. Сайт Регионального Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» www.fond.ru

11. Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий. Вып. 8. М.: Альзо, 2007.

12. Свято-Екатерининский мужской монастырь. М., 2003.

13. Буклеты храмов св.Николая в Старом Ваганькове, св.Николая в Пыжах, спецобъекта «Коммунарка», Бутовского полигона, Донского монастыря, подворья Свято -Троице-Сергиевой Лавры в Москве.

14. http://www.kneparhia.rU/content/view/886/1/ http://www. eparhia.sakha.ru/html/calendar/life363.htm

15. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2005.

16. Решетилова О.А. Московские Новомученики: опыт разработки тематической экскурсии. Дипломная работа. Научный руководитель доц. Ягодынская Н.В. М.: ИТиГ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.