Научная статья на тему 'О вере и верности'

О вере и верности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О вере и верности»

О вере и верности

8 октября, в день памяти Преподобного Сергия, в Ярославле открылась XI Межрегиональная православная выставка-ярмарка «Мир и клир».* Центральным событием мероприятия стала научно-практическая конференция «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века», в которой приняли участие исследователи церковных и государственных образовательных организаций России и Белоруссии.

Новейшая история гонений на Церковь до сих пор пестрит белыми пятнами. Не все имена пострадавших известны, не все новомученические подвиги сохранились в народной памяти.

Преследования за веру в период 1918-1953 годов имели огромный размах, репрессиями были охвачены все слои общества и все возрасты — от детей до стариков. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937-1938 годах было арестовано почти 165 тыс. православных священнослужителей, из них расстреляно около 107 тыс. Носители истинной духовности, люди, жившие по чести и в согласии с совестью, искоренялись как тотальное зло. По словам епископа Рыбинского

Александра СТАРИКОВА,

Ярославль

* Организаторами выставки-ярмарки выступили Ярославская митрополия Русской Православной Церкви,выставочная компания «Узорочье», правительство Ярославской области и мэрия Ярославля.

и Угличского Вениамина, в ХХ веке Церковь приобрела почти 1000 новомучеников и исповедников Российских, что во много раз больше, чем за все предыдущие годы существования Русской Православной Церкви.

Сегодня принято выделять несколько периодов гонений на духовенство. В первый период — становления советской власти — расстреливали священников, которые оказывались в тех храмах, откуда велась стрельба с колоколен и стен. Священники не участвовали в этом противостоянии, но оказались жертвами. Следующий период начинается с 12 апреля 1919 года, когда появился декрет ВЦИК о революционных трибуналах, узаконивший расправы. В этот момент прошла волна протестов, особенно в сельской местности: многие крестьяне отказывались идти в Красную армию, а организаторами таких волнений, как правило, считались священники. Период 1921-1922 годов печально известен последствиями декрета о порядке изъятия церковных ценностей, согласно которому храмы должны были сдать государству все предметы из драгоценных металлов, камней, в том числе предназначенных для богослужения. Следующий непростой для Русской Церкви этап — коллективизация — характеризовался небольшими сроками заключения, но большим числом репрессированных, причем многие были подвержены арестам второй и даже третий раз. Своего максимума кровавые расправы достигли в 1937-1938 годах, когда уничтожались все, кто считался опасным врагом народа.

«Репрессированные делились на две группы, — поясняет епископ Вениамин. — К первой относились наиболее враждебные элементы, подлежащие расстрелу, сюда, разумеется, относилось и духовенство. Репрессированные из второй группы подлежали заключению в лагеря на сроки от восьми до 10 лет. Чаще всего люди оказывались в лагерях до конца своей жизни. Кровавый террор 1937 года предполагал, что в короткий срок нужно было расстрелять или послать в лагеря практически большую часть населения. Те, кто рассматривал дела, выносили по 200-300 приговоров в день. Общее число погибших до сих пор невозможно установить».

О масштабах коммунистического террора рассказала и старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидия Головкова. По ее словам, в настоящее время доподлинно известно, что в Москве расстрелы осуществлялись в Кремле, в храмах, в парках, почти на всех кладбищах, а также на территории московских монастырей — Иоанновского, Новоспасского, Андроникова. В районе Большой Лубянки была целая «чекистская

I

Митрополит Агафангел (Преображенский)

Иерей Глеб Апухтин

Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (139) 2013

Священник Евлампий Богоявленский

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

92

иерей Василий ильинский иерей Александр иерей Александр Саульский Протоиерей Алексий иерей Григорий Сильвеструк

Ратьковский Веселовский

слобода», многие подвалы которой также использовались для убийств. Имелись и специальные полигоны, например Бутовский. Именно на него привозили священнослужителей.

В фойе конференц-зала расположена фотоэкспозиция, посвященная новомученикам и исповедникам земли Ярославской. Это лишь крошечная часть примеров самоотверженного служения Богу, которое не смогли сломить ни надругательства, ни казематы.

Чистые, благородные лица смотрят с фотографий. Святитель-исповедник Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский, много сделал для улучшения жизни простых сельских священников, занимался организацией касс взаимопомощи, открывал приюты для малолетних сирот из семей духовенства. Член Высшего церковного управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне, отец Агафангел был вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. В 1920-х годах, не поддавшись на провокации ГПУ, имевшие целью столкнуть ведущих иерархов при помощи различных интриг, владыка, будучи уже в преклонном возрасте, несколько лет провел в тюрьмах, но до конца жизни старался служить делу церковного единения.

Священномученик Серафим, архиепископ Угличский, был членом так называемого «Параллельного Синода», возникшего в противовес Патриаршему, находившемуся, как принято считать, под контролем ГПУ. Известен обличением обновленческой церковной политики. Был не раз арестован. В период между ссылками возглавлял тайную Церковь, совершал постриги. В 1934 году снова был арестован по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» и приговорен к пяти годам лагерей, а в 1937 году его расстреляли.

Священномученик Вениамин, епископ Романовский, был сторонником принципиальной позиции в отношении взаимодействия Церкви и безбожного государства. Известны строки, которые он написал, будучи в ссылке: «Христианская наша родина под руководством богоборческого правительства систематически и быстро

Крестный ход в Ярославле с иконой «Собор новомучеников Ростово-Ярослав-ских» от Сретенского храма к выставочному комплексу «Старый город».

перестраивается, она уже новая, строение ее во всех отраслях жизни безбожное, антихристианское, образуется безбожная родина». Такая позиция не могла не привлечь внимания властей. В 1930 году епископ Вениамин получил новый приговор — 10 лет лагерей. Скончался в том же году в туркменской тюрьме.

Гонениям подвергались не только церковные иерархи. Множество простых сельских священников было в одночасье арестовано или убито без суда и следствия, просто за принадлежность к иному классу.

Священномученик Петр Зефиров, сын протоиерея села Ваулова Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии, учитель и священник, — расстрелян в 1918 году.

Священномученик Вячеслав Закедский, законоучитель церковно-приходской школы и приходского начального училища города Рыбинска. В 1917 году был переведен в церковь городской тюрьмы, рукоположен в сан иерея. В ночь на 5 сентября 1918 года, во время подавления восстания в Ярославле, был тяжело ранен и вскоре скончался.

Священномученик Глеб Апухтин, крестьянский сын из Курской губернии, ставший священником села Боровое Воронежской области. Был арестован за оскорбление руководителей советского правительства, восхваление царского строя. Расстрелян в 1937-м...

Современное общество как никогда нуждается в примерах и ориентирах, демонстрирующих силу духа и верность традициям. Как было отмечено на конференции, особым знаком нашего времени является обострение противостояния религиозного и секулярного сознания. В большинстве случаев именно это противостояние мешает заниматься образовательной, социальной, научной, воспитательной и культурной работой.

«Идеология секулярного гуманизма не сумела защитить человека от разрушительных глобальных и локальных проявлений общества и личностных конфликтов. Хотя темы человека, смысла его жизни, воспитания подрастающего поколения в согласии с общепризнанными ценностями не теряют своей актуальности. В поиске ответа на эти сложные вопросы мы и предлагаем обратиться к теме новомучеников, — рассказывает директор выставочной компании «Узорочье» Сергей Алексеев. — К сожалению, большинство священников и православных педагогов, не говоря уже о государственных деятелях, ученых и светских педагогах, не осознают, какую духовную, просветительскую и воспитательную мощь несет в себе это явление. А ведь это не только литургические почитания подвига новомучеников, это туристические и паломнические поездки, связанные с жизнью и деяниями новомучеников и исповедников, это обширная тема для краеведческого изучения, в орбиту которого может быть вовлечено огромное количество взрослых и подростков по всей стране, тогда как сейчас изучение этого источника держится на небольшом количестве ученых и энтузиастов. При этом объем для изучения колоссальный. Это и священнослужители, и миряне, жизнь которых достойна изучения, в том числе и семьи пострадавших, которые под давлением властей перебирались из больших городов в провинцию, где им в буквальном смысле слова приходилось бороться за кров и хлеб для своих детей и стариков».

94

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (139) 2013

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

Целенаправленной работой по сбору сведений о жизни и подвигах новомучеников вот уже более 30 лет занимается Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», создателем и идейным вдохновителем которого является игумен Дамаскин (Орловский). В своем докладе президент фонда Дмитрий Синяговский отметил, что «вопрос важности почитания новомучеников подкреплен словами известного святого — преподобного Симеона Нового Богослова: «Кто не изволяет со всей любовью и желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними, и не будет вчинен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым...»

Ближайшие к нам по времени и по месту святые — новомученики и исповедники Российские ХХ века. Бог выстроил так святых неспроста, а для нашего удобства приобщения к святости. Вот церковное предание устами Симеона Нового Богослова и учит, что тот, кто в стремлении ухватиться за церковное богатство дальнее не замечает богатства ближайшего, поступает весьма странно, нарушает Божие предопределение. Господь благоволил даровать нам сонм новомучеников, которые являются нашими соотечественниками. Они жили фактически в ту же историческую эпоху, что и мы, в том же государстве. Среди прославленных 1700 новых святых есть представители всего спектра сословий, возрастов, характеров, темпераментов, сфер церковной и общественной деятельности. Божиим промыслом и трудами церковных людей вместе с этими святыми нам дарован и огромнейший массив самой многоплановой информации: это устные и письменные воспоминания родственников, очевидцев, личные дневники самих новомучеников, их переписка, периодическая печать, обширнейшие мученические акты, которыми являются судебно-следственные дела, фотографии, личные вещи, духовные и научные письменные наследия и даже музыкальные произведения и медицинские рецепты. Такого наследия от древних святых у нас нет. Но и это еще не все. Сохранились храмы, в которых они несли священнические богослужения, казематы, в застенках которых они проводили последние дни перед расстрелом, предсмертные записи на полях книг. Некоторые новомученики и исповедники оставили нам и свои тела в виде святых мощей. Человек, который не нуждается в святых, без остатка предоставляющих себя нам для понимания, а значит и для любви, — не обманывает ли он себя в отношении самой любви к древним святым?»

Вот поэтому повсеместное почитание новомучеников и исповедников Российских должно быть не меньшее, чем почитание древних святых, иначе мы рискуем оказаться в числе тех, кому лишь кажется, что они имеют любовь к Богу и ко всем святым.

По материалам собственных исследований фонд выпустил уже 26 книжных томов, в которых содержатся жизнеописания 1574 новомучеников и исповедников Российских.

Два года назад подобной исследовательской деятельностью занялись и в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина. Возглавил это направле-

Церемония от- ние д.и.н., профессор кафедры истории России, ру-крытия выстав- ководитель научно-исследовательской лаборатории ки-ярмарки «Мир по изучению и распространению подвига исповедни-и клир» началась ков и новомучеников Российских Юрий Гераськин.

с молебна. «На базе лаборатории создан музей, где размещены

фотосюжеты, ксерокопии следственных дел. Эти материалы дают понимание характеров последователей веры, насколько твердо они вели себя при допросах, как открыто и чистосердечно отвечали на все провокационные вопросы, никого при этом не оговаривая и не компрометируя. Новомученики шли на свою голгофу с истинно христианским смирением. Но было бы не совсем правильно показывать новомучеников лишь как жертв политического террора, попавших в некий маховик. Важно понимать, что это было осознанное нежелание адаптироваться, быть конформистами. Целесообразно уделять больше внимания и обстоятельствам жизни до ареста, ежедневному подвигу этих людей, поскольку арест был в принципе логическим завершением их судьбы», — рассказывает Юрий Гераськин.

Сегодня рязанские исследователи делятся плодами своих трудов с широкой общественностью, устраивают выставки в библиотеках, где частыми гостями бывают студенты. Эти мероприятия вызывают неподдельный интерес. По словам Юрия Гераськина, даже с психологической точки зрения знакомство с житиями новомучеников может помочь укрепить силу духа и ощутить незначительность собственных проблем, какими бы сложными они ни казались.

В послании митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона участникам конференции сказано: «Церковь выстояла. Несмотря на громадные потери, она сохранила чистоту православной веры, сохранила всю организацию своей паствы. Церковь оказалась тем институтом дореволюционной России, который не смогла одолеть новая власть. И конечно же, в первую очередь победа Церкви над силами зла осуществилась благодаря великому сонму новомучеников. Это их заступничество перед Спасителем и Пречистой не позволили уничтожить православие в России. Они своим подвигом замолили грех отступничества нашего народа от Христа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.